Научная статья на тему 'Интернационализация туристского образования в России: опыт проектирования модели подготовки специалистов на основе отраслевой рамки квалификаций'

Интернационализация туристского образования в России: опыт проектирования модели подготовки специалистов на основе отраслевой рамки квалификаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА / ТУРИЗМ / ОТРАСЛЕВАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ / ПРИЗНАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ / INTERNATIONALIZATION OF EDUCATION / LABOR MARKET DEVELOPMENT / TOURISM / SECTORAL QUALIFICATIONS FRAMEWORK / RECOGNITION OF QUALIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Елена Васильевна, Горбашко Елена Анатольевна, Останина Екатерина Владимировна

Рассматриваются вопросы подготовки специалистов в области туризма на основе общих тенденций интернационализации высшего образования. Анализируется опыт проекта EC Erasmus+ 561832-EPP-1-2015-1LV-EPPKA2-CBHE-SP «European Dimension in Qualifications for the Tourist Sector/EurDiQ» в разработке актуальной для России модели подготовки специалистов для туристской индустрии на основе отраслевой рамки квалификаций, которая позволит обеспечить реализацию требований глобального рынка труда к качеству образования и признания квалификаций со стороны международных партнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Елена Васильевна, Горбашко Елена Анатольевна, Останина Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONALIZATION OF TOURISM EDUCATION IN RUSSIA: EXPERIENCE IN DESIGNING A MODEL FOR TRAINING SPECIALISTS BASED ON THE QUALIFICATIONS FRAMEWORK

The article considers the general trends of training specialists in the field of tourism. An analysis is presented of the experience gained in the course of the EC project Erasmus+ 561832-EPP-1-2015-1-LV-EPPKA2-CBHE-SP «European Dimension in Qualifications for the Tourist Sector/EurDiQ». The project served to develop the relevant Russian model of training specialists for tourism industry based on the sectoral qualifications framework, which will allow for the implementation of the requirements of the global labor market to education quality and recognition of qualifications by international partners.

Текст научной работы на тему «Интернационализация туристского образования в России: опыт проектирования модели подготовки специалистов на основе отраслевой рамки квалификаций»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2019 , № 4 (56), с. 257-262 257

УДК 33

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ ОТРАСЛЕВОЙ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ

© 2019 г. Е.В. Васильева, Е.А. Горбашко, Е.В. Останина

Васильева Елена Васильевна, д.э.н.; доц.; доцент кафедры проектного менеджмента и управления качеством Санкт-Петербургского государственного экономического университета

vasselena@mail.ru

Горбашко Елена Анатольевна, д.э.н.; проф.; заведующая кафедрой проектного менеджмента и управления качеством Санкт-Петербургского государственного экономического университета

egorbashko@mail.ru

Останина Екатерина Владимировна, соискатель кафедры проектного менеджмента и управления качеством Санкт-Петербургского государственного экономического университета

oostanina@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.10.2019 Статья принята к публикации 20.11.2019

Рассматриваются вопросы подготовки специалистов в области туризма на основе общих тенденций интернационализации высшего образования. Анализируется опыт проекта EC Erasmus+ 561832-EPP-1-2015-1-LV-EPPKA2-CBHE-SP «European Dimension in Qualifications for the Tourist Sector/EurDiQ» в разработке актуальной для России модели подготовки специалистов для туристской индустрии на основе отраслевой рамки квалификаций, которая позволит обеспечить реализацию требований глобального рынка труда к качеству образования и признания квалификаций со стороны международных партнеров.

Ключевые слова: интернационализация образования, развитие рынка труда, туризм, отраслевая рамка квалификаций, признание профессиональных квалификаций.

Введение

Формирование новой модели подготовки специалистов для туристского сектора экономики России становится актуальным по ряду обстоятельств.

Во-первых, туризм относится к числу международных сетевых секторов современного экономического пространства и его глобальный индекс проявляется не только в развитии международного бизнеса в туристской дестинации (гостиницы, рестораны и т.д.), но и в гармонизации правил международного туристского обслуживания и профессиональной квалификации, включая человеческие ресурсы.

Во-вторых, туриндустрия России в полном объеме не использует богатые туристические ресурсы страны. По оценкам Всемирной туристской организации, потенциал РФ позволяет принимать до 40 миллионов иностранных туристов в год, что в 5 раз больше, чем дает реальная статистика въездного туризма в России на 2018 год [1].

В-третьих, низкое качество туристских услуг подтверждается со стороны отрасли недостатком квалифицированных кадров и мешает туристскому бизнесу РФ успешно инте-

грироваться в международное туристическое пространство.

В-четвертых, модернизация существующего туристского образования в России и формирование модели подготовки специалистов для туристического сектора экономики на основе отраслевой или секторальной рамки квалификаций позволит обеспечить качество подготовки кадров и признание профессиональных квалификаций российских специалистов на международном рынке туристических услуг.

Опыт и результаты проекта ЕС Erasmus+ EurDiQ

Необходимо отметить, что международные проекты в сфере профессионального, высшего и общего образования программы EC «Erasmus+» создают возможности для развития диалога социальных партнеров и вузов с целью модернизации и гармонизации системы подготовки специалистов, востребованных на глобальном рынке труда. Проект ERASMUS+ CapacityBuilding (Project Nr. 561832-EPP-1-2015-1-LV-EPPKA2-CBHE-SP «European Dimensionin Qualification-sforthe Tourist Sector/EurDiQ» «Европейское измерение в квалификациях для туристического

258

Е.В. Васильева, Е.А. Горбашко, Е.В. Останина

сектора экономики России и Киргизстана» [2]), реализуемый в рамках программы Европейской комиссии, позволил разработать нормативную базу (профессиональные стандарты и отраслевую рамку квалификаций) для проектирования международной модели подготовки специалистов туристического сектора России и Киргиз-стана, основанной на концепции обучения в течение всей жизни.

Проект отраслевой рамки квалификаций для туристического сектора экономики представляет собой средство описания и структурной классификации квалификаций в туристической отрасли. Отраслевая туристская рамка квалификаций (ОТРК) описывает компетенции, которыми должны обладать соответствующие категории специалистов, занятые в ключевых областях туристической деятельности, и иллюстрирует возможности последовательного приращения знаний, умений и социальных компетенций от уровня к уровню по мере усложнения решаемых задач. Эти описания названы дескрипторами и отражают совокупность знаний, умений, социальных компетенций соответствующего квалификационного уровня.

В контексте проекта EC Erasmus+ EurDiQ отраслевая рамка квалификаций в туристическом секторе экономики является инструментом гармонизации Европейской рамки квалификации и Национальной российской рамки квалификации, а также перевода базовых принципов рамки квалификаций на язык туристической отрасли с учетом специфики развития туристического сектора экономики России и Киргизстана.

В соответствии с основными направлениями удовлетворения базовых потребностей туристская отрасль включает в себя:

1) гостиничное дело (или гостиничную индустрию);

2) сектор общественного питания и обслуживания (в частности, гостинично-ресторанный бизнес);

3) организацию и продажу туристических мероприятий, а также реализацию розничных туристических услуг;

4) сопровождение туров, организацию экскурсий, отдыха и развлечений;

5) MICE-туризм, организацию деловой программы, организацию конгрессных мероприятий, выставок, деловых встреч;

6) развитие, управление и продвижение туристической дестинации.

Каждое направление деятельности в туризме предлагает различный перечень услуг, тем самым отражая различные компетенции и требования к ним со стороны индустрии, так же как и их разное содержание [3].

Содержание и формулирование дескрипторов для каждого уровня квалификаций отраслевой рамки описывает совокупность умений, знаний и компетенций, которыми должен обладать специалист, обеспечивающий реализацию конкретной услуги туристского сектора экономики в целом.

Разработанная в ходе проекта EurDiQ отраслевая рамка квалификаций для туристического сектора экономики может служить базой для гармонизации квалификационных требований Киргизии, России и стран ЕС, обеспечивая тем самым отраслевую сопоставимость квалификаций в туризме.

ОТРК разработана согласно принципам соответствия рамочным структурам России, ЕС и других стран. Такими принципами являются преемственность и непрерывность развития квалификационных уровней от низшего к высшему; соответствие национальной системы образования и иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда. В отраслевую туристскую рамку квалификаций так же, как и в Европейскую рамку квалификаций и Национальную рамку квалификаций РФ, включены дескрипторы общих компетенций, умений и знаний, которые раскрываются через показатели профессиональной деятельности (широта полномочий и ответственность; сложность деятельности) [4]. Гармонизация российских и зарубежных нормативных документов, в частности отраслевой рамки квалификаций, будет способствовать интернационализации туристского образования и позволит сформировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования, в том числе планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту; описывать с единых позиций требования к квалификации работников и выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов; разрабатывать процедуры оценки результатов образования и сертификации квалификаций, формировать систему признания квалификаций на международном рынке специалистов для туристического сектора экономики; позволит решить вопрос признания квалификации и оформления на работу специалистов, мигрирующих по туристическим дестинациям в поисках работы из-за сезонности. Кроме того, созданная нормативная база может быть использована при проектировании актуальной модели непрерывного образования в туризме.

Непрерывное образование понимается как процесс непрерывного развития общего и профессионального потенциала личности в течение

жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов [5]. Активное продвижение концепции обучения в течение всей жизни в последние десять лет обусловлено высокими темпами научно-технического развития и четвертой промышленной революцией.

«Образование в течение всей жизни», согласно Лиссабонской стратегии 2000 года, понимается как формальное, спонтанное и неформальное обучение. Формальное обучение обеспечивается образовательными организациями и подтверждается документальными свидетельствами. Спонтанное образование человек получает в ходе повседневной жизни и деятельности, связанной с его работой, семьей или досугом. Неформальное обучение связано с участием в профессиональных встречах, семинарах, конференциях вне рамок учебного процесса [6].

Проектирование модели обучения в туризме на основе принципов концепции обучения в течение всей жизни поможет учесть требования отрасли при подготовке специалистов, связанные с вопросами признания профессиональных квалификаций сотрудников предприятий туристской отрасли, полученных на рабочем месте, и подтверждением переквалификации специалистов из смежных отраслей в процессе неформального обучения.

Реализация концепции «Обучение в течение всей жизни» предполагает профессиональное подтверждение качества полученных компетенций, а квалификационные отраслевые рамки и профессиональные стандарты позволят создать механизм признания квалификаций, полученных в ходе формального и неформального обучения (приобретенных на рабочем месте, в ходе профессиональных встреч, обменов, тренингов и т.д.).

Образовательные кластеры являются успешной формой реализации непрерывности в образовании за рубежом. Идея организации кластеров с участием вузов принадлежит Майклу Портеру, который проанализировал возможности кластерного объединения для обеспечения конкурентоспособности предприятий. Согласно М. Портеру, полноценный кластер понимается как «сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» [7]. Кластер может объединять ряд образова-

тельных и научных организаций, которые способны не только проводить исследования потребностей рынка и обеспечивать подготовку специалистов, но и прогнозировать перспективные направления развития предприятий на основе технологий будущего. В частности, это могут быть ресурсные туристические центры, туристско-информационные центры, конгресс-ные бюро. Важной деятельностью образовательных учреждений в рамках кластера является пополнение высококвалифицированными кадрами отраслевого рынка труда; в этой связи кластерная форма организации сотрудничества вузов и предприятий важна для прохождения студенческих практик и стажировок.

Концепции региональных инновационных систем обучения в рамках кластера активно разрабатываются в США, Великобритании и европейских странах, особенно в Скандинавии и Финляндии. Необходимо отметить, что роль вузов и научного сообщества в кластере возрастает, если он формируется в инновационных видах деятельности. В подобных случаях вуз может стать лидером или ядром кластера. Достаточно подробно феномен образовательного кластера представлен в работе А.В. Смирнова [8]. Согласно его последнему определению, образовательный кластер является совокупностью взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли как в России, так и за рубежом [9].

Опираясь на практику российских и международных проектов, можно сделать вывод, что построить национальные инновационные системы нельзя без развития сотрудничества - и одной из форм успешного сотрудничества является кластер. Как показывает опыт развития кластерного сотрудничества вузов, исследовательских центров, органов госвласти, местного самоуправления, инвесторов, с целью построения многоуровневой модели непрерывного образования в туризме важно учитывать не только системный, но и синергетичный подход [10]. Синергетический подход позволяет всем участникам кластера развиваться самостоятельно, учитывая при этом интересы партнера в рамках целостной системы кластера. Кроме того, благодаря синергетичному подходу роли участников кластера могут меняться в ходе реализации цели и задач кластерного объединения. Прямые и обратные связи кластерной цепочки наука -технологии - бизнес обеспечивают процессы обучения, взаимообучения и инструменты самообучения. В этой связи модель многоуровневого непрерывного обучения для туристического

260

Е.В. Васильева, Е.А. Гсрбашкс, E.В. Останина

Рис. 1. Модель многоуровневого непрерывного образования в рамках кластера

сектора экономики должна строиться на взаимодействии органов региональной госвласти, профессиональных общественных организаций, бизнес-сообщества и академического сообщества, деятельность которых направлена на разработку региональной программы развития туризма. Необходимость объединить в рамках одной территориальной функциональной зоны коммерческие проекты и фундаментальные разработки, обеспечение качества деятельности предприятий и новые туристские продукты определяют необходимость включения в кластер образовательных и научных учреждений, а также создания коммуникационных структур в рамках кластера (например, ресурсных и проектных центров, а также центров по оценке квалификаций). Образовательный кластер можно сравнить с фабрикой комплексного практико-ориентированного знания, которая позволяет определить направления приоритетных инвестиционных вложений в производство туристских продуктов и услуг на основе интенсивного развития и использования человеческих ресурсов. Совместная проектная деятельность предприятий и университетов в области стратегического развития туристских дестинаций будет стимулировать разработку новых туристских продуктов и услуг, а также привлечение новых креативных кадров на рынок труда. Взаимодействие центров по оценке квалификаций, организаций туристского сектора экономики и университетов позволит обеспечить качество трудовых ресурсов отрасли. При этом важно понимать,

что деятельность ЦОКа прежде всего должна быть направлена на оценку квалификации уже действующих туристских ресурсов, с целью определения уровня их компетенций на основе требований отрасли, представленных в профессиональных стандартах и секторальной рамке квалификаций. В таком случае университет может быть вовлечен в процесс повышения квалификации и переподготовку действующих туристских кадров согласно актуальным отраслевым запросам [11].

Горизонтальные и вертикальные связи партнеров дают возможность сформировать организационную структуру процесса образования в рамках туристического кластера. В предлагаемой кластерной модели блок образования представлен группой учебных заведений и предприятий; модель многоуровневого непрерывного образования в рамках туристского кластера приведена на рис. 1.

В последнее время особую актуальность приобретает многоуровневая модель непрерывного образования специалистов, интегрирующих деятельность в рамках международного сетевого объединения (альянса знаний) целого ряда организаций: образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, профессионально-общественных объединений и ассоциаций, бизнес-экспертов, центров (агентств) по аккредитации и сертификации образовательных программ и специалистов, а также органов государственного управления туристского сектора. Многоуровневая

система непрерывного образования в рамках сетевого международного объединения в туризме даст возможность построить образовательную траекторию на основе индивидуальных потребностей, сочетания разноуровневых дисциплин среднего, высшего и дополнительного профессионального образования для моделирования образовательных программ при сокращении затрат на подготовку и профадаптацию. Кроме того, такая интеграция позволит на основе квалификационной рамки осуществить апробацию механизма взаимозачетов и признания квалификаций и в реальности приблизить учебный процесс к требованиям Болонского соглашения. Опыт создания сетевых альянсов компетенций для туристического сектора, объединяющих только европейские страны, уже существует на практике. В частности, для разработки будущих востребованных компетенций на туристском рынке труда в Европе в 2017 году был инициирован проект «NGT - The Next Tourism Generation Alliance» [12]. В свою очередь, опираясь на принципы интернационализации высшего образования в рамках реализации Болон-ских реформ, проект EC Erasmus+ EurDiQ может направить свой вектор на разработку актуальной модели непрерывного образования на основе международного сетевого сотрудничества в рамках Евразийского пространства.

Заключение

Туризм относится к числу глобальных направлений экономической деятельности, и в этой связи формирование модели подготовки специалистов для туристского сектора экономики России на основе секторальной рамки квалификаций, гармонизированной с европейской в процессе реализации EC Erasmus+ EurDiQ, будет способствовать интернационализации образования в туризме, позволит оценить потенциал трудовых ресурсов отрасли, обеспечить качество подготовки кадров и признание профессиональных квалификаций российских специалистов на международном рынке туристских услуг.

Учитывая, что интеллектуальные человеческие ресурсы являются основой для развития туристской отрасли, структуру модели подготовки специалистов можно сформировать, используя кластерный подход с доминирующей

ролью университета, и создать сетевое объединение для развития системы образования в течение всей жизни в рамках туристического сектора Евразийского пространства.

Список литературы

1. В 2018 году мировой туризм вырос на 6%. URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/457 62.html (дата обращения: 20.08.2019).

2. ERASMUS+ Capacity Building (Project Nr. 561832-EPP-1-2015-1-LV-EPPKA2-CBHE-SP «Euro-pean Dimension in Qualifications for the Tourist Sec-tor/EurDiQ». URL: http://eurdiq.eu/ru (дата обращения: 20.08.2019).

3. Материалы проекта EurDiQ. URL: http:// eurdiq.eu/wp-content/uploads/2017/05/1_Ru-experince-in-SQF-and-QS-development-eng.pdf (дата обращения: 20.08.2019).

4. Олейникова О.Н. Предпосылки формирования и назначение национальной системы квалификаций // Образование и наука. 2014. № 5(114). С. 4-14.

5. Горбашко Е.А., Васильева Е.В. Стандартизация для индустрии деловых встреч // Стандарты и качество. 2017. № 1 (955). С. 15-19.

6. Олейникова О.Н., Муравьева А.С., Аксенова Н.М. Обучение в течение всей жизни и профессиональное образование. М.: ИО ТК им. Коняева, 2009. 131 с.

7. Porter M. Chinese Competitiveness: Where Does The Nation Stand? [Электронный ресурс] // Harvard: официальный сайт университета. URL: http:// www.isc.hbs.edu/pdf/CAON_China_2004.06.18.pdf (дата обращения: 10.09.2019).

8. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: Монография. Казань: Школа, 2010. 102 с.

9. Феномен образовательного кластера [Электронный ресурс] // LAVEJOURNAL: информационный ресурс. URL: http://evg-ko.livejournal.com/5992.html (дата обращения: 10.09.2019).

10. Национальный фонд подготовки кадров [Электронный ресурс] // Национальный фонд подготовки кадров: официальный сайт организации. URL: http://clusters.ntf.ru/p14aa1.html (дата обращения: 10.09.2019).

11. Васильева Е.В. Формирование системы обеспечения качества в индустрии деловых встреч. URL: https://unecon.ru/sites/default/files/vasileva_diss.pdf (дата обращения: 10.09.2019).

12. The Blue print and ESCO. URL: https:// ec.europa.eu/esco/resources/escopedia/20190529_16225 1/389e9f5c-b65e-456d-817b-4edf53a55474The_Bluepri nt_and_ESCO.pdf (дата обращения: 10.09.2019).

262

Е.В. BacunbeBa, E.A. rop6awKO, E.B. OcmaHUHa

INTERNATIONALIZATION OF TOURISM EDUCATION IN RUSSIA: EXPERIENCE IN DESIGNING A MODEL FOR TRAINING SPECIALISTS BASED ON THE QUALIFICATIONS FRAMEWORK

E. V. Vasilyeva, E.A. Gorbashko, E. V. Ostanina

Saint-Petersburg State University of Economics

The article considers the general trends of training specialists in the field of tourism. An analysis is presented of the experience gained in the course of the EC project Erasmus+ 561832-EPP-1-2015-1-LV-EPPKA2-CBHE-SP «European Dimension in Qualifications for the Tourist Sector/EurDiQ». The project served to develop the relevant Russian model of training specialists for tourism industry based on the sectoral qualifications framework, which will allow for the implementation of the requirements of the global labor market to education quality and recognition of qualifications by international partners.

Keywords: internationalization of education, labor market development, tourism, sectoral qualifications framework, recognition of qualification.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.