Научная статья на тему 'Роль средств массовой информации в профилактике наркотизации населения'

Роль средств массовой информации в профилактике наркотизации населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1337
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиасреда
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Артишевский Эдуард Владиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль средств массовой информации в профилактике наркотизации населения»

рекой позиции только субъективной или только объективной. Она всегда «субъективно-объективная». Субъективность журналиста

- это следствие убеждений, мировоззрение, позиция пишущего, как наиболее целостное образование личности. А объективность

- это факты, преломляющиеся через призму восприятия его личности.

Список литературы

1. Авраамов, Д. С. Профессиональная этикажурналиста. Парадоксы развития, поиски, перспективы / Д. С. Авраамов. - М., 1991.

2. Дэннис, Э. Беседы о масс-медиа / Э. Дэннис, Дж. Мэрилл. -М., 1997.

3. Кодекс профессиональной этики журналиста / сост. Г. М. Пшеничный, В. М. Хруль // Правовые и этические нормы журналистской деятельности в документах. - М., 1991.

4. Костомаров, В. Г. Русский язык на газетной полосе / В. Г. Костомаров. - М., 1971.

Артишевский Э. В. РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОТИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

Проблема профилактики и борьбы с наркотизацией приобрела глобальный социальный характер. Об этом свидетельствует значительный статистический материал, а также выводы Международного комитета Организации Объединенных Наций по контролю за распространением наркотиков в мире. Комитет отмечает повсеместное увеличение числа наркоманов, зарегистрированных преступлений, связанных с наркотическими средствами и психотропными веществами, рост наркомании среди несовершеннолетних и больных СПИДом. По данным ежегодных докладов Комиссии по наркотическим средствам Экономического и Социального Совета Организации Объединенных Наций, составленных на основе правительственных сообщений различных стран мира, на 1000 человек приходится 1 наркоман. По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения общая численность

наркоманов в мире достигает примерно 48 млн. человек, причем эти показатели отражают лишь «верхушку айсберга» (общепринятым является принцип увеличения официальных данных как минимум в 10 раз с целью отражения реальной ситуации).

Под наркотизацией понимается употребление наркотических и психоактивных веществ, приводящих к болезненном) пристрастию. т.е. наркомании, и являющимися пагубной привычкой - злоу потреблением без сформированной зависимости (аддпктпв-ное поведение).

В настоящее время в России проблема распространения наркомании вызывает большую тревогу Её уровень в соответствии с международной классификацией имеет размеры концентрированной эпидемии и стал представлять реальную угрозу не только здоровью населения, но и национальной безопасности По данным парламентских слушаний Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, по различным причинам, связанным с употреблением наркотических средств, ежегодно умирает до 70 тысяч человек. По мнению медиков, средняя продолжительность жизни наркоманов, употребляющих наркотики, составляет 7-10 лет. За последнее десятилетие численность наркопресту пностн увеличилась в стране в целом в 15 раз. К сожалению, тенденция к уменьшению данного явления не наблюдается. Так. за последние 10 лет уровень распространенности наркомании среди подростков возрос в 17 раз. Сейчас в России насчитывается около 4.5 миллионов наркоманов и около 30 миллионов алкоголиков К регионам с высоким у ровнем распространения наркомании относятся Москва. Санкт-Петербу рг. Краснодарский край. Астраханская. Ростовская. Челябинская области. республики Северного Кавказа н Дальневосточный федеральный округ.

В Челябинской области за последние 3 года ситуация с рас-пространение.У! наркомании резко обострилась по разным причинам. среди которых:

• уменьшение числа врачебных наркологических кабинетов (Чебаркуль. Кунашак):

• отсутствие врачебной наркологической помощи на четверти территорий Челябинской области:

• несоизмеримо малое количество врачей психиатров-наркологов, их в полтора раза меньше, чем общероссийские показатели.

• увеличение общего числа потребителей наркотиков, состоящих на всех видах учета, за последний три года приблизительно до 15000 человек.

• увеличение группы риска по наркомании значимо - на 42,3%. Показатель по группе «риска» - в Челябинске (346,83 на 100 тыс. населения).

Структура больных наркоманией не меняется на протяжении последних 5 лет: подавляющее большинство составляют больные с опийной зависимостью (94,2 %), второе место - больные с зависимостью от каннабиса 3,2 %, третье - больные, употребляющие другие наркотики и их сочетания (2,1 %). Удельный вес больных с синдромом зависимости от психостимуляторов невелик - лишь 0,2 %.

Из числа потребителей наркотиков, около 13000 употребляют наркотики инъекционным способом, что составляет 86,3 % от общего числа потребителей психоактивных веществ (ПАВ).

Из общего числа потребителей наркотиков инфицированы ВИЧ - 24,6 % (27,8 % в 2006 году), что в соответствии с международной классификацией распространенность ВИЧ имеет признаки концентрированной эпидемии. Максимальное количество ВИЧ инфицированных потребителей наркотиков зарегистрировано в Челябинске - 1908, что составляет 60,0 % от общего числа ВИЧ-инфицированных потребителей наркотиков по области.

Наряду с наркоманией, растет показатель распространенности и токсикомании. В Челябинской области он увеличивается и составляет около 9 % за год. Данная тенденция аналогична российской, но с более высокими темпами роста, превосходя показатели РФ в 2,5 раза.

В течении последних 3-х лет, количество пролеченных стационарно больных остается практически без изменений и составило 16984 больных в 2007 году (18271 - в 2006 году).

Таким образом, глобальные социально-экономические и политические перемены, произошедшие в России в течении последнего десятилетия сопровождались ухудшением наркологической ситуации. Уровень потребления психоактивных веществ (ПАВ), приводя к деградации трудоспособной части населения, достиг

критических размеров и превратился в реальную угрозу для безопасности государства.

На сегодняшнем этапе актуально предупредить и защитить тех, кто не поражен деструктивными процессами и не встал на путь легализованного самоубийства с помощью алкоголя, табакокурения и наркотиков. Особенно важно сохранить молодое поколение, на которое возлагаются большие надежды, а также обязанности по содержанию нетрудоспособного населения. Профилактика наркологической патологии, как явления не только социально-значимого, но социально-обусловленного, невозможна без скоординированных действий тех ведомств и структур, которые определены действующим законодательством, либо участвуют в этом опосредованно.

Федеральным законом от 25 октября 2006 года № 170-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» внесено дополнение следующего содержания: «Профилактика наркомании есть совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-оздоровительного и иного характера, направленная на предупреждение возникновения и распространения наркомании».

В систему профилактики злоупотребления психоактивными веществами (профилактики социально-значимых заболеваний) входят как субъекты профилактики, так и органы управления в области общественных связей, телекоммуникаций и средств массовой информации (СМИ).

При решении вопросов профилактики наркологических заболеваний и организации взаимодействия субъектов профилактики средствами массовой информации целесообразно пользоваться такими нормативно-правовыми документами, как:

• Федеральный закон от 08.01.1998 N З-ФЗ (ред. от 25.10.2006) «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

• Закон РФ от 02.07.1992. N 3185-1 (ред. от 22.08.2004) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

• Закон РФ от 31.03.1999 N 68-ФЗ (ред. от 25.07.2006) «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О милиции»;

• Закон РФ 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 30.06.2007) «Об основах системы профилактики безнадзорности и профилактики правонарушений несовершеннолетних»;

• Приказ МВД РФ от 16.09.2002 N 900 (ред. от 12.04.2007) «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции»;

• Приказ обороны РФ N240, Минздрава РФ N 168 от 23.05.2001 «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе»;

• Письмо МИНЗДРАВА РФ ОТ 29.05.2002 N 2510/5415-02-32 «Об оказании медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям с наркологическими заболеваниями»;

• Методические рекомендации утв. МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РФ 20.12.2006 N 6834-РХ «Организация профилактики ВИЧ-инфекции среди различных групп населения»;

• Приказ МИНЗДРАВА РФ ОТ 18.03.1997 N 76 «О наркологических реабилитационных центрах»;

• Методические рекомендации утв. Минздравом РФ 29.12.2000 N 2000/262 «Методика лицензирования медицинской деятельности по экспертизе профпригодности».

При несоблюдении законодательства может наступить ответственность по следующим статьям:

Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (Статья 6.13 КоАПРФ).

Объектом правонарушения является здоровье граждан, нравственность, общественный порядок.

Объективная сторона выражается в двух деяниях: пропаганде и рекламе наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров.

Субъектами рассматриваемых противоправных деяний признаются граждане, должностные лица, юридические лица.

С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется умыслом, т.е. лицо осознает противоправность своих действий и желает их совершить.

Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения

((Статья 19.6 КоАП РФ)

Объектом комментируемого правонарушения является установленный действующим законодательством РФ порядок управления в части исполнения постановления (представления) по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

С объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, может быть выражено только в бездействии. Объективная сторона указанного проступка заключается в непринятии мер, предусмотренных ст. 29.13 КоАП. В соответствии с ней судья, орган или должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, при устранении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению таких причин и условий. Причем организации и должностные лица, получившие такое представление, обязаны рассмотреть его в течение месяца со дня получения и сообщить о принятых мерах судье, либо в орган или должностному лицу, вынесшему представление.

Субъективная сторона комментируемого правонарушения чаше всего выражается в форме умысла, хотя может быть совершено и по неосторожности.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, являются исключительно должностные лица, в компетенцию которых входят принятие и осуществление мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению этого правонарушения.

Непредставление сведений (информации) (Статья 19.7 КоАП РФ).

Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" предусмотрено обязательное представление зафиксированной на материальном носителе информации с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (документированной информации), для формирования государственных информационных ресурсов. Согласно ст. 8 данного Федерального закона граждане, органы

государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обязаны представлять документированную информацию органам и организациям, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов.

Объективная сторона комментируемого правонарушения заключается, во-первых, в непредставлении или несвоевременном представлении в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности; во-вторых, в представлении в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ст. 19.8 и 19.19 комментируемого Кодекса.

С субъективной стороны комментируемое правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного рассматриваемой статьей, могут являться граждане, должностные лица и юридические лица.

В настоящее время наиболее актуальным направлением в антинаркотической политике специалисты силовых структур видят ревизию антинаркотической пропаганды в средствах массовой информации. Основными целями антинаркотической пропагандистской кампании являются:

- достичь максимального охвата целевой аудитории - подростков и молодых людей, относящихся к "группе риска" вовлечения в немедицинское употребление наркотиков;

- обеспечить достаточное по времени, частоте, количеству и качеству размещаемых публикаций и иных информационных сообщений, а также соответствующий отбор медиаресурсов, использующих именно те носители и форму подачи информации, которые в наибольшей степени охватывают целевую аудиторию;

- привлечь внимание максимально широкой аудитории к необходимости решения проблем противодействия наркомании и нар копре ступности.

Для профилактики наркотизации СМИ должны:

• организовать информационно-аналитическое обеспечение, осуществляемое в целях получения объективных данных для разработки целевых профилактических программ и программ оказания специализированной помощи лицам, допускающим немедицинское потребление наркотиков, и больным наркоманией посредством проведения на региональном уровне мониторинга наркотической ситуации, анализа полученных результатов и прогнозирования ситуации.

• способствовать информированию населения и администрацию города и районов о работе наркологической, в т.ч. детско-подростковой службы, включая данные об эпидемиологии наркологических расстройств, мероприятия по профилактике зависимостей и ВИЧ/СПИДа;

• пропагандировать трезвый образ жизни, расширение молодежных субкультур, не приемлющих употребление наркотиков (культуристы, брейкеры, байкеры)

• широко освещать в прессе проведение Всемирного дня отказа от курения (31 мая), Всемирного дня борьбы с наркоманией (26 июня), проблемы распространенности «пивного» алкоголизма и злоупотребления пивом, практики врача-нарколога;

• способствовать осознанию населением угрозы наркотизации, с формированием адекватного отношения населения к ней как негативному социальному явлению, угрожающему безопасности общества;

• давать реальную оценку обстановки;

• предостеречь от употребления наркотиков;

• формировать общественное реагирование, направленное на негативное отношение к употребляющим табак, алкоголь, токсические вещества и наркотики;

• призывать органы управления и власти повысить заинтересованность населения в труде;

• приводить положительные примеры избавления от пагубного пристрастия и социализации бывших наркоманов и алкоголиков;

• поддерживать идеологию коллективного созидания и духовного роста;

• воспитывать патриотизм;

• выявлять наркотическую рекламу и противодействовать ее распространению;

• информировать о реабилитационных центрах и вакансиях рабочих мест для бывших потребителей психоактивных веществ;

• вести постоянный мониторинг в рубрике, посвященной уровню наркотизации, наркопреступности и эффективности борьбы с этим злом;

• организовывать передачи и круглые столы со специалистами в области борьбы с наркотизацией;

• не допускать рекламирование сомнительных методик, обещающих исцеление от наркомании;

• осуществлять квалифицированную цензуру с привлечением специалистов при освещении проблем наркотизации;

• внедрять научные разработки, улучшающие состояние и работоспособность лиц, употребляющих наркотики;

• обучать методам противодействия наркотизации;

• обучать население способам выявления подпольных лабораторий, точек распространения наркотиков, притонов и путей транспортировки и реализации наркотиков, а так же грамотным действиям в случаях их обнаружения;

• разработать и внедрять программы, в том числе и развлекательные, формирующие оптимистическое отношение к жизни, устраняющие бездуховность, безыдейность, внутреннюю пустоту и отсутствие мотивации достижения успеха, препятствующие уходу от реальной действительности в мир иллюзий;

• прекратить способствовать распространению культа насилия, в том числе и сексуального;

• не провоцировать любопытство к наркотикам и алкоголю;

• принимать активное участие в воспитании соответствующих качеств личности, препятствующих наркотизации;

• участвовать в антинаркотической рекламе.

Существуют правила эффективности социальной антинаркотической рекламы:

1) социальная антинаркотическая реклама должна быть адресной;

2) социальная антинаркотическая реклама при первичной

профилактике наркомании направляется на устойчивое позитивное отношение к здоровому образу жизни;

3) социальную антинаркотическую рекламу при первичной профилактике наркомании целесообразно размещать в местах группового скопления молодежи (учебные заведения, места проведения досуга);

4) акцент в социальной антинаркотической рекламе при первичной профилактике необходимо делать не на изображении болезненных проявлений наркомании - шприцов, других средств, используемых для незаконного приготовления наркотических средств или введения инъекции, а на здоровье подростка (изображение солнца, полноценной семьи, отражение результатов искусства, спорта, культуры);

5) социальная антинаркотическая реклама при вторичной профилактике наркомании направляется на лиц, допускающих употребление наркотических средств или психотропных веществ, которые не сумели сказать наркотикам «Нет!»;

6) социальная антинаркотическая реклама при вторичной профилактике наркомании направляется также на устойчивое позитивное отношение к здоровому образу жизни, но с отражением нетерпимого отношения общества к наркоману и к тому, кто пробует наркотики. Реклама должна отразить контрастность положения в обществе лица, допускающего употребление наркотиков и не допускающего их употребление;

7) социальную антинаркотическую рекламу при вторичной профилактике наркомании целесообразно размещать не только в местах группового скопления молодежи (учебные заведения, места проведения досуга), но и местах организации профилактической работы специалистов с наркозависимыми (наркодиспансеры, ОВД, ФСКН, общественные организации и т.д.);

8) к социальной антинаркотической рекламе целесообразно привлекать лиц, достигших существенных результатов в спорте, искусстве, культуре, так как в сознании подрастающего российского поколения приоритетным необходимо утвердить здоровый образ жизни.

9) социальную антинаркотическую рекламу необходимо внедрить в молодежную субкультуру (майки; кепки; молодежный

сленг без нарколексики; музыка, публикации, не затрагивающие наркожаргона);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10) социальная антинаркотическая реклама эффективна при усвоении рассмотренных правил и их соблюдении всеми субъектами профилактики наркомании.

К сожалению, на сегодняшний день, отмечаются следующие негативные явления в участии СМИ в профилактике наркотизма.

не вполне эффективное воздействие региональных СМИ на процесс профилактики наркотизации, формирование ЗОЖ;

большое количество визуального показа собственных негативных ситуаций (население Челябинской области помимо общероссийского негативного информационного потока принимает и свой региональный), как следствие, у населения нарастает стресс и тревожность, происходит программирование негативного поведения;

засилье рекламы, пропагандирующей нездоровый образ

жизни;

низкая эффективность существующих телепрограмм; низкая эффективность социальной рекламы, в целом по Российской Федерации (по итогам проведенных социологических исследований в 70% случаев социальная реклама не достигает цели, превращается в антирекламу, и лишь 30% рекламной продукции является в разной степени действенной);

отсутствие системы оценки эффективности информационного обеспечения профилактики наркотизации, формирования здорового образа жизни в Челябинской области;

отсутствие у представителей СМИ мотивации в демонстрации материалов по профилактике наркотизации, формированию здорового образа жизни;

низкий профессионализм отдельных представителей СМИ, особенно в районах;

бессистемное финансирование информационных, просветительских телепрограмм, рассчитанных на различные слои населения;

коммерциализация СМИ, погоня за рейтингом, как следствие, преобладание развлекательно - увеселительных передач, зависимость СМИ от экономических структур;

недостаточный уровень качества информации, почти полное отсутствие аналитических программ;

недостаточное взаимодействие негосударственных и государственных структур при проведении различных мероприятий;

отсутствие мониторинга эффективности воздействия информации на различные целевые аудитории.

Таким образом, для устранения недостатков и эффективного участия СМИ в профилактике наркотизма, необходимо создать концепцию информационного сопровождения антинаркотической профилактической работы в Челябинской области.

Загидуллина М. В. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕДИАСРЕДЫ

Конференция, которую мы планируем сделать ежегодной, получила «сквозное» название «Медиасреда», что можно считать крайне актуальным. Несмотря на огромное количество составных слов, включающих часть «медиа», понятие «медиасреда» охватывает широкий круг явлений и фактов, касающихся самого широкого контекста функционирования средств массовой информации. В связи с этим можно выделить 10 главных признаков современной медиасреды, на чем и остановим внимание в этой статье.

Смена основных акторов медиасреды по сравнению со стабильным советским периодом и первым периодом постсоветского времени.

Если советский период характеризовался приоритетом идеологических векторов, когда СМИ являлись «колесиком и винтиком» партийной системы (точнее, общей задачи построения коммунистического общества - даже в случае оппозиционности), то первые рыночные годы (отмеченные отменой цензуры) были связаны с общей борьбой СМИ за выживание, когда развлекательно-сенсационная модель (либо «заказуха») представляла собой единственную «беспроигрышную» нишу. Но уже начало XXI века полностью сменило эту ситуацию. При этом общественное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.