Научная статья на тему 'ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ДЕЗАДАПТИПРОВАННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)'

ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ДЕЗАДАПТИПРОВАННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
123
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
проектные технологии / социальная реабилитация / несовершеннолетние дети / Республика Дагестан.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абдусаламова Р.А., Асельдерова Д.А., Амиргамзаева С.М.

Теоретико-методологическая актуальность данной статьи состоит в необходимости совершенствования гносеологических основ и научно-исследовательского аппарата теории и методики такого социального явления как системы предупреждения безнадзорности несовершеннолетних через реализацию социального проекта в деятельности специализированных социально-реабилитационных учреждений. В статье рассматриваются некоторые проблемы безнадзорности, которые выражаются в отчуждении детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии к ним родителей и воспитателей. В результате у несовершеннолетних появляются негативные и антиобщественные привычки и интересы, формируются отклоняющееся поведение, трудновоспитуемость, педагогическая запущенность. Отмечается, что реализация проектов создаст условия для внедрения новых технологий поддержки и профилактики семейного неблагополучия. Авторами определены теоретико-методологические основы социального сопровождения реабилитации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, как особой сферы деятельности специализированных социальных учреждений, обеспечивающей последовательное прохождение несовершеннолетними основных этапов социализации (адаптация, индивидуализация, интеграция) на основе использования концептуальной модели предупреждения социального сиротства в рамках реализации основных ориентиров государственной семейной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ДЕЗАДАПТИПРОВАННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)»

gs4 инновации ^d

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -10-245-251 NIION: 2018-0076-10/21-270 MOSURED: 77/27-023-2021-10-469

АБДУСАЛАМОВА Раисат Албуриевна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории социальной работы социального факультета Дагестанского государственного университета, Республика Дагестан, г. Махачкала, e-mail: abdusalamovaraisat@mail.ru

АСЕЛЬДЕРОВА Джамиля Айнутдиновна,

магистрант вечернего отделения социального факультета Дагестанского государственного университета, Республика Дагестан, г. Махачкала, e-mail: aselderova.d@mail.ru

АМИРГАМЗАЕВА Сапият Магомедовна,

магистрант вечернего отделения социального факультета Дагестанского государственного университета, Республика Дагестан, г. Махачкала, e-mail: Sapi.amirgamzaeva@mail.ru

ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ДЕЗАДАПТИПРОВАННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)

Аннотация. Теоретико-методологическая актуальность данной статьи состоит в необходимости совершенствования гносеологических основ и научно-исследовательского аппарата теории и методики такого социального явления как системы предупреждения безнадзорности несовершеннолетних через реализацию социального проекта в деятельности специализированных социально-реабилитационных учреждений. В статье рассматриваются некоторые проблемы безнадзорности, которые выражаются в отчуждении детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии к ним родителей и воспитателей. В результате у несовершеннолетних появляются негативные и антиобщественные привычки и интересы, формируются отклоняющееся поведение, трудновос-питуемость, педагогическая запущенность. Отмечается, что реализация проектов создаст условия для внедрения новых технологий поддержки и профилактики семейного неблагополучия. Авторами определены теоретико-методологические основы социального сопровождения реабилитации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, как особой сферы деятельности специализированных социальных учреждений, обеспечивающей последовательное прохождение несовершеннолетними основных этапов социализации (адаптация, индивидуализация, интеграция) на основе использования концептуальной модели предупреждения социального сиротства в рамках реализации основных ориентиров государственной семейной политики.

Ключевые слова: проектные технологии, социальная реабилитация, несовершеннолетние дети, Республика Дагестан.

ABDUSALAMOVA Raisat Alburievna,

PhD in Philology, Associate Professor of the Department of Theory and History social work of the social faculty

Dagestan State University, Republic of Dagestan, Makhachkala

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

ASELDEROVA Jamilya Aynutdinovna,

Master's student of the evening department of the social faculty of the Dagestan State University, Republic of Dagestan, Makhachkala

AMIRGAMZAEVA Sapiyat Magomedovna,

Master's student of the evening department of the social faculty of the Dagestan State University, Republic of Dagestan, Makhachkala

DESIGN TECHNOLOGIES IN ORGANIZATION OF SOCIAL AND REHABILITATION SPACE FOR DEADAPTYPED MINORS (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN)

Annotation. The theoretical and methodological relevance of this article lies in the need to improve the epistemological foundations and research apparatus of the theory and methodology of such a social phenomenon as a system for preventing neglect of minors through the implementation of a social project in the activities of specialized social rehabilitation institutions. The article examines some of the problems of neglect, which are expressed in the alienation of children from the family, the children's collective and, at the same time, in the indifference of parents and educators to them. As a result, minors develop negative and antisocial habits and interests, deviant behavior, educational difficulties, and pedagogical neglect. The implementation of projects will create conditions for the introduction of new technologies to support and prevent family problems. The authors have determined the theoretical and methodological foundations of social support for the rehabilitation of children in difficult life situations, as a special sphere of activity of specialized social institutions, ensuring the sequential passage of minors through the main stages of socialization (adaptation, individualization, integration) based on the use of a conceptual model of social prevention. orphanhood as part of the implementation of the main guidelines of state family policy.

Key words: design technologies, social rehabilitation, young children, the Republic of Dagestan.

Взаимодействие государства и гражданского общества в сфере защиты детства характеризуется сегодня недостаточной активностью сторон, формальным и персонифицированным характером связей, отсутствием равноправия между сторонами, поэтому продолжает оставаться актуальной государственная политика по расширению системы профилактики безнад-зорности несовершеннолетних за счет включения в нее общественных субъектов, налогового и конкурсного стимулирования и развития гражданской активности, в том числе и в регионах, в частности в Республике Дагестан.

Необходимо отметить, что сложившаяся современная ситуация в области поддержки детей требует комплексного и структурированного подхода, что позволит, на наш взгляд, эффективно решать возникающие социальные проблемы. В связи с этим актуальными становятся вопросы реформирования подходов к реабилитации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Важной составляющей успешной реализации реабилитационного процесса в деятельности

учреждений социального обслуживания семьи и детей должна стать разработка и внедрение новых технологий социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. Внедрение и использование новых технологии при раннем выявлении семьи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, позволит повысить качество профилактической работы, более эффективно использовать имеющиеся кадровые ресурсы в проведении социальной реабилитации семьи, а также повысить мотивацию семьи, находящейся в социально опасном положении, на собственную активность в решении проблем.

В рамках Республиканского социально-реабилитационного центра (г. Махачкала, Республика Дагестан) разработан проект «Нет безразличию», который предусматривает решение следующих задач:

- социально-педагогическая поддержка семьи и детства;

- создание вокруг несовершеннолетних дезадаптантов реабилитационного пространства, охватывающего все аспекты их проблем;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

- обеспечение всеми техническими средствами, игровым и спортивным оборудованием, облегчающим условия содержания и развития ребенка;

- укрепление материально-технической базы Центра;

- обучающая и веселая программа помощи детям в решении поведенческих проблем;

- создание условий для выявления творческого потенциала воспитанников Центра при содействии и непосредственном участии Даггос-филармонии;

- осуществление социального патронажа неполных семей группы социального риска, их выявление.

Проект ориентирован на расширение контингента детей для оказания им социальных услуг в условиях специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации, на увеличение воздействующих факторов для социального оздоровления семьи, а именно ее воспитательной функции, на организацию продуктивной трудовой и коллективной творческой деятельности, на профилактику семейного неблагополучия и конфликтных ситуаций.

Главное требование к программе - создание структуры, которая сформировала бы реабилитационное пространство, вмещающее специфические методики и технологии ее подразделений.

К основным направлениям реализации проекта «Нет безразличию» относятся:

1. Создание педагогического театра (игроте-рапия). Задача педагогического театра: вернуть в игру, пробудить фантазию, обратится к образам. В ходе игровой деятельности нормализуется психическое здоровье и психологическое состояние, каков ребенок в игре - таков и в жизни. Принцип педагогического театра:

а) объединение играющего коллектива единой темой, значимой для всех, оперированной к опыту каждого, независимо от возраста;

б) максимальное использование музыки и пластики, предпочтение рифмованного текста;

в) распределение ролей в соответствии с индивидуальной программой реабилитации несовершеннолетних;

г) наличие играющего педагога, своеобразного детонатора игры.

2. Создание домашней школы.

Школа призвана убедить ребенка в его возможностях не только успешно овладеть программой того класса, на котором оборвалось его обучение, но и догнать свой возраст. Планируется создание макета и издание «творческих тетрадей».

Принципы домашней школы:

- все могут учиться. Учиться интересно.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

- не важно, сколько лет тебе, важно преодолевать трудности

- необходимо непременно попасть в массовую школу. Экзамен на переход в массовую школу держит не только ребенок, но и весь Центр.

3. Проведение конкурса «Культура - детям». Конкурс совместно с Даггосфилармонией «Протяни руку ребенку» - позволит выявить творческий потенциал несовершеннолетних.

4. Проведение серий занятий по темам:

- «Очаг согревающий». Здесь изучается культура народов Дагестана. В ходе занятий организуются экскурсии по селам и городам, где сохранено богатое культурное наследие - Унцукуль, Балхар, Табасаран, Дербент, Ботлих, посещение Музея изобразительных искусств, тесное сотрудничество работников музея и Центра, участие в майдане, в празднике первой Борозды и Ура-за-Байрам, а также экскурсия группы детей в Хив-ский район с целью ознакомления с ремеслами народов Дагестана (ковроткачеством).

- «Оглянись вокруг». Изучение природы в жизни и искусстве.

- «Я человек» - Личность в искусстве. Танец, художественно изобразительная деятельность.

- «Мой мир в рисунке».

- «Современное состояние дагестанской семьи» [3].

Все мероприятия Центра пользуются большой популярностью у детей. Они постоянно принимают участие в разнообразных конкурсах, соревнованиях и иных мероприятиях, организуемых в Центре и получают от этого удовольствие, причем почти все они отмечены наградами и благодарностями за участие.

5. Создание семейно-воспитательных групп из детей, оставшихся без попечения, проживающих вне семьи. Семейные воспитательные группы создаются в соответствии с положением Конвенции ООН «О правах ребенка» [1].

В перспективе территория Центра для несовершеннолетних площадью в 1 га позволяет создать «мини - Диснейленд»: иметь у себя на территории большой настоящий бассейн, площадку со сказочными персонажами, комнату смеха, спортивно - оздоровительный центр. Создание «Диснейленда» сформирует в Центре реабилитационное пространство как интеграционную форму воздействия на дезадаптированных детей и подростков.

Беря за основу стратегию новой Концепции государственной семейной политики, принятой недавно в России, нами также разработан и предложен к реализации в рамках социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних проект «МиР (мы и родители) в семье», целью которого является организация работы с семьями

несовершеннолетних, определяемых в специализированные учреждения для детей в трудной жизненной ситуации. В соответствии с проектом мы предлагаем строить работу с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, в три этапа: -диагностический этап: Цель: выявление уровня социальной дезадаптации семьи, в целях определения имеющегося реабилитационного потенциала и разработка программы семейной реабилитации. -реабилитационный этап: Цель: осуществление коррекционных мероприятий, направленных на преодоление ситуации семейного неблагополучия, путем индивидуального подхода к решению возникших проблем семьи.

-постреабилитационный этап: Цель: социальный контроль и дальнейшая социальная поддержка семьи специалистами социальной службы.

Реализация мероприятий, предусмотренных проектом, позволит удовлетворить имеющиеся потребности в помещении безнадзорных детей и подростков - правонарушителей в государственное социально-реабилитационное учреждение, привести его площадь в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, улучшить условия содержания, воспитания и реабилитации деви-антного ребенка, создать предпосылки полнокровной жизни несовершеннолетних беспризорных и интеграции в обществе. Статус несовершеннолетнего, как воспитанника Центра, сохраняется. Предусматриваются денежные средства на поддержку действующих и вновь создаваемых семейных групп (одежда, канцтовары, предметы личной гигиены и др.). При реализации мероприятий проекта, обязательное условие - обратная связь с детьми. Для обеспечения обратной связи и ее контроля организуется: проведение консультаций с детьми и воспитателями между концертами, разработка творческих тетрадей с тематическими заданиями, активное участие детей в занятиях (чтение стихов, пение народных песен на национальных языках, создание рисунков-иллюстраций) и т.д. Социально-проектная технология как одна из форм модернизации социальной жизни общества приобретает большой успех в деятельности организаций социального обслуживания. Так, на базе Центра нами в сотрудничестве со студентами 4 курса социального факультета ДГУ был разработан социальный проект «Реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей, на базе специализированных учреждений для несовершеннолетней Республики Дагестан».

Целью проекта являлось повышение эффективности деятельности по реабилитации

детей, оставшихся без попечения родителей, на основе реализации комплекса реабилитационных мероприятий.

В процессе общения с детьми социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних была заметна явно выраженная отчужденность детей, скрытность, неуверенность в себе и своих действиях, а также слабо развитые коммуникативные навыки, тогда и зародилась концепция социализирующего реабилитационного воздействия на детей, оставшихся без попечения родителей. Следует отметить, что в регионе функционируют 7 специализированных центров, которые расположены на территории всей Республики Дагестан [7]. В качестве опорного центра, для реализации проекта был выбран именно «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» в городе Махачкала. Следовательно, данный проект является универсальным для сети специализированных учреждений для несовершеннолетних граждан, так как именно на базе этого центра внедряются различные инновационные технологии в деятельность остальных учреждений.

Способы достижения цели: Адресная работа с несовершеннолетними с применением современных социальных технологий, привлечением внимания заинтересованных специалистов в решении проблем. Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» адресная работа с несовершеннолетними осуществляется на основе индивидуальной программы (гл. 5, ст. 16) настоящего закона [2]. Выделены следующие задачи:

1. Вовлечение студентов в процесс реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей, на базе специализированных учреждений республики.

2. Обследование детей-клиентов центра на предмет выявления их девиации, интересов и склонностей с использованием методов наблюдения, анкетирования, экспресс - опросов и др.

3. Определение дальнейшей стратегии действий.

Осуществляется обследование детей, оставшихся без попечения родителей на предмет выявления их девиации, интересов и склонностей с использованием методов наблюдения, анкетирования, экспресс-опроса и др.

Проведя анализ анкетирования, определяется стратегия действий. Работа студентов строится индивидуально с каждым ребенком, т.е. студент выполняет роль наставника для последнего. Это необходимо для достижения конечной цели: социализация ребенка, привитие коммуникативных навыков, определение места в социуме.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

Оптимальная работа - это индивидуальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, «Я и Ты» при необходимости с привлечением специалистов смежных областей, для разрешения девиаций, имеющихся у несовершеннолетнего. Для контроля производственного процесса применяется метод мониторинга, который позволит выявить проблемные точки (возможно зоны) в ходе реализации проекта и устранить их. Данный проект предусматривает 3 этапа реализации:

- первый этап - исследовательская работа, проведение сплошного анкетирования, беседа с детьми, наблюдение; - все это позволило нам определить цели, направления деятельности для второго этапа.

- второй этап - за этот период, как и планировалось, на базе центра стали функционировать клубы по интересам.

Студентами было открыто 4 клуба по следующим направлениям:

1. Спортивный клуб «Олимпия». Его основной целью является приобщение детей к спорту, к здоровому образу жизни. Данный клуб возглавляет глава спортивного сектора социального факультета. В рамках функционирования клуба, детям предлагается ознакомиться с различными видами спорта их правилами, а также самим попробовать реализовать свои способности. Примечательно, что в данный клуб записываются не только мальчики, но и девочки, которым тоже интересен спорт, и которые тоже хотят испытать свои силы.

2. Клуб «<Юный натуралист». Здесь собрались тонкие натуры и ценители прекрасного. Это ребята кому интересна флора и готов стоять на страже экологической безопасности. Дети, преимущественно девочки, с удовольствием вместе со студентами ухаживают за благоустроенной территорией, за цветами и деревьями. Функционируя, этот клуб поспособствовал развитию в детях экологической культуры.

3. Клуб «Genius». Он собрал у себя неравнодушных к компьютерным технологиям. Два раза в неделю дети вместе с главой клуба изучают новые программы, учатся работать с тем, что уже есть. Данный клуб пользуется особой популярностью среди детей, поскольку многим интересны современные технологии, ведь технологии это будущее!

4. «Шефскийклуб». Здесь все просто и ясно, те, кто постарше взял на себя ответственность по опеке младших, «шефы» следят за порядком в группе, на площадках. Затем на ежемесячных собраниях докладывают о своих успехах. Распределение детей по клубам таково 19% детей, из целевой группы, направлены в клуб «Олимпия», 10% являются членами клуба «Юный натура-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

лист», «Genius» - 19%, «Шефский клуб» - 30%. Оставшиеся 18% детей не задействованы ни в одном клубе.

Функционирование этих клубов позволяет:

1.Научить детей ответственности.

2.Наладить социальные связи между собой.

3. Осознать свою значимость.

4. Раскрыть себя, свой потенциал.

5. Выявить специалистам и команде проекта проблемы и отклонения у детей и с помощью индивидуальных программ, скорректировать их.

На втором этапе так же был прочтен курс лекций «Моя профессия». Он включал в себя 10 классных часов, посвященных наиболее рас-про-страненным и популярным профессиям, с которыми предлагалось ознакомиться детям. Также было проведено ряд тренингов по налаживанию внутригрупповых отношений, развитию командного духа.

Все эти мероприятия позволили с максимальной пользой занять время детей. Сформировать в них общепринятую систему ценностей, а также выявить проблемы и совместно со специалистами разрешить их.

- и, уже на третьем этапе - проведение мониторинга, в ходе которого выявляются недочеты индивидуальной программы и подводятся коррективы в соответствие с результатами мониторинга.

Следует отметить, что получателями услуг в учреждении являются дети в возрасте от 10 до 15 лет, пребывающие в центре от 3-х до 6-ти месяцев. В последнее время наблюдается тенденция к реформированию сети детских домов в Республике Дагестан, об этом свидетельствуют следующие данные. В республике более 4,5 тысяч детей находятся в опекунских семьях и работают более 100 приемных семей, т.е. эта тенденция оптимального жизнеустройства в семью сохранилась и всячески поддерживается государством в виде различных льгот, пособий. Высокий процент возврата детей в родные семьи, свидетельствует о колоссальной работе с семьей, по устранению семейного неблагополучия.

Важно отметить, что на период действия проекта с 2019 г., положительная тенденция сохранилась. Все большее количество детей было возвращено в семьи. Как результат за время внедрения проекта число детей возвращенных в родные семьи увеличился на 30%, а число детей направленных в образовательные учреждения, для детей сирот сократилось на 8 %. Что касается финансирования, то одним из преимуществ данного проекта является малозатратность, отсутствие как таковых бюджетных источников. Здесь все строится на инициативе спонсорских взносов неравнодушных граждан и организаций. В про-

цессе реализации проекта были вовлечены партнёры, которые в дальнейшем будут оказывать спонсорскую поддержку, предполагая взамен рекламу среди аудитории студентов и преподавателей. То есть партнёры будут играть роль добровольных спонсоров проекта.

В ходе интегрированной работы по реализации нашего проекта коэффициент полезности затрагивает непосредственно:

- детей «социально-реабилитационного центра для несовершен-нолетних»;

- студентов, задействованных в проекте;

- персонал учреждения;

- преподавателей ВУЗа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Специфика проекта в том, что в управленческом отношении он может эффективно влиться в текущую работу организации и стать полноценным звеном структуры центра.

Результат проекта:

Успешная социализация детей, оставшихся без попечения родителей, которая повлечет успешное жизнеустройство, занятие ими в жизни достойного места. Данный проект позволил детям оценить ценности семьи, понять отношения родителей к себе, возродить чувство любви понимания сочувствия к своим родителям. Уяснить для себя, что во многом успешность в жизни будет зависеть от поддержки семьи, что для достижения целей и желаний который они сумели сформировать, во время реализации проекта, будет зависеть от моральной и материальной поддержки самых близких - родителей. Поскольку задачей центра является устранение неблагополучия в семье, воспитания у детей чувства ценности родителей, то можно смело сказать, что данный проект способствует этому. В соответствии с действующим федеральным законодательством, эти вопросы закреплены за органами социальной защиты населения, то именно совместная работа подобных центров с другими заинтересованными организациями и учреждениями позволит более эффективно осуществить процесс социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков, вести профилактику детской безнадзорности и социального сиротства, социальный патронаж неблагополучных семей в республике [5, с. 36-39].

Повышение результативности и эффективности реабилитационной деятельности обеспечиваются посредством ее технологизации, т.е. использования специальных технологий. В их числе - программно-целевая технология, технология формирования новой жизненной среды, технология формирования нормативной среды, коммуникативная технология, релаксационная технология, оценочная технология, трудовая технология, тренинговая технология, патронажная

технология, терапевтическая технология. Некоторые из этих технологий имеют достаточно широкое распространение, другие находятся на стадии формирования, третьи только обозначены. Процесс технологизации реабилитационной деятельности может быть продолжен в направлениях ее функционально-целевого, нормативного, опера-ционно-процедурного, инструментального и организационного обеспечения [4, с. 24].

Стоит отметить недостаточное участие семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, в мероприятиях, направленных на преодоление условий социального неблагополучия. Проблема социального сиротства продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем детства. Главная задача этого направления - активное внедрение семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сокращение количества детей, находящихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Социальная значимость проблем, связанных с семейным неблагополучием, социальным сиротством, обуславливает необходимость их решения при активной государственной поддержке с использованием программно-целевого метода, который позволяет обеспечить высокий уровень межведомственной координации, будет способствовать наиболее эффективному взаимодействию при выработке общих подходов в ходе реализации мер социальной поддержки и улучшения положения семей с детьми [6, с. 178]. Для повышения реабилитационного потенциала семьи в отношении показателя социального статуса в центре реализуется технологическая карта предупреждения социального сиротства, которая предусматривает межведомственное взаимодействие по сохранению семейного окружения детей в трудной жизненной ситуации. В рамках данного взаимодействия реализуются межведомственные проекты, которые направлены как на поддержку семей в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, так и на повышение значимости института семьи.

По результатам изучения социально реабилитационной деятельности, проводимой в СРЦ, показывает, что у детей, прошедших через реализацию программ социальной реабилитации вырабатываются стойкие, положительные жизненные ориентиры, меняется психологическое состояние, укрепляется здоровье, расширяется кругозор, вырабатываются необходимые социальные умения, навыки. 80% детей после проведения реабилитационных мероприятий в социально-реабилитационном центре возвращается в семью.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

Усилить такую помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизнен-ной ситуации, и их семьям возможно в условиях специализированных учреждений для детей через проведение реабилитационных мероприятий в семье ребенка, оказания им социальной поддержки во время и после пребывания ребенка в социозащитных учреждениях; совместную деятель-ность с родителями и лицами их замещающими.

Список литературы:

[1] Конвенции ООН «О правах ребенка». Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 06.10.2021).

[2] Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_156558/ (дата обращения: 06.10.2021).

[3] Отчет о деятельности СРЦН за 2020 г. [Электронный ресурс ]. - Режим доступа: https:// dagmintrud.ru/ uchrezhdeniya /respu blikanskie-statsionarnye-uchrezhdeniya-sots-obsluzhivaniya/ sotsialno-reabilitatsionnyy-tsentr-dlya-nesovershennoletnikh/ (дата обращения: 06.10.2021).

[4] Егорова Н.К. Формы работы по защите прав и интересов детей в условиях социально-реабилитационного центра // Социальная педагогика. 2012. № 5. - С. 23-28.

[5] Лебедева Т.С. Взаимодействие социальных институтов как условие формирования реабилитационного пространства для безнадзорных детей // Ярославский педагогический вестник. 2010. Т. 2. № 4. - С. 36-39.

[6] Мустаева Ф.А. Социальная работа с семьей как часть семейной политики // Известия Уральского федерального университета. Серия 3:

Общественные науки. 2010. № 2 (77). - С. 178186.

[7] Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Дагестан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// dagmintrud.ru/ (дата обращения: 06.10.2021).

Spisok literatury:

[1] Konvencii OON «O pravah rebenka». Prin-yata rezolyuciej 44/25 General'noj Assamblei ot 20.11.1989 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conven-tions/childcon.shtml (data obrashcheniya: 06.10.2021).

[2] Federal'nyj zakon ot 28.12.2013 № 442-FZ «Ob osnovah social'nogo obsluzhivaniya grazhdan v Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop.) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_156558/ (data obrashcheniya: 06.10.2021).

[3] Otchet o deyatel'nosti SRCN za 2020 g. [Elektronnyj resurs ]. - Rezhim dostupa: https://dag-mintrud.ru/ uchrezhdeniya /respublikanskie-statsion-arnye-uchrezhdeniya-sots-obsluzhivaniya/sotsial-no-reabilitatsionnyy-tsentr-dlya-nesovershennolet-nikh/ (data obrashcheniya: 06.10.2021).

[4] Egorova N.K. Formy raboty po zashchite prav i interesov detej v usloviyah social'no-reabilitac-ionnogo centra // Social'naya pedagogika. 2012. № 5. - S. 23-28.

[5] Lebedeva T.S. Vzaimodejstvie social'nyh institutov kak uslovie formirovaniya reabilitacionnogo prostranstva dlya beznadzornyh detej // YAroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2010. T. 2. № 4. - S. 36-39.

[6] Mustaeva F.A. Social'naya rabota s sem'ej kak chast' semejnoj politiki // Izvestiya Ural'skogo fed-eral'nogo universiteta. Seriya 3: Obshchestvennye nauki. 2010. № 2 (77). - S. 178-186.

[7] Oficial'nyj sajt Ministerstva truda i social'noj zashchity Respubliki Dagestan [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://dagmintrud.ru/ (data obrashcheniya: 06.10.2021).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.