Научная статья на тему 'Опыт внедрения технических средств обучения студентов радиотехнических специальностей'

Опыт внедрения технических средств обучения студентов радиотехнических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт внедрения технических средств обучения студентов радиотехнических специальностей»

72

ИТО Марий Эл -2010

В 7 классе по геометрии можно предложить тему «Построения циркулем и линейкой». Где учащиеся расширяют кругозор, учатся выполнять построения, находят закономерности и красоту построения циркулем и линейкой.

Для учащихся 8-9 классов можно дать ранее изученные темы, по которым они сделают компьютерную презентацию, например: по теме «Сложение и вычитание чисел с разными знаками», «Треугольники», «Измерение расстояния до недоступной точки», «Различные способы доказательства теоремы Пифагора».

При изучении темы «Статистические характеристики», «Сбор и группировка статистических данных» ученики проводят опрос общественного мнения среди учащихся, составляя по итогам опроса графики, диаграммы, таблицы.

Для проектной деятельности очень важен результат и возможность его публично представить. Итогом деятельности учащихся может быть участие на школьной и районной научно-практической конференции, научно-технической конференции «Школьная информатика». В связи с тем, что 2010 год объявлен «Годом учителя» темой проекта (во внеклассной деятельности) может быть тема «Учителя математики и физики - гордость нашей школы». Это и знакомство с ветеранами педагогического труда, умение вести диалог со старшим поколением, воспитание на опыте старшего поколения. В старших классах в связи с введением профильного обучения проектный метод является основным. Работа над проектом начинается на уроке под руководством учителя, продолжается дома, а презентация проекта осуществляется на следующем уроке. Учащихся старших классов можно привлекать для создания сайта, для оформления проекта, размещать статьи на Wiki.

Используя в своей работе проектную методику, учителя пришли к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения этот метод очень эффективен. Использование инновационных технологий в преподавании не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию и самообразованию учителя.

Использование проектной технологии требует от учителя серьезной подготовительной работы. Именно от него зависит процесс и результат. Поэтому учитель должен владеть: исследовательскими, поисковыми методами, умением организовывать самостоятельную работу учащихся, интегрировать знания из различных областей для достижения целей выбранного проекта.

В подготовке учителей помощь оказала работа площадки при МОУ «НТСОШ» «Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века». За 2009-10 учебный год прошли обучение разные категории учителей школ района. Они познакомились с применением в образовании сервисов Web 2.0. В ходе обучения учителя создали портфолио проектов и разместили их на сайте http://wiki.iteach.ru. и теперь они активно применяют метод проектов в своей работе. Объединив усилия образования, бизнеса и государства школа должна давать ученикам навыки XXI века, чтобы дети могли добиться успеха и быть эффективными гражданами, работниками и руководителями в XXI веке.

А.Н. Колмогоров сказал: «Задача состоит в том, чтобы уже в школе убедительно показать, что современная математика строит математические модели реальных ситуаций, изучаемых в применениях...» Поэтому, выполняя проектные работы, ребята все реже и реже задают вопрос «Зачем мы изучаем данную тему?».

Опыт внедрения технических средств обучения студентов

радиотехнических специальностей

Евдокимов Алексей Олегович (EvdokimovAO@marstu.net), Ульрих Олег Карлович (UlrihOK@marstu.net)

ГОУВПО «Марийский государственный технический университет», г. Йошкар-Ола

Аннотация

Обобщается опыт внедрения и использования в учебном процессе технических средств обучения, применяемых в рамках курса «Телевидение» на радиотехническом факультете МарГТУ.

Этапы формирования действий. На первом этапе учащиеся получают необходимые разъяснения о цели действия, объекте, системе ориентиров. Это этап предварительного ознакомления с действием и условиями его выполнения - этап составления схемы ориентировочной основы действия.

Информационные технологии в обучении

73

Учащимся показывают, как и в каком порядке выполняются все операции, входящие в действие: ориентировочные, исполнительные, контрольные.

На втором этапе - этапе формирования действия в материальном виде, учащиеся уже выполняют действие, но пока во внешней, материальной (или материализованной) форме с развертыванием всех входящих в него операций.

После того как все содержание действия оказывается усвоенным, действие необходимо переводить на следующий, третий этап - этап формирования действия как внешнеречевого.

Теперь же речь становится самостоятельным носителем всего процесса: и задания, и действия.

Контроль за процессом усвоения знаний. Эпизодический контроль ведет к ухудшению качества усвоения по форме, освоению, прочности. Несистематичность контроля на этапах материализованного действия и внешнеречевого действия вызывает отрицательную реакцию у студентов.

Требуемая частота контроля зависит от этапа усвоения и должна меняться. Вначале студенты усваивают новые формы действия и им необходим систематический контроль. В конце этих этапов формы уже усвоены и поэтому им не нужен систематический контроль.

Пропуск внешнеречевого этапа отрицательно сказывается на этапе умственного действия. Особенно сильно сказывается пропуск материализованного этапа. Преподаватель постоянно должен напоминать о признаках, требовать их применения, давать дополнительные разъяснения.

Внедрение технических средств обучения. Создание стендового оборудования - очень трудная и кропотливая работа. Она требует от преподавателя, прежде всего:

- глубокого знания учебного материала;

- подготовки студентов морально и практически;

- необходимое материальное обеспечение.

Основной задачей преподавателя является создание необходимой мотивации у обучаемого.

Еще 5 лет назад было много студентов, которые поступали в университет после окончания радиотехнических колледжей, техникумов, то сейчас это большая редкость и формирование радиотехнических знаний и умений требует особого подхода.

Основным этапом является первый этап, на котором учащиеся получают необходимые разъяснения о цели действия, объекте, системе ориентиров. На этом этапе предварительно знакомятся с действием и условиями его выполнения.

Действие систематического контроля также должно быть максимальным, чтобы студент понял, что ему необходимо выполнить всю программу.

Первый этап - это этап, когда студент изучает различные структурные и принципиальные электрические схемы. Преподаватель учит читать схемы, используя алгоритмы, свойственные определенным схемам. Таких схем на первом этапе набирается не более 5-7. Сложность заключается в том, что нужно не только научиться читать, но и находить элементы схем на практических, реальных блоках.

На этапе материального обучения, второй этап, студенты исследуют работу этих блоков в различных режимах, пытаются моделировать различные ситуации.

На этапе создания лабораторного стенда преподаватель должен дать возможность студенту твор -чески раскрыть себя, поразмышлять, пофантазировать, не сковывать его действия, одновременно подправляя его и показывая конечную цель.

Опыт создания и внедрения в учебный процесс технических средств обучения показывает важность не создания самого стенда так такового, а закладки фундамента, на основании которого зарождается настоящий инженер, верующий в свои силы.

Главным итогом обучения является моральное удовлетворение от проделанной работы, получение отличной оценки, вера в свои силы как инженера, испытателя.

=!£$- Литература

Зиновкина М.М., Гареев Р. Т., Андреев С.П. Психология творчества: развития творческого воображения и фантазии в методологии. М.: МГИУ. 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.