Научная статья на тему 'Проектная деятельность в начальной школе'

Проектная деятельность в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3983
491
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ЖЕЛАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ИНТЕРЕС / НОВАЯ РОЛЬ УЧИТЕЛЯ / ТЬЮТОРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богуш Екатерина Александровна

Автор задает насущные для каждого учителя вопросы: Кто такой успешный человек? Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Делает вывод, что в новых условиях необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником, новая роль учителя, тьюторская, например.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность в начальной школе»

ИННОВАЦИОННЫеИИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИеПРОЕКТЫ,ПРОГРАММЫ^ПОДХОДЫ_

Богуш Екатерина Александровна

учитель начальных классов МОУ СОШ № 73 г. Краснодар

J ^

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Ц___________________________________________г

Аннотация. Автор задает насущные для каждого учителя вопросы: Кто такой успешный человек? Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Делает вывод, что в новых условиях необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником, новая роль учителя, тьюторская, например.

Ключевые слова: обучение через желание, мотивация, интерес, новая роль учителя, тьюторство.

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс.

Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой (тьюторской, например). Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотиви-

ровать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?

Нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения [1,3, 5, 7].

Не меньшее значение имеют проектная и исследовательская технологии обучения. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 1920-е гг. американским философом и педагогом Дж. Дьюи на основе гуманистических идей и развит его учеником. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учетом их личной заинтересованности в знаниях и получая в итоге реальный результат.

В России идеи проектного обучения возникли практически в то же время. Уже в 1905 г. русский педагог С. Т. Шацкий с небольшой группой коллег (А. Г. Авту-хов, П. П. Блонский, Б. В. Всесвятский, Ш. И. Ганелин, В. Ф. Натали, Б. Е. Райков, И. Ф. Сладковский и др.) пытался активно использовать проектные методы в практике преподавания. После Октябрьской революции их идеи и опыт работы стали широко внедряться в практику школы, но недостаточно продуманно и последовательно, и в 1931 г. постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден, а использование его в работе учителя запрещено

Вместе с тем в зарубежной практике он весьма успешно развивался и приобретал популярность. В настоящее время, когда и в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, сделан акцент на освоении учащимися ценностей и способов деятельности человека в социокультурной среде, метод проектов снова востребован и популярен.

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза,

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012

41

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

предполагаемого или возможного объекта или состояния) [2, 4].

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности [5, 6].

Проектная деятельность в начальной школе

Кто такой успешный человек? Это человек, который занял определенное значимое место в обществе. Для того чтобы достичь высот в какой-либо сфере деятельности нужно самостоятельно уметь определить ближнюю и дальнюю перспективу, наметить план действий, осуществить его и оценить, проанализировать что удалось и что нет. Такие люди обладают проектным типом мышления.

Меня заинтересовало: возможно ли в современной начальной школе развить проектное мышление у учащихся? Казалось это вполне реально. И осуществимо это с помощью особо вида деятельности - ПРОЕКТНОЙ [6,7].

Я решила этим заняться еще потому, что данная проблема:

1) отвечает современным требованиям времени,

2) формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения,

3) развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе,

4) приучает учащихся умело использовать ИКТ в учебном процессе,

5) вызвала у меня самой большой интерес.

Я использую проектную деятельность в урочной, во внеклассной и домашней работе. Работу по внедрению проектной деятельности я разбила на 3 этапа.

1 ЭТАП.

Пропедевтика проектно-творческой деятельности учащихся. На этом этапе ребята в основном выполняют творческие задания по базовым предметам и во внеклассной работе. По математике анализируют и придумывают задания для одноклассников. Самостоятельно подбирают дополнительный материал по заинтересовавшей их теме (Ребята, понравился вам сегодняшний урок? Хотели бы вы продолжить разговор на эту тему?). Узнают с помощью книг, журналов новые сведения и представляют их одноклассникам в виде сообщений, макетов.

Творческие задания они выполняют и на уроках чтения. Ученики выступают в роли авторов, издателей, художников и др. специалистов книжного дела (книжки-самоделки, блокнот, мини сборники)..

Такие виды творчества готовят учеников к основным этапам проектной деятельности (по Андриянову П. Н.).

ЭТАПЫ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Обоснование, осознание и принятие идеи (погружение в проект). Осмысленная и принятая идея, задача, проблема.

2.Технологическая разработка идеи. Доведение идеи до возможности ее практической реализации.

3. Практическая работа над идеей. Практическая реализация идеи.

4. Опробование проекта в работе, представление своей идеи, самооценка своей работы Анализ решения творческой задачи и рефлексия деятельности.

КАК же строится работа на данном этапе? Сделаем это на примере творческого задания по математике.

1. Ребята, а хотели бы вы сами составить задачу по математике? (Да)

- А зачем вам это нужно? (Это интересно. Задачу сможет попробовать решить одноклассники или мама. Можем сделать целый сборник из придуманных нами интересных задач...)

2. А вы знаете как строится задача?, из каких частей она состоит? (Да.)

- Что вам нужно для составления своей задачи? (Знать, как построена задача, лист бумаги, ручка, карандаши)

3. Я предлагаю вам дома придумать и записать свою задачу. Можно воспользоваться знаниями, которые вы получили, решая задачи на сегодняшнем и предыдущем уроках.

4. После того как ученики на следующий день сдали свои творческие работы, я делаю совместную рефлексию индивидуально с создателем задачи, и фиксирую ошибки, затем ребята «защищают» свои работы.

В силу психологических особенностей детей данного возраста, их уровня знаний творческие работы носят индивидуальную форму выполнения с непосредственным участием родителей, но также присутствует и групповая форма работы.

Важным фактором на 1 этапе проектной деятельности является работа с родителями. Поэтому я провожу специальное родительское собрание и консультации, на которых знакомлю мам и пап с особенностями работы.

2 ЭТАП.

На 2-м этапе появляются первые проектные работы с использованием компьютерных технологий. Это небольшие творческие, исследовательские задания

42

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

по математике, литературному чтению, окружающему миру, технологии. Погружение в проект происходит во время учебного процесса, а практическое выполнение - дома при участии родителей.

Так же с учениками создаем презентации по материалам пройденных уроков и внеклассных мероприятий. Так презентации «Путешествуем по родному городу» совместила в себе как воспитательный, так и учебный процесс. В это время у нас проходила «Неделя Начальной школы» и ребята с удовольствием приносили дополнительный материал. Ребята сумели отобрать нужное и представить его перед одноклассниками.

Такое взаимодействие учебно-воспитательного процесса, взаимодействия учитель - ученик - родитель дает очень хорошие результаты: учебный процесс усваивается легко и в полной мере, дети заинтересованы в получении новых знаний. При этом между учителем и родителем устанавливается тесное взаимодействие и взаимоучастие в обучении и воспитании ученика.

На этом этапе появляется парная форма работы, в которой дети учатся учитывать интересы своего соавтора, находить компромиссы в спорных вопросах. Так была проведена проектная работа по сказкам. На уроках литературного чтения во втором классе мы проходили русские волшебные сказки. Ребят заинтересовала данная тема, и они захотели более подробно узнать отдельные моменты (возникновение сказок, сказочных героев, связь народной и литературной сказки и т. д.). Ученики провели исследовательскую работу, подготовили минипроектные работы. Затем попробовали сочинить свои сказки. А в дальнейшем их работа вылилась в театрализованные проекты.

2 этап завершается проектными работами, выполненными на свободную тему, представленными как в виде докладов, макетов, так и с использованием компьютерных презентаций.

3 ЭТАП.

На 3 этапе акцент делается на использование компьютерных технологий. Для этого я с ребятами провожу ряд занятий. Знакомлю ребят с основными операциями в программе PowerPoint. Ребята учатся самостоятельно создавать небольшие творческие работы, которые в дальнейшем будут включены в проектные работы. Помощь родителей на этом этапе сводится к минимуму. Здесь присутствуют все формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Итоговой работой являются выступления на школьных и окружных конкурсах и конференциях.

Какова же роль учителя в проектной деятельности?

Она своеобразна. Первое правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как тол-

кователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.

Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.

Правила, по которым нужно строить свою работу:

- Подходить творчески к любому проекту ученика.

- Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.

- Развивать самостоятельность в поиске информации для реализации проекта.

- Избегать прямых инструкций (на 2 и 3 этапах).

- В процессе работы над проектом обучить школьника умениям анализировать свою деятельность и работу.

- Тесно сотрудничать с родителями и воспитателем.

- При оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успехи, чем один раз покритиковать.

Литература

1. Гоомыко Ю. В. Понятие проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова//Изв. Рос. акад. образования. 2000. (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).

2. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения // Директор школы, 1995, № 6.

3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.//Народное образование, 2000. № 7.

4. Пахомова Н. Ю. Метод проектов // Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.

5. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности // Учитель, 2000, № 4

6. Сиденко А. С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании, 2008. № 1.

7. Сиденко А. С. Виды проектов и этапы проектирования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2008. № 2.

8. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, 1998. № 3

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.