некоторых практических работах по окончанию задания приведен образец правильно выполненного задания, которое обучающийся должен получить самостоятельно, следуя перечню предложенных заданий [10, с. 220].
Выводы. Следовательно, при проектировании и разработке программных продуктов учтены дидактические условия развития способностей обучающихся в процессе самостоятельной работы, так как к каждому заданию предложена инструкция или алгоритм его выполнения; каждое задание разбито на части, что помогает выделить из вспомогательного основные этапы выполнения задания и разделить задачу на ряд последовательных действий, требующих новых или слабо усвоенных обучающимися способностей.
Также учтены требования при отборе дидактического материала для основного контента программного продукта: материалы содержат задания в количестве, достаточном для удовлетворительного усвоения программного материала, в программном продукте представлена теоретическая часть необходимая для освоения дисциплины, дополнительные материалы, учебные пособия. Интерфейс программного продукта простой и удобный в работе, так как разделен на две части и программный продукт раздается обучающимся в электронном виде, что в свою очередь обеспечивает отсутствие материальных затрат на размножение заданий.
Литература:
1. Вяткин, Л.Г. Уровни познавательной самостоятельности студентов педагогических вузов / Л. Г. Вяткин, А. Б. Ольнева, Г. Д. Турчин - Актуальные вопросы региональной педагогики. - Саратов, 2002.
- С. 35-38.
2. Гусева, Е. Н. Дидактические условия использования педагогических программных средств в процессе профессиональной подготовки будущего учителя систем :дис. ... канд. пед. наук / Е. Н. Гусева - Магнитогор. гос. ун-т. - Магнитогорск, 1999. - 167 с.
3. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов - Рос. Акад. образования, Психологический ин-т, Междунар. Ассоциация "Развивающее обучение". - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
4. Крюкова, О. П. Самостоятельное изучение иностранного языка в компьютерной среде / О. П. Крюкова
- М.: Логос, 2008. 126 с.
5. Леднев В.С. Системный подход в педагогике / В. С. Леднев - Метафизика, №4, 2014, - С. 39-51.
6. Огородников, И.Т. Оптимальное усвоение учащимися знаний и сравнительная эффективность отдельных методов обучения / И. Т. Огородников - М.: Просвещение, 1992. - 352 с.
7. Платонов, К.К. Занимательная психология / К. К. Платонов - Издание 5-е, исправленное. - СПб.: Питер Пресс, 1997. - 288 с.
8. Попов, И.С. Сравнительный анализ усваиваемых учащимися знаний при устном изложении учебного материала учителем и самостоятельной работе / И.С. Попов - М.: Просвещение, 1997. - 124 с.
9. Смирнова, О. Ю. Обеспечение информационно-методических условий самостоятельной работы обучающихся с помощью программных продуктов / О. Ю. Смирнова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. науч. тр.: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 56. - Ч. 2. - С. 226-235.
10. Смирнова, О. Ю. Программный продукт как средство организации самостоятельной работы обучающихся / О. Ю. Смирнова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. науч. тр.: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 58. - Ч. 1. - С. 217-222.
11. Унт, И. Е. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Е. Унт - М.: Педагогика. -1990. - 192 с.
Педагогика
УДК 371
магистрант Смурова Наталья Федоровна
ФГАОУ ВО "Северо-Кавказский федеральный университет" (г. Ставрополь); доктор педагогических наук, профессор Филимонюк Людмила Андреевна
ГАОУ ВО "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт" (г. Невинномысск); ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент Литвинова Елена Робертовна
ГАОУ ВО "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт" (г. Невинномысск)
ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Аннотация. В статье выявлены и обоснованы проблемные вопросы применения проектного подхода в управлении образовательной организацией дополнительного образования детей на примере проведенного анализа программы развития муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Дворец детского творчества» г. Ставрополь.
Ключевые слова: проектный подход, проектное управление, дополнительное образование детей, программа развития.
Annotation. The article identified and justified concerns project approach in the management of educational organization providing supplementary education for children based on the example of municipal development programme analysis of budgetary institutions supplementary child education child art Palace» Stavropol. Keywords: project approach, project management, additional education of children, United Nations development programme. Keywords: project approach, project management, additional education of children, development program.
Введение. Сегодня в системе дополнительного образования детей существует ряд серьезных проблем:
1. Неконкурентоспособность традиционных форм дополнительного образования детей (кружки, факультативы, секции, творческие студии) с другими видами времяпровождения детей, не требующих от них серьезных усилий (компьютерные игры, социальные сети, телевидение).
2. Отсутствие в практике деятельности образовательной организации дополнительного образования детей новых форматов предоставления образовательных услуг. Наблюдается недостаточное количество детей
на занятиях, не срабатывает традиционный формат дополнительного образования - когда дети приходят на занятия добровольно и регулярно.
3. Нарастание социальных проблем образовательной организации дополнительного образования детей на фоне снижения финансовых возможностей местного самоуправления. Укрепляется мнение чиновников о дополнительном образовании как об избыточной роскоши. Следовательно, программы дополнительного образования могут быть стабильными только в случае их очевидной социальной значимости.
4. У образовательных организаций дополнительного образования детей появились конкуренты в негосударственном секторе, которые дают детям более профессиональную подготовку. Программы негосударственных учреждений дополнительного образования уже сегодня являются более гибкими, чем традиционные программы муниципальных учреждений. Такие программы за короткое время решают локальные проблемы в образовании ребенка: подготовка к поступлению в школу, вуз, обучение работе на компьютере, развитие коммуникативных навыков [2].
Формулировка цели статьи. Целью научного исследования является изучение возможности применения проектного подхода в управлении образовательной организацией дополнительного образования детей.
Изложение основного материала статьи. Как показал анализ проблем дополнительного образования, для их решения необходимо иметь универсальное средство, которое выступит активатором мотивации к изменениям, к инновационному развитию в целом дополнительного образования детей [2- 3]. К числу таких универсальных средств мы относим проектный подход в управлении образовательной организацией дополнительного образования детей. Подтверждение этому мы находим в теории управления организацией, где проектное управление рассматривается как технология программно-целевого управления, в основе которого программа и система проектов [10-11]. Проблема применения проектного подхода в управлении образовательной организацией исследуется в работах С.К. Бажина, В.Л. Виноградовой, Т.Г. Волченковой, И.В. Гусарова, А.М. Моисеева, О.Г. Прикот и др. [4; 5; 6].
Мы провели анализ применения проектного подхода в управлении муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования детей на примере МБОУ ДОД «Ставропольский дворец детского творчества» на примере программы развития. Программа развития - обязательный локальный акт образовательной организации, определяющий стратегические направления развития образовательной организации на среднесрочную перспективу, и наличие которого закреплено законодательно. Программа развития организации дополнительного образования детей - это главный стратегический документ образовательного учреждения, переходящего (перешедшего) в инновационный режим своей жизнедеятельности [1].
Программа развития МБОУ ДО ДДТ «Академия детства» на 2014 - 2018 года составлена на основе реализации программы «Дворец в 21 веке» на 2006-2011 года. В паспорте программы определены разработчики, сроки и этапы ее реализации, нормативно-правовая база, условия реализации, объемы и источники финансирования, ожидаемые результаты.
В программе развития указаны направленности деятельности, контингент обучающихся (возраст, количество, социальный статус), определены содержание деятельности (основные направления) и программные мероприятия. Рассматривая программу развития МБОУ ДО ДДТ «Академия детства» как проект, мы выделили инновационные направления деятельности, способствующие развитию организации в целом: обновление образовательного процесса (ожидаемые результаты, способы достижения, показатели); совершенствование информационного сопровождения образовательного процесса (ожидаемые результаты, способы достижения, показатели); развитие социального партнерства (ожидаемые результаты, способы достижения, показатели); совершенствование ресурсной базы (ожидаемые результаты, способы достижения, показатели); развитие профессиональной компетентности педагогических работников (ожидаемые результаты, способы достижения, показатели); научно-методическое обеспечение деятельности (ожидаемые результаты, способы достижения, показатели); совершенствование управления деятельностью организации (ожидаемые результаты, способы достижения, показатели); развитие сферы досугово-массовой деятельности (ожидаемые результаты, способы достижения, показатели); усиление воспитательного потенциала организации (ожидаемые результаты, способы достижения, показатели); совершенствование системы работы с одаренными обучающимися (ожидаемые результаты, способы достижения, показатели) [9].
Анализируя деятельность Дворца детского творчества г. Ставрополя, мы пришли к выводу, что в организации ведется инновационная деятельность: работают муниципальные, краевая и федеральная инновационные площадки по апробации актуальных направлений развития, совершенствованию структуры и содержания современного дополнительного образования детей. В организации представлен обширный ассортимент дополнительных платных образовательных услуг; сформирована многоуровневая и многообразная по структуре система обучения и воспитания на основе совершенствования нормативно-правовой базы, межведомственного взаимодействия и укрепления и развития традиционных связей с наукой и высшей школой [5-8].
Программа развития Дворца детского творчества представляет совокупность проектов, объединенных общей стратегической концепцией развития. Понятие «проектное управление в образовательной организации дополнительного образования детей» мы предлагаем определять следующим образом: это тип управления совокупностью управленческих и образовательных проектов, реализуемых через параллельно-последовательное встраивание в общую систему деятельности организации, направленных на решение конкретных проблем и достижение определённых целей для стабилизации функционирования учреждения и его стратегического обновления. Основным инструментом проектного подхода в управлении и будет выступать программа развития образовательной организации дополнительного образования детей.
Выводы. Результаты нашего исследования показывают, что в настоящее время возникла настоятельная необходимость в том, чтобы образовательная организация дополнительного образования детей, если она действительно хочет обеспечить новое качество образования, развития, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на использовании инновационных процессов в управлении [9]. И это обеспечит ее конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. Проектный подход в управлении образовательной организацией дополнительного образования детей - это ориентация на долгосрочное достижение успеха.
Литература:
1. Белоусова Л.В., Филимонюк Л.А. Проблемы и перспективы деятельности региональных учебно-методических объединений среднего профессионального образования в Ставропольском крае // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 43-45.
2. Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 года № 1726-р [Электронный ресурс] - URL: http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации». sch1213s.mskobr.ru/.. ./federal_nyj..._federaii.pdf
4. Филимонюк Л.А. Становление проектной культуры студентов в условиях модернизации системы образования // Наука и образование. 2008. Т. 2. С. 651.
5. Растегаева Д.А., Филимонюк Л.А. Основы реализации системы дуального обучения в профессиональной подготовке студентов организаций высшего образования // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6 (67). С. 110-112.
6. Филимонюк Л.А., Переверзева Ю.С. Нравственно-воспитательный потенциал внеучебной деятельности в формировании профессиональных качеств у студентов колледжа // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. Сборник научных трудов - Ялта. - 2018. -№58 (4). - С. 204-211.
7. Филимонюк Л.А., Хилько А.А. Профессиональная социализация лиц с ОВЗ и инвалидностью // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. Сборник научных трудов - Ялта. - 2018. - №58 (4). - 379 с.
8. Филимонюк Л.А., Литвинова Е.Р. Модель профессиональнопедагогической подготовки специалиста гуманитарнотехнического вуза // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 3 (46). С. 25-26.
9. Фомина А.Б. Основы управления учреждением дополнительного образования детей - М.: МО РФ, 2011.
Педагогика
УДК 72. 012
студентка Снатович Анжелика Богдановна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); профессор Михальченко Михаил Степанович
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ В АРХИТЕКТУРЕ
Аннотация. В статье рассматриваются и изучаются проблемы подготовки будущих дизайнеров и студентов, обучающихся по направлению «Архитектура» в рамках дисциплины «Объемно-пространственная композиция». В работе исследуется уровень разработанности проблемы на данном этапе развития науки. В статье анализируются задачи подготовки будущих дизайнеров направления «Архитектура», проблемы овладения студентами содержания дисциплины «Объемно-пространственная композиция», реализуется поиск их решения.
Ключевые слова: архитектура, объемно-пространственная композиция, дизайнер, «фронтальность», «объемность», «пространственность».
Annotation. The article considers and studies the problems of training of future designers and students studying in the direction of "Architecture" in the discipline "Spatial composition". The paper examines the level of development of the problem at this stage of development of science. The article analyzes the problems of training future designers of the direction "Architecture", the problems of mastering the content of the discipline by students" Spatial composition", the search for their solutions.
Keywords: architecture, volume and spatial composition, designer, frontality, dimensions, spatiality.
Введение. Задачи архитектуры тесно связаны с общими задачами строительства и требуют от современного дизайнера или архитектора не только широкого кругозора, но и высокого уровня сформированности как общей, так и специальной профессиональной культуры.
Овладение профессией архитектора, характеризующейся высокой долей творчества, представляется, по нашему мнению возможным, только при условии организации целостной системы профессионального обучения и путем совершенствования полученных в высшей школе знаний, умений и компетенций в последующей практической деятельности.
В системе профессиональной подготовки архитектора важным содержательным компонентом выступает начальный курс основ архитектурного проектирования.
Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является изучение проблем формирования профессиональной компетентности будущих архитекторов в высшей школе на основе овладения студентами базовых знаний по архитектуре, архитектурному проектированию, архитектурной композиции и архитектурной графике и основными средствами выражения архитектурного замысла.
Изложение основного материала статьи. Прежде чем перейти к изучению проблем и аспектов профессиональной подготовки будущих дизайнеров и архитекторов, обратимся к рассмотрению разработанности данной проблемы в отечественной педагогической науке.
Особенности профессиональной подготовки дизайнеров-архитекторов находятся в центре внимания исследователей.