Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
71
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баркалов Сергей Николаевич

Рассматриваются особенности использования профессиографического подхода к физической подготовке сотрудников органов внутренних дел в свете формирования индивидуальной профессионально-прикладной физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Баркалов Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL GRAPHIC APPROACH IN PHYSICAL TRAINING OF THE STAFF OF LAW-ENFORCEMENT BODIES

The article discusses the features of the use of professional graphic approach to physical training of the staff of law-enforcement bodies in the light of the formation of individual professionally-applied physical culture.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

ВОПРОСЫ психологии

И ПЕДАГОГИКИ

СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ БАРКАЛОВ,

кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры физической подготовки и спорта ФГКОУ ВПО «Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова»

ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Рассматриваются особенности использования профессиографического подхода к физической подготовке сотрудников органов внутренних дел в свете формирования индивидуальной профессионально-прикладной физической культуры.

Ключевые слова: профессиографирование, физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел, профессионально-прикладная физическая культура.

S.N. Barkalov, PhD (pedagogic), Associate professor, Chief of the chair of physical training and sport, Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named after V. V. Lukyanov (Orel City); e-mail: Barkalov2009@mail.ru, tel.: 89606548035.

Professional graphic approach in physical training of the staff of law-enforcement bodies.

The article discusses the features of the use of professional graphic approach to physical training of the staff of law-enforcement bodies in the light of the formation of individual professionally-applied physical culture.

Key words: professional graphic, physical training of the staff of law-enforcement bodies, professionally-applied physical culture.

Всеобщая тенденция изменения условий жизни и труда, наряду с происходящим в нашей стране реформированием государственной системы, актуализирует качество подготовки кадров для разных отраслей экономики и ведомств государственной службы, в том числе для органов внутренних дел (ОВД). Сегодня востребованы не просто люди с высшим образованием, как это было ранее, а квалифицированные профессионалы - специалисты в своем деле. При этом ни у кого нет сомнений в значимости и актуальности специального применения средств и методов физической культуры, направленных на обеспечение качественной подготовки к профессиональной деятельности, успешное освоение профессии и оптимизацию условий труда.

Многочисленными исследованиями показана эффективность разработанных в теории и практике физической культуры различных направлений содействия труду. В той или иной степени они связаны с одним из ведущих компонентов трудовой профессиональной деятельности - двигатель-

ным, или физическим, выявление закономерностей функционирования которого определяется как прикладная функция физической культуры, находящаяся в ведении профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП)1.

Созданная в нашей стране усилиями педагогов, ученых и практиков система ППФП была призвана решать задачи развития профессионально значимых физических качеств, обучения прикладным двигательным умениям и навыкам. В основном она была направлена на достижение государственных целей подготовки населения к труду, причем не вообще к труду, а к избранному виду профессиональной деятельности. В связи с современными изменениями условий и характеристик различных видов профессионального труда изменяется и содержание ППФП. Сегодня ее задачи трактуются более широко. Наряду с традиционной направленностью на формирование профессионально важных двигательных качеств, умений и навыков, которая продолжает оставаться актуальной для целого ряда профессий,

к

£ 1-, о

1-, $

и С

К

к

1-,

о <

о

X

к

и

с

2 и о а С О ю

активно используются и все другие имеющиеся в арсенале физической культуры уникальные возможности в деле содействия профессиональному труду. Все чаще смещение акцентов в задачах ППФП обусловливается особенностью характера и условий современных профессий, происходящими в них изменениями, касающимися психического (ценностного, эмоционального, когнитивного) и физического (двигательного режима, направленности и характера физической нагрузки) компонентов, организационного и материально-технического обеспечения, санитарно-гигиенических условий и экологической ситуации2.

К примеру, в последнее время значительно возросла длительность взаимодействия сотрудников органов, организаций, подразделений МВД России с персональными ЭВМ. Компьютерную технику используют для составления документов и проведения криминалистических экспертиз, работы с различными базами данных и информационно-поисковыми системами, обработки статистических материалов и анализа оперативной обстановки. Такая деятельность предъявляет повышенные, зачастую максимальные, требования к развитию психофизических качеств специалиста (внимания, ориентировки, психоэмоциональной устойчивости, реакции, точной координации двигательных действий и др.). В других случаях акцент смещается на профилактику и коррекцию неблагоприятного влияния профессиональных вредностей в сторону усиления устойчивости организма к воздействию разного рода негативных факторов службы (вибрации, шума, неравномерного или недостаточного освещения, низкой или высокой температуры и влажности окружающей среды, загазованности, монотонии, гиподинамии и т.п.). Таким образом, оптимизация современной профессиональной деятельности в правоохранительной сфере требует целенаправленного освоения сотрудниками ценностей физической культуры, использования ее прикладных факторов и их эффектов в зависимости от условий службы в конкретном подразделении и на конкретной должности.

В то же время нормативные документы, регламентирующие физическую подготовку в системе МВД России, рассматривают правоохранительную деятельность только в контексте силового противодействия, связанного с применением боевых приемов борьбы для самозащиты и задержания правонарушителей. На основании этого строится программа подготовки, формирующая физические качества и специальные навы-

ки, значимые в непосредственном единоборстве. Не вызывает сомнений, что данный («силовой») аспект является важным (базовым) в физической подготовленности сотрудников ОВД, но существуют и другие3.

Экспериментально установлено, что физические упражнения обеспечивают развитие и совершенствование не только физических качеств и прикладных двигательных навыков, но и таких профессионально важных для сотрудников ОВД психических качеств и психофизиологических функций, как инициативность, дисциплинированность, коммуникабельность, устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды и др. Показано, что они способствуют поддержанию высокой профессиональной работоспособности, профилактике общей и профессиональной заболеваемости, влияют на развитие профессионального интеллекта4.

В любом случае современному специалисту, в том числе сотруднику ОВД, и в особенности руководителю, уже не обойтись без знаний о физическом (двигательном) компоненте и тесно связанных с ним психическом и как его части личностном компонентах служебно-профессиональ-ной деятельности, касающихся закономерностей их функционирования и развития. Кроме того, надо уметь воздействовать на них, регулируя психофизическое состояние (как свое, так и подчиненных сотрудников) в зависимости от возникающих ситуаций и требований, предъявляемых конкретными условиями службы. При этом надо понимать, что сотрудник с большим стажем службы, как правило, имеет и более высокий уровень профессионализма. Поэтому сохранить здоровье и творческое долголетие личного состава, в том числе средствами физической культуры, является в системе МВД далеко не последней задачей. Именно в русле таких тенденций и предлагается использовать профессиографический (профессионально-прикладной) подход к физической подготовке сотрудников ОВД.

Государства всегда использовали физическую культуру в прикладных целях в основном для военных и трудовых нужд. Система физического воспитания, сложившаяся в нашей стране, охватывала население на всех этапах трудовой деятельности, используя для этого комплекс «Готов к труду и обороне (ГТО)», ППФП в профтехучилищах, техникумах и вузах, производственную физическую культуру на предприятиях. Основными недостатками системы явились недооценка потребностей и недостаточное обращение к

личности занимающихся, многие из которых не понимали смысла и необходимости тех или иных занятий5.

Происходящие в сфере образования процессы демократизации, гуманизации и гуманитаризации способствуют устранению этого недостатка, позволяют обратиться к формированию индивидуальной профессионально-прикладной физической культуры (ППФК) сотрудников ОВД. Этому есть и более банальная причина - отсутствие соответствующих возможностей и условий в системе МВД России для организованного содержания прикладной сферы физической культуры, поскольку в соответствии с существующим законодательством приоритетной задачей специально организуемого процесса физической подготовки в органах, организациях, подразделениях МВД России является формирование физической готовности сотрудников к силовому пресечению противоправных деяний и задержанию лиц, их совершивших. Однако это не исключает проведения специальных мероприятий, направленных на обучение сотрудников и стимулирование у них осознанной потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом для повышения эффективности служебной деятельности, сохранения профессиональной работоспособности и профилактики заболеваний.

Определив значимость ППФК личности, мы, проведя ряд собственных исследований, попытались установить степень наличия ее у сотрудников ОВД.

Результаты исследований показали недостаток соответствующих знаний о возможностях физической культуры и навыков в организации служебной и повседневной деятельности, направленных на повышение профессиональной работоспособности, коррекцию воздействий вредных условий службы и профилактику сопутствующих заболеваний. Так, 47% опрошенных нами сотрудников испытывают затруднения именно в рациональной организации режима труда и отдыха, поддержании и восстановлении работоспособности. На необходимость формирования таких знаний и навыков указали 92% респондентов. При этом применяют их на практике только 20% опрошенных, примерно 15% высказали мнение о принципиальной невозможности использования различных факторов физической культуры в решении обозначенных проблем, порядка 35% сотрудников не имеют представления о том, как это можно делать, а у остальных просто нет на это времени и желания.

Возникает противоречивая ситуация, свидетельствующая, с одной стороны, о неблагополучии в сфере служебно-профессиональной деятельности сотрудников ОВД, с другой - о явном недостатке профессиональной физической культуры, способной исправить положение.

В связи с этим у каждого сотрудника, стремящегося приобщиться к ППФК для целей собственного гармоничного развития или в прагматичных целях обеспечения служебной карьеры, вольно или невольно возникает необходимость конкретного представления о «культурности», о тех знаниях и умениях, которые реально содействуют успешности службы. Индивидуальная культура (культура личности) в контексте культуры в целом объединяет то, что присуще индивиду, что персонифицировано (цели, мотивы, знания, умения, навыки, привычки и т.д.). Поэтому необходимыми компонентами структуры индивидуальной ППФК должны являться как минимум следующие:

1) сформированные цели и мотивы прикладной физкультурной деятельности, знания прикладных физкультурных факторов и их эффектов в свете возможностей оптимизации труда;

2) знания особенностей характера и условий конкретной профессиональной деятельности, требований, которые она предъявляет к состоянию здоровья, физическим, психическим и личностным качествам, психофизиологическим функциям органов и систем организма;

3) функциональное состояние (уровень профессионального здоровья, физического развития, физической подготовленности, работоспособности) и его соответствие требованиям профессии;

4) освоение физических упражнений и видов спорта, имеющих профессиональную направленность, владение приемами и привычкой их использования для формирования профессионально значимых умений и навыков, качеств, способностей и функций организма, повышения, сохранения и восстановления профессиональной работоспособности, профилактики неблагоприятного влияния трудовых условий и коррекции профессиональных расстройств и заболеваний;

5) организация прикладной физкультурно-спортивной деятельности в трудовом коллективе и повседневной жизнедеятельности6.

Приведенная структура, будучи ориентировочной моделью, вполне достаточна для начала практической работы над саморазвитием индивидуальной ППФК. Как убеждает опыт ее формирования по указанным направлениям, это способ-

£

£ и О

и

$

и С

£ £ и

О <

О X £ и

с

2 и О а С О ю

к

£ 1-, о

1-, $

и С

К

к

1-,

о <

о

X

к

и

с

2 и о а С О ю

ствует существенному положительному сдвигу в показателях эффективности профессиональной деятельности7.

Первичным шагом в наполнении конкретным содержанием элементов этой структуры является изучение специфических прикладных требований профессии к человеку, позволяющее выявить актуальные для каждого вида профессиональной деятельности знания, умения, навыки, качества и т.д.

Что касается служебной деятельности тех или иных специалистов в правоохранительной сфере, то можно констатировать, что она отличается не только профессиональными знаниями, но и условиями службы, энергетическими тратами, предъявляемыми требованиями к работоспособности, физическим и психическим качествам, психофизиологическим функциям, двигательным умениям и навыкам. Поэтому актуальность изучения аспектов взаимосвязи физической культуры и профессиональной деятельности специалистов различного профиля в системе МВД как основного объекта «приложения» первой не вызывает сомнения. При этом характеристика служебной деятельности, знание ее особенностей и условий - в принципе первые предпосылки рационального построения прикладных физкультурных технологий.

Существующие в настоящее время рекомендации по изучению профессиональной деятельности отражают либо общие информационные вопросы, либо конкретные частные аспекты использования для этого модельно-целевого и профессиографического подходов (Б.С. Граме-ницкий, Л.П. Матвеев, В.И. Ильинич, С.А. Полиев-ский, Р.Т. Раевский, В.А. Кабачков, В.Н. Селуянов и др.). Модельно-целевой подход главным образом применяется при исследовании спортивной деятельности, которая, как правило, строго регламентирована. Исследование профессиональной деятельности чаще происходит с помощью метода профессиографирования. Однако отсутствие в этом случае унифицированной схемы крайне затрудняет использование профессиограмм в практической работе. Кроме того, к недостаткам в подготовке приводит также неразработанность общих подходов к методике и содержанию обучения на основе профессиографических исследований.

Взяв за основу схему профессиографиро-вания, составленную В.П. Полянским для профессионально-прикладных физкультурных целей применительно к гражданским специальностям8, мы адаптировали ее к специфике изучения слу-

жебной деятельности в сфере органов внутренних дел9 и предприняли попытку (на основе полученных нами данных и результатов исследований А.Ф. Калашникова10) разработки профессио-граммы инспектора дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения (инспектора ДПС), подготовка которого ведется в нашем институте. Сбор информации при составлении профессиограм-мы осуществлялся с помощью целого комплекса методов, включающего изучение документов (квалификационных характеристик и требований, приказов, должностных инструкций и т.п.), опрос, интервьюирование и анкетирование специалистов, наблюдение, шагометрию, пульсометрию и хронометраж служебной деятельности, изучение статистики заболеваемости, психолого-педагогическое тестирование, оценку физической подготовленности и функционального состояния.

Как показывают опыт построения прикладных физкультурных технологий и результаты собственных исследований, наиболее информативными для оптимизирующего воздействия средствами физической культуры и спорта являются следующие признаки и факторы служебно-профессиональной деятельности: 1) режим службы; 2) двигательная активность, рабочая поза, физическая нагрузка и ее направленность, типичные служебные действия (операции) и задействованные при этом органы и системы организма; 3) характер психической и психофизической нагрузки; 4) санитарно-гигиенические условия служебной деятельности; 5) профессиональные вредности и сопутствующие заболевания.

Для инспектора ДПС были выявлены следующие специфические особенности служебной деятельности, которые должны учитываться при построении прикладных физкультурных технологий.

1. Работа чаще всего в две смены по 12 часов (дневные и ночные дежурства) с двумя выходными после них, но во время проведения специальных операций и мероприятий (от 2 до 6 раз в месяц) возможно задействование сверх установленного рабочего времени. Эффективность служебной деятельности в таком напряженном в психическом и биофункциональном отношениях режиме может быть обеспечена повышенной работоспособностью, умением поддерживать ее высокий уровень в процессе службы и восстанавливаться к следующему рабочему дню. В свою очередь, для этого необходимо иметь хорошо развитую общую (аэробную) выносливость, а также навыки и привычки противодействовать по-

следствиям переутомления и стрессов, используя физические упражнения, психологические, гигиенические и природные факторы как непосредственно на рабочем месте, так и в нерабочее время, в том числе в выходные дни и отпуске.

2. Двигательная активность в основном низкая. Рабочая поза чаще всего сидя и стоя. Вождение патрульного автомобиля от всего бюджета служебного времени в среднем занимает 46%. Наблюдение за дорожным движением, проверка документов, осмотр транспортных средств, беседы с водителями и пешеходами, составление протоколов и т.п. в положении сидя - 11,9%, стоя - 42,1%. В процессе несения службы инспектор пешком передвигается в среднем 2278 м за смену, преодолевая отрезки от 4 до 17 м в спокойном темпе. Но иногда, как правило, неожиданно, возникает необходимость проявления максимальных усилий для противодействия лицам, оказывающим активное сопротивление. Органами и системами организма, наиболее задействованными в процессе службы, являются: центральная нервная система; органы речи; мышцы, обеспечивающие удержание рабочей позы стоя и сидя; мышцы ног, рук и туловища, обеспечивающие основные локомоции (ходьба, бег) и вождение автомобиля; зрительный, слуховой и двигательный анализаторы. Такие особенности службы инспектора ДПС предъявляют повышенные требования к его терпению и выдержке, смелости и решительности, коммуникативным и аналитическим способностям, вниманию, выносливости зрительного анализатора и быстроте зрительного различения, статической выносливости позных мышц и способности сохранять высокую работоспособность в условиях длительной монотонии и малоподвижности (устойчивость к гиподинамии), специальной выносливости к выполнению сложнокоор-динированных скоростно-силовых двигательных действий в условиях быстрого переключения с одного режима мышечной работы на другой.

3. Высокие психические и психофизические нагрузки, связанные с интенсивным дорожным движением, необходимостью продолжительное время поддерживать высокую концентрацию внимания. Частые стрессовые ситуации, возникающие при общении с участниками дорожного движения. Необходимость принятия быстрых и адекватных самостоятельных решений. Большая вероятность возникновения экстремальных ситуаций, опасных для жизни и здоровья. Все это требует повышенной психоэмоциональной устойчивости, навыков и привычек психической само-

регуляции, в том числе с помощью физкультурных технологий, в противном случае возможно снижение не только эффективности служебной деятельности, но и уровня психического здоровья.

4. Результаты наблюдений и хронометража (работа на открытом воздухе - 42,1%, в автомобиле - 48,6%, на стационарном посту - 9,3%) свидетельствуют, что служебная деятельность инспектора ДПС протекает в условиях, часто не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям (неравномерное освещение, наличие испарений бензина, загазованность, запыленность, шум, сквозняки, высокая, низкая температура воздуха или резкая ее смена). Снижение негативных последствий работы в таких условиях обеспечивается высоким уровнем развития у сотрудников функций сердечно-сосудистой системы, дыхательного аппарата, зрительного анализатора, теплорегуляционных свойств организма, способности выполнять работу, не снижая ее эффективности и без патологических изменений в состоянии здоровья, в условиях токсичных воздействий (устойчивость к интоксикации). Успешное воздействие на эти способности, функции и свойства организма оказывают специально подобранные физические упражнения, в большинстве своем направленные на совершенствование общей выносливости в тесном сочетании с мероприятиями закаливающего характера.

5. В процессе несения службы организм инспектора ДПС испытывает воздействие целого ряда неблагоприятных факторов - профессиональных вредностей. К ним, прежде всего, относятся: напряжение зрительного анализатора, связанное с длительным слежением и рассматриванием предметов в условиях освещения разной яркости; вынужденная рабочая поза сидя и стоя в сочетании с монотонностью и малоподвижностью (гиподинамия); опасность травматизма и частая подверженность стрессам (психоэмоциональная напряженность); загазованность (интоксикация) и шум, превышающие норму в несколько раз; воздействие высокой, низкой температуры окружающей среды и резкой ее смены. В условиях отсутствия или несистематического проведения специальных мероприятий, снижающих негативные последствия и формирующих устойчивость к данным факторам служебной деятельности, может произойти как общее ухудшение антиинфекционной резистенции организма, так и развитие других сопутствующих заболеваний опорно-двигательного аппарата (остеохондроз, радикулит), сердечно-сосудистой системы (вегетососуди-

£

£ и О

и

$

и С

£ £ и

О <

О X £ и

с

2 и О а С О ю

к

£ 1-, о

1-, $

и С

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К

к

1-,

о <

о

X

к

и

с

2 и о а С О ю

стая дистония, гипертония, стенокардия), органов дыхания (бронхит, астматическое состояние, эмфизема легких), слуха (отит, тугоухость), зрения (астепония, спазм аккомодации, рабочая миопия) и др.

Полученная профессиографическая информация явилась основанием для конкретизации задач по формированию ППФК инспектора ДПС:

овладение знаниями о характере и условиях службы, требованиях, которые она предъявляет к профессионалу, и формирование умений и навыков использования средств физической культуры и спорта для оптимизирующего воздействия на различные аспекты служебной деятельности;

повышение профессиональной работоспособности путем занятий физическими упражнениями и прикладными видами спорта, значимыми для эффективного выполнения служебных обязанностей, развития физических и психических качеств, личностных свойств и способностей, психофизиологических функций органов и систем организма: общей выносливости; статической выносливости позных мышц (ног, спины, шеи и плечевого пояса); быстроты зрительного различения и выносливости зрительного анализатора; специальной выносливости в сложнокоордини-рованной скоростно-силовой работе и способности к быстрому переключению с одного режима мышечной работы на другой; психоэмоциональной устойчивости и свойств внимания (объем, распределение, переключение, концентрация, устойчивость); терпения и выдержки, смелости и решительности, коммуникативных и аналитических способностей;

профилактика заболеваемости путем коррекции воздействий профессиональных вредностей: вынужденной рабочей позы стоя и сидя, монотонности и малоподвижности; напряжения зрительного анализатора; интоксикации и сильного шума; психоэмоциональной напряженности; высокой, низкой температуры окружающей среды и резкой ее смены.

сохранение и восстановление профессиональной работоспособности с использованием физических упражнений, приемов психической саморегуляции, гигиенических и фармакологических средств, рационального питания и природных факторов, оптимальной организации режима труда, отдыха и жизнедеятельности в целом.

После определения приоритетов и значимых направлений в формировании ППФК инспектора ДПС следующим этапом является подбор адекватных им средств, методов и форм занятий.

Средствами и методами ППФК являются обычные средства и методы физического воспитания и спорта: физические упражнения, гигиенические, естественные природные, психологические и другие вспомогательные факторы, методы частично (игровой и соревновательный) и строго (равномерный, переменный, повторный, интервальный и др.) регламентированных упражнений. Вместе с тем, эти средства и методы подбираются в строгом соответствии с задачами и содержанием подготовки конкретного специалиста (в нашем случае - инспектора ДПС). Они должны в максимальной степени улучшать качества и навыки, необходимые в условиях конкретной служебной деятельности, попутно совершенствуя и многие другие жизненно и профессионально важные способности, в том числе эффективно содействуя решению основных («силовых») задач физической подготовки сотрудников ОВД.

Многочисленными экспериментами была доказана результативность использования многих видов спорта, физических упражнений и различных вспомогательных факторов в подготовке к отдельным профессиям. Опыт, накопленный в области физического воспитания и спортивной подготовки, а также наши исследования позволили провести отбор, систематизацию и корректировку типовых средств и методов ППФК инспектора ДПС.

Развитие и совершенствование общей выносливости, являющейся одним из основных компонентов в обеспечении высокой профессиональной работоспособности инспектора ДПС, его служебного долголетия, коррекции воздействий вредных условий службы и профилактике сопутствующих заболеваний, осуществляются при длительном выполнении физической нагрузки умеренной, большой и переменной интенсивности методами равномерного и переменного упражнения: бег (кросс) на средние и длинные дистанции, плавание, гребля, длительные передвижения на лыжах, велосипеде, коньках и т.п.

Статическая выносливость позных мышц (ног, спины, шеи и плечевого пояса) и устойчивость к гиподинамии определяются как способность длительно поддерживать вынужденную позу в положениях сидя и стоя в условиях малоподвижной и монотонной работы. Компенсация вызванных данными факторами неблагоприятных физиологических сдвигов в организме обеспечивается, прежде всего, развитием общей выносливости и силы мышц, длительно поддерживающих рабочую позу, с помощью силовых (с

преодолением веса собственного тела или веса отягощения) упражнений динамического, статического и статико-динамического характера, выполняемых методом повторных усилий и круговой тренировки.

Развитию устойчивости к интоксикации и воздействию низкой, высокой и резкой смены температуры окружающей среды способствует продолжительная умеренной интенсивности тренировка на выносливость в сочетании с закаливанием, для чего используют лыжную подготовку, плавание в естественных водоемах, туристические походы по лесистой и горной местности, бег, спортивные и подвижные игры на открытом воздухе, в том числе в холодное время года.

Для совершенствования быстроты зрительного различения и выносливости зрительного анализатора, обеспечивающих эффективность выполнения служебных обязанностей в условиях их повышенного напряжения, применяются многократные, серийные, высоковариативные упражнения, требующие быстрого реагирования на различные зрительные раздражители, выполняемые повторно-вариативным, игровым и соревновательным методами: взятие стартов из различных положений и выполнение обусловленных заданий по определенным зрительным сигналам; броски мячей (предметов) в установленную цель (мишень); уклонение, отражение или ловля неожиданно летящих с различного расстояния и скоростью предметов; двусторонние игры в большой и настольный теннис; обусловленные задания в ударных единоборствах с комбинированием защитных и атакующих действий и т.п. Непосредственно в процессе служебной деятельности для противодействия зрительному напряжению эффективны специальные упражнения для расслабления глаз (быстрое моргание, изменение фокусного расстояния, пальминг и др.).

Формирование специальной выносливости к сложнокоординированной скоростно-силовой работе происходит путем выполнения упражнений преимущественно скоростно-силового характера, выполняемых продолжительное время и вызывающих определенную сложность в координации движений. Полезным будет применение элементов и упражнений игровых видов спорта (баскетбол, гандбол, футбол), единоборств (комбинации ударов руками и ногами), гимнастических, акробатических и других упражнений, выполняемых повторно-вариативным методом с постепенным увеличением скорости выполнения заданий и изменением условий их выполнения.

Различные физические упражнения по методу круговой тренировки, а также беговые упражнения с изменением интенсивности нагрузки (фартлек) эффективно содействуют совершенствованию способности к быстрому переключению с одного режима мышечной работы на другой.

Развитие свойств внимания обеспечивается многократными упражнениями на быстроту реагирования, а также упражнениями, включающими выполнение одновременно нескольких действий (объем и распределение внимания), быстрое переключение с одного действия на другое (переключение внимания), решение двигательной задачи в условиях воздействия внешних помех (концентрация внимания), длительное поддержание установки на внимание (устойчивость внимания). Наибольший прирост результатов достигается целенаправленным применением игрового и соревновательного методов, а также метода вариативного упражнения, способствующего постоянному усложнению двигательных задач, неожиданности появления сигналов, изменению ситуаций или способов выполнения тех или иных действий. При этом перечень средств может включать множество упражнений: бег и езду на велосипеде по пересеченной местности; ходьбу и бег с одновременным выполнением заданий для рук и ног и чередованием заранее обусловленных действий по различным сигналам; гимнастические и акробатические упражнения на координацию движений; упражнения с мячами (предметами), включая элементы жонглирования; занятия единоборствами, в том числе участие в учебно-тренировочных и соревновательных поединках; спортивные и подвижные игры, в том числе с дополнительным усложнением обстановки (ограничение времени владения мячом, уменьшение размеров игровой площадки, проведение игры несколькими мячами, переодевание части игроков команды соперников в «нашу» форму) и т.д.

Психоэмоциональная устойчивость, смелость и решительность, обеспечивающие сохранение профессиональной работоспособности в условиях повышенной психоэмоциональной напряженности, воспитываются приобретением опыта волевого поведения и совершенствованием физиологических процессов адаптации организма к стресс-факторам. Это достигается выполнением упражнений, требующих всесторонней мобилизации сил для решения поставленной двигательной задачи в условиях, моделирующих различные аспекты стрессовых ситуаций, связанных, напри-

£

£ и О

и

$

и С

£ £ и

О <

О X £ и

с

2 и О а С О ю

к

£ 1-, о

1-, $

и С

К

к

1-,

о <

о

X

к

и

с

2 и о а С О ю

мер, с ограничением времени, пространства или информации, созданием факторов внезапности, опасности, риска и соперничества, выполнением действий на фоне усталости и т.п. В этом плане полезны гимнастические упражнения, вызывающие определенное опасение (опорные прыжки, упражнения на брусьях, перекладине и бревне, соскоки со снарядов), преодоление полос препятствий различного содержания и сложности, бег с барьерами, прыжки в высоту, спуск с горы на лыжах или велосипеде по сложному маршруту, поединки в единоборствах по различным правилам, командные спортивные и подвижные игры. Эффективному закреплению волевых качеств будет способствовать постепенное и последовательное возрастание сложности упражнений и заданий, а соревновательный метод значительно ускорит процесс формирования психоэмоциональной устойчивости. Кроме того, снижение негативных последствий психоэмоциональной напряженности в процессе службы может быть обеспечено соблюдением соответствующих правил психогигиены и применением приемов психической саморегуляции.

Терпение и выдержка воспитываются упражнениями, когда преодолеваются значительные по времени внешние и внутренние трудности, например, упражнениями на общую выносливость. В развитии коммуникативных и аналитических способностей действенным средством являются спортивные и подвижные игры.

Важными факторами сохранения и восстановления профессиональной работоспособности инспектора ДПС, а также коррекции профессиональных вредностей и профилактики наиболее часто встречающихся расстройств систем организма и заболеваний выступают: во-первых, соблюдение различных гигиенических режимов (личной гигиены, гигиены труда, гигиены общения, режима труда и отдыха); во-вторых, обеспечение необходимого объема двигательной активности, в том числе посредством занятий физической культурой и спортом. В процессе службы важно не допускать переутомления органов и систем организма, используя для этого физические упражнения и другие средства саморегуляции, по возможности соблюдая режим питания, требования к организации рабочего места и обеспечивая нормальную экологическую среду, применяя в нерабочее время комплексы восстановительных мероприятий и другие компоненты здорового образа жизни.

Результаты многих, в том числе наших, ис-

следований подтвердили эффективность основных форм занятий физическими упражнениями и спортом в реализации задач ППФК11.

В контексте решения задач ППФК инспектора ДПС этому должны способствовать организованные в подразделениях занятия в рамках профессиональной служебной и физической подготовки, причем не в ущерб, а в дополнение к базовым («силовым») задачам физической подготовки, установленным соответствующими нормативными документами. Это может быть обеспечено преимущественной отработкой отдельных физических упражнений и изучением разделов программы, составленных на основе прикладных видов спорта, с использованием естественных факторов природы, а также особенностей самих занятий и методики их проведения, в наибольшей степени содействующих формированию значимых в службе инспектора ДПС навыков, качеств и способностей. К примеру, развитию общей выносливости может способствовать увеличение моторной плотности занятий, выполнение упражнений в движении поточным и проходным способом. Помимо отработки боевых приемов борьбы, следует привлекать различные упражнения из арсенала спортивных игр, проводить эстафеты и подвижные игры с элементами прикладных видов спорта, приемами активизации внимания, быстрым реагированием на различные зрительные и слуховые сигналы, тем самым совершенствуя выносливость зрительного анализатора, быстроту зрительного различения и свойства внимания. Выполняя силовые упражнения, особое внимание необходимо обращать на мышцы ног, спины, шеи и плечевого пояса, обеспечивающие длительное поддержание рабочий позы инспектора ДПС. По возможности надо организовывать занятия на открытом воздухе, в том числе и в холодное время года, обеспечивая устойчивость организма к неблагоприятным условиям службы (интоксикации, монотонии, высокая, низкая температура окружающей среды и резкая их смена). Кроме того, содержание занятий должно предполагать формирование у сотрудников физ-культурно-прикладных знаний, методических умений и навыков, способствующих активному использованию физической культуры и спорта в профессионально-прикладных целях в процессе организации и проведении различных форм самостоятельных занятий, которые, безусловно, несут основную нагрузку в решении задач ППФК.

Самостоятельные занятия призваны усили-

вать воздействие средств физической подготовки, осуществляемое в рамках организованных занятий, конкретизировать его с учетом личных спортивных интересов и индивидуального уровня физической подготовленности сотрудников, помогая укреплять здоровье и поддерживать высокий уровень физической и умственной работоспособности. Для этого инспектору ДПС рекомендуется использовать различные физические упражнения с элементами профессиональной направленности, составленными на основе представленных типовых средств и методов, в рамках утренней физической зарядки, физкультурных пауз в режиме рабочего дня, занятий в послера-бочее время, выходные дни и отпуске. Предпочтительными будут и занятия (самостоятельные или в специально организуемых спортивных секциях) прикладными видами спорта, наиболее доступными из которых являются легкая атлетика, лыжные гонки, плавание, единоборства, баскетбол, гандбол, волейбол, настольный и большой теннис, бадминтон, мини-футбол и др.

Таким образом, в самом общем виде алгоритм реализации профессиографического подхода к физической подготовке сотрудников ОВД, направленный на формирование индивидуальной ППФК, представляется в следующем:

собрать на основе профессиографирования и систематизировать исходные данные, необходимые для построения специализированных физ-культурно-прикладных методик и технологий, построить модели специалистов, сформулировать требования к их подготовленности;

спроектировать физическую подготовку с учетом формирования индивидуальных основ ППФК, сформулировать конкретные задачи, приоритеты и наиболее значимые направления в подготовке, подобрать средства, методы, формы занятий, установить нагрузку и режим;

реализовать намеченное на практике, организовав «обратную связь» и проведя оценку результатов проделанной работы, учесть недостатки и определить возможные пути совершен-

ствования данного процесса, скорректировав его соответствующим образом.

Кроме того, проведенный нами анализ показывает, что профессиографическая информация, систематизированная соответствующим образом, способствует аналогичному представлению деятельности специалиста как лицами, ответственными за организацию и проведение физической подготовки в органах, организациях, подразделениях МВД России, так и самими сотрудниками. С большой долей вероятности можно также предположить, что профессиогра-фический подход к физической подготовке сотрудников ОВД позволит существенно повысить результативность их подготовки к эффективному выполнению служебных обязанностей, а также сократить время и снизить ее затратность, что немаловажно в сегодняшних условиях.

1 Полянский В.П. Теоретико-методические основы совершенствования прикладной физической культуры (ее содержания и форм) в современном обществе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1999.

2 Там же.

3 Баркалов С.Н. Методика служебно-боевой подготовки курсантов вузов МВД России с учетом специфики профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005; Тапунов Ю.Н. Содержание профессионально-прикладной физической подготовки курсанток вузов МВД России к служебной деятельности, не связанной с силовым задержанием: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Краснодар, 2011.

4 Калашников А.Ф. Проблемы физической и психофизиологической подготовки специалистов для подразделений до-рожно-патрульной службы Госавтоинспекции России: монография. - Орел: ОрЮИ МВД России, 1997.

5 Полянский В.П. Указ. соч.

6 Полянский В.П. Формирование теории и совершенствование практики профессионально-прикладной физической культуры как особого социокультурного образования // Теория и практика физической культуры. 2008. № 5. С. 12-17.

7 Там же.

8 Полянский В.П. Теоретико-методические основы совершенствования прикладной физической культуры (ее содержания и форм) в современном обществе.

9 Баркалов С.Н. Указ. соч.

10 Калашников А.Ф. Указ. соч.

11 Полянский В.П. Указ. соч.; Баркалов С.Н. Указ. соч.

£

£ и О

и

$

и С

£ £ и

О <

О X £ и

с

2 и О а С О ю

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.