Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ SOFT SKILLS У СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ SOFT SKILLS У СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1050
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТЫ ОТ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / КОММУНИКАТИВНЫЙ НАВЫК / УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / КРЕАТИВНЫЙ НАВЫК / FOREIGN LANGUAGE / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / PROJECTING / EMPLOYER'S PROJECTS / COMMUNICATION SKILL / SELF MANAGEMENT SKILL AND EMOTIONAL INTELLECT / CREATIVE SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Василиженко Мария Валерьевна

В статье рассматривается роль проектной деятельности, которая является основой современного образовательного процесса и ориентирована на формирование soft skills студентов при обучении иностранному языку. Выполнение проектов от работодателей в проекции потенциального рабочего коллектива, предоставляет студентам возможность развивать многие soft skills, являющиеся востребованными в настоящее время. Технология проектной деятельности способствует укреплению партнерских связей между вузом и работодателем, обеспечению студентов значимым опытом для будущей работы и развитию их дополнительных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Василиженко Мария Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS SOFT SKILLS FORMATION VIA PROJECT ACTIVITIES TECHNOLOGIES IN LEARNING FOREIGN LANGUAGES

The role of projecting, which is the basis of contemporary teaching/learning and is focused on forming students' soft skills in teaching foreign languages, is discussed. Doing employer's projects in the projection of the potential personnel provides students with a possibility to develop soft skills demanded today. Projecting technology facilitates strengthening partnership of the institution and employers providing students with relevant experiences of their future work and developing the additional competences.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ SOFT SKILLS У СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 378.147 ББК 74.480.26

DOI 10.7442/2071-9620-2020-12-1-137-148

М.В. Василиженко

(Международный Институт Дизайна и Сервиса, г. Челябинск, Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ SOFT SKILLS У СТУДЕНТОВ

ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПОСРЕДСТВОМ

ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается роль проектной деятельности, которая является основой современного образовательного процесса и ориентирована на формирование soft skills студентов при обучении иностранному языку. Выполнение проектов от работодателей в проекции потенциального рабочего коллектива, предоставляет студентам возможность развивать многие soft skills, являющиеся востребованными в настоящее время. Технология проектной деятельности способствует укреплению партнерских связей между вузом и работодателем, обеспечению студентов значимым опытом для будущей работы и развитию их дополнительных компетенций.

Ключевые слова: иностранный язык, педагогические технологии, проектная деятельность, проекты от работодателей, коммуникативный навык, умение управлять собой и эмоциональный интеллект, креативный навык.

к >1

M.V. Vasilizhenko | 8

(International Institute of Design and Service, Chelyabinsk, Russia)

STUDENTS SOFT SKILLS FORMATION VIA PROJECT ACTIVITIES TECHNOLOGIES IN LEARNING FOREIGN LANGUAGES

о о

X

S к

X Ч

(U

° "г

ю H о S

^ Ф

m

о

X

<u

oo <u

with a possibility to develop soft skills demanded today. Projecting technology facilitates <u S

X _

The role of projecting, which is the basis of contemporary teaching/learning and is focused on forming students' soft skills in teaching foreign languages, is discussed. Doing employer's projects in the projection of the potential personnel provides students

strengthening partnership of the institution and employers providing students with я о relevant experiences of their future work and developing the additional competences. S. о

Keywords: foreign language, educational technologies, projecting, employer's projects, communication skill, self management skill and emotional intellect, creative skill.

Навыки будущего, гибкие навыки, сквозные компетенции, soft skills (софт скиллз) - об этих навыках всё чаще говорят как о наиболее актуальных, тех, которые будут востребованы, несмотря на экономические изменения или очередной технический скачок. В настоящее время наблюдается изменение системы управления образовательной деятельности вузов, в частности ее ориентация на рынок и конечных потребителей предоставляемых образовательных услуг. Для создания большинства товаров и услуг сегодня требуется кооперация профессионалов из разных областей. Такая кооперация возможна на основе развитых гибких навыков [4].

Считается, что гибкие навыки должны стать востребованными в условиях технического прогресса и динамично меняющейся бизнес-среды начала XXI века [2]. Участники Всемирного экономического форума, а также Гайдаровского форума отмечают, что трансформация образования в условиях технологической революции приводит к возрастанию потребности в гибких навыках, а Ассоциация бизнес-образования США и Организация экономического сотрудничества и развития (сокр. ОЭСР, англ. Organization for Economic Cooperation and Development, OECD) определяют гибкие навыки как критически важный фактор трудоустройства в условиях современного рынка труда [3].

Экономист А. Белоусов считает развитие гибких навыков одним из трендов, которые в ближайшее время будут определять кадровую политику страны. По-литтехнолог П. Щедровицкий трактует гибкие навыки как способность видеть целое, выявлять закономерности в сложных объектах, грамотно строить коммуникацию и включаться в коллективную о работу, а также отмечает их возрастаю-| щую роль [16].

^ Отметим, что в последнее время на-

го блюдается диссонанс между реальными щ потребностями работодателей и уровнем s профессионального образования, кото-

рое получают сегодняшние выпускники. Так, в первую очередь при найме специалистов работодатели обращают внимание на сформированность у потенциальных работников soft skills (79%) и hard skills (47%), о чем свидетельствуют данные «Работы.ру» [5]. Речь о так называемых «гибких» (умении общаться и взаимодействовать в команде) и «твердых» (сугубо профессиональных) навыках. Директор специализированного центра занятости «Моя карьера» Ирина Швец также отмечает, что развитые «мягкие навыки» дают преимущество при трудоустройстве: «Выбирая между несколькими претендентами на должность с примерно одинаковым набором hard skills, работодатель примет решение с учетом soft skills. И если в вашем резюме не будет указано ни одного, шансы заполучить вакансию окажутся значительно ниже: научиться работать в незнакомой компьютерной программе можно за несколько дней, а вот приобрести лидерские качества за то же время невозможно» [9].

Таким образом, именно сейчас подобная тенденция приобретает особую актуальность. Данный факт объясняется тем, что основными внешними потребителями услуг высших учебных заведений являются работодатели (предприятия, организации, органы государственной власти и др.), которые принимают на работу выпускников вузов и ожидают от них владения комплексом профессиональных компетенций, соответствующих требованиям развития инновационной модели экономики и общества.

Актуальность и востребованность дальнейшей разработки рассматриваемой нами проблемы подтверждается и научными исследованиями в области soft skills и hard skills. В науке существует ряд работ, в которых рассмотрены сущность и составляющие «soft skills» и «hard skills», предложены условия, способствующие их формированию у студентов и тех, кто уже работает. Так, например, в статье О.Л. Чулановой рассмотрена эмо-

циональная компетентность soft skills и ее базовые составляющие, доказана важность использования эмоциональных ресурсов организации, предложена методика измерения уровня развития данной компетентности [20]. В совместной статье С.Н. Бацунова, И.И. Деречи, И.М. Кунгуровой, Е.В. Слизковой представлен более полный анализ основных детерминантов soft skills, рассмотрены кооперативные формы интегративного содействия в коммуникативном поле, предложен план разработки собственной «маршрутной карты» бакалавра для развития навыков [1]. Степень интеграции soft skills в университетское образование в России и выявление представлений о данных навыках в академическом сообществе (студенческой и преподавательской среде) посредством проведенного исследования были отражены в работе Л.К. Раицкой и Е.В. Тихоновой [12].

Обратимся к понятию soft skills (от англ. «мягкие», «гибкие» навыки) - комплекс неспециализированных, надпро-фессиональных навыков, отвечающих за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность труда и являющихся сквозными, то есть не связанными с конкретной предметной областью [17]. Обратившись к мировым исследованиям, департамент менеджмента НИУ ВШЭ - Пермь выяснил, что единого перечня гибких навыков не существует и каждая исследовательская группа выделяет свою классификацию. Тем не менее, все гибкие навыки были разделены на 3 ключевых группы: способности, базовые навыки, кросс-функциональные навыки [13].

Анализ научных работ показывает, что soft skills классифицируются в большей степени как личностные черты или привычки, проявляющиеся в поведенческих аспектах различных ситуаций. Их характерной особенностью является сложность измерения количественными показателями. В рассматриваемых нами работах примерами таких составляющих «мягких навыков» служат социальные,

интеллектуальные и волевые компетенции. Вне научных исследований soft skills представляют собой компетенции будущего; навыки, которые помогут выполнять работу успешнее. В данном аспекте для их освоения не существует определенных инструкций, и человек либо обладает неким качеством от рождения (дружелюбностью, спокойствием и прочим), либо приобретает его с опытом. Работодатели, в свою очередь, говоря о требованиях, предъявляемых к современным выпускникам, делают акцент на навыках, которые помогают их сотрудникам находить оптимальные решения в широком спектре задач, применяются в большей части рабочего времени и способствуют продвижению бизнеса. К данной категории относят более конкретизированные навыки, а именно: навыки коммуникации, работы в команде, управление временем, проведение презентаций, продаж, лидерство и самомотивацию [16].

Проанализировав ряд отечественных исследований по проблеме софт скиллз С.Н. Бацунова, И.И. Деречи, И.М. Кунгуровой, Е.В. Слизковой [1], Р.И. Платоновой, Г.Б. Михиной [8], Л.К. Раицкой, Е.В. Тихоновой [12], С.В. Файзуллиной [10], А.Э. Цымбалюк, В.О. Виноградовой [19], И.Ш. Пясецкой [11], А.В. Савченкова, Н.В. Увариной [18], мы пришли к выводу о том, что несмотря на наличие разных точек зрения и подходов к рассмотрению сущности данного вида навыков, вариативности предлагаемых условий их развития и рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональных навыков среди студентов, представлено мало работ, посвященных развитию soft skills у будущих бакалавров лингвистики. Вышеизложенные факты обуславливают необходимость дальнейшего изучения сущности и развития «мягких» навыков, в частности, у современных студентов-лингвистов.

Акцентуализация и конкретизация ожидаемых работодателями от выпускников soft skills дает возможность начать развивать у студентов данный вид навы-

<0 о О

s к

(U >s °

т

ю н о Е

^ Ф

ш

0 н

1

ф

о х

С! ®

^ н

м к

7= s I

(Л ф

о

(Л Ф ф ш

I 2 ГО О ш ш

0 н

1 5 I &

X

<u

о го со

m

ков в процессе образовательной деятельности. Несомненно, наиболее тесный и взаимопроникающий характер взаимодействие вузов и работодателей приобретает в процессе прохождения студентами различных практик во время обучения. Тем не менее, у нас есть основание полагать, что развитие soft skills у студентов лингвистов возможно и в рамках проектной работы при сотрудничестве с будущими работодателями. Проектную работу мы рассматриваем как комплекс мотивированных, самостоятельно спланированных действий, предпринимаемых для решения проблемы определенной целевой группы, ограниченных по времени и ресурсам, с конкретными результатами.

Мы считаем, что данный вид деятельности позволяет укрепить актуальные партнерские связи между вузом и работодателем, обеспечить студентов значимым опытом для будущей работы и сформировать привлекательное портфо-лио, развить дополнительные компетенции у будущих бакалавров лингвистики.

Комплекс профессиональных компетенций лингвистов весьма значим. Бакалавры лингвистики осуществляют письменный и устный переводы, выполняют функции гида-переводчика и переводчика-референта, которые прекрасно разбираются в специфике данной отрасли, понимают тенденции рынка и новейшие технологии. Однако анализируя основную профессиональную образовательную программу высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика, мы определили, что среди развиваемых компетенций бакалавров лингвистики «гибкие навыки» практически не представлены. Мы считаем важным уделить особое внимание развитию данного вида навыков у лингвистов в связи с тем, что их будущий вид деятельности связан с человеческими ресурсами. Выпускники лингвистического профиля востребованы в переводческих бюро, в отделах международных связей предприятий, в предприятиях индустрии гостеприимства.

В связи с вышеизложенным мы, соглашаясь с экспертами Департамента менеджмента НИУ ВШЭ - Пермь, рассматриваем soft skills как комплекс сквозных навыков, которые может «взять с собой» профессионал, меняя отрасль или вид деятельности, и которые повышают эффективность работы и взаимодействия с другими людьми [13]. Такое определение, на наш взгляд, в наибольшей степени соответствует современным требованиям работодателей.

Как было отмечено ранее, перечень составляющих навыков soft skills весьма широк, поэтому в своей работе мы считаем важным сделать акцент на развитии следующих soft skills у студентов-лингвистов:

1. Коммуникативный навык. Говоря о коммуникативном навыке как об одном из soft skills, в рамках данного исследования мы подразумеваем умение налаживать отношения как внутри учебной группы при осуществлении проекта, так и с сотрудниками представителя работодателя. При многообразии будущей деятельности лингвистов умение договариваться с людьми, работать в команде, аргументировать свою позицию становится необходимым условием. Вместе с тем развить его достаточно сложно, поскольку навык общения приобретается в процессе осуществления коммуникации при выполнении определенных задач.

2. Умение управлять собой и эмоциональный интеллект. Под данным навыком мы понимаем, в первую очередь, управление собственными эмоциями, стрессом. В осуществлении проекта от работодателя студенты погружаются в незнакомую для них ситуацию сотрудничества с реальным заказчиком. Страх предложить неверную идею, организовать открытое обсуждение и многое другое ограничивает лингвистов в проявлении творческого подхода к выполнению проекта. Нарушение временных рамок также может вызвать стресс. В связи с этим навыки тайм-менеджмента и осуществление рефлексии по итогам выполненной работы мы также включили в компоненты soft skills.

3. Креативный навык. Изменчивость современного мира диктует правила подготовки профессионалов. Сотрудники с творческим подходом могут находить новые способы выполнения задач, улучшать процессы или разрабатывать новые возможности для бизнеса. Более того, лингвистика является постоянно меняющейся отраслью, и без творческого подхода к осуществлению деятельности в этой сфере, способности нестандартно мыслить не обойтись.

Выполнение лингвистами проектов от работодателей позволяет соблюдать логику и основные требования, которым должен отвечать проект: актуальность, время, ресурсы, оценка качества и результатов. Так, например, его актуальность соответствует требованиям времени, а именно заказ от работодателя полностью отражает потребности отдельной целевой группы и оформляет идею проекта. Проект ограничен по времени и деятельность осуществляется в рамках внеаудиторной работы. Сотрудники -представители работодателя - предоставляют студентам необходимые ресурсы, в данном случае они заключаются в четком описании потребностей определенной сферы бизнеса. Шкала оценки эффективности проекта определяется в соответствии с заявленными целями, а результаты подвергаются дальнейшему анализу и осмыслению. Таким образом, основной целью проектной деятельности лингвистов становится самостоятельное, мотивированное развитие выделенных нами компонентов soft skills в процессе решения практических задач от работодателя, требующее интеграции знаний из различных предметных областей.

За основу реализуемой нами технологии проектной деятельности нами была взята методика Т.М. Габдурахимовой, С.Ф. Гильмуллиной, М.А. Левановой [7]. Реализация данной методики в период с 2016 г. по настоящее время позволила нам выработать определенную технологию работы над проектами.

Проекты от работодателей для будущих бакалавров лингвистики клас-

сифицируются следущим образом: междисциплинарные, практико-ориен-тированные (прикладные), краткосрочные, групповые, локальные. Результатом выполнения студентами проекта всегда является создание определенного продукта, запрашиваемого работодателями. Необходимо отметить, что прикладные проекты могут иметь разные структуры, которые различаются в зависимости от целей и задач, стоящих перед участниками проекта. Тем не менее, логику работы в студенческом проекте от работодателя, мы, основываясь на идеях специалистов в области проектной деятельности, выстраиваем по следующей схеме.

Выполнение проектов от работодателей характеризуется тем, что все заявленные этапы осуществления проектной деятельности проводятся совместно, особое значение придается апробации и реализации продукта.

Представим краткое описание наиболее значимых проектов с точки зрения формирования и/или развития soft skills лингвистов, деятельность по которым была организована кафедрой лингвистики и межкультурной коммуникации Частного образовательного учреждения высшего образования «Международный Институт Дизайна и Сервиса».

1. Проект от гостиницы «Городки» г. Челябинска. Финальным продуктом проектной деятельности студентов стал перевод на английский язык пакета документации (в том числе материалов рекламного и информационного характера) для гостиницы, а также оформление сайта гостиницы красочными поздравлениями к Новому году для иностранный гостей.

2. Проект от компании «Авиаспектр», предоставляющей полный спектр услуг в сфере делового туризма. Данный проект имел особое значение в связи с подготовкой города к принятию иностранных делегаций ШОС и БРИКС.

к >1

ГО о О

s к

(U >s °

т

ю н о Е

^ Ф

ш

0 н

1

ф

о х

С! ®

^ н

_<л п;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7= S I

(Л ф

о

(л Ф ф ш

I 2

ГО О

ш ш

0 н

1 £ I 8-

Рис 1. Структура работы над проектом

I

о го со

т

В рамках данного проекта лингвисты осуществляли перевод и последующую апробацию туров по Челябинской области для иностранных гостей.

3. Проект от туристического агентства «Спутник» по переводу экскурсий. Лингвисты апробировали проведение экскурсий по г. Челябинску с иностранными гостями.

4. Проект «Аналитика. Умный город». Данный проект является долгосрочным. Заказчиком выступает администрация г. Челябинска. Это междисциплинарный проект и лингвисты пробуют себя в роли переводчиков-аналитиков. Продуктом данной проектной деятельности является обработка новостной информации на английском языке зарубежных сайтов «Умных городов Мира». Каждый день в новостных сводках мессенджеров появляются уведомления об актуальных решениях городских проблем в сферах здравоохранения, экологии, культуры и других. Данная проектная

деятельность продолжается и в настоящий момент. Планируется выпуск ежемесячного дайджеста с представленными результатами аналитики для администрации города.

Поскольку деятельность над проектами от заказчика является коллективной по способу деятельности студентов, интеллектуальной - по содержанию, креативной - по характеру, то становится очевидной роль данной технологии в формировании коммуникативных и креативных навыков, умения управлять собой и эмоциональным интеллектом на всех этапах работы обучающихся над проектом: от постановки проблемы до проведения рефлексии.

Так, например, на этапе постановки проблемы представители работодателей отмечают противоречия между существующей реалией и желаемым состоянием вопроса в их сфере деятельности. В частности, лингвистам приходится сталкиваться с проблемой отсутствия материалов на иностранных языках у компаний, и работодатели обращаются к студентам с просьбой предоставить полный спектр услуг иностранным гостям

города. Таким образом, на данном этапе происходит обсуждение деталей заказа от работодателя.

При постановке целей и задач, выдвижении гипотез происходит их обсуждение. Здесь студенты учатся работать в условиях ограниченного времени, слушать друг друга, ставить цель и задачи для придания продукту формата, который необходим заказчику. Выявляется целевая группа, для решения проблем которой рассчитан продукт, созданный в результате реализации проекта.

В проектной деятельности студентов-лингвистов мы в реальности зачастую объединяем работу над проектом, его анализ, доработку, оформление и представление результатов. Данное решение связано с тем, что представление конечного продукта проектной деятельности работодателям часто является и его реализацией. Например, конечным продуктом проекта от туристического агентства стала разработка и апробация тура по г. Челябинску на иностранном языке. Таким образом, после серии переговоров и предварительных обсуждений деталей заказа работодатель оценивает представленный продукт в реальном времени и месте. Представленный продукт проектной деятельности может быть неполностью одобрен работодателем и отправляется на доработку после конкретизации недочетов.

Итоговый этап (рефлексия) посвящен обязательной совместной оценке полученных результатов и всего проекта в целом после его реализации. За основу оценивания берутся критерии, выбранные на начальных этапах. Непременным мотивирующим фактором выступает обратная связь от работодателя, который после определенного времени может охарактеризовать потенциал представленного студентами продукта. При подготовке выводов студенты учатся не просто давать формальную оценку проекту, но детально его анализировать. Совместно с работодателями прослежи-

ваются все стадии реализации проекта, выявляются успехи и неудачи, а также их причины, формулируются рекомендации для избегания возможных трудностей в будущем при реализации других проектов. Дальнейшая корректировка и реализация проекта может осуществляться студентами при прохождении практики (учебной и производственной) на реальных рабочих местах рассматриваемых нами компаний.

Кроме того, отметим, что студенты выполняют заказы от работодателей в рамках проектной работы во внеаудиторные часы, поэтому актуальным становится развитие умения выстраивать партнерские отношения, договариваться с представителями компании, в том числе удаленно в режиме онлайн. Таким образом, на каждом этапе (и во время осуществления проекта, и в ходе защиты своих результатов) студентами непрерывно отрабатываются составляющие навыков эффективной коммуникации: слушание, убеждение и аргументация, ведение переговоров, проведение презентаций, публичное выступление (с конструктивной речью и четким изложением мыслей).

Обобщая вышеизложенное, мы констатируем факт, согласно которому работа над проектами от работодателей и их реализация способствуют совершенствованию soft skills будущих бакалавров лингвистики.

Для оценивания уровня развития soft skills лингвистов в рамках осуществления проектной деятельности в 2019 г. нами проведен опрос среди педагогов, работодателей, студентов по определению уровня развиваемых в проектной деятельности soft skills. Выборка испытуемых представлена: педагогами в количестве 12 человек, реализующими профессиональный цикл образовательной программы 45.03.02 Лингвистика; представителями работодателей в количестве 8 человек; студентами 3 курса, прошедшими производственную практику, в количестве 19 человек. Результаты представлены в табл. 1 и на рис. 1.

к >1

ГО о О

s к

ф >s °

^у т

ю н о Е

^ Ф

ш

о

ф

о х

С! ®

у ■

« к

7= S I

<Л ф

о

(л Ф ф m

I 2

ГО О

ш ш

0 н

1 £ I 8-

Таблица 1. Результаты опроса по определению уровня развиваемых в проектной деятельности soft skills

Уровень сформированности soft skills лингвистов 3 курса

Soft skills По результатам анкетирования педагогов По результатам анкетирования работодателей По результатам анкетирования студентов

Кол-во опрошенных % сформи-рованности Кол-во опрошенных % сформи-рованности Кол-во опрошенных % сформи-рованности

Коммуника- 12 89,8 8 77,9 19 63,4

тивный

навык

Умение 12 63,2 8 58,1 19 45,6

управлять собой и эмо-

циональный

интеллект

Креативный 12 74,5 8 83,2 19 57,8

навык

Рис. 2. Уровень сформированности soft skills лингвистов 3 курса

I

<u

о го со

m

Анализ уровня сформированности soft skills будущих бакалавров лингвистики показывает, что рассматриваемые нами навыки находятся на уровне фор-мированности выше среднего. Таким образом, мы приходим к выводу, что выполнение проектов от работодателя способствует эффективному развитию soft skills у лингвистов. Так, коммуни-

кативный навык по оценкам работодателей, педагогов и студентов достиг уровня 63,4-89,8%; умение управлять собой и эмоциональный интеллект был оценен на уровне 45,6-63,2%; креативный навык также отражает достаточно высокие показатели - 57,8-83,2%. Относительно невысокий показатель по результатам опроса выявлен по умению управлять собой и

эмоциональным интеллектом. Студенты оценили степень его сформированности на уровне 45,6%. Поэтому в дальнейшем необходимо проведение исследования причин таких результатов и корректировка внедрения в образовательный процесс отдельных элементов технологии работы над проектами от работодателя.

Резюмируя вышесказанное, мы приходим к выводу о том, что проектная работа от работодателей позволяет студентам не только проверить в реальном деле свои знания, полученные во время освоения профессиональных дисциплин, но и сделать акцент на развитии soft skills, необходимых для успешной работы. Занимаясь переводом текстов, копи-райтингом, оформлением информации о гостинице на сайте, организуя туры для иностранных гостей города, студенты участвуют в создании реального продукта, получают навыки работы в условиях ограниченного времени, придания продукту того формата, который необходим заказчику. Следует отметить, что гостиницы, туристические агентства и бюро переводов, будучи для студентов потенциальными работодателями, также заинтересованы в том, чтобы их потенциальные сотрудники еще в процессе обучения получили компетенции, которые позволят им сразу включаться в реальные проекты, получить место работы, и проявить себя как конкурентоспособные специалисты. Таким образом, работая в команде, в проекции потенциального рабочего коллектива, студентам предоставляется возможность отработать ценный актив на рабочем месте, а именно soft skills. Библиографический список:

1. Бацунов С.Н., Дереча И.И, Кунгуро-ва И.М., Слизкова Е.В. Современные детерминанты развития soft skills [Электронный ресурс] // Концепт. -2018. - №4. - Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-determinanty-razvitiya-soft-skills.

2. Бондарь И. Бизнес-среда становится сегодня очень динамичной [Электронный ресурс] // КоммерсантЪ.

Юг России. Ростов-на-Дону. - Режим досту па: http s://www. kommersant.ru/ doc/3286790

3. Бочарников О. Soft skills: как эмоции, ценности и общение двигают общество вперёд [Электронный ресурс] // Образовательный медиа-проект Newtonew. - Режим доступа: https://newtonew.com/school/soft-skills-importance

4. Васильев В. Как определиться с профессией и не попасть впросак? [Электронный ресурс] // Образовательный медиа-проект Newtonew. - Режим доступа: https://newtonew.com/opinion/ kak-opredelitsya-s-professiey-i-ne-popast-vprosak

5. Ивушкина А. Трудноустройство: выпускников стали реже брать на работу [Электронный ресурс] // Газета «Известия». - Режим доступа: https://iz.ru/922986/anna-ivushkina/ trudnoustroistvo-vypusknikov-stali-rezhe-brat-na-rabotu

6. Компетенции: Soft Skills [Электронный ресурс] // Новости. Санкт-Петербургский Государственный Университет, 2018. - Режим доступа: https://spbu.ru/news-events/novosti/ kompetencii-soft-skills-obsudili-na-mezhdunarodnom-forume-truda

7. Методические рекомендации по организации проектной деятельности студентов колледжа / сост. Т.М. Габду-рахимова, С.Ф. Гильмуллина, М.А. Ле-ванова. - Нижнекамск: ГБПОУ «Нижнекамский нефтехимический колледж», 2015. - 45 с.

8. Платонова Р.И., Михина Г.Б. Актуальность Soft Skills в профессиональном плане будущих специалистов [Электронный ресурс] // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т.7. - № 4 (25). -Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/aktualnost-soft-skills-v-professionalnom-plane-buduschih-spetsialistov

9. Праведная К. Специальный проект. Иногда лучше быть мягким. Как soft

>1

ГО о О

s к

ф s

ю н о Е

^ Ф

m

0 н

1

ф

о х

Cl ю

^ н

_<л п;

7= S I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<Л ф

о

(л Ф ф m

I 2

ГО О

m m

0 н

^ £

1 Ф

I &

X

<u

о го m

ÛÛ

skills помогут вам построить карьеру? [Электронный ресурс] // Snob. - Режим доступа: https://snob.ru/moskva-i-moskvichi/soft-skills

10. Пупырева В. Soft Skills - надо ли знать о них педагогам? [Электронный ресурс] // Лаборатория педагогического мастерства. - Режим доступа: https://nsportal.ru/blog/ obshcheobrazovatelnaya-tematika/ all/2019/03/31/soft-skills-nado-li-znat-o-nih-pedagogam

11. Пясецкая И.Ш. Интеграция стандартов Worldskills компетенции «Администрирование отеля» в профессиональную подготовку специалистов индустрии гостеприимства // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2019. - Т. 11. - № 4. С. 74-80.

12. Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Soft Skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта [Электронный ресурс] // Вестник РУДН. Серия: психология и педагогика. -2018. - Т.15. - № 3. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/soft-skills-v-predstavlenii-prepodavateley-i-studentov-rossiyskih-universitetov-v-kontekste-mirovogo-opyta

13. Рылова А.Г. Soft skills - навыки XXI века: что больше всего ценят работодатели-драйверы в России и Пермском крае? [Электронный ресурс] // НИУ ВШЭ Пермь. - Режим доступа: https://perm.hse.ru/news/243254110.html

14. Семенова Н.С. Взаимодействие вуза с работодателями как условие качественной подготовки выпускников // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Между-нар.науч.конф. - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 161-162.

15. Суховейко О. На Гайдаровском форуме обозначили направления развития управленческих кадров России в сфере государственной службы [Электронный ресурс] // Гайдаровский форум 2020. - Режим доступа: https://

gaidarforum.ru/news/na-gaydarovskom-forume-oboznachili-napravleniya-razvitiya-upravlencheskikh-kadrov-rossii-v-sfere-gos

16. Топ-10 soft skills навыков востребованных работодателями [Электронный ресурс] // HR-Portal. Карьера и саморазвитие. - Режим досту па : http s ://hr-portal. ru/article/top -10-soft-skills-navykov-vostreb ovannyh-rabotodatelyami

17. Традиционный рабочий уже конкурирует на рынке труда с роботами, программами и бактериями [Электронный ресурс] // Новсти АСИ. Агентство стратегических новостей. - Режим доступа: https://asi.ru/ news/42308/

18. Уварина Н.В., Савченков А.В. Профессиональная гибкость как «soft skills» педагога // Современная высшая школа: инновационный аспект. -2019. - Т. 11. - № 3. С. 27-36.

19. ЦымбалюкА.Э.,ВиноградоваВ.О.Пси-хологическое содержание Soft Skills [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. - № 6. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/psihologicheskoe-soderzhanie-soft-skills/viewer

20. Чуланова О.Л. Идентификация компонентов эмоциональной компетентности руководителя как базовой в стру кту ре soft skills // Материалы Афанасьевских чтений. - 2018. - №3 (24). -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/identifikatsiya-komponentov-emotsionalnoy-kompetentnosti-rukovoditelya-kak-bazovoy-v-strukture-soft-skills

Поступила 17.03.2020

Об авторе:

Василиженко Мария Валерьевна, доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации ЧОУВО «Международный Институт Дизайна и Сервиса» (Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, vasilishenko.m.v@rbiu.ru

Для цитирования: Василиженко М.В. Формирование soft skills у студентов при обучении иностранному языку посредством внедрения технологии проектной деятельности // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2020. - Т. 12. - № 1. С. 137-148. DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-1-137-148

References:

1. Batsunov S.N., Dercha I.I., Kungurova I.M., Slizkova E.V. Modern determinants of soft skill development [Electronic resource] // Kontsept. - 2018. - №4. - Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-determinanty-razvitiya-soft-skills. [in Russian]

2. Bondar I. Business environment is getting very dynamic today [Electronic resource] // Kommersant. Yug Rossii. Rostov-on-Don. - Available at: https://www.kommersant.ru/ doc/3286790 [in Russian]

3. Bocharnikov O. Soft skills as emotions, values and communication advance the society [Electronic resource] // Obrazovatelnyi media proekt Newtonew. - Available at: https:// newtonew.com/school/soft-skills-importance [in Russian]

4. Vasiliev V. How to define the profession and not miss the boat? [Electronic resource] // Obrazovatelnyi media proekt Newtonew. - Available at: https://newtonew.com/opinion/ kak-opredelitsya-s-professiey-i-ne-popast-vprosak [in Russian]

5. Ivushkina A. Job placement: graduates are employed less often [Electronic resource] // Gazeta «Izvesiya». - Available at: https://iz.ru/922986/anna-ivushkina/trudnoustroistvo-vypusknikov-stali-rezhe-brat-na-rabotu [in Russian]

6. Competences: Soft Skills [Electronic resource] // Novosti. Sankt Peterburgskii Gosudarstvennyi Universitet. - Available at: https://spbu.ru/news-events/novosti/ kompetencii-soft-skills-obsudili-na-mezhdunarodnom-forume-truda [in Russian]

7. Recommended practices on college students projecting organization. Compiled by Gabdurakhmanova T.M., Gilmullina M.A., Levanova M.A. - Nizhnekamsk: Nizhnekamsk * College of Oil Chemistry, 2015. - 45 p. [in Russian]

8. Platonova P.I., Mikhina G.B. Topicality of Soft Skills in the professional aspect of future specialists [Electronic resource] // Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i о j psikhologiya. - 2018. - Vol.7. - № 4 (25). - Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ aktualnost-soft-skills-v-professionalnom-plane-buduschih-spetsialistov [in Russian]

ГО о f^ О

x

9. Pravednaya K. Social project. It is better to be soft sometimes [Electronic resource] // ^ o

Snob. - Available at: https://snob.ru/moskva-i-moskvichi/soft-skills [in Russian] ° g

10. Pupyreva V. Soft Skills - do teachers have to know about them? [Electronic resource] // Laboratoriya pedagogicheskogo masterstva. - Available at: https://nsportal. § ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2019/03/31/soft-skills-nado-li-znat-o-nih-pedagogam [in Russian]

11. Pyasetskaya I.Sh. Integration of WorldSkills standards of «Hotel Reception» competence into professional training of hospitality industry specialists // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2019. - Vol. 11. - № 4. Pp. 74-80. [in Russian] | |

12. Raitskaya. L.K., Tikhonova E.V. Soft Skills as seen by the teachers and students of the ^ S Russian universities in in the context of world experience [Electronic resource] // Vestnik g | RUDN. Seriya: Psykhologiya i pedagogika. - 2018. - Vol.15. - № 3. - Available at: https:// | | cyberleninka.ru/article/n/soft-skills-v-predstavlenii-prepodavateley-i-studentov-rossiyskih universitetov-v-kontekste-mirovogo-opyta? [in Russian]

S g

о x CI

^ H

u> o;

:= S

x

(Л ф

13. Rylova A.G. Soft skills - 21st century skills: what is best appreciated by the employers-drivers in Russia and Perm area? [Electronic resource] // NIU VShE. Perm. № 3. - Available at: https://perm.hse.ru/news/243254110.html. [in Russian]

14. Semenova N.S. Interactions between the higher school and employers as a condition of quality training of graduates. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya // Conference proceedings. - Perm: Merkurii, 2012. - Pp. 161-162. [in Russian]

15. Sukhoveiko O. Gaidar Forum outlined the directions of managers' development in Russia in civic service [Electronic resource] // Gaidarovskii forum 2020. - Available at: https:// gaidarforum.ru/news/na-gaydarovskom-forume-oboznachili-napravleniya-razvitiya-upravlencheskikh-kadrov-rossii-v-sfere-gos. [in Russian]

16. Top-10 soft skills demanded by employers. [Electronic resource] // HR-Portal. Career and self development. - Available at: https://hr-portal.ru/article/top-10-soft-skills-navykov-vostrebovannyh-rabotodatelyami [in Russian]

17. Traditional worker can not compete with robots, software and bacteria in the labor market already [Electronic resource] // Novosti ASI. Agentsvo strategicheskikh novostei. - Available at: https://asi.ru/news/42308/ [in Russian]

18. Uvarina N.V., Savchenkov A.V. Professional tolerance as teacher's «soft skill» // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2019. - Vol. 11. - № 3. Pp. 27-36. [in Russian]

19. Tsymbalyuk A.E., Vinogradova V.O. Psychological content of Soft Skills [Electronic resource] // Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. - No 6. - Available at: https://hr-portal. ru/article/top-10-soft-skills-navykov-vostrebovannyh-rabotodatelyami [in Russian]

20. Chulanova O.L. Identification of manager emotional skill components as a basic soft skill structure [Electronic resource] // Materialy Afanasievskikh chtenii. - 2018. - №3(24). -Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/identifikatsiya-komponentov-emotsionalnoy-kompetentnosti-rukovoditelya-kak-bazovoy-v-strukture-soft-skills [in Russian]

About the author:

Vasilizhenko Mariya Valerievna, Associate Professor, Department of Linguistics and Intercultural Communication, International Institut of Design and Service (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Pedagogy, vasilishenko.m.v@rbiu.ru

For citation: Vasilizhenko M.V. Students soft skills formation via project activities technologies in learning foreign languages // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2020. - Vol. 12. - No. 1. P. 137-148. DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-1-137-148

c; s о го со

со

0

1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.