Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА К УЧАСТИЮ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА К УЧАСТИЮ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вуз / системный анализ / опрос / мотивация / проектная деятельность / university / system analysis / survey / motivation / project activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербаков Сергей Михайлович, Синявская Татьяна Геннадьевна, Калугян Каринэ Хачересовна

Высшее образование для инженерных и ИТ-направлений предполагает активную проектную деятельность студентов в качестве важного компонента их профессиональной подготовки. Для исследования мотивации к участию в проектной работе был проведен двухэтапный опрос студентов, результаты обработки которого показали статистически значимые изменения мотивации и навыков обучающихся в результате участия в проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербаков Сергей Михайлович, Синявская Татьяна Геннадьевна, Калугян Каринэ Хачересовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM ANALYSIS OF UNDERGRADUATE STUDENTS MOTIVATION TO PARTICIPATE IN PROJECT ACTIVITIES

Higher education for engineering and IT involves active students project activity as an important component of their training. To study the motivation to participate in project work, a repeated survey of students was conducted, which results showed statistically significant changes in the motivation and skills of as a result of participation in project activities.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА К УЧАСТИЮ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 004.942, 519.234.8 doi:10.18720/SPBPU/2/id24-51

Щербаков Сергей Михайлович 1,

зав. кафедрой Информационных систем и прикладной информатики, д-р экон. наук, доцент;

Синявская Татьяна Геннадьевна 2, доцент, канд. экон. наук, доцент; Калугян Каринэ Хачересовна 3, доцент, канд. экон. наук, доцент

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА К УЧАСТИЮ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 2; 3 Россия, Ростов-на-Дону, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ);

1 [email protected], 2 [email protected], 3 [email protected]

Аннотация. Высшее образование для инженерных и ИТ-направлений предполагает активную проектную деятельность студентов в качестве важного компонента их профессиональной подготовки. Для исследования мотивации к участию в проектной работе был проведен двухэтапный опрос студентов, результаты обработки которого показали статистически значимые изменения мотивации и навыков обучающихся в результате участия в проектной деятельности.

Ключевые слова: вуз, системный анализ, опрос, мотивация, проектная деятельность.

Sergey M. Shcherbakov 1,

Head of Department of Information systems and Applied Computer Science, Doctor in Economics, Associate Professor;

Tatiana G. Sinyavskaya 2, Associate Professor, Candidate of Economic Sciences (PhD),

Associate Professor;

Karine Kh. Kalugyan 3, Associate Professor, Candidate of Economic Sciences (PhD),

Associate Professor

SYSTEM ANALYSIS OF UNDERGRADUATE STUDENTS

MOTIVATION TO PARTICIPATE IN PROJECT ACTIVITIES

1 2 3 Rostov State University of Economics (RSUE), Rostov-on-Don, Russia;

1 [email protected], 2 [email protected], 3 [email protected]

Abstract. Higher education for engineering and IT involves active students project activity as an important component of their training. To study the motivation to participate in project work, a repeated survey of students was conducted, which results showed statistically significant changes in the motivation and skills of as a result of participation in project activities.

Keywords: university, system analysis, survey, motivation, project activity.

Современное высшее образование предполагает активную проектную деятельность студентов в качестве важного компонента их подготовки. Особенно это характерно для инженерных и ИТ-направлений. Без самостоятельного решения задач и преодоления трудностей в ходе работы над проектом невозможно углубленное освоение профессиональных компетенций. Также проектная работа обеспечивает формирование универсальных компетенций, таких как: планирование, взаимодействие внутри команды, презентация проекта.

Необходимость проектной деятельности понимается в российской высшей школе. Вузы практикуют различные формы проектной работы [2], включая поддержку долговременных проектов, акселераторы, интенсивы, конкурсы стартапов, хакатоны и др. Как правило, вузы стараются органично интегрировать проектную работу в учебный процесс на всем протяжении подготовки.

В работе [1] рассматривается интеграция хакатонов в учебный процесс вуза, в том числе и путем организации учебной практики студентов в форме длящегося хакатона. Цель — развитие профессиональных и универсальных компетенций, с возможностью «выращивания» проектных команд, а также формирование долговременных проектов для различных конкурсов.

В работе [4] анализируется внедрение хакатонов в деятельность вузов, задачи, решаемые с их помощью, при этом разбирается опыт проведения вузовского хакатона. Отметим внимание авторов к преподавателям, выступающими наставниками проектных команд, к их интересам и развитию их квалификации, как одной из целей хакатона.

Авторы [3] также анализируют применение хакатонов в высшей школе, подходя достаточно критично к этому методу, отмечают необходимость тщательной методической и организационной подготовки к ха-катонам, наличия у студентов-участников теоретической базы, а также последующей оценки работы на хакатоне.

Несмотря на всю привлекательность проектной работы как инструмента повышения эффективности обучения специалистов, существует ряд организационных и методических проблем [7], связанных с обеспечением ресурсами и вписыванием проектной работы в учебный процесс вуза. При этом эффективность проектной деятельности обычно декларируется, но не измеряется. Также мало внимание обращается на риски проектной деятельности с точки зрения учебного процесса вуза.

Сегодня уже есть возможность проведения эмпирических исследований на основании опросов различных участников проектной деятельности и статистики результатов проектной работы, а также других источников.

В работе [8] оценивается эффект проектной работы на мотивацию к изучению определенной дисциплины на основе экспериментальных данных. Оценка мотивации выполнялась с помощью опросов по модели ARCS Келлера до и после выполнения проектной работы. Было обнаружено статистически значимое положительное различие в отдельных компонентах мотивации студентов.

Различные профессиональные мотивы в контексте проектной деятельности также рассматриваются и оцениваются в работе [5]. Авторы [6] проводят анализ готовности к проектной работе в разрезе видов деятельности на протяжении всего периода обучения студентов.

Авторы [10] также обратились к количественным методам. После осуществления групповой проектной работы была проведено анкетирование по оценке эффекта проектной работы на отдельные компетенции исследовательской работы и универсальных компетенций.

Проблемы и инструментарий анализа мотивации студентов с применением методов Learning Analytics рассматриваются в работе [9], авторы которой предлагают UML-модель программной системы, включающей дашборды для анализа и визуализации динамики мотивации студентов.

Таким образом, аналитика проектной деятельности, в том числе динамика проектных команд, отношение студентов к проектной работе и ее влияние на их профессиональный кругозор и мотивацию и другие аспекты проектной работы является перспективным направлением.

Для исследования мотивации к участию в проектной деятельности было опрошено 45 студентов бакалавриата до того, как они поучаствовали в проектной работе и после неё. Результаты ответов на вопросы и их сравнения представлены в таблице 1. Для сравнения использован непараметрический критерий Макнемара для повторных выборок.

Участие в проектной работе статистически значимо повысило долю студентов, полагающих, что они владеют дизайном (с 11,1 % до 40,9 %), а также представлением проекта (с 22,2 % до 50 %). Уровень оценки их владения остальными компетенциями изменился статистически незначимо.

При этом статистически значимо снизилась доля студентов, которые хотели бы овладеть программированием (с 51,9 % до 31,8 %), менеджментом проектов (с 40,7 % до 15,9 %), дизайном (с 63 % до 34,1 %), а также представлением проектов (с 29,6 % до 6,8 %). Можно предположить, что в процессе участия в проектной деятельности студенты либо сочли, что владеют компетенциями в достаточной степени, либо поняли, что им нет необходимости ими овладевать.

При этом отношение к участию в разных формах проектной деятельности не изменилось.

Система мотивации к участию в проектной деятельности претерпела изменения. Так, снизилась доля студентов, направленных на завоевание наград (с 51,9 % до 27,3 %), контакты с работодателями (с 81,5 % до 61,45 %), а также повышенную в связи с участием в проектах стипендию (с 33,3 % до 6,8 %). Остальные мотивы не изменились.

Оценка препятствий к участию в проектной деятельности также не претерпела существенных изменений, за исключением значимого снижения доли студентов, считающих, что таким препятствием может являться то, что они не знакомы с потенциальными работодателями, с 40,7 % до 6,8 %.

Таблица 1

Распределение ответов студентов до и после участия в проектной деятельности

Характеристики До (%) После (%) р

Какими компетенциями владею

Программирование 40,7 43,2 0,727

Web-разработка (front) 25,9 43,2 0,549

1c: предприятия 8.3 0 2,3 0,999

Менеджмент проектов 7,4 18,2 0,250

Дизайн (UX/UI) 11,1 40,9 0,002***

Представление проекта 22,2 50 0,008***

Web-разработка (back) 7,4 22,7 0,219

Мобильная разработка 3,7 6,8 0,999

Разработка игр (gamedev) 0 0 -

Машинное обучение и искусственный интеллект 0 0 -

Какими компетенциями хотел бы овладеть

Программирование 51,9 31,8 0,039**

Web-разработка (front) 70,4 59,1 0,549

1c: предприятия 8.3 0 0 -

Менеджмент проектов 40,7 15,9 0,065*

Дизайн (UX/UI) 63 34,1 0,057*

Представление проекта 29,6 6,8 0,016**

Web-разработка (back) 51,9 70,5 0,754

Мобильная разработка 51,9 47,7 0,125

Разработка игр (gamedev) 0 2,3 0,999

Машинное обучение и искусственный интеллект 25,9 25 0,999

В каких формах проектной работы готов принять участие

Хакатоны и олимпиады 74,1 72,7 0,999

Интенсивы 40,7 29,5 0,453

Характеристики До (%) После (%) Р

Стартапы 55,6 38,6 0,453

Разработка проекта 55,6 72,7 0,227

Какую роль готов на себя принять

Генератор идей 44,4 54,5 0,999

Автор презентации 22,2 54,5 0,039**

Спикер 33,3 52,3 0,289

Дизайнер 55,6 61,4 0,999

Тестировщик 37 27,3 0,289

Разработчик 51,9 63,6 0,289

Капитан команды 33,3 40,9 0,999

Мотивы участия в проектной работе

Развитие компетенций 81,5 62,8 0,453

Выигрыш наград 51,9 27,3 0,016**

Контакты с работодателями 81,5 61,4 0,039**

Участие в командной работе 48,1 63,6 0,180

Повышенная стипендия 33,3 6,8 0,008**

Создание своего стартапа 29,6 36,4 0,999

Какие препятствия вижу для участия в проектной работе

Сложно совмещать с учебой 70,4 59,1 0,727

Не хватает компетенций 74,1 63,6 0,219

Недостаточно условий: помещение и оборудование и т.д. 18,5 9,1 0,999

Не знаком с потенциальными руководителями 40,7 6,8 0,021**

Мало информации по конкурсам и интенсивам 14,8 15,9 0,999

Не хватает ориентированных на реальный рынок задач 14,8 6,8 0,625

Не понятно, что мне даст проектная работа 3,7 9,1 0,625

Нехватка опыта в подобных мероприятиях 3,7 2,3 0,999

Трудно совмещать с работой 3,7 2,3 0,999

р - уровень значимости для критерия Макнемара. * - различия значимы на уровне значимости 10%, ** - 5%, *** - 1%.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что участие студентов в проектной работе приводит к определенным изменениям в их мотивации и навыках. Студенты повышают свои компетенции, а также получают иное представление о необходимости овладения компетенциями, меняют мотивы участия в проектах. Другими словами, можно констатировать, что проектная деятельность оказывает ста-

тистически значимое влияние на систему понятий студенческой молодежи о будущей профессии.

Можно выделить следующие направления дальнейших исследований в данной сфере:

1) накопление данных по участию проектных команд дает возможность изучения их динамики, ее зависимости от успешности участия в хакатонах;

2) необходимо исследовать не только преимущества, но и риски проектной работы, в том числе с применением экспертных и статистических методов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) помимо студентов — участников хакатона необходимо обратить внимание и на других участников: преподавателей, наставников, а также на экспертов-практиков;

4) при оценке эффективности хакатонов стоит дополнить педагогический анализ экономической составляющей, выражающейся, прежде всего, в затратах труда организаторов и наставников;

5) аналитика проектной работы вуза может быть поставлена на постоянную основу с построением информационно-аналитической системы.

Таким образом, изучение проектной работы студентов, ее эффективности, системы мотивации обучающихся, а также преподавателей и экспертов представляет собой важную исследовательскую задачу, для решения которой необходимо совершенствование инструментария сбора и анализа данных.

Список литературы

1. Лозина Е.Н., Щербаков С.М. Учебная практика как Хакатон: организация и методическое обеспечение // Проблемы проектирования, применения и безопасности информационных систем в условиях цифровой экономики: Материалы XX Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию экономиста-математика, доктора экономических наук, профессора Виктора Алексеевича Кардаша (26-27 октября 2020 г., РГЭУ (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, Россия). - Ростов-на-Дону: ИПК РГЭУ (РИНХ), 2020. - URL: http://library.rsue.ru. - С. 221-226.

2. Организация проектного обучения как фактор обеспечения качества образования / Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Е.М. Разинкина, Е.А. Зима, Л.В. Панкова [и др.]. - Томск: Изд-во Томского гос. унта, 2022. - 45 с. - (Серия «Механизмы повышения качества образования»).

3. Пшеничная В.В., Короткевич Э.Р. Хакатон как способ реализации проектного обучения в высшей школе // Образовательные ресурсы и технологии. - 2019. -№ 1 (26). - С. 41-47.

4. Смирнова Я.В., Кирпичева Е.Ю., Роенко А.О., Ершов Е.А. Методика организации проектной деятельности студентов в виде хакатона // Системный анализ в науке и образовании: сетевое научное издание. - 2021. - № 1. - С. 140-149.

5. Шаповалов В.Н., Петрова О.А., Виноградова В.С., Нетишинская М.О. Новый подход к оценке мотивации студентов // Креативная экономика. - 2019. - Т. 13. № 8. - С. 1597-1612.

6. Шкунова А.А., Плешанов К.А. Организация проектной деятельности студентов в вузе: результаты научного исследования и перспективы развития // Вестник Мининского университета. - 2017. - № 4 (21). - С. 4.

7. Щербаков С.М., Лозина Е.Н., Веретенникова Е.Г. Хакатоны в учебном процессе вуза // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: Сборник научных трудов; Материалы Девятнадцатой открытой Всероссийской конференции (19-20 мая 2022 г, Москва, Россия). - М.: ООО «1С-Паблишинг», 2022. -С. 27- 29.

8. Myeong-Hee Shin. The effects of project-based learning on students' motivation and self-efficacy // English Teaching. - 2018. - Vol. 73, No. 1 (Spring 2018). - Pp. 95-114.

9. Talbi O., Ouared A. Goal-oriented student motivation in learning analytics: How can a requirements-driven approach help? // J. Education and Information Technologies. -2022. - Vol. 27. - Pp. 12083-12121. - DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-022-11091-8.

10. Tiwari R., Arya R. K., Bansal M. Motivating students for project-based learning for application of research methodology skills // International journal of applied & basic medical research. - 2017. - Vol. 7 (Suppl 1). - Pp. 4-7. - DOI: https://doi.org/10.4103/ijabmr.IJABMR_123_17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.