Научная статья на тему 'Профессиональные интересы старшеклассников в контексте гендерных исследований'

Профессиональные интересы старшеклассников в контексте гендерных исследований Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
411
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛНИЕ / PROFESSIONAL INTEREST / GENDER FEATURES / GENDER STEREOTYPES / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бисерова Галия Камильевна

В статье рассматривается проблема профессиональных интересов старшеклассников с точки зрения гендерных особенностей. Автор анализирует теоретические предпосылки развития профессиональных интересов юношей и девушек и подчеркивает необходимость учета индивидуальных особенностей обучающихся, которые получают свое развитие под влиянием внешних и внутренних факторов и гендерных стереотипов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCATIONAL INTERESTS OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE CONTEXT OF GENDER STUDIES

The article deals with the problem of professional interests of high school students in terms of gender. The author analyzes the theoretical precondition of the development of professional interests of boys and girls and emphasizes the need to take into account the individual characteristics of students who receive their development under the influence of external and internal factors and gender stereotypes.

Текст научной работы на тему «Профессиональные интересы старшеклассников в контексте гендерных исследований»

Рисунок 7. Распределение уровней общей коммуникативной толерантности по шкалам

Выводы. Результаты проведенного исследования не исчерпывают всех аспектов изучения феномена «коммуникативная толерантность». Перспективы исследования видим в обосновании результатов исследования по остальным шкалам указанной методики и выявлении уровня общей коммуникативной толерантности у обследуемой категории студентов.

Литература:

1. Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В. С. Безрукова - Екатеринбург, 2000 - 937 с. С. 380

2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Информационно-издательский дом «ФилинЪ», 1996. 472 с. С. 405

3. Власова И. В. «Толерантность в философии: генезис, виды, формы» Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России» № 4, 2013, Санкт Петербург, С147 -151 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21042012

4. Гарин И. И. что такое этика, культура, религия/И. И. Гарин. — М.: Терра — Книжный клуб, 2002. — 848 с.

5. Головин С. Ю. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г С. 173.

6. Иванова Е. М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии государственных ун-тов. М.: МГУ, 1992. 94 с.

7. Методика профессиографии / Е. И. Гарбер, В. В. Козача. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1992. - 196 с.

8. Профессиональный стандарт педагога URL: http://fgosvo.ru/docs/101/69/2/1 дата обращения 24.01.19

9. Рачицкая Н. В. Коммуникативная толерантность как элемент коммуникативной компетентности |Гекст| // Современная психология: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 55-56. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/111/5999/

10. Торубарова И. И. Коммуникативная толерантность как профессионально-значимая характеристика личности студента-медика (ВАК), Вестник ВГТУ. - Том 10, №3.2, 2014. - Воронеж : 2014. - С. 70-73

11. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов - М. Изд-во Института Психотерапии, 2002 - 339 с. - С. 107

12. Щербакова М. В. Ковалев В. В. Профессиограмма как средство профессионального самовоспитания будущего педагога Известия Волгоградского государственного педагогического университета №6 (60), 2011 стр. 17 - 21URL: http://izvestia.vspu.ru/files/publics/60/17-21.pdf

Психология

УДК: 159.922.8

кандидат педагогических наук, доцент Бисерова Галия Камильевна

«Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ГЕНДЕРНЫХ

ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация. В статье рассматривается проблема профессиональных интересов старшеклассников с точки зрения гендерных особенностей. Автор анализирует теоретические предпосылки развития профессиональных интересов юношей и девушек и подчеркивает необходимость учета индивидуальных особенностей обучающихся, которые получают свое развитие под влиянием внешних и внутренних факторов и гендерных стереотипов.

Ключевые слова: профессиональный интерес, гендерные особенности, гендерные стереотипы, профессиональное самоопределние.

Annotation. The article deals with the problem of professional interests of high school students in terms of gender. The author analyzes the theoretical precondition of the development of professional interests of boys and girls and emphasizes the need to take into account the individual characteristics of students who receive their development under the influence of external and internal factors and gender stereotypes.

Keywords: professional interest, gender features, gender stereotypes, professional self-determination.

Введение. Профессиональное самоопределение представляет собой сложный многоэтапный процесс избирательного отношения индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии. Это важная характеристика социально-психологической зрелости личности, выражающаяся в ее потребности в самореализации и самоактуализации. В основе профессионального самоопределения лежит осознанный выбор профессии, который предполагает учет старшеклассником своих способностей, возможностей, профессиональных требований и социально-экономических условий. Е.А. Климов отмечал, что человек, как субъект деятельности, при выборе профессии опирается, в первую очередь. «человеческое», т.е. свой потенциал, состояние, психологический багаж, включающий обретенную умелость, способности, подготовленность, а так же «духовное», т.е устремленность личности и осознание себя, как реальности [3, с. 21].

Актуальность нашего исследования заключается в том, что на сегодняшний момент гендерная составляющая складывающихся профессиональных интересов старшеклассников является слабо разработанным научным направлением. Ш. Берн рассматривал проблемы формирования половой идентичности, достижения гендерного статуса, подчинения личности ожиданиям социума в контексте социокультурных условий, влияющих на гендерные различия в поведении [1]. При этом авторами очень мало изучена проблема гендерных особенностей профессиональной направленности и профессиональных интересов периода ранней юности. Достоверных фактов, полученных с помощью научных методов недостаточно, поэтому в нашей работе решается одна из важных задач - сбор новых фактов и попытка их интерпретации.

Изложение основного материала статьи. Основы нравственного отношения к труду, на фоне формирования системы личностных ценностей, определяющих избирательность отношения к различным профессиям, закладываются в позднем подростковом возрасте. Это проявляется в дифференцированном отношении к учебным предметам, занятиям в кружках и различных курсах, соответствующих складывающимся у них профессиональным интересам. Эти интересы влияют на формирование подростков учебно-профессиональных намерений и профессионально ориентированной мечты.

Ряд исследователей (Ю.В. Кобазова, И.С. Кон, Н.С. Пряжников) отмечают, что подростковые профессиональные намерения и профессиональные интересы носят диффузный и неопределенный характер и выбор учебно-профессионального учреждения часто бывает психологически не обоснованным.

Подростковый период сменяется периодом реалистической оптации, приходящийся на раннюю юность, т.е. старший школьный возраст. Важнейшая задача этого периода -выбор профессии. Профессиональные интересы в это время имеют характер психологической устремленности в будущее; приходит осознание того, что благополучие и успех в жизни, прежде всего, будут зависеть от правильного выбора профессии.

Изучению профессиональных интересов юношеского периода, особенности профессионального самоопределения и профессиональной направленности в этом возрасте посвящены работы Л. И. Божович, И. С. Кона, Е.А. Климова, В. С. Мухиной, Н.С. Пряжникова и других авторов. Исследователями отмечалось, что особенностью социальной ситуации развития является то, что юноши и девушки находятся на завершающем этапе детства - перед началом самостоятельной жизни, выбора профессии. Учебно-профессиональная деятельность выступает как ведущая и ориентирующая на развитие познавательных и профессиональных интересов. Профессиональная активность старшеклассника определяется поиском своего места в мире профессий и четко направлена на решение вопроса о выборе профессии.

Е.А. Климов, рассматривая вопрос о процесс формирования профессиональных склонностей юношей и девушек, исходил из принципа единства сознания и деятельности [3, с. 20]. Он признавал существование врожденных психологических качеств (задатки), которые достаточно устойчивы к социальному воздействию и влияющие на успешность деятельности. Тем не менее он не отрицал, что психика человека пластична и способна к приспособлению. Способности возможно развивать и совершенствовать тренировками, и компенсировать при помощи других способностей. Соглашаясь с Е.А. Климовым, мы отмечаем, что развитие профессиональной направленности должно происходить с учетом индивидуальных особенностей человека, которые получают свое развитие под влиянием внешних и внутренних факторов и условий.

Важными составляющими профессиональной направленности выступают система ценностных ориентаций. Н.И. Пряжников трактует эту систему как совокупность установок, убеждений, предпочтений личности в профессиональной сфере, т.е. отношение личности к профессии и к себе, как будущему представителю данной профессии. Отсюда вытекает оценивание адекватности уровня притязаний обучающегося и складывается определенное изменение самооценки, самоуважения старшеклассника. Элементом профессиональной направленности выступают профессиональные интересы, как выражение эмоциональной привлекательности определенной профессии для человека и мотивы, т.е субъективные побуждения, определяющие выбор того или иного образца поведения [7, с. 12].

Профессиональные склонности, выражающиеся в желаниях, побуждениях, потребностях в определённых видах деятельности, обуславливают формирование профессионального интереса, который показывает привлекательность или же непривлекательность будущей профессии для старшеклассника. Э.Ф. Зеер под профессиональными интересами понимал динамический комплекс психических свойств и состояний, проявляющихся в избирательной эмоциональной, познавательной и волевой активности, направленной на предполагаемую профессию или выполняемую профессиональную деятельность [2].

Процесс формирования профессиональных интересов возможно рассматривать с позиции существования стереотипов мужественности и женственности. Эти гендерные характеристики отражают различия в предназначении мужчин и женщин и их психологические особенности.

Современный гендерный подход, не оспаривая существование биологических, социальных, психологических различий между женщинами и мужчинами, утверждает, что сам по себе факт различий не столь существенен, нежели их социокультурная оценка и интерпретация. Это можно трактовать таким образом, что общество придает доминирующее значение различиям полов в культурном и социальном

аспекте. В основе последних гендерных исследований лежат не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, а анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения [6, с. 82]. Следовательно, именно ожидания социума влияют на процесс воспитания у юношей и девушек определенных психологических качеств, моделей поведения, а также предпочитаемых видов профессиональной деятельности.

Согласно принятой традиционной системе дифференциации половых ролей и стереотипов маскулинности - фемининости можно отметить, что мужские и женские виды деятельности очень отличались по своему содержанию и были достаточно полярными. Эти различия были закреплены религией или ссылками на природу, т.е. мужские и женские функции были не просто взаимодополняющими, но и иерархическими - женщине отводилась зависимая, подчиненная роль. Сегодня разделение не столь значительно. Совместное обучение, совместная работа оказали влияние на вышеуказанные стереотипы, и многих современных женщин отличает маскулинный поведения, и наоборот.

Ряд авторов (Т.В. Бендас, Ш. Берн, И.С. Кон, Ю.В. Кобазова и др.) отмечают некоторые объективные различия в психике юношей и девушек, которые определяют их профессиональные интересы. Например, у девочек отмечается более быстрое овладевают родным и иностранным языками. Они лучше выполняют вербальные тесты. У мальчиков быстрее и эффективнее выполняются задания на пространственное мышление. Однако, в целом, на формирование поло-ролевой идентичности влияют воспитание, обучение и степень влияния сложившихся в обществе стереотипов, прививаемых социальным окружением и средствами массовой информации [1]. На начальном этапе профессионального и личностного самоопределения в старшем школьном возрасте принимаются решения о выборе профиля обучения. На этот процесс влияет ряд факторов: интересы и склонности молодых людей, их представления о мире современных профессий, ценностные ориентации, мотивация достижений, а так же уже сформированная к этому возрасту гендерная идентичность. Однако трудности и противоречия, которые переживают юноши и девушки на этапе выбора профиля обучения, указывают на скрытые, еще недостаточно осознанные ими, побудительные мотивы и профессиональные интересы.

Для определения влияния гендерного аспекта на формирование профессиональных интересов старшеклассников нами было проведено исследование. Предметом исследования стали профессиональные интересы и мотивы выбора профессии старшеклассниками. Респондентами стали обучающиеся 9-10 классов, в количестве 50 человек. Из них 20 человек - юноши и 30 человек - девушки. Нами использовались такие методики: Диагностика профессиональной направленности личности «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) (автор Е.А. Климов). Методика «Карта интересов» ( А. Е. Голомшток).

Анализ результатов по первой методике (ДДО, автор Е.А. Климов) показал, что у юношей доминирует тип «человек - техника» (47 3 % (9 человек)); затем «человек - знак» - 31, 5 % (6 человек); на третьем месте -«человек - человек» (15, 7% (3 человека); 5,2% (по 1 человеку) приходится на типы «человек -художественный образ» и «человек - природа».

У 34% девушек ярче всего выражен тип «человек - человек» на который приходится34, 4%, т.е. 11 человек; затем следует тип «человек - художественный образ» - 22,5 % (7 человек); тип «человек - природа» выявлен у 6 человек, что составила 19, 3%; у 6, 4 % девушек (2 человека) - «человек - техника»; у 16, 1% (5 человек) показал тип «человек - знак».

Эти результаты говорят о том, что юноши традиционно выбирают профессии типа «человек-техника»: они проявляют больший интерес к технике, к новым механизмам, а так же склонности к естественным наукам: к математике, физике, химии. Для этих юношей характерна развитость пространственного воображения, технический склад мышления, склонностью к практическому труду и техническому моделированию. Профессиям типа «человек - знак» юноши так же отдают предпочтение: проявляют заинтересованность в работе с цифрами, кодами, условными знаками, естественными или искусственными языками, чертежами, таблицами формул т.е. так же следуют существующим в обществе гендерным стереотипам.

Меньший интерес юноши проявляют к профессиям типа «человек - художественный образ» и «человек -природа». Следовательно юноши не проявляют сильного интереса к работе по созданию, проектированию художественных произведений и к работе с животными и растениями.

Девушки так же традиционно проявляют интерес к профессиям типа «человек-человек». Интерес девушек к данному типу труда определяется следующими склонностями: общительностью, эмоциональной устойчивостью, организаторскими способностями, устойчивостью и распределением внимания, доброжелательностью, тактичностью, справедливостью, умением владеть собой и выполнять общественно-организаторской работы.

Меньший интерес девушки проявляют к профессиям типа «человек - техника», так как нет интереса к технике, к новым механизмам, не обладают техническим складом мышления, склонностью к практическому труду, интересом к техническому моделированию.

По методике «Карта интересов» (А. Е. Голомшток) мы получили такие результаты: юноши отдают предпочтение механике и конструированию (31, 5% - 6 человек)); затем - радиоэлектронике и электронике (21% и 4 человека); далее - истории и политике (15,7% 3 человека); 10, 5% (2 школьника) выбрали физику и математику, столько же - предпринимательство и домоводство; по одному человеку (5, 2%) выбрали педагогику и медицину и спорт и военное дело. Результаты подтверждают, что старшеклассники-юноши придерживаются традиционной гендерной модели поведения. Их поло-ролевая идентичность проецируется в профессиональных предпочтениях, исходя из условий воспитания, обучения и влияния сложившихся в обществе стереотипов традиционно мужских занятий. Такая позиция в исследованиях Ш. Берна оценивалась, как адекватная гендерная идентичность.

У девушек выявлялись следующие предпочтения: 33, 3 % проявляют интерес к педагогике и медицине; 16, 6 % - к литературе и искусству; 10% (3 человек) выбрали физику и математику; химию и биологию; предпринимательство и домоводство; географию и геологию; 2 девушки (6.6%) предпочитают историю и политику и механику и конструирование; 1 человек (3, 3%) - спорт и военное дело. В этом случае мы так же можем говорить о традиционных профессиональных предпочтениях, т.е. о проявлениях адекватной гендерной идентичности, связанной с усвоением мужской и женской моделей поведения. Однако у 2 девочек интересы замыкаются на типично мужских направлениях: военное дело и механика, что говорит о том, что в

наше время традиционное разделение труда по признаку пола теряет свою актуальность и многие профессиональные роли вообще не дифференцируется по гендерному признаку.

Выводы. Результаты, полученные нами, подтверждают, что формирование профессиональных интересов обучающихся старших классов представляет собой достаточно сложный и многогранный процесс, в котором соотносятся их потребности и ожидания общества и учитываются собственные мотивы, интересы, склонности и способности. Обозначена так же роль гендерных стереотипов и особенностей, влияющих на выбор профессии юношами и девушками. При этом, процесс смены традиционных гендерных стереотипов и изменение социальных статусов мужчины и женщины, который в последние десятилетия все больше закрепляется в обществе, способствует уравниванию многих аспектов природной дифференциации полов.

Литература:

1. Берн Ш. Гендерная психология. - М.: Прайм-Еврознак, 2004. - 320 с.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. учреждений высшего проф. образования / Э.Ф. Зеер. — М. - Издательский цент «Академия», 2013. - 416 с. - (Сер. Бакалавриат)

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.А. Климов. - 4-е изд. стер. - М. - Издательский цент «Академия», 2010. - 304 с.

4. Кобазова Ю. В. Гендерный аспект процесса профессионального самоопределения старших школьников // Вестн. Якутск. гос. ун-та им. М. К. Аммосова. 2009. Т. 6, № 2. С. 84-89.

5. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. - Москва: Просвещение, 1982. - 207 с.

6. Панчук Е.Ю. Гендерные особенности профессиональных склонностей // Изв. Сарат. унив. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. Т14, вып.2, 2014. - с. 79-84

7. Пряжников Н.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник для студ. учреждений высшего проф. образования / Н.С. Пряжников, Л.С. Румянцева. - М. - Издательский цент «Академия», 2013. - 208 с.

Психология

УДК 159.923.2

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности Горохов Алексей Юрьевич

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург); кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности Макаров Юрий Васильевич

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

ОБРАЗ УКРАИНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СОЗНАНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ

МОЛОДЁЖИ РОССИИ

Аннотация. В статье описаны основные результаты изучения образа украинской государственной власти студентами педагогического университета Санкт-Петербурга. Отношение молодежи к политике всегда вызывает живой интерес у исследователей, так как молодежь является социально-возрастной группой, имеющей значимые отличия от остальных групп (высокий уровень аполитичности, внушаемости, эмоциональности). В данной статье рассматриваются не только политическое сознание молодежи, но и интерес юношей и девушек к событиям, произошедшим на Украине в последние годы.

Ключевые слова: социальная психология, государственная власть, образ власти, политическое сознание, студенческая молодёжь, психология личности, характеристики власти, профессиональная деятельность.

Annotation. The article describes the main results of studying the image of the Ukrainian government by students of the Pedagogical University of St. Petersburg. The attitude of young people to politics always arouses a keen interest among researchers, since young people are a social-age group with significant differences from other groups (a high level of apoliticality, suggestibility, emotionality). This article discusses not only the political consciousness of young people, but also the interest of young men and women in the events that have occurred in Ukraine in recent years.

Keywords: social psychology, state power, the image of power, political consciousness, student youth, personality psychology, power characteristics, professional activities.

Введение. Молодёжь, по Парсонсу и Айзенштадту, выступает объектом процесса социализации, не рассматривается как источник социальных изменений. Субъективные характеристики молодёжи почти исчезают из поля зрения, а любые формы возмущения рассматриваются как формы отклоняющегося поведения [1].

Изложение основного материала статьи. Молодежь является одновременно и объектом и субъектом политики. Как объект молодежь, находится под влиянием политической структуры, которая пытается привлечь молодежь (партии, политические институты). Будучи субъектом, молодежь реализует свои идеи и цели в политической сфере с поддержкой определенных учреждений и органов власти.

Сорокин О.В. отмечал, что: «В формировании политического мышления молодежи играют роль институциональные и латентные механизмы. Представляя собой организованную структуру социальных связей, социальных правил и определенный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения в конкретных ситуациях, социальные институты образуют институциональную основу формализованного и неформального взаимодействия различных сфер человеческой деятельности, оказывая неповторимое влияние на мышление молодежи» [2].

В современной Российской науке политическая ментальность привлекала внимание многих исследователей, мы можем выделить работы Горохова А.Ю, Богдановской И.М, Макарова Ю.В., [3] Иванова В.Н., Назарова ММ., [4]., Вартановой И. А. [2].

В Украине в 2013-2014 гг., произошло отстранение от президентской должности Виктора Федоровича Януковича и избранию в ходе досрочных выборов на пост президента Порошенко Петра Алексеевича. Данный кризис привел к появлению гражданской войны на Украине, отсоединении от Украины Луганской Народной и Донецкой Народной Республик (непризнанные государства)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.