Научная статья на тему 'Проекты индустриального обновления регионов севера Западной Сибири (1950-е – первая половина 1960-х гг. )'

Проекты индустриального обновления регионов севера Западной Сибири (1950-е – первая половина 1960-х гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
516
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ХРУЩЕВСКИЙ ПЕРИОД» / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПАРТИЙНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОВНАРХОЗЫ / ПРОЕКТЫ ИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ / НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС / «KHRUSHCHEV PERIOD» / THE NORTHERN WEST SIBERIAN`S PROJECTS OF THE INDUSTRIAL DEVELOPMENT / REGIONAL PARTY AUTHORITIES / REGIONAL POLICY / THE ECONOMIC COUNCILS / THE OIL AND GAS COMPLEX

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Некрасов Вячеслав Лазаревич, Стафеев Олег Николаевич

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательских проектов РФФИ «Индустриальная модернизация регионов Севера Западной Сибири в 1950-е – первой половине 1960-х гг.», проект № 10-06-90713 и «Делопроизводственная документация 1960-1980-х гг. как исторический источник по истории нефтегазового комплекса Западной Сибири», проект № 10-06-90712. В статье на основе архивных источников проводится сравнительный анализ социально-экономического развития Тюменской и Томской областей в начальный период индустриальной трансформации. Особое внимание уделяется политике продвижения региональными партийными органами индустриальных проектов в центральных политических и экономических органах власти СССР в «хрущевский период».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Некрасов Вячеслав Лазаревич, Стафеев Олег Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECTS OF INDUSTRIAL UPDATING OF REGIONS OF THE NORTH of the WESTERN SIBERIA (1950 – first half 1960-th)1the Center of Regional Development and Socially-administrative Designing

The article based on archival sources, a comparative analysis of social-economic development of the Tyumen and Tomsk regions in the initial period of industrial transformation. Particular attention is given to policies promoting regional party authorities industrial projects in the central political and economic authorities of the USSR in the «Khrushchev period».

Текст научной работы на тему «Проекты индустриального обновления регионов севера Западной Сибири (1950-е – первая половина 1960-х гг. )»

ББК 63.3 (253.3)-2 УДК 94 (571.1)

В.Л. НЕКРАСОВ, О.Н. СТАФЕЕВ

ПРОЕКТЫ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБНОВЛЕНИЯ РЕГИОНОВ СЕВЕРА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (1950-е - первая половина 1960-х гг.)

V.L. NEKRASOV, O.N. STAFEEV

PROJECTS OF INDUSTRIAL UPDATING OF REGIONS OF THE NORTH OF THE WESTERN SIBERIA (1950 - first half 1960-th)

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательских проектов РФФИ «Индустриальная модернизация регионов Севера Западной Сибири в 1950-е - первой половине 1960-х гг.», проект № 10-06-90713 и «Делопроизводственная документация 1960-1980-х гг. как исторический источник по истории нефтегазового комплекса Западной Сибири», проект № 10-06-90712.

В статье на основе архивных источников проводится сравнительный анализ социально-экономического развития Тюменской и Томской областей в начальный период индустриальной трансформации. Особое внимание уделяется политике продвижения региональными партийными органами индустриальных проектов в центральных политических и экономических органах власти СССР в «хрущевский период».

The article based on archival sources, a comparative analysis of social-economic development of the Tyumen and Tomsk regions in the initial period of industrial transformation. Particular attention is given to policies promoting regional party authorities industrial projects in the central political and economic authorities of the USSR in the «Khrushchev period».

Ключевые слова: «хрущевский период», региональные партийные органы власти, региональная политика, совнархозы, проекты индустриального развития севера Западной Сибири, нефтегазовый комплекс.

Key words: «Khrushchev period», regional party authorities, regional policy, the economic councils, The Northern West Siberian's projects of the industrial development, the oil and gas complex.

В 1950-е - первой половине 1960-х гг. в Сибири быстрыми темпами продолжался процесс индустриального обновления на основе реализации энергетических, промышленных, сырьевых и инфраструктурных проектов, формирования транспортных коридоров. Новые промышленные агломерации Сибири, смыкаясь с промышленными агломерациями Урало-Поволжья, образовывали производственный «хребет» советской экономики.

Процесс индустриального обновления регионов Сибири происходил в условиях оценки реальной социально-экономической ситуации в стране и поиска новых концептуальных оснований развития народного хозяйства центральным руководством. С начала 1950-х гг. происходят изменения в сфере

региональной социально-экономической политики, в том числе в отношении восточных районов [1, с. 121; 4, с. 371; 6, с. 22-23]. Успешное послевоенное восстановление экономики позволило объявить о возвращении к предвоенной политике ускоренного хозяйственного освоения восточных районов страны. Ключевыми аргументами в пользу движения в восточные районы страны в 1950-е гг. выступали: огромный природно-ресурсный потенциал и высокая экономическая эффективность их использования [22, л. 1-2].

ХХ съезд КПСС ознаменовал новый сдвиг на Восток в размещении производительных сил. Директивами по шестому пятилетнему плану (19561960 гг.), принятому на ХХ съезде, предполагалось создать в Сибири крупнейшую базу по производству электроэнергии, добычи нефти и газа, выплавке черных и металлов, новые машиностроительные центры [5, с. 28-37].

В семилетнем плане развития народного хозяйства (1959-1965 гг.) предусматривалось в более крупных масштабах освоение природных ресурсов восточных районов, намечалось интенсивное развитие черной и цветной металлургии, горнорудной базы, химической, топливной промышленности и электроэнергетики, машиностроения [5, с. 42; 13, с. 689-694].

Однако Север Западной Сибири оказался на периферии индустриального обновления. Тюменская и Томская области в 1950-е - первой половине 1960-х гг. представляли собой аграрно-индустриальные территории с неразвитым промышленным сектором. В 1960 г. доля Тюменской и Томской областей в промышленном производстве Западно-Сибирского экономического района составила 10% [14, с. 66]. При этом необходимо отметить и различия в хозяйственной структуре этих регионов.

В 1950-е гг. в Тюменской области доминировали традиционные отрасли народного хозяйства. Экономический облик области определяли главным образом лесная промышленность, которая являлась ведущей отраслью, рыбная промышленность, судостроительная и судоремонтная промышленность.

На 1956 г. из 1088,1 тысяч человек, проживающих в области, городское население составляло 307,9 тыс., т.е. 28,3%, а сельское - 780,2 тыс., т.е. 71,7% (в процентах ко всему населению области). В 1960 г. доля городского населения выросла до 34%, а доля сельского снизилась до уровня 66% [9, с. 8, 13]. Это свидетельствует о слабой урбанизации области на протяжении 1950-х гг. вследствие неразвитости промышленного сектора. Структурные изменения занятости в промышленности отражали аграрно-индустриальный характер экономики региона [Таблица 1].

Таблица 1

Структура занятости в промышленности Тюменской области [9, с. 92]

Отрасль 1955 г. 1960 г.

Лесная и деревообрабатывающая 48 37

Пищевая 22 23

Легкая 7 13

Машиностроение и металлообработка 15 18

Остальные отрасли промышленности 8 9

При этом народное хозяйство в конце 1950-х гг. испытывало острый недостаток в рабочей силе.

Область была удалена от угольных баз Сибири, а расположенные на ее территории торф и небольшие месторождения бурого угля имели незначительное энергетическое значение. Область была близко расположена к слаборазвитым районам Свердловской области и Коми АССР на западе и к сельскохозяйственным районам Казахстана на юге, 9/ю ее территории было оторвано от железнодорожной сети.

Следовательно, экономико-географическое положение Тюменской области в 1950-е гг. можно охарактеризовать как невыгодное, что негативно отразилось на номенклатуре промышленных производств и ограничило интенсивное развитие отраслей тяжелой промышленности на этой территории. К тому же Госплан СССР и отраслевые министерства постоянно стремились минимизировать расходы по организации новых промышленных производств.

В области промышленности этой территории имелась своя специфика: наличие крупных машиностроительных эвакуированных предприятий. В Томске насчитывалось 24 крупных предприятия союзного и республиканского подчинения, не считая предприятий местной промышленности.

Характерной чертой, повлиявшей на размещение промышленности в области, является неразвитая железнодорожная связь с другими районами. Как следствие, размещение на территории области предприятий с малой металлоемкостью и энергоемкостью производимой продукции. Еще одной особенностью промышленности области являлось наличие высокотехнологических закрытых производств, в том числе и крупных. Но на экономику области существенного влияния они не оказывали, так как подчинялись различным ведомствам, а их продукция вывозилась за пределы области.

Важной отличительной чертой Томской области являлось то обстоятельство, что к 1956 году «в Томске было размещено 6 вузов, 6 научно-исследовательских институтов, 20 техникумов с количеством студентов свыше 30 тысяч человек» [26, л. 58]. В Томске работало более полутора тысяч научных работников. Наличие крупных вузов, научно-исследовательских учреждений и большого количества техникумов поднимало значение экономического района как в сфере научного прогресса, так и в деле подготовки высококвалифицированных кадров специалистов для народного хозяйства.

На 1956 г. из 750,8 тысяч человек, проживающих в области, городское население составляло 316,2 тыс., т.е. 42,1%, а сельское - 434,6 тыс., т.е. 57,9% (в процентах ко всему населению области). В 1959 году доля городского населения выросла до 48 %, а доля сельского снизилась до уровня 52 %. К началу 1960-х гг. доля городского населения увеличилась до 53% [15, с. 277]. Эти показатели, хотя существенно и отличаются от показателей Тюменской области, но свидетельствуют о замедленном процессе урбанизации в области и аграрно-индустриальном характере территории на протяжении 1950-х гг.

Наибольший удельный вес промышленных рабочих области в 1955 г. приходился на такие отрасли, как лесоразработка и деревообработка -41,6%, машиностроение и металлообработка - 28,4%, пищевая промышленность - 10,2%. На остальные отрасли приходилось 23,8% рабочих [7, с. 7; 8, с. 5]. К концу десятилетия структура распределения промышленных рабочих по существу осталась прежней. Таким образом, в традиционных отраслях промышленности было сосредоточено больше половины основных

производственных фондов и более 50 % всех промышленных рабочих области.

В 1950-е гг. в области был выявлен целый комплекс полезных ископаемых: крупнейшие месторождения железных и цветных металлов; предположительно, на территории области располагались залежи марганца, свинца, цинка, урана,иттрия.

Следовательно, экономико-географическое положение Томской области в 1950-е гг. было противоречивым. С одной стороны, удобное расположение области на границе Западной и Восточной Сибири, вблизи углей Кузбасса, на путях доставки леса в южные районы Сибири и продовольствия с юга на север. Наличие широкого спектра природных ресурсов для развития тяжелых отраслей промышленности, наличие крупных эвакуированных предприятий и широкой сети научно-образовательных учреждений, создавало все условия для создания здесь узлового территориально-производственного комплекса на основе собственной научной базы и высококвалифицированных специалистов.

Но, с другой стороны, преимущества удобного расположения области были ограничены ввиду неразвитости транспортной инфраструктуры области, кроме сезонного водного транспорта, что затрудняло экономическое развитие области [29, л. 227]. Пограничное расположение области между Западной и Восточной Сибирью сильно ограничивало реализацию каких-либо крупных индустриальных проектов на этой территории, в частности металлургических. Так, как находящиеся рядом Кемеровская, Новосибирская области, Красноярский край уже занимали нишу крупных металлургических центров, при этом обладая ресурсным потенциалом для развития в этом направлении.

Таким образом, партийные руководители Тюменской и Томской областей, не имея сильной индустриальной базы и, как следствие, имея неразвитую инфраструктуру территории и нерешенные социально-экономические проблемы, в середине 1950-х гг. начинают выдвигать в качестве приоритета своей региональной политики крупные индустриальные проекты. Они стремятся привлечь инвестиции на реализацию этих проектов и заручиться соответствующей поддержкой в ЦК КПСС, Совете Министров СССР, Госплане СССР, а также во всех заинтересованных комитетах и ведомствах.

В конце 1950-х гг. у местных руководителей Тюменской и Томской областей появляется возможность реализовать стратегические варианты регионального развития и улучшить социально-экономические условия своих территорий - через организацию в областях совнархозов. С организацией Советов народного хозяйства в административных границах Тюменской и Томской областей партийные руководили этих территорий начинают все активнее, в рамках своей региональной политики, выдвигать на центральном уровне стратегические варианты развития, суть которых заключалась в развертывании на этих территориях новых крупных производств.

Как следует из докладной записки «О комплексном развитии производительных сил Тюменской области» [16, л. 2-20], которая была направлена 28 февраля 1956 г. руководством Тюменской области в адрес первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева, председателя Совета Министров СССР Н.А. Булгани-на, в качестве стратегических вариантов развития территории региональные власти в конце 1950-х годов предлагали ряд проектов.

В частности, предлагалось создание новой угольно-металлургической базы в регионе на основе Северо-Сосьвинского буроугольного бассейна,

ориентировочные запасы которого исчислялись в 50 миллиардов тонн. Также предполагалось развитие комплексной энергетики на базе открытых бурых углей Полярного и Приполярного Урала, газовых месторождений Березовского района и гидроресурсов рек Иртыш и Обь, на которых должны были быть возведены гидроэлектростанции, обеспечивавшие в дальнейшем электроэнергией весь Урал, Печору и новый угольно-металлургический бассейн Тюменской области.

14 января 1959 г. партийно-советским руководством Тюменской области была подписана докладная записка «Об освоении естественных богатств и заселении малообжитых районов Тюменской области». Записка была подготовлена с целью включения хозяйственных проектов области в будущий семилетний план развития народного хозяйства по федерации. Она была направлена заместителю председателя Бюро ЦК КПСС по РСФСР А.Б. Аристову, председателю Госплана СССР И.И. Кузьмину, председателю Совета Министров РСФСР Д.С. Полянскому, председателю Госплана РСФСР В.Н. Новикову.

В этой докладной записке наряду со старыми проектами развития региона, такими как создание угольно-металлургической базы на Северном Урале, связанной с Уральским и Печорским промышленными районами, содержался ряд принципиально новых предложений.

Во-первых, следует отметить предложение об организации промышленной эксплуатации газа Березовского газового месторождения и усиления разведки на нефть в этом районе. Анализируя данный пункт записки, можно заметить возрастание приоритетности данного проектного варианта, в связи с увеличением ресурсов, обеспечивающих его реализацию, с 4 млрд. кубометров в 1956 г. до 21 млрд. в 1959 г. с перспективой дальнейшего роста.

Во-вторых, появляется предложение о строительстве в регионе НижнеОбской ГЭС мощностью 5-6 млн. кВт в районе г. Салехард. Как отмечается в записке, «эта ГЭС, находясь рядом с Уралом и Печорским бассейном, а оттуда близко к северным промышленным районам, сыграет огромную роль в их развитии. И она необходима даже более, чем строящаяся Братская ГЭС на реке Ангара» [18, л. 4, 5].

В данных докладных записках проявилась особенность проводимой партийными руководителями области в конце 1950-х г. региональной политики, заключавшаяся в сильной ориентации на промышленную базу Урала и Печоры, иногда, как в случае с Нижне-Обской ГЭС, даже в ущерб интересам области.

Данное положение объясняется тем, что ряд региональных руководителей Тюменской области, в том числе и первый секретарь обкома В.В. Ко-сов, в ситуации когда Госплан СССР и министерства были не заинтересованы в реализации каких-либо проектов в тяжелых природно-климатических условиях региона и ограничивались обычно принятием постановлений и отводом земельных участков под промышленные площадки, стремилось за счет усиления экономической интеграции с более сильным регионом, каким являлся Уральский регион, и даже в какой-то мере ограничения своих хозяйственных и управленческих полномочий, реализацией не всегда выгодных проектов, улучшить экономическое положение своей области, хозяйственно привязав ее к более сильной территории. Так, в одной из докладных записок на имя первого секретаря Н.С. Хрущева В.В. Косов просил при «окончательном рассмотрении вопросов экономического районирования и организации территориальных управлений промышленности и строительства отнести Тю-

менскую область к Свердловскому управлению, так как территориально и экономически область связана с Уралом» [17, л. 19].

Тем не менее, с начала 1960 г. в качестве основного стратегического варианта развития области стал определяться нефтегазовый вариант. В Тюменской области наблюдался постоянный рост разведенных запасов нефти и газа. По данным Государственного геологического комитета СССР, в первой половине 1960-х гг. в Тюменской области было открыто 28 нефтяных и 27 газовых и газонефтяных месторождений [25, л. 8].

Объективной основой нефтегазового варианта развития региона выступило усиление потребности народного хозяйства в большом объеме эффективных энергоресурсов. В середине 1950-х гг. в ряде экономических районов Северо-Запада, Юга Европейской части и Сибири рост промышленного производства и развитие транспорта вызвали напряженность в энергетическом балансе. По данным Государственного научно-экономического совета, к началу 1960-х гг. в Уральской, Кузбасской, Иркутской, Красноярской, Карагандинской, Центральной, Южной, Ленинградской, Прибалтийской, Кольской и Карельской энергетических системах создалось напряженное положение с обеспечением электроэнергией народного хозяйства [20, л. 2]. Среди экономико-географических районов в Уральском экономико-географическом районе сложилась наиболее напряженная ситуация с обеспечением промышленности электроэнергией и топливом.

В первой половине 1960-х гг. обострился дефицит энергетических ресурсов, и в первую очередь нефтепродуктов и природного газа, в масштабах всего народного хозяйства.

У нефтегазового варианта развития территории в конце 1950-х - начале 1960-х годов не было конкурентов. Так как региональные власти тех областей Западной Сибири, где шла разведка на выявления нефти и природного газа, т.е. Новосибирской и Омской, без инициативы относились к подобным проектам, занимаясь развитием оборонных предприятий, перебазированных в годы войны с запада и оставшихся в Новосибирске и Омске [3, с. 50]. Руководство Томской области, на севере которой располагались потенциальные запасы нефти и природного газа, серьезно не занималось развитием этого проекта.

Наиболее существенным фактором являлась поддержка в реализации этого проекта, оказанная заинтересованными в нефтегазовых ресурсах центральных хозяйственных ведомств, способных добиться выделения, на реализацию проекта, необходимых материальных ресурсов. Наиболее заинтересованными в тюменской нефти и газе в данный период можно считать несколько центральных комитетов и ведомств. Во-первых, это Главгеология РСФСР. Данному ведомству были необходимы новые перспективные территории, которые обеспечили бы выполнение плановых показателей на семилетку. Во-вторых, Главгаз СССР, который в 1957 г. возглавил А.К. Кортунов, активно отстаивавший необходимость развития газовой отрасли. Для быстрого развития нового ведомства необходимы были проекты, обеспеченные промышленными запасами природного газа. Также и в высшем партийно-государственном руководстве находились влиятельные сторонники освоения Западно-Сибирской нефтегазовой провинции [10; 11].

Немаловажным фактором, определившим приоритетность энергетических проектов, являлось сложившееся в 1950-е гг. утверждение, что «главным

условием комплексного развития каждого экономического района является, прежде всего, наличие собственной энергетической базы» [12, с. 38-39].

Точкой отсчета развития Тюменской области на основе нефтегазового варианта развития региона можно считать 1964 г., когда вышло несколько приказов Государственного комитета газовой промышленности СССР от 7 марта 1964 г. и 14 мая 1964 г., который был определен генеральным застройщиком в районах нефтегазодобычи в Тюменской области.

Таким образом, именно альтернативный подход региональных властей дал возможность территории, не останавливаясь на одном лишь варианте социально-экономического развития области, выбрать наиболее перспективный. Усиление собственной хозяйственной политики, потребности экономики народного хозяйства в большом объеме эффективных энергоресурсов, постоянный рост разведенных запасов нефти и газа в регионе, отсутствие конкуренции способствовали сосредоточению внимания на нефтегазовом варианте включения территории в индустриальную сферу как самом быстром и эффективном, с точки зрения поддержки центральных властей.

Региональные руководители Томской области в 1950-е - середине 1960-х гг., как и руководители Тюменской, искали оптимальные варианты развития территории. Выдвигаемые проекты промышленного развития преимущественно также носили сырьевую направленность.

Изначально региональные власти в качестве стратегического варианта развития территории избрали горно-металлургические проекты, суть которых заключалась в реализации на территории области комплексных производств по добыче и переработке черных и цветных металлов.

Такая региональная политика была продиктована несколькими обстоятельствами, сложившимися на центральном и региональном уровнях.

В народном хозяйстве страны начали формироваться современные территориально-производственные комплексы, что потребовало, наряду с широким использованием высокоэффективных источников энергии, дальнейшего развития черной и особенно цветной металлургии.

Директивами ХХ съезда КПСС было установлено расширить минерально-сырьевые базы всех металлов, прежде всего, в восточных районах страны, а также обеспечить высокие темпы роста производства всей номенклатуры черных и цветных металлов [5, с. 33-34]. На внеочередном XXI съезде КПСС Н.С. Хрущев отметил, что «на строительство и реконструкцию предприятий черной и цветной металлургии предполагается вложить средств больше, чем их было вложено за прошедшие 30 лет» [2, с. 25]. Предусматривалось поднять добычу железной руды примерно в 2 раза.

К этому моменту на территории области было открыто уникальное Бак-чарское железорудное месторождение, с запасами руды в 110 млрд. тонн, из которых 40 млрд. тонн были пригодны для открытых разработок. Также было открыто крупное Туганское промышленное месторождение цветных металлов, с утвержденными запасами 58 млн. тонн.

У избранного варианта, как предполагали региональные власти, существовало мало конкурентов, особенно в восточной части страны. Обоснование этого тезиса отчетливо прослеживается в записке, направленной первым секретарем Томского обкома В. Москвиным 11 сентября 1957 г. министру геологии и охраны недр СССР П.Я. Антропову: «Томская область располагает крупнейшей минерально-сырьевой базой, развитие которой, безусловно, еще необходимо и потому, что область является своеобразным форпостом,

от которого ведется завоевание таежно-болотистых слабо заселенных обширных пространств, простирающихся на запад, север, северо-восток. Ни одна другая из соседних областей (исключая Кемеровскую, богатую полезными ископаемыми), пока не имеет таких необходимых промышленных полезных ископаемых, как Томская область» [27, л. 205].

Также как и руководители Тюменской области, партийные лидеры Томской области для реализации своих проектов старались заручиться поддержкой центральных комитетов и ведомств.

3 декабря 1958 г. при обсуждении тезисов Н.С. Хрущева «Контрольные цифры развития народного хозяйства СССР на 1959-1965 гг.» в Томской области был выдвинут ряд дополнений и предложений к семилетнему плану как в целом для Сибири, так и в отношении хозяйства области. Данные предложения можно рассматривать как стратегические планы региональных властей в отношении собственного хозяйства. В частности, наряду с предложением об усилении изучения Западно-Сибирской низменности, было внесено предложение о развертывании «работ по детальной разведке Бакчарского железорудного месторождения Томской области, форсирование разработки Туганского месторождения и строительство на его базе обогатительного комбината» [28, л. 377, 378].

Руководители Томского совнархоза основой развития области также видели горно-металлургические предприятия.

В перспективном плане развития народного хозяйства Томской области на 1959-1965 гг. от 8 января 1957 г., в разделе капиталовложения, планируемые в городе Томске и области, было замечено, что «наиболее значительными стройками в области является сооружение рудника и обогатительного комбината титано-циркониевых руд в Туганском районе и строительство горно-обогатительного комбината с вводом ориентировочно к 1965 году в Бакча-ре» [19. л. 4, 4 об.].

Следовательно, в качестве стратегических вариантов развития области партийные и хозяйственные региональные власти окончательно остановили свой выбор на горно-металлургических проектах.

В результате предпринятые региональными властями мероприятия по продвижению Туганского проекта остались без результата. Госплан СССР сообщил письмом от 2 апреля 1962 г. председателю Томского совнархоза Н.С. Гридину о переносе сроков строительства комбината за пределы 1965 г. [32, л. 90].

После четкого ответа центральных властей о бесперспективности дальнейшего продвижения Туганского проекта региональные власти области продолжили лоббировать второй крупный проект Бакчарского месторождения железных руд.

14 марта 1964 г. окончательно решился вопрос о реализации Бакчарского проекта. Как говорилось в официальном ответе, «учитывая неблагоприятные горно-геологические условия, невысокое качество руд, а также наличие в Сибири крупных разведанных запасов железных руд, которые в настоящее время не осваиваются, Госгеолком СССР не может считать производство разведочных работ на Бакчарском месторождении первоочередной задачей службы на ближайшие годы» [30, л. 36].

Только после утвердительного отказа Совета Министров СССР и Госплана СССР поддержать реализацию металлургических проектов, региональные власти перешли к продвижению нефтегазового варианта развития области, который к тому моменту был наиболее обеспечен ресурсами. За 1962-1964 гг. на территории области было открыто 3 крупных газовых и

7 нефтяных месторождений. Это свидетельствовало о реальной возможности создания в области нефтегазодобывающей базы.

24 апреля 1965 г. партийные власти направляют записку председателю Совмина СССР А.Н. Косыгину с просьбой рассмотреть проект постановления Совмина СССР «О дальнейшем развитии геологоразведочных и организации подготовительных работ к промышленному освоению открытых газовых и нефтяных месторождений в Томской области», в котором была изложена целая система мер, призванная обеспечить промышленное развитие области на основе газонефтяного варианта.

27 мая 1965 г. был получен официальный ответ Совета Министров СССР. В нем говорилось: «Создание нового нефтегазодобывающего района на базе месторождений Томской области потребует значительных капиталовложений. В то же время ограниченность средств, которые могут быть выделены в 1966-1970 гг. на развитие нефтяной и газовой промышленности, вызывает необходимость концентрировать их и планировать добычу нефти и газа в районах Западной Сибири, в первую очередь, в Тюменской области, где уже открыты и подготовлены к разработке крупные нефтяные и газовые месторождения» [31, л. 146]. Госплан СССР, согласовав решение с отраслевыми комитетами по нефтяной и газовой промышленности, посчитал принятие специального постановления Совета Министров СССР по этому вопросу преждевременным [24, л. 134-137], так как появилась бы угроза распыления средств, планируемых на развитие нефтедобывающей промышленности в Западной Сибири. Такое же решение было принято относительно инициативы Томского обкома КПСС о создании нефтехимического комплекса для производства нефтепродуктов, минеральных удобрений, пластических пластмасс, синтетических смол и волокон [21, л. 10, 11].

Таким образом, проводимая партийными и хозяйственными руководителями Томской области политика по индустриализации территории с помощью реализации горно-металлургических проектов была полностью провалена. Слабое развитие хозяйства Томской области способствовало тому, что бурное развитие промышленного освоения открытых месторождений в соседней Тюменской области постепенно подчиняло экономику Томской области нуждам усиленно развивающегося соседнего региона. Такая ситуация еще сильнее ограничивала дальнейшее развитие производств в народном хозяйстве территории.

Можно сделать вывод, что формирование региональной политики тюменскими партийными и хозяйственными властями, заключавшейся в выдвижении альтернативных вариантов развития, дало возможность слаборазвитому в промышленном отношении региону, в условиях расширения своих хозяйственных возможностей и установления взаимовыгодных хозяйственных связей с центральными комитетами и ведомствами, вывести регион на новый этап бурного индустриального развития.

Литература

1. Артемов, Е.Т. Научно-техническая политика в советской модели позднеиндустриаль-ной модернизации [Текст] / Е.Т. Артемов. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006. - 256 с.

2. Внеочередной XXI съезд КПСС: Стеногр. отчет. - М., 1959. - Т. I. - 640 с.

3. Гурари Ф.Г. Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция - открытие века! [Текст] / Ф.Г. Гурари. - Новосибирск: ВНИИГИМС, 1996. - 192 с.

4. Коновалов, А.Б. Партийная номенклатура Сибири в системе региональной власти (1945-1991) [Текст] / А.Б. Коновалов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. - 636 с.

5. КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК (1898-1986). -М.: Политиздат, 1986. - Т. 9. 1956-1960. - 659 с.

6. Лукьяненков, С.С. Создание территориально-производственных комплексов Сибири в контексте государственной политики размещения производительных сил в восточных районах РСФСР в 60-80-е гг. ХХ века. [Текст]: автореф. дис... д.и.н. / С.С. Лукьяненков. - М., 2007. - 40 с.

7. Народное хозяйство Томской области. Статистический сборник [Текст]. - Томск, 1957. - 196 с.

8. Народное хозяйство Томской области. Статистический сборник [Текст]. - Томск, 1965. - 198 с.

9. Народное хозяйство Тюменской области и города Тюмени. Статистический сборник [Текст]. - Омск, 1958. - 211 с.

10. Некрасов, В.Л. Индустриальная модернизация и энергетический переход. Исторические закономерности. Мировые тенденции. Опыт России [Текст] / В.Л. Некрасов. -Сургут: РИЦ СурГПУ, 2008. - 235 с.

11. Некрасов, В.Л. Нефтегазовый комплекс СССР во второй половине 1950-х - первой половине 1960-х гг.: институциональные аспекты развития [Текст] / В.Л. Некрасов // Экономическая история: Ежегодник. 2009. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. - С. 212-250.

12. Органов, Н.К. К вопросу об экономическом районировании Сибири [Текст] / Н.К. Органов // Вопросы экономики. - 1957. - № 4. - С. 36-43.

13. Президиум ЦК КПСС. 1954-1964. Постановления / Гл. ред. А.А. Фурсенко [Текст]. -М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006. - Т. 2. - 1120 с.

14. Тенденции экономического развития Сибири (1961-1975) [Текст]. - Новосибирск: Наука, 1980. - 256 с.

15. Экономические районы СССР [Текст]. - М.: Экономика, 1965. - 590 с.

16. Государственный архив социально-политической истории Тюменской области (ГАСПИТО). Ф. 124. Оп. 98. Д. 80.

17. ГАСПИТО. Ф. 124. Оп. 117. Д. 78.

18. ГАСПИТО. Ф. 124. Оп. 134. Д. 88.

19. Государственный архив Томской области. Ф. Р-1591. Оп. 1. Д. 295.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Российский государственный архив экономики. (РГАЭ). Ф. 7. Оп. 3 Д. 814.

21. РГАЭ. Ф. 70. Оп. 1. Д. 371.

22. РГАЭ. Ф. 99. Оп. 2. Д. 136.

23. РГАЭ. Ф. 184. Оп. 1. Д. 62.

24. РГАЭ. Ф. 355. Оп. 1. Д. 388.

25. РГАЭ. Ф. 9571. Оп. 7. Д. 469.

26. Центр документации новейшей истории Томской области (ЦДНИТО). Ф. 607. Оп. 1. Д. 2413.

27. ЦДНИТО. Ф. 607. Оп. 1. Д. 2528.

28. ЦДНИТО. Ф. 607. Оп. 1. Д. 2668.

29. ЦДНИТО. Ф. 607. Оп. 1. Д. 2811.

30. ЦДНИТО. Ф. 607. Оп. 1. Д. 3353.

31. ЦДНИТО. Ф. 607. Оп. 1. Д. 3440.

32. ЦДНИТО. Ф. 607. Оп. 31. Д. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.