Научная статья на тему 'Сквозная композиционная подготовка и композиционный практикум архитектора'

Сквозная композиционная подготовка и композиционный практикум архитектора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE / КОМПОЗИЦИЯ / COMPOSITION / СКВОЗНАЯ КОМПОЗИЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА / CONTINUOUS COMPOSITE TRAINING / ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ / КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПРАКТИКУМ / WORKSHOP IN ARCHITECTURAL COMPOSITION / THREE-DIMENSIONAL COMPOSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гоголева Наталья Аркадьевна

Проблема композиционной подготовки архитекторов остается актуальной на всех этапах обучения. Для лучшего овладения основами композиционных знаний предлагается сквозная композиционная подготовка, которая охватывает весь учебный процесс, пронизывая ряд специальных дисциплин, формирующих развитие композиционного мышления в архитектурных и градостроительных схемах. В качестве основополагающего предмета выступает «Объемно-пространственная композиция», базирующаяся на теоретической части архитектуры и градостроительства и практических занятиях по анализу и моделированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUOUS TRAINING OF ARCHITECTS AND A PRACTICAL COURSE IN ARCHITECTURAL COMPOSITION

The problem of training of architects in architectural composition is relevant at each stages of the training process. Continuous training in architectural composition is to assure better mastering of fundamentals of composition. Specialized training courses is to be incorporated into each stage of the training process, namely, into each specialized discipline that shapes up the compositional thinking in the field of architecture and town planning patterns. The fundamental course is entitled "Three-dimensional spatial composition"; it is based on the theory of architecture and urban development, as well as practical classes in architectural analysis and modeling. The author proposes new methods of teaching three-dimensional composition through a cycle of exercises and term papers. The systemic approach contemplates a good knowledge of the theory to serve as the basis for workshops and practical classes, as well as a new idea of continuous training.

Текст научной работы на тему «Сквозная композиционная подготовка и композиционный практикум архитектора»

проблемы образования в высшей строительной школе

УДК 72.012

Н.А. Гоголева

ФГБОУ ВПО «ННГАСУ»

СКВОЗНАЯ КОМПОЗИЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА И КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПРАКТИКУМ АРХИТЕКТОРА

Проблема композиционной подготовки архитекторов остается актуальной на всех этапах обучения. Для лучшего овладения основами композиционных знаний предлагается сквозная композиционная подготовка, которая охватывает весь учебный процесс, пронизывая ряд специальных дисциплин, формирующих развитие композиционного мышления в архитектурных и градостроительных схемах. В качестве основополагающего предмета выступает «Объемно-пространственная композиция», базирующаяся на теоретической части архитектуры и градостроительства и практических занятиях по анализу и моделированию.

Ключевые слова: архитектура, композиция, сквозная композиционная подготовка, объемно-пространственная композиция, композиционный практикум.

В архитектуре, как и в любом виде искусства, творческий процесс начинается с композиционного поиска и разработки композиционной схемы с учетом не только эстетических и художественно-архитектурных, но и функционально-утилитарных и конструктивно-технологических требований. Следовательно, работа над композицией составляет творческую основу архитектурной деятельности. Композиция — это душа архитектурного произведения, его чувственная сущность.

Изучение композиционных закономерностей, овладение художественно-композиционными приемами, развитие пространственно-образного мышления — обязательные профессиональные требования к архитектору. Поэтому в высшей школе композицию изучают во всех творческих дисциплинах наряду с дисциплиной «Объемно-пространственная композиция».

обобщение опыта некоторых отечественных и зарубежных архитектурных школ позволяет убедиться в многообразии подходов к изучению композиционных основ, хотя везде главный принцип обучения — это постепенное усложнение теоретического материала и творческих упражнений, последовательное сближение задач композиционного практикума с учебным архитектурным проектированием. По существу, идет процесс постоянного поиска и обновления [1].

отечественная архитектурная школа постоянно совершенствуется и обновляется, но по-прежнему недостаточное внимание уделяется композиционной подготовке.

Как подтверждает отечественный и зарубежный опыт, обучение архитектурному проектированию в лучшем случае лишь прививает навыки творческого решения поставленных проектных задач, а в худшем — подводит к более или менее удачной компиляции. основная причина этого — отсутствие фундаментальной композиционной подготовки. Поэтому необходимо переосмысление всей системы композиционного обучения, которая должна приобрести характер сквозной подготовки с комплексной организацией всего учебного процесса, где первостепенное значение придается взаимодействию творческих дисциплин, дающих композиционные знания. При этом творческие дисциплины дифференцируются на несколько типологических групп:

ВЕСТНИК

МГСУ

стержневые (базовые) — главные носители композиционных знаний: цикл изобразительных дисциплин, формирующих соответствующий композиционный опыт, другие дисциплины — носители определенной композиционной информации [2].

к стержневым дисциплинам относятся объемно-пространственная композиция, формальная композиция, архитектурная композиция и методика проектирования 1—2-х курсов: теория архитектурной композиции на 5-м курсе и в магистратуре. «обрыв цепи» с 3-, 4-го курсов рекомендуется заполнить новыми дисциплинами с общим названием «художественно-композиционные основы архитектурного и градостроительного проектирования».

основополагающий принцип изучения стержневых дисциплин — приобретение и практическое использование в учебном процессе композиционных знаний и композиционного опыта. А главными задачами являются развитие композиционного мышления, освоение композиционных методов решения творческих задач, усвоение методов критического анализа [3].

композиция — подсистема первого уровня системы «Архитектура». Поэтому непрерывность получения и закрепления композиционных знаний не самоцель. они должны постоянно использоваться в учебном архитектурном проектировании, которое, в свою очередь, обогащает композиционный опыт, так как возникают прямые и обратные связи.

введение понятия сквозной композиционной подготовки вызвано рядом особенностей учебного процесса. на младших курсах происходит первоначальное обогащение знаниями и первым композиционным опытом, в т.ч. и через первые архитектурные проекты. на старших курсах уже формируется определенный композиционный фундамент, способный в полной мере питать архитектурное творчество.

стадийность и равномерность сквозной композиционной подготовки обеспечивается взаимодействием всех творческих дисциплин, формирующих композиционное мышление.

деление на учебные блоки (1—2-е, 3—4-е, 5-е курсы и магистры) определяется указанной выше спецификой получения композиционных знаний и опыта. именно в пределах каждого блока возникают наиболее устойчивые горизонтальные связи, усвоение композиционных знаний и навыков, использование их в учебном архитектурном проектировании, что можно проследить при сравнении блока младших и старших курсов. на втором курсе прямые связи имеют следующее выражение — освоение композиционных методов решения задач архитектурного проектирования и обоснование архитектурно-композиционного решения. обратные связи — обогащение композиционного опыта — связь объемных композиций с внешней средой. на пятом курсе возникает система прямых и обратных связей. это создание первых схем на основе предпроектного анализа, композиционное обоснование объемно-градостроительного проектирования, обработка новых тектонических систем, критический анализ — прямые связи. углубление архитектурно-композиционного опыта, важнейшего элемента в системе профессиональных знаний и умений архитектора, широкое использование принципов гармонизации в архитектурном проектировании, освоение методов принципов критического анализа как самостоятельного композиционного опыта — обратные связи.

таким образом, сквозная композиционная подготовка через постадийное «насыщение» и упорядочение композиционных знаний и опыта призвана решать главную задачу — образовать систему этих знаний и опыта как основу архитектурного творчества.

комплексный подход к задачам изучения и использования композиционных знаний в течение всего обучения, поступление композиционной информации и ее обработка, не одинаковы на разных курсах [4].

На младших курсах закладываются основы теоретических композиционных знаний и проводится композиционный практикум. Одновременно приобретается определенный композиционный опыт при изучении дисциплин художественного цикла — рисунка, живописи, скульптуры. Тесные прямые и обратные связи устанавливаются между дисциплинами «Объемно-пространственная композиция», «Архитектурная композиция и методика архитектурного проектирования», «Основы архитектурного проектирования», «Введение в специальность».

Особое место занимают историко-архитектурные дисциплины, в которых анализируются формирование и развитие архитектурных и градостроительных композиционных систем соответствующих исторических эпох [6].

на старших курсах композиционную информацию студенты должны получать при изучении архитектурно-градостроительных и архитектурно-конструктивных дисциплин, а также соответствующих спецкурсов. Источником этих знаний служит архитектурное проектирование. все указанные дисциплины в той или иной степени позволяют освоить композиционные методы решения практических задач и принципы структурно-композиционного анализа, способствуют развитию композиционного мышления — основы творческого воображения архитектора.

Изложенный комплексный подход к овладению композиционными знаниями позволяет наметить образующую при этом систему связей и взаимосвязей (прямые и обратные) творческих дисциплин. Именно выполнение их в составе композиционных упражнений укрепляет и обогащает эти связи. Акцентирование внимания в лекционных курсах на особенностях проявления композиционных закономерностей в ту или иную историческую эпоху, подчеркивание их роли в формировании определенного стиля (как архитектурно-художественной системы своего времени) неразрывно связано с выполнением творческих упражнений по созданию архитектурно-композиционных символов различных эпох. Это способствует возникновению прямых и обратных связей теоретического изучения тех или иных закономерностей в основном и исторических курсах, и практической работе при выполнении близких по содержанию практических упражнений. например, теоретическое изучение тектонических систем подкрепляется практическими упражнениями: в композиции — тектоническая обусловленность несущих, несомых и декоративных элементов, а в истории архитектуры — структурно-тектонические античности. эти упражнения не только дополняют, но и обогащают друг друга. В первом случае абстрактные модели раскрывают возможности тектоники как категории, а в другом — архитектурно-художественные особенности античности позволяют судить о проявлении тектоники как композиционного средства. это может происходить параллельно или последовательно.

Особое положение в рассматриваемой системе занимает учебная дисциплина «Объемно-пространственная композиция» — основной профилирующий предмет. Если его теоретическая часть отнесена к общему циклу теории архитектуры и градостроительства, то практическая направлена на решение композиционных задач архитектурного проектирования. это объясняется тем, что на первом курсе студенты еще не выполняют курсовые проекты. Композиционный практикум следует за лекционным курсом, поэтому и содержание практических работ строят исходя из последовательности теоретического изложения композиционных закономерностей, в то же время выполнение работы по своему характеру аналогично поиску решения первых задач в архитектурном проектировании. И, наконец, происходит знакомство с приемами макетирования — одним из важнейших архитектурных средств [7].

Композиционный практикум на втором курсе формируется с учетом задач курсового архитектурного проектирования и в комплексе со смежными творческими дисциплинами [8].

ВЕсТниК МГСУ

выполнение курсовых работ по композиции можно рассматривать как своеобразный подготовительный этап курсового архитектурного проектирования на уровне композиционных разработок.

композиционный практикум, подкрепленный теоретическими основами, вырабатывает в будущем специалисте такие важные качества, как целеустремленность в творческом поиске и аналитическое мышление. композиционный практикум должен обучить тем методам и приемам при решении композиционных задач, которые чаще всего встречаются в архитектурном творчестве. таким образом, речь идет не только о накоплении знаний, но и о приобретении личного опыта. индивидуальный подход к процессу обучения основам композиции предусматривает и передачу опыта преподавателя студенту. и здесь важнейшее значение приобретает принцип преподавания. Методика изучения основ объемно-пространственной композиции в архитектуре через практикум сводится к нескольким принципиальным позициям:

индивидуальный подход на конкретных представлениях в начальный период обучения;

дедуктивный аналитический подход по мере усложнения материала; дедуктивный подход с элементами синтеза при решении задач комплексных упражнений и курсовых работ, а также при создании историко-архитектурных символов в упражнениях историко-архитектурных дисциплин.

композиция — явление комплексное и ее расчленение на виды в определенной мере условно, поэтому группировать упражнения желательно с учетом определенных композиционных закономерностей, как бы «пропуская» их через все виды композиции.

композиционный макет — итог практической работы, всегда выполняется с той или иной степенью абстрагирования. в особенности это характерно для первоначального периода обучения при знакомстве с проявлением композиционных закономерностей.

курсовые композиционные работы должны во многом отличаться от упражнений. Прежде всего — это более высокий уровень композиционного творчества, включающий в себя теоретический и практический материал учебного семестра. решаются не отдельные задачи, а комплекс, при этом происходит переосмысление ранее изученных методов и приемов работы над композицией как личного творческого опыта. следовательно, задачи курсовых работ должны быть включены в архитектурное проектирование. современные требования к высшей школе основываются на гармоничном сочетании аудиторных занятий (по расписанию) с самостоятельными видами работ. исходя из этих требований, можно выделить несколько видов основных работ:

аудиторный практикум, определенный расписанием занятий; аудиторно-самостоятельный практикум с выполнением композиционных курсовых;

домашний самостоятельный практикум по освоению принципов и методов композиционного анализа [2].

творчество немыслимо без аналитического мышления, а последнее не возникает само по себе — необходим определенный опыт по овладению основами композиционного анализа. этот опыт приобретается и закрепляется упражнениями и работами, основанными на анализе архитектурных памятников или собственных проектов. Анализ всегда продолжителен, он требует рассудительности и вдумчивого подхода, что только и возможно в условиях домашнего практикума. кроме того, в домашние проработки следует включать материал, связанный с выполнением конкретных композиционных упражнений.

Таким образом, структура композиционного практикума обусловливается рядом принципиальных требований:

постоянное обновление и усовершенствование;

индуктивный, а затем и дедуктивный методический подход к решению композиционных задач;

конкретизация задач композиционного творчества, а не полное абстрагирование от архитектурных образов;

включение задач композиционного практикума в учебное архитектурное проектирование;

использование всех форм практического изучения — обязательное, самостоятельное, домашнее.

Программа и содержание практических работ по композиционному анализу памятников архитектуры и градостроительства должны соответствовать лекционным курсам этих дисциплин.

Будущий специалист — архитектор — должен научиться применять соответствующие композиционные методы и приемы при решении проставленных задач, а также уметь самостоятельно обосновывать композиционные решения, чему способствуют приобретенные знания.

Библиографический список

1. Фёдорова Т.Ю. История развития пропедевтики // Современные технологии в дизайн-образовании : материалы II Всеросс. науч.-практ. конф. Сочи, 2005. Ч. 2. 258 с.

2. Джонс Дж.К. Методы проектирования: пер. с англ. 2-е изд., доп. М. : Мир, 1986. 326 с.

3. Гоголева Н.А. Проблемы развития композиционного мышления // Современные технологии в дизайн-образовании : материалы V Всеросс. науч.-практ. конф. / ИИЦ СИМБиП. Сочи, 2008. Ч. 1. 142 с.

4. Голубев Г.А. Этапы композиционной подготовки и система «мастер-класс» // Материалы Всеросс. науч.-метод. конф. / под ред. А.А. Старикова, В.И. Иовлева. Екатеринбург : Архи-тектон, 2002. 302 с.

5. ГоголеваН.А. Организация курса композиции для архитекторов. Композиционная подготовка в современном архитектурно-художественном образовании // Материалы Всеросс. науч.-метод. конф. / под ред. А.А. Старикова, В.И. Иовлева. Екатеринбург : Архитектон, 2002. 302 с.

6. Объемно-пространственная композиция / А.В. Степанов, В.И. Мальгин, Г.И. Иванова и др. М. : Архитектура-С, 2004. 256 с.

7. Панксенов Г.И., Левин И.Л. Курс формальной композиции в системе художественно-графической подготовки архитекторов. Н. Новгород : ННГАСУ, 2001. 132 с.

8. Гоголева Н.А. Анализ композиционных закономерностей памятников архитектуры. Н. Новгород : ННГАСУ, 1998. 46 с.

9. Гоголева Н.А. Использование научных методов композиции в реставрации // Ученые записки Волго-Вятского отделения Международной славянской академии наук образования, искусств и культуры. 2000. Вып. 6. С. 39—44.

10. Белоусов Е.Д. Объемно-пространственная композиция. Принципы практического изучения. Ростов-на-Дону : РГААИ, 1990. 89 с.

Поступила в редакцию в мае 2012 г.

Об авторе: Гоголева Наталья Аркадьевна — кандидат архитектуры, доцент кафедры истории архитектуры и основ архитектурного проектирования, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (ФГБОУ ВПО «НГАСУ»),

603950, г. Н. Новгород, ул. Ильинская, д. 65, (831) 433-03-91, [email protected].

Для цитирования: ГоголеваН.А. Сквозная композиционная подготовка и композиционный практикум архитектора // Вестник МГСУ. 2012. № 6. С. 130—135.

ВЕСТНИК

МГСУ

N.A. Gogoleva

CONTINUOUS TRAINING OF ARCHITECTS AND A PRACTICAL COURSE IN ARCHITECTURAL COMPOSITION

The problem of training of architects in architectural composition is relevant at each stages of the training process. Continuous training in architectural composition is to assure better mastering of fundamentals of composition. Specialized training courses is to be incorporated into each stage of the training process, namely, into each specialized discipline that shapes up the compositional thinking in the field of architecture and town planning patterns.

The fundamental course is entitled "Three-dimensional spatial composition"; it is based on the theory of architecture and urban development, as well as practical classes in architectural analysis and modeling.

The author proposes new methods of teaching three-dimensional composition through a cycle of exercises and term papers. The systemic approach contemplates a good knowledge of the theory to serve as the basis for workshops and practical classes, as well as a new idea of continuous training.

Key words, architecture, composition, continuous composite training, three-dimensional composition, workshop in architectural composition.

References

1. Stepanov A.V., Mal'gin V.I., Ivanova G.I. Ob"emno-prostranstvennaya kompozitsiya [Three-dimensional Composition]. Moscow, Arkhitektura-S Publ., 2004, 256 p.

2. Gogoleva N.A. Problemy razvitiya kompozitsionnogo myshleniya [Problems of Development of Compositional Thinking]. Sovremennye tekhnologii v dizayn-obrazovanii [Advanced Technologies of Design Education]. Proceedings of the 5th All-Russian Scientific and Practical Conference. IPC SIMBiP Publ., Sochi, 2008, 142 p.

3. Panksenov G.I., Levin I.L. Kurs formal'noy kompozitsii vsisteme khudozhestvenno-graficheskoy podgotovki arkhitektorov [A Course of Formal Composition in the Training of Architects]. Nizhny Novgorod, NNGASU, 2001, 132 p.

4. Gogoleva N.A. Organizatsiya kursa kompozitsii dlya arkhitektorov. Kompozitsionnaya podgotovka vsovremennom arkhitekturno-khudozhestvennom obrazovanii [Arrangement of a Course in Composition for Architects. Composition Training within the Framework of Contemporary Artistic Education]. Starikov A.A., Iovleva V.I., edited by. Proceedings of the Scientific and Technical Conference. Yekaterinburg, Arkhitekton Publ., 2002, 302 p.

5. Golubev G.A. Etapy kompozitsionnoy podgotovki i sistema «master-klass» [Stages of Training in Composition and the System of Master-Classes]. Proceedings of the Scientific and Technical Conference. Yekaterinburg, Arkhitekton Publ., 2002, 302 p.

6. Jones J.K. Metody proektirovaniya [Design Methods]. Moscow, Mir Publ., 1986, 326 p.

7. Gogoleva N.A. Ispol'zovanie nauchnykh metodov kompozitsii v restavratsii [Use of Scientific Methods of Composition in Restoration]. Proceedings of the Volga-Vyatka Branch of the International Slavic Academy of Education, Arts and Culture. Nizhny Novgorod, 2000, no. 6, pp. 39-44.

8. Gogoleva N.A. Analiz kompozitsionnykh zakonomernostey pamyatnikovarkhitektury [Analysis of Patterns of Compositions of Architectural Monuments]. Nizhny Novgorod, NNSUACE, 1998, 46 p.

9. Belousov E.D. Ob"emno-prostranstvennaya kompozitsiya. Printsipy prakticheskogo izucheniya. [Three-dimensional Composition. Principles of Practical Study]. Rostov-Don, RGAAI, 1990, 89 p.

10. Fedorova T.Yu. Istoriya razvitiya propedevtiki [History of Propaedeutics]. Sovremennye tekhnologii v dizayn-obrazovanii [Advanced Technologies of Design Education]. Proceedings of the 2nd All-Russian Scientific and Practical Conference. RIO SIMBiP Publ., Sochi, 2005, 258 p.

About the author: Gogoleva Natal'ya Arkad'evna — Candidate of Architectural Sciences, Associated Professor, Department of History of Architecture and Fundamentals of Architectural Design, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (NNSUACE), 65 Il'inskaya St., Nizhny Novgorod, 603950, Russian Federation; [email protected], +7 (831) 433-03-91.

For citation: Gogoleva N.A. Skvoznaya kompozitsionnaya podgotovka i kompozitsionnyy praktikum arkhitektora [Continuous Training of Architects and a Practical Course in Architectural Composition]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2012, no. 6, pp. 130—135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.