Научная статья на тему 'Партийные, региональные и ведомственные интересы в формировании политики освоения Западно-Сибирской нефтегазовой провинции (1961-1965)'

Партийные, региональные и ведомственные интересы в формировании политики освоения Западно-Сибирской нефтегазовой провинции (1961-1965) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
339
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ГРУППОВЫЕ ИНТЕРЕСЫ / НЕФТЬ / ГАЗ / PARTY / REGIONAL GROUPS OF INTERESTS / OIL AND GAS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Некрасов Вячеслав Лазаревич, Хромов Евгений Александрович

Анализируется влияние партийных, региональных и ведомственных интересов на формирование политики освоения Западно-Сибирской нефтегазовой провинции, в период от открытия первых нефтяных месторождений в 1960-1961 гг. до начала промышленного освоения новой нефтегазовой провинции в 1964-1965 гг. Автор выделяет три этапа межведомственного согласования политики освоения, связанные с доминированием партийных, региональных и ведомственных групп интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The, party, regional, corporative groups of interests, at the planning of the development of the Western-Siberian oil and gas province (1961 1965s)

Using the extensive historical material archives, memorials, periodicals, and research of the modern scientists the author analyses the party, regional and corporative groups of interest at the planning of the development of the Western-Siberian oil and gas province. It is analyzed the regional projection with special Emphasis on influence of regional party bodies, the councils of the national economy and the corporations of gas, petroleum, geology and planning.

Текст научной работы на тему «Партийные, региональные и ведомственные интересы в формировании политики освоения Западно-Сибирской нефтегазовой провинции (1961-1965)»

2008 История №2(3)

УДК 93/94:620.3(47+57)

В.Л. Некрасов, Е.А. Хромов

ПАРТИЙНЫЕ, РЕГИОНАЛЬНЫЕ И ВЕДОМСТВЕННЫЕ ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИКИ ОСВОЕНИЯ ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОВИНЦИИ

(1961-1965 гг.)

Анализируется влияние партийных, региональных и ведомственных интересов на формирование политики освоения Западно-Сибирской нефтегазовой провинции, в период от открытия первых нефтяных месторождений в 1960-1961 гг. до начала промышленного освоения новой нефтегазовой провинции в 1964-1965 гг. Автор выделяет три этапа межведомственного согласования политики освоения, связанные с доминированием партийных, региональных и ведомственных групп интересов.

Ключевые слова: партия, региональные групповые интересы, нефть, газ.

Изучение проблематики конфликта интересов внутри советской элиты является относительно новым направлением отечественной историографии. Научное изучение проблем происходившей политической трансформации неизбежно выводит исследователей на поиск источников изменений, усматривавшихся в том числе и в развернувшейся активности определенных групп интересов внутри властвующей элиты. При всем разнообразии точек зрения на положение, роль и взаимодействие групп интересов в условиях советской политической системы у большинства российских и западных исследователей не осталось сомнений в том, что такие группы существовали и имели исключительное значение в функционировании всего общественного организма [1-7].

Однако проблематика конфликта интересов внутри советской элиты имеет ряд существенных недостатков, среди которых, в частности, следует назвать слабую изученность конфликта интересов на региональном уровне и в аспекте взаимодействия интересов различных хозяйственных уровней -ведомственного, регионального и партийного в рамках отдельных территорий и инвестиционных проектов.

В этой связи в данной статье анализируется взаимодействие партийных, региональных и ведомственных групп интересов в период подготовки и реализации одной из крупнейших региональных инвестиционных программ в нефтегазовом секторе СССР на севере Западной Сибири в первой половине 1960-х гг.

Межведомственное согласование в нефтегазовом секторе СССР в конце 1950-х - первой половине 1960-х гг. охватывало ряд принципиальных проблем, связанных с необходимостью выбора потенциальной нефтегазовой провинции, перераспределения и управления инвестициями, направляемыми в нефтегазовый сектор.

В период подготовки семилетнего плана развития народного хозяйства на 1959-1965 гг. произошло переосмысление приоритетов энергетической политики. Директивы XXI, XXII съездов КПСС обозначили «решительный курс на преимущественное развитие добычи и переработки нефти и газа».

Принятые решения закреплялись дальнейшим увеличением и перераспределением капитальных вложений в нефтегазовый комплекс. Распределение инвестиций обозначило приоритеты структурной трансформации народного хозяйства в 1959-1965 гг. [8. С. 367, 368]. В соответствии с приоритетами капитальных вложений в конце 1950-х - начале 1960-х гг. начинают формироваться новые межотраслевые комплексы экономики в машиностроении, химической промышленности, энергетике (атомная, нефтегазовая промышленность) и др. В планировании развития нефтяной и газовой промышленности усиливаются долговременные и системные тенденции. Данные тенденции были связаны как с изменением централизованного механизма социально-экономического планирования, так и регионализацией социальноэкономической политики в СССР в 1950-1960-е гг.

Директивы закрепляли реализацию программы развития нефтяной и газовой промышленности - освоение месторождений Волго-Уральской нефтеносной провинции, Среднеазиатской газовой провинции, расширение геологоразведочных работ на нефть и газ в восточных районах СССР, формирование системы магистральных трубопроводов, обеспечивающей передачу нефти и природного газа в западном и восточном направлениях [9. С. 281-283].

Открытие в начале 1960-х гг. Западно-Сибирской нефтегазовой провинции кардинально изменило геоэкономическую ситуацию в отрасли и регионе, усилило внимание властных структур различного уровня к хозяйственному освоению территории. Изменения отразились в первую очередь в обновлении приоритетов региональной политики, направлений промышленного освоения северных территорий.

Важно, что реализация данной региональной инвестиционной программы совпала с реформированием управления промышленностью. Ликвидация отраслевого руководства нефтяной промышленностью и геологической службы, создание территориальных органов управления усилили роль региональных хозяйственных и партийных органов власти в обосновании целесообразности освоения Западно-Сибирской нефтегазовой провинции.

В процессе межведомственного согласования политики освоения Западно-Сибирской нефтегазовой провинции можно выделить три этапа, характеризующихся составом и властными возможностями групп влияния.

Первый этап (1961-1962 гг.) характеризуется усилением роли региональных партийных органов власти в подготовке промышленного освоения Западно-Сибирской нефтегазовой провинции.

По замечанию В. П. Мохова, «создание совнархозов показалось привлекательным для секретарей ЦК компартий союзных республик и секретарей обкомов, так как делало их менее зависимыми от Центра. Очень скоро ЦК КПСС почувствовал, что местные партийные органы начинают активно воздействовать на совнархозы с целью реализации сугубо региональных интересов» [3. С. 82, 83]. В августе 1958 г. выходит специальное постановление ЦК КПСС, в котором ряд обкомов и крайкомов партии критикуются за вмешательство партийных руководителей в работу совнархозов [10].

В руководстве Тюменской области в течение 1958-1961 гг. в результате проработки различных проектов социально-экономического развития области сложилась единая точка зрения о перспективах развития региона - секретари обкома А.К. Протозанов, Б.Е. Щербина видели «основное будущее Тюменской области» в развитии нефтяной и газовой промышленности [11. Л. 281, 282]. Партийные руководители Тюменской области опирались на поддержку секретарей Бюро ЦК КПСС по РСФСР А.Б. Аристова, А.П. Кириленко, руководство Сибирского отделения АН СССР, фактически лоббировавших интересы региона в высших политических и экономических органах власти [12. С. 222; 13. С. 44; 14. С. 111, 112].

В результате Совет Министров СССР принял постановление № 471 от 19 мая 1962 г. «О мерах по усилению геологоразведочных работ на нефть и газ в районах Западной Сибири». По свидетельству Ф.Г. Гурари, это «историческое постановление» не только подтвердило большие перспективы неф-тегазоносности Западной Сибири, но выдвинуло ряд практических рекомендаций для их реализации [15. С. 175].

В декабре 1962 г. на сессии Верховного Совета СССР первый секретарь Тюменского обкома КПСС Б.Е. Щербина, используя возможности высокой трибуны, выступил с критикой Госплана СССР, подчеркивая, что «следует в ближайшее время разработать генеральный план нефтяной и газовой промышленности Тюменской области» [16. С. 253].

Ключевым являлся вопрос - кто будет заниматься освоением открытых месторождений? Совет народного хозяйства Тюменского экономического административного района не обладал кадровым потенциалом, крупным проектно-изыскательным и строительно-монтажным комплексом [17. С. 20, 21; 18. С. 256-258] Более того, по мнению многих специалистов, децентрализация управления геологией, нефтяной промышленностью, нефтепромыслового строительства снизила эффективность работы отрасли [19. С. 71; 20. Л. 10, 11, 14, 15, 185, 186; 21. Л. 31, 186].

Сдерживающим фактором освоения открытых нефтяных и газовых месторождений в Тюменской области в 1961-1963 гг. являлось отсутствие утвержденных запасов [22. Л. 20, 21].

В 1961-1963 гг. мощным фактором формирования региональной политики на Севере Западной Сибири, способным изменить направление развития этого региона выступил проект Нижне-Обской ГЭС. Инициатором проекта выступил институт «Гидропроект» - ведущий проектный институт Министерства строительства электростанций СССР.

Проект предусматривал строительство плотины в 130 км южнее Салехарда и затопление территории площадью 113 тыс. км2. Мощность гидроэлектростанции по замыслу проектировщиков должна была составить 3235 млрд кВт. Строительство Нижне-Обской ГЭС в «Гидропроекте» рассматривали как способ ликвидации дефицита энергии в Уральском экономикогеографическом районе [23. С. 120, 121; 24. Л. 3-46].

Руководство Тюменской области, учитывая приоритеты энергетической политики, стремилось привлечь инвестиции, выделяемые государством на развитие нефтегазовой промышленности. Иной альтернативы попасть в сфе-

ру развития тяжелой промышленности в 1960-е гг., даже при условии реализации проекта Нижне-Обской ГЭС, связанного с затоплением огромной территории с богатейшими природными ресурсами, и тем самым решить актуальные социально-экономические проблемы руководство Тюменской области не видело.

1962-1963 гг. стали решающими в судьбе не только проекта НижнеОбской ГЭС, но и возможного варианта хозяйственного освоения ЗападноСибирской низменности. К этому времени в группу противников реализации проекта входили члены Президиума ЦК КПСС А.Б. Аристов, А.П. Кириленко, министры В.А. Каламкаров, Н.К. Байбаков, А.К. Кортунов, А.В. Сидоренко, академики А.А. Трофимук, Н.Н. Некрасов, А.М. Лаврентьев, профессор А.Е. Пробст и др.

26 января 1963 г. состоялось заседание экспертной комиссии при Госплане СССР. Заключение по проектному заданию на строительство ГЭС поддержали четыре академика и сорок докторов наук, а также первый заместитель председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по топливной промышленности С.А. Оруджев. Однако комиссия высказалась за дальнейшее изучение вопроса. В октябре 1963 г. в Госплане состоялось новое обсуждение. Свои возражения высказал Госплан СССР и Совет по изучению производительных сил при Госплане СССР, где одним из главных аргументов было то, что строительство ГЭС и создание водохранилища нанесут огромный вред экологии края, всем отраслям региона, а предлагаемый вариант добычи нефти и природного газа по методу разработки месторождений на море в северных условиях является очень сложным и дорогостоящим. Руководство страны, изучив материалы Госплана СССР, отложило вопрос о строительстве Нижне-Обской ГЭС. Борьба вокруг проекта НижнеОбской ГЭС ускорила процесс складывания группы влияния, лоббирующей принятие решения о форсированном освоении Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции.

Второй этап (1963-1964 гг.) характеризуется обострением противоречий между различными группами влияния - территориальными органами управления промышленностью - совнархозами и региональными партийными органами власти и ослаблением влияния партийных органов власти.

Начало подготовительных работ по промышленному освоению нефтяных и газовых месторождений в Западной Сибири совпало с очередной реорганизацией партийного руководства и управления промышленностью.

Пленум ЦК КПСС 5 ноября 1962 г. принял постановление о разделении партийных организаций и партийных органов по производственному принципу, одновременно было принято решение об укрупнении совнархозов [25. С. 627-646]. По мнению А.Б. Коновалова, В.П. Мохова, Р.Г. Пихоя, это решение значительно усложнило системы внутрирегионального политического взаимодействия и взаимоотношений элит различного уровня, ослабило полномочия высшего слоя региональной элиты в отношении влияния на экономику регионов [2. С. 393; 3. С. 86, 87; 26. С. 209-211]. В результате региональная хозяйственная номенклатура стала более независимой от регионального партийного руководства. Поскольку границы совнархозов охватывали несколько

областей, это ослабляло позиции промышленных обкомов - они оказывались в фактическом подчинении местных совнархозов.

Создание в 1963 г. Совета народного хозяйства Средне-Уральского экономического административного района изменило ситуацию в освоении новой нефтегазовой провинции. Средне-Уральский совнархоз, специализирующийся на машиностроении и металлургии оказался не заинтересован в развитии нефтегазовой промышленности, затягивая строительство транспортной инфраструктуры в районах нового промышленного освоения на севере Тюменской области, перераспределяя «нефтяные» средства в пользу своих базовых отраслей, а Министерству строительства РСФСР было «не до нефтяных строителей» [16. С. 433; 27. С. 28; 28. Л. 104; 29. Л. 19]. По воспоминаниям Ф.К. Салманова, руководство Средне-Уральского совнархоза считало преждевременной организацию промышленной добычи нефти и природного газа в северных округах Тюменской области [30. С. 325, 326]. В

1963-1964 гг. секретарь Тюменского промышленного обкома КПСС А.К. Протозанов, опираясь на поддержку председателя Государственного комитета нефтедобывающей промышленности СССР Н.К. Байбакова, выступал с идеей восстановления Совета народного хозяйства Тюменского экономического административного района, который будет специализироваться на добыче и переработке нефти и природного газа [16. С. 252-254; 29.

С. 195; 30. С. 326]. Но в условиях относительной самостоятельности крупных совнархозов от промышленных обкомов отдельных регионов это решение было нереальным [26. С. 209-211; 31]. Председатель Средне-Уральского совнархоза В.В. Кротов занял жесткую позицию, выступив против выделения Тюменской области, вмешательства Тюменского промышленного обкома КПСС в работу предприятий совнархоза [30. С. 324-326].

Тем не менее на рубеже 1962-1963 гг. удалось согласовать один из самых спорных моментов, вызывавших наиболее острые дискуссии - прогнозные запасы нефти и природного газа в Западной Сибири [32. С. 171, 175].

Согласование произошло не без давления на Государственный комитет геологии СССР со стороны заместителя Председателя Совета народного хозяйства СССР В.А. Каламкарова, считавшего первоочередной задачей утверждение разведанных, подготовленных запасов в Государственной комиссии по полезным ископаемым, и разработку перспективного плана прироста запасов до 1970 г., утвержденного Госпланом СССР, без этого отказываясь финансировать расширение геологоразведочных работ в Западной Сибири [14. С. 115, 116].

В апреле 1963 г. Государственный комитет геологии СССР признал безоговорочно Западно-Сибирскую низменность крупнейшей нефтегазоносной провинцией страны, а ее перспективы оценил значительно выше потенциала Волго-Уральской провинции [22. Л. 270; 33. С. 32]. Фактически Государственный геологический комитет СССР обеспечивал «за счет уникального по государственной значимости открытия в Западной Сибири» выполнение семилетнего плана (1959-1965 гг.) [21. Л. 5; 34. С. 53]. В результате в Совете народного хозяйства СССР поддержали инициативу Государственного комитета геологии СССР и Тюменского промышленного обкома КПСС о раз-

работке правительственного постановления об организации подготовительных работ по промышленному освоению открытых нефтяных и газовых месторождений и о дальнейшем развитии геологоразведочных работ в Тюменской области до 1970 г. [35. Л. 148-155]. В итоге в январе 1964 г. открытые на севере Тюменской области месторождения обследовала государственная комиссия во главе с председателем Государственного комитета нефтедобывающей промышленности СССР Н.К. Байбаковым, которая решила: начать пробную эксплуатацию. В феврале 1964 г. бюро Тюменского промышленного обкома КПСС приняло решение: довести добычу нефти к 1970 г. до 2325 млн т [12. С. 223].

Третий этап (конец 1963 - первая половина 1965 г.) характеризуется постепенным смещением центра согласования в отраслевые и производственные комитеты, усилением влияния региональных партийных органов и ослаблением позиций совнархозов (с конца 1964 г.).

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем улучшении организации планирования развития народного хозяйства» от 11 января 1963 г. был образован Совет народного хозяйства СССР, 13 марта - Высший Совет народного хозяйства СССР, повышена роль государственных комитетов, их председатели наделялись правами министров СССР и входили в состав членов Госплана СССР [25. С. 672, 798, 1123 прим. 15, 1126 прим. 33, 1157 прим. 16]. Это решение, по утверждению Ю.А. Веденеева, закрепляло тенденцию организационного развития - усиление вертикальной, ведомственно-отраслевой системы хозяйственного управления внутри территориальной [36. С. 31-33].

Как известно, основными сдерживающими факторами освоения ЗападноСибирской нефтегазовой провинции в 1960-е гг. выступали отдаленность региона, сложные природно-климатические условия, отсутствие производственной и социальной инфраструктуры и др. Главным условием создания крупной нефтегазодобывающей базы в Западной Сибири, руководители нефтяной и газовой промышленности Н.К. Байбаков, В.Д. Шашин, Ю.И. Бок-серман, В.И. Муравленко называли форсированный характер освоения месторождений, т. е. в 2-3 раза быстрее, чем в Татарии и Башкирии, что, естественно, требовало опережающего развития производственной инфраструктуры [21. Л. 151; 37. Л. 155; 38. Л. 113]. Ни Государственный геологический комитет СССР, ни Государственный комитет нефтедобывающей промышленности СССР не обладали собственными мощными строительными организациями. В 1963-1965 гг. сложилась парадоксальная ситуация, специализированные строительные ведомства, в чью компетенцию входило освоение региона, «наотрез отказываются браться за Тюмень». Анализ источников раскрывает ключевую роль позиции Государственного производственного комитета газовой промышленности СССР в решении о начале освоения Западно-Сибирской нефтегазовой провинции.

По свидетельству Ю.Г. Эрвье, весной 1962 г. А.К. Кортунов дал согласие на обустройство разведочных экспедиций Тюменского территориального геологического управления [14. С. 113]. В Совете Министров СССР, Совете народного хозяйства СССР считали, что для Западной Сибири не-

обходима не простая передислокация, а серьезное наращивание сил строителей. Как вспоминал позднее Н.К. Байбаков, «но сначала их надо было объединить, собрав под мощной дланью, а проще говоря, переподчинив ведомству, на которое можно было рассчитывать всерьез в таком большом деле» [29. С. 12].

В 1963 г. в ходе подготовки постановления Совета Министров СССР «Об организации подготовительных работ по промышленному освоению открытых месторождений нефти и газа и о дальнейшем развитии геологоразведочных работ в Тюменской области» между А.Н. Косыгиным, В.А. Каламка-ровым, Н.К. Байбаковым и А.К. Кортуновым была достигнута договоренность, что Газпром СССР возьмется за нефтепромысловое строительство. 7 января 1964 г. Совет Министров СССР принял соответствующее постановление, определившее Газпром СССР в качестве генерального подрядчика объектов нефтегазодобывающей промышленности. Решение принималось с учетом расширения возможностей, концентрации в системе Газпрома СССР крупных финансовых и материально-технических ресурсов. Так, в результате передачи организаций Министерства строительства РСФСР общая численность работников строительных организаций Газпрома СССР увеличилась с 60 до 110 тыс. человек [29. С. 35].

Газпром СССР являлся одним из наиболее амбициозных ведомств в СССР в 1960-е гг. Позиция Газпрома СССР определялась перспективами Западной Сибири. В 1964-1965 г. в Газпроме СССР был разработан проект системы сверхмощных газопроводов Север Тюменской области - Урал, общей мощностью 20 млрд м3 в год, с объемом капиталовложений 1 млрд рублей [34. Л. 279;37. Л. 155].

Министр газовой промышленности А.К. Кортунов откровенно говорил, что «главное, почему я думаю взяться за Тюмень, - это то, что именно там мне видится перспектива газовой промышленности. ...И чем быстрее и капитальнее мы осядем в Тюмени, тем лучше. Это моя стратегическая цель» [29. С. 36]. Открытие крупных запасов природного газа на севере Тюменской области коренным образом изменило обеспеченность запасами, кратно улучшая перспективы газовой промышленности. Данное обстоятельство не мог не учитывать А. К. Кортунов, стремившийся к закреплению самостоятельности газовой отрасли [39. С. 4; 40. С. 42, 43].

В апреле 1965 г. Госплан СССР, Государственный комитет нефтедобывающей промышленности СССР, Государственный комитет газовой промышленности СССР приняли решение о необходимости концентрации капитальных вложений в Тюменской области [35. Л. 120-137].

Таким образом, процесс межведомственного согласования политики освоения Западно-Сибирской нефтегазовой провинции в первой половине 1960-х гг. позволяет выделить ряд тенденций.

Первая тенденция характеризуется усилением влияния региональных партийных органов на подготовку решений по экономическим вопросам. Вплоть до начала 1960-х гг. возрастает роль партийных структур в обосновании целесообразности в размещении производств, в решении вопросов по расширению крупных предприятий. Региональные партийные органы власти

выступают за организацию территориально-производственных комплексов, что усилило взаимодействие партийных органов с отраслевыми министерствами и совнархозами.

Вторая тенденция, связанная с укреплением позиций совнархозами и усилением влияния хозяйственной номенклатуры на территории, проявляется с 1962 г. Этому обстоятельству способствовало укрупнение совнархозов и разделение партийных организаций по производственному принципу.

Третья тенденция, характеризующаяся постепенным восстановлением отраслевого принципа управления промышленностью, набирает силу с 1963 г. Созданные отраслевые и производственные комитеты формируют собственные подходы к хозяйственному освоению тех или иных территорий, и в зависимости от конкретных условий происходит конструктивное взаимодействие ведомств и региональных партийных органов либо противостояние ведомств амбициям регионов, конфликтность ведомств, совнархозов, партийных органов.

Литература

1. Белоногов Ю.Г. Конфликт интересов внутри региональной элиты в период перехода от политики реформ к стратегии политической стабилизации: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. Пермь, 2006.

2. Коновалов А.Б. Партийная номенклатура в Сибири в системе региональной власти (1945-1991). Кемерово, 2006.

3. МоховВ.П. Региональная политическая элита России (1945-1991). Пермь, 2003.

4. Некрасов В.Л. Энергетическая политика СССР в 1961-1974 гг.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Сургут, 2007.

5. Перегудов С.П., Лапина Н.Ю., Семененко И.С. Группы интересов и Российское государство. М., 1999.

6. Шестаков В.А. Социально-экономическая политика советского государства в 50-е - середине 60-х годов. М., 2006.

7. Шубин А.В. От «застоя» к реформам. СССР в 1917-1985 гг. М., 2001.

8. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 9: 19561960. М., 1985.

9. Планирование размещения производительных сил СССР: (Осуществление политики КПСС на этапах социалистического строительства): В 2 ч. М., 1985. Ч. 1.

10.Новиков В.Н. В годы руководства Н.С. Хрущева // Вопросы истории. 1989. № 1.

11.Государственный архив социально-политической истории Тюменской области (ГАС-ПИ ТО). Ф. 124. Оп. 140. Д. 31.

12.Некрасов В.Л. Западно-Сибирская нефтегазовая провинция на начальном этапе освоения в контексте региональных интересов (1962-1969 годы) // История Сибири, 1583-2006. Проблемы и перспективы: Сборник материалов региональной молодежной научной конференции. Новосибирск, 2006.

13.Гурари Ф.Г. Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция - открытие века! Новосибирск, 1996.

14.ЭрвьеЮ.Г. Сибирские горизонты. Свердловск, 1968.

15.Гурари Ф.Г. Мое участие в открытии нефти и газа сибирских недр // Из истории отечественной геологии нефти и газа / Ред. А.Э. Конторович, Г.С. Фрадкин. Новосибирск, 1998. Вып. 1.

16.Нефть и газ Тюмени. Свердловск, 1971. Т. I.

17.Чухно А.В. Совнархозы Зауралья (1957-1962 гг.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Омск, 2007.

18.Из истории промышленного развития Тюменской области (1917-1980 гг.): Документы и материалы. Свердловск, 1988.

19.Ломако П. Богатство недр - народу // Коммунист. 1968. № 11.

20.Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 4372. Оп. 58. Д. 3.

21.РГАЭ. Ф. 9571. Оп. 7. Д. 469.

22.РГАЭ. Ф. 233. Оп. 1. Д. 29.

23.Проблема освоения Западно-Сибирской низменности // Коммунист. 1963. № 9.

24.ГАСПИТО. Ф. 2010. Оп. 1. Д. 117.

25.Президиум ЦК КПСС. 1954-1964. Черновые протокольные записи заседаний. Стенограммы. Постановления. Т. 1: Черновые протокольные записи заседаний. Стенограммы / Гл. ред. А.А. Фурсенко. М., 2003.

26.Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945-1991. Новосибирск, 2000.

27.Карпов В.П. История создания и развития Западно-Сибирского нефтегазового комплекса (1948-1990 гг.). Тюмень, 2005.

28.РГАЭ. Ф. 233. Оп. 3. Д. 270.

29.Нефтегазостроители Западной Сибири. М., 2004. Кн. 1.

30.Салманов Ф.К. Жизнь как открытие. М., 2003.

31.Логинов В.Т. Проблема регионализации СССР после ХХ съезда // www.gorby.ru/ гиЬг8.а8р?гиЬг^=554&агі^=24778.

32.Савицкий И.М. Совнархозы Сибири (1957-1965 гг.) // new.hist.asu.ru/konfer/ eWtez_53.html.

33.НекрасовН. Размещение производительных сил // Коммунист. 1963. № 3.

34.РГАЭ. Ф. 9571. Оп. 7. Д. 467.

35.РГАЭ. Ф. 184. Оп. 1 Д. 62.

36.Веденеев Ю.А. Организационные реформы государственного управления промышленностью в СССР: историко-правовое исследование (1957-1987 гг.). М., 1990.

37.ГАСПИ ТО. Ф. 124. Оп. 179. Д. 8.

38.РГАЭ. Ф. 184. Оп. 1. Д. 56.

39.Ловцова Т.А. Деятельность КПСС по созданию и развитию советской газовой промышленности (1956-1967 гг.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1985.

40. Рудаков А. Создатель суперотрасли // Газпром. 2007. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.