Научная статья на тему 'Использование знаниевой парадигмы при реализации модульно-компетентностного подхода в образовательных учреждениях профессионального образования'

Использование знаниевой парадигмы при реализации модульно-компетентностного подхода в образовательных учреждениях профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНЦИИ / МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Апухтина А. Г., Кузнецова И. Ю.

В статье рассматриваются подходы к использованию ресурсов знаниево-умениево парадигмы ГОС среднего (полного) общего образования при реализации модульно-компетентностного-подхода в образовательных учреждениях профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Апухтина А. Г., Кузнецова И. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование знаниевой парадигмы при реализации модульно-компетентностного подхода в образовательных учреждениях профессионального образования»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАНИЕВОЙ ПАРАДИГМЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Апухтина А.Г.*, Кузнецова И.Ю.*

Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, г. Кемерово

В статье рассматриваются подходы к использованию ресурсов зна-ниево-умениево парадигмы ГОС среднего (полного) общего образования при реализации модульно-компетентностного-подхода в образовательных учреждениях профессионального образования.

Ключевые слова модульно-компетентностный подход, федеральный государственный образовательный стандарт, компетенции, межпредметная интеграция.

В тексте любого федерального государственного образовательного стандарта НПО / СПО на второй странице присутствует сноска: «Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих (специалистов) на базе основного общего образования, реализуют ГОС среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП НПО / СПО, в том числе с учётом профиля получаемого профессионального образования». Приведённая формулировка ещё раз указывает на то, что стандарт среднего (полного) общего образования реализуется в пределах ОПОП, а не отдельно от неё и, следовательно, работает непосредственно на реализацию профессионального стандарта, закладывая основу для формирования, предписанных ФГОС компетенций в знаниево-умениевых сегментах. Знания, умения и навыки - это те структурные элементы любой компетенции, которые формируются дисциплинами общеобразовательного цикла.

Таким образом, не использовать для реализации компетентностного подхода ресурсы знаниевой парадигмы ГОС среднего (полного) общего образования в данной ситуации является неконструктивным. Общеобразовательный цикл представляет собой достаточно объёмную часть ОПОП и далее получает своё развитие в циклах ОГСЭ и ЕН ФГОС СПО.

В знаниевой парадигме ГОС среднего (полного) общего образования компетенция не фигурирует как требование к результатам обучения [1]. Тем не менее, в примерных программах общеобразовательных учебных дисцип-

* Заведующий кафедрой Общеобразовательных, общепрофессиональных и профессиональных дисциплин, кандидат филологических наук.

* Заведующий отделом аспирантуры, кандидат педагогических наук.

лин для профессий НПО и специальностей СПО, содержание которых согласовано с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (одобрены и рекомендованы для использования на практике в учреждениях НПО и СПО Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.) реализация компетентно-стного подхода обозначена, как формирование ключевых компетенций, или в качестве внутрипредметных целей и задач, или с проекцией на требования ФГОС ПО.

В пояснительной записке к примерной программе учебной дисциплины «русский язык» для профессий НПО и специальностей СПО прописано: «Содержание примерной программы структурировано на основе компетентно-стного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны» [5]. Примерная программа учебной дисциплины «основы безопасности жизнедеятельности» «предоставляет возможность реализации различных подходов к построению образовательного процесса, формированию у обучающихся системы знаний, умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность в сфере безопасной жизнедеятельности; умений оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде на основе выполнения экологических требований, участвуя в проектной деятельности, учебно-исследовательской работе; умений отстаивать свою гражданскую позицию, осознанно осуществлять выбор пути продолжения образования или будущей профессии» [6]. В примерную программу учебной дисциплины «физика» включено понятие профессиональная компетенция: «В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций» [7] и т.п.

Соответственно, примерные программы, адаптирующие содержание ГОС среднего (полного) общего образования к системе профессионального образования, уже предполагают формирование компетенций. Это позволяет начать реализацию модульно-компетентностного подхода в ОУ ПО с первого года обучения в процессе преподавания общеобразовательной учебной дисциплины и дисциплины прикладного цикла, каковыми являются «основы безопасности жизнедеятельности» и «физическая культура». И далее, простроив содержательные корреляции с ФГОС НПО / СПО, сосредоточить внимание на формировании общих и профессиональных компетенций предписанных конкретными стандартами.

Один из основных принципов ФГОС - это практикоориентированность. Основы для реализации данного принципа могут быть заложены уже посредством общеобразовательной подготовки, а именно её профессиональной направленностью. В примерных программах общеобразовательных учебных дисциплин для профессий НПО и специальностей СПО в разделе «требования к результатам обучения» кроме позиций знать / понимать и уметь представлена и позиция использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для... Эти результаты и являются основой для реализации принципа практикоориентированности обучения.

И в этой связи на современном этапе понятие профессиональной направленности обучения, также как одного из основных принципов ФГОС должно рассматриваться с позиций модульно-компетентностного подхода. Само содержание принципа профессиональной направленности не теряет своей актуальности - это вид взаимосвязи в структуре образования, которая создаёт основу сочетания общего и профессионального обучения в целостной системе образования и воспитания личности (рабочего, специалиста), подготовки её к активному участию в определённой области профессиональной деятельности, в соответствии с личными интересами и общественными потребностями. Однако если ранее важнейшим дидактическим требованием к реализации принципа профессиональной направленности обучения было -регулирование различного рода взаимосвязей, то сейчас - это межпредметная интеграция, которую жёстко диктуют ФГОС. Если ранее точкой отсчёта для выстраивания и регулирования взаимосвязей был спецпредмет (содержание труда / структура труда), то сегодня - это компетенция (общая / профессиональная). Таким образом, профессиональная направленность обучения понимается как профессиональная подготовка обучающегося (студента), осуществляемая на основе межпредметной интеграции, направленная на формирование общих и профессиональных компетенций, определяемых ФГОС НПО / СПО.

Принцип профессиональной направленности понимается и реализовы-вается системно через формирование чётко определённого для каждого стандарта набора общих и профессиональных компетенций. Структура и содержание компетенций раскрываются, в свою очередь, через знаниево-умение-вые и практические сегменты, которые распределяются по дисциплинам и профессиональным модулям.

Безусловно, общеобразовательные дисциплины, в первую очередь, работают на формирование общих компетенций. Поэтому профессиональная направленность преподавания общеобразовательных дисциплин понимается как общеобразовательная подготовка, осуществляемая на основе межпредметной интеграции с дисциплинами общепрофессионального и профессионального циклов, направленная на формирование общих компетенций, определяемых ФГОС.

Межпредметные связи выявляются и организовываются через элементы содержания программ дисциплин и профессиональных модулей уже на этапе разработки учебно-программной документации при помощи ключевых компетенций и на основе корреляций между требованиями к результатам обучения ГОС среднего полного общего образования и ФГОС.

В основе данной методики лежит понимание общих и профессиональных компетенций ФГОС как частных случаев следующих, более емких, многофункциональных, имеющих метапредметное значение, ключевых компетенций. Ниже представлена классификация, наиболее обобщающая все традиционно выделяемые виды ключевых компетенций.

1. Коммуникативная компетенция - это деловые коммуникации, публичные выступления, психология общения.

2. Информационно-коммуникационная компетенция - это компьютерная грамотность, восприятие, переработка и организация информации.

3. Самоменеджмент - это управление собственным обучением и развитием, саморегуляция.

4. Гражданская компетенция - это правовая, экономическая и общественно-политическая грамотность.

Данные компетенции начинают формироваться в ходе реализации образовательных программ ГОС среднего (полного) общего образования, в том числе и в качестве внутрипредметных, а далее демонстрируют свою мета-предметность в уже в структуре ФГОС. Это можно проследить, прежде всего, на примере общих компетенций, которые в структуре ФГОС не локализованы, и полностью проверить уровень их сформированности возможно лишь в комплексе с профессиональными компетенциями на квалификационном экзамене. Рассмотрим примеры общих и профессиональных компетенций ФГОС СПО по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта [3]. Например, в каждой из приведённых ниже общих и профессиональных компетенций содержатся элементы выше перечисленных ключевых компетенций.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии (гражданская, коммуникативная), проявлять к ней устойчивый интерес (самоменеджмент, ИКТ-компетенция).

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации (ИКТ-компе-тенция), необходимой для постановки и решения профессиональных задач (коммуникативная), профессионального и личностного развития (самоменеджмент, гражданская).

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать её сплочение (гражданская, самоменеджмент), эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (коммуникативная, ИКТ-компетенция) и т.д.

Профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Организовывать и проводить работу по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта - самоменеджмент, ИКТ-компетенция, коммуникативная, гражданская;

ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств - самоменеджмент, ИКТ-компетенция, коммуникативная, гражданская;

ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей - самоменеджмент, ИКТ-компетенция, коммуникативная, гражданская и т.д.

Таким образом, формируя общие компетенции, педагогические работники ОУ ПО получают возможность формировать и профессиональные компетенции через определённые знаниево-умениевые сегменты. По сути, происходит дальнейшее формирование ключевых компетенций. Но в случае с профессиональными компетенциями необходима безусловная проекция на конкретную профессию или специальность с использованием ресурсов и инструментария преподаваемой дисциплины.

Через ключевые компетенции также возможно выявить и раскрыть корреляции между общими и профессиональными компетенциями. Это позволяет обосновать, в том числе, и вклад общеобразовательных дисциплин в формирование профессиональных компетенций, а так же включение в структуру МДК. В приведённом ниже примере содержательная взаимосвязь некоторых общих и профессиональных компетенций ФГОС СПО по специальности 150415 Сварочное производство (Техник) [4] раскрывается через ключевую - информационно-коммуникационную компетенцию (табл. 1):

Таблица 1

Ключевые компетенции Общие компетенции Профессиональные компетенции

Информационно-коммуникационная компетенция - это компьютерная грамотность, восприятие, переработка и организация информации. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ПК 1.3. Выбирать оборудование, приспособления и инструменты для обеспечения производства сварных соединений с заданными свойствами; ПК 2.5. Осуществлять разработку и оформление графических, вычислительных и проектных работ с использованием информационно-компьютерных технологий и др.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» мая 2012 г. № 413) [2]

устанавливает следующие требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, метапредметным, предметным. То есть в тексте нового стандарта, также как и действующего стандарта предыдущего поколения, в качестве требования к результатам обучения не фигурирует само понятие «компетенция».

Таким образом, предлагаемая методика является актуальной в свете подготовки к переходу на новый ФГОС среднего (полного) общего образования, который будет осуществляться поступательно. С её помощью также можно установить соответствия общих и далее профессиональных компетенций ФГОС НПО / СПО - личностным, метапредметным, предметным требованиям к результатам обучения и начать реализацию компетентностного подхода с первого курса, что, безусловно, будет способствовать эффективности процесса формирования компетенций (табл. 2).

Таблица 2

Соответствие общих компетенций ФГОС НПО по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) личностным, метапредметным, предметным требованиям к результатам обучающихся ФГОС среднего (полного) общего образования

Общие компетенции Требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Личностные: - осознанный выбор будущей профессии, и возможности реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем и др.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. Метапредметные: - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания и др.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Метапредметные: - умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учётом предварительного планирования и др.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Метапредметные: - готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников и др.

Продолжение табл. 2

Общие компетенции Требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы

ОК 5. Использовать инфор-мационно-коммуникацион-ные технологии в профессиональной деятельности. Метапредметные: - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности и др.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Личностные: - толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. Метапредметные: - владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты и др.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) Личностные: - готовность к служению Отечеству, его защите; - гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьёй, обществом, государством, человечеством и др.

Из таблицы следует, что требования к результатам освоения ОПОП НПО и требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования сопоставимы. Аналогичное сопоставление можно продолжить и по другим общим и профессиональным компетенциям.

Что касается предметных результатов, то они включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социальнопроектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами [2]. Соответственно корреляции с ними компонентов ОК и ПК ФГОС ПО должны выявляться в конкретных примерных областях, как это было представлено выше в табл. 1.

Список литературы:

1. Федеральный Базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих

программы общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобразования России от 09.03. 2004 г. № 1312. - Режим доступа: http://window.edu.ru/ resource/309/39309, свободный.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]: утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» мая 2012 г. № 413. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=4100, свободный.

3. ФГОС СПО по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта [Электронный ресурс]: приказ МОиН от 17.03.10 № 184. - Режим доступа: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 98153, свободный.

4. ФГОС СПО по специальности 150415 Сварочное производство [Электронный ресурс]: приказ МОиН от 24.11.09 № 661. - Режим доступа: www.re-ferent.ru/1/149378, свободный.

5. Примерная программа учебной дисциплины «русский язык» для профессий НПО и специальностей СПО [Электронный ресурс]: одобрена Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16.04.2008 г. - Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-438148.html, свободный.

6. Примерная программа учебной дисциплины «основы безопасности жизнедеятельности» для профессий НПО и специальностей СПО [Электронный ресурс]: одобрена Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16.04.2008 г. - Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-438148. html, свободный.

7. Примерная программа учебной дисциплины «физика» для профессий НПО и специальностей СПО [Электронный ресурс]: одобрена Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16.04.2008 г. - Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-438148.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.