Научная статья на тему 'Инновационный потенциал проектной технологии в системе профессиональной подготовки бакалавров'

Инновационный потенциал проектной технологии в системе профессиональной подготовки бакалавров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
751
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОЕКТ / INNOVATIVE POTENTIAL / DESIGN TECHNOLOGY / TECHNOLOGICAL APPROACH / INTENSIFICATION / DESIGN ACTIVITY / PROJECTS METHOD / PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Вера Степановна

В статье представляются инновационные ресурсы проектной технологии, их возможности в реализации технологического подхода к совершенствованию системы профессиональной подготовки бакалавров. Подробно описываются средства интенсификации технологии, инновационные особенности проектной деятельности, метода проектов, обучающих проектов, позволяющие существенно повысить уровень мотивации и познавательной активности обучающихся, обеспечить формирование и развитие профессиональных знаний, умений и навыков. На основе результатов системного анализа и практического опыта делается вывод о том, что проектная технология обладает значительным инновационным потенциалом, способным влиять на оптимизацию как учебного процесса, так и всей системы профессиональной подготовки в определённый промежуток времени при минимизации затрат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова Вера Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE POTENTIAL OF DESIGN TECHNOLOGY IN THE SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING OF BACHELORS

The paper presents the innovative resources of design technology and their potential for realization of technological approach to improvement of the system of vocational training of Bachelors. The author provides a detailed description of the means of technology intensification, innovative features of design activity, projects method and training projects allowing to raise significantly the level of students’ motivation and the informative activity, to provide formation and development of professional knowledge and skills. Basing on systematic analysis and practical experience, the author concludes that the design technology possesses the considerable innovative potential to influence the optimization of both the educational process and the whole system of vocational training in a certain period at minimization of expenses.

Текст научной работы на тему «Инновационный потенциал проектной технологии в системе профессиональной подготовки бакалавров»

УДК 378.1 (37.02)

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ

В. С. Павлова

INNOVATIVE POTENTIAL OF DESIGN TECHNOLOGY IN THE SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING OF BACHELORS

V. S. Pavlova

В статье представляются инновационные ресурсы проектной технологии, их возможности в реализации технологического подхода к совершенствованию системы профессиональной подготовки бакалавров. Подробно описываются средства интенсификации технологии, инновационные особенности проектной деятельности, метода проектов, обучающих проектов, позволяющие существенно повысить уровень мотивации и познавательной активности обучающихся, обеспечить формирование и развитие профессиональных знаний, умений и навыков. На основе результатов системного анализа и практического опыта делается вывод о том, что проектная технология обладает значительным инновационным потенциалом, способным влиять на оптимизацию как учебного процесса, так и всей системы профессиональной подготовки в определённый промежуток времени при минимизации затрат.

The paper presents the innovative resources of design technology and their potential for realization of technological approach to improvement of the system of vocational training of Bachelors. The author provides a detailed description of the means of technology intensification, innovative features of design activity, projects method and training projects allowing to raise significantly the level of students' motivation and the informative activity, to provide formation and development of professional knowledge and skills. Basing on systematic analysis and practical experience, the author concludes that the design technology possesses the considerable innovative potential to influence the optimization of both the educational process and the whole system of vocational training in a certain period at minimization of expenses.

Ключевые слова: инновационный потенциал, проектная технология, технологический подход, интенсификация, проектная деятельность, метод проектов, проект.

Keywords: innovative potential, design technology, technological approach, intensification, design activity, projects method, project.

На современном этапе общественного развития одним из актуальных инновационных направлений модернизации методической системы высшей школы является реализация технологического подхода в профессиональной подготовке бакалавров. Педагогические и методические аспекты профессиональной подготовки определяют особенности этого подхода: конкретное целеполагание (моделирование диагностируемого конечного результата), обеспечение достижения прогнозируемого результата в заранее определённые сроки с заранее определённым уровнем затрат внутренних ресурсов вуза, активное внедрение в процесс обучения педагогических технологий (технологий обучения).

Под технологией в педагогике принято понимать «системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний, учитывающий наличие и взаимодействие как человеческих, так и технических ресурсов, направленных на оптимизацию форм образования» [1, с. 78]. Кроме того, технологии обучения определяются как обучающие организационно-методические комплексы, связывающие в технологическую цепочку конкретные задачи обучения, соответствующие им содержание, средства, деятельность преподавателя, деятельность обучающихся [8]. Технологии обучения - методические целостности более крупного масштаба, чем отдельные методы или даже их совокупности, ориентированные на достижение максимально высокого результата, отвечающего конкретным задачам обучения (например, формирование навыков проектирования).

С позиций технологического подхода проектная технология в системе профессиональной подготовки

бакалавров представляет собой набор процедур, системную совокупность личностных, инструментальных и методических средств, гарантирующих достижение конечного планируемого результата. Проектная технология рассматривается как сложный синтезированный продукт проектно-практической деятельности, который в силу своей сложности и специфичности содержит немало направлений, как структурных, так и содержательных, имеющих чёткую профессиональную ориентацию.

Существенными признаками технологии можно назвать: диагностическое целеполагание и результативность (гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения); экономичность (оптимизация учебных действий, достижение результата в сжатые промежутки времени); алгоритмичность, целостность и управляемость; проектируемость и кор-ректируемость [6].

Внедрение в процесс обучения бакалавров проектной технологии позволяет сформировать оптимальную обучающую систему - процедурное воплощение компонентов процесса обучения в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный положительный результат; предоставляет возможность повышения эффективности учебного процесса за счёт внутренних резервов методической системы профессиональной подготовки.

Педагогические инновации проектной технологии связываются с интенсификацией, творческим переосмыслением и внедрением в образовательный процесс усовершенствованных компонентов технологии.

Интенсификация проектной технологии позволяет с помощью имеющихся ресурсов максимально реали-

зовать её потенциал как интенсивной технологии, способствующей инновационному развитию методической системы профессионального обучения. Специфику интенсивной технологии обучения отражает дословная трактовка лексемы «интенсивный» - усиленный, дающий наибольшую производительность [3, с. 212].

На основе результатов системного анализа и практического опыта можно говорить об эффективности интенсификации проектной технологии, поскольку это даёт возможность успешно формировать проектную компетентность, трансформировать проектно-познава-тельную деятельность в профессиональную деятельность с соответствующей сменой потребностей, мотивов, целей, действий, средств, предметов и результатов. Кроме того, позволяет разрешать целый ряд сложившихся в профессиональной подготовке бакалавров противоречий: между системным использованием профессиональных знаний в осуществлении профессиональной деятельности и отсутствием системы в их усвоении знания приобретаются непоследовательно, на разных учебных дисциплинах (часто преподаваемых даже на разных кафедрах), что затрудняет осуществлять межпредметные связи; между вовлеченностью в процессы профессионального труда на уровне проект-но-творческого мышления, социальной активности личности обучаемого и опорой в традиционном обучении на процессы внимания, памяти, восприятия, не позволяющие сформировать эти качества; между традиционной «ответной» позицией студента и принципиально новой в предметном и социальном смысле инициативной позицией специалиста в труде; между формами организации учебной деятельности студента и формами профессиональной деятельности специалиста.

Интенсификация проектной технологии может способствовать не только разрешению вышеназванных противоречий, но и реализации инновационных подходов к организации профессионального обучения в вузе. Это обусловлено свойствами и особенностями предлагаемых организационных схем: включение студентов в поэтапно усложняющуюся и разнообразную по содержанию и типам решаемых задач проектную деятельность; целенаправленное, непрерывное развитие проектного мышления в ходе выполнения академических и проектных заданий средствами операторов мыслительной деятельности - анализа, синтеза, сравнения, развертывания и свертывания информации, абстрагирования, ассоциаций, воображения, выявления и устранения технических противоречий (этот процесс целесообразно сопровождать исследованиями психологических характеристик обучающихся с целью индивидуализации необходимых педагогических коррекци-онных воздействий); реструктуризация содержания, методического и технологического обеспечения профессиональной подготовки бакалавров путем введения в нее специальных учебных курсов, ориентированных на подготовку к проектной деятельности; системно-деятельностный подход к обучению бакалавров; обучение проектированию в рамках всех дисциплин образовательной программы; погружение обучаемых при выполнении проектных заданий в профессионально-

творческую среду, включая работу в малых профессионально-творческих группах.

В рамках проектной технологии применимы все виды обучения. Приоритетными из них можно назвать проектное, развивающее, личностно-ориентированное, проблемное обучение. Названные виды обучения способна реализовать проектная деятельность.

На основе результатов педагогического анализа можно сформулировать рабочее определение проектной деятельности. Это интеллектуальная деятельность, направленная на преобразование, предвидение, прогнозирование, оценивание реализации тех или иных замыслов (проектов) [4]. Специфику проектной деятельности в структуре проектной технологии определяет содержательно-процессуальный компонент проектной деятельности, включающий теоретическое обучение, учебно-практическое обучение, самостоятельную работу (разработку проекта). Процессуальная сторона проектирования обычно осуществляется с помощью функций управления (планирование, организация, анализ, контроль, регулирование). Это позволяет разработать программу деятельности каждого участника образовательного процесса, предусматривающую конкретные результаты, временные и ресурсные рамки, ограничения, уровень достижения цели. Виды деятельности каждого студента зависят от определённой траектории последовательного личностного развития: зона актуального развития (знания, умения, содержание субъективного опыта, отношение к учению); зона ближайшего развития (способность к усвоению знаний под руководством преподавателя); зона самореализации (активность, самостоятельность, самооценка, отношение к учению).

Проектная деятельность позволяет преподавателю последовательно, используя оптимальные траектории развития, организовать работу с различными группами студентов в одном направлении - от репродуктивного к творческому уровню обучения. Этому способствует и обоснованный выбор средств и методов обучения. Например, программы учебных курсов могут предусматривать: «интеллектуальные разминки» (проблемные, относительно несложные задания на 5 - 7 минут) перед лекционными и практическими занятиями; лаборатор-но-расчетные работы по генерированию новых идей; занятия с применением методов системного анализа; сквозную систему индивидуальных проектных заданий; курсовые проектные задания; дипломное проектирование на патентоспособном уровне и др.

Успешное обучение проектированию возможно с помощью специально разработанных интегрированных образовательных программ, включающих обязательные дисциплины циклов ОПД, СД (в нормативных объемах установленные государственным образовательным стандартом) и учебные курсы, максимально способствующие подготовке обучаемых к проектной деятельности (как вузовский компонент ГОС).

На основании вышесказанного можно рассматривать проектную деятельность как средство интенсификации проектной технологии, обеспечивающее: повышение уровня усвоения учебного материала и творческого применения его на практике; оптимальную подготовку к социальному взаимодействию в будущей профессиональной деятельности; естественный пере-

ход от учебно-познавательной проектной деятельности к самостоятельной профессиональной проектной деятельности [5].

С позиций технологического подхода к профессиональной подготовке бакалавров проектная деятельность представляется как комплексная задача проектной технологии, решение которой может быть найдено с учетом социокультурного контекста (подготовка специалиста для конкретной отрасли), психолого-педагогических, технико-технологических и организационно-управленческих аспектов. Знание и понимание социокультурного контекста даёт возможность выстроить эффективную образовательную стратегию, спроектировать или скорректировать программы обучения. Учёт психолого-педагогических аспектов обеспечивает создание пространства для проектирования, способствующее достижению основных целей учебного процесса и личностного развития обучаемых, психологического климата, атмосферы творческой активности и работоспособности. Кроме того, формирует общность участников проектной деятельности, заинтересованных в индивидуальном саморазвитии и в достижении коллективных целей и задач. Внимание к организационно-управленческим аспектам проектной деятельности позволяет оптимально распределить функциональные обязанности, ответственность и роли участников проектирования, а также обеспечить управление, адекватное целям и задачам проекта.

Психолого-педагогические и организационно-управленческие аспекты проектной деятельности помогают выявить её принципиальные основы: «задач-ный» характер, обусловливающий необходимость последовательного принятия ответственных решений; наукоёмкий характер, предполагающий использование научных основ и поиск необходимой научной информации; практико-ориентированный характер, преследующий цели завершенности проектирования, реализуемости проекта; интеллектуальный характер; творческий характер.

Преимущество и инновационные возможности проектной деятельности в системе профессиональной подготовки бакалавров определяют сочетающиеся между собой её базовые формы: квазипрофессиональная проектная деятельность (деловые игры, имитация ситуаций и др.) и учебно-профессиональная проектная деятельность (исследовательская и проектная деятельность студентов, учебная и производственная практика, др.).

Целенаправленность проектной деятельности является базовой характеристикой, раскрывающей собственно её проектную природу. Цели в структуре проектной деятельности обычно выполняют три взаимосвязанные функции: направляют действия на получение нужного результата - проекта; интегрируют и упорядочивают последовательность действий и операций в ходе разработки проекта; позволяют оценивать продуктивность действий путем сопоставления реально достигнутых результатов с заранее выдвинутыми прогнозами. При этом проект может выступать как активная самостоятельная творческая работа студента и как метод обучения.

В педагогике под проектом принято понимать ограниченное во времени целенаправленное изменение

отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией [2]. Кроме того, проектом может быть назван представленный аудитории замысел, сформулированная идея действия (например, в сфере бизнеса), последовательность шагов от замысла к реализации, завершающаяся получением некоторого продукта [6]. Метод проектов, в соответствии с точкой зрения Г. М. Коджаспировой и А. Ю. Коджаспирова, следует определить как систему обучения, в которой знания и умения обучаемые приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий -проектов [2].

Использование метода проектов в профессиональной подготовке бакалавров позволяет реализовывать системно-деятельностный подход к обучению. Студенты приобретают возможность применять знания и умения, полученные при изучении различных дисциплин на разных этапах обучения, и интегрировать их в процессе работы над проектом. Посредством метода осуществляется проектное обучение через деятельность.

Метод проектов усиливает связь обучения с жизнью, стимулирует активное мышление и формирует познавательный интерес, мотивирует на приобретение знаний и умений. Кроме того, он способствует повышению уровня усвоения специальных знаний, овладению обучающимися основами профессиональной проектной деятельности. Метод ориентирован «на творческую самореализацию» развивающейся личности в процессе обучения, поскольку основной упор в обучении делается на творческое развитие личности. Творческий проект удовлетворяет природную потребность обучающихся к деятельности и творчеству, развивает способности, приучает к порядку, точности, аккуратности, способствует развитию, формирует потребность в активной творческой деятельности.

Применение метода проектов позволяет создать условия, при которых обучающийся может самостоятельно добывать знания или применять знания и умения, приобретенные ранее. При этом вместо действий по образцу осуществляются поисковые и исследовательские действия. Это обусловлено тем, что процесс проектирования включает анализ проблемы, выработку оптимального пути ее решения, практическое решение и воплощение решения.

Преимущества и широкие инновационные возможности метода проектов раскрывают его функциональные характеристики: при изучении нового материала способствует повышению интереса к обучению; при закреплении знаний позволяет воспроизвести профессиональную деятельность, материализовать основу обобщающей мыслительной деятельности студентов по изученному материалу.

Метод проектов определяет подходы к организации процесса проектирования: расчленение задачи на части, соединение частей по-новому, изучение последствий от практического внедрения нового устройства. Независимо от вида, проектирование включает в себя исследование по проблеме, составление обоснованного плана действий, творческий (аналитический, прогнозируемый) компонент. Проект может быть осуществлён под непосредственным руководством преподавателя

или с выделением точек контроля. При этом отвергается навязывание чьего-либо мнения и жёсткий инструктаж. В период работы студента над проектом со стороны руководителя требуются мониторинг и коррекция. Долгосрочное проектирование предполагает организацию промежуточных финишей: презентацию проектной идеи, предзащиту, защиту конечного продукта и т. п.

Проектная технология, основанная на применении метода проектов, способствует повышению интереса к изучаемым предметам, положительному эмоциональному настрою на усвоение нового материала. Это обусловлено тем, что метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности в процессе обучения, содействует процессу социализации личности, стимулирует активное мышление, формирует познавательный интерес, повышает мотивацию обучающихся и уровень усвоения знаний.

В тематике проектных заданий необходимо учитывать индивидуальные особенности познавательной деятельности обучающихся, квалификационные характеристики будущего специалиста, предпочтения в выборе вида проекта. Учет предметной специфики профессиональной деятельности позволяет формулировать проблемную ситуацию и определять тип и вид проектного задания. Характер проектных заданий варьируется в широком диапазоне, поэтому возможны следующие варианты реализации творческих проектов: постановка и решение проблемной ситуации; теоретическое исследование, самостоятельное рассмотрение студентами несложных теоретических аспектов производственных ситуаций; практическое исследование, включающее небольшие экспериментальные исследования, выполняемые индивидуально или группами; диспут или дискуссия, в ходе которых разрешаются проблемные ситуации, стимулирующие углубленное рассмотрение и осмысление изучаемого вопроса и желание отстаивать свою позицию; решение творческой задачи; моделирование производственной ситуации.

Разработанная система проектов предусматривает постепенное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем, постепенное осознание обучающимися собственных способностей в области проектирования.

Выполнение индивидуальных творческих проектов порождает потребность в совершенствовании знаний, усиливает учебную мотивацию к смежным наукам. Индивидуальные задания можно рассматривать как микропроекты, позволяющие индивидуализировать ситуацию обучения. В этом случае проектная деятельность даёт возможность обучающемуся совершать осознанный и ответственный выбор образовательной траектории, формировать способность управления собственным образованием и социальным функционированием. Выполнение проектного задания позволяет студенту акцентировать внимание на более привлекательных сферах будущей профессиональной деятельности, шире взглянуть на профессию.

Проектная технология предусматривает разработку групповых проектов. Состав группы определяется степенью сложности и объёмности проектного задания -от 2 до 10 человек. Возможно вынужденное или запланированное изменение состава группы. В групповой коммуникации приобретается опыт выполнения правил группового сотрудничества, межличностного общения, активизируется развитие коммуникативных способностей. Кроме того, нерегламентированная деятельность предоставляет возможность экспериментировать с высказыванием.

Успешное выполнение всех видов проектов свидетельствует о результативности, как проектной деятельности, так и учебного процесса. К слагаемым положительного результата проектной технологии можно отнести: высокую мотивацию и познавательную активность обучающихся, их самостоятельность; возможность ускоренного усвоения изучаемых дисциплин; профессиональные знания, умения и навыки; проектную компетенцию [7].

На основе всего вышесказанного можно утверждать, что проектная технология обладает значительными инновационными ресурсами, оптимальное использование которых позволит обеспечить реализацию технологического подхода к решению образовательных задач в профессиональной подготовке бакалавров, инновационное воздействие на традиционный процесс обучения в целях его совершенствования и повышения эффективности.

Литература

1. Богачкина Н. А., Скворцова С. Н., Имашева Е. Г. Педагогика и психология. М.: Омега-Л, 2009. 233 с.

2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2003. 174 с.

3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. 26-е изд., перераб. и доп. М.: Оникс, 2009. 736 с.

4. Павлова В. С. Профессиональная подготовка в вузе будущих специалистов по рекламе к проектной деятельности: монография. Чита: ЗИП СибУПК, 2008. 131 с.

5. Павлова В. С., Чеботарёв В. Е. Применение интенсивных педагогических технологий в обучении бакалавров по направлению подготовки «Юриспруденция» // Юридическое образование и наука. М.: Юрист, 2013. № 1. С. 19 - 23.

6. Павлова В. С. Возможности технологий развивающего обучения в профессиональной подготовке бакалавров // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2013. № 2. С. 125 - 129.

7. Павлова В. С. Педагогические и методические аспекты технологического подхода к профессиональной подготовке бакалавров // Наука в XXI веке: материалы I Международной научно-практической конференции (Краснодар, 20.03.13). Краснодар: Академия знаний, 2013. С. 9 - 18.

8. Столяренко А. М. Психология и педагогика. М.: Юнити-Дана, 2006. 527 с.

Информация об авторе:

Павлова Вера Степановна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры международного права и международных связей Забайкальского государственного университета, VSPavlova2007@mail.ru.

Vera S. Pavlova - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Assistant Professor at the Department of International Law and International Relations, Trans-Baikal State University.

Статья поступила в редколлегию 28.01.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.