Научная статья на тему 'Проектирование содержания образовательных программ по технологиям событийного туризма'

Проектирование содержания образовательных программ по технологиям событийного туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ / ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EVENT-МЕНЕДЖМЕНТ / МЕНЕДЖМЕНТ ТУРИЗМА / ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИЗМА / EVENT TOURISM / PROJECT MANAGEMENT / TOURISM EDUCATION / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / TOURISM ACTIVITIES / EVENT MANAGEMENT / TOURISM MANAGEMENT / TOURISM ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сахарчук Елена Сергеевна

В статье выявлены специфические характеристики трудовых функций менеджеров событийного туризма, определены основные принципы подготовки профильных специалистов и альтернативные формы их обучения: модуль в составе ОПОП ВО, программа дополнительного профессионального образования. В качестве «входного» требования для обучения по модулю/программе определено наличие сформированных знаний и умений в области проектного менеджмента (обучающихся по направлениям подготовки «Туризм» и «Социально-культурная деятельность»). Общее содержание знаниевой компоненты образовательной программы дифференцировано в зависимости от базового образования обучающихся; в качестве результата образовательной деятельности определена компетенция проектного менеджмента в событийном туризме. Представлена модель содержания образовательной программы, включающая цель, структуру, теоретические и практические компоненты, дидактические составляющие. Выводы по статье основаны на обширном аналитическом исследовании, включившем, в том числе обзор зарубежного опыта. Статья может представлять интерес для разработчиков основных образовательных программ в области туризма и социально-культурной деятельности.The paper reveals the specific characteristics of the labor functions of event tourism managers, identifies the basic principles for the training of profile specialists and alternative forms of their training: a module as part of the basic professional educational program of higher education, a program of additional professional education. The presence of the formed knowledge and skills in the field of project management (students in the areas of training “Tourism” and “Socio-cultural activity”) is determined as an “input” requirement for module/program training. The general content of the knowledge component of the educational program is differentiated depending on the basic education of students; as a result of educational activities, the competence of project management in event tourism is defined. A model of the content of the educational program is presented, including the goal, structure, theoretical and practical components, didactic components. The conclusions of the work are based on an extensive analytical study, including a review of foreign experience. The paper may be of interest to developers of the main educational programs in the field of tourism and socio-cultural activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование содержания образовательных программ по технологиям событийного туризма»

УДК 378.046.4

Сахарчук Елена Сергеевна

доктор педагогических наук, заведующая кафедрой туризма Московского государственного института культуры

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ТЕХНОЛОГИЯМ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА

Sakharchuk Elena Sergeevna

D. Phil. in Education, Science, Head of the Tourism Department, Moscow State Institute of Culture

DESIGNING THE CONTENT OF EDUCATIONAL PROGRAMS ON EVENT TOURISM TECHNOLOGIES

Аннотация:

В статье выявлены специфические характеристики трудовых функций менеджеров событийного туризма, определены основные принципы подготовки профильных специалистов и альтернативные формы их обучения: модуль в составе ОПОП ВО, программа дополнительного профессионального образования. В качестве «входного» требования для обучения по модулю/программе определено наличие сформированных знаний и умений в области проектного менеджмента (обучающихся по направлениям подготовки «Туризм» и «Социально-культурная деятельность»). Общее содержание знаниевой компоненты образовательной программы дифференцировано в зависимости от базового образования обучающихся; в качестве результата образовательной деятельности определена компетенция проектного менеджмента в событийном туризме. Представлена модель содержания образовательной программы, включающая цель, структуру, теоретические и практические компоненты, дидактические составляющие. Выводы по статье основаны на обширном аналитическом исследовании, включившем, в том числе обзор зарубежного опыта. Статья может представлять интерес для разработчиков основных образовательных программ в области туризма и социально-культурной деятельности.

Ключевые слова:

событийный туризм, проектный менеджмент, образование в области туризма, социально-культурная деятельность, туристская деятельность, event-менеджмент, менеджмент туризма, организация туризма.

Summary:

The paper reveals the specific characteristics of the labor functions of event tourism managers, identifies the basic principles for the training of profile specialists and alternative forms of their training: a module as part of the basic professional educational program of higher education, a program of additional professional educa-tion. The presence of the formed knowledge and skills in the field of project management (students in the areas of training "Tourism" and "Socio-cultural activity") is determined as an "input" requirement for module/program training. The general content of the knowledge component of the educational program is differentiated depending on the basic education of students; as a result of educational activities, the competence of project management in event tourism is defined. A model of the content of the educational program is presented, including the goal, structure, theoretical and practical components, didactic components. The conclusions of the work are based on an extensive analytical study, including a review of foreign experience. The paper may be of interest to developers of the main educational programs in the field of tourism and socio-cultural activities.

Keywords:

event tourism, project management, tourism education, socio-cultural activities, tourism activities, event management, tourism management, tourism organization.

Одним из наиболее перспективных видов внутреннего и въездного туризма в России является событийный туризм. Национальные стандарты, определяющие нормативный порядок осуществления туристской деятельности, связанной с событийными мероприятиями, в настоящее время еще не разработаны, отсутствуют также профессиональные стандарты, определяющие требования к менеджерам событийного туризма. Данные обстоятельства-обуславливают компе-тентностный дефицит у занятых в референтной сфере деятельности специалистов, определяющий, по мнению экспертов, невысокий в целом уровень развития в России событийного туризма. Реализующиеся в настоящее время программы дополнительного профессионального образования в сфере событийного (event) туризма не предъявляют «входных» требований (необходимый уровень освоенных компетенций) к обучающимся, в связи с чем результат их реализации малоэффективен. В целях разработки содержания программ подготовки менеджеров событийного туризма (и определения входных требований к обучающимся) проведено научное исследование, результаты которого и представлены в данной статье.

Методология исследования. Принципиальное значение для конкретизации предметной области исследования и его планирования имели, во-первых, основные положения концепции системной оптимизации профессионального образования (С.Я. Батышев, В.П. Беспалько,

И.И. Дьяченко, И.П. Раченко, Т.А. Ильина и др.); во-вторых, положения концепции развития туристского образования как системы (Т.И. Власова, Т.К. Горячева, А.И. Зорин, И.В. Зорин, В.А. Квартальнов, Ю.М. Лагусев, А.И. Сеселкин, В.В. Тимофеева и др.). Моделирование профессиональной компетенции специалиста по событийному туризму базировалось на результатах проведения нескольких исследовательских процедур. Прежде всего, были обобщены сформированные современной наукой представления о специфике продуктов и услуг событийного туризма, особенностях его организации и технологий.

Чтобы определить специфические для функций организаторов событийного туризма компетентностью характеристики, был применен метод анализа функциональных требований к работникам сферы проектирования и реализации событийных мероприятий. Анализу предшествовала систематизация следующих видов эмпирических данных: должностных инструкций работников исследуемой сферы деятельности, объявлений о трудоустройстве, материалов экспертных интервью работодателей профильной сферы деятельности. Чтобы определить, какие именно компетенции, осваиваемые выпускниками профильных основных образовательных программ высшего и среднего специального образования, соответствуют задачам разработки, продвижения и реализации продуктов событийного туризма, был применен метод сравнительно-сопоставительного анализа компетентностных моделей направлений подготовки «Туризм» и «Социально-культурная деятельность».

Для целей выявления ведущих тенденций развития образования в области событийного туризма в мире был применен метод сравнительного исследования зарубежного опыта; в контексте задач исследования были обобщены аналитические данные, характеризующие референтную область образования в странах-лидерах событийного туризма: Австралии, Австрии, Великобритании, Германии, Канаде, Франции и Швейцарии [1].

Метод проектирования содержания программ дополнительного профессионального образования в сфере событийного туризма, использованный в исследовании, базируется на положениях теории В.П. Симонова об образовательной системе как открытой, социальной, динамичной и деятельностной, а также на концептуальном положении о диалектическом единстве социального, культурного и образовательного пространств (М.М. Бахтин, H.A. Бердяев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Н. Лихачев, A.M. Новиков, В.А. Сластенин, Э.Г. Юдин и др.).

Результаты исследования. Современной наукой сформированы представления о характерных особенностях, специфике, организации и технологиях проектирования, продвижения и реализации продуктов и услуг событийного туризма. Диссертационные исследования О.В. Алексеевой («Событийный туризм как фактор социально-экономического развития региона») и Е.А. Лакомова («Повышение конкурентоспособности регионов России на основе развития услуг по событийному туризму») характеризуют событийный туризм как особый вид туризма, имеющий приоритетное значение для целей устойчивого развития и получения экономических выгод регионами посредством привлечения туристов и/или экскурсантов к местам проведения общественно значимых мероприятий различной направленности (деловой, рекреационной, спортивной, познавательной и др.).

Г.П. Долженко определил принципы организации событийного туризма, подчеркнув, что доходность событийного турпродукта основана на уникальности, экзотичности, неповторимости, повторяющемся характере событийного мероприятия; классифицировал событийные мероприятия по видам (мероприятия по поводу юбилейных дат знаменитых людей; мероприятия, связанные с историческими событиями; народные праздники; мероприятия в честь празднования юбилеев городов; гастрономические мероприятия; мероприятия, связанные с природой); выделил типы событийных мероприятий по масштабности и значимости и др. [2].

В последние годы отмечался интерес исследователей к различным аспектам событийного туризма, что, очевидно, связано с фокусированием общественного внимания на экономических и социальных эффектах крупномасштабных событийных мероприятий общественной направленности. Актуальный российский и зарубежный опыт организации и специфических технологий оказания услуг событийного туризма охарактеризовали в своих работах А.С. Люлюк и Е.Н. Егорова, Д.В. Поветкина, Г.П. Долженко, Л.А. Васильева и С.Н. Фролова, К. Нарынбек уулу и К.М. Мамбе-това [3] и др. Задачи и формы продвижения услуг событийного туризма нашли отражение в исследовании М.Л. Алемасовой [4] и других авторов.

Акцент на дифференциацию технологий обслуживания туристов и экскурсантов, посещающих событийные мероприятия, сделали в своем исследовании Д.М. Асланова и М.А. Кравчук [5]. Л.Н. Устименко определила событийный туризм как культурный феномен и охарактеризовала два класса турпродуктов событийного туризма, фокусирующихся на природных и общественных ресурсах [6]. С.А. Корсакова и М. Рысыпану выявили особенности технологий в событийном туризме (особенности предоставления услуг размещения, питания, транспортного обслуживания, а также специфика информационно-технического, организационно-управленческого и кадрового обеспечения) [7].

Охарактеризованные выше и многие другие теоретические источники, посвященные проблематике организации и технологии событийного туризма, позволяют определить его как специфическую область туристской деятельности, связанную, с одной стороны, с особыми технологиями проектирования, продвижения и проведения событийного мероприятия, с другой, - с технологиями интеграции услуг, непосредственно связанных с событийными мероприятиями, в комплексное экскурсионное и туристское обслуживание потребителей. Мультифункциональность деятельности технологов событийного туризма, таким образом, обуславливается комплексом задач, соотносящихся одновременно с целями социально-культурной и туристской деятельности.

В сложившихся в современной России условиях формированием событийного мероприятия занимаются специалисты референтных областей деятельности: мероприятиями культурно-досуговой направленности - организации (предприятия) сферы культуры и досуга, деловой направленности - организации сферы MICE и т. д. Как свидетельствуют теоретические источники и доступные для анализа практические кейсы, сотрудники этих организаций (предприятий) часто обеспечивают участников мероприятий определенным набором туристских услуг (проживания, транспортных, экскурсионных, сопровождения и др.), а также занимаются продвижением услуг событийного мероприятия.

Однако участники мероприятия и его посетители - туристы (экскурсанты) являются разными категориями потребителей. Очевидно, что проектирование и продвижение туристской услуги и продукта, основанных на событийном мероприятии, для массового потребителя - туриста (и/или экскурсанта) обуславливают потребности:

1) в реализации проектов, основанных на коллаборации предприятий референтной для события области и туристской сферы (коллаборационные стратегии описаны автором в статье «Коллаборация библиотек и профессиональных участников рынка в целях развития внутреннего туризма»);

2) в особых, профилированных, компетенциях сотрудников, имеющих четкое представление о проектировании как событийных мероприятий, так и туристских услуг, связанных с событийным мероприятием.

Обратимся к результатам исследования функциональных требований к работникам сферы разработки и реализации событийных мероприятий. Как показал анализ должностных инструкций, материалов объявлений о трудоустройстве, а также материалов экспертных интервью работодателей профильных сфер деятельности, основными функциями менеджера по событийным мероприятиям (event-менеджера) являются разработка и реализация проекта мероприятия (от концепции до бюджетирования, реализации и постпроектной отчетности). Для выполнения обозначенных функций менеджеру по событийным мероприятиям необходимо владеть знаниями в предметной (референтной) области, умениями и опытом проектного менеджмента.

Результаты применения метода сравнительно-сопоставительного анализа компетентност-ных моделей выпускников направлений подготовки «Туризм» и «Социально-культурная деятельность» (на основании компетенций примерных ОПОП по ФГОС 3++) показали, что образовательные результаты по ФГОС высшего образования обоих направлений подготовки включают компетенции, связанные с «проектной деятельностью» как в составе универсальных, так и общепрофессиональных компетенций; оба направления подготовки ориентированы на подготовку специалистов, решающих «проектный» тип профессиональных задач; в обоих направлениях предусмотрена проектно-технологическая практика.

Промежуточный вывод на данном этапе исследования заключался в том, что содержание высшего образования в соответствии с ФГОС «Туризм» и «Социально-культурная деятельность» способно обеспечить преемственность учебному модулю в составе ОПОП ВО или ОПОП ДПО, ориентированному на подготовку специалиста по «проектам событийного туризма».

Анализ зарубежного опыта показал, что в странах-лидерах событийного туризма: Австралии, Австрии, Великобритании, Германии, Канаде, Франции и Швейцарии подготовка event-менеджеров осуществляется на третичном уровне профессионального образования (соответствует бакалавриату в России). Специализированная подготовка, как правило, представлена дисциплинами и практиками экономической направленности, например, такими, как национальный и международный рынок событийного туризма, событийный менеджмент, проект в событийном туризме (от идеи до реализации), планирование бюджета, финансирование, маркетинговые коммуникации, эффективность, профессиональная занятость в событийном туризме, событие как экономический фактор (по материалам диссертационного исследования Е.С. Сахарчук «Теоретико-методологические основы российской системы профессионального туристского образования в контексте внешних тенденций»). Западная модель подготовки специалиста event-ме-

неджмента представлена несколькими уровнями квалификации. Например, в австрийской модели существует возможность сертификации (внешняя независимая оценка квалификаций) на три ступени: аспирант - специалист - эксперт ивент-индустрии.

Результаты проведенного анализа позволили определить следующие принципы формирования содержания профессиональных образовательных программ (модулей ОПОП ВО и ОПОП ДПО) для подготовки специалистов в области событийного туризма: связь с практической профессиональной деятельностью и соответствие актуальным запросам рынка труда в сфере туризма; преемственность; соответствие международному состоянию развития технологий туризма и знаний о туризме; соответствие профессионально-квалификационным требованиям осваиваемых уровней квалификации в туризме. В качестве результата образования определена компетенция проектного менеджмента.

Содержание модуля/программы, формирующих компетенцию проектного менеджмента в туризме (рис. 1):

1. знаниевая компонента программы дифференцирована в зависимости от базового образования обучающегося: для базового образования «Социально-культурная деятельность» - это знания, обеспечивающие формирование общепрофессиональной компетенции (ОПК) управления проектами в туризме; для базового образования «Туризм» - знания, обеспечивающие ОПК управления проектами в СКД;

2. практическая компонента программы включает проектную (совместную) деятельность обучающихся обоих направлений образования; совместные проектные группы формируют необходимые навыки коллаборации;

3. входным требованием для обучения по программе (модулю) является освоение универсальной компетенции «Управление проектами»; как правило, речь идет минимум о 5-6-м семестре бакалавриата.

Рисунок 1 - Содержание образования модуля/программы, формирующих компетенцию проектного менеджмента в туризме

Как видно на рисунке 1, результатом освоения программы является формирование компетенции проектного менеджмента в туризме. Применение принципов соответствия актуальным запросам рынка труда и международному уровню развития технологий обуславливает цель обучения - подготовку конкурентоспособных на международном уровне специалистов событийного туризма. Достижению данной цели способствует структура программы, включающая профилирующую теоретическую компоненту (она дифференцирована в зависимости от базового образования) и практический модуль (основанный на междисциплинарном характере освоенных знаний).

Для обучающихся с базовым образованием СКД содержание теоретической компоненты включает дисциплины: «Событийный туризм в мире», «Технологии туристской деятельности», «Туристское ресурсоведение», «Маркетинг туризма», «Проектирование туристских продуктов и услуг», «Бизнес-планирование в туризме». Для обучающихся с базовым образованием «Туризм» предусмотрены следующие дисциплины: «Событийный туризм в мире», «Технологии социально-

культурной деятельности», «Ресурсная база СКД», «Маркетинг СКД», «Социально-культурное проектирование», «Бизнес-планирование в СКД».

Дидактическими особенностями обучения являются: практикоориентированный характер обучения, построенный на изучении и моделировании практических кейсов событийного туризма; интерактивный проблемный характер лекций; создание квазипрофессиональных условий для проведения занятий семинарского типа (проекты, деловые игры, хакатоны, дискуссионные панели, круглые столы). На момент написания статьи апробацию проходит модель построения теоретической части программы объемом 10 ЗЕ (практической - 10 ЗЕ), из которых занятия семинарского типа занимают не менее 50 % учебного времени, отводимого на контактную работу.

Выводы по результатам исследования: проведенное исследование позволяет, на наш взгляд, утверждать, что при проектировании содержания программ обучения специалистов в области событийного туризма, учитывая специфику применяемых в нем технологий, важно как определение в качестве входного требования для обучающихся владение компетенцией проектного менеджмента, так и дифференциация общего содержания знаниевой компоненты образовательной программы в зависимости от базового образования обучающихся.

Ссылки:

1. Сахарчук Е.С. Анализ зарубежных моделей подготовки кадров для сферы туризма : монография. М., 2016. 162 с.

2. Долженко Г.П., Сухов Р.И. О двух типах событийного туризма // Индустрия туризма и гостеприимства в контексте межкультурной коммуникации: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 80-летию ДВГУПС и 15-летию кафедры «Международные коммуникации, сервис и туризм». 2018. С. 132-137.

3. Люлюк А.С., Егорова Е.Н. Зарубежный и всероссийский опыт организации развития событийного туризма // Культура и время перемен. 2018. № 1 (20). С. 25. ; Поветкина Д.В. Ивент-туризм как фактор социально-экономического развития территории // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. 2018. Т. 12. № 1. С. 23-28. ; Долженко Г.П., Сухов Р.И. Указ. соч. ; Васильева Л.А., Фролова С.Н. Опыт организации событийного туризма на Дальнем Востоке // Сервис plus. 2018. Т. 12. № 4. С. 47-55. ; Нарынбек уулу К., Мамбетова К.М. Основные тенденции и перспективы развития событийного туризма в мире // Известия ВУЗов Кыргызстана. 2019. № 6. С. 90-93.

4. Алемасова М.Л. Региональные праздники как технологии событийного туризма // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. Барнаул, 2018. № 18. С. 6-12.

5. Асланова Д.М., Кравчук М.А. Развитие событийного туризма на российском туристическом рынке // Актуальные проблемы современного образования. 2019. № 1 (26). С. 256-260.

6. Устименко Л.Н. Событийный туризм как культурный феномен // Актуальные научные исследования в современном мире. 2018. № 2-2 (34). С. 109-114.

7. Корсакова С.А., Рысыпану М. Особенности формирования туров в событийном туризме // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. 2018. Т. 12. № 1. С. 49-56.

Редактор: Шейхетова Ирина Александровна Переводчик: Бирюкова Полина Сергеевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.