- возбуждает живой интерес к проблеме;
- расширяет общий кругозор;
- возрастает уровень использования наглядности на уроке;
- повышается интенсивность труда учителя и учащихся на уроке.
Главная цель проектной деятельности: разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над проектом, они имеют максимальную возможность для самореализации, так как для осуществления проекта необходимо применение широкого спектра способностей детей: аналитических, художественных, эстетических, коммуникативных, которые при традиционном способе обучения чаще всего остаются невостребованными, и талантливого ребенка можно просто «не заметить». Важная задача учителя при работе над проектом: дать возможность каждому участнику проявить свои способности, ощутить собственную значимость, сформировать аналитические и коммуникативные навыки.
Преподавание русского языка с использованием ИКТ позволяют не только изменить формы и методы учебной работы, но и существенным образом трансформировать образовательную парадигму: ученик становится не просто субъектом педагогического процесса, но и исследователем, умеющим самостоятельно и творчески, в меру своих способностей, выявлять и решать широкий круг задач гуманитарного и научного общения с окружающим миром, делать заключения. Благодаря внедрению ИКТ наблюдается повышение мотивации к обучению, что ведет к повышению качества знаний, увеличению числа обучающихся, обладающих практическими умениями, которые включают адекватную реакцию на информационные явления и процессы, операции по выявлению, обработке и передаче информации. Это позволит подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном самообразовании и самосовершенствовании.
Литература
1. Гендина, Н.И. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. 512 с.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Электронный ресурс] // http://www.gnesin.ru/normativy/concept_of_modern.html
3. Педагогический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // http://slovari.yandex.ru
Раскрытие творческого потенциала
УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Винокурова Валентина Ивановна ([email protected]), Волжанина Валентина Борисовна ([email protected])
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30», г. Йошкар-Ола
Аннотация
Статья посвящена обобщению опыта организации и проведения проекта по математике для учащихся 7 классов. Описываются особенности организации процесса и полученные результаты.
Репродуктивные методы обучения устарели и уже недопустимы в современном образовании. Преподавание классических дисциплин, в том числе и математики, должно перейти на новый уровень. Творческий уровень усвоения знаний возможен сейчас главным образом благодаря применению информационно-коммуникационных технологий.
Использование ИКТ в обучении меняет содержание образования, модернизирует процесс обучения. Применение информационных технологий в настоящее время является актуальным для всех участников образовательного процесса. Современные педагогические методики должны быть направлены не столько на воспроизведение усвоенных знаний, сколько на организацию самостоятельной поисковой и исследовательской работы учеников, на дальнейшее применение полученных знаний для решения конкретных проблем.
60
ИТО Марий Эл -2010
Математика - это предмет, в котором применение ИКТ необходимо. Наглядность - главное средство для хорошего усвоения материала. Обучение будет успешным, если ребятам будет интересно. Развитию интереса способствует применение ИТ. Можно создать дидактические материалы с учетом индивидуальных особенностей учеников, электронные презентации, презентации могут приготовить и сами учащиеся, в этом случае они увидят практическое применение результатов своего труда.
В данной статье мы представляем опыт использования проектного метода при организации исследовательской деятельности учащихся 7 классов школы № 30 по математике.
Работа проводилась после обучения учителей по программе Intel «Обучение для будущего». Мы выбрали тему проекта «Происхождение письменной нумерации». Проект предполагает изучение истории возникновения и создания системы письменного изображения чисел в разных странах. Учащиеся в ходе работы над проектом должны были исследовать происхождение цифр в Древнем Вавилоне, Египте, Греции, Риме, Китае, Индии, Средней Азии, выяснить, как видоизменялись дошедшие до нас записи чисел.
При работе над проектом мы придерживались следующих этапов:
1. Формулировка основополагающего вопроса, проблемных и учебных вопросов.
Основополагающий вопрос, который мы сформулировали, звучал так: «Могло ли человечество
достичь современного уровня развития без письменной нумерации?» Проблемные вопросы: «О чем может рассказать загадочный мир чисел?», «Как видоизменялись дошедшие до нас цифры?» Один из учебных вопросов: «Какие нумерации существуют?»
2. Формулирование дидактических целей проекта.
После завершения проекта учащиеся узнают, как формировалось понятие числа, какие были старинные системы записи чисел, и поймут, что без письменной нумерации, никаких великих открытий не было бы сделано.
3. Стартовая презентация для учащихся.
После беседы с учащимися 7 классов, желающих работать над проектом набралось 20 человек. Мы собрали учащихся, провели анкетирование. Затем ответы учащихся на вопросы анкеты были обработаны и оценены, таким образом был определен исходный уровень знаний по теме. Были выявлены ошибки в суждениях и неправильный взгляд на возникновение и развитие письменной нумерации. Ребята заинтересовались поставленной проблемой и поделились своими мыслями о предстоящей работе. Затем мы показали презентацию для учащихся и совместно составили план работы над проектом.
4. Создание групп.
Было предложено восемь направлений исследования по данной теме: происхождение письменной нумерации в Греции, Риме, Вавилоне, Индии, Китае, Египте, Средней Азии и славянской нумерации. Сначала обсуждение проходило со всеми учащимися, после чего они разбились на мини-группы, выбрав одно из предложенных направлений, определили цели и задачи, результаты работы каждой группы, обсудили план деятельности.
5. Самостоятельная работа групп.
Обсуждение, оценка возможности исполнения, корректировка плана происходили в режиме консультирования групп, в специально назначенное время после уроков. На консультациях обсуждалось, как найти источники информации: в библиотеке, в Интернете, в мультимедийной энциклопедии и других изданиях.
Проводилась рефлексия, которая дала ученикам возможность оценить собственный прогресс, свои мысли и работу, и методы их улучшения.
Оценочные листы позволили сравнить цели и промежуточные результаты. Они показали действительный результат деятельности школьников на каждом этапе. С помощью оценочных листов направлялся поиск, оказывалась помощь в подготовке отчетов по результатам проведенных исследований, что позволило наиболее полно отразить ход и результаты работы, сформулировать выводы.
6. Защита полученных результатов.
После завершения работы над проектом была проведена конференция, на которой присутствовали все учащиеся 7 классов. Каждая группа представляла результат своей работы в форме презентации, выступления о сборе и оформлении материала.
7. Оценивание результатов проекта.
В листах критериев и оценок присутствующие оценили работу и выступление каждой группы. Среди критериев оценки учитывалась самостоятельность исследования, полнота раскрытия темы, оригинальность представления, умение выступать перед аудиторией и отвечать на вопросы.
Затем было проведено анкетирование участников проекта, которое показало существенное повышение мотивации к обучению, повышение интереса к математике. Учащиеся приобрели навыки самостоятельно конструировать свои знания и умение ориентироваться в информационном пространстве.
8. Проведение межшкольной конференции.
Использование проектного метода обучения позволяет организовать самостоятельную поисковую работу при подготовке проектов для участия в различных конкурсах. Со своим проектом мы вышли за пределы нашей школы. Совместно с учителями математики СОШ № 10 мы провели конференцию по защите проектов. Учащиеся обеих школ представили свои работы на суд компетентного жюри. Всем участникам были вручены сертификаты, а победителям грамоты.
Вступая в новый век - век информационных технологий, мы должны приложить все силы, знания и опыт, чтобы выпускники школ уверенно чувствовали себя в большом потоке информации. Они должны свободно ориентироваться в едином информационном пространстве, уметь ставить себе задачи, искать необходимые информационные ресурсы, анализировать их, обобщать и применять для решения поставленных задач.
Информатизация школы: потребности, парадигмы и единая коллекция ЦОР
Вихрев Владимир Васильевич ([email protected])
Институт проблем информатики РАН (ИПИРАН), г. Москва
Аннотация
В докладе показано, как попытка уточнения понятия «потребность» открывает новые грани предметной области «потребности системы среднего общего образования в средствах ИКТ (для предметного обучения)», что позволяет уточнить место, роль и значение единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).
Чем точнее понятия, тем вернее отражена объективная реальность в виртуальном пространстве предметной области науки. Распространенный способ «уточнения» понятий - выработка новых определений. Однако опыт показывает, что данный путь приводит довольно часто к «спорам о словах», а не к реальным уточнениям. Выберем другой путь. Слово «понятие» в русском языке имеет два значения. 1. «Логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений, идея чего-либо» -обозначает то, что, собственно, и принято называть в науке понятием, т. е. высказанное, зафиксированное в слове знание. 2. «Представление о чем-либо, осведомленность в чем-либо; знание, понимание чего-либо» [1] - обозначает знание незафиксированное словом, представленное в ментальных структурах сознания. Этот дуализм знания, его одновременную принадлежность и ментальной сфере, и среде социальных коммуникаций современная когнитология старается уловить с помощью разработки категории «концепт». В работах, прежде всего из сферы гуманитарных наук, «концепт предстает как единица, служащая для того, чтобы связать воедино научные изыскания в области культуры, сознания и языка, поскольку сам по себе концепт принадлежит сознанию, определяется культурой и опредмечивается в языке» [2]. Для нас важно, что концепт позволяет в первом приближении ограничиться выявлением «опорных конструкций» смысла термина, в данном случае «потребность», и тем самым избежать «ловушки толкований», неизбежной в силу размытости значений употребляемых слов.
Из библиографии по теме выделим знаковую статью С.Г. Григорьева и В.В. Гриншкуна [3]. «Потребность» как термин не вводится нигде, в том числе и в указанной работе. Это позволяет предположить, что авторы по умолчанию используют значение слова из толкового словаря: «Потребность -необходимость, надобность, нужда в чем-либо» [1]. На наш взгляд, в данном толковании есть серьезный недостаток - в нем разъяснение смысла подменено перечислением синонимов. Обратимся к областям знания, где слово употребляется в качестве термина: к психологии и маркетингу. «Потребность (в психологии) - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития и выступающих источником его активности» [4]. Видно, как внутри определения синонимы выстраиваются в смысловую структуру. Для выявления