_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
интеллектуальные отношение человека к действительности. Мысли, которые он выражает и внушает от своего имени или от имени своих героев при условии, что они являются художественно обоснованными и составляют один из важнейших компонентов общего содержания художественного произведения. С их помощью творец раскрывает не только конкретный объект, но и самого себя. Однако если при раскрытии сущности отражаемого объекта на передний план выступает объективная реальность, то при выражении авторских мыслей на передний план, естественно, выступает сам субъект.
В действительности все содержание искусства существует лишь благодаря человеку, реализуется им, принадлежит ему. Сведения, которые мы получаем с помощью искусства о сущности закономерностей и проявлений различных материальных предметов, явлений и процессов, мы признаем объективными не потому, что они могут существовать вне и независимо от деятельности субъекта, а потому, что в них отражаются такие особенности и проявления действительности, которые не зависят от отражающего и воспринимающего их субъекта.
Мыслительные, эмоциональные, воспитательные моменты, которые мы получаем от художественного произведения, являются субъективными не потому, что как компоненты целостного содержания художественного произведения они реализуются, создаются и воспринимаются нами только как субъектом, а потому, что отражают такие стороны, особенности психического состояния, которые принадлежат самому субъекту. Мыслительные, эмоциональные, воспитательные объединяет в одно целое составные части реализованного содержания художественного произведения. Список использованной литературы:
1. Мальцева Л. В. Методика обучения изобразительному искусству. - Краснодар: КубГУ, 2015.
2. Мальцева Л. В. Методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству. -Краснодар: КубГУ, 2013.
3. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. - М.: Изд. центр Академия, 2002.
© Мальцева Л.В., 2016
УДК 372.8
Молдыбаева Анна Игоревна Масленкова Валентина Александровна Ширшикова Мария Евгеньевна
Студентки 4 курса ИМФИ КГПУ им.В.П. Астафьева, г. Красноярск, РФ
ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
В статье обосновывается эффективность применения проектных задач как средство формирования личностных результатов обучающихся.
Ключевые слова
Федеральный государственный образовательный стандарт, обучение математике, личностные результаты обучения, проектные задачи.
В последнее десятилетие произошли кардинальные изменения в представлении о результатах обучения в общеобразовательной школе и средствах достижения этих результатов. Произошедшие изменения нашли свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, где представлен портрет выпускника, являющийся определенным ориентиром для
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
формулирования целей обучения различным предметным областям. В основе данного портрета лежат личностные и метапредметные результаты обучения. Следует отметить, что если о формировании в процессе обучения различным предметным областям в последнее время появилось значительное количество публикаций [2, 4 и др.], то исследование проблем обеспечения достижения личностных результатов в процессе обучения в общеобразовательной школе, выбора адекватных средствах их формирования в отечественной периодике встречаются значительно реже.
Для обоснования выбора адекватных средств формирования личностных результатов средствами различных образовательных областей считаем необходимым уточнить комплекс личностных результатов, представляющий перечень качеств личности, обеспечивающих обучающемуся достойную и успешную социальную и профессиональную реализацию. К таким качествам следует отнести: наличие чувства патриотизма, национальной идентичности, гордости за свою страну, осознание и принятие ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; умение учиться, осознание важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способности применять полученные знания на практике; уважение других людей, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов и т.д.[5].
Перспективным средством формирования описанных выше качеств личности считаем применение в образовательном процессе проектных задач, которые представляют набор заданий, стимулирующих систему действий учащихся, направленных на получение «продукта», и одновременно качественное самоизменение учащихся [1, с. 10]. В процессе решения проектных задач, требующих, как правило, группового взаимодействия, обучающиеся могут попробовать себя в какой-либо социальной роли, понять сильные и слабые стороны своей личности, а так же понять необходимость изучения предметной области «математика», ее практическое применение в жизни и др. Для того чтобы проектные задачи обеспечивали формирование личностных результатов, они должны удовлетворять следующим требованиям:
• наличие в содержании задачи квазижизненной ситуации, решение которой будет интересно и посильно для обучающихся;
• система заданий должна быть связана с сюжетом и обеспечивать получение конкретного продукта деятельности;
• допускается неопределенность относительно способа решения и конечного результата;
• получение конечного «продукта» за отведенное время возможно только при хорошо организованном групповом взаимодействии;
• система заданий должна давать возможность продвижения в решении как последовательно, так и выборочно, не влияя на получение конечного «продукта» [3].
Применение задач, удовлетворяющих представленным требованиям, позволяет сформировать у обучающихся самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическую ориентацию, т.е. качества личности, соответствующие портрету выпускника [5].
Список использованной литературы:
1. Воронцов, А. Б. Проектные задачи в начальной школе / А. Б. Воронцов и др. М.: Просвещение, 2011. 176 с.
2. Тумашева О.В., Берсенева О.В. Обучение математике с позиции системно-деятельностного подхода: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - 280с.
3. Тумашева О.В., Берсенева О.В. Проектные задачи на уроках математики // Математика в школе. 2015. № 10. С. 27 - 30.
4. Тумашева О.В. Формирование метапредметных умений при обучении математике: проблемы и пути решения // Математика в школе. 2016. № 4. С. 35 - 38.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). 17.12.2010, № 1897; URL: М1р://минобрнауки.рф/документы/938.
© Молдыбаева А.И., Ширшикова М.Е., Масленкова В.А., 2016