Научная статья на тему 'Профессиоаналъная этика журналиста: авторская позиция и субъективность'

Профессиоаналъная этика журналиста: авторская позиция и субъективность Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
412
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиоаналъная этика журналиста: авторская позиция и субъективность»

УЧАСТНИКИ РАФТИНГА-2006

Артишевская Т. М.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА: АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ И СУБЪЕКТИВНОСТЬ

Судя по выпускным квалификационным работам студентов-журналистов, часто встречающейся проблемой, подлежащей обсуждению в их исследованиях, является проблема субъективности и объективности в освещении информации. Вероятно, эта проблема для них является острой потому, что на протяжении всего обучения в университете на всех курсах их призывают к объективности, непредвзятости, честности, но в результате собственно журналистской деятельности они обнаруживают, что границы между субъективным и объективным в творчестве журналиста очень размыты.

Полемика среди ученых и практиков в области журналистики показывает, что в последнее время эта проблема обострилась из-за переполненности СМИ субъективными оценками авторов. И действительно, что представляет собой журналистский текст с позиции его подачи аудитории? Как связано выражение позиции с конкретными жанрами журналистского творчества, и несёт ли автор за выражение своего мнения какую-либо ответственность перед обществом? - вопросы, по-прежнему путающие представление об объективности журналистских материалов. С этой путаницей связаны мнения об ангажированности прессы, о «продажности» журналистов, о политических пристрастиях и потенциальной предвзятости, о свободной и независимой прессе, что практически повсеместно считается неотъемлемой частью демократического общества. Можно ли относительно профессиональной деятельности журналиста поставить точку в полемике «субъективно-объективно»?

Если представлять журналистский текст как особый продукт творчества со своими особенностями и закономерностями построения, то можно сказать, что специфика его стиля определяется единством двух противоположных тенденций. С одной сторо-

ны, он тяготеет к стандартности, с другой - к экспрессивности. Стандартность стремится к строгости и информативности официально-делового и научного стилей, а экспрессивность - к живости и занимательности изложения, к доступности и привлекательности форм выражения, характерных для языка художественной литературы и разговорной речи [4].

В проблеме субъективного начала журналистского творчества главным критерием является «авторская позиция», демонстрирующая степень выраженности соответствия с требованием объективности.

Таким образом, проблема субъективности-объективности авторской позиции упирается в кодексы, связывающие журналиста с профессиональной этикой.

Журналистская этика - понятие, которым обозначается практическое применение стандартов профессионального поведения в журналистике, сущностной характеристикой которой является нравственный выбор. В журналистской этике система ценностей и нравственных принципов, как правило, соединяется с проблемой выбора, возникающей в повседневной профессиональной деятельности. В ситуации ценностного выбора журналистам приходится иметь дело с понятиями «правильно-неправильно», со степенями «правоты» и «неправоты» [2]..

И здесь мы сталкиваемся с противоречием между фиксированными правилами, заключенными в кодексе и реальным их воплощением на практике. Для журналистов это означает необходимость сделать такой выбор, который согласовывался бы с правилами и принципами профессии, записанными в этическом кодексе, но на практике нравственный выбор предполагает определённую свободу в принятии решения. Это дает возможность варьировать в определении «правоты» и «неправоты», поскольку невозможно отыскать нравственное решение, подходящее ко всем случаям жизни. Вот почему трудно дать окончательное определение «этичному» поведению журналиста. Например, во второй статье Кодекса профессиональной этики журналиста отмечено следующее: «Правдивость и объективность. Журналист обязан давать правдивое изображение действительности путём точной и исчерпывающей информации. Он излагает факты, сохраняя

их подлинный смысл, вскрывая важнейшие связи и не допуская искажений, с тем, чтобы общественность получила достаточно материала, позволяющего ей сформировать точное, связное и наиболее адекватное представление о текущих социальных процессах». Второе положение Международных принципов профессиональной этики журналиста также гласит: «Верность журналиста объективной реальности. Первейшая задача журналиста - гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности. Журналист излагает факты добросовестно, сохраняя их подлинный смысл и не допуская искажений. Он максимально использует свои творческие способности для того, чтобы общественность получила достаточно материала, позволяющего ей сформировать точное и связное представление о мире. Так, чтобы происхождение, природа и сущность событий, течение и положение дел были поняты как можно более объективно» [3].

Д. С. Авраамов в своём исследовании ссылается на тематический анализ 59 журналистских кодексов, на первом месте в которых стоит то же требование - правдивого и честного распространения информации [1].

Но давайте остановимся и задумаемся над такими категориями как «честность», «правдивость». Что такое честность и правдивость в то время, когда «правда у каждого своя» и если «правда горькая», то лучше, если бы о ней не слышать? Быть честным относительно кого, чего, когда, где, в каких ситуациях? Может ли «честность» являться коварной манипуляцией, а «правда» навредить? Если да, то в каких ситуациях?

Для журналистов объективность означает такое освещение фактов, которое исключает эмоции и отделяет факты от мнений. Давайте представим себе живого журналиста без эмоций! Даже если это ведущий новостей. Спокойствие - это эмоция. Напористость - это эмоция.

Журналистская объективность часто ассоциируется с «перевёрнутой пирамидой» и структурой написания текста, когда факты располагаются сверху вниз в соответствии с их важностью и даётся ответ на вопросы: «кто? что? где? почему? когда? и как?». На вопросы «что», «где», «когда» можно ответить по факту слу-

чившегося, но на вопросы «почему» и «как» ответы будут всегда субъективными, потому что они интерпретируются людьми, природа которых субъективно-отражательна.

Нельзя не согласиться с американским исследователем СМИ Дж. Мэрриллом в том, что журналистская объективность невозможна: Он, ссылаясь на известного специалиста по семантике Хайакаву, доказал, что ни один журналист не знает правды, ни один материал не может точно соответствовать действительности, потому что, «карта - это ещё не территория». Это значит, что статья, написанная журналистом, всегда означает больше, чем выражено словами [2].

В самом деле, помимо того, что все журналисты ограничены в своей объективности несовершенством языка, на их творчество также влияет их опыт, физическое состояние, образование и много других факторов. К тому же, журналист уже постольку субъективен, поскольку он сам выбирает тему материала, сам отбирает факты, рассматривает их со своей точки зрения.

Большинство специалистов, изучающих проблему объективности, соглашаются лишь в одном: «Хроникальные сообщения не должны содержать мнений или отличаться какой-либо тенденциозностью». Но тут же следует уточнение, указывающее на то, что «Это правило не распространяется на так называемые специальные статьи, сам характер которых и подпись под ними обеспечивают автору право на собственную интерпретацию» [1]. А «та оценка ценностей, которая требуется от журналиста в ходе его расследования или интерпретации фактов, должна отражать те ценности, в которые верит он сам. Эти ценности вырабатывались им в ходе всей его жизни. Он приобрёл их во время учёбы, на него повлияли его детство, семейная жизнь, происхождение, друзья и круг общения, национальность и связанная с ней культура, жизненный опыт и здравый смысл» [2].

Таким образом, студенты еще в процессе первых практик замечают, что требование объективности, которое является главным во всех кодексах журналистской этики, на деле невыполнимо уже потому, что журналист - это, прежде всего, личность, субъективно отражающая объективный мир. И для них это противоречие становится острой проблемой, требующей уточнения. Нет авто-

рекой позиции только субъективной или только объективной. Она всегда «субъективно-объективная». Субъективность журналиста

- это следствие убеждений, мировоззрение, позиция пишущего, как наиболее целостное образование личности. А объективность

- это факты, преломляющиеся через призму восприятия его личности.

Список литературы

1. Авраамов, Д. С. Профессиональная этикажурналиста. Парадоксы развития, поиски, перспективы / Д. С. Авраамов. - М., 1991.

2. Дэннис, Э. Беседы о масс-медиа / Э. Дэннис, Дж. Мэрилл. -М., 1997.

3. Кодекс профессиональной этики журналиста / сост. Г. М. Пшеничный, В. М. Хруль // Правовые и этические нормы журналистской деятельности в документах. - М., 1991.

4. Костомаров, В. Г. Русский язык на газетной полосе / В. Г. Костомаров. - М., 1971.

Артишевский Э. В. РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОТИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

Проблема профилактики и борьбы с наркотизацией приобрела глобальный социальный характер. Об этом свидетельствует значительный статистический материал, а также выводы Международного комитета Организации Объединенных Наций по контролю за распространением наркотиков в мире. Комитет отмечает повсеместное увеличение числа наркоманов, зарегистрированных преступлений, связанных с наркотическими средствами и психотропными веществами, рост наркомании среди несовершеннолетних и больных СПИДом. По данным ежегодных докладов Комиссии по наркотическим средствам Экономического и Социального Совета Организации Объединенных Наций, составленных на основе правительственных сообщений различных стран мира, на 1000 человек приходится 1 наркоман. По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения общая численность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.