Научная статья на тему 'Объемно-пространственная композиция в архитектуре'

Объемно-пространственная композиция в архитектуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1349
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE / ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ / VOLUME AND SPATIAL COMPOSITION / ДИЗАЙНЕР / DESIGNER / "ФРОНТАЛЬНОСТЬ" / "ОБЪЕМНОСТЬ" / "ПРОСТРАНСТВЕННОСТЬ" / FRONTALITY / DIMENSIONS / SPATIALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Снатович Анжелика Богдановна, Михальченко Михаил Степанович

В статье рассматриваются и изучаются проблемы подготовки будущих дизайнеров и студентов, обучающихся по направлению «Архитектура» в рамках дисциплины «Объемно-пространственная композиция». В работе исследуется уровень разработанности проблемы на данном этапе развития науки. В статье анализируются задачи подготовки будущих дизайнеров направления «Архитектура», проблемы овладения студентами содержания дисциплины «Объемно-пространственная композиция», реализуется поиск их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Снатович Анжелика Богдановна, Михальченко Михаил Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUMETRIC-SPATIAL COMPOSITION IN ARCHITECTURE

The article considers and studies the problems of training of future designers and students studying in the direction of "Architecture" in the discipline "Spatial composition". The paper examines the level of development of the problem at this stage of development of science. The article analyzes the problems of training future designers of the direction "Architecture", the problems of mastering the content of the discipline by students" Spatial composition", the search for their solutions.

Текст научной работы на тему «Объемно-пространственная композиция в архитектуре»

Литература:

1. Белоусова Л.В., Филимонюк Л.А. Проблемы и перспективы деятельности региональных учебно-методических объединений среднего профессионального образования в Ставропольском крае // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 43-45.

2. Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 года № 1726-р [Электронный ресурс] - URL: http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf.

3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации». sch1213s.mskobr.ru/.. ./federal_nyj..._federaii.pdf

4. Филимонюк Л.А. Становление проектной культуры студентов в условиях модернизации системы образования // Наука и образование. 2008. Т. 2. С. 651.

5. Растегаева Д.А., Филимонюк Л.А. Основы реализации системы дуального обучения в профессиональной подготовке студентов организаций высшего образования // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6 (67). С. 110-112.

6. Филимонюк Л.А., Переверзева Ю.С. Нравственно-воспитательный потенциал внеучебной деятельности в формировании профессиональных качеств у студентов колледжа // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. Сборник научных трудов - Ялта. - 2018. -№58 (4). - С. 204-211.

7. Филимонюк Л.А., Хилько А.А. Профессиональная социализация лиц с ОВЗ и инвалидностью // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. Сборник научных трудов - Ялта. - 2018. - №58 (4). - 379 с.

8. Филимонюк Л.А., Литвинова Е.Р. Модель профессиональнопедагогической подготовки специалиста гуманитарнотехнического вуза // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 3 (46). С. 25-26.

9. Фомина А.Б. Основы управления учреждением дополнительного образования детей - М.: МО РФ, 2011.

Педагогика

УДК 72. 012

студентка Снатович Анжелика Богдановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); профессор Михальченко Михаил Степанович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ В АРХИТЕКТУРЕ

Аннотация. В статье рассматриваются и изучаются проблемы подготовки будущих дизайнеров и студентов, обучающихся по направлению «Архитектура» в рамках дисциплины «Объемно-пространственная композиция». В работе исследуется уровень разработанности проблемы на данном этапе развития науки. В статье анализируются задачи подготовки будущих дизайнеров направления «Архитектура», проблемы овладения студентами содержания дисциплины «Объемно-пространственная композиция», реализуется поиск их решения.

Ключевые слова: архитектура, объемно-пространственная композиция, дизайнер, «фронтальность», «объемность», «пространственность».

Annotation. The article considers and studies the problems of training of future designers and students studying in the direction of "Architecture" in the discipline "Spatial composition". The paper examines the level of development of the problem at this stage of development of science. The article analyzes the problems of training future designers of the direction "Architecture", the problems of mastering the content of the discipline by students" Spatial composition", the search for their solutions.

Keywords: architecture, volume and spatial composition, designer, frontality, dimensions, spatiality.

Введение. Задачи архитектуры тесно связаны с общими задачами строительства и требуют от современного дизайнера или архитектора не только широкого кругозора, но и высокого уровня сформированности как общей, так и специальной профессиональной культуры.

Овладение профессией архитектора, характеризующейся высокой долей творчества, представляется, по нашему мнению возможным, только при условии организации целостной системы профессионального обучения и путем совершенствования полученных в высшей школе знаний, умений и компетенций в последующей практической деятельности.

В системе профессиональной подготовки архитектора важным содержательным компонентом выступает начальный курс основ архитектурного проектирования.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является изучение проблем формирования профессиональной компетентности будущих архитекторов в высшей школе на основе овладения студентами базовых знаний по архитектуре, архитектурному проектированию, архитектурной композиции и архитектурной графике и основными средствами выражения архитектурного замысла.

Изложение основного материала статьи. Прежде чем перейти к изучению проблем и аспектов профессиональной подготовки будущих дизайнеров и архитекторов, обратимся к рассмотрению разработанности данной проблемы в отечественной педагогической науке.

Особенности профессиональной подготовки дизайнеров-архитекторов находятся в центре внимания исследователей.

Так, общие вопросы профессиональной подготовки будущих дизайнеров, архитекторов освещали в своих исследованиях Ю.В. Веселова, Л.В. Гаврилова, О.И. Генисаретский, И.С. Каримова, С.М. Кожуховская, А.Е. Максименко, М.С. Михальченко, Ю.В. Назаров, Е.В. Ткаченко. В работах этих ученых особое внимание акцентируется на определении современных тенденций развития дизайнерского образования.

По мнению А.Е. Максименко, «процесс профессиональной подготовки будущих дизайнеров представляет педагогически обоснованную, взаимосвязанную систему структурных и функциональных компонентов» [2, с. 63].

В условиях модернизации современной системы образования важным условием выступает достижение такого результата качества профессиональной подготовки, при котором специалист в области архитектурного дизайна ориентировался бы в многообразии современных подходов, использовал бы в процессе профессиональной деятельности не только проектные решения, но и самостоятельно осуществлял проектную работу.

Исследователи В.Ф. Рунге и В.В. Сеньковский отмечают, что термин «дизайн» в настоящее время употребляют для характеристики процесса художественного или художественно-технического проектирования, результатов этого процесса [4] - проектов (эскизов, макетов и других визуальных материалов), а также воплощенных проектов - изделий, объектов среды, полиграфической продукции [3].

Так, на основе анализа и учета требований государства и общества заключим, что профессиональная подготовка дизайнеров и специалистов в области архитектуры должна включать максимальную долю деятельности, направленную на формирование умений и навыков проектирования. Данная цель может быть достигнута путем обучения студентов основам объемно-пространственной композиции.

По мнению А.В. Щеглова, «одним из основных методов в дизайн-образовании, способствующих приобретению и усвоению студентами важнейших знаний и умений, необходимых для их дальнейшей работы, является композиция. Теоретики и практики дизайна определяют композицию в дизайн-образовании как специфичную творческую деятельность, направленную на создание форм, отличающихся четкой функциональной обусловленностью и вместе с тем художественной выразительностью» [5, с. 351]

Обучение объемно-пространственной композиции на начальном этапе предполагает изучение информации относительно конкретных примеров объектов исторической и современной архитектуры. Усвоение данной информации реализуется путем выполнении студентами графических заданий и специальных упражнений в макетах, а также при дальнейшей реализации учебных проектов, заключающихся в создании моделей архитектурных сооружений малых форм.

Одним из важных аспектов содержания профессиональной подготовки будущего дизайнера является изучение объемно-пространственной композиции, под которой понимается в широком смысле гармоническое взаимодействие всех элементов архитектурного произведения. Компоненты произведения, в свою очередь, должны отвечать его назначению и выражаться в соответствующих архитектурных формах согласно его социальному значению.

В процессе изучения образцов исторической и современной архитектуры у будущих специалистов развивается способность к правильному пониманию идейно-художественных задач архитектурного искусства и любовь к его наследию.

В процессе профессионального овладения студентами художественно-композиционных аспектов архитектуры необходимым условием является организация деятельности, направленной на развитие и формирование:

- понимания и чувства функционально-конструктивной и художественной специфики архитектуры как искусства;

- объемно-пространственного представления;

-архитектурно-образного мышления;

- умения видеть и понимать художественные качества архитектурных произведений;

- осознания художественно-композиционной цельности архитектурных элементов, а также различия главного и подчиненного в их единстве;

- осознания органической связи каждого элемента архитектурного сооружения со всеми его составляющими, а каждого архитектурного сооружения - с окружающей его средой;

- понимания и чувства гармоничности, масштабности, пропорциональности, соотношения легкости, тяжести, равновесия, статики и динамики архитектурного сооружения и его элементов.

Методика обучения объемно-пространственной композиции включает изучение таких композиционных средств, как пропорция и ритм. Однако, по нашему мнению, содержание профессиональной подготовки будущих архитектор должно в обязательном порядке содержать учебный блок изучения основных видов объемно-пространственной композиции: фронтальной, объемной и глубинно-пространственной.

В данном контексте важно сформировать у студентов понимание единства и соподчинения элементов композиции, их взаимной согласованности, связи и гармонии.

Изучение студентами-дизайнерами архитектурного направления подготовки указанных трех видов композиций имеет большое методическое значение, так как это позволяет на всех этапах обучения композиции ставить перед обучающимися различные композиционные задачи, широко охватывать и раскрывать формы и возможности объемно-пространственной композиции, повысить эффективность осознания будущими специалистами таких характерных особенностей композиции, как «фронтальность», «объемность», и «пространственность».

При изучении объемно-пространственной композиции важным методическим аспектом является формирование у студентов умения анализировать первичные свойства объемно-пространственной формы. Способность реализации указанного анализа позволяет повысить уровень понимания, что восприятие объемно-пространственных форм основывается на их первичных свойствах, присущих всем предметам и используемых в произведениях искусства. Данная особенность является объективной закономерностью, проявляющейся в архитектуре.

На современном этапе реализации профессиональной подготовки будущих дизайнеров и архитекторов в высшей школе совершенствуется методика преподавания дисциплины «Объемно-пространственная композиция» путем развития и углубления в вопросах постановки методики обучения и оптимизации программ, теоретической части, содержания и характера композиционных упражнений.

Совершенствование методических аспектов преподавания указанной дисциплины реализуется непосредственно в процессе проектирования. В данном ключе сегодня важным методическим условием является чередование упражнений по объемно-пространственной композиции с заданиями проективного характера. Это позволяет постепенно готовить студентом к выполнению и решению более сложных композиционных задач. Такой подход обеспечивает более глубокое, последовательное и постепенное освоение композиционных задач при практическом проектировании.

В системе изучения основ композиции объемно-пространственной формы особое место должно быть отведено развитию восприятия и понимания студентами отношений величин и возникающих из них явлений, среди которых:

- зрительная динамика;

- самоподчинение;

- усиление или ослабление массивности и др.

Одним из направлений содержания изучения объемно-пространственной композиции являются аспекты положения форм в пространстве, соотношения форм и их элементов по отношению к зрителю и координатам пространства, так как категория положения формы в пространстве имеет ряд особенностей относительно восприятия.

Так, например, относительно плоской поверхности предмет может иметь горизонтальное, вертикальное, фронтальное и вертикально-профильное координатные положения, а относительно зрительного восприятия они могут изменяться: фронтальное - ближе, дальше; горизонтальное - выше, ниже; вертикальное - правее, левее и т.д. Возможны многие варианты соотношений положения сооружения и его элементов (плоско-криволенейное, выпуклое-вогнутое, разной степени криволинейности и т.д.) в связи со всевозможными поворотами, наклонами под различными углами и т.д.

Одним из аспектов изучения категории формы является уровень ее наполненности массой (максимальный / минимальный предел).

К определяющим характеристикам формы, изучение которых в обязательном порядке подразумевается содержанием дисциплины «Объемно-пространственная композиция», относятся также:

- фактура, или строение поверхности формы (рельефная, гладкая, полированная, зеркальная);

- светотень, как степень освещенности и затенности формы и ее частей, зависящая от условий освещения (т.е. от силы источников света и от положения поверхностей формы по отношению к ним) [1].

Одной из композиционных характеристик архитектурного строения, аспекты которой предусмотрены для усвоения в процессе профессиональной подготовки будущих дизайнеров и архитекторов, является цвет, представляющий собой свойство, которое характеризуется рядом признаков. К основным признакам данной категории относятся следующие:

- цветовой тон (хроматические и ахроматические тона);

- насыщенность (степень яркости цвета);

- светлота [1].

Изменение цвета по указанным признакам создает бесконечное разнообразие цветовых отношений и соотношений. В рамках архитектурной композиции существует три основных вида качественных соотношений между указанными свойствами категории цвета:

- контраст;

- нюанс;

- тождества (повторение).

Контраст - это сопоставление полярных различий определенного свойства, например большого размера с малым, вертикального положения с горизонтальным, плоской формы с объемной и т.д.

В качественном соотношении нюанса происходит сопоставление состояния какого-либо свойства.

Соотношение тождества заключается в повторении состояния свойств. Использование данных качественных соотношений позволяет реализовывать различные композиционные связи и гармонические взаимоотношения в объемно-пространственных формах.

Такие отношения состояний свойств формы, как контраст и нюанс являются изменяемыми и способствуют возникновению художественной выразительности композиции в целом, в этой связи их также называют композиционными средствами [1].

Рассмотренные первичные свойства пространственной формы являются исходными элементами композиции архитектурного произведения, первичным формообразующим материалом, на основе которого строится композиция. Активизация первичного свойства переносит его в категорию композиционного средства.

Выводы. На современном этапе развития архитектурных направлений и стилей, а также строительных образований наблюдается тенденция к организации единой архитектурно-пространственной среды. В этой связи сегодня важную роль играет создание гармонически цельного пространства, которое характеризуется такими тенденциями в архитектуре, как стремление к предельной ясности, четкой ориентации в пространстве, максимальной выразительности.

На основе вышесказанного, видим, что на современном этапе особо острое значение приобретает изучение теории архитектурной композиции, знание формообразования, законов теоретически и организация пространства.

Познания в области объемно-пространственной композиции позволяют будущим специалистам овладеть более профессиональным подходом к оценке архитектурного наследия, более глубоко усваивать информацию в области истории архитектуры, объективно воспринимать тонкости современной архитектуры, реализовывать критический анализ к осмыслению архитектурных особенностей.

Также изучение отправных теоретических аспектов относительно объемно-пространственной композиции архитектурных произведений позволяет максимально подготовить будущего специалиста к проектированию, ведь знания свойств архитектурной формы и средств композиции являются основой овладения проектной деятельности в области архитектуры.

Таким образом, изучение закономерностей композиции объемно-пространственных форм является органической частью основ проектирования и, соответственно, одним из ведущих направлений содержания профессиональной подготовки будущих дизайнеров и выпускников по специализации «Архитектура».

Для полноценного усвоения содержания дисциплины «Объемно-пространственная композиция» должна применяться система упражнений, позволяющих в практический способ накапливать определенные теоретические знания в области объемно-пространственной композиции и применять их в процессе проектирования моделей и макетов архитектурных сооружений.

Реализация такого рода упражнений и творческих заданий обеспечивает условия для понимания и изучения студентами свойств объемно-пространственной формы, закономерностей ее построения и организации пространства, а также для создания благоприятной образовательной среды непосредственно творческого процесса работы над объектом и пространством.

Литература:

1. Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория: учебное пособие. - М.: Омега-Л. 2005. - 224 с.

2. Максименко А.Е. Принцип преемственности в профессионально-личностной подготовке дизайнера // Научно-практический журнал «Гуманитарные науки». - Сб. Статей: - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. № 4 (36) - 63-69 с.

3. Михальченко М.С. Организация художественно-образного средового пространства жилого интерьера / М.С. Михальченко, Е.А. Щербакова. - Омск: Омский государственный институт сервиса. 2014 - 86 с.

4. Рунге В.Ф. Основы теории и методологии дизайна : учеб. пособие / В.Ф. Рунге, В. В. Сеньковский. -М.: МЗ-Пресс, 2001 - 232 с.

5. Щеглов А.В. Роль и место объемно-пространственной композиции в процессе обучения студентов-дизайнеров // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки - 2012. - № 1-2. -С. 351-358.

Педагогика

УДК: 37.012.6

доктор биологических наук, профессор Соболев Валерий Иванович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); кандидат медицинских наук, доцент Труш Вера Владимировна ГОУ ВПО "Донецкий национальный университет" (г. Донецк); кандидат медицинских наук, профессор Костин Николай Федорович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ОЦЕНКА РЕКРЕАЦИОННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗИМНИХ КАНИКУЛ НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

Аннотация. В работе исследовалось функциональное состояние зрительного анализатора у студентов 1-го курса в периоды перед и после зимних каникул. Анализ параметров простой зрительно-моторной реакции у девушек-первокурсниц свидетельствует, что после зимнего отдыха качественно улучшается функциональное состояние зрительного анализатора, что проявлялось в укорочении времени выполнения простой и сложной зрительно-моторных реакций, а также улучшении стабильности их выполнения. Результаты исследований свидетельствует в пользу вывода о высокой рекреационной эффективности зимних каникул в отношении психомоторных реакций студентов-первокурсников.

Ключевые слова: зрительный анализатор, зрительно-моторная реакция,, адаптация к учебному процессу, рекреационная эффективность студенческих каникул.

Annotation. The functional state of the visual analyzer in the students of the first year in the periods before and after the winter holidays was studied. The results of the studies confirm to the conclusion about the high recreational effectiveness of winter vacations in relation to the psychomotor reactions of first-year students.

Keywords: visual analyzer, visual-motor reaction, adaptation of first-year students, recreational effectiveness of a student's vacation.

Введение. Проблема адаптации студентов к обучению в ВУЗе занимает важное место в работах многих исследователей и научных школ [1, 2, 4, 5, 6, 13]. Среди многочисленных аспектов указанной проблемы представляется важным исследование особенностей адаптации студентов-первокурсников к новому, университетскому, стилю образования. В работах многих авторов твердо установлен факт и выявлены причины трудностей адаптации в начальный период обучения [5, 7, 15, 17, 20]. Среди таковых называются информационная перенасыщенность учебных программ, слабое психолого-педагогическое обоснование средств и методов адаптации к новому образу жизни студента, фактическое отсутствие различий в методике преподавания на первом и последующих курсах обучения и многое другое [2, 7]. Последствием такого подхода к процессу переходного периода в стиле обучения является закономерное развитие у студентов-первокурсников признаков развития состояния стресса и снижение степени эффективности освоения учебного материала [15, 17].

Важным подходом к ослаблению негативных последствий переходного периода обучения является научно-обоснованная организация труда и отдыха студентов, эффективной формой которой являются межсессионные каникулы. Однако вопрос об их эффективности и характере влияния на основные показатели психоэмоционального, психофизиологического, физиологического и физического статуса, проработан недостаточно. Среди многочисленных подходов психофизиологического характера, которые могут быть использованы для оценки рекреационной эффективности межсессионных каникул, важное место отводится методам психометрии, в частности методам измерения параметров сенсомоторных реакций [8 - 12, 18].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.