Научная статья на тему 'Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка в школе'

Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
719
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вертилецкая Инга Геннадьевна

В условиях информатизации общества одной из актуальных для современной школы является проблема подготовки обучающихся к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения образования с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) обучения. В связи с этим важной задачей учителясловесника является формирование компетентного ученика в сфере информационной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка в школе»

Использование информационно-коммуникационных технологий

В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

Вертилецкая Инга Геннадьевна

Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Кузбас

Аннотация

В условиях информатизации общества одной из актуальных для современной школы является проблема подготовки обучающихся к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения образования с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) обучения. В связи с этим важной задачей учителя-словесника является формирование компетентного ученика в сфере информационной культуры.

Рассматривая информационную культуру личности как одну из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий, мы полагаем, что она является важнейшим фактором успешности и социальной защищенности личности в современном информационном обществе [3, с. 58]. Информационные технологии сами по себе несут огромный дидактический потенциал, позволяя ученику проявить себя не просто субъектом педагогического процесса, но и исследователем, умеющим самостоятельно и творчески, в меру своих способностей выявлять и решать широкий круг задач гуманитарного и научного общения с окружающим миром, делать заключения и давать необходимые пояснения.

Применение ИКТ в процессе обучения русскому языку, на наш взгляд, дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся. Информационно-коммуникационные технологии дают возможность не только изменить формы и методы учебной работы, но и способствуют формированию информационной культуры личности. Одной из важных целей внедрения информационно-коммуникационных технологий в школьное образование является формирование мо-тивационной, интеллектуальной и операционной готовности к использованию их в своей деятельности. Главным ориентиром - ученик, его деятельность, перспективы развития его личности в информационном обществе. Этот ориентир обязывает к разработке метода и условий использования компьютерных средств на основе учета психологических и возрастных особенностей личности.

Использование ИКТ в преподавании русского языка в школе весьма эффективно, так как дидактические функции данных технологий очень широки и позволяют получать информацию многоканально, что значительно увеличивает как объем полученной информации, так и качество ее усвоения. Внедрение ИКТ в образовательную среду урока позволяет повышать и стимулировать интерес уча -щихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а также вести необходимую коррекцию полученных знаний:

- при объяснении нового материала для максимального его усвоения;

- для оптимального закрепления изученного материала;

- для улучшения контроля знаний учащихся;

- для организации внеурочной работы по предмету.

Одной из ключевых организационных форм работы, которая ориентирована на изучение учебной темы или раздела русского языка является учебный проект, как условие реализации совместной учебно-познавательной, исследовательской, творческой или игровой деятельности учащихся-партнеров, направленной на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы и самостоятельного изучения темы.

Использование программы Power Point позволяет обучающимся разрабатывать проекты по созда -нию слайд-презентаций, обеспечивающих мотивацию решения конкретных учебных проблем и освоения новой темы. Для учителя это одна из лучших и эффективных форм проведения лекции, так как дает возможность актуализировать знания, увлечь, заинтриговать, активизировать мыслительную деятельность обучающихся, для учащихся - это возможность самостоятельного поиска необходимой информации по теме урока.

58

ИТО Марий Эл -2010

В основе уроков русского языка с использованием ИКТ лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему, выбирать из огромного документального материала наиболее важную информацию, делать выводы.

Одной из возможностей использования ИКТ на уроке является подготовка и проведение обобщающих уроков при подготовке к государственной итоговой аттестации по русскому языку. В проектном режиме готовится мультимедийная презентация с иллюстрациями, видеоклипами, звукорядом, включаются материалы, найденные в Интернете, а также материалы электронных энциклопедий. Созданные презентации используются во время урока, а также рекомендуются учащимся как мультимедийные пособия для дальнейшей самостоятельной работы при подготовке к следующему уроку и к единому государственному экзамену.

Выполнение учебного проекта по созданию компьютерных презентаций на уроках русского языка имеет ряд положительных моментов:

- увеличивается объем материала, осмысленного на уроке;

- представленный наглядно материал воспринимается с большим интересом и легче запоминается;

- можно впоследствии прибегать к ассоциациям: просить вспомнить слайд, его содержание, что дети легко и с интересом делают.

Безусловно, работа по созданию совместных проектов с использованием информационно-коммуникационных технологий продуктивна:

- на элективных и индивидуальных занятиях;

- для организации итоговых уроков, тестирования;

- при проведении лекций по теоретическим вопросам курса;

- во внеурочной работе по предмету;

- в ходе выполнения домашнего задания, написания рефератов, докладов;

- при написании, оформлении и представлении исследовательской работы.

Использование ИКТ при изучении русского языка способствует запоминанию и формированию конкретных теоретических представлений и стимулирует познавательную деятельность учащихся, значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его интенсификации, индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий, позволяют во многом реализовать новые информационные технологии. Одним словом, они позволяют оперировать большим объемом информации и работают с большим «быстродействием», тем самым, реализуя возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и, конечно, усиления мотивации учащихся к учебной деятельности.

В системе уроков по подготовке к единому государственному экзамену в старших классах, решающую роль отводится анализу текста и детальной разработке поднятой автором проблемы. Практическим результатом проектной деятельности может стать сочинение-рассуждение, оформленное презентацией. Работа над мультимедийным проектом по русскому языку может включать следующие основные этапы:

- чтение художественного текста и выявление проблемы, анализ и формирование творческой группы;

- планирование проектной деятельности по сбору аргументов и обработке информации (подбор аргументов в защиту позиции автора или собственной точки зрения);

- написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту, подготовка и защита презентации проекта;

- обсуждение результатов совместной проектной деятельности, рефлексия.

В процессе создания презентации ученик проявляет себя в роли и автора, и художника-оформителя, что предъявляет к нему повышенные требования. Использование на уроках ИКТ приводит к целому ряду положительных эффектов:

- обогащает урок эмоциональной окрашенностью;

- психологически облегчает процесс усвоения;

- возбуждает живой интерес к проблеме;

- расширяет общий кругозор;

- возрастает уровень использования наглядности на уроке;

- повышается интенсивность труда учителя и учащихся на уроке.

Главная цель проектной деятельности: разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над проектом, они имеют максимальную возможность для самореализации, так как для осуществления проекта необходимо применение широкого спектра способностей детей: аналитических, художественных, эстетических, коммуникативных, которые при традиционном способе обучения чаще всего остаются невостребованными, и талантливого ребенка можно просто «не заметить». Важная задача учителя при работе над проектом: дать возможность каждому участнику проявить свои способности, ощутить собственную значимость, сформировать аналитические и коммуникативные навыки.

Преподавание русского языка с использованием ИКТ позволяют не только изменить формы и методы учебной работы, но и существенным образом трансформировать образовательную парадигму: ученик становится не просто субъектом педагогического процесса, но и исследователем, умеющим самостоятельно и творчески, в меру своих способностей, выявлять и решать широкий круг задач гуманитарного и научного общения с окружающим миром, делать заключения. Благодаря внедрению ИКТ наблюдается повышение мотивации к обучению, что ведет к повышению качества знаний, увеличению числа обучающихся, обладающих практическими умениями, которые включают адекватную реакцию на информационные явления и процессы, операции по выявлению, обработке и передаче информации. Это позволит подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном самообразовании и самосовершенствовании.

Литература

1. Гендина, Н.И. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. 512 с.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Электронный ресурс] // http://www.gnesin.ru/normativy/concept_of_modern.html

3. Педагогический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // http://slovari.yandex.ru

Раскрытие творческого потенциала

УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Винокурова Валентина Ивановна ([email protected]), Волжанина Валентина Борисовна ([email protected])

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30», г. Йошкар-Ола

Аннотация

Статья посвящена обобщению опыта организации и проведения проекта по математике для учащихся 7 классов. Описываются особенности организации процесса и полученные результаты.

Репродуктивные методы обучения устарели и уже недопустимы в современном образовании. Преподавание классических дисциплин, в том числе и математики, должно перейти на новый уровень. Творческий уровень усвоения знаний возможен сейчас главным образом благодаря применению информационно-коммуникационных технологий.

Использование ИКТ в обучении меняет содержание образования, модернизирует процесс обучения. Применение информационных технологий в настоящее время является актуальным для всех участников образовательного процесса. Современные педагогические методики должны быть направлены не столько на воспроизведение усвоенных знаний, сколько на организацию самостоятельной поисковой и исследовательской работы учеников, на дальнейшее применение полученных знаний для решения конкретных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.