Научная статья на тему 'ПРОЕКТЫ СТАНДАРТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА: АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ'

ПРОЕКТЫ СТАНДАРТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА: АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
275
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ПРОЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ / НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мариничева Е.А.

Актуальность данной темы заключается в том, что начатая еще более 20 лет назад Программа реформирования бухгалтерского учета в России продолжается. В ближайшие несколько лет система бухгалтерского учета в нашей стране обновится практически наполовину. Это вызвано, прежде всего, необходимостью соответствовать новым требованиям рыночной экономики. В связи с этим на смену предыдущим ПБУ придут новые Федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ), которые будут максимально приближены к Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). В данной работе проводится анализ проектов ФСБУ, описывается процесс их разработки и утверждения. Рассматриваются перспективы их применения организациями на практике, а также сделаны выводы о необходимости и целесообразности внедрения новых стандартов в систему бухгалтерского учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DRAFT ACCOUNTING STANDARDS: ANALYSIS AND APPLICATION PROSPECTS

The relevance of this topic lies in the fact that the Accounting Reform Program in Russia, launched more than 20 years ago, continues. In the next few years, the accounting system in our country will be updated almost half. First of all, this is caused by the need to meet the new demands of the market economy. In this regard, the previous Accounting Standards will be replaced by the new Federal Accounting Standards (FAS), which will be in the closest compliance with the International Financial Reporting Standards (IFRS). In this paper, the analysis of FAS projects is carried out, the process of their development and approval is described. Prospects of their application by organizations in practice are considered, as well as conclusions about the necessity and expediency of introducing new standards into the accounting system are drawn.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТЫ СТАНДАРТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА: АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ»

Проекты стандартов бухгалтерского учета: анализ и перспективы применения

Мариничева Елена Алексеевна

бакалавр, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, marinicheva.27@mail.ru

Актуальность данной темы заключается в том, что начатая еще более 20 лет назад Программа реформирования бухгалтерского учета в России продолжается. В ближайшие несколько лет система бухгалтерского учета в нашей стране обновится практически наполовину. Это вызвано, прежде всего, необходимостью соответствовать новым требованиям рыночной экономики. В связи с этим на смену предыдущим ПБУ придут новые Федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ), которые будут максимально приближены к Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). В данной работе проводится анализ проектов ФСБУ, описывается процесс их разработки и утверждения. Рассматриваются перспективы их применения организациями на практике, а также сделаны выводы о необходимости и целесообразности внедрения новых стандартов в систему бухгалтерского учета.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, проекты Федеральных стандартов бухгалтерского учета, Положения по бухгалтерскому учету, Международные стандарты финансовой отчетности, нормативное регулирование.

Бухгалтерский учет представляет собой сложную систему сбора, регистрации, измерения, наблюдения и обобщения информации о деятельности хозяйствующего субъекта, необходимой ему для осуществления своих основных управленческих функций и для принятия решений. Бухгалтерский учет является важным источником экономической информации о всех сферах деятельности хозяйствующего субъекта, как для внутренних, так и внешних пользователей, заинтересованных в этой информации. Без ведения бухгалтерского учета не обходится деятельность ни одной организации. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России постоянно реформируется и совершенствуется, ориентируясь тем самым на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). За последние годы в национальной системе бухгалтерского учета произошли существенные изменения. Это вызвано, прежде всего, необходимостью соответствовать новым требованиям рыночной экономики, которая характеризуется всемирной глобализацией, расширением и углублением мировых экономических связей, созданием транснациональных компаний, интернационализацией рынков капиталов.[1]

Важной составляющей системы нормативного регулирования бухгалтерского учета являются национальные стандарты - Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые утверждены Минфином России и приближены к МСФО. В настоящее время насчитывается 24 ПБУ, которые устанавливают основные принципы и правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов, а также порядок составления и представления бухгалтерской финансовой отчетности. В отличии от МСФО, российские ПБУ носят в основном обязательный характер для хозяйствующего субъекта, а не рекомендательный. Кроме того, по многим важным параметрам имеются существенные различия. Также содержание ПБУ не полностью соответствует принципам ведения бухгалтерского учета, которые зафиксированы в МСФО. Поэтому процесс оптимизации и развития системы бухгалтерского учета в России продолжается: вводятся новые Федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ), предыдущие ПБУ изменяются, дополняются или полностью отменяются.

Бухгалтерский учет в России регулируется государством посредством издания различных нормативно-правовых и законодательных актов, а также других документов. За последнее время роль государства в регулировании бухгалтерского учета стала постепенно снижаться, потому что все чаще общественные профессиональные организации участвуют в разработке федеральных стандартов, методических рекомендаций и инструкций, что, несомненно, является положительной тенденцией.

Так, разрабатывать Федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ) в соответствии с Федеральным законом № 402 - ФЗ « О бухгалтерском учете» могут: Не-

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м

см

0 см

<0

01

о ш т

X

<

т О X X

коммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» (ИПБР), Фонд развития бухгалтерского учета «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр», а также Минфин России при условии, что ни один негосударственный регулятор не принял на себя обязательства по разработке стандартов. Взаимодействие разработчиков проектов ФСБУ с государством осуществляется через Совет по стандартизации бухгалтерского учета, созданным при Минфине России. Основной функцией этого Совета является проведение экспертиз разработанных проектов Стандартов бухгалтерского учета, а также рекомендации о целесообразности их использования.[2]

Процедура разработки и утверждения ФСБУ включает в себя следующие этапы:

1) Разработка первоначального текста проекта стандарта негосударственным регулятором.

2) Публикация на сайте негосударственного регулятора текста нового проекта стандарта.

3) Общественное обсуждение проекта ФСБУ любыми заинтересованными лицами.

4) Рассмотрение общественных поправок и замечаний негосударственным регулятором.

5) Утверждение или отклонение этих поправок негосударственным регулятором.

6) Рассмотрение проекта ФСБУ Советом по стандартам бухгалтерского учета.

7) Рекомендации Совета по стандартам бухгалтерского учета по доработке и изменению проекта ФСБУ.

8) Доработка проекта ФСБУ негосударственным регулятором

9) Рекомендации Совета о принятии нового проекта ФСБУ.

После получения рекомендаций Совета Минфин России, в соответствии с п.11. ст.27 ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете» в течении одного месяца обязан принять проект ФСБУ или отклонить его.[4]

Перечень новых стандартов бухгалтерского учета ФСБУ, которые планируется разработать в ближайшие несколько лет, а также сроки их вступления в силу и изменения ПБУ утверждены Приказом Минфина России от 05.06.2019 года №83Н. Согласно этому приказу до 2023 года официально планируется принять 12 новых ФСБУ. [3]

За ближайшие несколько лет нормативное регулирование бухгалтерского учета обновится почти наполовину. Одна часть заменит уже имеющиеся стандарты ПБУ, другая часть - совершенно новые ФСБУ, которые не имеют аналогов в действующем бухгалтерском законодательстве. Введенные ФСБУ станут сложнее, появятся новые термины. Кроме того, они будут требовать более широкого профессионального суждения. Одни стандарты будут больше соответствовать правилам МФСО, другие меньше. Также при введении новых ФСБУ необходимо учитывать особенности российского законодательства и экономики в области бухгалтерского учета.

За последние четыре года Минфин РФ утвердил пять новых стандартов ФСБУ:

1) ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» (вступает в силу для обязательного применения, начиная с 2022 года, а на добровольной основе организации могут его применять уже с 2019 года).

2) ФСБУ 5/2019 «Запасы» (официально вступил в силу для обязательного применения с 2021 года).

3) ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (организации обязаны будут применять, начиная с 2022 года, но при желании новые правила бухгалтерского учета можно будет использовать с 2021 года)

4) ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» (вступает в силу для обязательного применения с 2022 года, добровольно организации могут применять с 2021 года)

5) ФСБУ 27/2021 «Документы и документирование в бухгалтерском учете» (обязательное применение, начиная с 2022 года).

Таким образом, из утвержденных новых ФСБУ все организации, начиная с 01 января 2021 года обязаны применять только ФСБУ 5/2020 «Запасы», а остальные ФСБУ позднее.[4]

Сроки по разработке новых проектов ФСБУ постоянно сдвигаются, почти каждый год. Так, Приказ Минфина РФ от 05.06.2019г №84Н в очередной раз отодвинул начало обязательного применения следующих стандартов: ФСБУ «Запасы» (с 2019 на 2021год), ФСБУ «Основные средства» (с 2021 на 2022 год), ФСБУ «Расходы» (с 2022 на 2023 год), ФСБУ «Доходы» (с 2021 на 2022 год). Это связано с тем, что Минфину России необходимо время для доработки новых ФСБУ и для постепенного их внедрения в практику применения. Также Минфин России полностью отказался от использования таких проектов, как ФСБУ «Кредиторская и дебиторская задолженность» (включая долгосрочные затраты) и «Добыча полезных ископаемых», так как их применение было признано нецелесообразным. Но зато появился новый ФСБУ «Долговые затраты», который планируют ввести в 2023 году.[4]

На данный момент уже разработаны проекты следующих федеральных стандартов бухгалтерского учета: ФСБУ «Бухгалтерская отчетность организаций», ФСБУ «Нематериальные активы», ФСБУ «Некоммерческая деятельность», ФСБУ «Финансовые инструменты», ФСБУ «Доходы».

Некоторые из этих ФСБУ в настоящее время рассматриваются Советом по стандартам, а другие уже получили рекомендации к утверждению Минфином Рос-сии.[5]

Таким образом, разработка и внедрение новых федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ) положительно повлияет на систему бухгалтерского учета в нашей стране в целом. Приближение к Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) позволит существенно улучшить ведение бизнеса и предпринимательской деятельности, сделает более удобным и практичным применение бухгалтерского учета в организации. Также, несомненно, это будет способствовать укреплению и расширению мировых экономических связей, повысит качество, достоверность и прозрачность предоставляемой бухгалтерской информации для заинтересованных пользователей, что привлечет в страну новые дополнительные инвестиции. Реформирование бухгалтерского учета в РФ еще не закончилось, и будет продолжаться не один год. Постепенно оно затронет практически все сферы применения бухгалтерского учета. Предстоит внедрение многих новых проектов ФСБУ. На сегодняшний день имеется большое число нерешенных проблем и вопросов по ведению бухгалтерского учета в организации, и их решение является одной из наиболее важных задач Минфина России и государства на ближайшие несколько лет.

Литература

1. Гетьман В.Г. - Бухгалтерский учет: Учебник-М: ИНФРА-М, 2014. - 717.

2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 №402 - ФЗ [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/. (дата обращения 02.06.2021)

3. Приказ Минфина России от 05.06.2019 №83Н[ электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.(дата обращения 02.06.2021)

4. Когда ждать новые Федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ)[ электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. к!егк.ш/.(дата обращения 02.06.2021)

5. Новые стандарты бухгалтерского учета: что и когда изменится [ электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kontur.ru/.(дата обращения 02.06.2021)

6. Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов (ИПБР)-официальный сайт [ электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ipbr.org.ru/. (дата обращения 02.06.2021)

7. Фонд «НРБУ «БМЦ» - официальный сайт [ электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.bmcenter.ru/. (дата обращения 02.06.2021)

Draft accounting standards: analysis and application prospects Marincheva E.A.

Financial University under the Government of the Russian Federation JEL classification: G20, G24, G28, H25, H30, H60, H72, H81, K22, K34

The relevance of this topic lies in the fact that the Accounting Reform Program in Russia, launched more than 20 years ago, continues. In the next few years, the accounting system in our country will be updated almost half. First of all, this is caused by the need to meet the new demands of the market economy. In this regard, the previous Accounting Standards will be replaced by the new Federal Accounting Standards (FAS), which will be in the closest compliance with the International Financial Reporting Standards (IFRS). In this paper, the analysis of FAS projects is carried out, the process of their development and approval is described. Prospects of their application by organizations in practice are considered, as well as conclusions about the necessity and expediency of introducing new standards into the accounting system are drawn. Keywords: accounting, draft Federal Accounting Standards, Accounting Standards, International Financial Reporting Standards, regulatory control. References

1. Getman V.G. - Accounting: Textbook-M: INFRA-M, 2014. - 717.

2. Federal Law "On Accounting" dated 06.12.2011 No. 402 - FZ [electronic

resource]. - Access mode: http: //www.consultant.ru/. (date of treatment 02.06.2021).

3. Order of the Ministry of Finance of Russia dated 05.06.2019 No. 83H

[electronic resource]. - Access mode: http: //www.consultant.ru/.(date of treatment 02.06.2021).

4. When to expect new Federal Accounting Standards (FAS) [electronic

resource]. - Access mode: http: //www.klerk.ru/.(date of treatment 02.06.2021).

5. New accounting standards: what will change and when [electronic

resource]. - Access mode: http: //www.kontur.ru/.(date of treatment 02.06.2021).

6. Institute of Professional Accountants and Auditors (IPAA) -official site

[electronic resource]. - Access mode: http://www.ipbr.org.ru/.(date of treatment 02.06.2021).

7. Fund "NAR" AMC"- official site [electronic resource]. - Access mode: http:

//www.bmcenter.ru/.(date of treatment 02.06.2021).

X X

о го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.