Научная статья на тему 'Проектные задачи как средство формирования личностных результатов обучения'

Проектные задачи как средство формирования личностных результатов обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молдыбаева Анна Игоревна, Масленкова Валентина Александровна, Ширшикова Мария Евгеньевна

В статье обосновывается эффективность применения проектных задач как средство формирования личностных результатов обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Молдыбаева Анна Игоревна, Масленкова Валентина Александровна, Ширшикова Мария Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектные задачи как средство формирования личностных результатов обучения»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

интеллектуальные отношение человека к действительности. Мысли, которые он выражает и внушает от своего имени или от имени своих героев при условии, что они являются художественно обоснованными и составляют один из важнейших компонентов общего содержания художественного произведения. С их помощью творец раскрывает не только конкретный объект, но и самого себя. Однако если при раскрытии сущности отражаемого объекта на передний план выступает объективная реальность, то при выражении авторских мыслей на передний план, естественно, выступает сам субъект.

В действительности все содержание искусства существует лишь благодаря человеку, реализуется им, принадлежит ему. Сведения, которые мы получаем с помощью искусства о сущности закономерностей и проявлений различных материальных предметов, явлений и процессов, мы признаем объективными не потому, что они могут существовать вне и независимо от деятельности субъекта, а потому, что в них отражаются такие особенности и проявления действительности, которые не зависят от отражающего и воспринимающего их субъекта.

Мыслительные, эмоциональные, воспитательные моменты, которые мы получаем от художественного произведения, являются субъективными не потому, что как компоненты целостного содержания художественного произведения они реализуются, создаются и воспринимаются нами только как субъектом, а потому, что отражают такие стороны, особенности психического состояния, которые принадлежат самому субъекту. Мыслительные, эмоциональные, воспитательные объединяет в одно целое составные части реализованного содержания художественного произведения. Список использованной литературы:

1. Мальцева Л. В. Методика обучения изобразительному искусству. - Краснодар: КубГУ, 2015.

2. Мальцева Л. В. Методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству. -Краснодар: КубГУ, 2013.

3. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. - М.: Изд. центр Академия, 2002.

© Мальцева Л.В., 2016

УДК 372.8

Молдыбаева Анна Игоревна Масленкова Валентина Александровна Ширшикова Мария Евгеньевна

Студентки 4 курса ИМФИ КГПУ им.В.П. Астафьева, г. Красноярск, РФ

ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ

РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

В статье обосновывается эффективность применения проектных задач как средство формирования личностных результатов обучающихся.

Ключевые слова

Федеральный государственный образовательный стандарт, обучение математике, личностные результаты обучения, проектные задачи.

В последнее десятилетие произошли кардинальные изменения в представлении о результатах обучения в общеобразовательной школе и средствах достижения этих результатов. Произошедшие изменения нашли свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, где представлен портрет выпускника, являющийся определенным ориентиром для

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

формулирования целей обучения различным предметным областям. В основе данного портрета лежат личностные и метапредметные результаты обучения. Следует отметить, что если о формировании в процессе обучения различным предметным областям в последнее время появилось значительное количество публикаций [2, 4 и др.], то исследование проблем обеспечения достижения личностных результатов в процессе обучения в общеобразовательной школе, выбора адекватных средствах их формирования в отечественной периодике встречаются значительно реже.

Для обоснования выбора адекватных средств формирования личностных результатов средствами различных образовательных областей считаем необходимым уточнить комплекс личностных результатов, представляющий перечень качеств личности, обеспечивающих обучающемуся достойную и успешную социальную и профессиональную реализацию. К таким качествам следует отнести: наличие чувства патриотизма, национальной идентичности, гордости за свою страну, осознание и принятие ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; умение учиться, осознание важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способности применять полученные знания на практике; уважение других людей, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов и т.д.[5].

Перспективным средством формирования описанных выше качеств личности считаем применение в образовательном процессе проектных задач, которые представляют набор заданий, стимулирующих систему действий учащихся, направленных на получение «продукта», и одновременно качественное самоизменение учащихся [1, с. 10]. В процессе решения проектных задач, требующих, как правило, группового взаимодействия, обучающиеся могут попробовать себя в какой-либо социальной роли, понять сильные и слабые стороны своей личности, а так же понять необходимость изучения предметной области «математика», ее практическое применение в жизни и др. Для того чтобы проектные задачи обеспечивали формирование личностных результатов, они должны удовлетворять следующим требованиям:

• наличие в содержании задачи квазижизненной ситуации, решение которой будет интересно и посильно для обучающихся;

• система заданий должна быть связана с сюжетом и обеспечивать получение конкретного продукта деятельности;

• допускается неопределенность относительно способа решения и конечного результата;

• получение конечного «продукта» за отведенное время возможно только при хорошо организованном групповом взаимодействии;

• система заданий должна давать возможность продвижения в решении как последовательно, так и выборочно, не влияя на получение конечного «продукта» [3].

Применение задач, удовлетворяющих представленным требованиям, позволяет сформировать у обучающихся самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическую ориентацию, т.е. качества личности, соответствующие портрету выпускника [5].

Список использованной литературы:

1. Воронцов, А. Б. Проектные задачи в начальной школе / А. Б. Воронцов и др. М.: Просвещение, 2011. 176 с.

2. Тумашева О.В., Берсенева О.В. Обучение математике с позиции системно-деятельностного подхода: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - 280с.

3. Тумашева О.В., Берсенева О.В. Проектные задачи на уроках математики // Математика в школе. 2015. № 10. С. 27 - 30.

4. Тумашева О.В. Формирование метапредметных умений при обучении математике: проблемы и пути решения // Математика в школе. 2016. № 4. С. 35 - 38.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). 17.12.2010, № 1897; URL: М1р://минобрнауки.рф/документы/938.

© Молдыбаева А.И., Ширшикова М.Е., Масленкова В.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.