УДК 371: 61
В.Ш.Масленникова
ПРОЕКТНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В УЧРЕЖДЕНИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ.
В статье рассматривается роль проектно-развивающего подхода к формированию здорового образа жизни студентов ВУЗа.
Ключевые слова: проектно-развивающий подход, физическое, психическое и социальное здоровье личности, здоровый образ жизни.
MASLENNIKOVA V. THE PROJECT-DEVELOPMENT APPROACH TOWARDS THE FORMATION OF THE HEALTH-WAY OF LIVING OF THE UNIVERSITY STUDENT.
The article depicts the role of the project-development approach towards the formation of the health-way of living of the University student.
Key words: project-development approach, physical, psychical and social health of a personality, health way of living.
Модернизация профессионального образования в быстроразвивающихся социально-эконо-мических условиях предполагает системное реформирование профессиональной подготовки студентов. Встает насущный вопрос о разработке инновационных подходов и методов, адекватных решению новых образовательно-воспитательных задач для педагогов системы профессионального образования.
В новом Федеральном законе об образовании дается следующее определение о воспитании, как о профессиональной деятельности: «Воспитание - специально организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства».
Поиск решения обусловил организацию деятельности педагогов на основе проектной парадигмы - как конструктивной методологии системно-междисциплинарной разработки инновационной деятельности [6].
Термин «проект» в переводе с латинского означает «бросание вперед». Проект - это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях - план, замысел какого-либо действия
Сущность понятия «проектный подход» связана с такими научными понятиями и категориями, как «проект», «проектирование», имеющими разноплановый характер как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.
Анализ понятия «проектный подход» к обучению позволяет сделать вывод о том, что в силу его многоаспектности в научной литературе нет единого мнения в его толковании. Большинство мнений исследователей данной проблематики сходятся на том, что проектный подход - это способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным практическим результатом [8].
Теоретический анализ научно-методической литературы показал, что ученые по-разному отно-сятся и к определению значимости проектной деятельности. Одни определяют ее как - как содержательное, организационно-методическое, материально-техническое и социально-психологическое оформление замысла реализации целостного решения образовательных задач, другие - как деятельность, направленную на разработку и реализацию образовательных проектов, под которыми понимаются оформленные комплексы инновационных идей в образовании третьи - как многошаговое планирование деятельности. В связи с этим наблюдается и разработка различных вариантов проектного подхода. В перечне проектной парадигмы встречаются такие подходы как проектно-целевой, проектно-модульной, проектно-технологический и др., которые являются методологической основой реализации механизмов и средств обучения.
В качестве методологической основы организации воспитательного процесса в учебном профессиональном заведении именно проектно-развивающий подход, как интегративный в проектной парадигме способствует развитию, становлению будущего специалиста и формированию его социально-профессиональной компетентности [7]. Проектно-развивающий подход к воспитательному процессу - это реализация ведущей стратегии воспитания, служащей основой его организации, в котором все участники, являясь его субъектами совершают целенаправленный процесс развития личности, как студента так и педагога.
Ведущими идеями проектно-развивающего подхода являются идеи, направленные на развитие самосознания личности, её ценностного самоопределения, ориентированных на развитие личностного потенциала, творческого мышления, реализуемые в процессе совместной деятельности над социальными проектами [2], [4].
Важно при этом отметить, что проектно-развивающий подход орентирован не на социальный заказ в виде нормативной модели личности, но на своеобразный педагогический «самозаказ», на основе которого с учетом государственных и общественных потребностей проектируется вероятностная модель социального и индивидуального поведения человека во всех сферах жизнедеятельности.
Проектно-развивающий подход к воспитательному процессу, может быть охарактеризован рядом принципов, среди которых в качестве основных можно выделить следующие:
- принцип субъект-субъектного взаимодействия в процессе воспитания;
- принцип самоорганизации и самостоятельности;
-принцип переноса социально-профессиональных компетенций на решение новых оригинальных задач социальной и профессиональной направленности;
-принцип направленного поиска дополнительной информации;
Анализ различных подходов ученых к определению проектно-развивающей деятельности дает возможность рассматривать проектно-развивающую деятельность педагога как совокупность действий, заключающихся в достижении сознательно поставленной цели по исследованию и разрешению педагогических ситуаций, направленных на развитие субъектов воспитательного процесса
При этом в проектировании воспитательного процесса очень важна организация совместных действий, которые отражают определенное педагогическое событие. В современном философско- педагогическом понимании событийность интерпретируется как бытие вместе, предполагающее сопереживание, сотрудничество, сомыслие.
Анализируя проблему развития личности в процессе проектно-развивающей деятельности, ряд ученых отмечают, что в процессе проектирования изменяются наиболее значимые элементы личности -самосознание и направленность. Кроме того, проектно-развивающая деятельность оказывает значительное влияние на формирование регулятивных компонентов самосознания: саморегуляции, самоанализа и самоконтроля деятельности, ответственности, прогнозирования.
Анализ теоретических исследований и педагогической практики позволил нам не только определить проектно-развивающую деятельность педагога , но и выявить ее структурные компоненты.
Компонентами проектно-развивающей деятельности как вида профессиональной деятельности являются: цель проектно-развивающей деятельности, субъект, объект, предмет, продукт.
Цель проектно-развиающей деятельности педагога в воспитательном процессе можно определить как создание психолого-педагогического продукта, обладающего субъективной и объективной новизной, решающего социально-педагогические, социально-психологические и профессиональные проблемы и задачи.
Продуктом проектно-развивающей деятельности педагога может быть осуществление конкретной проблемы (психолого-педагогические процессы в развитии личности, формирование образовательно-воспитательной среды, отношений между участниками образовательно-воспитатель-ного процесса и др.)
Объектом проектно-развивающей деятельности педагога выступает сфера действительности, некоторая область жизни - образовательно-воспитательная среда, участники образовательно-воспитательного процесса, по отношению к чему будут выполнены преобразующие воспитательные действия.
Под предметом проектно-развивающей деятельности педагога понимается замысел проекта, его идея. Предмет анализируемой деятельности может быть специфичен: с одной стороны, он индивидуален, выражает персональную позицию педагога, его видение проектно-развивающей ситуации, с другой -профессиональная деятельность педагога может быть ограничена установками, социальными ожиданиями, этическими принципами, что, в свою очередь, влияет на замысел проектно-развивающей деятельности.
Под субъектом проектно-развивающей деятельности педагога можно иметь в виду человека или группу людей, целью которых выступает проект как некоторое описание будущего объекта. Если в качестве субъекта выступает один проектировщик, то следует рассматривать такие важные для его деятельности характеристики, как: определенный опыт проектирования, возможности получения и переработки информации, важной для проектирования, умение спланировать и реализовать проектировочные действия.
Если же под субъектом проектно-развивающей деятельности подразумевается группа проектировщиков (педагоги, психологи, социальный педагог, администрация, родители), то наряду с такими важными характеристиками, как опыт участников проектирования, их способности, знания, умения и навыки по отношению к проектированию, творческий потенциал, особое значение приобретают такие характеристики, как совместимость личностных качеств проектировщиков в группе, взаимоотношения и взаимодействие в ходе воспитательного процесса, уровень организации и координации исполнителями своих устремлений и решений.
Сущность проектно-развивающего подхода к формированию здорового образа жизни в образовательной профессиональной организации состоит в обеспечении возможности и условий для самореализации личности, включения воспитательных задач в контекст жизненных проблем сохранения и сбережения здоровья, приоритета субъектно-смысловой ответственности, направленных на развитие,
становление и формирование личности, её физического, психического и социального здоровья.
Проблема сохранения здоровья, его сбережения последние годы является предметом обсуждения врачей, педагогов, психологов, социологов так как, здоровье является ресурсом, социальным капиталом, необходимым человеку для адаптации в новых общественно- экономических условиях. Понятие «здоровье» стало активно рассматриваться в исследованиях по самым разным научным направлениям. Это стало возможным и благодаря тому, что термин оказался «своим» и для житейского и для научного знания, как в академической, так и в прикладной форме. Более того, появились новые направления: валеология, психология и педагогика здоровья, здоровьеформирующая педагогика, претендующие на статус научных дисциплин. В то же время понятие «здоровье», несмотря на мнимую простоту его обыденного значения, характеризуется сложностью и многозначностью. В этом понятии отражаются фундаментальные аспекты биологического, социального, психического и духовного бытия человека, ибо здоровье не может характеризоваться каким-либо одним признаком или их совокупностью, а является многомерным понятием.
Необходимо отметить, что основной недостаток некоторых подходов к определению понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», заключается в их односторонности, и, по существу, сводится к гигиенической программе существования человека.
По мнению же большинства исследователей обсуждаемой проблемы, здоровье- это целостное многомерное состояние (включающее позитивные и негативные стороны), развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические, психические и социальные функции.
Определение сущности физического, психического, психологического и социального здоровья, их критериев и показателей в разные возрастные периоды является одной из исследовательских и практических задач, решению которой поможет проектно-развивающий подход к воспитательному процессу, направленному на развитие личности будущего специалиста.
Под телесным или физическим здоровьем понимается состояние, при котором наблюдается совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам среды.
Проектно-развивающий подход в этом случае будет способствовать формированию телесного здоровья, которое измеряется степенью физической подготовленности, физическим развитием, физической формой, тренированностью, физической активностью.
Душевное или психическое здоровье - это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.
Психическое здоровье, определяется особенностями нейрофизиологической организации психических процессов.
Понятие «психологическое здоровье», рассматривается как динамическая совокупность психических свойств, обеспечивающих_внутреннюю гармонию личности, возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности.
Разработка и реализация проектов по психологическому здоровью будут способствовать к развитию способности к саморегуляции (внутренней и внешней); возникновению позитивного образа «Я» и «Другого»; владению рефлексией; потребности в саморазвитии.
Понятие «социального здоровья личности» используется очень редко и слабо разработано. В некоторых исследованиях «социальное здоровье» рассматривается только как здоровье общества.
В нашей концепции «социальное здоровье личности» определяется как состояние гармонии личностных смыслов человека, взаимоотношений его с другими людьми и деятельности, которая способствует не только самоактуализации личности, но и позитивному развитию других людей, гуманизации социума, общества и культуры в целом.
В данном случае проектно-развивающая парадигма направлена на формирование социально-психологической адаптированности; самоактуализацию; социальную направленность, в основе которой лежат общечеловеческие ценности. Эти критерии выступают основанием для определения показателей социального здоровья разных возрастных групп. В своей совокупности показатели дают исследователю возможность выявить тенденции в развитии личности, предвидеть и предупреждать девиантное и аддиктивное поведение, выявлять психолого-педагогические проблемы в здоровье личности студентов.
По нашему мнению проектно-развивающая деятельность в области формирования здорового образа жизни современного учебного заведения в реализации концепции не только здоровьесберегающего, но и здоровьеформирующего образования и воспитания, должна рассматриваться в двух планах:
во- первых, в плане реализации внешних социокультурных условий жизнедеятельности человека и потребности в здоровье как условия благополучия (физического, психического и социального).
во-вторых, в плане реализации внутренних условий, связанных с ответственностью человека за существование целостности своего бытия (самобытия здоровья).
На реализацию этих условий и должны быть направлены различные проекты, разрабатываемые и реализуемые в процессе проектно-развивающей деятельности в образовательных профессиональных организациях. В этом случае проектно-развивающая деятельность педагогов по формированию здорового образа жизни как совокупность проектно-развивающих действий, будет заключаться в достижении сознательно поставленной цели по исследованию и разрешению психолого-педагогических задач сохранения и сбережения физического, психического и социального здоровья, направленных на развитие студентов. Она может быть развернута во всех направлениях воспитательного процесса профессиональной деятельности педагога.
Литература
1.Бондаревская Р.С. Педагогическое проектирование в контексте инновационной образовательной деятельности / Р.С. Бондаревская // Человек и образование. -2009. № 4. - С. 94-96.
2.Дюков В.М. Педагог - руководитель проектов: Модуль «Системный подход к проектной деятельности педагога» / В.М. Дюков. - Красноярск. ГОУ ВПО КГПУ им.
B.П. Астафьева, 2010. - 108 с.
3.Дюков В.М., Семенов И.Н. Педагогическая инноватика / В.М. Дюков, И.Н. Семенов. - Красноярск: Универс, 2007. - 84 с.
4.Ибрагимов Г.И. Концепция дидактической подготовки учителя: проектно- технологический подход.-Казань: ИПППО РАО, 2012.- 36 с.
5.Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; под. ред. И. А. Колесниковой - М.: Академия. 2005. - 288 с.
6.Костюков Н.Н., Семенов И.Н. Междисциплинарное обеспечение модернизации профессионального образования: проектно-рефлексив-ный и развивающий подходы / Мат-лы Межд. научно-практ. конф. 1-2 июня 2009 г., г.Пермь. Часть I. - Пермь: ПГПУ, 2009. - С. 243-247
7.Масленникова В.Ш. Формирование социально-ориентированной личности специалиста в процессе профессиональной подготовки. \Масленникова В.Ш.Казань: Изд-во «Печать- Сервис- ХХ1 век», 2010.-430 с. 8.Фещенко Е.М. Проектный подход и его роль в формировании профессиональной компетентности педагога-психолога. Образование и общество.-2010.№5.-
C.34-42.
1. Bondarevskaja R.S. Pedagogicheskoe proektirovanie v kontekste innovacionnoj obrazovatel'noj dejatel'nosti / R.S. Bondarevskaja // Chelovek i obrazovanie. -2009. № 4. - S. 9496.
2. Djukov V.M. Pedagog - rukovoditel' proektov: Modul' «Sistemnyj podhod k proektnoj dejatel'nosti pedagoga» / V.M. Djukov. - Krasnojarsk. GOU VPO KGPU im. V.P. Astafeva, 2010. - 108 s.
3. Djukov V.M., Semenov I.N. Pedagogicheskaja innovatika / V.M. Djukov, I.N. Semenov. - Krasnojarsk: Univers, 2007. - 84 s.
4. Ibragimov G.I. Koncepcija didakticheskoj podgotovki uchitelja: proektno- tehnologicheskij podhod. - Kazan': IPPPO RAO, 2012.- 36 s.
5. Kolesnikova I.A., Gorchakova-Sibirskaja M.P. Pedagogicheskoe proektirovanie / I.A.Kolesnikova, M.P.Gorchakova-Sibirskaja; pod. red. I. A. Kolesnikovoj - M.: Akademija. 2005. - 288 s.
6. Kostjukov N.N., Semenov I.N. Mezhdisciplinarnoe obespechenie modernizacii professional'nogo obrazovanija: proektno-refleksiv-nyj i razvivajushhij podhody / Mat-ly Mezhd. nauchno-prakt. konf. 1-2 ijunja 2009 g., g.Perm'. Chast' I. - Perm': PGPU, 2009. - S. 243-247
7.Maslennikova V.Sh. Formirovanie social'no- orientirovannoj lichnosti specialista v processe professional'noj podgotovki. \Maslennikova V.Sh.-Kazan': Izd-vo «Pechat'- Servis- HH1 vek», 2010.-430 s.
8.Feshhenko E.M. Proektnyj podhod i ego rol' v formirovanii professional'noj kompetentnosti pedagoga-psihologa. Obrazovanie i obshhestvo.-2010.№5.- S.34-42.