Научная статья на тему 'Проектно-развивающий подход к воспитательному процессу в профессиональной образовательной организации'

Проектно-развивающий подход к воспитательному процессу в профессиональной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ПРОЕКТНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INNOVATIVE APPROACH / THE PROJECT DEVELOPING APPROACH / PROFESSIONAL EDUCATION / INNOVATIVE POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масленникова Валерия Шамильевна

В статье раскрывается проектно-развивающий подход к воспитательному процессу, как один из инновационных подходов, ведущими идеями которого являются идеи, направленные на развитие самосознания личности, её ценностного самоопределения, ориентированные на развитие личностного потенциала, творческого мышления, реализуемые в процессе совместной деятельности над социальными или учебными проектами. Через функции самопонимания, самореализации, самоутверждения, саморазвития и самооценки в процессе проектно-развивающей деятельности субъектная позиция студента обусловливает целостность процесса его профессионально-личностного становления и развития. В статье рассматриваются принципы и инновационный потенциал проектно-развивающего подхода; обозначены педагогические возможности «метода проектов», обеспечивающие целостность познания, усиливающие продуктивность обучения и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Масленникова Валерия Шамильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DESIGN DEVELOPING APPROACH TO EDUCATIONAL TO PROCESS IN THE PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

In article the project developing approach to educational process as one of innovative approaches which leading ideas are the ideas aimed at the development of consciousness of the personality, her valuable self-determination oriented to the development of personal potential, creative thinking realized in the course of joint activities over social or educational projects reveals. Through functions of self-understanding, self-realization, self-affirmation, self-development and a self-assessment in the course of the project developing activities the subject line item of the student causes integrity of process of its professional and personal formation and development. In article the principles and innovative potential of the project developing approach are considered, the pedagogical opportunities of "a method of projects" providing integrity of knowledge, increasing productivity of training and education are designated.

Текст научной работы на тему «Проектно-развивающий подход к воспитательному процессу в профессиональной образовательной организации»

УДК 377:378

ПРОЕКТНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД К ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В.Ш. Масленникова1

'Статья подготовлена в рамках реализации государственного задания р/21 в сфере научных исследований

Аннотация. В статье раскрывается проектно-развивающий подход к воспитательному процессу, как один из инновационных подходов, ведущими идеями которого являются идеи, направленные на развитие самосознания личности, её ценностного самоопределения, ориентированные на развитие личностного потенциала, творческого мышления, реализуемые в процессе совместной деятельности над социальными или учебными проектами. Через функции самопонимания, самореализации, самоутверждения, саморазвития и самооценки в процессе проектно-развивающей деятельности субъектная позиция студента обусловливает целостность процесса его профессионально-личностного становления и развития. В статье рассматриваются принципы и инновационный потенциал проектно-развивающего подхода; обозначены педагогические возможности «метода проектов», обеспечивающие целостность познания, усиливающие продуктивность обучения и воспитания.

Ключевые слова: инновационный подход, проектно-развивающий подход, профессиональное образование, инновационный потенциал.

THE DESIGN DEVELOPING APPROACH TO EDUCATIONAL TO PROCESS IN THE PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

V. Maslennikova

Abstract. In article the project developing approach to educational process as one of innovative approaches which leading ideas are the ideas aimed at the development of consciousness of the personality, her valuable self-determination oriented to the development of personal potential, creative thinking realized in the course of joint activities over social or educational projects reveals. Through functions of self-understanding, self-realization, self-affirmation, self-development and a self-assessment in the course of the project developing activities the subject line item of the student causes integrity of process of its professional and personal formation and development. In article the principles and innovative potential of the project developing approach are considered, the pedagogical opportunities of "a method of projects" providing integrity of knowledge, increasing productivity of training and education are designated.

Keywords: innovative approach, the project developing approach, professional education, innovative potential.

В настоящее время ни у кого нет сомнения, что система профессионального образования призвана обеспечивать достаточно высокий качественный уровень выпускаемых

специалистов. Определяющим в системе глубины и качества такой подготовки должен стать инновационный процесс, который по своему содержанию является сложным,

взаимовлияющим и взаимообогащающим процессом. Стало быть, образовательно-воспитательная деятельность в системе профессионального образования должна базироваться на концентрации инновационного потенциала каждого профессионального учебного учреждения. Следовательно, его стратегические и тактические ориентиры должны быть построены на научно-инновационном фундаменте. Накопленный в мировой и российской практике разносторонний опыт современного управления профессиональным

образованием уже позволяет перейти к его систематизации и анализу.

Формирование стратегии и тактики развития каждой конкретной профессиональной организации на основе инновационного потенциала позволит на всех стадиях инновационного цикла укрепить свои конкурентные преимущества и занять свою нишу в условиях формирования механизма инновационного развития, то есть прогнозировать потребности в объемах и формах образовательных услуг, разрабатывать и тиражировать на рынок продукты инновационной деятельности по подготовке современных специалистов высокого класса.

Необходимо подчеркнуть, что

совершенствование инновационной деятельности в профессиональном учебном заведении должно базироваться на поиске и освоении новых теоретико-методологических подходов к

современным концепциям подготовки специалистов.

Наиболее активные профессиональные учебные учреждения уже приняли стандарты новой социально-экономической системы и системы профессионального образования и нашли инновационные подходы к организации научной и образовательно-воспитательной деятельности.

Процесс инновационного развития в интеграции обучения и воспитания имеет две главные составляющие - реализацию инновационных проектов и развитие инновационного потенциала. Конкретность подхода к решению этих задач требует точности понятийного аппарата, определяющего сущность и механизмы инновационного развития. Начнем с базовой дефиниции «инновация». Мы придерживаемся устоявшегося в

профессиональном общении понимания инновации или нововведения, как реализованного новшества независимо от сферы применения.

Само же новшество, т.е. научная, научно-техническая разработка, изобретение, становится инновацией, как правило, в виде товара, услуги, метода, технологии. Возникает вопрос, является ли сама идея инновацией? На наш взгляд, нет. Идея может быть инновационной или, точнее, потенциально инновационной, когда есть твердая уверенность, что, пройдя через стадии инновационного цикла, она материализуется в инновацию, т.е. продукт. При этом не исключено, что в некоторых случаях идея сама по себе может быть уже и новшеством. Важно отметить, что по аналогии с понятием «организация» инновация обозначает также и сам процесс реализации новшества. В широком смысле инновация - синоним успешного развития социальной, экономической, образовательной, воспитательной, управленческой и других сфер на базе разнообразных нововведений. Создание инновационного продукта и идея в известной степени взаимосвязанные, но, по существу, самостоятельные циклы инновационного развития. Под инновационным развитием образовательно-воспитательного процесса мы понимаем, прежде всего, цепь реализованных новшеств в осуществлении этого процесса [3].

Всякое инновационное развитие — это не только основной инновационный процесс, но и развитие системы факторов и условий, необходимых для его осуществления, т.е. инновационного потенциала. Инновационный потенциал представляет как бы ядро всего потенциала образовательного профессионального учреждения, органически входя в каждую его часть. Безусловно, между частями общего

потенциала существуют более сложные диалектические связи, но бесспорно одно: инновационный потенциал определяет как бы завершающую часть учебно-воспитательного цикла и его реальные возможности, что существенно сказывается на конечном результате.

За основу оценки состояния инновационного потенциала необходимо принять возможности, которыми располагают учебные

профессиональные учреждения для собственной инновационной деятельности в реализации инновационных теоретических подходов, связанных в основном с их инновационной инфраструктурой.

В качестве инновационных теоретических подходов в педагогике имеется определенный теоретический вклад в разработку проектной парадигмы образовательного процесса, состоящей из целого ряда проектных методологических подходов [2].

Реализация проектно-технологического подхода позволяет решить важную задачу обучения - соединение знания с умением его использовать в реальных жизненных ситуациях. Проектно-ориентированный подход

рассматривается исследователями как технология, которая позволяет при интеграции ее в учебно-воспитательный процесс успешнее достигать поставленные государственным стандартом образования цели. Проектно-модульный подход направлен на проектирование с вариативным использованием специально созданных функциональных модулей, выступающих как структурные компоненты целостной системы. Проектно-рефлексивный подход обладает свойством усиливать педагогическую и психологическую базу процесса профессиональной подготовки. Проектно-программный подход к организации управления образовательно-воспитательного процесса отражает его ориентацию на реализацию комплекса проектов в рамках единой программы. Проектно-целевой подход обеспечивает организацию проектирования в соответствии с заданной целью. Проектно-развивающий подход к образовательно-воспитательному процессу обеспечивает проектирование стратегии целостного процесса развития, становления и формирования личности.

Несмотря на некоторую неоднозначность понимания всех подходов проектной парадигмы, однозначна идея о том, что главной идеей этих подходов является идея их реализации методом проектов.

Диаграмма популярности «метода проектов» показывает, что пик его популярности пришелся

на 1920 г. К середине века он был подвержен жесткой критике со стороны представителей традиционизма. И лишь в 70 - 80 годы в Европе, а позднее, в 90 годы в России «метод проектов» переживает своего рода ренессанс, проникая во все ступени образования.

Как показывают наши исследования, педагогические возможности «метода проектов», обусловлены его открытостью, результативной непредрешенностью, интегрированностью; они обеспечивают целостность познания, усиливая продуктивность обучения и воспитания; при этом повышается мотивация учения, формируется коммуникативная компетентность его участников, развивается творчество, растет их самооценка, оптимизируется развитие физиологических и психологических функций личности, изменяется её отношение к окружающей действительности и в значительной степени модифицируется сама личность.

Результаты исследования также показали, что «метод проектов» может стать эффективным при условиях, если в нем присутствует проблемность, сохраняется его сложность и личностная значимость, самоуправляемость, а педагог выступает как активный консультант, помощник, тонкий психолог и организатор различных видов деятельности.

Ведущими идеями проектно-развивающего подхода являются идеи, направленные на развитие самосознания личности, её ценностного самоопределения, ориентированных на развитие личностного потенциала, творческого мышления, социально-профессиональной компетентности реализуемые в процессе совместной деятельности над социальными или учебными проектами. Через функции самопонимания, самореализации, самоутверждения, саморазвития и самооценки в процессе проектно-развивающей деятельности субъектная позиция студента обеспечивает целостность процесса его профессионально-личностного становления и развития [1;4].

Ключевыми понятиями проектно-развивающего похода мы называем: проект, проектирование, проектная деятельность. Какова главная идея этих понятий? Если рассматривать термин проект от латинского - «брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед», то это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определенного результата-цели, создание определенного уникального продукта, при заданных ограничениях по ресурсам, по срокам, а также требованиям по качеству и допустимому уровню риска. Проекты могут быть объединены в программу проектов для достижения единого результата или в портфель проектов для более

эффективного управления. Педагогическое проектирование - необходимый начальный этап в организации педагогического образовательно-воспитательного процесса, связанный с предварительной разработкой основных деталей предстоящего взаимодействия педагогов и студентов. Педагогический проект как продукт педагогического проектирования является идеальным (не материализованным) объектом. Приступая к разработке проблемы проектно-развивающего подхода, мы выявили и обосновали его роль при планировании и организации образовательно-воспитательного процесса.

Планирование и организация воспитательного процесса на основе проектно-развивающей воспитательной деятельности обусловливается применением следующего технологического цикла, состоящего из: диагностирования, оценивания, (измерения), прогнозирования, моделирования, проектирования,

программирования, реализации, обратной связи. На всех этапах осуществляется информационное обеспечение.

Технология педагогического

диагностирования занимает начальное место в планировании воспитательного процесса, потому что любому преобразованию всегда предшествует познание.

Полученный диагноз (состояние) представляет собой входной результат для планирования и организации воспитательного процесса при условиях проектно-развивающей деятельности в профессиональной

образовательной организации.

Следующей в теории планирования и организации воспитательного процесса является технология оценивания и измерения объекта, его сторон, свойств, связей и отношений.

Полученные качественные и количественные оценки являются входным результатом для прогнозирования возможных вариантов и перспектив планирования и организации воспитательного процесса как исследуемого педагогического объекта, а именно эффективность проектно-развивающей

воспитательной деятельности.

Технология педагогического прогнозирования занимает следующее место в теории планирования и организации воспитательного процесса в связи с необходимостью поиска возможных перспектив развития исследуемого педагогического объекта воспитательного процесса.

В нашем случае в качестве объекта педагогического прогнозирования выступают:

- цели и задачи, содержание прогнозируемого воспитательного процесса; организационные, психологические и социально-педагогические условия и тенденции развития воспитательного процесса на основе проектно-развивающего подхода; механизмы и технология, составляющие ресурсно-методический профиль педагогического прогноза, критерии оценки и верификации прогнозируемого воспитательного процесса, составляющие критериально-оценочный профиль прогноза.

Несмотря на относительную ценность каждого прогноза в отдельности, полную картину о перспективах развития воспитательного процесса и проектно-развивающей

воспитательной деятельности может дать только комплексный прогноз.

Следующей в планировании воспитательного процесса является технология моделирования объекта.

Сущность технологии моделирования воспитательного процесса заключается в выделении в воспитательном процессе основных свойств, структуры или функций, относительно которых будет проводиться модельное исследование - преобразование. При этом отбираются наиболее существенные признаки и свойства объекта; другие остаются как бы вне поля зрения.

Разработанные модели конкретных направлений воспитательного процесса представляют их в свернутом, ограниченном виде. Для «развертывания» моделей в «натуральную величину» как реальных подсистем целостного воспитательного процесса требуется разработка его проекта.

Технология проектирования при

преобразовании объекта - воспитательного процесса связана с формированием замысла, проекта будущего его состояния, выраженного как в виде текста, так и в виде расчетов, чертежей и в других наглядно-знаковых формах.

В нашем случае под проектированием мы понимаем проектно-развивающую

воспитательную деятельность по определению условий реализации воспитательного процесса той или иной воспитательной системы, по идеальному построению и практическому воплощению того, что возможно, или того, что должно быть.

В зависимости от характеристик воспитательного процесса структура проекта может быть различной, но в ней можно выявить конкретные элементы (концепты), наполнение которых и составляет содержание проекта.

Таким образом, будучи представленным в полной форме, проект воспитательного процесса

является выходным результатом пятой по счету технологии планирования и организации воспитательного процесса (технологии проектирования) в технологических основаниях проектно-развивающей воспитательной

деятельности. Он же выступает исходным результатом для следующей

технологии - программирования. Это обусловлено тем, что, имея проект, педагог-воспитатель нуждается в разработке программы его реализации.

Сущность программирования заключается в подробном, детальном описании целей и содержания проектно-развивающей

воспитательной деятельности, мероприятий по реализации проекта преобразования

воспитательного процесса. В программе отражаются мероприятия, связанные с достижением целей каждого концепта проекта: теоретического, информационного,

нормативного, содержательного, критериального.

Необходимо отметить, что в научной литературе распространена точка зрения, в соответствии с которой программа соотносится с планом мероприятий и выступает его частью. Не завершены научные дискуссии о содержании плана мероприятий и программы; зачастую их содержание декларируется как идентичное. Не вдаваясь в подробности, нужно отметить, что в программе преобладает содержательно-целевой подход к преобразованию объекта, в нашем случае воспитательного процесса, в то время как в плане мероприятий - содержательно-ресурсный. Это дает основание считать, что программирование и план мероприятий должны быть интегрированы и представлять целостный процесс проектно-развивающей воспитательной деятельности по реализации проекта воспитательного процесса.

Инновационные изменения в воспитательном процессе, выполненные на основе его планирования, предполагают сопоставление полученных результатов с заранее намеченными целями. Здесь вновь потребуется технология диагностирования проектно-развивающей

воспитательной деятельности (уже нового), реализуемая с помощью обратной связи.

Технология обратной связи, учитывает требования принципа интерактивности преобразовательного воздействия на

воспитательный процесс. Под обратной связью социальных и педагогических процессов понимается передача информации об их осуществлении. Затем уже на основе данной информации вырабатываются управленческие решения, и предпринимаются воздействия.

Именно с помощью технологий обратной связи мы получаем информацию о «новой» проектно-развивающей воспитательной

деятельности, т.е. об объекте - воспитательном процессе, изменившимся в результате полного цикла преобразования настолько, что вновь подлежит диагностированию как на начальной стадии своего преобразования. Здесь вновь будет использована технология диагностирования. И так далее.

В этом смысле можно утверждать, что данный цикл является замкнутым, и что воспитательный процесс, как и любой педагогический объект, находится в процессе непрерывного преобразования.

Весь цикл проектно-развивающей воспитательной деятельности нуждается в непрерывном информационном обслуживании, что позволяет говорить о технологии информационного обеспечения воспитательного процесса, который находится в предметном поле такой научной дисциплины, как информатика.

Таким образом, на технологическом уровне методологического анализа педагогического знания о планировании и организации

воспитательного процесса в результате применения проектно-развивающего подхода выявлен общий специфический инвариант планирования воспитательного процесса. К нему относятся: педагогическое диагностирование и измерение; педагогическое прогнозирование и моделирование; педагогические проектирование и программирование; реализация; обратная связь; информационное обеспечение. В своей последовательности и совокупности этот инвариант формирует технологическую структуру, цикл проектно-развивающей воспитательной деятельности и выступает в качестве технологической основы планирования и организации воспитательного процесса на основе проектно-развивающего подхода [5].

Технологии перетекают друг в друга, сменяют друг друга, сохраняя в новых условиях черты старого. В последующих технологиях (например, в технологии моделирования, которая сменяет технологию прогнозирования) всегда сохраняются элементы и составные части предыдущих технологий. Более того, в них зримо присутствуют уже составные части и элементы последующих технологий.

Литература:

1. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Перемены: педагогический журнал. - 2004. - № 2. - С. 130-139.

2. Бондаревская Е.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич // Педагогика. - 2004. - № 10. - С. 23-31.

3 Зимняя И.А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности / И.А. Зимняя // Сборник: Воспитательная деятельность

как объект анализа и оценивания; под общ. ред. И.А. Зимней. - М., 2003.

4. Нефедова Л.А. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении / Л.А. Нефедова, Н.М. Ухова // Школьные технологии. -2006. - № 4. - С. 61-66.

5. Масленникова В.Ш. Концептуальные идеи проектно-развивающего подхода и условия его реализации в системе профессионального образования: науч. доклад / В.Ш. Масленникова. -Казань: Изд-во «Печать-Сервис XXI век». - 2013.

Сведения об авторе:

Масленникова Валерия Шамильевна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, ведущий сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e -mail: maslennikova_valeriya@mail .ru

Data about the author:

V. Maslennikova (Kazan, Russia), doctor of pedagogical sciences, professor, leading expert of FGBNU "Institute of pedagogics, psychology and social problems", e-mail: maslennikova_valeriya@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.