УДК 378.046.4
Европейское измерение -0"747«—0— квалификаций в туризме как институт развития российских дестинаций
С. В. Илькевич1, Л. В. Приходько1, Н. Л. Смит1
1 ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».
аннотация
^Адаптация лучших практик обширного и национально-специфичного европейского опыта в сфере измерения квалификаций становится особенно целесообразной по мере замедления в развитии отечественных научно-практических и методических подходов в разработке национальной системы квалификаций. Одновременно дефицит высококвалифицированных кадров в быстро растущем туристском секторе становится хроническим, результаты создания туристских кластеров неоднозначны, мастер-планы территориального развития туристских дестинаций часто терпят крах. В связи с этим формирование структурированного измерения квалификаций в виде национальной системы квалификаций становится востребованным не только в качестве общего института стратегического развития российских дестинаций, но и как средство подготовки кадров, технологий, компетенций и инновационного потенциала индустрии туризма и гостеприимства. Проекты программы «Эразмус+» Европейской комиссии являются одним из эффективных сетевых каналов формирования национальной и международной экспертизы при оптимизации образовательных систем, в частности при сопоставлении и разработке систем, матриц и рамок квалификаций. Реализация структурного проекта в области квалификаций может соответствовать как общим прогрессивным трендам эволюции образовательной системы, так и в целом задачам туристской отрасли.
Выделены шесть среднесрочных и шесть долгосрочных эффектов формирования национальной системы квалификаций, которые прямо и опосредованно оказывают благоприятное влияние на процессы развития российских дестинаций посредством допущения упорядоченной вариабельности программ переподготовки и повышения квалификации, активизации непрерывного обучения, стимулирования трудовой мобильности в туристском секторе, успешную валидацию неформального образования, признание частичных и промежуточных квалификаций в индустрии туризма и гостеприимства. Проблематика соотношения развития образовательных кластеров в туристском секторе и национальной системы квалификаций, с одной стороны, и собственно туристских кластеров - с другой, которая также рассмотрена в настоящей статье.
ключевые слоВА:
туризм, кластеры, дестинации, квалификация, компетенции, национальная рамка квалификаций, профессиональные стандарты, образовательные стандарты.
для цитирования:
Илькевич С. В., Приходько Л. В., Смит Н. Л. Европейское измерение квалификаций в туризме как институт развития российских дестинаций // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2019. Т. 10. № 1. С. 70-79. БО!: 10.17747/2618-947Х-2019-1-70-79
European dimension in qualifications for the tourist sector as an institution for Russian destinations development
Sergey V. Ilkevich1, Lilia V. Prikhodko1, Natalia L. Smith1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
abstract
^Adaptation of the best practices of the extensive and nationally specific European experience in the field of measurement of qualifications becomes particularly appropriate as there is some delay in the development of Russian scientific, practical and methodological approaches to the national qualifications framework. At the same time, the shortage of highly qualified personnel in the fast-growing tourist sector is becoming chronic, and the results of creating tourist clusters are ambiguous, with a large share of failures in the implementation of master plans for territorial tourism development. In this regard, the acceleration of the development of a structured measurement of qualifications in the form of a national qualifications framework becomes demanded not only to achieve greater maturity and effectiveness of the Russian educational and professional systems in the tourism sector, but also as a common institution for the strategic development of Russian destinations in training areas, technologies, competencies and the innovation potential of the tourism and hospitality industry. The projects of the European Commission ERASMUS+ are one of the effective network channels for the development of national and international expertise in structural measures to optimize educational systems, and in particular, to compare and develop systems, matrices frameworks for qualifications. The article represents an attempt to highlight how the implementation of a structured project in the field of qualifications can correspond both to general progressive trends in the evolution of educational systems and to the overall objectives of territorial tourist development.
As a conceptual result, the authors identify six mid-term and six long-term effects of the developments of a national qualifications framework that directly and indirectly provide beneficial outcomes within the development of Russian destinations through improving the focus of retraining and advanced training programs, enhancing lifelong learning, promoting labor mobility in the tourism sector, successful validation of informal education, wider circulation of partial and intermediate qualifications in the tourism and hospitality industry. Adjacent to this issue is the problem of the relationship between the development of educational clusters in the tourism sector and the national qualifications framework, on the one hand, and tourism clusters, on the other, the consideration of which is also presented in this article.
KEywoRDs:
tourism, clusters, destinations, qualifications, competences, national qualifications framework, professional standards, educational standards.
FoR CITATioN:
Ilkevich, S. V., Prikhodko L. V., Smith, N. L. European dimension in qualifications for the tourist sector as an institution for Russian destinations development. Strategic Decisions and Risk Management. 2019;10(1): 70-79. DOI: 10.17747/2618-947X-2019-1-70-79
1. введение
На современном этапе развития туристской отрасли в России накоплен определенный опыт экспертизы в формировании и развитии туристских дестинаций, в том числе в рамках кластерного подхода. Вместе с тем пока еще не до конца решены специфические проблемы методологического характера. В исследованиях последних лет довольно подробно рассмотрены многие ключевые сложности в области формирования и развития туристских кластеров в Российской Федерации: ошибочный или неточный характер целеполагания при проектировании кластеров, неоптимальные параметры механизмов государственно-частного партнерства, часто ведущие к внезапному разрыву контрак-
тов и проектов, слабый организационный потенциал многих кластеров, недостаток экспертизы в этой области как у представителей государственных и муниципальных властей, так и у самого бизнеса и финансовых институтов, недостаточная или нерелевантная подготовка кадров для отрасли, особенно для должностей, требующих высокой квалификации.
Итоги реализации Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» (Постановление, 2011), которые еще предстоит детально подвести, пока что вызывают смешанные чувства у экспертов. По ряду показателей уже сейчас ясно, что задачи перевыполнены. Например, это относится к инвестициям и номерному фонду гостиничного хозяйства. В сентябре 2018 года отчетность
Ростуризма по созданию и функционированию многих кластеров Счетная палата РФ официально признала недостоверной, и для многих стейкхолдеров, имеющих отношение к кластерам, это не было неожиданностью. Ряд кластеров, которые должны были стать «визитными карточками» всей ФЦП, существуют только на бумаге или близко к тому, например «Золотые ворота» Алтая. После того как Ростуризм был передан от Минкульта к Минэкономразвития, можно, конечно, ожидать новых стратегических инициатив и подходов с точки зрения развития туристских кластеров в России. Остается предполагать, что Минэкономразвития удастся более профессионально координировать выработку принципов формирования кластеров в рамках ФЦП на период 20192025 годов. Пока что общественности представлена только концепция ФЦП на следующие пять лет.
В статье предлагается рассмотреть один из проблематичных аспектов развития дестинаций - оценку квалификаций в туристском секторе. Пока в России нет соответствующих методологических и концептуальных разработок, и потому создание национальной системы квалификаций (national qualifications framework) хронически затягивается. Именно отсутствие комплексных подходов, в том числе с учетом европейской и иной международной практики, препятствует формированию в России научно-образовательного и научно-практического пространства, где было бы возможно обеспечить стандартизацию, актуализацию, профессионализацию, непрерывность освоения и распространение знаний и навыков, не говоря уже об инновациях, особенно в аспектах стратегического развития туристских систем. В статье приводятся некоторые передовые структурные и методологические подходы международного проекта «Эразмус+» в этой области, систематизированы существующие проблемы и предложены рекомендации с тем, чтобы завершить формирование национальной системы квалификаций в туристском секторе в России.
2. исследовательские направления в области квалификаций в туристском секторе
Проблематика исследований туристских квалификаций, несомненно, находится в русле общих дискуссий относительно проблем формирования общей национальной системы квалификаций, в том числе с учетом острых проблем сопряжения образования с профессиональными квалификациями (Караваева, 2017), общих концептуальных и методических основ ее формирования (Олейникова, Муравьева, Аксенова, 2018). Отдельным перспективным направлением изучения проблематики квалификаций является сопоставление процессов формирования и имплементации национальных систем квалификаций, как в контексте тех стран, где это уже произошло или практически завершилось к 2010 г. (Allais, 2011), и Европы в целом (Bohlinger S., 2012), так тех стран, где ситуация примерно такая же, как в России.
Из общих принципиальных проблем установления национальной системы квалификаций в России особый интерес представляет проблематика институционального эффекта в
зависимости от того, какой путь прошла национальная образовательная система. Как отмечают исследователи, последнее проявляется в разных приоритетах, участии различных групп стейкхолдеров и иных специфических трудностей полного внедрения национальной системы квалификаций (Helgoy, Homme, 2015), включая методологические аспекты измерения сравнительной эффективности того, что уже внедрено (Pilcher, Femie, Smith, 2017) и включения компонент неформального обучения (Colardyn, Bjornavold, 2014).
Что касается российских концептуальных исследований, то, с одной стороны, специалисты в области педагогики и менеджмента отраслевого образования пытаются предложить отдельные усовершенствования в отраслевой подготовке кадров, исходя из универсальных представлений о выстраивании системы квалификации на основе научно-методологических подходов. С другой стороны, специалисты в области туристских исследований углубляются в вопросы проработки и соотнесения образовательных и профессиональных стандартов, подготовки, разработки подходов к оптимизации программ и учебных планов (Харитонова, Штремберг, Илькевич С. В. и др., 2014) и только потом обращаются к аспектам общего квалификационного структурирования национальной системы квалификаций.
Отдельно можно отметить формирование специализированных кластеров образования и подготовки в туризме, которые обосновываются в некоторых исследованиях (Fedulin, Sakharchuk, Ilkevich, 2014). Речь идет о концепциях выстраивания многоуровневых региональных (Брель, 2015), межрегиональных (Брель, 2016) и даже трансграничных образовательных кластеров в индустрии туризма и гостеприимства с компонентами межотраслевого, межпрофессионального и сетевого взаимодействия. И хотя такого рода концепции можно подвергнуть критике за некоторую абстрактность, эти исследования представляются полезными и в контексте выстраивания национальной системы квалификаций, поскольку в итоге придется как-то соотнести образовательный кластер и рамку квалификаций в организационно-управленческом, координационном и аттестационном аспектах. Кластерный подход принципиально предпочтителен, поскольку приобретенные знания быстро устаревают, и только кластерный подход позволяет обеспечить наибольшую адаптивность и быструю актуализацию образовательных программ (Аничкин, Брюханова, 2016, с. 62). К тому же большие компании (туроператоры, гостиничные и ресторанные сети, авиакомпании) нередко сами проводят подготовку персонала в своих тренинговых центрах и школах подготовки и считают ее достаточной, как и сами обучающиеся.
На рис. 1 обобщено соотношение национальной системы квалификаций, неформального образования, образовательного кластера в туристском секторе и туристского кластера. И если относительно просто можно представить содержание каждой компоненты, то аспекты их взаимодействия и взаимной обусловленности отнюдь не тривиальны. На пересечении четырех предметных областей появляется сложная, комплексная, междисциплинарная научно-практическая и методологическая проблема интеграции, которую целесообразно решать, принимая во внимание опыт европейских стран. Там каждая компонента развивалась десятилетиями, проблематику их взаимосвязи и взаимного влияния академи-
'Образовательный кластер (региональный, межрегиональный, трансграничный) в туризме
Рис. 1. Соотношение предметных областей
ческие, образовательные, деловые и административные органы осознали и стали прорабатывать с начала 2000-х годов.
3. концептуальные акценты проекта «европейское измерение квалификаций туристического сектора»
тельности в индустрии, постоянного усложнения видов туризма, усиления конкуренции между дестинациями. Именно поэтому основной целью исследования проекта EurDiQ стала разработка подходов к гармонизации национальной системы квалификаций и компетенций туристской отрасли.
Цель проекта - обеспечение устойчивого развития высшего образования в России путем создания системы оценки качества образовательных программ в соответствии с принципами Болонского процесса и планом стратегического развития Евросоюза до 2020 года. Проект предполагает усиление европейских подходов и методик к идентификации туристской отрасли с целью расширить возможности трудоустройства выпускников в России и Киргизской Республике (рис. 2).
Рис. 2. Задачи проекта «Европейское измерение квалификаций туристического сектора» программы Европейской комиссии «Эразмус+»
Проект «Европейское измерение квалификаций туристического сектора» (European Dimension in Qualifications for the Tourist Sector, EurDiQ, рег. № 561832-EPP-1-2015-1-LV-EPPKA2-CBHE-SP) программы Европейской Комиссии «Эразмус+» реализуется с 2015 года в рамках консорциума российских, киргизских и европейских университетов: Лондонского столичного университета, Университета Никосии, Института прикладных наук (Шверин, Германия), Балтийской международной академии (Латвия. Рига), Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Москва), Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Донского технического университета, Сочинского государственного университета, Российского государственного университета туризма и сервиса, Иссык-Кульского государственного университета им. К. Тыныстанова, Бишкекской финансово-экономической академии.
Современные тренды модернизации экономики и быстрой смены технологий приводят к тому, что существенно меняются требования работодателей к квалификации специалистов. Для туристского сектора очевидна необходимость более гибко реагировать и подстраивать систему образования в силу полифункционального характера деятельности, междисциплинарности, многоотраслевого характера дея-
В ходе реализации проекта были выделены два приоритетных направления развития туристской отрасли - развитие туристских дестинаций и конгрессно-выставочная деятельность, сформулирована задача и первоначальный комплекс предложений по формированию профессиональных стандартов «Развитие туристских дестинаций» и «Конгресс-но-выставочная деятельность» для повышения интеграции бизнеса и подготовки кадров, а значит, и конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений на рынке труда.
Предстоит провести анализ профессиональных и образовательных стандартов и выявление разрывов между европейскими, российскими, киргизскими образовательными стандартами и подходами к обучению. Консорциум проекта принял решение разработать новые учебные модули для сетевой магистерской программы по лидерству и стратегии развития туризма на основе лучших европейских практик. Российские и киргизские преподаватели вместе с европейскими коллегами разработали 10 учебных модулей, направленных на развитие компетенций будущих лидеров туристской индустрии. Помимо обязательных дисциплин национальных стандартов в учебный план магистерской программы вошли модули «Устойчивый туризм», «Менеджмент мероприятий», «Законодательство и безопасность в туризме», «Инновации
и сервис», «Стратегический менеджмент и маркетинг в туризме».
В рамках проекта методически выявлены лакуны в компетенциях на уровне подготовки магистров в менеджменте туризма и предложен комплекс предметных, тематических и дидактических новаций.
Благодаря структурированному подходу к компетенциям и квалификациям выделены среднесрочные эффекты, которые должны обеспечить значимые результаты в туристском секторе в течение 3-5 лет, и долгосрочные эффекты, которые продиктованы инерционностью развития профессионально-образовательного пространства.
4. среднесрочные эффекты формирования рамки квалификаций в туристском секторе
Среднесрочные эффекты интуитивно понятны, в некоторых аспектах они так или иначе уже затронуты в российских исследованиях.
Достижение равновесия между предложением и спросом на труд. Структурированный квалификационный подход обеспечивает формирование единой системы координат для работников и работодателей, с тем чтобы обеспечить правильное информирование, целеполагание, соотнесение компетенций и квалификаций. С помощью национальной системы квалификаций все стейкхолдеры, заинтересованные в развитии отрасли, смогут точнее выразить, каких именно работников не хватает или, наоборот, каких слишком много.
Улучшение фокуса переподготовки и повышение квалификации. Речь идет об оптимизации и универсализации форматов, которые релевантны для смежных квалификационных уровней. Появление национальной системы квалификаций позволит более четко понимать, в каких под-отраслевых компонентах туристского сектора можно больше использовать программы для нескольких квалификационных уровней. В настоящее время исследователи подчеркивают, что программы дополнительного профессионального образования в туристском секторе отличаются бессистемностью на субъектном и теоретико-методологическом уровне, не имеют преемственности этапов, модулей, уровней подготовки, не говоря уже о релевантных подходах к контролю результатов обучения и тем более о международном признании дипломов и сертификатов (Колодий, Родионова, Агранович, 2013). Один из ключевых аспектов для туристского сектора -это проектная деятельность и, соответственно, необходимость точно отражать необходимые компетенции как в профессиональных стандартах, так и в рамках квалификаций. Можно утверждать, что выработка национальной системы квалификаций затягивается из-за недостаточно комплексного понимания сути и граней проектного обучения, в том числе в рамках дополнительного образования. На примере индустрии делового туризма продемонстрировано, каким компетенциям и субкомпетенциям необходимо уделить больше внимание при формирования так называемой проектной экономики (Горбашко, Васильева, Грей, 2016).
Возможности соотнесения квалификаций образования и профессиональных квалификаций. Сейчас многое непонятно даже на концептуальном уровне: как соотносить квалификацию, полученную в России, с зарубежными профессиональными дипломами и квалификациями в туризме и гостеприимстве, не говоря о еще туманных перспективах интернационализации российского образования.
Акцентирование необходимости обучения в течение всей жизни. Национальная система квалификаций должна взять на себя функцию навигатора для работников, позволяя им моделировать свою индивидуальную траекторию развития в том, что касается образования и профессиональной деятельности. Повышение пенсионного возраста в Российской Федерации должно дополнительно «подхлестнуть» этот процесс.
Оптимизация содержания, объемов и сроков образовательных программ (в том числе теоретического и практического компонентов). Важен также аспект обеспечения оптимальной преемственности уровней квалификации по видам профессиональной деятельности.
Активизация трудовой мобильности населения в России и за рубежом. Понятная и прозрачная система соотнесения квалификаций позволит желающим включиться в мировое образовательное и профессиональное пространство, найти для себя подходящее учебное заведение или место работы, улучшит трудовую мобильность населения и внутри страны. В настоящее время мобильность ассоциируется с проблемой неравномерного экономического развития регионов, бегства от бедности, а не с естественным перемещением квалифицированных кадров как ограниченного ресурса туда, где они могут найти себе лучшее поле для деятельности. Для персонала предприятий в гостеприимстве и туризме этот аспект по определению особенно актуален, но пока он не рассматривается в литературе.
5. долгосрочные эффекты формирования рамки квалификаций в туристском секторе
По мере завершения формирования национальной системы квалификаций в Российской Федерации, в том числе в туристском секторе, можно постепенно ожидать некоторого упорядочивания и структурирования сферы профессионального образования, поскольку со временем можно предметно разрабатывать «дорожные карты», конкретные научно-практические подходы и организационно-методические механизмы для максимизации следующих положительных эффектов.
Возможности признавать (валидировать) неформальное образование в туризме и гостеприимстве. Данный эффект и на концептуальном, и на отраслевом уровне пока что не рассмотрен в отечественной литературе, за исключением отдельных работ (Смит, Илькевич, 2018), хотя это один из важнейших рычагов стимулирования эффективной практикоориентированной образовательной деятельности. В Европе основополагающими документа-
ми, предопределившими единообразное понимание признания (валидации) неформального и неофициального обучения, стали инструкции по валидации неофициального и неформального обучения, первоначально представленные в 2009 году и обновленные в 2015 году (European Guidelines, 2015) и очень близкие им по духу рекомендации Совета Европы (Council Recommendation, 2012), а также Ереванской конференции министров образования (Yerevan communiqué, 2015).
Структурирование переподготовки и повышения квалификации как модулей новых квалификационных уровней. Программы повышения квалификации и переподготовки будут восприниматься и их производителями, потребителями как структурные элементы, модули, «кирпичики» в рамках национальной системы квалификаций, которые могут приводить к достижению новых квалификационных уровней, как это постепенно происходит в европейских странах. Понимания, как модульно конструировать индивидуальную образовательную траекторию, пока что нет ни у делового сообщества, ни в образовательно-академическом сообществе в туристском секторе. Для сравнения: за рубежом уже накоплен опыт организации и продвижения дополнительного образования по такой системе (Родионова, Колодий, Конюхова, 2013).
Применение частичных и промежуточных квалификаций. В то же самое время в странах, где национальные системы квалификаций либо уже сложились, либо находятся на завершающих этапах формирования, широко используется понятие «частичная и /или промежуточная квалификация». Без преувеличения можно сказать, что для индустрии туризма и гостеприимства это просто великолепный образовательный инструмент, который, судя по опыту ряда европейских стран, целесообразен для распространения в России.
По мере достижения квалификации (например, магистр) на основании всей совокупности последипломного обучения и практически освоенных компетенций можно присуждать частичную или промежуточную квалификацию между уровнями «бакалавр» и «магистр». Отдельный аспект - это корректная, благозвучная, интуитивно понятная терминология таких промежуточных ступеней. Например, для квалификации между бакалаврами и магистрами предстоит выбирать некие «маркеры» и квалификационные титулы: «квалификация 6.5», или «предмагистр», «подмагистр», «продвинутый бакалавр», «бакалавр с углубленной подготовкой».
Принципиально нужно отметить то, что в обновленной Международной стандартной классификации образования (МСК0-2011) четко обозначено, что существуют разные варианты и индивидуальные пути достижения квалификации, путем не только освоения всех элементов всей программы, но и завершения отдельного этапа программы с присвоением частичной и /или промежуточной квалификации, официального признания знаний, умений и компетенций вне зависимости от участия в каких бы то ни было программах обучения, вплоть до полного неучастия. К сожалению, до недавнего времени данная тема практически отсутствовала в дискурсе об институционализации российского образования, за исключением отдельных исследований (Гретченко, Гретченко, 2016).
Из интересных международных примеров можно привести турецкую степень ассоциата по специальности «Менеджмент туризма и гостеприимства» объемом 120 кредитов, соответствующую пятому уровню национальной рамки квалификаций, рассчитанную на два года обучения. Анализ ее прогрессивных аспектов представлен в недавней статье (Семенова, 2016).
Эффект портфолио профессий. О данном эффекте в последнее время стали говорить как о крайне интересном феномене с большим потенциалом инновационности. Люди среднего и старшего возраста в условиях новой экономики знаний оказываются уникальными специалистами с самобытными траекториями предшествовавшего профессионального формирования, им присущи компетенции формального и неформального образования, которые сложно воспроизвести. В контексте индустрии туризма и гостеприимства такая постановка проблематики развития человеческого капитала, особенно в аспектах синергичности различных компонент знаний, приобретает особую актуальность в условиях развития туристских кластеров. Эффект портфолио профессий целесообразно стимулировать разумными средствами, обеспечить его признание всеми стейкхолдерами. Для этой цели также необходим прогресс в национальной системе квалификаций. Более того, можно и нужно говорить о том, что учет портфолио профессий должен быть одним из основных принципов ее формирования. Российские эксперты могли бы действовать на опережение и использовать преимущества «догоняющего развития»: ирландская, британская и другие передовые национальные системы квалификаций были разработаны до наступления массового проявления эффекта портфолио профессий, однако теперь «люди, у которых всего одна профессия, будут встречаться редко, как динозавры» (Агарвал, 2018). И та страна, которая точнее и правильнее отразит эти межпрофессиональные факторы в системе квалификаций, получит преимущество в формировании человеческого капитала.
Снижение прекаризации (неустойчивости) труда молодежи, старшего возраста, женщин. «Неустойчивость занятости рассматривается как состояние, при котором на рынке труда повышается уровень неопределенности и риска трудовых отношений, а работа перестает служить источником средне- и долгосрочного планирования жизни экономически активного населения» (Вередюк, 2013, с. 23). Более точная самоидентификация, стратегия и тактика профессионального саморазвития в рамках национальной системы квалификаций позволят за счет лучшей профессиональной навигации повысить трудовую активность отмеченных демографических групп, тем более что туристский сектор предоставляет много специфических ниш для индивидуальных карьерных траекторий.
Переподготовка и повышение квалификации зарубежных кадров. Благодаря формированию национальной системы квалификаций можно не только сравнивать и сопоставлять квалификации на международном уровне, но и использовать ее в качестве основы для формирования программ повышения квалификации и переподготовки иностранных работников на ключевых зарубежных для России рынках выездного туризма, для разработки организационно-координационных механизмов продвижения и стимулирования
переподготовки кадров в различных форматах: на уровне ассоциаций и партнерских сетей, корпоративного обучения, в зарубежных образовательных организациях, в российских образовательных учреждениях. Тем более пока что предусмотренный правительством Российской Федерации план экспорта образовательных услуг не получил должного развития (Распоряжение 2002), что является одним из фокусов для рассмотрения проблем и недостаточно использованных возможностей переподготовки и повышения квалификации зарубежных кадров.
6. заключение
Европейские подходы к формированию национальной системы квалификаций - это большой набор концептуальных и методических средств построения эффективных образовательных систем. Преимущество изучения европейских методов структурирования квалификаций, в том числе в отдельных отраслях, целесообразно в силу того, что они хорошо изучены, системно изложены в литературе и апробированы на практике, причем в ряде областей уже более десяти лет. В туристском секторе формирование национальной системы квалификаций внешним эффектам. К тому же при всей очевидности влияния уровня квалификации работников туристской индустрии на долгосрочную конкурентоспособность дестинаций и, в частности, ее инновационный потенциал, данная взаимосвязь настолько растянута во времени и трудна для отслеживания, что продолжают существовать недостаточно модернизированные и даже архаичные образовательные системы и подходы. Представленная систематизация среднесрочных и долгосрочных эффектов внедрения национальной системы квалификаций не ограничивается попыткой продемонстрировать всю многомерность хорошо структурированной системы профессионального образования и деятельности на всю отрасль в контексте туристского сектора. На данном этапе развития российского образования в туризме и гостеприимстве указанные эффекты выражены слабо и размыто, тем не менее являются хорошей диагностической матрицей для констатации и дальнейшего мониторинга состояния российской системы измерения квалификаций в туристском секторе.
7. информация о спонсорстве
Статья выполнена в рамках диссеминации результатов и планирования дальнейшего развития проекта Программы Европейской комиссии «Эразмус+» «Европейское измерение квалификаций туристического сектора», (сокращенное название EurDiQ, регистрационный номер проекта: 561832-EPP- 1-2015-1-LV-EPPKA2-CBHE-SP).
The article is prepared for the dissemination purposes and further conceptual planning of the project of the European Commission Program Erasmus+«European Dimension in Qualifications for the Tourist Sector (EurDiQ)», Number 561832-EPP- 1-2015-1-LV-EPPKA2-CBHE-SP.
литература
1. Агарвал А. (2018). Люди, у которых всего одна профессия, буду встречаться редко, как динозавры //Ведомости. J№ 30. 10 сент. URL: https://www.vedomosti.ru /partner/characters /2018/09/06/780204-anant-agarval (дата обращения: 10.09.2018).
2. Аничкин Е. С., Брюханова Н. В. (2016). Кластерный подход к формированию профессиональных образовательных программ в условиях развития национальной рамки квалификаций // Экономика. Профессия. Бизнес. № 3-1. С. 61-68.
3. Брель О. А. (2016). Некоторые аспекты подготовки кадров для индустрии туризма в рамках межрегиональных туристских кластеров // European social science journal (Европейский журнал социальных наук). № 2. С. 277-283.
4. Брель О. А. (2015). Развитие профессионального туристского образования на основе кластерного подхода // Образование и общество. № 5 (94). С. 53-57.
5. Вередюк О. В. (2013). Неустойчивость занятости: теоретические основы и оценка масштабов в России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. Экономика. № 1. С. 25-32.
6. Горбашко Е. А., Васильева Е. В., Грей П. (2016). Профессиональные стандарты в подготовке кадров для современного рынка труда // Стандарты и качество. № 7 (949). С. 80-85.
7. Гретченко А. И., Гретченко А. А. (2016). Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. М.: Проспект. 430 c.
8. Караваева Е. В. (2017). Квалификации высшего образования и профессиональные квалификации: сопряжение с напряжением // Высшее образование в России. № 12. С. 5-12.
9. Колодий Н. А., Родионова Е. В., Агранович В. Б. (2013). Анализ российского опыта организации дополнительного профессионального образования в сфере туризма // Современные проблемы науки и образования. № 2. C. 9-17. URL: http://www.science-education.ru/108-8991 (дата обращения: 11.10.2018).
10. Олейникова О. Н., Муравьева А. А., Аксенова Н. М. (2018) Национальная система квалификаций: концептуальные и методические основы в контексте нерешенных проблем // Образование и наука. Т. 20, № 6. С. 70-89. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-6-70-89.
11. Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 № 644 (ред. от 07.02.2018) «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» // КонсультантПлюс. URL: https://clck.ru/FFocX.
12. Распоряжение Правительства РФ от 01.11.2002 № 1536-р «О Плане мероприятий по поддержке экспорта образовательных услуг образовательными учреждениями Российской Федерации» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;bas e=EXP;n=255578#041080117041331854.
13. Родионова Е. В., Колодий Н. А., Конюхова Т. В. (2013). Анализ зарубежного опыта организации дополнительного профессионального образования в сфере туризма // Современные проблемы науки и образования. № 2. C. 1-8. URL: http://www.science-education.ru/108-8992.
14. Семенова И. И. (2016). Содержание профессиональной подготовки туристских кадров в Турции (степень ассо-циата) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. № 3 (107). С. 23-31.
15. Смит Н. Л., Илькевич С. В. (2018). Валидация неформального обучения как нового социального института в России // Педагогика. № 2. С. 15-25.
16. Харитонова Т. В., Штремберг П., Илькевич С. В. и др. (2014) Современные подходы к оптимизации учебных планов основных образовательных программ академического бакалавриата в области туризма // Вестник Ассоциации вузов туризма и гостеприимства. № 4. С. 75-84.
17. Allais S. (2011). The impact and implementation of national qualifications frameworks: a comparison of 16 countries // Journal of education and work. Vol. 24, № 3-4. Р. 233-255. DOI: 10.1080/13639080.2011.584685.
18. Bohlinger S. (2012). Qualifications frameworks and learning outcomes: challenges for Europe's lifelong learning area // Journal of education and work. Vol. 25, № 3. Р. 279-297. DOI: 10.1080/13639080.2012.687571.
19. Colardyn D., Bjornavold J. (2014). Validation of Formal, Non-Formal and Informal Learning: policy and practices in EU Member States // European Journal ofEducation. Vol. 39. № 1. P. 69-89. DOI: 10.1111/j.0141-8211.2004.00167.x.
REFERENCES
1. Agarval, A. (2018). Lyudi, u kotorykh vsego odna professi-ya, budu vstrechat'sya redko, kak dinozavry // Vedomosti. № 30. 10 sent. [Agarwal, A. (2018). People who have only one profession, will be rare as dinosaurs. Vedomosti. № 30. September 10. (In Russ.).]. https://www.vedomosti.ru/part-ner/ characters/ 2018/09/06/780204-anant-agarval.
2. Anichkin, E. S., Bryukhanova, N. V. (2016). Klasternyj pod-khod k formirovaniyu professional'nykh obrazovatel'nykh programm v usloviyakh razvitiya nacional'noj ramki kval-ifikacij // Ekonomika. Professiya. Biznes. 3-1:61-68. [Anichkin E. S., Bryukhanova N. V. (2016). Cluster approach to the formation of professional educational programs in the context of the development of the national qualifications framework. Economy. Profession. Business. 3-1:61-68. (In Russ.).].
3. Brel', O. A. (2016). Nekotorye aspekty podgotovki kadrov dlya industrii turizma v ramkakh mezhregional'nykh tu-ristskikh klasterov // European social science journal (Evropejskij zhurnal social'nykh nauk). 2:277-283. [Brel, O. A. (2016). Some aspects of training for the tourism industry in the framework of interregional tourist clusters.
20. Council Recommendation of 20 December 2012 on the validation of non-formal and informal learning. Official Journal of the European Union (2012/C 398/01) (2012) // European Council URL: http://eurlex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ. do?uri=0J:C:2012:398:0001:0005: EN:PDF (дата обращения: 11.10. 2018).
21. European Guidelines for Validating Non-Formal and Informal Learning. (2015). Luxemburg // CEDEFOP URL: http://www.cedefop.europa.eu/en/publications-and-resources/publications/3073.
22. Fedulin A. A., Sakharchuk E. S., Ilkevich S. V. (2014). Moscow Regional Education Cluster in Tourism and Services: A New Sustainable Development Paradigm // World Applied Sciences Journal. Vol. 30. P. 80-81. DOI: 10.5829/idosi.wasj.2014.30.mett.34.
23. Helg0y I., HommeA. (2015). Path-dependent Implementation of the European Qualifications Framework in Education. A Comparison of Norway, Germany and England // Journal of Comparative Policy Analysis: Research and Practice. Vol. 17, № 2. P. 124-139. DOI: 10.1080/13876988.2013.849399.
24. Pilcher №., Fernie S., Smith K. (2017). The impact of National Qualifications Frameworks: by which yardstick do we measure dreams? // Journal of Education and Work. Vol. 30, № 1. P. 1-12, DOI: 10.1080/13639080.2015.1122178.
25. Yerevan communiqué (2015). URL: http://www. erasmusplus.ac.me / uploads / file/YerevanCommuniqueFi-nal.pdf.
European social science journal. 2:277-283. (In Russ.).].
4. Brel', O. A. (2015). Razvitie professional'nogo turistskogo obrazovaniya na osnove klasternogo podkhoda // Obra-zovanie i obshchestvo. 5 (94):53-57. [Brel, O. A. (2015). The development of professional tourism education based on the cluster approach. Education and Society. 5 (94):53-57. (In Russ.).].
5. Veredyuk, O. V. (2013). Neustojchivost' zanyatosti: teor-eticheskie osnovy i ocenka masshtabov v Rossii // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 5. Ekonomika. 1:25-32. [Veredyuk, O. V. (2013). Employment Instability: Theoretical Foundations and Scale Assessment in Russia // Bulletin of St. Petersburg University. Ser. 5. Economy. 1:25-32. (In Russ.).].
6. Gorbashko, E. A., Vasil'eva, E. V., Grej, P. (2016). Professional'nye standarty v podgotovke kadrov dlya sovremennogo rynka truda // Standarty i kachestvo. 7 (949):80-85. [Gorbashko, E. A., Vasilyeva, E. V., Gray, P. (2016). Professional standards in training for the modern labor market. Standards and Quality. 7 (949):80-85. (In Russ.).].
7. Gretchenko, A. I., Gretchenko, A. A. (2016). Bolonskij process: integraciya Rossii v evropejskoe i mirovoe obrazova-tel'noe prostranstvo. M.: Prospekt. 430 s. [Gretchenko, A. I., Gretchenko, A. A. (2016). The Bologna Process: Integration of Russia into the European and World Educational Space. M.: Prospect. 430 p. (In Russ.).].
8. Karavaeva, E. V. (2017). Kvalifikacii vysshego obrazovaniya i professional'nye kvalifikacii: sopryazhenie s napryazheni-em // Vysshee obrazovanie v Rossii. № 12. S. 5-12. [Karavaeva, E. V. (2017). Qualifications of higher education and professional qualifications: conjugation with stress. Higher education in Russia. 12: 5-12. (In Russ.).].
9. Kolodij, N. A., Rodionova, E. V., Agranovich, V. B. (2013). Analiz rossijskogo opyta organizacii dopolnitel'nogo pro-fessional'nogo obrazovaniya v sfere turizma // Sovremen-nye problemy nauki i obrazovaniya. 2:9-17. [Kolodiy, N. A., Rodionova, E. V., Agranovich, V. B. (2013) Analysis of the Russian experience in the organization of additional professional education in the sphere of tourism. Modern problems of science and education. 2: 9-17. (In Russ.).]. http://www.science-education.ru/108-8991.
10. Olejnikova, O. N., Murav'eva, A. A., Aksenova, N. M. (2018). Nacional'naya sistema kvalifikacij: konceptual'nye i metodicheskie osnovy v kontekste nereshennykh problem // Obrazovanie i nauka. 20 (6):70-89. [Oleynikova, O. N., Muravyova, A. A., Aksenova, N. M. (2018). National Qualifications System: Conceptual and Methodological Foundations in the Context of Unresolved Problems. Education and Science. 20 (6):70-89. (In Russ.).]. DOI: 10.17853/1994-56 39-2018-6-70-89.
11. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 02.08.2011 N 644 (red. ot 07.02.2018) «O federal'noj celevoj programme «Razvi-tie vnutrennego i v»ezdnogo turizma v Rossijskoj Federacii (2011-2018 gody)» // Konsul'tantPlyus. [Resolution of the Government of the Russian Federation of 02.08.2011 № 644 (ed. Of 07.02.2018) «On the federal target program «Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2011-2018)». Consultant Plus. (In Russ.).]. https://clck.ru/FFocX.
12. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 01.11.2002 № 1536-r «O Plane meropriyatij po podderzhke ehksporta obra-zovatel'nykh uslug obrazovatel'nymi uchrezhdeniyami Rossijskoj Federacii» // Konsul'tantPlyus. [Order of the Government of the Russian Federation of 01.11.2002 № 1536-p «On the Action Plan for supporting the export of educational services by educational institutions of the Russian Federation». ConsultantPlus. (In Russ.).]. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=-doc;base=EXP;n=255578#041080117041331854.
13. Rodionova, E. V., Kolodij, N. A., Konyukhova, T. V. (2013). Analiz zarubezhnogo opyta organizacii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya v sfere turizma // Sovre-mennye problemy nauki i obrazovaniya. 2:1-8. [Rodion-ovam, E. V., Kolodiy, N. A., Konyukhova, T. V. (2013). Analysis of foreign experience in the organization of additional professional education in the field of tourism. Modern problems of science and education. 2:1-8. (In Russ.).]. http://www.science-education.ru/108-8992.
14. Semenova, I. I. (2016). Soderzhanie professional'noj podg-
otovki turistskikh kadrov v Turcii (stepen' associata) // Izves-tiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 3 (107):23-31. [Semenova I. I. (2016) Content of professional training of tourist personnel in Turkey (degree of associate). News of the Volgograd State Pedagogical University. 3 (107):23-31. (In Russ.).].
15. Smit, N. L., Il'kevich, S. V. (2018). Validaciya neformal'no-go obucheniya kak novogo social'nogo instituta v Rossii // Pedagogika. 2:15-25. [Smith N. L., Ilkevich S. V. (2018) Validation of non-formal education as a new social institution in Russia. Pedagogy. 2:15-25. (In Russ.).].
16. Kharitonova, T. V., Shtremberg, P., Il'kevich, S. V. i dr. (2014). Sovremennye podkhody k optimizacii uchebnykh planov osnovnykh obrazovatel'nykh programm akademich-eskogo bakalavriata v oblasti turizma // Vestnik Associacii vuzov turizma i gostepriimstva. 4:75-84. [Kharitonova, T. V., Stroemberg, P., Ilkevich, S. V. et al. (2014). Modern Approaches to Optimizing the Curricula of Basic Educational Programs of the Academic Bachelor in the Field of Tourism. Bulletin of the Association of Universities of Tourism and Hospitality. 4:75-84. (In Russ.).].
17. Allais, S. (2011). The impact and implementation of national qualifications frameworks: a comparison of 16 countries. Journal of education and work. 24 (3-4):233-255. DOI: 10.1080/13639080.2011.584685.
18. Bohlinger, S. (2012). Qualifications frameworks and learning outcomes: challenges for Europe's lifelong learning area. Journal of education and work. 25 (3):279-297. DOI: 10.1080/13639080.2012.687571.
19. Colardyn, D., Bjornavold, J. (2014). Validation of Formal, Non-Formal and Informal Learning: policy and practices in EU Member States. European Journal of Education. 39
(1):69-89. DOI: 10.1111/j.0141-8211.2004.00167.x.
20. Council Recommendation of 20 December 2012 on the validation of non-formal and informal learning. Official Journal of the European Union (2012/C 398/01) (2012). European Council. http://eurlex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ. do?uri=OJ:C:2012:398:0001:0005: EN:PDF.
21. European Guidelines for Validating Non-Formal and Informal Learning. (2015) Luxemburg. CEDEFOP http://www.cedefop.europa.eu/en/publications-and-re-sources/publications /3073.
22. Fedulin, A. A., Sakharchuk, E. S., Ilkevich, S. V. (2014). Moscow Regional Education Cluster in Tourism and Services: A New Sustainable Development Paradigm. World Applied Sciences Journal. 30:80-81. DOI: 10.5829/idosi. wasj.2014.30.mett.34.
23. Helg0y, I., Homme, A. (2015). Path-dependent Implementation of the European Qualifications Framework in Education. A Comparison of Norway, Germany and England. Journal of Comparative Policy Analysis: Research and Practice. 17
(2):124-139. DOI: 10.1080/13876988.2013.849399.
24. Pilcher, N., Ferme S., Smith, K. (2017). The impact of National Qualifications Frameworks: by which yardstick do we measure dreams? // Journal of Education and Work. 30 (1): 1-12. DOI: 10.1080/13639080.2015.1122178.
25. Yerevan Communiqué (2015). http://www. erasmusplus .ac.me /uploads /file / YerevanCom-muniqueFinal.pdf.
7В
информация об авторах
С. В. Илькевич
Кандидат экон. наук, доцент Департамента менеджмента ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». Область научных интересов: устойчивый туризм, экономика туризма, менеджмент в туризме, сервисный менеджмент, международный туризм, туристские кластеры, компаративистика в туризме, социальный туризм. Н E-mail: [email protected]
Л. В. Приходько
Кандидат техн. наук, доцент Департамента менеджмента, начальник Управления международного сотрудничества ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». Область научных интересов: интернационализация образования, академическая мобильность, международные образовательные программы, электронное обучение, переподготовка кадров, развитие образовательного пространства, управление человеческими ресурсами, управление персоналом. E-mail: [email protected]
Н. Л. Смит
Главный специалист Управления международного сотрудничества ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». Область научных интересов: международные образовательные программы, академическая мобильность, валидация неформального образования, русский язык как иностранный, образование и переподготовка в туризме и гостеприимстве, компаративистика в образовании. E-mail: [email protected]
about the authors
Sergey V. Ilkevich
PhD in Economics, Associate Professor, Department of Management, Financial University under the Government of the Russian Federation. Research interests: sustainable tourism, tourism economics, tourism management, service management, international tourism, tourism clusters, comparative studies in tourism, social tourism. H E-mail: [email protected]
Lilia V. Prikhodko
PhD in Engeneering, Associate Professor, Department of Management, Head of International Relations Department, Financial University under the Government of the Russian Federation. Research interests: education internationalization, academic mobility, international educational programs, e-learning, retraining, education system development, human resource management, personnel management. E-mail: [email protected]
Natalia L. Smith
Executive expert of International Relations Department, Financial University under the Government of the Russian Federation. Research interests: international educational programs, academic mobility, validation of non-formal education, Russian as a foreign language, education and retraining in tourism and hospitality, comparative studies in education. E-mail: [email protected]