Научная статья на тему 'Педагогические принципы инновационной деятельности педагогов по достижению эффективности реализации проектно-развивающего подхода к воспитательному процессу в ссузе'

Педагогические принципы инновационной деятельности педагогов по достижению эффективности реализации проектно-развивающего подхода к воспитательному процессу в ссузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
718
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД / ПРИНЦИП НАПРАВЛЕННОГО ПОИСКА / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / ПРИНЦИП ПЕРСОНИФИЦИРОВАН-НОСТИ / ПРИНЦИП ПРОЕКТНОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фисина Тамара Александровна, Шамсутдинова Венера Рифовна

В статье излагаются принципы реализации проектно-развивающего подхода к планированию и организации воспитательного процесса в профессиональном образовательном учреждении частными и общими, также как и нормирование педагогической деятельности, осуществляемое при помощи принципов, в зависимости от поставленных целей и означающие максимальное использование возможностей, знаний, интересов студентов, их творческий опыт в процессе обучения. Данные принципы направлены на выработку продуктивных методов профессиональной деятельности. Акцент сделан на средства, использующиеся в учебно-воспитательной работе профессиональной школы, которые реализуют нелинейное представление об информации и обладают большим потенциалом интерактивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фисина Тамара Александровна, Шамсутдинова Венера Рифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические принципы инновационной деятельности педагогов по достижению эффективности реализации проектно-развивающего подхода к воспитательному процессу в ссузе»

УДК 74,57

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОДХОДА К ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В ССУЗЕ

В.Р. Шамсутдинова, Т.А. Фисина (г. Казань, Российская Федерация)

В статье излагаются принципы реализации проектно-развивающего подхода к планированию и организации воспитательного процесса в профессиональном образовательном учреждении - частными и общими, также как и нормирование педагогической деятельности, осуществляемое при помощи принципов, в зависимости от поставленных целей и означающие максимальное использование возможностей, знаний, интересов студентов, их творческий опыт в процессе обучения. Данные принципы направлены на выработку продуктивных методов профессиональной деятельности. Акцент сделан на средства, использующиеся в учебно-воспитательной работе профессиональной школы, которые реализуют нелинейное представление об информации и обладают большим потенциалом интерактивности.

Ключевые слова: проектно-развивающий подход, принцип направленного поиска, дополнительная информация, рефлексия, принцип персонифицированности; принцип проектной целесообразности.

PEDAGOGICAL PRINCIPLES OF INNOVATION TEACHERS TO ACHIEVE EFFECTIVE IMPLEMENTATION OF DESIGN AND DEVELOPMENTAL APPROACH TO THE EDUCATIONAL PROCESS IN SECONDARY VOCATIONAL SCHOOLS

V.R. Shamsutdinova, T.A. Fisina (Kazan, Russian Federation)

Abstract. The article outlines the principles for the design and developmental approach to the planning and organization of the educational process in professional educational institutions - both proprietary and common, as well as standardization of pedagogical activity, performed with the aid of the principles, depending on the goals and means the maximum use of the opportunities, knowledge, students interests, their creative experience in the learning process. These principles are aimed at developing productive methods of professional activity. Emphasis is directed on the methods used in the educational work of the professional schools which implement non-linear representation of the information and have a great potential of interactivity.

Key words: design and developmental approach, the principle of directed search, additional information, reflection, the principle of personification; principle of design expediency.

Природа принципов, их номенклатура, содержание и функции не остаются неизменными. Они претерпевают существенные изменения с изменением социально-экономических условий жизни общества, его господствующей идеологии, роли профессиональной школы в жизни общества, уровня развития науки, техники [1]. В различных дидактических теориях и концепциях

присутствует выделение различных принципов. Это отнюдь не означает произвола в их формулировании. Закономерности развития обучения и воспитания могут быть разделены на более частные и более общие. Отсюда -вытекающие из них принципы реализации проектно - развивающего подхода к планированию и организации воспитательного процесса в профессиональном образовательном учреждении могут быть частными и общими, также как и нормирование педагогической деятельности, осуществляемое при помощи принципов, в зависимости от поставленных целей.

Основная цель в подготовке педагога к использованию проектно-развивающего подхода состоит в формировании у него готовности к проектированию и конструированию образовательных систем, процессов и ситуаций, а также к организации проектно-развивающей деятельности студентов. Эта готовность предполагает наличие у педагога четырех групп способностей: проектировочных, конструктивных, исполнительских и рефлексивных. Мы выделяем специфические принципы подготовки педагогов:

- принцип персонифицированности процесса и результатов социального проектирования;

- принцип интеграции проектной целесообразности в структуру будущей профессиональной деятельности;

- принцип рефлексии;

- принцип направленного поиска дополнительной информации.

Принцип персонифицированности процесса и результатов социального

проектирования. Во-первых, он означает альтернативность идей проектов, создающую условия для свободного самоосуществления, самореализации человека. Основой поведения человека в рамках проекта должна стать его самодеятельность и творческая активность [1]. Во-вторых, характеризуемый принцип предполагает восстановление связи социальных процессов с креативной, творческой личностью, актуализацию скрытых в истории человечества нравственных ориентиров. В-третьих, данный принцип строится на восприятии жизни общества как особого духовного мира, наполненного

значимыми для человека смыслами, идеями, ценностями; на понимании проблем развития общества как определенного противоречия в системах ценностей (которые утрачены и, которые необходимо воссоздать). В-четвертых, персонифицированность - это ценностная причастность обучаемых к анализируемым и проектируемым процессам - восприятие себя как органичной части целого мира, идентификация с ним - с его радостями и проблемами.

При проектировании на уровне учебного заведения данный принцип может быть реализован посредством разработки и реализации проектов и программ, пропагандирующих будущую деятельность выпускников данного учебного заведения.

Принцип интеграции проектной целесообразности в структуру будущей профессиональной деятельности. По своей методологической форме данный принцип есть вид взаимосвязи в структуре образования (включая и жизненный опыт), построенный с учетом цели формирования направленности на профессию как ведущего свойства личности. Такая взаимосвязь создает основу сочетания общего и профессионального обучения в целостной системе образования и воспитания личности специалиста, подготовки ее к активному участию в определенной области профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами и общественными потребностями [2].

Построение любого социально направленного проекта социальной жизни в учебном заведении должно включать в себя ориентир на будущую профессию: формирование профессиональных компетенций; создание производственных ситуаций; знания профессии. Обучение будущей профессии - это большой проект, состоящий из множества проектов (патриотического, гражданского, оздоровительного, духовного направления и других).

Принцип рефлексии. В основе этого принципа лежит закон самоопределения. Проект и проектирование может стать частью педагогического опыта в том случае, если будет иметь место момент рефлексии, осмысленного отношения ко всей совокупности проектных

действий. «Рефлексия - это не просто воспоминание, это выявление смысла последовательности событий» [2]. Основной смысл проекта - связь замысла и реализации, цели и результата. Именно эта основная связь и должна быть предметом рефлексии. Следовательно, рефлексия является непременным, обязательным условием получения нового опыта, новых знаний и умений. Рефлексия в педагогической деятельности выступает как условие формирования способов научно-познавательной и практической деятельности. Поэтому без рефлексии невозможно освоение проектного подхода в воспитательной деятельности при подготовке педагогов. Коммуникативный аспект рефлексии несет ряд функций: познавательную, регулятивную и развивающую.

Необходимым условием повышения профессионализма, педагогического мастерства преподавательских кадров становится рефлексивная компетентность педагога и студента - будущего специалиста. Это сравнительно новое понятие в рамках рефлексивной психологии, которое представляет собой сложное образование, поскольку субъект может рефлектировать по разным основаниям, соответствующим вышеперечисленным видам рефлексии. Рефлексивная компетентность - это профессиональное качество личности, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы, что обеспечивает процесс развития и саморазвития, способствует творческому подходу к профессиональной деятельности, достижению ее максимальной эффективности и результативности. Следовательно, принцип рефлексии актуален при подготовке педагогов к планированию и реализации проектно - развивающего подхода к воспитательному процессу в профессиональной учебной организации.

Принцип направленного поиска дополнительной информации, который входит в группу принципов:

- личностно-смысловой организации проектной деятельности (самоорганизации, самостоятельности, саморазвития, самореализации, направленного поиска дополнительной информации);

- информационный принцип, направленный на формирование приемов получения необходимой информации из различных источников стимулирует саморазвитие, самоанализ, выработку продуктивных методов самоорганизации проектно-развивающей деятельности. Данный принцип означает максимальное использование возможностей, знаний, интересов субъекта при осуществлении разнообразных видов самостоятельной деятельности по сбору, обработке, передаче, продуцированию информации. В рамках нашего исследования акцент делается на мультимедийные средства, которые обладают большим потенциалом интерактивности.

Реализация принципа направленного поиска дополнительной информации предполагает рассмотрение процесса работы с информацией как единого целого. В данном случае, такая работа над информацией предполагает введение понятия информационного проекта, подразумевающего любую целенаправленную работу с информацией, рассмотренную «от начала до конца» - от определения цели до практического применения результатов. Данный проект может существовать как информационная компонента более широкого проекта, цель которой - осуществление разнообразных видов самостоятельной деятельности студентов по сбору, обработке, передаче, продуцированию информации для реализации проекта [3].

В условиях реализации проектно-развивающего подхода к планированию и организации воспитательного процесса в профессиональном образовательном учреждении принцип направленного поиска дополнительной информации может быть предложен как установка и педагогически исследовательская позиция, инновационная толерантность специалиста, при соблюдении которой повышается эффективность образовательно-воспитательного процесса в профессиональном образовательном учреждении. Данный принцип реализации проектно-развивающего подхода к планированию и организации воспитательного процесса в профессиональном образовательном учреждении означает необходимость представлять и обнаруживать границы знания; сталкивать студента с проблемами, решения которых лежат далеко за

пределами изучаемых курсов. Принцип, выраженный в практическом действии и теоретическом способе познания, становится методом проектирования.

Источники:

1. Ибрагимов Г.И. Концепция дидактической подготовки учителя: проектно-технологический подход. Казань: ИПП ПО РАО. 2012. 36 с. [Ibragimov G.I. Didactic concept of teacher training: design and technological approach. Kazan: IPPPE RAE. 2012. 36 p. (In Russ.)]

2. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М. 2007. 450 с. [Novikov A.M., Novikov D.A. Methodology. Moscow. 2007. 450 p. (In Russ.)]

3. Монахов Д.Н. [и др]. Обучение в условиях информационного общества. М.: МГУ. 2006. 66 с. [Monakhov D.N. [Et al.]. Education in the information society. Moscow: MSU. 2006. 66 p. (In Russ.)]

4.Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: ЦВВР. 2010. 708 с. [Fyodorov A.V. Media Education: History, Theory and Methods. Rostov: CVVR. 2010. 708 p. (In Russ.)]

References:

1. Ibragimov G.I. Kontseptsiya didakticheskoy podgotovki uchitelya: proektno-tekhnologicheskiy podkhod. Kazan': IPP PO RAO. 2012. 36 s.

2. Novikov A.M., Novikov D.A. Metodologiya. M. 2007. 450 s.

3. Monakhov D.N. [i dr]. Obuchenie v usloviyakh informatsionnogo obshchestva. M.: MGU. 2006. 66 s.

4.Fedorov A.V. Mediaobrazovanie: istoriya, teoriya i metodika. Rostov: TsVVR. 2010. 708 s.

Зарегистрирована: 30.01.2014

Фисина Тамара Александровна (г.Казань), ИПП ПО РАО, лаборатория социализации и профессионального воспитания, старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук. Тел.: 555-73-09.

Шамсутдинова Венера Рифовна (г.Казань), ИПП ПО РАО, лаборатория социализации и профессионального воспитания личности, старший научный сотрудник кандидат педагогических наук. Тел.: 8-905-025-63-27. E-mail: venusr@yandex.ru

Fisina Tamara Aleksandrovna (Kazan), IPPPE RAE, Lab socialization and vocational education, senior researcher, Candidate of Pedagogical Sciences. Tel.: 555-73-09.

Shamsutdinova Venus Rifovna (Kazan), IPPPE RAE, Lab socialization and professional education of the individual, senior researcher, Candidate of Pedagogical Sciences. Tel.: 8-905-025-63-27. E-mail: venusr@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.