Научная статья на тему 'Проектно-развивающий подход как методологическая основа реализации воспитательной деятельности педагога-куратора'

Проектно-развивающий подход как методологическая основа реализации воспитательной деятельности педагога-куратора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД / PROJECT-DEVELOPMENTAL APPROACH / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITIES / МЕТОД ПРОЕКТОВ / METHOD OF PROJECTS / ПЛАНИРОВАНИЕ / PLANNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айдаров Владимир Ирекович, Масленников Тимерлан Юрьевич

В статье рассматривается проектно-развивающий подход как методологический компонент научно-методического обеспечения воспитательной деятельности педагога-куратора. Такой подход состоит в научно-методологическом обеспечении возможностей для самореализации личности, включении воспитательных задач в контекст жизненных проблем, в приоритете субъектно-смыслового обучения и воспитания, направленных на развитие учащегося. «Метод проектов» может быть эффективным, если в нем присутствует проблемность, сохраняется его сложность и личностная значимость, самоуправляемость, а педагог выступает как активный консультант, тонкий психолог и организатор разных видов деятельности. Проектно-развивающий подход к воспитательной деятельности в системе профессионального образования обеспечивает возможность развития личности, создания условий, способствующих организации будущей профессиональной деятельности как проектной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Айдаров Владимир Ирекович, Масленников Тимерлан Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT-DEVELOPMENTAL APPROACH AS A METHODOLOGICAL BASIS FOR THE IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF A TEACHER-CURATOR

The article discusses the project-developmental approach as a methodological component of the scientific-methodical maintenance of educational activity of a supervising teacher. This approach represents the scientific and methodological support of opportunities for self-realization, inclusion of educational problems into the context of living problems, as well as the subjective semantic priority of training and education aimed at the development of an object of the educational process. “The method of projects” can be effective if it is problem-oriented; retains its complexity and the importance of personal, self-governance, and if a teacher acts as an active consultant, a subtle psychologist and organizer of different activities. A project-developmental approach to educational activity in vocational education allows personal development, creates conditions for the organization of the future professional work as a project.

Текст научной работы на тему «Проектно-развивающий подход как методологическая основа реализации воспитательной деятельности педагога-куратора»

_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_77_

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2015. Т. 25, вып. 3

УДК 371

В.И. Айдаров, Т.Ю. Масленников

ПРОЕКТНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-КУРАТОРА

В статье рассматривается проектно-развивающий подход как методологический компонент научно-методического обеспечения воспитательной деятельности педагога-куратора. Такой подход состоит в научно-методологическом обеспечении возможностей для самореализации личности, включении воспитательных задач в контекст жизненных проблем, в приоритете субъектно-смыслового обучения и воспитания, направленных на развитие учащегося.

«Метод проектов» может быть эффективным, если в нем присутствует проблемность, сохраняется его сложность и личностная значимость, самоуправляемость, а педагог выступает как активный консультант, тонкий психолог и организатор разных видов деятельности. Проектно-развивающий подход к воспитательной деятельности в системе профессионального образования обеспечивает возможность развития личности, создания условий, способствующих организации будущей профессиональной деятельности как проектной.

Ключевые слова: проектно-развивающий подход, воспитательная деятельность, метод проектов, планирование.

Анализ различных научных подходов к определению проектно-развивающей воспитательной деятельности дает возможность рассматривать проектно-развивающую воспитательную деятельность педагога как стремление к сознательно поставленной цели исследования и разрешения педагогических ситуаций, направленных на развитие субъектов воспитательного процесса.

Диаграмма популярности «метода проектов» показывает, что пик его популярности пришелся на 1920 г. К середине ХХ в. он был подвергнут жесткой критике представителями традиционизма. И лишь в 1970-1980 гг. в Европе, а позднее - в 1990-е гг. в России этот метод пережил своего рода ренессанс, используясь во всех ступенях образования. Как показывают наши исследования, педагогические возможности «метода проектов» обусловлены его открытостью, результативной непредрешен-ностью, интегрированностью, что обеспечивает целостность познания, усиливает продуктивность обучения и воспитания; повышает мотивацию учения, формирует коммуникативную компетентность его участников, развивает их творчество, повышает самооценку, оптимизируется развитие физиологических и психологических функций личности, изменяя ее отношение к окружающей действительности, так что в значительной степени модифицируется сама личность.

Результаты исследования показывают, что «метод проектов» эффективен при условиях, что в нем присутствует проблемность, сохраняется его сложность и личностная значимость, самоуправляемость, а педагог выступает как активный консультант, помощник, тонкий психолог и организатор разных видов деятельности. Проектно-развивающий подход к реализации воспитательной деятельности в системе профессионального образования обеспечивает возможность развития личности, создания условий для самоопределения и социализации студента на основе профессионально-трудовых, социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства путем включения личности (коллектива, социальных институтов и пр.) в процесс разработки и реализации проектов, способствующих организации будущей профессиональной деятельности как проектной. Современный проектно-развивающий подход как методологическая основа организации воспитательной деятельности в профессиональной образовательной организации способствует формированию социально-профессиональной компетентности будущего специалиста.

Анализируя проблему развития личности в процессе проектно-развивающей воспитательной деятельности, ряд ученых отмечает изменения наиболее значимых элементов личности - самосознания и направленности. Проектно-развивающая воспитательная деятельность значительно влияет на формирование регулятивных компонентов самосознания: саморегуляции, самоанализа и самоконтроля деятельности, ответственности, прогнозирования. Такой подход к реализации воспитательного процесса способствует формированию некоторого целостного социально-профессионального качества личности будущего профессионала, позволяющего ему успешно выполнять профессиональные задачи и взаимодействовать с другими людьми. Реализация проектно-развивающей воспитательной

78

2015. Т. 25, вып. 3

В.И. Айдаров, Т.Ю. Масленников

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

деятельности обуславливается применением технологического цикла, состоящего из диагностирования, оценивания, (измерения), прогнозирования, моделирования, проектирования, програмирования, реализации, обратной связи. На всех этих этапах осуществляется информационное обеспечение.

Технология педагогического диагностирования занимает начальное место в реализации воспитательной деятельности (любому преобразованию всегда предшествует познание). Полученный диагноз (состояние) представляет собой входной результат для планирования и реализации воспитательной деятельности в профессиональной образовательной организации. Следующей в теории планирования и организации воспитательной деятельности является технология оценивания и измерения объекта, его сторон, свойств, связей и отношений. Полученные качественные и количественные оценки становятся входным результатом для прогнозирования возможных вариантов и перспектив организации и реализации воспитательной деятельности как исследуемого педагогического объекта, а именно: эффективность проектно-развивающей воспитательной деятельности. Технология педагогического прогнозирования занимает следующее место в теории организации и реализации воспитательной деятельности в связи с необходимостью поиска возможных перспектив развития исследуемого педагогического объекта воспитательного процесса. В нашем случае, в качестве объекта педагогического прогнозирования выступают: цели и задачи; содержание прогнозируемой воспитательной деятельности; организационные, психологические и социально-педагогические условия и тенденции развития воспитательного процесса на основе проектно-развивающего подхода; механизмы и технология, составляющие ресурсно-методический профиль педагогического прогноза; критерии оценки и верификации прогнозируемого воспитательного процесса, составляющие критериально-оценочный профиль прогноза.

Несмотря на относительную ценность каждого прогноза в отдельности, полную картину о перспективах развития воспитательного процесса и проектно-развивающей воспитательной деятельности может дать только комплексный прогноз. Следующей в организации и реализации воспитательной деятельности является технология моделирования объекта.

Сущность технологии моделирования воспитательной деятельности - в выделении в воспитательном процессе основных свойств, структуры или функций, относительно которых будет проводиться модельное исследование (преобразование). При этом отбираются наиболее существенные признаки и свойства объекта, другие остаются как бы вне поля зрения.

Разработанные модели конкретных направлений воспитательной деятельности представляют их в свернутом, ограниченном виде. Для «развертывания» моделей в «натуральную величину» как реальных подсистем целостного воспитательного процесса требуется разработка его проекта.

Технология проектирования при преобразовании объекта воспитательного процесса связана с формированием замысла, проекта будущего его состояния, выраженного как в виде текста, так и в виде расчетов, чертежей и в других наглядно-знаковых формах. В нашем случае под проектированием мы понимаем проектно-развивающую воспитательную деятельность для определения условий реализации воспитательного процесса той или иной воспитательной системы в целях идеального построения и практического воплощения того, что возможно, или того, что должно быть. В зависимости от характеристик воспитательного процесса структура проекта может быть различной, но в ней можно выявить конкретные элементы (концепты), наполнение которых и составляет содержание проекта.

Таким образом в полной форме проект воспитательного процесса есть выходной результат пятой по счету технологии организации и реализации воспитательной деятельности (технологии проектирования) в технологических основаниях проектно-развивающей воспитательной деятельности. Он же выступает исходным результатом для следующей технологии - программирования: имея проект, педагог-воспитатель нуждается в разработке программы его реализации.

Сущность программирования заключается в подробном, детальном описании целей и содержания проектно-развивающей воспитательной деятельности. В программе отражаются мероприятия, связанные с достижением целей каждого концепта проекта: теоретического, информационного, нормативного, содержательного, критериального. Отметим, что в научной литературе распространена точка зрения, в соответствии с которой программа соотносится с планом мероприятий и выступает его частью. Не завершены научные дискуссии о содержании плана мероприятий и программы; зачастую их содержание декларируется как идентичное. Не вдаваясь в подробности, отметим, что в программе преобладает содержательно-целевой подход к преобразованию объекта, в нашем случае - воспитательного процесса, в то время как в плане мероприятий содержательно-ресурсный. Это дает

Проектно-развивающий подход как методологическая основа.

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

79

2015. Т. 25, вып. 3

основание считать, что программирование и план мероприятий должны быть интегрированы, представляя целостный процесс проектно-развивающей воспитательной деятельности для реализации проекта воспитательного процесса. Инновационные изменения в воспитательном процессе, выполненные на основе его планирования, предполагают сопоставление полученных результатов с намеченными целями. Здесь вновь потребуется технология диагностирования проектно-развивающей воспитательной деятельности (уже нового), реализуемая с помощью обратной связи.

Технология обратной связи учитывает требования принципа интерактивности преобразовательного воздействия на воспитательный процесс. Под обратной связью социальных и педагогических процессов понимается передача информации об их осуществлении, на основе которой вырабатываются управленческие решения и предпринимаются воздействия. Именно с помощью технологий обратной связи мы получаем информацию о «новой» проектно-развивающей воспитательной деятельности, то есть об объекте-воспитательном процессе, изменившимся в результате полного цикла преобразования настолько, что вновь подлежит диагностированию, как на начальной стадии своего преобразования. Здесь вновь будет использована технология диагностирования. И так далее. Данный цикл является замкнутым, и воспитательный процесс, как и любой педагогический объект, находится в состоянии непрерывного преобразования. Весь цикл проектно-развивающей воспитательной деятельности нуждается в непрерывном информационном обслуживании, что позволяет говорить о технологии информационного обеспечения воспитательного процесса, который находится в предметном поле такой научной дисциплины, как информатика.

Таким образом, на технологическом уровне методологического анализа педагогического знания об организации и реализации воспитательной деятельности в результате применения проектно-развивающего подхода выявлен общий специфический инвариант планирования воспитательного процесса. К нему относятся: педагогическое диагностирование и измерение, педагогические прогнозирование и моделирование, педагогические проектирование и программирование, реализация, обратная связь, информационное обеспечение. В своей последовательности и совокупности этот инвариант формирует технологическую структуру.

Цикл проектно-развивающей воспитательной деятельности и выступает в качестве технологической основы планирования и организации воспитательного процесса на основе проектно-развивающего подхода. Технологии перетекают одна в другую, сменяя друг друга и сохраняя в новых условиях черты старого. В последующих технологиях (например, в технологии моделирования, которая сменяет технологию прогнозирования) всегда сохраняются элементы и составные части предыдущих. Более того, в них зримо присутствуют (уже как составные части) и элементы последующих технологий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Перемены: пед. журн. 2004. № 2. С. 130-139.

2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций // Педагогика: науч.-теорет. журн. 2004. № 10. С. 23-31.

3. Зимняя И.А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности // Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания: сб. науч. тр. / под общ. ред. И.А. Зимней. М., 2003.

4. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школ. технологии: науч.-практ. журн. школ. технолога (завуча). 2006. № 4. С. 61-66.

Поступила в редакцию 15.07.15

V.I. Aydarov, T. Yu. Maslennikov

PROJECT-DEVELOPMENTAL APPROACH AS A METHODOLOGICAL BASIS

FOR THE IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF A TEACHER-CURATOR

The article discusses the project-developmental approach as a methodological component of the scientific-methodical maintenance of educational activity of a supervising teacher. This approach represents the scientific and methodological support of opportunities for self-realization, inclusion of educational problems into the context of living problems, as well as the subjective semantic priority of training and education aimed at the development of an object of the educational process.

80 В.И. Айдаров, Т.Ю. Масленников

2015. Т. 25, вып. 3 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

"The method of projects" can be effective if it is problem-oriented; retains its complexity and the importance of personal, self-governance, and if a teacher acts as an active consultant, a subtle psychologist and organizer of different activities. A project-developmental approach to educational activity in vocational education allows personal development, creates conditions for the organization of the future professional work as a project.

Keywords: project-developmental approach, educational activities, method of projects, planning.

Айдаров Владимир Ирекович,

кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник зав. отделением лечебной физкультуры

ГАУЗ «Республиканская клиническая больница» Министерства здравоохранения Республики Татарстан 420064, Россия, г. Казань, Оренбургский тракт, 138 E-mail: aidarov_vladimir@mail.ru

Масленников Тимерлан Юрьевич, педагог-организатор

ГБОУ СПО «Казанский радиомеханический колледж» 420021, Россия, г. Казань, ул. Красного Пожарника, 1а E-mail: aidarov_vladimir@mail.ru

Aydarov V.I.,

Candidate of Medicine, Senior researcher, Head of Department of physical training

Republican Clinical Hospital of the Ministry of Health of the Republic of Tatarstan 420064, Russia, Kazan, Orenburgskiy trakt st., 138 E-mail: aidarov_vladimir@mail.ru

Maslennikov T.Yu., lecturer

Kazan Radio Engineering College

420021, Russia, Kazan, Krasnogo Pozharnika st., 1a

E-mail: aidarov_vladimir@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.