Научная статья на тему 'Лингвокоммуникационные аспекты применения новых технологий практической подготовки'

Лингвокоммуникационные аспекты применения новых технологий практической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Проектное обучение / экосистема / профессиональная компетенция / коммуникационные навыки / гибкие навыки / иностранный язык / Project-based training / ecosystem / professional competence / communication skills / soft skills / foreign language

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Показаньев Владислав Юрьевич, Фирсова Светлана Владимировна

Разработка и внедрение проектной методики обучения в Государственном университете управления способствовали развитию, координации и повышению эффективности исследовательской и проектной деятельности обучающихся. В вузе создана концепция экосистемы проектного обучения, адаптированная для студентов и направленная на развитие их предпринимательских способностей. В данной статье делается акцент на тех возможностях, которые предлагает проектный метод для улучшения содержания и качества процесса обучения в вузе. Метод также способствует повышению мотивации в обучении. Проектное обучение предусмотрено в рамках всех образовательных программ. Рассмотрены возможности консультаций по проектному обучению по дисциплине «Иностранный язык», в ходе исследования отмечено повышение заинтересованности студентов данной формой учебной деятельности и изучением иностранного языка в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Показаньев Владислав Юрьевич, Фирсова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Linguistic and communication application aspects of new practical training technologies

Project-based learning methodology development and implementation at the State University of Management have contributed to development, coordination, and efficiency of research and students’ project activities. The university has created a concept of project-based learning ecosystem adapted for students and aimed at developing their entrepreneurial abilities. The article emphasizes on the opportunities that the project method offers to improve the content and quality of learning process in higher education institution. The method also helps to increase motivation in learning. Project-based learning is provided in all educational programs. The possibilities of consultations on project-based learning in the Foreign Language course have been considered, the increase of students’ interest in this form of learning activity and foreign language learning in general during the study also have been noted.

Текст научной работы на тему «Лингвокоммуникационные аспекты применения новых технологий практической подготовки»

УДК 378.147

JEL O14

DOI 10.26425/1816-4277-2023-10-56-64

Лингвокоммуникационные аспекты применения новых технологий практической подготовки

Показаньев Владислав Юрьевич

Начальник Управления акселерационных программ и проектного обучения ORCID: 0000-0002-1117-7843, e-mail: vu_pokazanev@guu.ru

Фирсова Светлана Владимировна

Ст. преп. каф. иностранных языков ORCID: 0000-0002-8061-3215, e-mail: sv_firsova@guu.ru

Государственный университет управления, г. Москва, Россия

Аннотация

Разработка и внедрение проектной методики обучения в Государственном университете управления способствовали развитию, координации и повышению эффективности исследовательской и проектной деятельности обучающихся. В вузе создана концепция экосистемы проектного обучения, адаптированная для студентов и направленная на развитие их предпринимательских способностей. В данной статье делается акцент на тех возможностях, которые предлагает проектный метод для улучшения содержания и качества процесса обучения в вузе. Метод также способствует повышению мотивации в обучении. Проектное обучение предусмотрено в рамках всех образовательных программ. Рассмотрены возможности консультаций по проектному обучению по дисциплине «Иностранный язык», в ходе исследования отмечено повышение заинтересованности студентов данной формой учебной деятельности и изучением иностранного языка в целом.

Ключевые слова

Проектное обучение, экосистема, профессиональная компетенция, коммуникационные навыки, гибкие навыки, иностранный язык

Для цитирования: Показаньев В.Ю., Фирсова С.В. Лингвокоммуникационные аспекты применения новых технологий практической подготовки//Вестник университета. 2023. № 10. С. 56—64.

© Показаньев В.Ю., Фирсова С.В, 2023.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Linguistic and communication application aspects of new practical training technologies

Vladislav Yu. Pokazanyev

Head of Acceleration Programs and Project Training Department ORCID: 0000-0002-1117-7843, e-mail: vu_pokazanev@guu.ru

Svetlana V. Firsova

Senior Lecturer at the Foreign Language Department ORCID: 0000-0002-8061-3215, e-mail: sv_firsova@guu.ru

State University of Management, Moscow, Russia

Abstract

Project-based learning methodology development and implementation at the State University of Management have contributed to development, coordination, and efficiency of research and students' project activities. The university has created a concept of project-based learning ecosystem adapted for students and aimed at developing their entrepreneurial abilities. The article emphasizes on the opportunities that the project method offers to improve the content and quality of learning process in higher education institution. The method also helps to increase motivation in learning. Project-based learning is provided in all educational programs. The possibilities of consultations on project-based learning in the Foreign Language course have been considered, the increase of students' interest in this form of learning activity and foreign language learning in general during the study also have been noted.

Keywords

Project-based training, ecosystem, professional competence, communication skills, soft skills, foreign language

For citation: Pokazanyev VYu., Firsova S.V (2023) Linguistic and communication application aspects of new practical training technologies. Vestnik universiteta, no. 10, pp. 56—64.

© noKa3aHbeB B.M., $npcoBa C.B., 2023.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире большое внимание уделяется вопросу соответствия результатов обучения в высшей школе последующей профессиональной деятельности выпускников. Обычная ситуация начала трудовой деятельности выглядит следующим образом: знания и навыки выпускников, полученные в высшей школе, плохо коррелируются с требованиями и ожиданиями работодателей, как, впрочем, и сам формат работы не соответствует тому, что написано в учебниках и читалось на лекциях. В связи с этим в последние десятилетия задачей высшей школы стало создание и использование новых методов обучения, направленных на приведение в соответствие результатов обучения в области приобретенных практических навыков с запросами на рынке труда.

Одной из наиболее перспективных методик, отвечающих данной задаче, является проектный метод, широко применяемый в системе образования в средней и высшей школах. В настоящее время проекты используются для решения многих управленческих, производственных и социальных задач во всех странах мира [1]. Следовательно, интерес к использованию проектов в образовании закономерен. Переход Государственного университета управления (далее — ГУУ) на использование проектного обучения в образовательных целях и включение одноименной дисциплины в учебные планы по всем направлениям подготовки является существенным шагом к повышению качества образования обучающихся и приближению процесса обучения к практической профессиональной деятельности, которой выпускникам вуза предстоит в дальнейшем заниматься [2]. Стоит помнить, что в переводе с латинского языка термин «проект» означает «брошенный вперед».

ОБЗОР ИСТОРИИ МЕТОДА

Интерес к проектной методике развивался циклически, с каждым циклом добавляя что-то новое. Первые упоминания о сущности методики можно увидеть в работах Сократа. Его «майевтика» предполагала формулирование истины (рождение знания) через ответы на наводящие вопросы. Таким образом, Сократ не декларировал истину, а помогал своим ученикам прийти к ней самостоятельно.

Эпоха Возрождения также внесла вклад в зарождение проектной методики. «Проект» как термин впервые возник в это время и использовался в деятельности архитекторов и техников XIV в. Немного позднее проект перешел в сферу обучения детей, ориентируя их на самостоятельное создание проектов в сфере искусства для участия в конкурсах. Французский философ-гуманист Мишель Монтень говорил о преимуществах хорошо устроенного мозга перед наполненным извне. Его утверждение вписывается в концепцию проектной деятельности, подразумевающую приобретение новых знаний и навыков посредством исследования и создания нового продукта в ходе командной работы. Жак Руссо в одном из своих романов-трактатов о воспитании детей выдвинул идею о получении знаний из природы, собственного опыта и практики [3]. Также Руссо подчеркивал большую роль позитивной мотивации и интереса для решения практической ситуации.

Затем на какое-то время интерес к методу проектов угас. С появлением в Соединенных Штатах Америки такого направления как прагматическая педагогика, внедрившего принцип обучения через деятельный подход, ряд исследователей в лице Дж. Дьюи, Х. Килпатрика, Э. Коллингс по-новому подошли к понятию проектного обучения. Они разработали подход, в котором содержание обучения детей базируется на их опыте и результат выполненного проекта можно сразу применить. Также акцент ставился на заинтересованности детей процессом и результатом [3]. Джон Дьюи, американский философ и педагог, поставил прагматизм целью воспитания личности, когда в результате игровой и трудовой деятельности ребенок приходит к пониманию чего-то нового. В его трудах акцент сместился на развитие soft skills, как это называют сейчас, а именно навыков мышления и способности к самообучению [3].

Развитие проектного метода в Российской Федерации (далее — РФ, Россия) в начале XX в. связано с именем С.Т. Шацкого, открывшего первые в стране детские клубы. Шацкий продолжил разработку метода и после 1917 г. Он рассматривал занятия в классе как групповую работу учеников и учителя, ведущую к получению определенного результата в отличии от традиционного процесса обучения. Для развития советской школы метод проектов имел огромное значение, поскольку стал внедряться вместе с личностно-ориентированной педагогикой. Педагогические идеи нового общества ориентировались на воспитание у обучающихся высокой степени самостоятельности и развитие практической деятельности.

В связи с этим проектный метод с его прикладным, деятельностным подходом к обучению хорошо вписался в те реалии отхода от прежней системы образования. Самостоятельность и коллективный характер работы при выполнении проектов вывели проектный метод на первый план.

Между 1930-ми и 1960-ми гг. о методе проектов практически не упоминали. Публикации о его использовании отсутствуют по всему миру. В 1960-1990-е гг. как на Западе, так и в России, появились новые идеи развития метода проектов. Американские и европейские исследователи и педагоги пытались переосмыслить идеи Дж. Дьюи и У. Килпатрика и внедрить их в образование, делая акцент на развитии способности к самообучению, раскрытии творческого потенциала личности и индивидуальном подходе к каждому ученику.

В СССР в 1960-е гг. возрождению проектного метода поспособствовали работы Л.В. Занкова о развивающем обучении. Ребенок должен был искать и получать информацию самостоятельно с привлечением таких внешних источников, как посещение экскурсий, музеев, библиотек. Полученную информацию нужно было применять для решения конкретных задач. В 1970-1980-х гг. В.Ф. Шаталов стал использовать методику, задействовавшую всех учеников в классе при создании творческой работы, в ходе которой у учеников повышалась заинтересованность к процессу обучения и результату. Дальнейшее развитие проектного метода в России ставило своими задачами переход на коллективно-распределительный тип деятельности. Для увеличения заинтересованности обучающихся в самостоятельном получении знаний и их применении на практике большое внимание уделялось творческой активности учеников в ходе выполнения проектов.

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА

Существуют разные трактовки того, что такое проект. По нашему мнению, он представляет собой работу над решением практической задачи группой единомышленников с созданием нового подхода или переосмыслением и доработкой уже существующего. В данный процесс включены такие виды деятельности, как исследование, создание модели или нового продукта, планирование, организация и структурирование деятельности команды в ходе работы над проектом, а также расчет ресурсов, необходимых для выполнения проекта [4]. Процесс заканчивается презентацией проекта.

Проектная деятельность требует сформированности следующих навыков:

— использовать межпредметные знания и навыки [5];

— находить и пользоваться различными источниками информации;

— критически осмысливать информацию;

— аналитически мыслить;

- организовывать деятельность в ходе реализации;

- работать в команде;

- презентовать результаты своей деятельности;

- определять вклад каждого участника.

В ГУУ для эффективного внедрения проектного метода в процесс обучения создано отдельное подразделение «Управление акселерационных программ и проектного обучения» (далее — Управление), которое осуществляет организацию и координацию проектного обучения в университете.

Задачи, стоящие перед Управлением:

1) поддержка и организация эффективной реализации проектного обучения в ГУУ;

2) совершенствование взаимодействия между структурными подразделениями в рамках реализации проектного обучения [2];

3) разработка и обеспечение методологии ведения проектов, методологических и регламентирующих документов по взаимодействию структурных подразделений в рамках реализации проектного обучения [2];

4) развитие, координация и повышение эффективности исследовательской и проектной деятельности обучающихся ГУУ в сфере цифровой экономики и сквозных технологий;

5) развитие молодежного предпринимательства;

6) формирование компетенций обучающихся ГУУ в области проектного управления и предпринимательства;

7) формирование экосистемы проектного обучения в ГУУ.

Разработка и акселерация всех проектов ведется на цифровой платформе BusinessChain, которая позволяет создавать витрины проектов, к которым имеют доступ инвесторы, менторы и эксперты.

Данный инструмент позволяет привлекать инвесторов, создавать цифровое портфолио, что впоследствии упрощает процесс взаимодействия с потенциальными работодателями. В результате проектного обучения у студента формируются soft skills, а также профессиональные компетенции, навыки применения на практике знаний, полученных в ходе теоретического обучения [6]. Появляется возможность получить навыки создания нового бизнеса, нового продукта, а также их упаковки для привлечения инвестиций. У студентов даже могут открыть компанию в процессе обучения, создать новую технологию, коммерциализировать ее, а также защитить проект как выпускную квалификационную работу (далее — ВКР).

Разработка и акселерация всех проектов ведется на цифровой платформе, которая позволяет создавать витрины проектов, к которым имеют доступ инвесторы, менторы и эксперты. Данный инструмент позволяет привлекать инвесторов, создавать цифровое портфолио, что впоследствии упрощает процесс взаимодействия с потенциальными работодателями [7]. Тематику и направление проекта могут предложить внешний или внутренний заказчик, преподаватель или сам студент. При этом проект должен соответствовать основным требованиям:

«1) разрабатываемый результат проектной работы и пути решения должны содержать элементы новизны;

2) для выполнения работы над проектом должна быть создана команда (за исключением проектов в рамках образовательных программ магистратуры);

3) работа над проектом должна выполняться в рамках жизненного цикла проекта;

4) разработка проекта должна способствовать формированию профессиональных компетенций, определенных образовательной программой.

Основными особенностями проекта являются реальность поставленных проблем, междисциплинар-ность и интегральность деятельности. Важной характеристикой разрабатываемого проекта выступает его прикладной характер, то есть достижение такого результата, который можно будет применять в реальной практической деятельности [2, с. 6].»

С точки зрения целей и результатов существует два типа проектов:

1) исследовательский, главной целью которого является проведение исследования, в результате которого будет создан научно-прикладной продукт (статья/публикация, отчет, аналитический обзор, заявка на научный грант);

2) практико-ориентированный (прикладной) проект, основной целью которого является решение конкретной прикладной задачи, в результате чего могут быть получены разработанное и обоснованное проектное решение, бизнес-план, бизнес-модель и т.п. [8].

Вне зависимости от типа проекта обязательным этапом является концептуализация, то есть определение заинтересованных сторон решения. Проектная работа проходит обязательную акселерацию на цифровых платформах, что позволяет формировать цифровой след, который в дальнейшем может быть использован студентом при построении индивидуальной образовательной траектории, написании ВКР, трудоустройстве. Цифровая экосистема проектного обучения обеспечивает независимую оценку проекта экспертным сообществом.

Благодаря использованию цифровой экосистемы проектного обучения эксперты и кураторы могут проследить разработку студенческого проекта, начиная с идеи, провести проект по всем стадиям его развития, организовать консультации со специалистами из смежных дисциплин и привлечь необходимые ресурсы. В случае высокой эффективности проекта будут найдены заинтересованные заказчики и инвесторы. Этапы работы над проектом поделены на треки и регулярно мониторятся, даются экспертные оценки на всем жизненном цикле развития проекта. Это способствует усилению вовлеченности всех участников проектной деятельности ГУУ в образовательный процесс, что повышает его качество.

Концепция экосистемы проектного обучения адаптирована для студентов и направлена на развитие предпринимательских способностей (под предпринимательскими компетенциями понимаются не бизнес-компетенции, но в первую очередь способность генерировать, апробировать и развивать различные идеи) и цифровых компетенций. Концепция позволяет разрабатывать и проводить акселерацию рыночно-ориентированных, исследовательских и практико-ориентированных проектов, так как в основе лежит концептуализация проекта. Через генерацию и апробацию идей вуз получает возможность коммерциализировать создаваемые технологии и продукты, формировать сообщества будущих выпускников, мотивированных на создание нового продукта.

Экосистема решает ряд разноплановых задач, среди которых можно выделить:

— развитие компетенций предпринимательства у студентов;

— формирование сообщества выпускников;

— монетизация компетенций экспертов вуза;

— коммерциализация технологий и продуктов, создаваемых в рамках вуза;

— определение порядка и целеполагания по направлению проектного предпринимательства в рамках концепции Университета 3.0;

— формирование организационной практики проектного обучения и подготовка профессорско-преподавательского состава в качестве трекеров.

В учебных планах всех направлений подготовки всех форм обучения присутствует «Проектная работа» в течение всего периода обучения трудоемкостью в шесть зачетных единиц. Для формирования цифровых компетенций в области создания алгоритмов и программ, пригодных для практического применения в рамках проектной работы, в Университете функционирует Проектно-учебная лаборатория. На программах бакалавриата предусмотрена только командная проектная работа. Численность команды может варьироваться от двух до девяти человек. В магистратуре возможна индивидуальная работа над проектом. Проектное обучение в качестве части учебного плана является обязательным для всех студентов всех форм обучения. Данный вид учебной деятельности осуществляется с первого до последнего курса как на программах бакалавриата, так и на программах магистратуры.

В рамках дисциплины «Иностранный язык», согласно учебному плану, проводятся как практические занятия, так и консультации по проектному обучению, которые осуществляются средствами иностранного языка [9]. Форма работы в виде консультаций может служить отправной точкой на начальных стадиях разработки проекта. Использование иностранного языка позволяет находить и получать валидную информацию по теме проекта. Возможность проанализировать материал, взятый из зарубежных источников, может существенно расширить и дополнить концепцию проекта. Стоит отметить, что между публикацией новых разработок иноязычными авторами и возможностью ознакомиться с ними на русском языке (или совсем не узнать о них) проходит много времени, иногда до нескольких лет. Однако, пользуясь возможностями сети «Интернет», обучающиеся могут получить новую, необходимую им информацию из зарубежных источников практически в момент ее появления.

Данная работа должна отвечать определенным требованиям. Обучающимся необходимо:

— правильно сформулировать поисковой запрос;

— отобрать релевантные источники по теме проекта;

— проанализировать содержание источников с точки зрения их значимости для проекта.

В обязанности преподавателя-консультанта должны входить, с одной стороны, помощь команде студентов по вышеперечисленным пунктам, а с другой — используя полученные тексты-источники в качестве учебного материала, преподаватели иностранного языка продолжают работу по формированию компетенции устной и письменной коммуникации на иностранном языке. В ходе поиска материала по теме своего проекта студенты могут получить информацию по вариантам используемых практик в интересующей области, опыту работы других компаний и организаций по тематике студенческого проекта, а также историческому обзору метода или практик. Таким образом, использование дисциплин «Иностранный язык» и «Иностранный язык профессионального делового общения» при реализации проектов обучающимися может послужить примером укрепления междисциплинарных связей, что положительным образом скажется на обогащении содержания проекта и, в конечном итоге, приведет к увеличению интеллектуального потенциала обучающихся.

Консультации по проектному обучению в рамках дисциплин «Иностранный язык» и «Иностранный язык профессионального делового общения» в процессе поиска релевантных источников информации помогают обучающимся самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве и осуществлять поиск, анализировать информацию для определения ее соответствия выбранной тематике проекта, формируют у студентов активную самостоятельную позицию в обучении, готовность к саморазвитию и способствуют овладению навыками командной работы. Одновременно занятия стимулируют межкультурную осведомленность, помогают находить решения в конфликтных и стрессовых ситуациях, учат толерантности и открытому восприятию [10].

В ходе работы преподаватель иностранного языка должен обратить внимание на следующие аспекты:

1) уточнение тематического поля проекта;

2) сбор материала;

3) поиск и изучение литературы в тематической области проекта;

4) анализ полученного материала, исходя из интересов проекта;

5) организация работы в команде;

6) изучение существующих практик реализации подобных проектов;

7) определение конечного продукта проекта;

8) презентация результатов работы [10].

Финальный этап консультации по проектному обучению должен представлять собой представление результатов проделанной работы на иностранном языке, логически выстроенных и обоснованных. Конечный результат может быть представлен в вербальной форме в виде презентации, участия в круглом столе или конференции, а также в письменной форме (тезисы или статья для публикации) [11]. Сама идея публикации результатов работы заинтересовала студентов и стимулировала их поисковый и познавательный интерес. Возможность получения дополнительной информации по теме проекта воодушевила часть студентов на активный подбор и анализ материала. Консультирование по проектному обучению в рамках дисциплин вывели учебный процесс на новый уровень. До этого момента студенты получали дополнительную информацию на иностранном языке по своим программам подготовки только в случае, если информация по теме входила в учебные планы дисциплины «Иностранный язык». С введением консультаций иноязычная информация начала соответствовать теме проекта, дисциплинам профессионального блока и образовательной программе, что явилось несомненным плюсом для усвоения новых знаний и формирования как иноязычных, так и профессиональных компетенций обучающихся.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ

С целью определения уровня удовлетворенности формированием универсальной коммуникативной компетенции (УК-4) на иностранном языке на кафедре было проведено исследование в форме анкетирования, в котором участвовали 75 студентов второго и третьего курсов по направлению подготовки «Менеджмент». Вопросы касались степени удовлетворенности знаниями и навыками, приобретаемыми обучающимися на стандартных занятиях по иностранному языку (практические занятия) и в ходе занятий в рамках консультаций по проектному обучению. Обучающимся было предложено оценить результаты по пятибалльной шкале (табл. 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1

Определение уровня формирования коммуникативной компетенции

Форма занятий 5 4 3 2 1 Затрудняюсь ответить

% % % % % %

Практическое занятие 12,0 6,0 22,0 29,6 14,0 18,6 2,0 2,7 1,0 1,1 24,0 32,0

Консультация 21,0 28,0 37,0 49,3 6,0 8,0 2,0 2,7 - - 9,0 12,0

Составлено авторами по материалам исследования

Исследование продемонстрировало повышение заинтересованности студентов к образовательному процессу при использовании консультаций по проектному обучению в рамках их собственного проекта по программе подготовки. Увеличилось количество студентов, оценивающих свою коммуникативную активность на 4 и 5 баллов, для занятий в форме консультаций. Кроме того, при сравнении количества обучающихся, затруднившихся дать ответ на вопрос об их удовлетворенности от практических занятий и консультаций, было отмечено, что практически втрое сократилось количество таких студентов в рамках консультаций, также сократилось количество тех, кто оценивал уровень удовлетворенности на 3 балла. Такая динамика результатов, по нашему мнению, говорит о возросшем интересе обучающихся к форме занятий в рамках консультаций по проектному обучению.

Дополнительно по желанию обучающимся было предложено назвать навыки, овладение которыми, на их взгляд, позволит им наиболее эффективно выполнить проектную работу в рамках образовательной программы. Большинство студентов (75 %) называли такие качества, как креативность, организационные

навыки, умение договариваться, слушать и учитывать мнение членов команды, стрессоустойчивость, умение расставлять приоритеты. В связи с этим необходимо отметить, что около 40 % студентов назвали необходимым для успешной работы над проектом такое качество, как харизма, что, с нашей точки зрения, свидетельствует о неточном или ограниченном понимании значения данного качества. Таким образом, сформированность soft skills интересует студентов, и они понимают важность данных навыков.

Знание основ экономики, навыки статистических расчетов упомянули 28 % опрошенных, что, по мнению авторов, свидетельствует об отсутствии необходимости проводить расчеты в ряде проектов. 66 % опрошенных отметили необходимость наличия навыков коммерциализации результатов проектной деятельности. Знание и умение применять маркетинговые технологии назвали 37 %. Необходимость владения информационными навыками отметили 93 % студентов. Такой опрос позволил отметить превалирование soft skills, названных студентами более желательными для овладения при выполнении проекта, что еще раз подтверждает важность формирования гибких навыков вне зависимости от программы подготовки.

Таким образом, использование консультаций по проектному обучению и самого проектного метода в целом положительно сказывается на результатах и качестве обучения. Повышение заинтересованности студентов к обучающему процессу и, в частности, к изучению иностранного языка оказывает стимулирующее действие как на обучающихся, так и на профессорско-преподавательский состав, заставляя всех идти в ногу со временем, повышать свои знания и компетенции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интерес к проектной методике не случаен. Использование проектного метода в обучении в высшей школе приносит ощутимые и значимые результаты. Подытоживая все сказанное ранее в статье, стоит сказать, что проектная работа представляет собой форму познавательной активности обучающихся, связанную с их самостоятельной деятельностью по созданию нового продукта, подхода или решения и направленную на формирование профессиональных компетенций междисциплинарного характера [12]. Проведенное среди студентов исследование показало, что практическая направленность занятий в рамках проектной деятельности повышает мотивацию студентов к образовательному процессу, вызывает осознанный интерес к развитию soft skills компетенций, необходимых в том числе для успешной работы в команде над проектом, способствует развитию коммуникативных компетенций как на родном, так и на иностранном языке. Что касается использования проектного обучения для дисциплины «Иностранный язык», то в отличие от обучения по учебникам работа над проектом имеет для обучающихся практический, прикладной характер, несет элементы креативности и новизны и способствует повышению заинтересованности студентов к изучению иностранных языков.

Библиографический список

1. Павлюк Е.С. Реализация проектов в предпринимательской среде XXI века: инновации в условиях глобализации. Экономика и предпринимательство. 2022;3(140):710-713. https://doi.org/10.34925/EIP.2022.140.03.129

2. Государственный университет управления. Положение о проектном обучении в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Государственный университет управления». https://guu.ru/wp-content/ uploads/137-I.pdf (дата обращения: 04.07.2023).

3. Пискунов А.И. (ред.). История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до концаXX века: учеб. пособие. 2е изд., испр. и доп. М.: ТЦ «Сфера»; 2001. 512 с.

4. Павлюк Е.С. Проектная технология как средство формирования ключевых компетенций в государственных образовательных организациях. В кн.: Развитие общества и науки России в эпоху кризиса: теория, методология, практика: материалы III Всероссийской научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 13—14 апреля 2022 г. Ростов-на-Дону: Профпресслит — Издательство «Манускрипт»; 2022. С. 229—231.

5. Салынская Т.В., Ясницкая А.А. Проектная деятельность как инструмент развития профессиональной личности студента. Муниципальная академия. 2021;3:88-96. https://doi.org/10.52176/2304831X_2021_03_88

6. Беркович М.И., Кофанова Т.А., Тихонова С.С. SOFT SKILLS (мягкие компетенции) бакалавра: оценка состояния и направления формирования. Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2018;4:63-68.

7. Павлюк Е.С. Современные методы управления проектами в цифровой среде вуза. Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2021;5-1(11):98-104. https://doi.org/10.34670/AR.2021.38.38.012

8. Савинова С.Ю., Шубнякова Н.Г. Проектная деятельность в профессиональной подготовке бакалавров-менеджеров. Теория и методика профессионального образования. 2019;3:47-52.

9. Имаева Е.З., Сухарева Н.А. Проблемы преподавания: инновационные формы организации языкового образования. Вестник педагогических наук. 2022;1:201-204.

10. Фирсова С.В. Иноязычное проектное обучение в высшей школе. В кн.: Чудновский А.Д. (ред.). Инновационные технологии преподавания иностранных языков в системе высшего образования. М.; 2022. С. 100-122.

11. Салынская Т.В., Ясницкая А.А. Ключевые знания и навыки для профессиональной реализации студентов в цифровой среде. Вестникуниверситета. 2022;2:72-79. https://doi.org/10.26425/2309-3633-2022-10-3-72-79

12. Бреднева Н.А. Формирование проектной компетентности студентов в образовательном процессе вуза. https://uchimsya.cOm/a/ ifUi2rdH (дата обращения: 04.07.2023).

References

1. Pavlyuk E.S. Implementation of projects in the business environment of the xxi century: innovations in the context of globalization. Ekonomikai predprinimatelstvo. 2022;3(140):710-713. https://doi.org/10.34925/EIP.2022.140.03.129 (In Russian).

2. State University of Management. Regulations on project training at the State University of Management. https://guu.ru/wp-content/ uploads/137-I.pdf (accessed 04.07.2023). (In Russian).

3. Piskunov A.I. (ed.). History of pedagogy and education. From the origin of education inprimitive society to the end of the XX century. 2nd ed., revised and enlarged. Moscow: Sphera Shopping Center; 2001. 512 p. (In Russian).

4. Pavlyuk E.S. Project technology as a means of formation of key competencies in state educational organizations. In: Society and science development in Russia in the era of crisis: Theory, methodology, practice: Proceedings of the III All-Russian Scientific and Practical Conference, Rostov-on-Don, April 13—14, 2022. Rostov-on-Don: Profpresslit - Manuscript Publ. House; 2022. Pp. 229-231. (In Russian).

5. Salynskaya T.V, Yasnitskaya A.A. Projects as a tool for the development of a student's professional personality. Municipal Academy. 2021;3:88-96. https://doi.org/10.52176/2304831X_2021_03_88 (In Russian).

6. Berkovich M.I., Kofanova T.A., Tikhonova S.S. SOFT SKILLS (soft competences) of a bachelor: Assessment of the state and directions of formation. Vestnik VSU. Series: Economics and Management. 2018;4:63-68. (In Russian).

7. Pavlyuk E.S. Modern methods of project management in the digital environment. Economics: Yesterday, Today, Tomorrow. 2021;5-1(11):98-104. https://doi.org/10.34670/AR.2021.38.38.012 (In Russian).

8. Savinova S.Yu., Shubnyakova N.G. Project activity in the professional training of bachelor managers. Theory and Methodology of Vocational Education. 2019;3:47-52. (In Russian).

9. Imaeva E.Z., Sukhareva N.A. Teaching problems: Innovative forms of language education. Bulletin of Pedagogical Sciences. 2022;1:201-204. (In Russian).

10. Firsova S.V. Foreign language project training in higher education. In: Chudnovsky A.D. (ed.) Innovative technologies of teaching foreign languages in the higher education system. Moscow; 2022. Pp. 100-122. (In Russian).

11. Salynskaya T.V, Yasnitskaya A.A. Key knowledge and skills university students need in a digital environment. Vestnik uni-versiteta. 2022;2:72-79. https://doi.org/10.26425/2309-3633-2022-10-3-72-79

12. Bredneva N.A. Formation of students' project competence in the educational process of university. https://uchimsya.com/a/ifUi2rdH (accessed 04.07.2023). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.