Научная статья на тему 'Организационно педагогические и дидактические основы построения «Воспитательного пространства вуза»'

Организационно педагогические и дидактические основы построения «Воспитательного пространства вуза» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СУБЪЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / EDUCATION / EDUCATIONAL SPACE / AN EDUCATIONAL SYSTEM / SOCIALISATION / INDIVIDUALITY / COMPETENCE / SUBJECTS OF EDUCATION / VOCATIONAL TRAINING / DESIGNING / COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Резниченко М. Г.

В статье представлены уровни воспитательного пространства вуза, обозначены организационно-педагогические и дидактические основы его построения с целью воспитания социально активной личности, способной к освоению и развитию культуры и опыта жизнедеятельности и системы ценностей, накопленных российским и международным сообществом, обеспечивающих единство ее профессионального и общекультурного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATIONAL, PEDAGOGICAL AND DEDICATIONAL FOUNDATION TO CREATE BRINGING UP AREA IN THE UNIVERSITIES

The article presents the levels of bringing-up area in the universities, gives organizational, pedagogical and didacational foundation for its creating with the purpose to bring-up a socially active personality, which is able to master and develop culture and life experience and the system of values that were kept by Russian and International community. All this provide the unity of professional and cultural development.

Текст научной работы на тему «Организационно педагогические и дидактические основы построения «Воспитательного пространства вуза»»

УДК378.14.043

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ «ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА»

© 2009 М.Г.Резниченко

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 10.09.2008

В статье представлены уровни воспитательного пространства вуза, обозначены организационно-педагогические и дидактические основы его построения с целью воспитания социально активной личности, способной к освоению и развитию культуры и опыта жизнедеятельности и системы ценностей, накопленных российским и международным сообществом, обеспечивающих единство ее профессионального и общекультурного развития.

Ключевые слова. Воспитание, воспитательное пространство, система воспитания, социализация, индивидуальность, компетентность, субъекты воспитания, профессиональная подготовка, проектирование, коммуникация.

Особенности современной вузовской жизни вынуждают рассматривать воспитание студентов не столько как внеучебную систему мероприятий, а как повседневную практическую деятельность. В самом общем социальном смысле сейчас воспитание все больше понимается как процесс социализации, приобщения молодежи к высокой культуре социальной самореализации, приобретения качеств личности, требуемых обществом, осуществления природных и индивидуальных способностей, личностного предназначения, творческого потенциала и др.

Самореализация включает такие понятия как самоопределение, самоорганизация, самовоспитание и саморазвитие, как различные моменты социального становления индивидуальности, ее социализации. Важно, чтобы общественные требования не навязываются индивиду извне в виде норм, предписаний, правил и табу, а воспринимаются им заинтересованно, но воспитательная эффективность любых установлений или заповедей зависит от того, воспринимаются они воспи-туемыми или нет. Высокий научный уровень и всесторонность профессиональных знаний и умений выпускника высшей школы могут быть достигнуты и реализованы в сложном мире информационного общества только благодаря высокой духовно-нравственной культуре и гражданской зрелости специалиста. Именно поэтому в вузе стимулируется и поддерживается стремление молодежи к

Резниченко Мария Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения. E-mail: rezmary@mail.ru

нравственному идеалу как образу высшего совершенства и высшей ценности, но идеалы не должны быть абстрактными, а пути к ним оторванными от потребностей молодежной субкультуры. Если мы рассматриваем воспитание в вузе как процесс приобщения студенческой молодежи к высокой культуре социальной самореализации, то тем самым мы ставим вопрос о направленности воспитания на развитие общественной индивидуальности.

Смысл понятий «воспитание» и «социализация» изменился качественным образом: на первом месте в воспитании и в процессе социализации стоит индивидуальность.

Такое изменение смысла воспитания, состоящее в переходе от абстрактного к конкретному контексту социальной жизни, имеет принципиальное значение для адекватного социально-историческим потребностям понимания сути современной постановки воспитательной работы в вузе. Высокая культура социальной самореализации предполагает такое самораскрытие и обретение личностью себя в социальном мире, которое приводит к устойчивой гармонии в отношениях индивида, природы и общества.

Высшим способом поддержания устойчивости такого отношения к окружающему миру, является активная жизненная позиция, проявляющаяся, в первую очередь, в установлении социальных контактов, посредством которых и актуализируются важнейшие нормы и установки. Но для проявления этой позиции нужно обладать высокой степенью социальной зрелости, развитыми коммуникативными навыками. Это предполагает

единство индивидуальной жизненной самоорганизации личности и общественно-значимых проявлений ее активности.

Вуз может организовать процесс общественного раскрытия и развития индивидуальности, приобщая и приучая личность студента к высокой культуре отношения - творческого, добросовестного, ответственного, высоконравственного отношения и к свободному саморазвитию, и к общественной самореализации в конкретных условиях социальной жизни.

Проблема реальной оценки эффективности вузовского воспитания - наиболее сложная. В большинстве случаев она сводится к подсчету количества массовых мероприятий и различных организационных форм, нацеленных на непосредственное достижение воспитательных целей. Жизненная практика показывает, что воспитательный эффект обычно проявляется не сразу, а спустя некоторое, порой и длительное, время. Учитывая многообразное содержание студенческого образа жизни, широкий диапазон интересов и активности студентов, вряд ли удастся проследить в каждом отдельном случае: результатом какого именно воспитательного влияния или воздействия является данный воспитательный эффект (положительный или отрицательный). В этом смысле воспитательная работа в вузе носит в известном смысле вероятностный характер.

В России конец 70-х - первая половина 80-х годов - время, в которое оформляются основы теории воспитательных систем как таковой. Это связано с важнейшим этапом научного развития - интеграцией идей системного подхода (Л.И.Новикова1, В.А.Ка-раковский2, А.Т.Куракин3). Воспитательная система, по мнению Л.И.Новиковой, Н.Л. Селивановой, В.А.Караковского, имеет сложную структуру. Ее компоненты: о цели, выраженные в исходной концепции (то есть совокупности идей, для реализации которых система создается); о деятельность, обеспечивающая реализацию целей;

1 Новикова Л.И., Кулешова И.В. Воспитательное пространство: опыт и размышления // Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. - М.: 1996

2 Караковский В.С., Новикова Л.И., Селиванова НЛ. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. - М.: Новая школа, 1996.

3 Куракин А.Т., Новикова Л.И. О системном подходе в исследовании проблем воспитания // Советская педагогика. - 1970. - 10.

о субъект деятельности, ее организующий и

в ней участвующий, о рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность; о среда системы, освоенная субъектом; о управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему, и развитие этой системы .

В.Н.Лебедев обращает внимание на ценностную характеристику воспитательной системы: «Воспитательная система - это система ценностно-ориентированная. Любая воспитательная система ориентирована на определенные ценности. В современной педагогической науке и практике признаны педагогически нецелесообразными идеи построения воспитательного процесса на основе антигуманных ценностей и авторитарного стиля отношений между педагогом и воспитанником и взят курс на моделирование, построение и исследование воспитательных

5

систем гуманистического типа» .

Рассматривая воспитание в вузе как систему мер, с помощью которых осуществляется процесс самостоятельного развития качеств личности, требуемых обществом, способностей и готовности к высокой культуре социальной самореализации личности специалиста с высшим образованием, и, признавая необходимость создания воспитательной системы гуманистического типа, мы утверждаем, что необходимо построение воспитательного пространства вуза, где возможно гармоничное единство между индивидуальной свободой саморазвития личности и проблемами ее проявления в обществе, когда молодой человек начинает осознавать, что осуществление его личных интересов может быть эффективно и успешно в перспективе, если они не противоречат общественному благу. Воспитательное пространство вуза это с одной стороны - процесс, с другой - результат индивидуальной и совместной проектной деятельности студентов и преподавателей. Для него характерны следующие признаки:

о цели воспитательной системы являются личностно значимыми для всех субъектов воспитательного пространства; о совместная жизнедеятельность субъектов воспитательного пространства строится на основе гуманистических ценностей,

4 Там же. - С.31 - 32.

5 Лебедев В.Н. Воспитательная система в условиях детского санатория. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та леса, 2001.

межсубъектного взаимодействия, отношений взаимоуважения, доверия и доброжелательности; о педагогическая деятельность направлена на обеспечение условий для проявления и развития индивидуальности и субъектно-сти личности; о субъекты воспитательного пространства испытывают чувства защищенности, комфортности, удовлетворенности жизнедеятельностью в учреждении. Модель проектируемого воспитательного пространства представлена ее субъектами -студентами и преподавателями. В ней условно выделяется три компонента воспитательного пространства - внутренний, учебный и внеучебный. Внутренний подразумевает процесс проектирования личностью воспитательного пространства в процессе осуществления самовоспитания, самоанализ и самоконтроль результатов деятельности по воспитанию у себя профессионально-значимых качеств. Внеучебный - отображает процесс проектирования воспитательного пространства во внеучебной совместной и индивидуальной деятельности преподавателей и студентов. Учебный компонент предполагает проектирование воспитательного пространства в учебной деятельности вуза.

Выделим три уровня проектной деятельности педагогов и студентов на учебном и внеучебном уровне воспитательного пространства: макро-, мезо- и микро-.(Рис. 1) Каждый из них отражает, с одной стороны, характер проектной деятельности студентов и преподавателей, а, с другой стороны, позволяет совершенствовать ее технологию. Субъекты воспитательного пространства осваивают все уровни в соответствии с индивидуальными возможностями и степенью овладения навыком проектирования.

В рамках микроуровня в пространстве проектируются воспитательные взаимодействия преподаватель - студент, студент -студент, администратор - студент, администратор - преподаватель. Объектом проектирования является акт общения между вышеназванными объектами воспитательного пространства. Условием продуктивного общения являются коммуникативные навыки преподавателей и студентов, осознание ими целей построения воспитательного пространства, навыки анализа результатов общения, наличие условий для осуществления воспитательной деятельности.

В рамках мезоуровня в пространстве разрабатываются проекты построения взаимодействий студент-группа студентов (препо-

давателей, администраторов), преподаватель - группа студентов (преподавателей, администраторов), администратор - группа студентов (администраторов, преподавателей). Проектирование на этом уровне требует специальной подготовки, развитых лидерских качеств, наличия индивидуальных потребностей и склонностей.

В рамках макроуровня происходит построение взаимодействий: студент - смешанная группа, преподаватель - смешанная группа, администратор - смешанная группа, которые реализуются в системе отделов, отражающих деятельность вуза. Таким образом, предлагаемая модель воспитательного пространства вуза позволяет теоретически осмыслить процесс его создания, опираясь на реальный опыт совместной проектной деятельности студентов и преподавателей. При построении воспитательного пространства в вузе важны следующие положения, связанные с целями, условиями и средствами, а также организацией воспитательного процесса и управления им в вузе:

1. Эффективность вузовского воспитания зависит от того, насколько соответствует уровень построения воспитательного пространства индивидуальным (социальным, психологическим) особенностям студентов и преподавателей.

Для реализации этого положения необходимо регулярное социологическое исследование социального статуса современных студентов и преподавателей, их психологических особенностей.

2. Эффективность построения воспитатель-

ного пространства во многом зависит от уровня ориентации на реальный конечный результат подготовки и воспитания специалистов. Формирование профессиональных ценностей в воспитательном пространстве вуза осуществляется внутри каждого компонента воспитательного пространства вуза. Показателем высокого уровня развития воспитательного пространства вуза является организация процесса профессиональной адаптации выпускников после окончания вуза, оказание помощи в трудоустройстве.

3. Важнейшим условием успешности построения воспитательного пространства вуза является педагогическая и психологическая культура всех субъектов. Речь идет об организации воспитательного пространства на уровне преподавателя, кафедры, органов академического и административного руководства на фа-

культетах и в масштабе вуза, и, особенно, студенческого самоуправления.

4. Многокомпонентность воспитательного пространства вуза не отменяет требований к его целостности не только внутри модели, но и в рамках всего образовательного пространства учебного заведения. Переход от мероприятия к мероприятию не приводит к построению целостного воспитательного пространства, а создает впечатление мозаичности.

5. Важнейшей организационно-методической целью воспитания в вузе является создание условий и предпосылок (методических, организационных, кадровых, социально-психологических и др.) для повышения вероятности достижения конкретных конечных результатов воспитания и профессиональной подготовки.

В вузовской системе воспитания приобретают особое значение следующие моменты методического характера: 1. регулярно проводить мониторинг состояния воспитательной среды вуза и готовности преподавателей, студентов и администрации к построению воспитательного пространства вуза, изучать социальные запросы с целью постановки или коррекции целей воспитательной системы вуза;

2. создавать условия для развития коммуникативных качеств студентов, навыков проектирования процесса общения с преподавателями, однокурсниками, администрацией вуза;

3. организовывать процесс адаптации студентов в пространстве вуза;

4. развивать студенческое самоуправление с целью привлечения студентов к реализации цели воспитательной системы вуза, а также осознанной коррекции развивать студенческое самоуправления с целью привлечения студентов к реализации цели воспитательной системы вуза, а также осознанной коррекции воспитательной системы с учетом потребностей молодежной субкультуры (мониторинг лидерских качеств студентов, проведение тренингов для потенциальных лидеров, проведение семинаров лидеров студенческого самоуправления, привлечение студентов к созданию и реализации воспитательных проектов);

5. осуществлять профессиональную подготовку преподавателей и администрации вуза к построению воспитательного пространства вуза с учетом целей воспитательной системы и специфики молодежной субкультуры.

Рис.1 Уровни воспитательного пространства вуза

Цель, лежащая в основе воспитательной системы вуза проектируется на все уровни воспитательного пространства, что, в свою очередь, ведет к:

о организации системы интересов, желаний

и устремлений личности; о способности к осуществлению определившихся устремлений и намеченных целей, личной жизненной программы;

о осознанию своего единства с общественным бытием, сопричастность к общественному созиданию; о развитию системы внутреннего долга, доминирующих мотивов личности в жизнедеятельности; о проявлению деловых и волевых качеств.

Основным фактором становления воспитательного пространства является осознание субъектами воспитательного пространства конечного результата высшего образования, который проявляется в социально-профессиональной активности молодого специалиста. Устойчивая сфокусированная ориентация на этот результат в системе вузовской организации, структуре ценностных ориен-таций и установок личности студента имеет первостепенное значение в достижении необходимого успеха в воспитании и профессиональной подготовке. В структуру принципов совершенствования целеполагания в процессе воспитания, наряду с традиционно выделяемыми в литературе, включаем следующие:

о целевая ориентация личность субъектов

воспитательного пространства; о гибкость организационных структур воспитания на этапе целеполагания; о ориентация на самостоятельную организационную и воспитательную активность студенческого коллектива; о стремление к построению эргономичного воспитательного пространства. В этих принципах предопределены и основные направления осуществления целепо-лагания в системе воспитания студентов вуза: о регулярный мониторинг состояний субъектов воспитательного пространства через структуру психологической службы вуза для коррекции целей и задач воспитания, исходя из жизненных планов студентов; о привлечение студенческого сообщества к проектированию воспитательного пространства на этапе целеполагания; о подготовка руководящих структур к адекватному восприятию гибкой структуры воспитательного процесса, проведение тренингов и мастер-классов по организации новых воспитательных взаимодействий;

о организация работы с начальниками курсов по совершенствованию процесса це-леполагания при построении воспитательного пространства вуза; о повышение активности студенческого самоуправления на этапе целеполагания. Следующим фактором, определяющим эффективность процесса построения воспи-

тательного пространства вуза, является развитие коммуникативной компетентности студентов, преподавателей вуза и администрации.

Развитие студенческого самоуправления (третий фактор становления воспитательного пространства вуза) осуществляется путем реализации специальной программы, включающей выявление студентов, обладающих лидерскими качествами, специальную подготовку к осуществлению проектирования воспитательного пространства в рамках ме-зо- и макро-уровня, создание постоянно действующего студенческого объединения, осуществляющего проектирование воспитательного пространства вуза. Организация процесса адаптации студентов вуза в рамках психолого-педагогического сопровождения учащегося в процессе обучения, является следующим фактором построения воспитательного пространства вуза и предусматривает ознакомление студентов с целями и задачами воспитательного процесса в вузе, социализацию в среде вуза. Адаптация студентов осуществляется в ходе специально организованных мероприятий («Адаптационный семинар», «Посвящение в студенты»), в учебном процессе (курс «Введение в специальность», учебные практики), в ходе общения субъектов воспитательного пространства.

Важнейшим фактором построения воспитательного пространства является организация самовоспитания студентов (внутренний компонент воспитательного пространства вуза). Для этого вуз обеспечивает студентам возможность постоянно изучать себя, знать свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но и личностное развитие. Деятельность самовоспитания формируется в процессе самопознания осознания реального Я и идеального образа себя в будущем, самопрограммирования и самовоздействия. С этой целью организуется служба социально-психологического консультирования вуза, обеспечивающая возможность пройти самообследование с помощью специально подобранных методик и получить консультацию специалиста.

Процесс самопознания, т.е. познания и оценки самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, связан со становлением субъектной позиции. Для этого в вузе проводятся тренинги личностного роста, включающие развития навыков самопознания и самовоспитания, в первую

очередь, профессионального. Профессиональная подготовка педагогов к построению воспитательного пространства, как фактор его становления, осуществляется на специально организованных курсах повышения квалификации, путем организации соответствующего направления работы кафедр вуза, а также на семинарах для организаторов воспитательной работы в вузе (заместителей деканов, кураторов, начальников курсов).

Подводя итоги, отметим, что создание воспитательного пространства вуза является с одной стороны - процессом, с другой - результатом совместной проектной деятельности студентов и преподавателей. Модель проектирования воспитательного пространства вуза отражает сущность и структуру со-

вместных процессов проектирования учебной и внеучебной деятельности студентов и преподавателей.

Условием успешности воспитательной работы в вузе является педагогическая и психологическая культура всех субъектов воспитательного пространства вуза. Эффективность вузовского воспитания во многом зависит от уровня ориентации на реальный конечный результат подготовки и воспитания специалистов. Важнейшей организационно-методической целью воспитания в вузе является создание условий для повышения вероятности достижения конкретных конечных результатов воспитания и профессиональной подготовки.

Таб. 2. Построение воспитательного пространства высшего учебного заведения на макро-, мезо- и микро- уровнях

Субъект воспитательного пространства Соучастник (и) со-бытия Организатор общения Форма организации

1 Студент Студент Психологическая служба вуза, администратор. Тренинги общения и личностного роста, социально-психологическая диагностика, адаптационный семинар, сопровождение процесса адаптации студента и т.д.

Преподаватель Преподаватель, администратор, психологическая служба вуза. Конструктивное общение, адаптационный семинар, психолого-педагогическое сопровождение.

Администратор Администратор, психологическая служба вуза. Конструктивное общение, адаптационный семинар, психолого-педагогическое сопровождение.

Студенческая группа Студенты, преподаватель, администратор Адаптационный семинар, развитие самоуправления, организация клубов, кружков, инициативных групп, учеба актива курса, факультета.

Группа преподавателей Преподаватель, администратор Организация докладов, сообщений, отчетов.

Группа ад- министрато- ров Преподаватель, администратор Организация докладов, сообщений, отчетов.

2 Преподаватель, администратор Студент Психологическая служба вуза, преподаватель. Курсы повышения квалификации, социально-психологическое сопровождение педагогического процесса.

Преподаватель Психологическая служба вуза, преподаватель.

Администратор Психологическая служба вуза, преподаватель.

Студенческая группа Психологическая служба вуза, преподаватель.

Группа преподавателей Психологическая служба вуза, преподаватель.

Группа администраторов Психологическая служба вуза, преподаватель.

Вуз решает задачи формирования социальных ценностей на всех уровнях воспитательного пространства. Основными факто-

рами его становления являются: 1) осознание субъектами воспитательного пространства конечного результата высшего образо-

вания, который проявляется в социально-профессиональной активности молодого специалиста; 2) развитие коммуникативной компетентности студентов, преподавателей вуза и администрации; 3) развитие студенческого самоуправления; 4) организация процесса адаптации студентов вуза в рамках психолого-педагогического сопровождения студента в процессе обучения; 5) организация самовоспитания студентов; 6) профессиональная подготовка педагогов к построению воспитательного пространства. В общем и целом организация работы вуза, направленная на создание условий для построения воспитательного пространства вуза представляет собой систему взаимосвязанных

взаимодополняющих друг друга мероприятий, обеспечивающих комфортное состояние личности в воспитательном пространстве вуза (Табл. 2). В конечном итоге, построение воспитательного пространства на уровне преподавателя, кафедры, общественных организаций, студенческого самоуправления, органов академического и административного руководства в факультетском и общевузовском масштабах оказывается действенным, если оно конкретно ориентировано на формирование общественно необходимых качеств будущего специалиста, в условиях комфортного для каждого участника взаимодействия.

THE ORGANIZATIONAL, PEDAGOGICAL AND DEDICATIONAL FOUNDATION TO CREATE BRINGING-UP AREA IN THE UNIVERSITIES

© 2009 M.G.Reznichenko°

Volga region state social-humanitarian academy

The article presents the levels of bringing-up area in the universities, gives organizational, pedagogical and didacational foundation for its creating with the purpose to bring-up a socially active personality, which is able to master and develop culture and life experience and the system of values that were kept by Russian and International community. All this provide the unity of professional and cultural development.

Keywords: education, educational space, an educational system, socialisation, individuality, competence, subjects of education, vocational training, designing, communications.

Reznichenko Maria Gennadevna, ph.D. pedagogical sciences, the senior lecturer of faculty of pedagogics and psychology of elementary education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.