тэты тестирования) и различные папки работ учащихся - составляющих портфолио.
В ряде случаев возможно и целесообразно проведение индивидуального или даже фронтального итогового тестирования по каждому изучаемому предмету (если накопленных данных в силу низкой посещаемости оказалось недостаточно), или если уровень подготовки ребенка в ходе всего обучения фиксировался как низкий и очень низкий, граничащий с неуспеваемостью, если класс в целом в силу объективных обсто-
ятельств пропустил значительные моменты в обучении и иных аналогичных случаях. (http://standart.edu. ru/catalog.aspx?CatalogId=443)
Мы освятили лишь небольшую часть информации, имеющейся и обновляющейся на сайте. Считаем, что постоянная работа с сайтом может дать очень много полезного учителю, директору, администратору, реализующему ФГОС-2 поколения.
Статья посвящена проблеме активизации творческого потенциала учащихся через систему электронных презентаций. Автор рассказывает об эффективности использования ИКТ в деятельности учителя-предметника.
Софронова Ольга Игоревна,
учитель русского языка и литературы МОУ «Солнечная СОШ №1» с.п. Солнечный Сургутский район Тюменская область, ХМАО-Югра
ПОВЫШЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В УРОЧНОЙ И ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Помогают ли электронные презентации в решении педагогических задач?
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, мультимедийная презентация, средства мультимедиа, научно-исследовательская, проектная деятельность.
Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями существенно повышают эффективность образовательного процесса, решают стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
Современное информационное общество характеризуется ведущим положением информации и быстрым темпом развития средств ее обработки (информационно-коммуникационных технологий). На сегодняшний день современные технологии успешно используются и в образовании, поэтому нам, педагогам, важно не только следовать традиционному подходу в обучении, но и идти по пути инноваций и внедрять информационно-коммуникационные технологии в свою педагогическую практику. Сегодня - это требование времени. Использование современных образо-
вательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе - это самое простое и интересное одновременно. Мультимедийная презентация - это быстрое и эффективное решение проблемы подачи и объяснения материала для учащихся.
У термина презентация (от лат. от лат. praesento -передаю, вручаю или англ. present - представлять ) два значения - широкое и узкое. В широком смысле слова презентация - это выступление, доклад, защита законченного или перспективного проекта. В узком смысле слова презентация - это электронные документы особого рода. Они отличаются комплексным мультимедийным содержанием и особыми возможностями управления воспроизведением (может быть автоматическим или интерактивным).
Несмотря на многообразие применяемых в школе форм организации обучения с использованием
средств новых информационных технологий (научноисследовательская, проектная деятельность, самостоятельная работа учащихся и другое) урок остаётся основной формой обучения. Требования к уроку поднимаются на качественно новый уровень. Конструирование урока с использованием новых информационных технологий требует от учителя соблюдения не только традиционных составляющих урока, но и наполнения всех его составляющих новым содержанием.
Электронные презентации предназначены для решения педагогических задач. Их использование позволяет учителю повысить информативность и эффективность урока как при объяснении нового материала, так и при закреплении, отработке знаний, умений и навыков. Несомненно, повышается и производительность обучения, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия. Неоценима помощь электронных презентаций и в организации самостоятельной работы учащихся. В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса. Здесь каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все доступные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным. Современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной не озвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
Конечно, составление презентаций к уроку - это огромная и кропотливая работа. Учителю необходимо отобрать, подготовить и отобразить на экране материал в концентрированном, сжатом виде. Но эта работа позволяет учителю повышать своё педагогическое мастерство и является одним из главных условий повышения качества знаний учащихся.
Использование мультимедийных презентаций позволяет эффективно организовать не только учебную, но и внеурочную деятельность школьников, успешно руководить научно-исследовательской и творческой работой учащихся. Работая за компьютером, ученики создают исследовательские, поисковые и творческие проекты. Сочетание ИКТ и проектной технологии в преподавании курса русского языка и литературы даёт неплохие результаты. Учащиеся 8-11 классов под моим руководством реализовали много проектов. Вот некоторые из них:
• Индивидуальный исследовательский проект «Языковые особенности рекламных текстов».
• Индивидуальный исследовательский проект «Активные процессы современного словопроизводства».
• Индивидуальный исследовательский проект «Экспрессионизм в рок поэзии».
Групповые информационные проекты:
• «Средства выразительности речи», учащиеся 10-х классов.
• «Место романа «Мастер и Маргарита» в творчестве Булгакова», учащиеся 11-х классов.
• «За чистоту русского языка», учащиеся 7-х классов.
• «Конвенция о правах ребёнка», учащиеся 8-х классов.
Определяющим видом деятельности в реализации данных проектов была самостоятельная работа учащихся по реализации своего творческого потенциала. Учитель же являлся консультантом и координатором этой работы.
Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях. Неоценимую помощь предоставляет Интернет. Быстрый доступ к разнообразной информации, использование всех мультимедийных возможностей позволяют реализовать самые смелые и неожиданные идеи. Если же ученик владеет не только основными средствами работы с информацией, но и более сложными программами, то в этом случае возможно создание поистине уникальных проектов.
Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучения какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Несомненно, что здесь решаются многие задачи личностно ориентированного обучения.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, но он является многофункциональным техническим средством обучения, позволяющим повысить творческий потенциал школьника.
Литература
1. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000. -№ 7.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат и др. Под редакцией Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 1994.
3. Татарченкова С. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: Учебнометодическое пособие. - Спб.: КАРО, 2008.