Научная статья на тему 'ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ ТУРИЗМА'

ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
658
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПРОЕКТ / ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ТУРПРОДУКТ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Скородумова Е.В.

В статье рассматривается процесс внедрения проектного менеджмента в сфере туризма. Анализируются его составляющие, особенности и перспективы применения концепции проектирования в условиях развития туризма.The article examines the process of implementation of project management in tourism. It analyzes its components, features and prospects for the application of the concept of design in the development of tourism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ ТУРИЗМА»

Journal of Management. - 2019. - Т. 7. № 3, стр. 16-20

6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. ст. 4398.

7. https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/28726056/

© Корюкина А. В., 2022

УДК 33

Скородумова Е.В.

студентка 2 курса магистратуры, СПБГЭУ город Санкт-Петербург, Россия

ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ ТУРИЗМА Аннотация

В статье рассматривается процесс внедрения проектного менеджмента в сфере туризма. Анализируются его составляющие, особенности и перспективы применения концепции проектирования в условиях развития туризма.

Ключевые слова:

туризм, проект, проектный менеджмент, проектирование, турпродукт.

Abstract

The article examines the process of implementation of project management in tourism. It analyzes its components, features and prospects for the application of the concept of design in the development of tourism.

Keywords:

tourism, project, project management, design, tourism product.

Сфера туризма, при систематическом ее рассмотрении, является непрерывным процессом создания проекта, управлением им и его реализацией. Проект в туризме - это многогранное понятие, под ним мы можем понимать и туристский продукт, и создание туристского бизнес субъекта, и планирование маршрута, и план развития дестинации.

Проект в общем понимании может представлять собой комплексный набор процессов и технологий, реализация которого приводит к высококачественному и технологичному результату. В учебной литературе по проектирование в туризме, проектный менеджмент - это область деятельности, в ходе которой определяются и достигаются определённые цели, оптимизируется использование ресурсов (время, деньги, труд, материалы, энергия, пространство и др.) в рамках некоторого проекта (определяющего конечный результат и ограничение по времени и/или другим ресурсам).

Определения проекта подчеркивают обязательность наличия целеполагания. Мы можем рассмотреть следующую типологию этих целей:

• Масштабные цели (или Scopegoals) - цели, связанные с определением совокупности результатов, итогов и выгоды, а также работа, необходимая для их получения;

• Временные цели (или Timegoals) - цели, связанные со сроками реализации проекта или его отдельными этапами, дедлайнами выполнения задач;

• Затратные цели (или Costgoals) - цели, связанные с финансовым обеспечением проекта.

Проектирование от любых других процессов реализации имеет стартовую точку и конечную точку

достижения определенных целей и результатов. Начало и конец проекта позволяют четко отслеживать течение процесса во времени и оценить правильность выбранной стратегии.

Проектный менеджмент в сфере труизма может включает следующий ряд стейкхолдеров -

заинтересованных сторон, принимающих участие в процессе туристской деятельности и определенные решения:

- спонсоры проекта и команда проекта, например, турфирмы и турагентства;

- вспомогательный персонал, например, руководители туристической группы, персонал гостиниц и отелей;

- заказчики, например, клиенты, пользователи или покупатели;

- поставщики, например, экскурсионные бюро;

- оппоненты проекта, например общественные организации, НКО, общественные движения. Среди этапов проектного менеджмента, можно выделить следующиесоставляющие:

- планирование. Этап включает в себя стратегические разработки целей, задач, сроков, планируемых результатов, анализ стейкхолдеров, анализ среды.

- организация. Организация включает в себя реализацию, назначение исполнителей проекта, анализ рисков, планирование и заключение контрактов и договоров, разработав промежуточных результатов.

- контроль. Отслеживание хода проектирования, разработка и управление имениями.

- измерение. Фиксирование различных показателей, в т.ч. временных, финансовых, статистических.

В проектном менеджменте в туризме на проект влияет множество факторов, как внутренних, так и внешних. Л.Л. Бияк выделяет следующие внутренние факторы:

- стиль руководства,

- участников и команду проекта,

- методы и средства коммуникаций,

- экономические и социальные условия проекта,

- экологические характеристики проекта,

- технические условия

- уровень компьютеризации и информатизации проекта.

Внешние факторы могут включать в себя политическую обстановку, экологическую ситуацию, социальные особенности, культурные черты, экономику и т.д.

Каменских Н.А., рассматривая опыт внедрения проектного менеджмента (на примере восточного Подмосковья), отмечает важность понятия кластеризации. Кластер можно охарактеризовать как набор элементов, создающих определенную совокупность и представляющие самостоятельную для анализа единицу с ее характерными свойствами. Кластер - один из видов управления проектом в туризме. Туристский кластер характеризован как на единую систему, где элементы и составляющие взаимодействуют между собой, образуя финансовый целостный финансовый, материальный, информационный поток. Кластер как понятие, часто используемое в туристской сфере, может быть наиболее близко к пониманию процесса проектного менеджмента.

Сейчас проектный менеджмент в туризме - одно из наиболее перспективных направлений. Образовательный процесс, туристская профессиональная и научная литература, деятельность в сфере туризма уделяют управлению проектами большое внимание: проводятся вебинары и семинары, разрабатываются образовательные и учебные программы и курсы. Список использованной литературы:

1. Бияк Л.Л., Зубарева Е.А.. Особенности управления международными «StartUp» Проектами В Сфере Образования И Туризма. Вестник ТОГУ. 2017. № 2(45).

2. Горбашко Е.А., Калязина. Е.Г., Цветков А.Н. Проектный менеджмент: учебное пособие /,; под ред. Е.А. Горбашко. - СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2021. - 204 с.

3. Каменских Н.А. Кластерный подход к управлению развитием региональной туристско-рекреационной подсистемы // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №2 (2016).

4. Мельникова, И. Г. Организационное проектирование и планирование в туризме: текст лекций / И. Г. Мельникова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2013. - 84 с.

© Скородумова Е.В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.