УДК 004.942, 519.234.8 doi:10.18720/SPBPU/2/id24-51
Щербаков Сергей Михайлович 1,
зав. кафедрой Информационных систем и прикладной информатики, д-р экон. наук, доцент;
Синявская Татьяна Геннадьевна 2, доцент, канд. экон. наук, доцент; Калугян Каринэ Хачересовна 3, доцент, канд. экон. наук, доцент
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА К УЧАСТИЮ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 2; 3 Россия, Ростов-на-Дону, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ);
1 [email protected], 2 [email protected], 3 [email protected]
Аннотация. Высшее образование для инженерных и ИТ-направлений предполагает активную проектную деятельность студентов в качестве важного компонента их профессиональной подготовки. Для исследования мотивации к участию в проектной работе был проведен двухэтапный опрос студентов, результаты обработки которого показали статистически значимые изменения мотивации и навыков обучающихся в результате участия в проектной деятельности.
Ключевые слова: вуз, системный анализ, опрос, мотивация, проектная деятельность.
Sergey M. Shcherbakov 1,
Head of Department of Information systems and Applied Computer Science, Doctor in Economics, Associate Professor;
Tatiana G. Sinyavskaya 2, Associate Professor, Candidate of Economic Sciences (PhD),
Associate Professor;
Karine Kh. Kalugyan 3, Associate Professor, Candidate of Economic Sciences (PhD),
Associate Professor
SYSTEM ANALYSIS OF UNDERGRADUATE STUDENTS
MOTIVATION TO PARTICIPATE IN PROJECT ACTIVITIES
1 2 3 Rostov State University of Economics (RSUE), Rostov-on-Don, Russia;
1 [email protected], 2 [email protected], 3 [email protected]
Abstract. Higher education for engineering and IT involves active students project activity as an important component of their training. To study the motivation to participate in project work, a repeated survey of students was conducted, which results showed statistically significant changes in the motivation and skills of as a result of participation in project activities.
Keywords: university, system analysis, survey, motivation, project activity.
Современное высшее образование предполагает активную проектную деятельность студентов в качестве важного компонента их подготовки. Особенно это характерно для инженерных и ИТ-направлений. Без самостоятельного решения задач и преодоления трудностей в ходе работы над проектом невозможно углубленное освоение профессиональных компетенций. Также проектная работа обеспечивает формирование универсальных компетенций, таких как: планирование, взаимодействие внутри команды, презентация проекта.
Необходимость проектной деятельности понимается в российской высшей школе. Вузы практикуют различные формы проектной работы [2], включая поддержку долговременных проектов, акселераторы, интенсивы, конкурсы стартапов, хакатоны и др. Как правило, вузы стараются органично интегрировать проектную работу в учебный процесс на всем протяжении подготовки.
В работе [1] рассматривается интеграция хакатонов в учебный процесс вуза, в том числе и путем организации учебной практики студентов в форме длящегося хакатона. Цель — развитие профессиональных и универсальных компетенций, с возможностью «выращивания» проектных команд, а также формирование долговременных проектов для различных конкурсов.
В работе [4] анализируется внедрение хакатонов в деятельность вузов, задачи, решаемые с их помощью, при этом разбирается опыт проведения вузовского хакатона. Отметим внимание авторов к преподавателям, выступающими наставниками проектных команд, к их интересам и развитию их квалификации, как одной из целей хакатона.
Авторы [3] также анализируют применение хакатонов в высшей школе, подходя достаточно критично к этому методу, отмечают необходимость тщательной методической и организационной подготовки к ха-катонам, наличия у студентов-участников теоретической базы, а также последующей оценки работы на хакатоне.
Несмотря на всю привлекательность проектной работы как инструмента повышения эффективности обучения специалистов, существует ряд организационных и методических проблем [7], связанных с обеспечением ресурсами и вписыванием проектной работы в учебный процесс вуза. При этом эффективность проектной деятельности обычно декларируется, но не измеряется. Также мало внимание обращается на риски проектной деятельности с точки зрения учебного процесса вуза.
Сегодня уже есть возможность проведения эмпирических исследований на основании опросов различных участников проектной деятельности и статистики результатов проектной работы, а также других источников.
В работе [8] оценивается эффект проектной работы на мотивацию к изучению определенной дисциплины на основе экспериментальных данных. Оценка мотивации выполнялась с помощью опросов по модели ARCS Келлера до и после выполнения проектной работы. Было обнаружено статистически значимое положительное различие в отдельных компонентах мотивации студентов.
Различные профессиональные мотивы в контексте проектной деятельности также рассматриваются и оцениваются в работе [5]. Авторы [6] проводят анализ готовности к проектной работе в разрезе видов деятельности на протяжении всего периода обучения студентов.
Авторы [10] также обратились к количественным методам. После осуществления групповой проектной работы была проведено анкетирование по оценке эффекта проектной работы на отдельные компетенции исследовательской работы и универсальных компетенций.
Проблемы и инструментарий анализа мотивации студентов с применением методов Learning Analytics рассматриваются в работе [9], авторы которой предлагают UML-модель программной системы, включающей дашборды для анализа и визуализации динамики мотивации студентов.
Таким образом, аналитика проектной деятельности, в том числе динамика проектных команд, отношение студентов к проектной работе и ее влияние на их профессиональный кругозор и мотивацию и другие аспекты проектной работы является перспективным направлением.
Для исследования мотивации к участию в проектной деятельности было опрошено 45 студентов бакалавриата до того, как они поучаствовали в проектной работе и после неё. Результаты ответов на вопросы и их сравнения представлены в таблице 1. Для сравнения использован непараметрический критерий Макнемара для повторных выборок.
Участие в проектной работе статистически значимо повысило долю студентов, полагающих, что они владеют дизайном (с 11,1 % до 40,9 %), а также представлением проекта (с 22,2 % до 50 %). Уровень оценки их владения остальными компетенциями изменился статистически незначимо.
При этом статистически значимо снизилась доля студентов, которые хотели бы овладеть программированием (с 51,9 % до 31,8 %), менеджментом проектов (с 40,7 % до 15,9 %), дизайном (с 63 % до 34,1 %), а также представлением проектов (с 29,6 % до 6,8 %). Можно предположить, что в процессе участия в проектной деятельности студенты либо сочли, что владеют компетенциями в достаточной степени, либо поняли, что им нет необходимости ими овладевать.
При этом отношение к участию в разных формах проектной деятельности не изменилось.
Система мотивации к участию в проектной деятельности претерпела изменения. Так, снизилась доля студентов, направленных на завоевание наград (с 51,9 % до 27,3 %), контакты с работодателями (с 81,5 % до 61,45 %), а также повышенную в связи с участием в проектах стипендию (с 33,3 % до 6,8 %). Остальные мотивы не изменились.
Оценка препятствий к участию в проектной деятельности также не претерпела существенных изменений, за исключением значимого снижения доли студентов, считающих, что таким препятствием может являться то, что они не знакомы с потенциальными работодателями, с 40,7 % до 6,8 %.
Таблица 1
Распределение ответов студентов до и после участия в проектной деятельности
Характеристики До (%) После (%) р
Какими компетенциями владею
Программирование 40,7 43,2 0,727
Web-разработка (front) 25,9 43,2 0,549
1c: предприятия 8.3 0 2,3 0,999
Менеджмент проектов 7,4 18,2 0,250
Дизайн (UX/UI) 11,1 40,9 0,002***
Представление проекта 22,2 50 0,008***
Web-разработка (back) 7,4 22,7 0,219
Мобильная разработка 3,7 6,8 0,999
Разработка игр (gamedev) 0 0 -
Машинное обучение и искусственный интеллект 0 0 -
Какими компетенциями хотел бы овладеть
Программирование 51,9 31,8 0,039**
Web-разработка (front) 70,4 59,1 0,549
1c: предприятия 8.3 0 0 -
Менеджмент проектов 40,7 15,9 0,065*
Дизайн (UX/UI) 63 34,1 0,057*
Представление проекта 29,6 6,8 0,016**
Web-разработка (back) 51,9 70,5 0,754
Мобильная разработка 51,9 47,7 0,125
Разработка игр (gamedev) 0 2,3 0,999
Машинное обучение и искусственный интеллект 25,9 25 0,999
В каких формах проектной работы готов принять участие
Хакатоны и олимпиады 74,1 72,7 0,999
Интенсивы 40,7 29,5 0,453
Характеристики До (%) После (%) Р
Стартапы 55,6 38,6 0,453
Разработка проекта 55,6 72,7 0,227
Какую роль готов на себя принять
Генератор идей 44,4 54,5 0,999
Автор презентации 22,2 54,5 0,039**
Спикер 33,3 52,3 0,289
Дизайнер 55,6 61,4 0,999
Тестировщик 37 27,3 0,289
Разработчик 51,9 63,6 0,289
Капитан команды 33,3 40,9 0,999
Мотивы участия в проектной работе
Развитие компетенций 81,5 62,8 0,453
Выигрыш наград 51,9 27,3 0,016**
Контакты с работодателями 81,5 61,4 0,039**
Участие в командной работе 48,1 63,6 0,180
Повышенная стипендия 33,3 6,8 0,008**
Создание своего стартапа 29,6 36,4 0,999
Какие препятствия вижу для участия в проектной работе
Сложно совмещать с учебой 70,4 59,1 0,727
Не хватает компетенций 74,1 63,6 0,219
Недостаточно условий: помещение и оборудование и т.д. 18,5 9,1 0,999
Не знаком с потенциальными руководителями 40,7 6,8 0,021**
Мало информации по конкурсам и интенсивам 14,8 15,9 0,999
Не хватает ориентированных на реальный рынок задач 14,8 6,8 0,625
Не понятно, что мне даст проектная работа 3,7 9,1 0,625
Нехватка опыта в подобных мероприятиях 3,7 2,3 0,999
Трудно совмещать с работой 3,7 2,3 0,999
р - уровень значимости для критерия Макнемара. * - различия значимы на уровне значимости 10%, ** - 5%, *** - 1%.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что участие студентов в проектной работе приводит к определенным изменениям в их мотивации и навыках. Студенты повышают свои компетенции, а также получают иное представление о необходимости овладения компетенциями, меняют мотивы участия в проектах. Другими словами, можно констатировать, что проектная деятельность оказывает ста-
тистически значимое влияние на систему понятий студенческой молодежи о будущей профессии.
Можно выделить следующие направления дальнейших исследований в данной сфере:
1) накопление данных по участию проектных команд дает возможность изучения их динамики, ее зависимости от успешности участия в хакатонах;
2) необходимо исследовать не только преимущества, но и риски проектной работы, в том числе с применением экспертных и статистических методов;
3) помимо студентов — участников хакатона необходимо обратить внимание и на других участников: преподавателей, наставников, а также на экспертов-практиков;
4) при оценке эффективности хакатонов стоит дополнить педагогический анализ экономической составляющей, выражающейся, прежде всего, в затратах труда организаторов и наставников;
5) аналитика проектной работы вуза может быть поставлена на постоянную основу с построением информационно-аналитической системы.
Таким образом, изучение проектной работы студентов, ее эффективности, системы мотивации обучающихся, а также преподавателей и экспертов представляет собой важную исследовательскую задачу, для решения которой необходимо совершенствование инструментария сбора и анализа данных.
Список литературы
1. Лозина Е.Н., Щербаков С.М. Учебная практика как Хакатон: организация и методическое обеспечение // Проблемы проектирования, применения и безопасности информационных систем в условиях цифровой экономики: Материалы XX Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию экономиста-математика, доктора экономических наук, профессора Виктора Алексеевича Кардаша (26-27 октября 2020 г., РГЭУ (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, Россия). - Ростов-на-Дону: ИПК РГЭУ (РИНХ), 2020. - URL: http://library.rsue.ru. - С. 221-226.
2. Организация проектного обучения как фактор обеспечения качества образования / Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Е.М. Разинкина, Е.А. Зима, Л.В. Панкова [и др.]. - Томск: Изд-во Томского гос. унта, 2022. - 45 с. - (Серия «Механизмы повышения качества образования»).
3. Пшеничная В.В., Короткевич Э.Р. Хакатон как способ реализации проектного обучения в высшей школе // Образовательные ресурсы и технологии. - 2019. -№ 1 (26). - С. 41-47.
4. Смирнова Я.В., Кирпичева Е.Ю., Роенко А.О., Ершов Е.А. Методика организации проектной деятельности студентов в виде хакатона // Системный анализ в науке и образовании: сетевое научное издание. - 2021. - № 1. - С. 140-149.
5. Шаповалов В.Н., Петрова О.А., Виноградова В.С., Нетишинская М.О. Новый подход к оценке мотивации студентов // Креативная экономика. - 2019. - Т. 13. № 8. - С. 1597-1612.
6. Шкунова А.А., Плешанов К.А. Организация проектной деятельности студентов в вузе: результаты научного исследования и перспективы развития // Вестник Мининского университета. - 2017. - № 4 (21). - С. 4.
7. Щербаков С.М., Лозина Е.Н., Веретенникова Е.Г. Хакатоны в учебном процессе вуза // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: Сборник научных трудов; Материалы Девятнадцатой открытой Всероссийской конференции (19-20 мая 2022 г, Москва, Россия). - М.: ООО «1С-Паблишинг», 2022. -С. 27- 29.
8. Myeong-Hee Shin. The effects of project-based learning on students' motivation and self-efficacy // English Teaching. - 2018. - Vol. 73, No. 1 (Spring 2018). - Pp. 95-114.
9. Talbi O., Ouared A. Goal-oriented student motivation in learning analytics: How can a requirements-driven approach help? // J. Education and Information Technologies. -2022. - Vol. 27. - Pp. 12083-12121. - DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-022-11091-8.
10. Tiwari R., Arya R. K., Bansal M. Motivating students for project-based learning for application of research methodology skills // International journal of applied & basic medical research. - 2017. - Vol. 7 (Suppl 1). - Pp. 4-7. - DOI: https://doi.org/10.4103/ijabmr.IJABMR_123_17.