Научная статья на тему 'Концептуальные идеи и принципы проектно-развивающего подхода к планированию и реализации воспитательного процесса учреждений профессионального образования'

Концептуальные идеи и принципы проектно-развивающего подхода к планированию и реализации воспитательного процесса учреждений профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД / ПРОЕКТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОДХОДА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масленникова В. Ш.

В статье рассматривается проектно-развивающий подход и его принципы как методологическая основа организации воспитательного процесса в системе профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Масленникова В. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные идеи и принципы проектно-развивающего подхода к планированию и реализации воспитательного процесса учреждений профессионального образования»

УДК 377.5:378

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ И ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОДХОДА К ПЛАНИРОВАНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.Ш.Масленникова

В статье рассматривается проектно-развивающий подход и его принципы как методологическая основа организации воспитательного процесса в системе профессионального образования.

Ключевые слова: проектно-развивающий подход, проектно-развивающая деятельность, принципы и условия реализации проектно-развивающего подхода, воспитательный процесс.

Повышение профессионализма и компетентности субъектов образовательного процесса является одной из ведущих тенденций развития современной образовательной ситуации, осуществляющейся на фоне активных инновационных процессов в социальной и экономической сферах жизни российского общества. Модернизация профессионального образования в быстроразвивающихся социально-экономических условиях предполагает системное реформирование профессиональной подготовки будущих специалистов. Непрерывность образования, его лабильность ставят специалистов перед необходимостью понимания основных приоритетов и направлений развития профессиональной области, адаптации к быстро меняющимся условиям жизни и профессиональной деятельности. Сфера профессиональной деятельности будущего специалиста предполагает непрерывное обогащение его профессиональных компетенций и личностных качеств в соответствии с идеалами культуры, нравственности, профессионализма. Это становится возможным лишь при наличии высокого уровня социально-профессиональной подготовки, актуализации творческих способностей специалистов образования как активных субъектов образовательно-воспитательной практики.

Обзор научных работ в проблемном поле исследования показывает

наличие различных методологических подходов к профессиональному обучению и воспитанию в процессе формирования социально-профессиональной компетентности будущих специалистов: в качестве системного образования, включающего аспекты философского, психологического, социологического, культурологического, личностного уровней (Т.М.Буякас, Е.А.Климов, Д.В.Оборина, В.Д.Шадриков и др.); в качестве личностной характеристики (Л.И.Анцыферова, В.А.Бодров, М.В.Молоканов, Р.Х.Шакуров и др.); в контексте профессиональной деятельности (Г.С.Абрамова, Г.А.Акопов, И.В.Дубровина, В.Ф.Енгалычев, Е.А.Климов, В.В.Столин, и др.).

Несмотря на многогранность и многоаспектность подходов к изучению проблемы профессионального обучения и воспитания по формированию социально-профессиональной компетентности, основы ее развития в процессе непрерывного образования в современной науке рассмотрены далеко не полно. Потенциал образования и культуры, нравственности и духовности в реализации системы профессиональной подготовки исследован далеко не в полной мере. Возможности профессионального образования предполагается использовать лишь для формирования «ключевых профессиональных компетентностей и ведущих социально-профессиональных навыков, необходимых молодежи для успешной жизни в современном обществе», но никак не для становления молодых людей носителями, выразителями и творцами национальной и мировой культуры, в том числе и профессиональной, в различных ее аспектах (наука, искусство, политика и пр.). Такая ориентация определяется в первую очередь некоторой ограниченностью «социального портрета» молодого человека, будущего специалиста - как недостаточной разработанностью ценностного аспекта этого образа, так и учета в нем преимущественно характеристик «специалиста сегодняшнего времени». Суть преодоления этих недостатков видится в разработке методологических оснований стратегии государственной образовательной политики в Российской Федерации на духовно-нравственной ценностной основе формирования и развития личности

будущего специалиста. Таким образом, встает насущный вопрос о разработке инновационных подходов и методов, адекватных решению новых образовательно-воспитательных задач, в том числе и задач по совершенствованию воспитательного процесса в системе профессионального образования.

Большинство исследователей раскрывают понятие «воспитательный процесс в системе профессионального образования» как процесс взаимодействия, в котором в соответствии с целями и задачами самой личности будущего специалиста и общества совершаются организованное воспитательное влияние и взаимодействие, имеющие своей целью формирование и развитие личности специалиста, организацию и стимулирование его активной деятельности по овладению им социально-профессиональным и духовным опытом, ценностями и отношениями

Цель воспитательного процесса в системе профессионального воспитания направлена на формирование личности будущего специалиста, в которой профессиональное и нравственное начала находятся в единстве и не противоречат друг другу. Поиск решения задачи по совершенствованию воспитательного процесса обусловил необходимость организации деятельности педагогов образовательной профессиональной организации на основе проектной парадигмы - как конструктивной методологии системно-междисциплинарной разработки инновационной деятельности. В данном контексте такой поиск решения проблемы развития личности будущего специалиста целесообразно вести на основе проектно-развивающей парадигмы - как методологии разработки инновационной проблематики педагогики в области профессионального воспитания.

Анализ понятия «проектный подход» к воспитательному процессу позволяет сделать вывод о том, что в силу его многоаспектности в научной литературе нет единого мнения в его толковании (Н.Н.Нечаев, В.В.Рубцов, В.И.Слободчиков, И.А.Сасова, В.Д.Симоненко, К.Н.Поливанова, Е.С.Полат, Н.В.Матяш и др.). Большинство исследователей данной проблематики сходятся

на том, что проектный подход в воспитании предполагает лишь функционально-структурную его реализацию с технологической основой, а термин проектно-развивающий подход как интегративный в проектной парадигме воспитательного процесса в исследованиях не рассматривается. На наш взгляд, именно проектно-развивающий подход к организации и реализации воспитательного процесса обеспечивает возможность включения личности (коллектива, социальных институтов и пр.) в процесс разработки и реализации проектов, способствующих целостному развитию личности во всех сферах её жизнедеятельности.

Анализируя проблему развития личности в процессе проектно-развивающей деятельности, мы отмечаем, как и ряд ученых, что в процессе проектирования изменяются наиболее значимые элементы личности -самосознание и направленность. Кроме того, проектно-развивающая деятельность оказывает значительное влияние на формирование регулятивных компонентов самосознания: саморегуляции, самоанализа и самоконтроля деятельности, ответственности, прогнозирования.

В этой новой парадигме проектно-развивающего подхода к воспитательному процессу в системе профессионального образования ключевыми понятиями являются: проект, проектирование, проектно-развивающая деятельность, развитие личности будущего специалиста, воспитательный процесс, проектное воспитание. Проектно-развивающий подход к воспитательному процессу может быть охарактеризован рядом принципов, среди которых в качестве основных можно выделить 3 основные группы принципов:

- первая группа - совокупность общих принципов субъект-субъектного взаимодействия и сотрудничества в воспитательном процессе (диалогичности, проблематизации, креативной деятельности, двудоминантности, направленного поиска дополнительной информации);

- вторая группа - совокупность принципов личностно-смысловой организации проектной деятельности (самоорганизации, самостоятельности,

саморазвития, самореализации);

- третья группа - совокупность принципов подготовки преподавателей к реализации проектно-развивающего подхода к воспитательному процессу (принцип персонифицированности процесса и результатов социального проектирования; принцип рефлексии; принцип соразмерности проектируемых перемен; принцип интеграции стратегии проектной целесообразности в структуру будущей профессиональной деятельности).

Анализ теоретических исследований и педагогической практики позволил нам не только определить проектно-развивающую деятельность педагога, но и выявить ее структурные компоненты. Нами отмечено, что проектно-развивающая деятельность это совокупность проектных действий, заключающихся в достижении сознательно поставленной цели по исследованию и разрешению психолого-педагогических задач, направленных на развитие субъектов. Она может быть развернута во всех направлениях воспитательного процесса профессиональной деятельности педагога.

Обоснованы и наиболее приоритетные организационно-педагогические и психологические, научно-методические условия, которые способствуют эффективности реализации проектно-развивающего подхода к организации воспитательного процесса в образовательной профессиональной организации:

- организационно-педагогические (стимулирование непрерывного повышения квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий; выявление, развитие и использование потенциальных возможностей педагогов в осуществлении воспитательного процесса на основе проектно-развивающего подхода);

- научно-методические (научно-методическое сопровождение реализации концепции , принципов и условий проектно-развивающего подхода на основе оптимальной системы (комплекса) воспитательно-планирующей, нормативно-правовой документации, аналитических рекомендаций по разработке личностного портфолио достижений педагога, необходимых для эффективной

организации воспитательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых профессиональной образовательной программой;

- создание электронной базы научно-педагогических исследований и практического опыта в целях обеспечения процесса формирования медиакомпетентности педагога как фактора его инновационной воспитательной деятельности в процессе реализации проектно-развивающего подхода);

- мотивационно-психологические условия (развитие мотивационной установки на реализацию механизмов проектно-развивающего подхода, разработка системы стимулирования и поощрения педагогов в процессе инновационной воспитательной деятельности).

Источники:

1. Бондаревская Р.С. Педагогическое проектирование в контексте инновационной образовательной деятельности // Человек и образование. 2009. № 4. С. 94-96.

2. Дюков В.М. Педагог - руководитель проектов: Модуль «Системный подход к проектной деятельности педагога». Красноярск: ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева. 2010. 108 с.

3. Дюков В.М., Семенов И.Н. Педагогическая инноватика. Красноярск: Универс. 2007. 84 с.

4. Ибрагимов Г.И. Концепция дидактической подготовки учителя: проектно-технологический подход. Казань: ИПППО РАО. 2012. 36 с.

5. Каменская Е.Н. Педагогика: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Торговая корпорация «Дашков и К». 2009. 320 с.

6. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование / под. ред. И.А.Колесниковой. М.: Академия. 2005. 288 с.

7. Костюков Н.Н., Семенов И.Н. Междисциплинарное обеспечение модернизации профессионального образования: проектно-рефлексивный и развивающий подходы / Мат-лы Межд. научно-практ. конф. 1-2 июня 2009 г., г.Пермь. Часть I. Пермь: ПГПУ. 2009. С. 243247.

8. Мухаметзянова Г.В. Проектно-целевой подход - императив формирования профессиональной компетентности // Высшее образование в России. 2008. №8. С.104-110.

9. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос». 1999. 272 с.

10. Фещенко Е.М. Проектный подход и его роль в формировании профессиональной компетентности педагога-психолога // Образование и общество. 2010. №5. С.34-42.

References:

1. Bondarevskaya R.S. Pedagogicheskoe proektirovanie v kontekste innovacionnoy obrazovatel'noy deyatel'nosti // CHelovek i obrazovanie. 2009. № 4. S. 94-96.

2. Dyukov V.M. Pedagog - rukovoditel' proektov: Modul' «Sistemny'y podhod k proektnoy deyatel'nosti pedagoga». Krasnoyarsk: GOU VPO KGPU im. V.P. Astafeva. 2010. 108 s.

3. Dyukov V.M., Semenov I.N. Pedagogicheskaya innovatika. Krasnoyarsk: Univers. 2007. 84 s.

4. Ibragimov G.I. Koncepciya didakticheskoy podgotovki uchitelya: proektno-tehnologicheskiy podhod. Kazan': IPPPO RAO. 2012. 36 s.

5. Kamenskaya E.N. Pedagogika: Uchebnoe posobie. 2-e izd. M.: Torgovaya korporaciya «Dashkov i K». 2009. 320 s.

6. Kolesnikova I.A., Gorchakova-Sibirskaya M.P. Pedagogicheskoe proektirovanie / pod. red. I.A.Kolesnikovoy. M.: Akademiya. 2005. 288 s.

7. Kostyukov N.N., Semenov I.N. Mejdisciplinarnoe obespechenie modernizacii professional'nogo obrazovaniya: proektno-refleksivny'y i razvivayusch'iy podhody' / Mat-ly' Mejd. nauchno-prakt. konf. 1-2 iyunya 2009 g., g.Perm'. CHast' I. Perm': PGPU. 2009. S. 243-247.

8. Muhametzyanova G.V. Proektno-celevoy podhod - imperativ formirovaniya professional'noy kompetentnosti // Vy'sshee obrazovanie v Rossii. 2008. №8. S.104-110.

9. Serikov V.V. Obrazovanie i lichnost'. Teoriya i praktika proektirovaniya pedagogicheskih sistem. M.: Izdatel'skaya korporaciya «Logos». 1999. 272 s.

10. Fesch'enko E.M. Proektny'y podhod i ego rol' v formirovanii professional'noy kompetentnosti pedagoga-psihologa // Obrazovanie i obsch'estvo. 2010. №5. S.34-42.

Зарегистрирована: 18.11.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.