Научная статья на тему 'Организационно-методические условия формирования личностных результатов обучающихся средствами предметной области «Математика»'

Организационно-методические условия формирования личностных результатов обучающихся средствами предметной области «Математика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / PERSONAL RESULTS / THE PROCESS OF LEARNING MATHEMATICS / ORGANIZATIONAL-METHODICAL CONDITIONS / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / THE WILLINGNESS OF THE TEACHER / DIDACTIC TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тумашева Ольга Викторовна, Молдыбаева Анна Игоревна, Ширшикова Мария Евгеньевна

В статье представлен авторский подход к формированию личностных результатов обучающихся средствами предметной области «Математика». Выделен комплекс личностных результатов обучающихся, формирование и развитие которых возможно в процессе обучения математике. Комплекс представлен тремя группами: самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация. Описаны организационно-методические условия, реализация которых в процессе обучения математике в общеобразовательной школе обеспечит формирование личностных результатов обучающихся. Предложены конкретные пути реализации выделенных условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тумашева Ольга Викторовна, Молдыбаева Анна Игоревна, Ширшикова Мария Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-METHODICAL CONDITIONS OF THE FORMATION OF STUDENTS''PERSONAL RESULTS BY MATHEMATICS SUBJECT MATTER TOOLS

The article presents the author's approach to the formation of students'; personal results by Mathematics subject matter tools. It also reveals a complex of students, personal results that can be formed and developed in the process of learning Mathematics. The complex comprises three groups, such as self-determination, meaningmaking, moral and ethical orientation. The article describes the organizational-methodical conditions, the implementation of which in the process of learning Mathematics in secondary school will provide the formation of students, personal results. Besides, it proposes specific ways to implement the selected conditions.

Текст научной работы на тему «Организационно-методические условия формирования личностных результатов обучающихся средствами предметной области «Математика»»

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «МАТЕМАТИКА»

ORGANIZATIONAL-METHODICAL CONDITIONS OF THE FORMATION OF STUDENTS' PERSONAL RESULTS BY MATHEMATICS SUBJECT MATTER TOOLS

О.В. Тумашева, А.И. Молдыбаева, O.V. Tumasheva, A.i. Moldybaeva,

М.Е, Ширшикова М.Е. Shirshikova

Личностные результаты, процесс обучения математике, организационно-методические условия, федеральный государственный образовательный стандарт, готовность учителя, дидактический инструментарий.

В статье представлен авторский подход к формированию личностных результатов обучающихся средствами предметной области «Математика». Выделен комплекс личностных результатов обучающихся, формирование и развитие которых возможно в процессе обучения математике. Комплекс представлен тремя группами: самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация. Описаны организационно-методические условия, реализация которых в процессе обучения математике в общеобразовательной школе обеспечит формирование личностных результатов обучающихся. Предложены конкретные пути реализации выделенных условий.

Personal results, the process of learning Mathematics, organizational-methodical conditions, federal state educational standard, the willingness of the teacher, didactic tools.

The article presents the author's approach to the formation of students' personal results by Mathematics subject matter tools. It also reveals a complex of students' personal results that can be formed and developed in the process of learning Mathematics. The complex comprises three groups, such as self-determination, meaning-making, moral and ethical orientation. The article describes the organizational-methodical conditions, the implementation of which in the process of learning Mathematics in secondary school will provide the formation of students' personal results. Besides, it proposes specific ways to implement the selected conditions.

Изменения, происходящие в обществе в последние десятилетия, привели к смене ценностных ориентиров в образовании, что нашло отражение в требованиях к результатам обучения, зафиксированных в новых федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). В качестве основных образовательных результатов рассматривается развитие личности обучающихся средствами различных предметных областей, формирование у них метапредметных умений, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи.

В последнее время появились многочисленные публикации результатов исследования проблемы формирования метапредметных умений обучающихся в процессе обучения математике, в которых содержатся конструктивные методические и технологические решения [Константинова, 2014; Тумашева, Руко-суева, 2016; Тумашева, Абрамова, 2016; Тумашева, 2016; Шкерина и др., 2015; 2016 и др.], чего нельзя сказать о проблеме формирования личностных результатов обучающихся. Между тем именно личностные результаты в новых стандартах ставятся на первый план и выступа-

<

¡2 УЗ

I ч

с

m

с

В

х

щ

ш m н

о

Рн < ^

CJ ^

О о u h

с Q

£

ы н S о

Рч

и

0

1

X

i «

«

и и

V

s

ь

U

Pi

и

в

«

S X

H

и

ш

PQ

ют в качестве условия успешного достижения других образовательных результатов, поскольку позволяют сделать учение осмысленным, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Обозначенные в ФГОС личностные результаты можно определить как качественные новообразования в личности обучающегося, которые определяют его сознание, отношение к среде, к внутренней (ценности, убеждения, принципы) и внешней (поступки, поведение) жизни. К окончанию общеобразовательной школы такими новообразованиями становятся жизненное, личностное и профессиональное самоопределение, смыслообразова-ние и нравственно-этическое оценивание. Обеспечить формирование обозначенных личностных новообразований невозможно в условиях традиционного обучения математике, что актуализирует проблему проектирования и реализации содержательного и процессуально-технологического компонентов образовательного процесса, обеспечивающих формирование личностных результатов обучающихся средствами предметной области «Математика» [Тумашева, Берсенева, 2015]. Для ее решения должен быть реализован целый комплекс условий и обеспечено соответствующее управление данным процессом.

Цель данной статьи - описание организа-ционно-методическихусловий, реализация которых в процессе обучения математике обеспечит формирование личностных результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Под условиями в рассматриваемом контексте будем понимать совокупность обстоятельств, носящих объективный характер по отношению к субъекту учения и определяющих наступление запланированных последствий.

В качестве запланированных последствий в нашем случае выступают личностные результаты, формирование и развитие которых возможно средствами предметной области «Математика». Анализ исследований, посвященных ис-

следуемой проблеме (И.В. Абакумова, А.Г. Ас-молов, Е.Г. Белякова, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, Е.О. Иванова и др.), позволил конкретизировать эти результаты, сгруппировав их в три основных блока.

Самоопределение: обучающийся умеет ориентироваться в социальных ролях; принимает и осваивает социальную роль обучающегося; осознает себя как индивидуальность и одновременно как члена классного коллектива, гражданином родного города, края, России; проявляет патриотические чувства к своему региону, стране, его культуре, истории, традициям; видит сильные и слабые стороны своей личности в различных ситуациях; дает адекватную оценку результатам своей деятельности; определяет границы своего «знания» и «незнания»; определяет причины своих удач и неудач; обладает качествами мышления, необходимыми для адаптации в современном информационном обществе; способен самостоятельно принимать решения; способен к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; умеет выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; умеет распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта, вырабатывать критичность мышления.

Смыслообразование: обучающийся понимает необходимость учения; понимает личностный смысл учения; выражает положительное отношение к процессу познания; стремится приобретать новые знания и умения, совершенствуя при этом уже имеющиеся; проявляет интерес к способу решения проблем и общему способу действия; способен осмыслить свои действия и результаты в соответствии с собственными целями и мотивами учения.

Нравственно-этическое оценивание: обучающийся признает нравственно-этические нормы и готов их выполнять в различных ситуациях; способен к адекватной самооценке поступков на основе общепринятых норм и правил

Обеспечить формирование выделенных результатов возможно при реализации в процессе обучения математике в общеобразова-

тельной школе комплекса организационно-методических условий.

Первое, выделенное нами условие, является основополагающим, поскольку определяет эффективность реализации всех остальных - готовность учителя к формированию личностных результатов обучающихся средствами предметной области «Математика». Под «готовностью» будем понимать состояние личности учителя, при котором он считает себя способным и владеющим необходимыми знаниями и умениями для того, чтобы проектировать и осуществлять процесс обучения математике, ориентированный на достижение новых образовательных результатов и к тому же стремящийся к этому [Тумашева, 2016, с. 37]. Здесь необходимы целенаправленная работа и с уже работающими учителями математики по осознанию и принятию ими новых идей и подходов в обучении и преодоление стереотипов у будущих учителей математики, создание у последних мотивационно-целевых установок на реализацию требований ФГОС в период обучения в вузе.

Следующее условие - наличие в образовательном учреждении единой стратегии формирования личностных результатов обучающихся, не зависящей от предметных областей и ступеней организации обучения. Такая стратегия является ориентиром для разработки программ формирования личностных результатов обучающихся средствами предметной области «Математика», выбора адекватных дидактических средств, разработки соответствующих инструментов мониторинга и т.д. Кроме того, наличие подобной стратегии обеспечит преемственность между ступенями обучения, что положительно скажется на конечном результате.

Обеспечить формирование личностных результатов обучающихся возможно только посредством дидактического инструментария, обеспечивающего обогащение и развитие субъектного опыта обучающегося средствами предметной области «Математика», создание положительного эмоционального фона при работе с математическими фактами, объектами и т.п.

Это стало основанием выделения еще одного условия - адекватный отбор дидактического инструментария, который использует учитель для организации процесса обучения математике, направленного на формирование личностных результатов. Данное условие обеспечивает реализацию технологического аспекта рассматриваемой проблемы и ориентирует на включение в содержание обучения математике задач регионального содержания, проектных заданий [Шкерина и др., 2015; Тумашева, Рукосу-ева, 2016; и др.], применение интерактивных форм и методов обучения, обеспечивающих взаимодействие субъектов образовательного процесса [Тумашева, Абрамова, 2016; и др.].

Важным условием обеспечения формирования личностных результатов является оценивание прогресса личностного развития самими обучающимися, что требует формирования рефлексивных умений обучающихся через создание в процессе обучения математике ситуаций, стимулирующих обучающихся к реализации рефлексивной деятельности. Именно рефлексия создает внутренние условия для формирования образовательных ценностей и личностных смыслов обучающихся, позволяет достичь максимально возможных результатов через внутреннюю ориентацию обучающегося на обозначенные им самим результаты.

Выделенные условия позволяют регламентировать формирование личностных результатов обучающихся средствами предметной области «Математика» и стать основой для разработки соответствующих технологических процедур.

Библиографический список

1. Константинова A.C. Формирование универсальных учебных действий учащихся 5 классов на уроках математики в заданных педагогических условиях // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 4. С. 243-246

2. Тумашева О.В., Рукосуева Е.Г. Какие задачи решать на уроках математики в аспекте требований ФГОС? // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. №1 (35). С. 31-34.

<

са

Щ

УЗ

I ч

С

03

С

b

к

щ

ш m н

о

Рн

<

CJ ^

О о

с Р

£

ы н К о

Рч

и

0

1

к

i и

«

и и

V S

ь

U

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pi

и

и

S

т

н

и

W PQ

3. Тумашева О.В., Берсенева О.В. Структурно-содержательная модель процесса обучения математике в условиях реализации системно-деятельностного подхода // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 4 (34). С. 62-65.

4. Тумашева О.В., Абрамова Е.В. Учебная деловая игра в процессе обучения математике // Вестник ОГУ. 2016. № 2 (190). С. 62-66.

5. Тумашева О.В. Формирование метапред-метных умений: проблемы и пути реше-

ния // Математика в школе. 2016. № 4. С. 35-38.

6. Шкерина Л.В., Григорьева Ф.А., Ракуньо Ф. Формирование метапредметных умений учащихся в процессе обучения математике // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 1(31). С. 74-78.

7. Шкерина Л.В., Константинова A.C., Курсиш И.Ф. Формирование метапредметных умений школьников в условиях проектного обучения математике // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 1(35). С. 39-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.