Научная статья на тему 'Проекты в деятельности учителя математики'

Проекты в деятельности учителя математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Домрачева Людмила Юрьевна, Иванова Светлана Ивановна

Современная концепция российского образования предполагает ориентировать не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проекты в деятельности учителя математики»

Информационные технологии в обучении

71

Проекты в деятельности учителя математики

Домрачева Людмила Юрьевна ([email protected]), Иванова Светлана Ивановна ([email protected])

МОУ «Новоторъяльская СОШ», РМЭ

Аннотация

Современная концепция российского образования предполагает ориентировать не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей.

Общеобразовательная школа должна формировать опыт самостоятельной деятельности. В настоящее время востребован специалист, который не будет жить инструкцией, а вступит в жизнь с творческим, проектно-конструктивным опытом. Необходимо сформировать у ребенка способы организации деятельности, которые позволят ему в дальнейшем жить самостоятельно, двигаясь осознанно к намеченной цели. Этому способствует применение проектов на уроках и во внеурочной деятельности. Проектный метод в школьном образовании рассматривается как альтернатива классно-урочной системе, является дидактическим средством активизации познавательной деятельности и формирует личностные качества учащихся.

При использовании метода проектов меняется и роль учителя. Он выступает в роли координатора, помощника, консультанта, наблюдателя, источника информации.

При использовании метода проектов меняется и роль учащихся. Работая над проектом, у обучающихся развиваются познавательные умения и навыки ориентироваться в информационном пространстве, критическое мышление. Они приобретают также умение самостоятельно конструировать свои знания, формируют информационную компетенцию. Главным в работе ученика над проектом является ответ не только на вопрос «как мы это делаем», но и «зачем мы это делаем», «что я лично могу сделать для решения этой проблемы». Этот метод с элементами исследования ориентирован на самостоятельную работу учеников: групповую, парную, индивидуальную. Проекты могут углублять теоретический материал по предмету, дифференцировать процесс обучения. Учат переносить информацию из одной области знаний в другую.

В настоящее время в связи с введением обязательного экзамена в форме ЕГЭ по математике увеличилась умственная нагрузка на учащихся и здесь важен не объем усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях. Методика преподавания предмета, личные качества учителя оказывают влияние на развитие интереса к предмету. Поэтому учителя постоянно ведут поиск разнообразных форм и эффективных методов преподавания математики, которые бы активизировали мыслительную деятельность учащихся.

Существует много различных приемов и методов. Хотелось бы остановиться на применении метода проектов с использованием ИКТ на уроках математики и во внеурочной деятельности. Учителя каждый день планируют уроки, в конце которых ожидают некоторый результат в виде правильно решенных примеров и задач. А почему бы не предложить учащимся самостоятельно изучить тему и составить самим условия задачи по ней? Тогда эти задачи и будут тем проектом, который покажет реальный уровень обученности школьников. Например: группа ребят разработала и оформила сборник задач, в котором собраны задачи по теме «Координатная плоскость» (построение по заданным коор -динатам различных фигурок животных, корабликов и т. д.). Сборник содержит: обложку с указанием авторов, тексты задач, ответы и решения. Во время презентации проекта предложили решить классу несколько наиболее удачных задач.

Точно также можно объединить несколько уроков по одной теме, в конце изучения которой учитель может дать творческое задание, которое тоже будет проектом (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, инсценировка по теме «Медиана, биссектриса, высота. Кто главнее?», сказка о дробях и т. д.

На уроках попробовать себя на этом поприще может каждый ученик. Для того чтобы проект выглядел достойно, нужно: научиться работать в группе, уметь выдвигать новые проблемы, гипотезы и методы их решения, анализировать информацию.

72

ИТО Марий Эл -2010

В 7 классе по геометрии можно предложить тему «Построения циркулем и линейкой». Где учащиеся расширяют кругозор, учатся выполнять построения, находят закономерности и красоту построения циркулем и линейкой.

Для учащихся 8-9 классов можно дать ранее изученные темы, по которым они сделают компьютерную презентацию, например: по теме «Сложение и вычитание чисел с разными знаками», «Треугольники», «Измерение расстояния до недоступной точки», «Различные способы доказательства теоремы Пифагора».

При изучении темы «Статистические характеристики», «Сбор и группировка статистических данных» ученики проводят опрос общественного мнения среди учащихся, составляя по итогам опроса графики, диаграммы, таблицы.

Для проектной деятельности очень важен результат и возможность его публично представить. Итогом деятельности учащихся может быть участие на школьной и районной научно-практической конференции, научно-технической конференции «Школьная информатика». В связи с тем, что 2010 год объявлен «Годом учителя» темой проекта (во внеклассной деятельности) может быть тема «Учителя математики и физики - гордость нашей школы». Это и знакомство с ветеранами педагогического труда, умение вести диалог со старшим поколением, воспитание на опыте старшего поколения. В старших классах в связи с введением профильного обучения проектный метод является основным. Работа над проектом начинается на уроке под руководством учителя, продолжается дома, а презентация проекта осуществляется на следующем уроке. Учащихся старших классов можно привлекать для создания сайта, для оформления проекта, размещать статьи на Wiki.

Используя в своей работе проектную методику, учителя пришли к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения этот метод очень эффективен. Использование инновационных технологий в преподавании не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию и самообразованию учителя.

Использование проектной технологии требует от учителя серьезной подготовительной работы. Именно от него зависит процесс и результат. Поэтому учитель должен владеть: исследовательскими, поисковыми методами, умением организовывать самостоятельную работу учащихся, интегрировать знания из различных областей для достижения целей выбранного проекта.

В подготовке учителей помощь оказала работа площадки при МОУ «НТСОШ» «Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века». За 2009-10 учебный год прошли обучение разные категории учителей школ района. Они познакомились с применением в образовании сервисов Web 2.0. В ходе обучения учителя создали портфолио проектов и разместили их на сайте http://wiki.iteach.ru. и теперь они активно применяют метод проектов в своей работе. Объединив усилия образования, бизнеса и государства школа должна давать ученикам навыки XXI века, чтобы дети могли добиться успеха и быть эффективными гражданами, работниками и руководителями в XXI веке.

А.Н. Колмогоров сказал: «Задача состоит в том, чтобы уже в школе убедительно показать, что современная математика строит математические модели реальных ситуаций, изучаемых в применениях...» Поэтому, выполняя проектные работы, ребята все реже и реже задают вопрос «Зачем мы изучаем данную тему?».

Опыт внедрения технических средств обучения студентов

радиотехнических специальностей

Евдокимов Алексей Олегович ([email protected]), Ульрих Олег Карлович ([email protected])

ГОУВПО «Марийский государственный технический университет», г. Йошкар-Ола

Аннотация

Обобщается опыт внедрения и использования в учебном процессе технических средств обучения, применяемых в рамках курса «Телевидение» на радиотехническом факультете МарГТУ.

Этапы формирования действий. На первом этапе учащиеся получают необходимые разъяснения о цели действия, объекте, системе ориентиров. Это этап предварительного ознакомления с действием и условиями его выполнения - этап составления схемы ориентировочной основы действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.