Научная статья на тему 'Профессиографический подход в формировании коммуникативной толерантности будущего учителя'

Профессиографический подход в формировании коммуникативной толерантности будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ / ПРОФЕССИОГРАММА / МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ / PROFESSIOGRAPHICAL APPROACH / COMMUNICATIVE TOLERANCE / TEACHER''S PERSONALITY MODEL / PROFESSIOGRAM / RESEARCH METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якса Наталья Владимировна, Хацаюк Наталия Сергеевна

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной толерантности будущего учителя с позиций профессиографического подхода. Проведен анализ понятий «профессиографический подход» и «коммуникативная толерантность»; представлены данные исследования сформированности данного феномена у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якса Наталья Владимировна, Хацаюк Наталия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIOGRAPHICAL APPROACH TO THE FORMATION OF THE COMMUNICATIVE TOLERANCE OF THE FUTURE TEACHER

The article is devoted to the problem of the future teacher`s communicative tolerance formation from the standpoint of the professiographical approach. The analysis of the concepts of "professiographical approach" and "communicative tolerance" was carried out; the data of the study of this phenomenon formation among the students was presented as well.

Текст научной работы на тему «Профессиографический подход в формировании коммуникативной толерантности будущего учителя»

6. Плужникова, Ю. А. Формирование коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю. А. Плужникова. - Рязань, 2008. - 22 с.

7. Семенова, Л. М. Имиджелогическая подготовка специалиста по связям с общественностью в вузе: монография / Л. М. Семенова. - Челябинск: Издательский Центр ЮУрГУ, 2010. - 294 с.

8. Симонова, И. Ф. Педагогика имиджа: монография / И.Ф. Симонова. - СПб., 2012. - 304 с.

9. Федоров, И. А. Индивидуальный имидж как сторона духовной жизни общества: автореф. ... д-ра социол. наук / И. А. Федоров. - Тамбов, 1998. - 20 с.

10. Шамов, И. В. Развитие корпоративной культуры студентов в образовательной среде вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. В. Шамов. - Казань, 2017. - 25 с.

Педагогика

УДК: 37.064.2:316.647.5

доктор педагогических наук, профессор Якса Наталья Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь); кандидат педагогических наук, доцент Хацаюк Наталия Сергеевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь)

ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной толерантности будущего учителя с позиций профессиографического подхода. Проведен анализ понятий «профессиографический подход» и «коммуникативная толерантность»; представлены данные исследования сформированности данного феномена у студентов.

Ключевые слова: профессиографический подход, коммуникативная толерантность; модель личности учителя; профессиограмма, методика исследования.

Annotation. The article is devoted to the problem of the future teacher's communicative tolerance formation from the standpoint of the professiographical approach. The analysis of the concepts of "professiographical approach" and "communicative tolerance" was carried out; the data of the study of this phenomenon formation among the students was presented as well.

Keywords: professiographical approach, communicative tolerance, teacher's personality model; professiogram, research methodology.

Введение. Проблема профессиональной подготовки студентов университета к педагогической деятельности не утрачивает своей актуальности, что подтверждается многочисленными научными исследованиями в этой области (С. К. Абильдина, Н. В. Горбунова, А. В. Глузман, Н. А. Глузман, Н. В. Ипполитова, Ш. Т. Кулиева, В. В. Осадчий, Ж. Е. Сарсекеева и т.д.). В профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрирован в Минюсте России 06.12.13 №30550), указывается, что одной из трудовых функций учителя является функция воспитательной деятельности, которая, в свою очередь, включает в себя такие необходимые умения, как «общение с детьми, признание их достоинства, понимание и принятие их», а так же «защита достоинства и интересов обучающихся, помощь детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях» [8]. Качественное выполнение данной функции, на наш взгляд, напрямую связано с наличием такой личностной и профессиональной характеристики специалиста, как коммуникативная толерантность.

Изложение основного материала статьи. Следует отметить, что одним из наиболее эффективных подходов к формированию профессиональной компетентности, а затем и педагогического мастерства будущего учителя, составной частью которых является коммуникативная толерантность, по-прежнему остается профессиографический подход, с помощью которого может осуществляться подготовка будущего учителя к профессиональной педагогической деятельности через формирование необходимых качеств будущего специалиста и составление профессиограммы. Согласимся с определением профессиограммы, данным Головиным С. Ю., как: «подробным описанием некоей профессии через систему требований, предъявляемых ею к работнику, - включая качества личности, особенности мыслительных процессов, знания, умения и навыки, нужные для успешного овладения этой профессией» [5, С. 173].

Профессия учителя является сложной, носящей полифункциональный характер, в связи с чем количество профессиональных признаков входящих в ее состав, достаточно велико, как и велико, в свою очередь, число функций, выполняемых педагогом. И профессиограмма, в этом контексте, выполняет роль модели будущего специалиста. Как справедливо указывают М. В. Щербакова и В. В. Ковалев: «Профессиограмма представляет собой модель деятельности и личности учителя, отражающую его основные функции, круг теоретических знаний, перечень педагогических умений и навыков, интегративные профессионально личностные качества. Следовательно, профессиограмма моделирует результат, который должен быть достигнут в процессе обучения и воспитания в вузе и самостоятельной педагогической деятельности. Профессиограмму можно использовать как инструмент диагностики готовности к профессиональной деятельности» [12, С. 17].

В рамках нашего исследования особый интерес представляет психологически ориентированная профессиограмма предложенная Е. И. Гарбером и В. В. Козача, включающая в себя два основных компонента: внешнюю картину труда, состоящую из объективных условий, в рамках которых осуществляется трудовая деятельность (фотография рабочего дня, хронометраж, временная динамика производственной активности, рабочее место, типичные ошибки и др.) и внутренней картины труда, то есть характеристики личности специалиста (типичные реакции личности на определенные профессиональные ситуации, интегральные образования личности работника (способности, структура научения и опыт), психические состояния (интеллектуальные и эмоциональные процессы, воля, внимание, память, психомоторика) [7].

В рамках внутренней картины труда лежит и исследуемое нами явление - коммуникативная толерантность. Коммуникативная толерантность в последние годы занимает все более значимое место в исследованиях как личностных, так и профессиональных характеристик специалистов, и в частности, педагогов. Так, Н. В. Рачицкая рассматривает коммуникативную толерантность, как «важнейшее свойство личности, необходимое для оптимизации процессов общения и взаимодействия» [9; С. 55-56]. И. И. Торубарова отмечает, что коммуникативная толерантность может быть рассмотрена как «характеристика, описывающая взаимоотношения между людьми, которая определяется личностно-значимой, бесконфликтной манерой поведения человека» [10; С.70-73]. В. С. Безрукова трактует понятие коммуникативная толерантность как «часть базовой культуры личности, обеспечивающую ее готовность к жизненному самоопределению, установлению гармоничных отношений с окружающей действительностью и внутри себя» [1; С. 380]. И. И. Гарин утверждает, что данное явление «определяется как отношение личности к людям, показывающее степень переносимости ее неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию» [4; С. 98].

Толерантность изучается многими науками уже не один десяток лет, однако интерес к этому феномену не угасает. Связано это с изменениями в социокультурной ситуации, требующей немедленного разрешения ряда противоречий в системе «человек - человек». Жизнь в современном постиндустриальном обществе, в котором все больше и больше расширяются контакты между людьми, с одной стороны формирует у человека способность принимать общемировые и национальные ценности; с другой же - не способно защитить от нетерпимости и проявлений ненависти, приводящих к разрушительным последствиям. Профессия педагога лежит в системе взаимоотношений «человек - человек» и качественное выполнение профессиональной деятельности педагога требует ответственного отношения к детям, реализуя право на учет их индивидуальных особенностей. В науке выделяются следующие формы толерантности: толерантность, как терпение; толерантность, как снисхождение; толерантность, как расширение собственного опыта и критический диалог [3; С. 147-151], толерантность, как свобода. Каждый из них отражается и в понятии «коммуникативная толерантность».

Современная педагогическая деятельность выходит за рамки «субъект - объектного» взаимодействия и ориентирует современного педагога на учет, как личностного опыта ребенка, так и собственного профессионального опыта, что, в свою очередь, формирует толерантное коммуникативное пространство в классе, основанное на взаимопонимании, взаимоприятии, взаимопомощи и продуктивном взаимодействии.

В. В. Бойко выделяет несколько видов коммуникативной толерантности, среди которых:

1. ситуативная коммуникативная толерантность (терпимое отношение данной личности к данному конкретному человеку);

2. типологическая коммуникативная толерантность (терпимое отношение человека к собирательным типам личностей или группам людей);

3. профессиональная коммуникативная толерантность (терпимое отношение к собирательным типам людей, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности);

4. общая коммуникативная толерантность (терпимое отношение к людям в целом; тенденции, обусловленные жизненным опытом, установками, свойствами характера, нравственными принципами, состоянием психического здоровья человека) [2; С. 405].

Безусловно, любой из этих типов может встречаться в педагогической деятельности, однако, наиболее универсальным типом, на наш взгляд, для личности учителя должен стать четвертый. Изучению сформированности феномена коммуникативной толерантности посвящено наше исследование, проведенное на базе Таврической академии федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в апреле - мае 2018 года для студентов, обучающихся на четвертом курсе исторического, математического и философского факультетов, прошедших педагогическую практику в школах Республики Крым. Исследование диагностики общей коммуникативной толерантности проводилось по методике В. В. Бойко [11; С. 107]. Общее количество студентов, задействованных в исследовании, составило 65 человек.

Для выявления наиболее характерных аспектов и тенденций проявления коммуникативной толерантности и интолерантности в статье рассмотрены ответы обучающихся по отдельным шкалам методики: шкала 1 - «Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека», шкала 2 - «Оценка себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей», шкала 3 - «Категоричность или консерватизм в оценках людей». Опишем результаты, полученные нами в ходе экспериментального исследования.

Сравнительный анализ ответов обучающихся выбранных направлений подготовки показал, что самый высокий уровень толерантности по шкале «Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека» (37,5%) продемонстрировали обучающиеся по направлению подготовки «Культурология». Вторая позиция в высоком уровне (33,3%), наилучшие показатели в достаточном уровне (66,7%) и отсутствием низкого и среднего уровней у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Математика». Обучающиеся по направлениям подготовки «История» и «Религиоведение» имеют самые низкие показатели в высоком уровне 26,9% и 20% и единственные демонстрируют низкий уровень 7,7% и 10% соответственно. Данные, полученные в ходе диагностики, представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Распределение уровней общей коммуникативной толерантности по (шкала 1) по

направлениям подготовки

В целом 29,7% респондентов продемонстрировали высокий уровень отношений к индивидуальности людей, которые могут быть неприятны или не понимаемы, 39% - достаточный, 26,6% - средний и 4,7% низкий уровни (Рис. 2).

Рисунок 2. Выраженность уровней общей коммуникативной толерантности по шкале 1 (в %)

Результаты диагностики по шкале «Оценка себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей» отражают толерантные и интолерантные проявления при оценке поведения и образа мыслей других людей (используя себя при этом в качестве эталона), такие как несообразительные учащиеся; школьники, любящие поговорить на уроках; обучающиеся, которые имеют низкий уровень знаний по предмету. Сравнительный анализ ответов показал, что результаты по данной шкале, схожи с результатами, описанными выше. Наилучший результат продемонстрировали студенты философского факультета (направление подготовки «Культурология»), высокий уровень - 56,2%. Немного ниже показатели в высоком уровне у респондентов математического факультета - 41,7%, однако самый лучший результат в достаточном уровне - 58,3% (при отсутствии среднего и низкого уровней). Значительно ниже показатели у обучающихся по направлению подготовки «Религиоведение» (высокий уровень - 30%, достаточный 50 %, средний - 20%). Студенты, обучающиеся по направлению подготовки «История», заняли четвертую позицию в данном аспекте, единственные продемонстрировав низкий уровень толерантности (11,5%) по данной шкале. Итоговые результаты уровня социальной толерантности обучающихся составили 37,5% высокого, 45,3% достаточного, 12,5% среднего и 4,7% низкого уровней. Результаты исследования данного аспекта представлены на рисунках 3 и 4.

Рисунок 3. Выраженность уровней общей коммуникативной толерантности по шкале 2 (в %)

Рисунок 4. Распределение уровней общей коммуникативной толерантности по (шкала 2) по

направлениям подготовки

Третий аспект изучения - это исследование категоричности или консерватизма в оценках других людей. Результаты показывают, что самый высокий уровень толерантности (33,4% и 26,9%) продемонстрировали студенты математического и исторического факультетов соответственно. Третья позиция в высоком уровне (25,5%) у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Культурология. У обучающихся по направлению подготовки «Религиоведение» зафиксированы самые низкие показатели высокого уровня (10%) и самые высокие показатели низкого уровня (20%). Данные, полученные в ходе диагностики, представлены на рисунке 5.

Рисунок 5. Распределение уровней общей коммуникативной толерантности по (шкала 3) по

направлениям подготовки

В целом 25% респондентов продемонстрировали высокий уровень толерантности студентов к таким проявлениям окружающих, как неопрятный внешний вид, бескультурное поведение, низкий интеллектуальный или профессиональный уровень, 46,9% - достаточный, 23,4% - средний и 4,7% низкий уровни (рис. 6).

Рисунок 6. Выраженность уровней общей коммуникативной толерантности по шкале 3 (в %)

Таким образом, проведенное исследование показывает, что самые высокие показатели при определении коммуникативной толерантности выявлены по шкале «Оценивание себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей», что демонстрирует высокий уровень отношения респондентов к праву на индивидуальность других людей, к их поведению, образу мыслей, отдельным характеристикам. Вторую позицию среди исследуемых аспектов занимают результаты исследования по шкале «Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека», которая отображает понимание и принятие индивидуальности других людей, другими словами, то, что дано человеку от природы, его воспитанность, свойственна региону, в котором родился и живет человек. Результаты по шкале «Категоричность или консерватизм в оценках школьников» значительно ниже показателей по двум предыдущим шкалам, которые демонстрируют, что респонденты готовы устанавливать правила, которые бы регламентировали проявление индивидуальности детей, требуя при этом некоторого однообразия, соответствующего собственному внутреннему миру и сложившимся в нем ценностям и вкусам. Данные, полученные в ходе диагностики, представлены на рисунке 7.

Рисунок 7. Распределение уровней общей коммуникативной толерантности по шкалам

Выводы. Результаты проведенного исследования не исчерпывают всех аспектов изучения феномена «коммуникативная толерантность». Перспективы исследования видим в обосновании результатов исследования по остальным шкалам указанной методики и выявлении уровня общей коммуникативной толерантности у обследуемой категории студентов.

Литература:

1. Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В. С. Безрукова - Екатеринбург, 2000 - 937 с. С. 380

2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Информационно-издательский дом «ФилинЪ», 1996. 472 с. С. 405

3. Власова И. В. «Толерантность в философии: генезис, виды, формы» Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России» № 4, 2013, Санкт Петербург, С147 -151 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21042012

4. Гарин И. И. что такое этика, культура, религия/И. И. Гарин. — М.: Терра — Книжный клуб, 2002. — 848 с.

5. Головин С. Ю. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г С. 173.

6. Иванова Е. М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии государственных ун-тов. М.: МГУ, 1992. 94 с.

7. Методика профессиографии / Е. И. Гарбер, В. В. Козача. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1992. - 196 с.

8. Профессиональный стандарт педагога URL: http://fgosvo.ru/docs/101/69/2/1 дата обращения 24.01.19

9. Рачицкая Н. В. Коммуникативная толерантность как элемент коммуникативной компетентности |Гекст| // Современная психология: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 55-56. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/111/5999/

10. Торубарова И. И. Коммуникативная толерантность как профессионально-значимая характеристика личности студента-медика (ВАК), Вестник ВГТУ. - Том 10, №3.2, 2014. - Воронеж : 2014. - С. 70-73

11. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов - М. Изд-во Института Психотерапии, 2002 - 339 с. - С. 107

12. Щербакова М. В. Ковалев В. В. Профессиограмма как средство профессионального самовоспитания будущего педагога Известия Волгоградского государственного педагогического университета №6 (60), 2011 стр. 17 - 21URL: http://izvestia.vspu.ru/files/publics/60/17-21.pdf

Психология

УДК: 159.922.8

кандидат педагогических наук, доцент Бисерова Галия Камильевна

«Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ГЕНДЕРНЫХ

ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация. В статье рассматривается проблема профессиональных интересов старшеклассников с точки зрения гендерных особенностей. Автор анализирует теоретические предпосылки развития профессиональных интересов юношей и девушек и подчеркивает необходимость учета индивидуальных особенностей обучающихся, которые получают свое развитие под влиянием внешних и внутренних факторов и гендерных стереотипов.

Ключевые слова: профессиональный интерес, гендерные особенности, гендерные стереотипы, профессиональное самоопределние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.