- актуальность: можно увидеть почти в каждом аспекте, начиная с того, что это приносит пользу экологии и, заканчивая тем, что это дело приносит владельцу большую прибыль;
- поддержка местных властей;
- доступность и неисчерпаемость сырья;
- высокая результативность, за счет не освоенности отрасли в нашей стране;
- возможность начать с минимального производства.
Резюмируя все риски и конкурентные преимущества, мы видим, что реализация данного проекта актуальна, прибыльна, востребована обществом и перспективна.
Источники:
1. Андреева Н. В. Проблемы утилизации отходов в РФ и за рубежом / Н. В. Андреева, Е. М. Лапаева, А. Э. Тишкова, Д. В. Юрасова // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Экономические науки. -2018. - № 3(17). - С. 6-14.
2. Бут В. В. Тенденции и особенности инновационного развития перерабатывающих предприятий АПК / В. В. Бут, А. Ю. Аджиева // Вестник Академии знаний. - 2019. - № 31(2). - С. 56-59.
3. Воронина Н. В., Стексова С. Ю. Совершенствование механизма оценки и управления рисками проектного финансирования // Вестник ТОГУ. -2021. - № 2 (61). - c. 159-168.
4. Гужев Д.А., Синцова Е.А. Переменное значение ставки дисконтирования и чистый дисконтированный доход при вариативном определении начальных инвестиций в пессимистическом сценарии реализации инвестиционного проекта // Экономика, предпринимательство и право. - 2023. - Том 13.
- № 10. - С. 4443-4460.
5. Жуковский К. В., Синцова Е. А. Пути решения проблемы оценки бизнес-проектов в сфере информационных технологий методом дисконтирования денежных потоков // Экономика и предпринимательство. - 2023. - № 3(152). - c. 741-745.
6. Кирсанов С. А. Мировой и Российский опыт утилизации твердых бытовых отходов / С. А. Кирсанов, Г. В. Мустафин // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. - 2014. - № 2. - С. 114-120.
7. Минашкина А. В. Раздельный сбор отходов, как формирование одного из аспектов экологического воспитания у детей дошкольного и школьного возраста / А. В. Минашкина // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2020.
- № 3(53). - С. 230-234.
8. Постановление Правительства РФ от 11.03.2023 №373 « О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 г. №1587» // Собрание законодательства РФ. - 2023.
9. Халяпин А. А. Разработка инвестиционного проекта по выращиванию овощей / А. А. Халяпин, А. Д. Гогина, М. И. Савченко // Управленческий учет. - 2022. - № 4-1. - С. 191-199.
10. Халяпин А.А. Внедрение инвестиционного проекта в деятельность компании в условиях нестабильности / А. А. Халяпин, А. В. Ульфанова, А. В. Шевченко, Е. П. Савин // Экономика и предпринимательство. - 2023. - № 5 (154). - С. 781-786.
11. Халяпин, А. А. Инновационное развитие сельскохозяйственной организации на основе реализации инвестиционного проекта / А. А. Халяпин, С. В. Кичкарь, Л. А. Соколова // Вестник Академии знаний. - 2023. - № 4 (57). - С. 318-323.
12. Халяпин, А. А. Методы повышения финансовой устойчивости организаций / А. А. Халяпин, Е. В. Иванова // Актуальные вопросы современной экономики. -2023. - № 3. - С. 122-126.
13. Халяпин, А. А. Оценка и повышение инвестиционной привлекательности организации / А. А. Халяпин, М. Р. Ворокова, М. Д. Самутина // Естественно-гуманитарные исследования. - 2023. - № 3 (47). - С. 351-355.
14. Халяпин, А. А. Повышение эффективности деятельности сельскохозяйственной организации с помощью внедрения инвестиционного проекта / А. А. Халяпин, М. Г. Авакян, О. В. Панферова // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2023. - Т. 1. - № 7 (139). - С. 75-82.
EDN: KJTOCC
Ю.В. Ходковская - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и стратегическое развитие», Уфимский государственный нефтяной технический университет, Уфа, Россия, [email protected],
Yu. V. Khodkovskaya - candidate of economic sciences, associate professor of the department of economics and strategic development, Ufa State Petroleum Technological University, Ufa, Russia;
Е.Е. Баркова - старший преподаватель кафедры «Экономика и стратегическое развитие», Уфимский государственный нефтяной технический университет, Уфа, Россия, [email protected],
E.E. Barkova - senior lecturer of the department of economics and strategic development, Ufa State Petroleum Technological University, Ufa, Russia;
В.М. Аликова - магистрант кафедры «Экономика и стратегическое развитие», Уфимский государственный нефтяной технический университет, [email protected],
V.M. Alikova- master's studentof the department of economics and strategic development, Ufa State Petroleum Technological University, Ufa, Russia.
ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ: ЭФФЕКТЫ МОТИВАЦИИ PROJECT-BASED LEARNING FOR STUDENTS IN THE AGE OF DIGITAL TRANSFORMATION: EFFECTS OF MOTIVATION
Аннотация. Вусловиях цифровой экономики, ситуация на рынке труда постоянно меняется. В связи с этим, работодатели с каждым годом повышают требования к наемным работникам.Именно поэтому важно, чтобы студенты овладели различными навыками и ком-петенциямиво время обучения. Эффективность преподавания в цифровую эпоху тесно связана со способностью создавать когнитивно-передаваемый учебный опыт, эмоционально безопасную среду обучения и использовать проектное обучение для практической подготовки студентов в современном вузе. Важной составляющей практической подготовки студентов является проектная деятельность. Цель статьи -рассмотреть эффекты мотивациистудентов, вовлеченных в проектную деятельностьв рамках образовательного процесса. Основным методом исследования является анализ результатов проектного обучения в ведущих вузах России и Европы, а также изучение влияния мотивации студентов на качество результатов проектного обучения.
Abstract.In the digital economy, the situation on the labor market is constantly changing. In this regard, employers are increasing their requirements for employees every year. This is why it is important that students master various skills and competencies during their studies. Teaching effectively in the digital age is closely linked to the ability to create cognitively transferable learning experiences, emotionally safe learning environments, and use project-based learning to provide practical training to students in a modern university. An important component of students' practical training is project activity. The purpose of the article is to consider the effects of motivation of students involved in project activities within the educational process. The main research method is to analyze the results of project-based learning at leading universities in Russia and Europe, as well as to study the influence of student motivation on the quality of the results of project-based learning.
Ключевые слова: цифровая экономика, проектное образование, мотивация студентов, проектная деятельность, самоорганизация, самообучение.
Keywords:digital economy, project-based education, student motivation, project activities, self-organization, self-study.
256
Международный журнал
Эпоха цифровой трансформациипривела к многочисленным социальным, образовательным, экономическим и технологическим преобразованиям. Современные работодатели все чаще стали требовать от кандидатов наличия набора «мягких» навыков, особенно в области общения и проектной работы. Стимулирование развития и приобретения «мягких» навыков требует смены парадигмы образовательной модели, перехода от традиционных методологий, ориентированных на преподавателя как основного передатчика знаний и содержания, к активным и экспериментальным подходам [5].
В современной образовательной и научной среде проектное обучение воспринимается как профессиональный метод обучения, ориентированный на действие, при котором обучающиеся приобретают знания и навыки, участвуя в значимых практических инициативах, что помогает заинтересовать обучающихся, решая реальные задачи.
Теория «метода проектного обучения» была разработана У. Х. Килпатриком. Американский профессор Л.Г. Кац и канадский профессор Д. Чан предложили студенческо-ориентированный метод обучения, который приобрел популярность в международном образовательном сообществе. В основу теории «метода проектного обучения» положен постулат: «знания могут быть самостоятельно сконструированы и приобретены при определенных условиях, т.е. обучение - это развитие информации и знаний, навыков и поведения, установок и ценностей и т.д.».
В условиях нового технологического уклада теория «метода проектного обучения» получила новый импульс развития, и проектное обучение стало сознательным, систематическим способом удовлетворения потребностей бизнес-среды с учетом непрерывного коммуницирования.
Значение «метода проектного обучения» в современной образовательной средесложно переоценить, поскольку проектная работа потенциально стимулирует, расширяет возможности обучающихся, приводит к укреплению уверенности в себе. Обучение на основе проектов позволяет преподавателям создавать задачи, сложность и открытость которых имитируют проблемы реального мира. Обучающиеся могут видеть междисциплинарный характер этих задач и видеть, что у каждой задачи может быть более одного решения. При этом, лучшие проекты, несомненно, являются результатом реального интереса и энтузиазма со стороны студентов.
В условиях цифровой экономики значительно возрос интерес со стороны государства и бизнеса к результатам интеллектуальной деятельности, созданию высокотехнологичных продуктов, подготовке выпускников учебных заведений к научно-исследовательским разработкам, востребованным на практике, что сформировало новый тренд проектного обучения - широкое использование искусственного интеллекта и больших данных при подготовке специалистов разного профиля и направленности. Актуализация решений производственно-технологических задач в сфере цифровых бизнес-процессов выступила важнейшим аргументом в пользу внедрения развития методов проектного обучения в университетах Российской Федерации и стран Европейского Союза, таких как Германия, Финляндия, Великобритания, Франция и др.
Несмотря на широкие возможности проектной деятельности, обучающиеся нуждаются в мотивации к работе над проектом, поскольку эффекты мотивации обеспечивают оригинальность и качество результатов решения прикладных и фундаментальных задач [3].
Мотивационную готовность к проектной деятельности определяют достаточно много факторов, однако, чтобы быть вовлеченными и мотивированными студентам необходимо иметь «чувство контроля над рабо-той»[9].С целью повышения мотивационной готовности обучающихся к проектной деятельности в Сиамском университете (Таиланд) были сформулированы рекомендации преподавателям:
1) групповая работа на занятиях, способствующая улучшению коммуникации, активному участию в решении реальных проблем, высокий динамизм занятия;
2) приобретение и развитие профессиональных и социальных способностей обучающихся посредством виртуального опыта для повышения возможностей трудоустройства студентов;
3) развитие партнерских отношений в студенческой группе, обеспечивая конструктивную обратную связь, что «дает студентам свободуи уверенность в развитии своего творческого мышления» [2].
Предоставление учащимся возможности самим управлять своим обучением - это действительно эффективный способ заинтересовать и вовлечь их. По возможности предложите им выбор того, как они будут работать над достижением желаемых результатов обучения.
Калифорнийский Баковский институт образования в качестве одного из главных преимуществ проектного обучения выделил положительное влияние, которое оно сказывает на повышение мотивации студентов. Основными факторами которого являются:
- свобода (автономия) работы;
- возможность проявить креативность к решению проблем, не ограничиваясь методическими указаниями;
- командная работа и развитие коммуникативных навыков среди студентов разных групп и факультетов;
- работа над реальными, а не теоретическими и учебными проектами;
- конструктивная обратная связь от преподавателей и экспертов;
- развитие ответственности и чувства времени, так как любой проект ограничен по времени;
- возможность потерпеть неудачу.
Практический интерес представляет модель проектного бизнес-образования ТОПИ в Университете прикладных наук Лауреа (Финляндия) [1], в которой обучение и будущая профессия объединены во взаимодополняющее целое. Оценивая потенциальные эффектыпроектного образования, эксперты установили, что основным мотивационным стимулом обучающихся является желание овладеть компетенциями, которые создают уверенность в будущем, способствуют продвижению по карьерной лестнице и позволяют перейти на более ответ-
ственную работу [8].
Потребность в овладении и развитии цифровых компетенций у обучающихся усилилась в связи с внедрением в российской системе обучения профессиональных стандартов, таких как «Программист», «Специалист по большим данным» и др., обозначившим важность приобретения новых профессиональных навыков в сфере ИТ-технологий. Можно утверждать, что в многом проектный подход формирует у обучающихся навыки к бизнес-проектированию, использованию баз данных, восприятию «производственных процессов как проектов». Отсюда сформировалась новая цепочка ценностей в образовании: «выпускник - образовательный продукт» -«выпускник - научно-исследовательский продукт» - «выпускник - бизнес-продукт» [6].
Личное обучение и планирование карьеры (HOPS) также играли центральную роль, что давало студентам возможность влиять на то, как реализуются учебные курсы, т.е. предоставил ли студент подтверждение компетентности, специализировался в своей работе или завершил курс с «традиционной» системой обучения.Опыт группы ТОПИ показывает, что можно совмещать работу и учебу, а педагогические решения можно использовать для создания условий для поддержания мотивации учащихся и поддержки ее развития. Собственная мотивация к учебе является ключевым ресурсом при балансировании работы, учебы и других требований жизни. Изучение труда функционирует не только как разовое учебное мероприятие, но и как процесс, который поддерживает развитие навыков, необходимых в будущей трудовой жизни [1].
Для ряда крупнейших университетов Европы в целях мотивации студентов к проектному обучению реализуется формат «беспроигрышного проекта» (рисунок 1).
«Беспроигрышный проект»: эффекты [мотивации
делает обучение более увлекательным
повышает вовлеченность обучающихся
поддерживает самостоятельное обучение
позволяет измерять результаты обучения в аутентичных контекстах
Рисунок 1 - Эффекты мотивации обучающихся с помощью «беспроигрышного проекта»
Формат «беспроигрышного проекта» обеспечивает максимальные эффекты в исследованиях, связанных с историческими, культурными, туристическими аспектами, обеспечивая решение научных, исследовательских проблем. Формат «беспроигрышного проекта» мотивирует обучающихся определить направление решения проблемы менее затратным, более ресурсосберегающим и высокоэффективным способом, таким образом « беспроигрышный проект» обеспечивает не только достижение количественных целевых критериев, но и качественных.. «Через мотивацию работы над проектом возникает учебная мотивация к дисциплине, по которой выполняется проект, появляется желание заниматься реализацией и других проектов, отличных или подобных сделанному» [7].
В исследованиях, посвященных учебной мотивации, особая роль отводится роли обучающегося: указывается, что «автономия в работе является более сильным фактором мотивации, чем вознаграждения (оценки) или наказания» [3], т.е. студентам необходимо иметь «чувство контроля над работой», чтобы быть вовлеченными и мотивированными [9,10]. Главный фактор успешной реализации проектной деятельности в учебном процессе университета заключается в планировании. Разработка и проработка проектов требует не только значительной степени подготовки, но и умения самих преподавателей взаимодействовать с другими подразделениями университета. Когда проекты разработаны эффективно, они способны улучшить существующие навыки студентов, а также использовать те навыки, которые они получили по другим предметам.
Источники:
1. Bostrom L., Bostedt G. What about Study Motivation? Students and Teachers Perspectives on What Affects Study Motivation. International Journal of Learning, Teaching and Educational Research. 2020, Vol. 19, No. 8, pp. 40-59. DOI:10.26803/ijlter.19.8.3.
2. Crespi, P., Garcia-Ramos, J., &Queiruga-Dios, M. Project-Based Learning (PBL) and Its Impact on the Development of Interpersonal Competences in Higher Education. Journal of New Approaches in Educational Research, 2022, 11(2), pp 259-276. DOI:10.7821/naer.2022.7.993.
3. Danie P., Drive D. The Surprising Truth About What Motivates Us. New York: Riverhead Books, 2009.
4. Duckworth A. L., Peterson C, Matthews M. Grit: Perseverance and Passion for Long-Term Goals. Journal of Personality and Social Psychology 92.6 (2007): 1087-101.
5. Khodkovskaya, Yu. V. A new paradigm of interaction between education, science and production: transformation of competencies / Yu. V. Khodkovskaya, I. I. Fazrakhmanov, E. E. Barkova // Евразийскийюридическийжурнал. - 2022. - No. 11(174). - P. 386-388. - DOI 10.46320/2073-4506-2022-11-174-386-388. - EDN HVKCIF.
6. Khodkovskaya Yu., Malykh O. Project-based learning as an element of the university innovation ecosystem. 10th Annual International Conference "Schumpeterian Readings". Vol.116. С.5. (2021). DOI https://doi.org/10.1051/shsconf/202111600069.
7. Port D. et al., Making Every Student a Winner: The WinWin Approach in Software Engineering Education 19th Conference on Software Engineering Education & Training (CSEET'06), Turtle Bay, HI, USA, 2006, pp. 201-208. DOI: 10.1109/CSEET.2006.24.
8. Seppa-Kortelainen, S., Kaunio, S. &Pahkin, K. 2021. Merkonomistatradenomiksiomaatyotaopinnollistamalla. Teoksessa V. Kallunki, M. Lumia, K. Pahkin, S. Seppanen, T. Ylikoski ja M. Merimaa (toim.). AskelaskeleeltakohtistrategistamuutostaLaureassa. Laurea-ammattikorkeakoulu.
9. Susan S., McKay S. Motivation Matters: How New Research Can Help Teachers Boost Student Engagement. Carnegie Foundation forAd-vancement of Teaching. 2015.
10. Bologna Declaration of 19 June 1999 // Wikisource: Documents of non-national or supranational organizations. Category: 1999 works.