О.В, ТУМАШЕВА, М.Е. ШИРШИКОВА, А.И. МОЛДЫБАЕВА. ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ-ИНОФОНОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ-ИНОФОНОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
THE FORMATION OF METASUBJECT SKILLS
OF FOREIGN STUDENTS IN THE PROCESS
OF LEARNING MATHEMATICS: PROBLEMS AND SOLUTIONS
О.В. Тумашева, М.Е. Ширшикова, А.И. Молдыбаева
O.V. Tumasheva, М.Е. Shirshikova, A.I. Moldybaeva
Метапредметные умения, формирование, обучение математике, обучающиеся-инофоны, обучение детей-мигрантов, готовность учителя, стратегическая программа.
Миграционные процессы, происходящие в современном обществе, оказывают значительное влияние на проектирование и реализацию учебного процесса в образовательной школе. В статье выделены проблемы, возникающие в процессе формирования метапредметных умений обучающихся, не являющихся носителями русского языка, средствами предметной области «Математика» в общеобразовательной школе. Обоснованы конкретные пути решения выделенных проблем. Представлено содержание стратегической программы формирования метапредметных умений обучающихся-инофонов. Предложены конкретные методические рекомендации по формированию метапредметных умений обучающихся-ино фонов в процессе обучения математике.
Metasubject skills, formation, learning Mathematics, foreign students, teaching migrant children, the willingness of the teachers, strategic program. Migration processes in modern society have a significant impact on the design and implementation of the learning process in a secondary school. The article highlights the problems arising in the process of the development of metasubject skills of students who are not native speakers of the Russian language by means of Mathematics subject area in a secondary school. It also justifies specific solutions to selected problems and presents the content of the strategic program for the formation of metasubject skills of foreign students. Furthermore, the article proposes specific methodic guidelines on the formation of metasubject skills of foreign students in the process of learning Mathematics.
Современный мир меняется каждый день. Хотим мы этого или нет, но нормой становится многомерная идентичность. Миграцию сегодня следует рассматривать как расширение социального пространства и игнорировать эту особенность при проектировании содержательного и процессуально-технологического компонентов образовательного процесса невозможно. В настоящее время, по данным статистики, дети-инофоны (обучающиеся, неявля-ющиеся носителями русского языка, владеющие русским языком лишь на бытовом уровне) составляют в среднем около 30 % общего числа
учеников в российских школах. Такие обучающиеся не всегда понимают объяснения учителя, полученное задание; не умеют совсем или почти совсем выразить свою мысль; зачастую для них формулировки текстовых заданий выступают в роли набора слов-констант, которые никак не выражают между собой логической зависимости. Проблема обучения инофонов в отечественной педагогике исследуется в двух аспектах: социальном и филологическом: разрабатываются программы социальной адаптации таких обучающихся, методики обучения их русскому языку [Методика обучения ..., 2013; и др.] и т.д.
<
m
Щ
$9
I %
С И
о
ь
к к
W Рq Н U
Рч
<
о ^
о о о Q
£ W
н S о
Рч W
о §
к
и
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
д
н и
щ
PQ
В то же время остается недостаточно разработанной проблемаформирования у этихобучающихся метапредметных умений средствами различных предметных областей, в частности математики, что в условиях реализации новых образовательных стандартов является весьма актуальным.
В последнее десятилетие появилось достаточное количество работ, в которых предлагаются конструктивные методические и технологические решения проблемы формирования метапредметных умений в процессе обучения математике [Шкерина и др., 2015; 2016; Тума-шева, Берсенева, 2015; 2016; Тумашева, Абрамова, 2016; Тумашева, Рукосуева, 2016; Тумашева, 2016; и др.]. Несмотря на всю теоретическую и практическую значимость этих работ, следует отметить, что предлагаемые в них решения разработаны без учета сложного характера этнического состава обучающихся общеобразовательных школ. В связи с чем имеющиеся рекомендации и предлагаемые подходы к формированию метапредметных умений в процессе обучения математике недостаточно эффективны в полиэтнической школе.
Перед учителем математики сегодня стоит серьезная задача: обеспечить достижение новых образовательных результатов в процессе обучения математике различных категорий обучающихся, проявляя уважение к обучающимся-мигрантам, сохраняя их национальную идентичность. Цель данной статьи - выделение проблем, возникающих при решении обозначенной задачи в процессе обучения математике и обоснование возможных путей их решения.
Одной из проблем, обусловливающих трудности при формировании метапредметных умений обучающихся-инофонов, является неготовность современного учителя математики к проектированию и реализации в процессе обучения математике необходимых условий. Учителя не учитывают национальный менталитет инофонов, их религиозные традиции, не владеют методикой работы с данной группой обучающихся, не знают их родного языка, не имеют опыта формирования метапредметных умений обучающихся вообще и инофонов в частности.
В этой связи большинство учителей не понимают, как можно вовлечь таких обучающихся в постанову целей урока, обучить их планировать и прогнозировать свои действия, привлечь к открытию новых знаний, поиску истины, включить в групповое взаимодействие и т.д. Порой учителя испытывают по отношению к обучающимся-инофонам потенциальный страх, обусловленный общим социальным контекстом, что также является определенным барьером на пути решения задач современного образования. В силу указанных причин необходима специальная подготовка учителей математики к работе в полиэтническом школьном коллективе, к достижению новых образовательных результатов в процессе обучения математике с учетом специфики контингента обучающихся, в процессе которой учителя освоили бы конкретные технологические приемы, обеспечивающие формирование метапредметных умений обучающихся-инофонов в процессе обучения математике, ознакомились бы с имеющимся положительным опытом в данном направлении и т.д. Решение этой проблемы является первостепенным, поскольку обусловливает решение других проблем, не менее значимых для образовательного процесса.
Серьезной проблемой на пути решения задачи формирования метапредметных умений детей-инофонов в процессе обучения математике является и отсутствие в образовательном учреждении (ОУ) единой стратегической программы достижения новых образовательных результатов обучающихся-инофонов, не зависящей от предметных областей и ступеней обучения, но учитывающей особенности полиэтнического состава обучающихся конкретного ОУ. Стратегическая программа, конкретизируя требования нового стандарта к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, служит основой для разработки программ формирования метапредметных умений обучающихся-инофонов средствами предметной области «математика», для разработки соответствующих технологических аспектов обучения математике, для отбора и / или разработки адекватного дидактического инструмен-
О.В. ТУМАШЕВА, М.Е. ШИРШИКОВА, А.И. МОЛДЫБАЕВА. ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ-ИНОФОНОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
тария, для обеспечения соответствующих мониторинговых процедур и т.д. В стратегической программе на основе анализа особенностей полиэтнического состава обучающихся ОУ должны быть установлены целевые ориентиры процесса формирования метапредметных умений инофо-нов; определены состав и характеристика умений, формируемых у инофонов на разных этапах обучения; раскрыта связь метапредметных умений с содержанием предметных областей; определены условия, обеспечивающие формирование метапредметных умений обучающихся-инофонов: кадровые, нормативно-правовые, информационные, методические, материально-технические; описаны мониторинговые процедуры и необходимые для реализации программы мероприятия.
Такой подход, во-первых, обеспечит непрерывность процесса формирования метапредметных умений обучающихся-инофонов средствами предметной области «Математика» на разных ступенях обучения. Во-вторых, поможет решить еще одну актуальную проблему: отсутствие разработанного на технологическом уровне методического сопровождения процесса формирования метапредметных умений обучающихся-инофонов средствами предметной области «Математика», учитывающего особенности обучения таких детей. В этой связи считаем целесообразным сформулировать ряд рекомендаций. Проектируя процесс обучения инофонов математике, ориентированный на формирование метапредметных умений, конструируя соответствующие дидактические средства, необходимо:
- обеспечивать постоянное включение обучающихся-инофонов в активную аналитическую деятельность при работе с математическими текстами (раскрытие семантики отдельных математических терминов, слов, свойств и признаков математических объектов, подбор синонимов и антонимов к новым, малознакомым для обучающихся словам, новым терминам, предоставление возможности увидеть в них сходства и отличия, поиск аналога в родном языке и т.д.);
- преодолевать стереотипы национального понимания распределения тендерных ролей в обществе через создание на уроке математики ситуаций социальной неоднозначности, сконструированных на предметном материале, для выхода из которых обучающимся, независимо от их тендерных различий, приходится ставить цели, принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность, планировать деятельность, находить различные решения и т.д., что благоприятным образом скажется на осознании обучающимися-инофонами необходимости овладения метапредметными умениями для успешной социализации и адаптации в современном российском обществе;
- включать в содержание обучения математике индивидуальные разноуровневые ме-тапредметные и проектные задания [Тумашева, Берсенева, 2015; Тумашева, 2016], конструирование которых основано на принципах прагматичности, реализации межпредметных связей, отражения национального контекста, что позволит создать необходимый эмоциональный фон для формирования у инофонов познавательной мотивации и активной позиции обучающихся при овладении метапредметными умениями;
- учитывать особенности национальной культуры общения, традиций, особенности семейного воспитания, национальные ценности и другое при формировании коммуникативных умений через включение обучающихся в речевые ситуации, сконструированные на предметном материале, вызывающие желание высказываться;
- прививать потребность в коммуникации и развитии навыков делового общения через включение в групповую, коллективную деятельность при решении проблем предметной области;
- применять методы обучения, позволяющие обучающимся-инофонам выразить свою позицию, свое понимание изучаемых математических объектов, процессов и т.п. без непосредственного применения речевых конструкций русского языка. К таким методам можно отнести метод «Карты памяти» («Mind Mapping») -отказ от обычных «линейных» записей и фиксация информации в графической форме в виде
<С
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
о я
2S
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н и
щ м
ветвящейся кроны дерева с использованием различных иллюстраций, символов, шаблонов и т.п. Данный метод является весьма результативным при изучении теоретического материала, поскольку позволяет зафиксировать основные идеи, свойства и признаки математических объектов, алгоритмы выполнения действий и т.п. в удобной и понятной для обучающихся-инофонов форме;
- использовать средства визуализации, новых информационных технологий для пояснения речевых оборотов, произносимых или прочитанных действий, свойств и признаков математических объектов и т.п.
Представленные рекомендации могут стать рамочной основой для разработки соответствующих технологических процедур и конструирования необходимых дидактических средств, обеспечивающих формирование метапредмет-ных умений обучающихся-инофонов в процессе обучения математике.
Библиографический список
1. Константинова A.C. Формирование универсальных учебных действий учащихся 5 классов на уроках математики в заданных педагогических условиях // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 4. С. 243-246.
2. Методика обучения русскому языку детей-инофонов: сб. метод, материалов / сост. O.A. Хасанов. Красноярск: КК ИПКРО, 2013. 125 с.
3. Тумашева О.В., Рукосуева Е.Г. Какие задачи решать на уроках математики в аспекте требований ФГОС? // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 1 (35). С. 31-34.
4. Тумашева О.В. Конструктор метапредмет-ных заданий по математике // Математика в школе. 2016. № 7. С. 23-27.
5. Тумашева О.В., Берсенева О.В. Обучение математике с позиции системно-деятельностного подхода: монография // Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. 280 с.
6. Тумашева О.В., Берсенева О.В. Проектные задачи на уроках математики // Математика в школе. 2015. № 10. С. 27-30.
7. Тумашева О.В., Абрамова Е.В. Учебная деловая игра в процессе обучения математике // Вестник ОГУ. 2016. № 2 (190). С. 62-66.
8. Тумашева О.В. Формирование метапред-метных умений: проблемы и пути решения // Математика в школе. 2016. № 4. С. 35-38.
9. Шкерина Л.В., Григорьева Ф.А., Ракуньо Ф. Формирование метапредметных умений учащихся в процессе обучения математике // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 1(31). С. 74-78.
10. Шкерина Л.В., Константинова A.C., Кур-сиш И.Ф. Формирование метапредметных умений школьников в условиях проектного обучения математике // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 1(35). С. 39-42.