Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ В ВУЗЕ: ВЫЗОВЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА. МНЕНИЕ СТУДЕНТОВ'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ В ВУЗЕ: ВЫЗОВЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА. МНЕНИЕ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА / АНКЕТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ / ПРОЕКТ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ / ДЕЛОВЫЕ И ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / УМЕНИЯ И НАВЫКИ / МОТИВАЦИЯ К ПРОЕКТНОЙ РАБОТЕ / ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубарева Е. В., Тучкова И. Г.

В статье представлены и проанализированы результаты опроса студентов первого, второго и третьего курсов Государственного университета управления (далее - ГУУ) в Москве по вопросам и проблемам, связанным с проектной деятельностью на иностранном языке в рамках учебных программ по дисциплинам «Иностранный язык» и «Иностранный язык профессионального делового общения». После проведенного исследования авторы укрепились во мнении, что обучаемые в основном приходят в вуз с навыками проектной работы и за несколько семестров в университете совершенствуют их. Исследование выявило наиболее популярные программы и платформы, которыми студенты пользуются для выполнения проектных заданий, а также личностные качества, которые, по мнению студентов, должен приобрести обучаемый в процессе выполнения проектной работы. В статье описаны основные факторы, которые могут мотивировать студентов к проектной работе, и некоторые проблемы, связанные с осуществлением проектной деятельности в ГУУ. Полученные результаты отражают университетские реалии по проектной работе студентов на иностранном языке и могут быть полезны методистам и разработчикам учебных программ вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зубарева Е. В., Тучкова И. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT WORK IN A FOREIGN LANGUAGE AT THE UNIVERSITY: CHALLENGES AND BENEFITS. STUDENTS’ OPINION

The authors of the article present and analyze surveys of first, second and third year students of the State University of Management in Moscow on issues and problems related to project activities in a foreign language within the framework of curricula in the disciplines “Foreign Language” and “Foreign language of professional business communication”. As a result of the study, the authors conclude that students mostly come to the university with project work skills and improve them over several semesters at the university. The study revealed the most popular programs and platforms that students use to complete project tasks, and also the examples of managerial capacity and volitional powers that, in the opinion of students, a student should acquire in the process of project implementation. The article describes the main factors that can encourage them to do project work, and some problems associated with the implementation of project activities at the State University of Management. The results obtained reflect the university realities of students’ project work in a foreign language and can be useful to methodologists and developers of university curricula.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ В ВУЗЕ: ВЫЗОВЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА. МНЕНИЕ СТУДЕНТОВ»

УДК 378.147 DOI 10.26425/1816-4277-2023-4-179-188

Проектная деятельность на иностранном языке в вузе: вызовы и преимущества. Мнение студентов

Зубарева Елена Вячеславовна

Ст. преп. каф. иностранных языков ORCID: 0000-0002-1855-3629, e-mail: ev_zubareva@guu.ru

Тучкова Ирина Геннадьевна

Ст. преп. каф. иностранных языков ORCID: 0000-0002-5388-8862, e-mail: ig_tuchkova@guu.ru

Государственный университет управления, г. Москва, Россия

Аннотация

В статье представлены и проанализированы результаты опроса студентов первого, второго и третьего курсов Государственного университета управления (далее — ГУУ) в Москве по вопросам и проблемам, связанным с проектной деятельностью на иностранном языке в рамках учебных программ по дисциплинам «Иностранный язык» и «Иностранный язык профессионального делового общения». После проведенного исследования авторы укрепились во мнении, что обучаемые в основном приходят в вуз с навыками проектной работы и за несколько семестров в университете совершенствуют их. Исследование выявило наиболее популярные программы и платформы, которыми студенты пользуются для выполнения проектных заданий, а также личностные качества, которые, по мнению студентов, должен приобрести обучаемый в процессе выполнения проектной работы. В статье описаны основные факторы, которые могут мотивировать студентов к проектной работе, и некоторые проблемы, связанные с осуществлением проектной деятельности в ГУУ. Полученные результаты отражают университетские реалии по проектной работе студентов на иностранном языке и могут быть полезны методистам и разработчикам учебных программ вузов.

Ключевые слова

Проектная работа, анкетирование студентов, проект на иностранном языке, деловые и волевые качества, умения и навыки, мотивация к проектной работе, проблемы проектной деятельности

Для цитирования: Зубарева Е.В., Тучкова И.Г. Проектная деятельность на иностранном языке в вузе: вызовы и преимущества. Мнение студентов // Вестник университета. 2023. № 4. С. 179—188.

© Зубарева Е.В., Тучкова И.Г., 2023.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

BeemnuK ynmepcumema № 4, 2023

Project work in a foreign language at the university: Challenges and benefits. Students' opinion

Elena V. Zubareva

Senior Lecturer at the Foreign Languages Department ORCID: 0000-0002-1855-3629, e-mail: ev_zubareva@guu.ru

Irina G. Tuchkova

Senior Lecturer at the Foreign Languages Department ORCID: 0000-0002-5388-8862, e-mail: ig_tuchkova@guu.ru

State University of Management, Moscow, Russia

Abstract

The authors of the article present and analyze surveys of first, second and third year students of the State University of Management in Moscow on issues and problems related to project activities in a foreign language within the framework of curricula in the disciplines "Foreign Language" and "Foreign language of professional business communication". As a result of the study, the authors conclude that students mostly come to the university with project work skills and improve them over several semesters at the university. The study revealed the most popular programs and platforms that students use to complete project tasks, and also the examples of managerial capacity and volitional powers that, in the opinion of students, a student should acquire in the process of project implementation. The article describes the main factors that can encourage them to do project work, and some problems associated with the implementation of project activities at the State University of Management. The results obtained reflect the university realities of students' project work in a foreign language and can be useful to methodologists and developers of university curricula.

For citation: Zubareva E.V., Tuchkova I.G. (2023) Project work in a foreign language at the university: Challenges and benefits. Students' opinion. Vestnik universiteta, no. 4, pp. 179—188.

Keywords

Project work, survey of students, project in a foreign language, managerial capacity, volitional powers, skills and abilities, motivation to project work, problems of project activity

© Zubareva E.V., Tuchkova I.G., 2023.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», основными целями и задачами развития страны в указанный период является осуществление национальных проектов [1]. Следовательно, существует логичная необходимость проведения макропроектов в стране, что в свою очередь запускает проектную работу на всех уровнях власти.

Чтобы успешно управлять проектами, уметь работать в проектной команде, необходимо иметь универсальные компетенции по разработке и реализации проектов, а этому надо учиться. Исходя из этой необходимости, в образовательной системе Российской Федерации (далее — РФ) обучение проектной деятельности присутствует на всех этапах получения знаний.

В федеральный государственный образовательный стандарт (далее — ФГОС) начального общего образования заложено требование осуществления проектной деятельности [2]; далее на этапе основного общего образования ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях [3]; на заключительном школьном этапе ученик должен уметь осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность [4].

В соответствии с ФГОС высшего образования по всем направлениям подготовки, в требованиях к результатам освоения программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры значатся такие универсальные компетенции выпускника, как разработка и реализация проекта, командная работа и лидерство, коммуникация и международное взаимодействие, когда выпускник способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах), а также заниматься самоорганизацией и саморазвитием, когда выпускник способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни [5].

Исследование процесса обучения в рамках проектной деятельности бакалавров, которое описывает данная статья, проводилось с целью выявления насущных проблем, связанных с этим процессом, с одной стороны и с целью сделать срез ситуации, выявить благоприятные, выгодные стороны процесса, а также недостатки и слабые места.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

Обзор публикаций по обучению проектной деятельности, по ее внедрению в образовательный процесс позволил выявить следующие сложности и положительные аспекты. Прежде всего, стоит обратить внимание на проблему недостатка коммуницирования, рассогласования внутри команды [6]. Подчеркивается, что для эффективной работы команды необходима налаженная коммуникация, тем не менее отмечается, что происходит нарушение распространения информации между членами проектной команды, обеспечения открытого доступа к ней [7].

Часто отмечается, что передача информации при помощи современных технологий позволяет улучшить процесс управления проектом [6; 8; 9]. В целом, внедрение цифровизации в образовательную среду позволяет улучшать поиск, обработку, систематизацию, анализ и хранение различных онлайн сведений по проектам [10].

Значимым фактором успеха выполнения проектов называется налаженная обратная связь с куратором проекта [6; 7]. Тем не менее существует целый ряд сопутствующих проблем: могут быть недостаточно объяснены цели, сроки, этапы проекта, наблюдается несоблюдение правил коммуникации, отсутствие адекватной обратной связи и контроля коммуникации. С другой стороны, отмечаются следующие необходимые профессиональные качества куратора проекта — стабильная манера общения, осведомленность о ходе проекта [11] и в целом компетенции руководителя и команды проекта, необходимые для эффективной работы всей команды [12]. Подчеркивается значимость (до 96 % участников опроса) участия руководителей проекта [9].

Большое количество исследований посвящено самоорганизации и саморазвитию студентов. Умение ставить сроки и выполнять поэтапно части проекта, анализировать план исполнения по установленным критериям оценки подчеркивается в одних исследованиях [6; 13]. Отсутствие мотивации, самостоятельности в выдвижении гипотез, принятии решений, постановки целей развития отмечают другие ученые [14—17].

Такой частный, но животрепещущий вопрос, как оценивание каждого члена команды интересует некоторых исследователей [7]. Предлагаются схемы коэффициентного вычисления индивидуального участия. Этот сложный, зачастую конфликтный аспект требует внимательного подхода.

Следующий разнополярный вопрос касается отсутствия практического применения проектов, как следствие приводящего к недостатку мотивации обучаемых. С одной стороны, отмечается, что не может существовать проекта, если в нем нет новизны, инновации, новой мысли [17]. С другой стороны, подчеркивается, что метод проектов — совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решать различные проблемы на основе самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов [18]. Проектная деятельность превращает процесс в научную дискуссию, решающую практически интересные и значимые проблемы обучаемых [9; 18].

ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ

Целью исследования стало выявление навыков проектной работы среди студентов бакалавриата с первого по третий курсы обучения. Кроме этого, были обозначены преимущества и недостатки образовательного процесса в рамках проектной деятельности. Для проведения исследования авторы применили метод опроса, который проводился среди студентов Государственного университета управления (далее — ГУУ) отдельно первого курса и второго и третьего курсов вместе. Общее число респондентов-первокурсников — 171 человек, второкурсников и третьекурсников — 77 человек. Авторы сравнили полученные данные, не суммируя их, применив метод сравнительно-сопоставительного анализа.

Анкета включала в себя 10 вопросов, среди которых были вопросы закрытого типа и вопросы с множественным выбором. Авторы выделили несколько групп вопросов. Первая группа включала 4 вопроса, касающихся наличия опыта выполнения проектов до поступления в ГУУ и в рамках проектной деятельности в университете, а также типов проектов, в которых опрашиваемые участвовали. Следующая группа вопросов выявляла наличие навыков работы на программах и на платформах при выполнении проектной работы. В отдельную группу были выделены вопросы, касающиеся навыков межличностного общения, приобретенных в процессе проектной деятельности, развития деловых и волевых качеств, а также проблемы мотивации. В связи с тем, что несмотря на большое количество исследований по организации проектной работы в вузе, этот вид деятельности до сих пор недостаточно разработан и вызывает много дискуссий, авторы включили в анкету вопрос о проблемах, которые имеются в ГУУ с точки зрения обучаемых.

Авторы ставили перед собой следующие задачи:

- выяснить, имеют ли студенты опыт проектной работы и если имеют, то какие проекты они выполняли;

- определить, какими программами они пользовались и на каких платформах работали;

- проанализировать, какие навыки и умения студенты приобрели в процессе проектной работы, и какие качества они хотели бы в себе развить посредством участия в проектной деятельности;

- установить, какими способами можно повысить мотивацию студентов к проектной работе;

- выявить недостатки в организации проектной деятельности в ГУУ.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

Всего в 2021—2022 учебном году были опрошены отдельно 171 студент первого курса и 77 студентов второго и третьего курсов ГУУ в Москве. Разделение опроса с охватом отдельно первого курса и второго и третьего курсов было сделано намеренно. Авторам было необходимо проанализировать умения первокурсников в отношении проектной деятельности. Эти данные сравнивались авторами с результатами, полученными при опросе студентов вторых и третьих курсов.

На первый вопрос анкеты «Был ли у Вас опыт выполнения проектов до поступления в ГУУ?» 69 % респондентов первого курса ответили положительно, 31 % дали отрицательный ответ. Сравнивая этот результаты с результатами опроса респондентов второго и третьего курсов, где 64,9 % имели опыт проектной работы до учебы в ГУУ и 35,1 % не имели подобного опыта, можно сказать, что за последний год проектная работа стала немного шире применяться в системе довузовского образования.

Ответы на второй вопрос «У Вас есть опыт выполнения командных или индивидуальных проектов в ГУУ?» следующие: среди студентов первого курса 87,1 % респондентов ответили положительно, 12,9 % ответили отрицательно, при этом все респонденты второго и третьего курсов ответили положительно.

Такие результаты делают очевидным тот факт, что, во-первых, из общеобразовательных школ приходят достаточно подготовленные абитуриенты, имеющие большой процент опыта участия в проектной работе, а во-вторых, проектная деятельность в ГУУ активно начинает применяться с первого курса, и уже ко второму-третьему курсам все студенты ГУУ имеют опыт участия в проектной работе.

Третий вопрос был направлен на выявление дисциплины, наиболее мотивирующей проектную деятельность в вузе. 14 % респондентов первого курса назвали основное направление подготовки и иностранный язык, а 86 % опрошенных имеют опыт проектной работы только по основному направлению подготовки. Результаты опроса учащихся второго и третьего курсов следующие: 38,9 % студентов имеют опыт выполнения проектов и по основному направлению подготовки, и по иностранному языку, а 59,8 % респондентов имеют опыт выполнения проектов только по основному направлению подготовки. Сравнение показателей опроса первокурсников и второкурсников с третьекурсниками выявляет тенденцию к увеличению объема проектной работы в ГУУ, начиная со второго года обучения.

«Опыт выполнения каких проектов у Вас есть?» — с помощью этого вопроса исследование должно было выявить наиболее популярные направления научной и проектной деятельности. Ниже представлены результаты опроса студентов первого курса. Самыми популярными среди опрашиваемых оказались социальные проекты (49,7 %), исследовательские (46,8 %) и творческие (38 %). На четвертом месте по популярности (26,9 %) находятся научные проекты, направленные на создание уникального продукта или услуги в определенной сфере. Следующим направлением с результатом в 23,4 % являются реклам-но-презентационные проекты, и последними в этом списке стоят сервисные проекты (7,6 %).

Что касается студентов второго-третьего курсов, то 58,4 % опрошенных из этой категории подтвердили, что выполняли творческие проекты, 57,1 % — исследовательские, 44,1 % — научные, 40,2 % респондентов ответили, что имеют опыт подготовки рекламно-презентационных проектов, 32,4 % опрашиваемых упомянули социальные проекты, сервисные проекты делали 22 % опрашиваемых и один студент ответил, что имеет опыт подготовки прикладного проекта.

Анализ ответов, представленных выше, позволяет сделать следующие выводы.

1. Высокая популярность творческих проектов позволяет сказать, что в ГУУ большой акцент в проведении проектной деятельности со студентами делается на создание концептуально нового продукта, приносящего реальную монетизацию и имеющего практическое применение.

2. Высокий показатель выполнения научных проектов в ГУУ обусловлен требованиями университета в осуществлении студентами научно-исследовательской деятельности.

3. Поскольку ГУУ готовит менеджеров-управленцев, то сервисные проекты являются достаточно популярными и отражают одну из будущих обязанностей управленцев — улучшать текущую работу подразделений и учреждений.

Пятый вопрос касался навыков и умений, которые опрашиваемые приобрели в процессе участия в проектной деятельности. Почти все респонденты отмечали несколько навыков и умений, которые они приобрели. Таблица 1 показывает ответы, полученные в результате опроса студентов первого и второго и третьего курсов.

Таблица 1

Основные навыки и умения, приобретенные в процессе проектной деятельности

Навыки и умения Распределение ответов респондентов первого курса обучения, % Распределение ответов респондентов второго и третьего курсов обучения, %

Работа в команде 84,2 79,2

Лидерские качества (был руководителем проекта) 29,8 38,9

Делегирование / распределение обязанностей 57,3 63,6

Умение договариваться / дискутировать / обсуждать / отстаивать свою точку зрения 66,7 61,0

Навык выбора интересной темы по заданному направлению 38,0 44,1

Окончание табл. 1

Навыки и умения Распределение ответов респондентов первого курса обучения,% Распределение ответов респондентов второго и третьего курсов обучения, %

Навыки работы в новых программах для создания презентаций (Сапуа, Prezzo и других) 22,8 38,9

Навыки публичных выступлений 39,8 32,4

Навыки командной работы на платформах для организации проектов 26,9 27,2

Составлено авторами по материалам исследования

Данные, представленные в таблице 1, позволяют утверждать, что студенты, которые хотят научится работать в команде, а также договариваться, дискутировать, обсуждать и отстаивать свою точку зрения, наиболее заинтересованы в проектной деятельности. Также студенты с интересом относятся к выбору актуальных тем по своему направлению проектной деятельности и хотели бы развить лидерские качества в процессе выполнения проектов. Кроме этого стоит отметить, что студенты первого курса намного меньше знакомы с программами для создания презентаций, чем студенты второго и третьего курсов.

Анализируя ответы на шестой вопрос «Какими программами пользовались Ваши команды для создания презентаций?», становится понятно, что самой популярной программой для создания презентаций все же является Microsoft Power Point с 87,7 % (респонденты-первокурсники) и 87 % (респонденты-учащиеся второго и третьего курсов), на втором месте Canva с 51,5 % (первый курс) и 63 % (второй-третий курсы). Третье место студенты первого курса отдали Prezzo с 3,5 %, а учащиеся второго и третьего курсов указали еще Exel (1,3 %) и Figma (1,3 %). Отметим, что данные были получены в досанкционный период и отображают предпочтения в выборе программ, доступных на тот момент.

Изучение ответов на седьмой вопрос «Какими платформами Вы пользовались для организации работы над проектом?» выявило самые популярные онлайн-платформы. Самой удобной платформой у студентов первого курса является Mindmeister с 27,5 %, на втором месте Team week с 25,7 %, затем Trello с 19,9 %, Asana с Google с 4,7 %, Meister Task c 2,9 %. Что касается студентов второго-третьего курсов, то 35 % студентов решили, что Mindmeister лучше всего подходит для презентации, 31,1 % проголосовали за Trello, 12,9 % дали свои ответы в пользу Team Week, только 5,1 % упомянули Asana, и 2,6 % выбрали Miro.

Наше особое внимание было уделено платформе Business Chain, которую продвигает университет ГУУ. Эта платформа набрала 1,8 % имевших опыт использования на первом курсе и 0,8 % на втором-третьем курсах. Такой низкий результат популярности может быть вызван недавним внедрением этой платформы в ГУУ на момент опроса в феврале 2022 г. Кроме этого, возможными причинами являются плохая осведомленность об этой платформе в среде студентов и отсутствие курса обучения по работе над проектом на данной платформе.

Восьмой вопрос затрагивал основные проблемы организации проектной деятельности в ГУУ. Таблица 2 отражает результаты опроса студентов первого и второго и третьего курсов, при этом большинство опрашиваемых отмечали не один, а несколько недостатков.

Таблица 2

Основные проблемы организации проектной деятельности в ГУУ

Проблемы Распределение ответов респондентов первого курса обучения, % Распределение ответов респондентов второго и третьего курсов обучения, %

Нет мотивации 35,7 50,6

Недостаток обратной связи с куратором проекта 31 35,0

Непонятно, как оценивают проект 26,9 33,8

Не проверяется реальная работа каждого члена команды 24,0 33,8

Окончание табл. 2

Распределение отве- Распределение отве-

Проблемы тов респондентов тов респондентов

первого курса второго и третьего

обучения, % курсов обучения, %

Рассогласование внутри команды 21,0 24,7

Нет прикладной ценности в проектах 26,9 23,4

Кураторы недостаточно объясняют цели, сроки, этапы проекта 26,3 15,6

Нет проблем 0,0 2,6

Составлено авторами по материалам исследования

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что отсутствие мотивации и недостаток обратной связи с куратором проекта выделены как основные проблемы на всех трех рассматриваемых курсах обучения, также отсутствие прозрачности оценивания проектной деятельности отмечено как серьезная проблема.

Особо отметим, что респонденты второго-третьего курса к предложенным в анкете проблемам добавили следующие:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- необоснованные требования, появляющиеся при оценке проектов;

- недоступность куратора в случае необходимости срочной связи;

- мало ресурсов и возможностей для проектной деятельности внутри ГУУ.

Результаты девятого вопроса «Что может повысить мотивацию к проектной деятельности?» представлены в таблице 3.

Таблица 3

Методы повышения мотивации к проектной деятельности

Методы Распределение ответов респондентов первого курса обучения, % Распределение ответов респондентов второго и третьего курсов обучения, %

Проведение конкурса проектов с призами для отличившихся команд 56,1 55,8

Введение миникурса по управлению проектами для студентов 35,7 42,9

Широкое освещение проектного практикума со стороны Государственного университета управления в социальных сетях 38,0 31,1

Единая платформа по подготовке проектов типа Business Chain 18,1 23,4

Экспертное сопровождение проектов (помощь от людей, разбирающихся в предметной области) 0,0 1,3

Составлено авторами по материалам исследования

Очевидно, что самыми действенными мерами студенты первого, второго и третьего курсов считают проведение конкурса проектов с призами для отличившихся команд и введение миникурса по управлению проектами для студентов.

Второкурсники с третьекурсниками также отметили, что усилить интерес и повысить мотивацию к выполнению проектов могут следующие меры:

- мастер-классы для студентов по работе в программах, например, в Сапуа, поскольку на создание красивой презентации по проекту студенты тратят больше времени, чем на содержательную часть проекта;

— проекты должны иметь прикладное значение и быть полезными, чтобы их можно было включить в профессиональное портфолио.

Ответы на последний вопрос «Какие деловые и волевые качества Вы хотели бы развить в себе посредством проектной деятельности?» респондентов первого курса и второго и третьего курсов представлены в таблице 4.

Таблица 4

Качества, которые студенты хотели бы развить посредством проектной деятельности

Качества Распределение ответов респондентов первого курса обучения, % Распределение ответов респондентов второго и третьего курсов обучения, %

Ответственность в принятии решений 49,7 46,8

Стремление к достижению высоких результатов 59,1 48,0

Способность работать под давлением 49,7 35,0

Умение ставить сроки и выполнять проект поэтапно в срок — тайм-менеджмент 54,4 53,2

Контактность 52,0 22,0

Доброжелательность 10,0 14,3

Готовность к дискуссии 51,5 41,6

Умение организовать работу команды 57,9 44,2

Составлено авторами по материалам исследования

Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы.

1. Для студентов первого курса в приоритете такие качества, как стремление к достижению высоких результатов и умение организовать работу команды, а для учащихся второго и третьего курсов умение ставить сроки и выполнять проект поэтапно, а также ответственность в принятии решений были самыми важными.

2. Большинство респондентов также считают немаловажными такие личные качества, как контактность и готовность к дискуссии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данные, полученные авторами, позволяют заключить, что главными проблемами проектной деятельности являются недостаточная мотивация, невозможность практического приложения результатов проектов, отсутствие навыков тайм-менеджмента, рассогласованность действий внутри команды, плохая обратная связь с куратором / руководителем проекта (непонятные строки, этапы, задания, темы), отсутствие навыков работы на платформе Business Chain (используется для подготовки проектов в ГУУ), непонятное оценивание проектов с точки зрения обучающихся.

Анализ опроса помог авторам выйти со следующими предложениями:

— коворкинг преподавателей иностранных языков и студентов в подборе и анализе аутентичных материалов на иностранном языке для проектов по основной специальности;

— обзор основных мировых достижений в рамках темы проекта по основной специальности;

— введение миникурса по управлению проектами для студентов на платформе Business Chain. Важным направлением должна стать разработка инновационных проектов (изобретательских и научно-исследовательских), практико-ориентированных проектов (социальных, прикладных) или бизнес проектов (бизнес-план, смета), которые должны повысить мотивированность и осмысленное применение знаний, умений, навыков, а также способов их использования на практике.

Библиографический список

1. Президент Российской Федерации. Указ № 204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/ (дата обращения: 23.02.2023).

2. Российская Федерация. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. https://base. garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33 (дата обращения: 23.02.2023).

3. Российская Федерация. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. https://base. garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 23.02.2023).

4. Российская Федерация. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. https://base. garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/ (дата обращения: 23.02.2023).

5. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. ФГОС ВО по направлениям бакалавриата. https://fgosvo.ru/fgosvo/index/4 (дата обращения: 23.02.2023).

6. Кондрашова Н.Г. Информация и ее применение в процессе управления проектами. Дневник науки. 2020;12(48):50.

7. Дульзон А.А. Опыт обучения управлению проектами. Высшее образование в России. 2013;10:83-90.

8. Красавина Ю.В., Шихова О.Ф. Метод электронных междисциплинарных проектов как эффективная форма организации самостоятельной работы студентов вуза. Образование и наука. 2017;19(1)165-182. https://doi. org/10.17853/1994-5639-2017-1-160-176

9. Salynskaya T.V., Yasnitskaya A.A., Morasch O. Project Activities for the Training of Specialists in the Context of Digitalization. In: Ashmarina S.I., Mantulenko V.V., Vochozka M. (eds.) Proceedings of the International Scientific Conference "Smart Nations: Global Trends In The Digital Economy". Lecture Notes in Networks and Systems. Springer, Cham; 2022. P. 390-398 http://dx.doi.org/10.1007/978-3-030-94870-2_50

10. Прусова В.И., Князева А.А. Цифровизация экономики и управление проектами. Ученые записки российской академии предпринимательства. 2020;19(3):49-61. https://doi.org/10.24182/2073-6258-2020-19-3-49-61

11. Горбунова Н.В. Проектная деятельность и проектные методы в образовании. Проблемы современного педагогического образования. 2019;63-2:112-116.

12. Найдис И.О. Метод Agile в управлении проектами: реализация метода, компетенции команды и руководителя проекта. Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2020;4:15-24. https://doi. org/10.24143/2073-5537-2020-4-15-24

13. Сальникова Ю.К. Метод проектов как эффективный способ организации самостоятельной работы студентов в российском вузе. Международный журнал экономики и образования. 2019;5(2):61-76.

14. Фирсова С.В. Использование проектного метода в рамках дисциплины «Иностранный язык». Муниципальная академия. 2021;4:97-103.

15. Амирханова Г.Ш., Мусханова И.В. Проектная деятельность в образовании: механизмы развития. Мир науки, культуры, образования. 2020;2(81):246-248.

16. Нестеренко Д.И. Использование метода проектов при формировании исследовательских способностей студентов.

Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе. 2014;15(142):10-12.

17. Вахрушев С.А., Дмитриев В.А. Некоторые проблемы внедрения проектной деятельности в школьном образовании. Азимут научных исследовании. Педагогика и психология. 2021;10-1(34):40-44. https://doi.org/10.26140/anip-2021-1001-0008

18. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе. 2000;2(3).

References

1. President of the Russian Federation. Decree No. 204 dated 5 May, 2018 "On the nationalgoals and strategic objectives of the development of the Russian Federation up to 2024". https://wwwigarant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/ (accessed 23.02.2023). (In Russian).

2. Russian Federation. Federal State Educational Standard of Primary General Education. https://base.garant.ru/197127/53f89421bb-daf741eb2d1ecc4ddb4c33 (accessed 23.02.2023). (In Russian).

3. Russian Federation. Federal State Educational Standardfor Basic General Education. https://base.garant.ru/55170507/53f89421bb-daf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (accessed 23.02.2023). (In Russian).

4. Russian Federation. Federal state educational standard of secondary general education. https://base.garant.ru/70188902/8ef641d-3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/ (accessed 23.02.2023). (In Russian).

5. Portal of federal state educational standards of higher education. Federal State Educational Standards of Higher Education in the areas of undergraduate studies. https://fgosvo.ru/fgosvo/index/4 (accessed 23.02.2023). (In Russian).

6. Kondrashova N.G. Information and its application during project management. Dnevnik nauki (ScienceDiary). 2020;12(48):50. (In Russian).

7. Dulzon А.А. Experiment of teaching to project management [Opyt obucheniya upravleniyu proektami]. Higher Education in Russia (Vysshee Obra%ovanie v Rossii). 2013;10:83-90. (In Russian).

8. Krasavina Yu.Y, Shikhova O.F. (2017). An approach to managing university students' self-study based on interdisciplinary e-proj-ects. The Education and science journal. 2017;19(1):165-182. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-1-160-176 (in Russian).

9. Salynskaya T.V., Yasnitskaya A.A., Morasch O. Project Activities for the Training of Specialists in the Context of Digitalization. In: Ashmarina S.I., Mantulenko VV., Vochozka M. (eds.) Proceedings of the International Scientific Conference "Smart Nations: Global Trends In The Digital Economy". Lecture Notes in Networks and Systems. Springer, Cham; 2022. P. 390-398 http://dx.doi.org/10.1007/978-3-030-94870-2_50

10. Prusova V.I., IKnjazeva A.A. Digitization of the economy and project management. Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. 2020;19(3):49-61. https://doi.org/10.24182/2073-6258-2020-19-3-49-61 (in Russian).

11. Gorbunova N.V. Project activities and project methods in education. Problems of Modern Pedagogical Education [Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya]. 2019;63-2:112—116. (In Russian).

12. Naydis I.O. Agile method in project management: method implementation, competencies of team members and project manager. Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Economics. 2020;4:15-24. https://doi.org/10.24143/2073-5537-2020-4-15-24 (in Russian).

13. Salnikova Y.K. The project method as an efficient way of organizing students' independent work at Russian higher educational institutions. International Journal of Economics and Education. 2019;5(2):61-76. (In Russian).

14. Firsova S.V The use of the project method within the Foreign language discipline [Ispolzovanie proektnogo metoda v ramkakh distsipliny "Inostrannyi yazyk"]. Municipal Academy [Munitsipalnaya akademiya]. 2021;4:97-103. (In Russian).

15. Amirkhanova G.Sh., Muskhanova I.V. Project activities in education: The development mechanisms. The World of science, culture and education. 2020;2(81):246-248. (In Russian).

16. Nesterenko D.I. Usage of project method for student's research skills formation [Ispolzovanie metoda proektov pri formirovanii issledovatel'skikh sposobnostei studentov]. News of Volgograd State Technical University. Series: New Educational Systems and Technologies of University Teaching [I%vestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Noiye obrazpvatel'nye sistemy i tekhnologii obucheniya v vu%e]. 2014;15(142):10-12. (In Russian).

17. Vakhrushev S.A., Dmitriev VA. Some issues in the implementation of project activities in school education. Azimuth of Scientific Research: Pedagogics and Psychology. 2021;10-1(34):40-44. https://doi.org/10.26140/anip-2021-1001-0008 (in Russian).

18. Polat E.S. Project method at foreign language lessons [Metod proektov na urokakh inostrannogo yazyka]. Foreign languages at school [Inostrannye yazyki v shkole]. 2000;2(3).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.