Научная статья на тему 'Механизмы реализации проектно-развивающего подхода к организации воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении'

Механизмы реализации проектно-развивающего подхода к организации воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД / МЕХАНИЗМЫ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шигапова Л. П., Шигапов А. Р.

В статье рассматриваются основные механизмы реализации проектно-развивающего подхода к воспитательному процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы реализации проектно-развивающего подхода к организации воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении»

УДК 378

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Л.П.Шигапова, А.Р.Шигапов

В статье рассматриваются основные механизмы реализации проектно-развивающего подхода к воспитательному процессу.

Ключевые слова: проектно-развивающий подход, механизмы, организационно-педагогические механизмы.

Понимание механизмов воспитания необходимо каждому педагогу для выстраивания своей осознанной деятельности при организации педагогического процесса. Под механизмами реализации проектно-развивающего подхода к воспитанию понимают те процессы, которые происходят в личности будущего специалиста в условиях взаимодействия с социумом, влияющего на становление и развитие личности. Организационно-педагогические механизмы реализации проектно-развивающего подхода к воспитательному процессу представляют собой совокупность взаимосвязанных действий, выстроенных в определенной последовательности:

- совершенствование организационно-педагогических основ управления развитием системы воспитания в образовательной профессиональной организации;

- разработку и реализацию проектно-развивающих комплексных программ воспитания студентов в процессе учебной и внеучебной деятельности;

- подготовку педагогического состава к реализации проектно-развивающего подхода, создание условий для творческой самореализации студентов и преподавателей в образовательной и социальной деятельности;

- развитие многофункциональной инфраструктуры профессиональной образовательной организации;

- организацию регионального и межрегионального сотрудничества в области воспитания студенческой молодежи;

- определение критериев оценки эффективности воспитательной системы [1].

Рассмотрим данные механизмы в инновационном опыте Академии социального образования (АСО). Совершенствование организационно-педагогических основ управления развитием системы воспитания в АСО осуществляется посредством реализации информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, организационно -исполнительской, контрольно-диагностической и регулятивно-корреляционной функций управления. Управление проектно-развивающим подходом к воспитательному процессу предполагает создание информационного обеспечения, направленного на изучение и анализ фактического состояния дел и обоснованности применения различных способов достижения поставленных целей, на объективную оценку результатов воспитательного процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу воспитательной системы в новое качественное состояние.

Мотивационно-целевая функция управления обеспечивает определение цели предстоящей работы на основе всесторонней аналитической деятельности. Задача планово-прогностической функции состоит в выборе форм, методов, средств, разработке конкретной программы действий, проектировании педагогической деятельности по реализации поставленных целей. Организационно-исполнительская функция зависит от качества реализации поставленной цели и планов, представляет собой продолжение функции планирования в практическую область. Преодолению стихийности воспитательного процесса, обеспечению надежности информации служит контрольно-диагностическая функция. С помощью оперативных мер по итогам контроля осуществляется регулятивно-коррекционная функция управления.

В реализуемой в вузе программе воспитания личности будущего специалиста выделяется инвариантная и вариативная составляющие. Инвариант программы представлен совокупностью направлений воспитания студентов, имеющих стабильно актуальное значение в каждом годовом цикле. К ним относятся: организация работы с новым контингентом студентов; организация самостоятельной творческой работы студентов; воспитание патриотизма,

политической культуры и установок толерантного сознания; формирование профессиональной культуры; формирование здорового образа жизни и профилактика социально-негативных явлений в молодежной среде; культурно-нравственное воспитание. Данные направления воспитания студентов в их взаимосвязи реализуются на общевузовском уровне, а также через активизацию воспитательного потенциала учебных дисциплин.

Инвариантные направления воспитания студентов воплощаются в долгосрочных программах и целевых проектах, отражающих отдельные стороны студенческой жизни, виды воспитания, конкретные потребности формирования личности будущего специалиста. Примером целевых проектов АСО могут служить: «Президентский марафон», «Молодежь и выборы», «Цветы Победы», «Социальный дозор», «Первокурсник АСО», «Волонтеры Универсиады», «Студенческий мониторинг», «Дебаты» и др. В академии реализуется более 50 проектов разного уровня и масштаба.

Каждый учебный год становится стартовой площадкой для воплощения новых идей и новых проектов, что позволяет говорить о вариативном подходе к разработке содержания воспитания на основе проектно-развивающего подхода.

Подготовка педагогического состава к реализации проектно-развивающего подхода, создание условий для творческой самореализации студентов и преподавателей в образовательной и социальной

деятельности.

Степень готовности педагогов к введению того или иного новшества прежде всего определяется уровнем знаний сущности и преимущества нововведения, его положительных последствий и возможных трудностей, а также мотивацией отношений педагогов к нововведениям; умениями исследовательской деятельности, уровнем профессионализма и мастерства в определенной (воспитательной) сфере педагогического труда; сформированностью тех личностных свойств, которые характеризуют педагога как новатора, исследователя и творческого человека [2].

Реализация новой системы работы требует изменения организационных, психологических, социальных, экономических отношений. В то же время

следует понимать, что без изменения оценки труда педагогических работников, ведущих инновационную деятельность, модернизация образования будет протекать в имитационном варианте, без ожидаемых результатов.

Важную роль играют нематериальные стимулы: социальные (отражающие потребности в самореализации, в определенном социальном статусе) - путем расширения возможностей принятия участия в инновационной деятельности, в управлении, в продвижении по должностным ступеням; моральные, отражающие потребности в признании (через одобрение, благодарности, представление к почетным званиям, государственным и ведомственным наградам); творческие - путем создания соответствующей творческой обстановки, открытости в информационном обеспечении.

Можно выделить несколько организационно-педагогических механизмов подготовки профессорско-преподавательского состава АСО к реализации проектно-развивающего подхода к воспитательному процессу:

- нормативно-правовое обеспечение - это наличие комплекса взаимосвязанных документов, регламентирующих структуру, задачи и функции подразделений вуза, организацию их работы, права и обязанности, ответственность сотрудников;

- повышение квалификации профессорско-преподавательского состава по теории и методике воспитания в новых условиях: научно-практические конференции, семинары, методические совещания, круглые столы, тренинги, консультации, проблемные дискуссии, мини-исследования, обобщение опыта работы, оформление портфолио.

Создание условий для творческой самореализации студентов и преподавателей в образовательной и социальной деятельности осуществляется в академии через создание творческих студий для дополнительного образования студентов, развертывание сети студенческих творческих объединений: клубов, кружков, мастерских, их тематические проекты; многопрофильную систему деятельности органов студенческого самоуправления, их проекты, профильные организации.

Развитие многофункциональной инфраструктуры профессиональной образовательной организации. В АСО оборудованы актовый и читальный залы, подключен Интернет, издается студенческая газета; организована работа столовой и буфета; создана спортивная база; активно взаимодействие вуза с учреждениями культуры и спорта. Современное обустройство этих объектов, система реализации их воспитательного потенциала эффективно используются для решения воспитательных задач через проектно-развивающую деятельность.

Организация регионального и межрегионального сотрудничества в области воспитания студенческой молодежи. В Республике Татарстан с целью научно-методического взаимодействия и конструктивного сотрудничества в области воспитания студенческой молодежи создан и активно развивается Координационный совет по воспитательной работе при Совете ректоров вузов РТ (КСВР). Задачи КСВР: 1) координация деятельности вузов по развитию и совершенствованию воспитательной работы со студентами; 2) реализация молодежной политики в вузах РТ; 3) объединение научных, исследовательских возможностей вузов в разработке перспектив развития воспитательной деятельности; расширение межведомственных связей [3].

Приоритетными направлениями деятельности КСВР являются: определение стратегических задач воспитательной работы в вузах региона; участие в создании многоцелевых комплексных программ, проектов, научных, социологических исследований по проблемам воспитательной деятельности вузов; внедрение в воспитательный процесс высшей школы инновационных технологий; повышение квалификации педагогических кадров, организаторов воспитательной работы в вузах; укрепление международных и межрегиональных связей; мониторинг качества воспитательной работы вуза, педагогическая диагностика.

Определение критериев оценки эффективности воспитательной системы. На основе выводов теоретического исследования и опыта ведущих вузов России разрабатываются способы выявления эффективности воспитания,

приемлемые и доступные для практики. Определены следующие показатели, характеризующие эффективность воспитательной работы в АСО:

- кадровая обеспеченность вуза специалистами по воспитательной работе;

- эффективность деятельности организационных структур, занятых в учебно-воспитательном процессе и нормативно-правовая обеспеченность воспитательной деятельности;

- воспитательный потенциал учебных дисциплин;

-вовлеченность студентов в научно-исследовательскую, общественно-полезную, творческую, спортивно-оздоровительную деятельность;

- степень адаптации первокурсников к условиям вузовской среды, удовлетворенность вузом, факультетом, специальностью; психологическая комфортность пребывания в вузе;

- оценка вклада студентов в формирование имиджа вуза и конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

Специалисты по воспитательной работе проводят мониторинг и диагностику проблем студенческой жизни, изучают степень удовлетворенности студентов учебно-воспитательным процессом. Анализ анкетирования, равно студентов и преподавателей, позволяет научно обосновать и скорректировать существующую в вузе систему воспитательной работы на основе проектно-развивающего подхода на всех уровнях: общевузовском, факультетском, кафедральном и т.д.

Источники:

1. Организация воспитательной деятельности педагога по формированию социально-ориентированной личности в системе профессионального образования (принципы и технологии): монография / под общ. ред. В.Ш.Масленниковой. Казань: Изд-во «Данис» ИПППО РАО. 2010. 192 с.

2. Духовно-нравственное воспитание будущего специалиста: становление системы: монография / под ред. Г.Г.Габдуллина. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС. 2008. 472 с.

3. Сулима Л.О., Шигапова Л.П. Воспитательная траектория Республики Татарстан (Основные направления деятельности Координационного совета по воспитательной работе при Совете ректоров вузов Республики Татарстан). Казань: Изд-во «Конверс-Пресс». 2011. 89 с.

References:

1. Organizaciya vospitatel'noy deyatel'nosti pedagoga po formirovaniyu social'no-orientirovannoy lichnosti v sisteme professional'nogo obrazovaniya (principy' i tehnologii): monografiya / pod obsch'. red. V.SH.Maslennikovoy. Kazan': Izd-vo «Danis» IPPPO RAO. 2010. 192 s.

2. Duhovno-nravstvennoe vospitanie budusch'ego specialista: stanovlenie sistemy': monografiya / pod red. G.G.Gabdullina. M.: Gumanitar. izd. centr VLADOS. 2008. 472 s.

3. Sulima L.O., SHigapova L.P. Vospitatel'naya traektoriya Respubliki Tatarstan (Osnovny'e napravleniya deyatel'nosti Koordinacionnogo soveta po vospitatel'noy rabote pri Sovete rektorov vuzov Respubliki Tatarstan). Kazan': Izd-vo «Konvers-Press». 2011. 89 s.

Зарегистрирована: 18.11.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.