Научная статья на тему 'Подходы к разработке и использованию цифровых образовательных ресурсов в преподавании английского языка'

Подходы к разработке и использованию цифровых образовательных ресурсов в преподавании английского языка Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
148
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / MS OFFICE / MICROSOFT WORD / MICROSOFT PUBLISHER / MICROSOFT POWER POINT / HOT POTATOES / WORD BASED GAMES
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к разработке и использованию цифровых образовательных ресурсов в преподавании английского языка»

средств наглядности, видеоматериалов, работы с картой и т.п. Широко используются обучение в сотрудничестве, групповая работа, ролевые игрЬ1 проектная деятельность в цепях развития межличностного интеллекта и т.д.

Как видим, каждый школьный предмет, в том числе и иностранный язык вносит свой вклад в интеллектуальное развитие учащихся. Предоставление каждому учащемуся возможности для своего интеллектуального развития способствует осознанию человеком самого себя в окружающем мире, помогает найти путь к себе и другим, вносит гармонию в реализацию всех способностей и талантов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78 — 86.

Гардне.р Говард. Структура разума: теория множественного интеллекта: пер. с англ. /Говоря Гарднер. М.: ООО «И.Д. Вильяме». 2007. 512с.

Дружинин, В.Н. Диагностика общих познавательных способностей /В.Н. Дружинин. СПб., 2000. 644с.

Загеоздкин, В.К. Концепция множественного интеллекта Гарднера: новые подходы к развитию творческого потенциала /В.К. Загвозкин // Школьные технологии. 2008. № 2. С. 53-59.

Трофимова, НМ Становление эмоционального интеллекта старшеклассников / RM. Трофимова, Нгуен Минь Ань // Начальная школа плюс До и После. 2007. № 9. С. 67 - 69.

Трохимчук, К. Успешность обучения - на кончиках пальцев кисти ведущей руки ребенка / К. Трохимчук, О. Шквирина //Класс. №3. 1994. С.55 - 57.

Чошанов, М. ТМИ - Теория множественности интеллекта / М. Чошанов// Директор школы. 2000. № 2. С. 12 - 16.

McKenzie, Walter. Multiple Intelligences Inventory /Walter McKenzie |Электронньш ресурс]. Режим доступа: httpV/surfaquariumcom/Ml/inventorv.htm.

©В.П. Белогрудова, А.В. Семерикова, 2008

В.Г.Данилова

Подходы к разработке и использованию цифровых образовательных ресурсов в преподавании английского языка

Сегодня одним из важных направлений в развитии образования является внедрение информационно - коммуникационных технологий (ИКТ)-Реализуются проекты и федеральные программы, связанные с информатизацией учебных заведений («Информатизация системы образования»:2005; федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы). В рамках этих мероприятий осуществляется повышений квалификации учителей в применении ИКТ, оснащение школ компьютерно11 техникой, подключение их к Интернету, создание единой образовательно1 информационной среды, разработка электронных образовательных ресурсов.

Многие преподаватели уже успели оценить влияние ИКТ на процесс обучения. Как показывает практика, применение ИКТ на уроке иностранного „Зыка не только создает новые возможности передачи и восприятия знаний, розволяет оценивать объективно, помогает интенсифицировать, индивидуализировать деятельность учащихся, мотивирует учащихся к учению, к поиску знаний самостоятельно, но и позволяет приблизить процесс общения к реальному общению.

Сегодня каждый учитель применяет ИКТ по-своему.

Некоторые используют технику только как средство для показа наглядных пособий (вместо реальных картинок или схем на доске).

Другие работают, если не возникает технических проблем, в режиме online.

Третьи пытаются использовать готовые цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), среди которых есть действительно неплохие. Однако использование готовых ЦОР вызывает ряд проблем. Во-первых, содержание этих средств бывает сложно соотнести с учебно-методическим комплексом, с целями и задачами урока. Во-вторых, форма работы возможна в основном только коллективная, так как чаще всего ЦОР несетевые и их установка на каждый компьютер требует покупки новых лицензионных дисков.

Творческие учителя создают свои презентации в программе Power Point, привлекают к этому учеников. Но работа с презентациями возможна не на всех типах уроков.

Таким образом, вышеописанные формы применения ИКТ имеют некоторые недостатки или могут быть использованы с ограничением.

К тому же анализ учебно-методических комплексов позволяет сделать вывод о недостаточном количестве тренировочных упражнений по грамматике и лексике, также мало упражнений на закрепление материала. Форма подачи не мотивирует к выполнению заданий. Все это побуждает учителей искать новые подходы в обучении, продумывать новые, более эффективные способы подачи материала, его тренировки.

В этой связи внедрение ИКТ сегодня требует переосмысления и применения других форм. Возможно, выходом из сложившейся ситуации может стать создание собственных цифровых образовательных ресурсов.

При создании ЦОР можно использовать различные средства, однако не каждый учитель имеет достаточные знания в области компьютерных технологий. Основываясь на собственном опыте, представляю наиболее простые средства создания ЦОР. Прежде всего, это средства MS Office.

Средства MS Office — комплекс программных средств компании Microsoft, в который входят различные редакторы (текстов, таблиц, баз данных и др.), конструкторы презентаций, публикаций и сайтов. Необходимость выделить этот комплект в отдельную группу вызвана тем, что он, во-первых, есть практически на всех пользовательских компьютерах, а во-вторых, позволяет создавать в своей среде большинство существующих мультимедийных ресурсов.

Ниже рассмотрим средства MS Office, возможности применения на уроке иностранного языка.

Текстовый редактор Microsoft Word

Современные текстовые редакторы [Азимов 1997] обладают широкими возможностями по подготовке текстов:

• вводить тексты и оформлять их различными шрифтами;

• создавать таблицы, комментарии, предметные указатели;

• подготавливать и вставлять в текст рисунки, графику, таблицы;

• осуществлять контроль правописания, в некоторых случаях предлагать синонимы.

Дидактическим достоинством текстового редактора является возможность легко совершать те или иные коммуникативно-важные действия над текстами или фрагментами текста, что позволяет формулировать различные задания:

• в соответствии с заданием печатать текст или вносить в него различные изменения;

• выделять графически, передвигать, вставлять, копировать, удалять, менять порядок следования тех или иных единиц текста;

• форматировать текст (менять границы текста, интервалы, расположение фрагментов текста, шрифты, количество строк и знаков в строке);

• переходить от одного текста к другому, использовать принцип работы с разными текстами на основе выделения «окон», соединять или разделять тексты по различным параметрам.

Возможности средств текстового редактора определяют основные формы работы при использовании программы "Word":

• оформлять отчеты;

• писать тексты, оформлять их особым образом;

• исправлять орфографические, лексические, грамматические ошибки;

• работать над улучшением навыков чтения (выделять графически, передвигать части текста, делить на абзацы, восстанавливать пропущенные слова, найти слова-синонимы, выделить глаголы в определенной временной форме и т.п.).

Такие задания учащийся может выполнять в течение определенного времени. В этом случае учитель может сразу проверить правильность выполнения. Также можно создать отдельную папку на каждого ученика. Тогда можно работать в свободном режиме, можно отслеживать результаты определенных речевых навыков, их динамику.

Подобные задания легко проверяются и экономят время. Microsoft Publisher

В настоящее время значительное место в учебной деятельности отводится учебному проекту. Работая в рамках проекта, можно использовать Publisher для создания информационного бюллетеня или буклета, которы11 станет важной составляющей проекта. При помощи данной программы на

уроке иностранного языка можно оформлять открытки, планы мероприятий, маршруты путешествий и т.д.

Microsoft Power Point [Ястребцова, Быховской 2003].

Программа Microsoft Power Point позволяет создавать мультимедийные ..ентации. Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий (учитель или ученик) смог на экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению. Возможны различные варианты использования Microsoft Power Point в работе с учащимися:

• проведение презентации на уроке при объяснении нового материала;

• наглядная демонстрация процесса (построение диаграмм, таблиц);

• презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов;

• совместное изучение источников и материалов (обсуждение произведений искусства на основе мультимедийных энциклопедий, отсканированных графических изображений или полученных из Интернета материалов);

• корректировка и тестирование знаний. Эффективность применения данной программы обусловлена

воздействием сразу нескольких раздражителей: цвет, звук, анимация. Это позволяет активизировать непроизвольное внимание, облегчить запоминание материала. А в том случае, когда учащийся сам готовит свою презентацию, происходит полное осмысление материала, применение на новом уровне, более высоком.

Обычно при использовании презентаций на уроке для учащихся I подготавливаются такие задания, как: заполни таблицу, ответь на вопросы, составь викторину, найди отличительные признаки, сформулируй правило, передай краткое содержание, составь путеводитель и т.п.

В качестве итоговых работ по некоторым темам учащиеся создают свои . проекты-презентации с последующей их защитой. В последствии их можно использовать в своей работе.

Другим средством создания ЦОР MOiyr стать инструментальные программы. Для создания ЦОР можно использовать два типа инструментальных программ: "Hot potatoes" и " Word Based Games".

Hot Potatoes

Half - Baked Software Inc. / University of Victoria Humanities Computing and Media Centre.

Программа «Hot Potatoes» (http://hotpot.uvic.ca/) разработана группой ученых университета Виктории и предназначена для создания учителем лексических, грамматических и структурно-композиционных упражнений. Данные упражнения MOiyr быть использованы с целью формирования J лексического, грамматического навыка, для обучения письменной речи, ! чтению. Программа позволяет решать конкретные методические задачи I (организация тренировки, контроля), дает возможность учителю

самостоятельно создавать упражнения но определенной лексической теме, грамматическому явлению, с учетом уровня обученности группы, индивидуальных особенностей учащихся.

Программа «Hot Potatoes» включает 5 видов упражнений:

• JQuiz - тест на выбор альтернатив или коротких ответов;

• JCloze - упражнение «Заполнить пробелы»;

• JCross - программа позволяет создать кроссворд;

• JMix - тест «перепутанные предложения»;

• JMatch - тест «Поиск соответствий».

Программа Masher - позволяет построить индексированную страницу последовательности упражнений.

Контроль выполнения упражнения происходит автоматически в процентном соотношении, что гарантирует независимую и объективную оценку деятельности учащихся.

Программа «Hot Potatoes» отличается простотой в создании и выполнении упражнений, наличием четких и ясных инструкций, является наиболее часто используемой с целью организации тренировочных и контрольных упражнений. SpeilMaster

Word Based Games (версия 1) (Переводные лексические упражнения)

С помощью программы Word Based Games создаются 3 вида переводных лексических упражнений на установление соответствий между словами или выражениями:

• JigWord - выбор соответствия из списка (перемещение с помощью мыши);

• MatchWord - ввод перевода данного слова (с помощью экранной клавиатуры);

• SpeedWord - выбор соответствий на закрытых карточках («скрытые пары»).

Все три вида упражнений создаются на основе одного списка пар слов или выражений. Каждое задание можно выполнять многократно, последовательность слов при этом изменяется автоматически. Работа с карточками выполняется на время: «быстро», «быстрее», «очень быстро». Дня выполнения упражнений необходима программа Macromedia Flash (версия 5).

Последняя версия программы позволяет использовать в упражнениях звук (http://www.spellmaster.com/newindex.htm).

Рассмотренные выше средства для создания ЦОР могут быть использованы учителем при обучении всем видам речевой деятельности, на каждом этапе изучения материала, для любой ступени обучения. Применение этих электронных средств не вызывает трудностей даже у начинающих осваивать компьютерную грамоту людей. Включение в урок материалов, созданных при помощи этих средств, позволит сделать урок привлекательным-

интересным для учащихся и эффективным по усвоению материала за счет интенсификации учебной деятельности учащихся.

Таким образом, использование ЦОР является эффективным способом повышения качества образования, мотивации к изучению иностранного языка, реализации индивидуального и дифференцированного подходов, формирования познавательного интереса, стимулирования речемыслитсльной и творческой активности учащихся, удовлетворения потребности учащихся в развитии навыков работы на компьютере.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Азимов. Э.Г. Компьютерные текстовые редакторы на уроке иностранного языка / Э.Г.Азимов //ИЯШ. 1997. №3

Методические рекомендации по использованию ИКТ /Департамент образования г.Пермь, 2004 г.

Ястребцова, E.H. Программа Intel "Обучение для будущего" / E.H. Ястребцова, Я.С.Быховскок. М.: Русская редакция, 2003.

http://hotpot.uvic.ca/

http://ww spellmaster.com/newindex.htm

© В Г Данилова, 2008

А. Г. Канцур

E-mail проекты как средство развития социокультурной компетенции учащихся

Ведущей тенденцией в сфере духовной культуры при переходе к информационному обществу является смена типа культурного кода. В настоящее время происходит активная замена традиционного для цивилизации письменно книжного типа культурного кода на экранный. Историческое становление информационно-культурной среды связано со сменой форм коммуникации [Шлыкова 2004]. Изменение информационно-культурной среды приводит к изменению форм социальности, а также требует выработки умения жить и работать одновременно в двух типах времени - «быстром» времени информационного потока и «медленном» времени гуманитарной культуры. Для молодых членов формирующегося в нашей стране «общества знаний» важным является не только владение информационными технологиями, но и Причастность к печатной культуре, позволяющей обдумывать сказанное другими, мысленно поговорить с теми, кто находится вне зоны непосредственной вербальной коммуникации, объективировать свои мысли в исьменной форме и реализовать новые идеи в практическом плане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.