Научная статья на тему 'Проблемы и трудности реализации ФГОС начального и среднего профессионального образования: проектно-целевой подход'

Проблемы и трудности реализации ФГОС начального и среднего профессионального образования: проектно-целевой подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1410
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунов В. А.

Статья посвящена проблемам реализации федерального государственного образовательного стандарта начального и среднего профессионального образования, проектно-целевому подходу к проблемам и перспективам регионального рынка труда и образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунов В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и трудности реализации ФГОС начального и среднего профессионального образования: проектно-целевой подход»

УДК 377.5

ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО И

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОЕКТНО-

ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД

В.А.Горбунов

Статья посвящена проблемам реализации федерального государственного образовательного стандарта начального и среднего профессионального образования, проектно-целевому подходу к проблемам и перспективам регионального рынка труда и образовательных услуг.

Ключевые слова: проблемы и трудности, федеральный государственный образовательный стандарт, начальное и среднее профессиональное образование, проектно-целевой подход.

Современное общество выдвигает определённый социальный заказ на подготовку специалистов. Этот заказ сформулирован в докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе»: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбы страны, за её социально-экономическое процветание» [1].

В колледжах современный образовательный процесс шагнул далеко вперед по сравнению с 90-ми годами прошлого века. Появились новейшие компьютерные классы, интерактивные доски, проекторы и множество другой техники. Стандарты предыдущего поколения для среднего профессионального образования подразумевали формирование у студентов знаний, умений и навыков (ЗУН). Сегодня эти понятия дополняются формированием у студентов компетенций. В образовательных стандартах дается следующее определение: «компетенции - это способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области» [2]. Также в документе говорится об общих и профессиональных компетенциях. Под общими компетенциями подразумевается умение действовать во многих видах

деятельности, и, соответственно, за профессионализм отвечают профессиональные компетенции. Таким образом, будущий специалист в образовательном учреждении должен не только получить профессиональные навыки, но и пройти социализацию, отвечать новым запросам общества, использовать информационно-коммуникационные технологии, работать в коллективе, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного роста и многое другое.

Нужно разработать систему оценок в сочетании с обучающими программами, позволяющую поэтапно контролировать знания и умения студента, делая будущего специалиста конкурентоспособным на рынке труда. Новые образовательные стандарты также позволят разнообразить образовательные программы, сделать их более удобными для конкретного потребителя, для будущего работодателя. Стандарты в образовании - это гарантии того, что содержание образования будет соответствовать перспективным потребностям общественной жизни.

Хотелось отметить, что для реализации программ с учетом требования ФГОС необходимо выполнение следующих условий: кадровое обеспечение; финансово-экономическое обеспечение; материально-техническое обеспечение; информационное обеспечение, включающее в себя необходимую нормативную правовую базу общего образования и характеристику предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса.

Несмотря на все положительные моменты ФГОС, есть и проблемы, связанные с их применением в конкретных образовательных учреждениях. А вот результаты везде разные. Эффективное внедрение стандартов в учебный процесс зависит от многих факторов, главным из которых является уровень базовой подготовки абитуриентов, квалификации преподавательского состава, оснащение лабораторий и мастерских, оснащение библиотек современными источниками информации. Для реализации нового поколения ФГОС определяющим для учебного заведения является создание условий, обеспечивающих изучение дисциплин на основе практического или

деятельностного компонентов. Новые программы требуют создания не только принципиально измененного диагностического материала, но и обновление современным оборудованием лабораторий и учебно-производственных мастерских. Новые ФГОС позволят учитывать интересы работодателей при подготовке квалифицированных специалистов, сделать выпускников профессиональной школы конкурентоспособными на рынке труда. Основной проблемой, с которой сталкивается образовательное учреждение системы СПО при реализации стандартов третьего поколения, это новая структурная единица - профессиональный модуль, органично интегрирующий прохождение практики с усвоением теоретического материала. Поскольку требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций, выпускник в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания. Эта последовательность приоритетов зафиксирована в тексте ФГОС в разделе, описывающем требования к структуре и содержанию основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). Каждый модуль может осваиваться независимо, а их совокупность позволяет достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере. Этим модульно-компетентностный подход отличается от традиционно используемого в российских учебных заведениях блочно-модульного подхода, ориентированного, прежде всего, на усвоение знаний, и лишь потом на выработку умений.

Следующий вопрос, возникающий при внедрении стандарта, это формирование у студентов при освоении одного из модулей общих компетенций, которые могут быть получены в результате изучения полного курса или он обнаружится только в процессе профессиональной деятельности (как отдаленный результат) [2].

Следующей проблемой является ежегодное обновление основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС с учетом требований работодателя и внедрений современных технологий

производства, что будет сопровождаться разработкой программ профессиональных модулей и учебных дисциплин. Наиглавнейшей проблемой, с которой сталкиваются учебные заведения СПО:

- производственная практика, которая в настоящее время организовывается на базовых предприятиях (это одно из обязательных условий лицензирования профессиональных образовательных программ - наличие договоров на осуществление производственной практики на базе предприятий);

- учебная практика (производственное обучение осуществляется в мастерских, лабораториях, учебных полигонах, учебных производствах).

Принятие стандартов третьего поколения, отличающихся от стандартов предыдущего поколения и структурно, и содержательно, и основанием, концепцией - компетентностным подходом, неизбежно будут вызывать различного рода проблемы при реализации в учебных планах СПО, потребуют реструктуризации учебного процесса на принципиально иной методической основе. Инновационные задачи, стоящие перед экономикой, и проблемы систем НПО и СПО требуют формирования современной государственной стратегии, долгосрочного прогноза, научной разработки и четкого законодательного обеспечения путей развития начального и среднего профессионального образования.

Позитивные процессы не говорят об отсутствии серьезных проблем в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов. Во-первых, спрос отечественного производства значительно опережает наши предложения по объемам, структуре и содержанию подготовки специалистов среднего звена. По этому поводу достаточно сказать, что пока только 15% студентов готовятся по направлениям наукоемких и высокотехнологичных специальностей.

Во-вторых, актуальна проблема обновления и развития основных фондов. Ее решение замедляют недостаточные инвестиции и объемы бюджетного финансирования (в сравнении с другими уровнями образования) и отсутствие экономических стимулов для инвестиций работодателей в учреждения НПО и СПО. Если ситуацию не изменить, программы строительства и реконструкции

учебных зданий и общежитий могут быть свернуты. Значительная часть оборудования, используемого в учебных заведениях, не соответствует современному уровню в техническом, производственном и научном планах. Остаточного ресурса недостаточно, чтобы обеспечить необходимый уровень качества профессионального образования, а это значит, что в долгосрочной перспективе страна не получит необходимое количество востребованных экономикой кадров. Учебники и учебные пособия по техническим специальностям не в полной мере соответствуют задачам модернизации экономики.

В-третьих, требуют совершенствования экономика и система налогообложения учебных заведений. Уровень оплаты труда и стипендиального обеспечения в среднем звене - самые низкие, что и служит главным тормозом мотивации коллективов на инновационное развитие и модернизацию учебно-воспитательного процесса. На наш взгляд, новая система оплаты труда должна быть лучше адаптирована к нуждам системы СПО. Кроме того, необходимо развивать и совершенствовать законодательную и нормативную базы, регулирующие деятельность учебных заведений. И тогда расширится их самостоятельность, улучшится внебюджетная деятельность, будут создаваться условия для перехода на новую организационную форму -автономное учреждение.

В-четвертых, в начальных и средних профессиональных образовательных учреждениях медленнее, чем это нужно сегодня, растут, а иногда и остаются на прежнем уровне качество кадрового потенциала, уровень научного обеспечения и доля научных исследований, работающих на развитие системы. Собственный научный потенциал этих учреждений мог бы развиваться скорее, если бы вузы научились готовить преподавателей инновационного типа, а экономическая, правовая и организационная поддержка их научной деятельности улучшились. Кроме того, нужно поднимать уровень научного анализа проблем подготовки рабочих и специалистов, активнее производить изменения в системе повышения квалификации и предусмотреть надбавки за ученые степени и

звания, для преподавателей и специалистов с предприятий и организаций, работающих в учебных заведениях СПО. Без всего этого не решить современные задачи подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, особенно для высокотехнологичных отраслей экономики. Несмотря на свою распространенность, программно-целевой подход, в реализации ФГОС профессионального образования, не лишен ряда недостатков. Все это приводит к тому, что сфера применения программно-целевого метода весьма ограничена. Он может эффективно использоваться для решения хорошо изученных проблем. Поэтому, избежать указанных недостатков позволяет использование проектно-целевого подхода к развитию социально-экономических институтов вообще и региональным систем профессионального образования в частности [3].

Общий результат наличия названных проблем: уже в прошлом году прием в техникумы и колледжи только по техническим специальностям на бюджетной основе сократился почти на 10% , а на платной - на 30%. В будущем -сегодняшний дефицит студентов станет дефицитом производственных кадров. А любая переподготовка молодых специалистов под потребности наукоемких производств обернется для государства и работодателей дополнительными затратами.

Источники:

1. Демин В.А. Академия народного хозяйства при Правительстве РФ / Всерос. конф. по итогам реализации приоритетного национального проекта «Образование» в системах НПО и СПО. М., 2008. С. 12

2. Кадырова Ф.М. Интеграция регионального рынка труда и образовательных услуг на основе проектно-целевого подхода: языковой аспект // Средне-профессиональное образование. М., 2012. №1. С. 3.

3. Голышев И.Г. Технологические аспекты проектно-целевого подхода к управлению региональной системой профессионального образования // Казанский педагогический журнал. Казань, 2010. № 1. С. 25-26.

Зарегистрирована: 05.03.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.