Научная статья на тему 'ПРОЕКТНО-ЦЕЛЕВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ СПО'

ПРОЕКТНО-ЦЕЛЕВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНО-ЦЕЛЕВЫЕ МЕХАНИЗМЫ / РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ / ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунов В. А., Зялаева Р. Г.

В статье представлены результаты исследования и обоснованы проектно-целевые механизмы реализации федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных организациях среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунов В. А., Зялаева Р. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN AND TARGET MECHANISMS OF REALIZATION OF FEDERAL STANDARDS IN EDUCATIONAL PRACTICE OF SPO

The results of research and substantiated project targeted mechanisms of realization of Federal state educational standards in educational institutions of secondary professional education.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНО-ЦЕЛЕВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ СПО»

Антропологический аспект модернизации образования

ПРОЕКТНО-ЦЕЛЕВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ СПО

В. А. ГОРБУНОВ, доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории управления профессиональной подготовкой ФГНУ ИПППО РАО [email protected]

Р. Г. ЗЯЛАЕВА, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией управления профессиональной подготовкой ФГНУ ИПППО РАО [email protected]

В статье представлены результаты исследования и обоснованы проектно-целевые механизмы реализации федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных организациях среднего профессионального образования.

The results of research and substantiated project targeted mechanisms of realization of Federal state educational standards in educational institutions of secondary professional education.

Ключевые слова: проектно-целевые механизмы, реализация федеральных государственных образовательных стандартов, основная профессиональная образовательная программа

Key words: project targeted mechanisms, implementation of state educational standards, basic professional educational program

Введение федеральных государственных образовательных стандартов в систему профессионального образования направлено на обеспечение эффективности и повышения качества подготовки специалиста.

Основная цель образования в соответствии с требованиями ФГОС состоит в развитии личности обучающихся посредством формирования у них универсальных учебных действий, создания условий для развития творческих способностей и приобретения опыта деятельности [1].

В современных требованиях федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) можно констатировать ряд положительных моментов: педагогические коллективы получили больше свободы в формировании профессиональных образовательных программ; возросла доля самостоятельной подготовки студента; четко определены, какими общими и профессиональными компетенциями должен обладать выпускник. Расширяются возможности социального партнерства за счет внедрения новых педагогических технологий, создания обучающей среды с соответствующей материальной базой, стажировки преподавателей на предприятиях, для которых они готовят специалистов.

Основными направлениями практики образовательных организаций по реализации ФГОС СПО являются разработка и реализация проектов научно-методического сопровождения учебного процесса, производственной практики студентов, УМК по новым профессиям / специальностям, контрольно-оценочных средств, комплексной оценки сформированности компетенций специалиста.

В качестве основных рисков реализации ФГОС среднего профессионального образования определены:

3 несовершенство методического обеспечения системы оценки качества профессиональных компетенций;

3 несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей отношения образовательных организаций с предприятиями — заказчиками кадров;

3 несоответствие материально-технической базы учебного заведения новым требованиям [5].

Специфику реализации ФГОС профессионального образования определяет основная профессиональная образовательная программа (ОПОП). Как комплексный проект ОПОП образовательных организаций СПО формируется на основе требований ФГОС, ориентированных на цели, значимые для сферы труда. Системная структура ОПОП образовательных организаций СПО разного профиля содержит единичные проекты (локальные нормативные и учебно-методические документы, регламентирующие организацию учебного процесса) [4].

Нормативно-правовой базой разработки основной профессиональной образовательной программы в системе СПО являются: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 27.12.2012 г.; ФГОС по специальностям; разъяснения по формированию примерных программ учебных дисциплин начального и среднего профессионального образования, примерных программ профессиональных модулей на основе ФГОС СПО, утвержденные департаментом государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ; положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников, прошедших профессиональное обучение в различных формах (утв. Минобрнауки № АФ-317/03 от 31 июля 2009 г.); типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2008 г. № 543.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов в систему профессионального образования направлено на обеспечение эффективности и повышения качества подготовки специалиста.

Большинство студентов отмечает улучшение материально-технической базы и необходимость дальнейших финансовых вложений в систему среднего профессионального образования.

При формировании ОПОП образовательные организации СПО имеют право: 3 использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули, в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;

3 определять в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) для освоения обучающимися согласно приложению ФГОС;

3 ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующих образовательных технологий) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона;

3 в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретенному практическому опыту, знаниям и умениям [1].

Лабораторией управления профессиональной подготовкой Института педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования (ИПППО РАО) проведено анкетирование студентов для оценки состояния реализации ФГОС в системе СПО. Опрос проводился на базе ГБОУ СПО «Казанский авиа-ционно-технический колледж им. П. В. Дементьева», факультета начального и среднего профессионального образования ЧОУ ВПО «Академия социального образова-

ния», ГАОУ СПО «Казанский базовый медицинский колледж», в нем принимали участие 85 человек. Опрос показал, что:

3 64% студентов гуманитарных специальностей и 73 % технических оценили уровень компетенций преподавательского состава как «высокий»;

3 готовность к работе в условиях реализации ФГОС высказали соответственно 83 % и 69 % студентов;

3 для повышения эффективности формирования профессиональных компетенций, по мнению большинства (гуманитарные специальности — 76%, технические— 61%), необходимо увеличить объем часов на практику;

3 большинство студентов отмечает улучшение материально-технической базы и необходимость дальнейших финансовых вложений в систему среднего профессионального образования;

3 в оценке нормативно-правовой базы, регулирующей отношения с социальными партнерами, только 24 % респондентов считают, что эти отношения отрегулированы.

Онлайн-тестирование преподавателей СПО АУ ЧР СПО «Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий», БОУ ЧР СПО «Чебоксарский экономико-технологический колледж», АУ ЧР СПО «Новочебоксарский политехнический техникум», ГБОУ СПО «Казанский авиационно-технический колледж им. П. В. Дементьева», факультет начального и среднего профессионального образования ЧОУ ВПО «Академия социального образования» (общее число опрошенных составило 83 человека) выявило неоднозначные оценки роли производственной практики студентов: 20 % респондентов считают важным комплексное освоение видов профессиональной деятельности, столько же (20 %) высказались за выполнение квалификационной работы по профессии (специальности). Точки зрения поэтапного формирования общих и профессиональных компетенций придерживаются 26 % респонден-

тов, 34 % высказались за приобретение опыта практической работы по специальности.

По мнению преподавателей СПО гуманитарного (87,5 %) и технологического (более 58 %) профилей, количества часов, отведенных на учебную (производственную) практику студентов, достаточно; за увеличение высказались преподаватели СПО технического профиля (около 58 %).

Выявлена проблема организации стажировок преподавательского состава по наиболее актуальным вопросам профессионального образования. Всего 10 % из общего числа респондентов прошли стажировку по инновационным видам профессиональной деятельности специалиста, 19% — по обновлению содержания профессионального модуля.

Исследование практики реализации ФГОС СПО в образовательных организациях гуманитарного и технического профиля проводилось также методом педагогического наблюдения. Были получены следующие результаты:

3 на факультете начального и среднего профессионального образования ЧОУ ВПО «Академия социального образования»— внедрение вариативных и дополнительных образовательных программ, направленных на получение прикладных квалификаций; информационно-аналитической системы управления образованием, позволяющей осуществлять оперативное координирование работы и эффективное управление всеми направлениями деятельности образовательного учреждения в едином информационном пространстве; рейтинговой системы оценки профессиональных качеств руководителей, преподавателей, сотрудников, качества образовательной среды, теоретического и практического обучения, личностного и социального развития обучающихся; корректировка долгосрочных прогнозов реализации ФГОС СПО;

3 на базе ФГОУ СПО «Казанский авиа-ционно-технический колледж им. П. В. Дементьева» — разработка и согласование

рабочих учебных планов, ОПОП по специальности с работодателями; внешнее рецензирование рабочих программ всех дисциплин и модулей по всем специальностям и формам обучения; разработка методических рекомендаций по выполнению практических занятий, лабораторных и самостоятельных работ в соответствии с ОПОП; создание фонда оценочных материалов для текущей, промежуточной и государственной (итоговой) аттестации по специальности, методики оценки формирования компетенций в соответствии с требованиями ФГОС; повышение квалификации и стажировка преподавателей по реализации ФГОС; формирование информационного ресурса ФГОС СПО по специальностям; комплектация библиотечного фонда печатными и электронными изданиями; предоставление доступа к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

Обобщенные результаты исследования легли в основу обоснования проектно-целевых механизмов реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.

В самом общем виде под механизмом понимается внутреннее устройство, система чего-либо, а также совокупность состояний и процессов, из которых складывается какое-либо явление.

Проектно-цепевые механизмы реализации федеральных государственных образовательных стандартов мы рассматриваем как системную организацию функционирования взаимосвязанных процессов, обеспечивающих достижение целевого результата проектной деятельности в рамках компетентностно-ориентирован-ного образования [3].

Ключевой идеей обоснования проект-но-целевых механизмов является непротиворечивость педагогической действи-

Обобщенные результаты исследования легли в основу обоснования проектно-целевых механизмов реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.

Результаты исследования позволяют констатировать, что выявленные проблемы реализации ФГОС среднего профессионального образования в большей степени лежат в плоскости организационно-управленческих решений.

тельности требованиям ФГОС СПО, предусматривающих расширение самостоятельности образовательных организаций в разработке и управлении проектами реализации ФГОС по специальности.

Содержательно структуру проектно-целевых механизмов реализации ФГОС раскрывает нормативно-правовая, организационно-педагогическая, управленческая и прогностическая деятельность образовательных организаций.

Нормативно-правовой механизм реализации ФГОС СПО направлен на разработку локальных нормативно-правовых документов, учебного плана по специальности (профессии) с учетом изменений требований рынка труда и образовательных услуг, правовое сопровождение договорных отношений с представителями бизнес структур и работодателей.

Организационно -педагогический меха -низм реализации ФГОС СПО ориентирован на проектно-внедренческую деятельность: разработку и внедрение в педагогическую практику основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), структуры и содержания программы вариативной части ОПОП, учебно-методического сопровождения реализации ФГОС по специальности (профессии), инновационных педагогических технологий, системы мониторинга качества образования. Управленческий механизм реализации ФГОС СПО в соответствии с требованиями ФГОС по специальности обеспечивает необходимые условия и ресурсы проектной деятельности образовательной организации: модернизацию материально-технической базы, повышение квалификации педагогическо-

ЛИТЕРАТУРА _

го коллектива, развитие системы дополнительного образования.

Прогностический механизм реализации ФГОС СПО относится к категории опережающего развития педагогических систем обучения, воспитания, формирования личности специалиста в соответствии с перспективами социально-экономического, научно-технического, культурологического развития общества; направлен на разработку стратегии развития образовательной организации в условиях реализации ФГОС; характеризуется комплексностью; обеспечивает непрерывное развитие системы профессионального образования.

Итак, результаты исследования позволяют констатировать, что выявленные проблемы реализации ФГОС среднего профессионального образования в большей степени лежат в плоскости организационно-управленческих решений. Про-ектно-ориентированный характер реализации ФГОС среднего профессионального образования определяет сущностное содержание процессов, обеспечивающих достижение целевого результата в рамках компетентностно-ориентированного образования. В этих условиях уровень сформированности проектных компетенций становится ключевым инструментом, позволяющим:

3 раскрыть потенциал образовательной организации, заключающийся в проектировании вариативных и дополнительных образовательных программ, учебно-методических материалов нового поколения;

3 внедрять проекты по новым профессиям и специальностям, современные педагогические технологии, инновации в разработке контрольно-оценочных средств;

3 осуществлять корректировку долгосрочных прогнозов реализации ФГОС СПО [2].

1. Горбунов, В. А. Особенности проектно-целевых механизмов реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования гуманитарного профиля / В. А. Горбунов // Ученые записки АГНИ. — 2014. — Т. 12. — № 2. — С. 92—97.

2. Горбунов, В. А. Проектно-целевые механизмы реализации ФГОС СПО / В. А. Горбунов // Многоуровневое профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы Междунар. научно-практич. конф. — Казань : Школа, 2014. — С. 42—46.

3. Зялаева, Р. Г. Основная профессиональная образовательная программа как комплексный проект реализации ФГОС СПО / Р. Г. Зялаева // Опыт и проблемы реализации Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования : материалы Всероссийской научно-практич. конф. / под науч. ред. Р. X. Гильмеевой. — Казань : Отечество, 2014. — С. 52—55.

4. Зялаева, Р. Г. Реализация федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования: проектно-целевой подход / Р. Г. Зялаева // Многоуровневое профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы Междунар. научно-практич. конф. — Казань : Школа, 2014. — С. 52—54.

5. Мухаметзянова, Ф. Ш. Научно-методическое обеспечение реализации ФГОС СПО / Ф. Ш. Мухамет-зянова, Г. И. Ибрагимов // Опыт и проблемы реализации Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования : материалы Всероссийской научно-практич. конф. / под науч. ред. Р. X. Гильмеевой. — Казань : Отечество, 2014. — С. 3—8.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ И ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Н. А. ШОБОНОВ, доктор педагогических наук,

заведующий кафедрой теории и практики управления образованием НИРО [email protected]

В статье анализируется федеральная нормативно-правовая база разработки программы развития и основной образовательной программы общеобразовательной организации в целях выявления особенностей и взаимосвязи этих документов. Рассматриваются структура, срок действия, соотношение частей и полномочия по принятию программ. Показывается нормативно-правовая взаимосвязь и различия этих документов, являющихся основными механизмами развития общеобразовательной организации.

The author of the article analyzes the federal standard and the legal base of the program's development and the main educational program of the general educational organization for detecting the features and interrelation of these documents. The structure, the validity period, the ratio of parts and the power on adoption of programs are considered. The standards, the legal interrelation and distinctions of these documents which are the main mechanisms of the development of the general education organization are shown.

Ключевые слова: основная образовательная программа, программа развития, примерная основная образовательная программа, ФГОС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.