Научная статья на тему 'ПРОЕКТНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПРОЕКТНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
метод проектов / дистанционная форма обучения / межкультурная компетенция.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спиридонова М.Е.

Реализация принципа дифференциации в рамках проектно-дифференцированного обучения предполагает в соответствии с идеей уровневой дифференциации выделение на каждой ступени обучения уровней сформированности навыков проектной деятельности в условиях дистанционного обучения. В статье изложен опыт реализации метода проектов в обучении студентов ИФКиС иностранному языку в условиях дистанционного обучения. Целью реализации метода проектов стала активизация познавательного интереса и развитие коммуникативных способностей студентов в процессе формирования межкультурной компетенции. Ценность метода проектов заключается в том, что его можно применять в рамках дистанционного обучения в целях активизации познавательного интереса студентов при формировании межкультурной компетенции с целью развития коммуникативных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Спиридонова М.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-10-433-437 СПИРИДОНОВА Майя Егоровна,

NIION: 2018-0076-10/22-1096 ^арший преподаватель,

MOSURED: 77/27-023-2022-10-1294 СВФУ им. М.К. Аммосова,

e-mail: mayaiza@mail.ru

ПРОЕКТНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО

ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Реализация принципа дифференциации в рамках проектно-дифференци-рованного обучения предполагает в соответствии с идеей уровневой дифференциации выделение на каждой ступени обучения уровней сформированности навыков проектной деятельности в условиях дистанционного обучения. В статье изложен опыт реализации метода проектов в обучении студентов ИФКиС иностранному языку в условиях дистанционного обучения. Целью реализации метода проектов стала активизация познавательного интереса и развитие коммуникативных способностей студентов в процессе формирования межкультурной компетенции. Ценность метода проектов заключается в том, что его можно применять в рамках дистанционного обучения в целях активизации познавательного интереса студентов при формировании межкультурной компетенции с целью развития коммуникативных способностей.

Ключевые слова: метод проектов, дистанционная форма обучения; межкультурная компетенция.

SPIRIDONOVA Maya Egorovna, senior lecturer, M.K. Ammosov FMS,

PROJECT-DIFFERENTIATED APPROACH TO LEARNING A FOREIGN LANGUAGE IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING

Annotation. The article describes the experience of implementing of the project method in teaching students of IPTS to a foreign language. The aim of implementing of the project method was to intensify cognitive interest and develop of the communicative abilities of students in the process of forming of intercultural competence. The value of the project method lies in the fact that it can be applied in the framework of distance learning in order to increase the cognitive interest of students in the formation of intercultural competence in order to develop communicative abilities.

Key words: project method, distance learning, intercultural competence.

ВВЕДЕНИЕ

В процессе преподавания дисциплины «Иностранный язык» в ИФКиС преподаватели иностранного языка часто сталкиваются с множеством трудностей. Наиболее значительными мы считаем низкую мотивацию студентов к изучению иностранного языка, а также недостаточно высокий уровень знаний студентов по данной дисциплине. Несмотря на мировую глобализацию, рост международных контактов в различных сферах и вытекающую отсюда необходимость владения хотя бы одним иностранным языком как средством повседневного и делового общения и получения нужной информации из зарубежных источников, мотивация студентов к изучению иностранного языка не всегда является высокой. Многие студенты отмечают, что им тяжело давалось изучение иностранного языка во время учебы в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

школе, и, соответственно, становясь студентами, они переносят свое негативное отношение к иностранному языку на занятия по данной дисциплине в вузе. Всё это не позволяет в полном объёме и эффективно реализовывать программу курса дисциплины «Иностранный язык» и формировать те компетенции, которые предусмотрены Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по тому или иному направлению подготовки или специальности. Поэтому преподаватель иностранного языка вынужден искать различные пути решения данных проблем, а именно: подбирать такие методы обучения, которые позволят ему сформировать необходимые компетенции студентов, успешно реализовать поставленные цели и задачи дисциплины, а также создать для студентов ситуацию успеха на уроке, когда они,

несмотря на свой уровень знаний и способностей, будут эффективно приобретать знания, развивать свои речевые умения во всех видах речевой деятельности, чувствуя себя психологически комфортно и испытывая чувство удовлетворения от изучения иностранного языка. Это, несомненно, на наш взгляд, будет способствовать повышению учебной мотивации студентов. Современные условия жизни требуют новых подходов в обучении иностранным языкам. Наибольшую популярность приобретает в наше время дистанционное обучение. В условиях пандемии 2020 года мы вынуждены были перейти на дистанционную форму обучения. Активное участие в данной форме обучения требует развитой силы воли, контроля и ответственности. При недостаточном уровне их сформированности нелегко поддержать нужный темп обучения. Кроме того, усложняется процесс формирования межкультурной компетенции учащихся, так как отсутствует возможность отработки коммуникативных навыков, наиболее приемлемая для очной формы проведения занятий. Был отмечен механический характер студенческой деятельности и отсутствие творческой составляющей. Опрос студентов направлений подготовки «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», «Физическая культура» ИФКиС СВФУ о сложностях дистанционного обучения показал, что им не хватает практических занятий, контактной работы, коммуникации друг с другом и преподавателем. Они считают, что учиться обычным способом интереснее, так как присутствует живое общение. Отношение студентов и преподавателей к внезапному переходу на дистанционную форму обучения представляется нам объяснимым, так как обучение в первую очередь должно быть направлено на достижение эффективных результатов в освоении материала, развитие и воспитание студентов. Одной из методик обучения, которые повышают учебную мотивацию и эффективность и результативность обучения, можно считать проектную методику (или метод проектов). Основной задачей дистанционного обучения английскому языку как личност-но-ориентированного подхода является организация обучения каждого в отдельности, так и подгруппы студентов по индивидуальному графику. Цель работы - представление реализации метода проектов при изучении иностранного языка студентами ИФКиС в условиях дистанционного обучения. Данная задача может быть реализована на основе качественно нового подхода к интеграции принципов проектного обучения и дифференциации образовательного процесса в новый тип обучения - проектно-дифференцированное обучение.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основные разработки в области идей дифференциации образования и проектного обучения осуществлялись в Европе и США в первой половине ХХ века. Основной причиной перехода зарубежной педагогики к поиску путей дифференциации обучения является противоречие между групповой формой организации образования и индивидуальным характером усвоения знаний: навыков и умений. В общедидактическом плане разработка способов дифференциации учебного процесса в западноевропейской и американской педагогике характеризуется отказом от стабильности состава учебных групп, преобладания фронтальных форм учебной работы, ее организации в расчете на единый темп продвижения учащихся, а также изменением функции учителя, выступающего преимущественно в качестве организатора консультанта. К общим чертам различных способов дифференциации относится построение обучения на основе четко сформированных учебных целей, использование стандартизированных механизмов, которые программируют деятельность учащихся и позволяют им работать в собственном темпе без помощи учителя; диагностическое тестирование и соответствующая коррекция обучения, независимость отдельных отрезков учебного процесса, которая позволяет дифференцировать его программу и результаты. Положительный настрой к учению и рост самоценности личности каждого конкретного обучаемого создается через сравнение результатов его собственной работы на различных этапах обучения. В отечественной педагогической практике дифференциации обучения широкое распространение получили: классы с углубленным изучением предметов, профильные, лицейские, коррекцион-но-развивающие классы, включение в учебный план предметов по выбору учеников. Отечественные ученые исследовали пути дифференциации в существующей системе общеобразовательных учреждений (М.В. Артюхов, Н.Г. Огурцов, В.А. Орлов, М.М. Поташник, В.К. Шишмаренков, В.В. Фирсов и др.); способы организации учебного процесса в учебных заведениях нового типа - гимназиях, лицеях, колледжах, адаптивной школе (А.Г. Каспржак, А.В. Козулин, М.В. Левит, Д.С. Савельев, Е.А. Ямбург и др.); возможности дифференциации по различным психофизиологическим особенностям учащихся, стилю познавательной деятельности (М.В. Алешина, Т.А. Калашникова, А.С. Потапов и др.); способы конструирования содержания образования в условиях дифференциации (И.К. Журавлев, Л.Я. Зорина, Л.А. Иванова, Ю.М. Колягин, В.Н. Максимова, Н.С. Пуры-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

шева, С.А. Тихомирова и др.). Однако предлагающиеся в педагогической литературе способы реализации дифференциации, базирующиеся на обобщении педагогического опыта, дают возможность сформулировать определенные нормативные положения для педагогической практики. Метод проектов возник, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые даст ему школа, а уметь применять их на практике. Именно поэтому американские педагоги Дж. Дьюи, У. Х. Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Ее решение требовало знаний из различных областей. Именно поэтому первоначально метод проектов назывался проблемным. Проблема, как правило, была чисто прагматичной. Ее решение позволяло реально увидеть результаты. Все, что ребенок познает теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применить свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем [1]. Несомненно, проектная методика уже давно доказала свою эффективность и не теряет актуальности и популярности и по сей день, являясь неотъемлемой частью учебного материала различных УМК по иностранному языку. На современном этапе, как отмечают исследователи (Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина), суть проектной методики остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике; соединение академических знаний с прагматическими и соблюдение соответствующего баланса на каждом этапе обучения [2]. Н.Ю. Пахомова описала возможности использования метода проектов в рамках традиционной классно-урочной системы [3]. В современной образовательной практике проблеме исторического развития метода проектов посвящено немалое количество работ: проведен анализ его исторического развития и показана интерпретация в образовательной практике 20-х гг. XX века [4], проанализирована история возникновения и развития данного метода в России [5]. Активное применение метода проектов как средства обучения иностранному языку в зарубежных странах началось в конце XX века. Т. Хатчинсон работал над таким направлением, как проектное обучение (обучение с помощью проек-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

тирования) [6]. Метод проектов реализуют в своей деятельности современные зарубежные педагоги: делается акцент на необходимости использования метода проектов с целью развития у учащихся жизненно важных навыков [7]. Применение проектной методики будет способствовать, во-первых, формированию коммуникативной компетенции как основной цели обучения иностранному языку, во-вторых, формированию тех компетенций, которые предусмотрены Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по тому или иному направлению подготовки или специальности, в-третьих, повышению мотивации к изучению иностранного языка. В основу метода проектов входят следующие компоненты: развитие познавательных навыков, формирование проектного мышления, раскрытие творческого потенциала, повышение познавательного интереса и мотивации к обучению и самообразованию. Про-ектно-дифференцированное обучение (ПДО) представляет собой ориентированную на целенаправленное формирование проектной компетентности школьника дидактическую систему, основанную на сочетании проектной формы учебной деятельности на уроках в процессе изучения всех предметных областей основной школы с проектной деятельностью во внеурочное время, а также на уровневой дифференциации в требованиях к образовательным результатам. Реализация принципа дифференциации в рамках проектнодиффе-ренцированного обучения предполагает в соответствии с идеей уровневой дифференциации (В.В. Фирсов) выделение на каждой ступени обучения уровней сформированности навыков проектной деятельности

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Применение проектной методики способствует, во-первых, формированию коммуникативной компетенции как основной цели обучения иностранному языку, во-вторых, формированию тех компетенций, которые предусмотрены Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по тому или иному направлению подготовки или специальности, в-третьих, повышению мотивации к изучению иностранного языка. Проектная деятельность осуществлялась со студентами 2-го курса ИФКиС в условиях дистанционного обучения. Выполнение проекта осуществлялось в три этапа: подготовительный, технологический и заключительный. Ставились следующие задачи: развитие самоконтроля, ответственности и поддержание нужного темпа обучения. Результатом было создание студентами видеоролика о досто-

примечательностях Великобритании. На подготовительном этапе студентам был предложен список достопримечательностей, которые могли быть рассмотрены в рамках проекта. На подготовительном этапе реализации проекта было проведено онлайн-голосование, во время которого каждый из студентов мог сделать личный выбор в пользу той или иной достопримечательности. Результат показал, что выбор большинства пал на The Big Ben, Madam Tussaud's Museum в Лондоне. С целью выявления исходного уровня владения лексическими единицами в рамках изучаемой тематики мы провели онлайн-конференцию, во время которой было предложено сопоставить выражения и слова на английском языке с их эквивалентами на русском: 1. The world-known clock. 2. Everyday about 500 tourists come to London to see the Big Ben. 3. Built in 1858, it was named after an architect whose name was Ben (Benjamin). 4. The interesting fact is that you are not allowed to get inside the Big Ben if you aren't an Englishman. 5. London's Clock Tower is one of the most famous landmarks in the world. 6. But not many people know that Big Ben is name of the main bell. 7. In the United Kingdom it was the largest bell at that time. 8. And the clock of tower was the largest and most accurate in the world. 9. Now the Big Ben is not the largest clock, but it remains a cultural symbol of the United Kingdom. 10. Madam Tussaud's Museum is the most amazing wax museum in the whole world! It is visited by 2,5 million people every year. 11. Every day you can see thousands of people standing in the queue near the entering to this building. 1. Всемирно известные часы. 2. Ежедневно около 500 туристов приезжают в Лондон, чтобы увидеть Биг Бен. 3. Построенный в 1858 году, он был назван в честь архитектора, которого звали Бен (Бенджамин). 4. Интересный факт: вы не можете попасть внутрь Биг-Бена, если вы не англичанин. 5. Лондонская часовая башня - одна из самых известных достопримечательностей во всем мире. 6. Но не многие люди знают, что Биг Бен - это название главного колокола. 7. В Великобритании это был самый крупный колокол на то время. 8. А башенные часы считались крупнейшими и самыми точными во всем мире. 9. Сейчас Биг Бен не самые большие часы, но они остаются культурным символом Объединенного Королевства. 10. Myзeй Maдam ^cco - это cambrn уди-витольный myзeй вockoвых фи^ в mиpe. Его пoceщaют 2,5 mиллиoнa людей ka^brn год. 11. Eжeднeвнo вы moжeтe видeть тьюячи людей, koTOpbie огоят в oчepeди вoзлe вхoдa в здaниe. В качестве следующего задания студентам предлагалось дать ответы на следующие вопросы: 1. When was Big Ben (the clock tower) built? Когда был построен Биг-Бен? 2. How tall is the tower?

Какова высота башни? 3. In which building can Big Ben be found? В каком здании можно найти Биг-Бен? 4. Where's Madame Tussauds? 5. What can you see there? 6. When/How it started?

Анализ ответов позволил сделать вывод, что 35 % студентов не справились с заданием на сопоставление предложений на английском языке с их эквивалентами на русском языке. У 65 % респондентов возникли трудности с ответами на предложенные вопросы. Задачами следующего (технологического) этапа были сбор информации, обсуждение собранной информации и распределение ролей для создания видеоролика. Студентам предстояло ознакомиться с интересующими их и необходимыми для создания фильма. Далее была проведена групповая онлайн-конференция, во время которой выслушивались идеи каждого студента, анализировалась и распределялась между студентами собранная информация для создания видеороликов. Следующим этапом было непосредственное создание видеороликов. Каждому студенту предстояло самостоятельно записать видео, в котором они освещали часть информации о The Big Ben, Madam Tussaud's Museum. Видеоролик представлял собой устное сообщение студента по одной из тематик. Далее проводилась еще одна видеоконференция, во время которой презентовался видеоролик, анализировалась групповая работа, успехи и ошибки индивидуальной работы каждого студента. Заключительный этап проектной деятельности. На заключительном этапе предстояло оценить работу каждого студента при выполнении проектной деятельности и эффективность примененного метода при формировании межкультурной компетенции. Всего было пять критериев, каждый из которых оценивался от 1 до 3 баллов. Максимальное количество баллов, полученных за активное участие и выполнение всех критериев - 15. Далее студентам было предложено выполнить задания, направленные на определение уровня освоения новой информации и выявления уровня владения лексическими единицами в рамках изучаемой тематики. Им было вновь предложено письменно выполнить задания, вызвавшие затруднения на подготовительном этапе реализации проекта, а именно: сопоставить предложения и слова на английском языке с их эквивалентами на русском. Кроме того, необходимо было ответить на те же вопросы по предложенным темам. За каждое выполненное задание студенты могли получить 3 балла. Для того чтобы измерить уровень владения лексическими единицами в рамках изучаемой тематики, суммировались баллы за письменное выполнение заданий (сопоставление предложений на английском языке с их эквивалентами на русском, определение их значения на английском

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

языке) с баллами за защиту проекта. Результаты контрольных заданий в значительной степени превзошли показатели, полученные на подготовительном этапе работы. 100 % студентов справились с сопоставлением слов и предложений на английском языке с их эквивалентами на русском. В результате суммирования набранных баллов за выполнение проектной деятельности и контрольных заданий у 95 % студентов был отмечен высокий показатель уровня осведомленности в рамках культурологической тематики, у 5 % показатель оказался средним. Такие результаты говорят о высокой эффективности используемого метода проектов при формировании межкультурной компетенции студентов в условиях дистанционного обучения.

ВЫВОДЫ

В ходе выполнения проектной деятельности студентами ИФКиС в условиях дистанционного обучения были отмечены положительные результаты. Опрос студентов на финальном этапе проектной деятельности об использованном методе проектов показал, что он (метод проектов) позволил учащимся приблизиться к реальным коммуникативным ситуациям и напомнил работу в аудитории. Отмечались активизация познавательного интереса в процессе формирования межкультурной компетенции, повышение уровня владения лексическими единицами в рамках изучаемой тематики, что позитивно сказалось на успеваемости студентов в целом. С его помощью можно вырабатывать самоконтроль, ответственность студентов и сохранить нужный темп обучения. Ценность метода проектов заключается в том, что его можно применять в рамках вынужденного дистанционного обучения в целях активизации познавательного интереса студентов при формировании межкультурной компетенции с целью развития коммуникативных способностей, при изучении любой темы в рамках любой дисциплины, на любом этапе работы над темой (хотя традиционно выполнение проекта является завершающим этапом как итоговое задание, обобщающее учебный материал темы), на любой ступени обучения и независимо от уровня знаний учащихся. Проектная методика повышает учебную мотивацию студентов к изучению иностранного языка, развивает

познавательный интерес, позволяет эффективно и успешно реализовывать программу дисциплины, достигать поставленных целей и задач, способствует реализации компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования. Внедрение проектно-дифференци-рованного обучения предполагает формирование профессиональной позиции педагогов, ориентированной на такую организацию образовательного процесса, при которой все обучающиеся имеют право на получение обязательного базового набора знаний, интеллектуальных и практических умений, принадлежащих определенной предметной области, навыков самоорганизации и коммуникативной деятельности при одновременном выходе на максимально возможные для каждого обучающегося в данном возрасте и в данной образовательной ситуации творческие достижения через организацию самостоятельного поиска и решения ими нестандартных задач (или известных задач в новых условиях) с обязательным представлением результатов своих действий в виде проекта.

Список литературы:

[1] Polat, E.S. (2000), "Project method in foreign language lessons", Foreign languages in school, № 2, pp. 3-10.

[2] Polat, E. S., Bukharkina, M. Yu., Moiseeva, M. V., Petrov, A. E. (1999), New pedagogical and information technologies in the education system, Academy, Moscow, p. 224.

[3] Pakhomova, N.Y. (2000), "Study projects: search methodology", Teacher, № 1, pp. 41-45.

[4] Plekhanova, E.M., Lobanova, O.B. (2019), "Project method: its interpretation in the domestic educational practice of the 1920s", Modern problems of science and education, № 3, pp. 41-48.

[5] Kozlova, L.K. (2018), "Project Method" in a preschool educational organization, history of the development of the method, basic concepts", Design. Experience. Result, № 2, pp. 34-40.

[6] Hutchinson, T. (1996), Introduction to Project Work. Oxford: Oxford University Press, p. 400.

[7] Wurdinge, S.D. (2016), The Power of Project-Based Learning: Helping Students Develop Important Life Skills, Maryland: Rowman & Littlefield, p. 134.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.