Научная статья на тему 'МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
434
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / метод проектов / иностранный язык / студент / distance learning / the method of project / foreign language / student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козленко Наталия Владимировна

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тенденцией развития дистанционного обучения, которое, в свою очередь, определяет совершенствование обучения иностранному языку. В статье рассматривается применение метода проектов, ориентированного на организацию в высшей школе обучения иностранному языку, способствующему формированию коммуникативной компетенции студентов. На основе анализа проблематики метода проектов, применяемого в дистанционном обучении студентов, даны рекомендации по использованию такого метода в дистанционном обучении иностранному языку и представлен опыт организации проектной деятельности студентов одного из технических вузов Донецкой Народной Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козленко Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT METHOD IN DISTANCE LEARNING STUDENTS FOREIGN LANGUAGE

Urgency of an issue is driven by the trend development of the distance learning which conditioned the development of the teaching foreign languages. The purpose of the article is a reveal the benefits of the method of project in the distance learning of the foreign languages. In this article is numberd some advantages in the distance learning of the foreign languages and detected the method of project as a solution interesting, practically significant and approschable problems. Point to the fact that besides the benefits, in this article stages of work are indicated with method of project in the distance learning of foreign languages. Thanks to the fact that the method of project to open up opportunities to students who can plan work and take the creative potencial and flex one’s creativity. The article presents the experience of organizing project activities of students of one of the technical uni-versities of the Donetsk People's Republic.

Текст научной работы на тему «МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.147:811.1/9

DOI: 10.24412/2079-9152-2021-54-7-12.

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Козленке Наталия Владимировна,

e-mail: off-i@mail. ru

ГОО ВПО «Донецкий институт железнодорожного транспорта»,

г. Донецк, ДНР

—•-1......■{-1—

Аннотация. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тенденцией развития дистанционного обучения, которое, в свою очередь, определяет совершенствование обучения иностранному языку. В статье рассматривается применение метода проектов, ориентированного на организацию в высшей школе обучения иностранному языку, способствующему формированию коммуникативной компетенции студентов. На основе анализа проблематики метода проектов, применяемого в дистанционном обучении студентов, даны рекомендации по использованию такого метода в дистанционном обучении иностранному языку и представлен опыт организации проектной деятельности студентов одного из технических вузов Донецкой Народной Республики.

Ключевые слова: дистанционное обучение, метод проектов, иностранный язык, студент.

Для цитирования: Козленко Н.В. Метод проектов в дистанционном обучении студентов иностранному языку / Н.В. Козленко // Дидактика математики: проблемы и исследования: международный сборник научных работ. - 2021. - № 54. - С. 7-12.

DOI: 10.24412/2079-9152-2021 -54-7-12.

].......\

Постановка проблемы. Успешность и качество дистанционного обучения иностранному языку в системе высшего профессионального образования зависят от выбора методологии обучения, педагогических условий, построения элементов методической системы обучения и т.д. В связи с этим происходит пересмотр содержания обучения иностранному языку в высшей школе, разработка и применение новых методик и технологий.

Итак, современные информационные технологии предоставляют неограниченные возможности в хранении, размещении, обработке и обеспечении информацией любого объема и содержания на удалении.

На сегодняшний день существует большое количество платформ для организации дистанционного обучения (iSpring, Online Testpad, Kahoot, Webinar, Moodle, Zoom и др.).

©

По нашему мнению, Moodle и Zoom одни из самых удобных платформ для дистанционного обучения иностранному языку.

Платформа Zoom рациональна для проведения онлайн-занятий. Этот сервис предполагает удобное использование, позволяющее развивать коммуникативную компетенцию студентов в режиме реального времени. Среди дидактических возможностей платформы Zoom отмечаем возможность осуществления совместной работы с источниками информации в виде мультимедийных объектов, реализации многих видов деятельности в формате совместной работы групповых дискуссий, парных работ, аудирования, чтения, мозгового штурма, презентации докладов, проектной деятельности и др.

Одним из основных преимуществ платформы Zoom для дистанционного обучения иностранному языку является режим интерактивной доски whiteboard. Это средство предоставляет преподавателю возможность рисовать и использовать схемы для наглядной демонстрации определенных элементов в учебном процессе.

Результатом применения платформы Zoom в дистанционном обучении иностранному языку является сохранение одних из самых важных и основополагающих факторов успеха обучения - развитие коммуникативной компетенции.

LMS Moodle - это инструментальная платформа (оболочка), которую сам преподаватель наполняет необходимым материалом, учитывая весь компонентный состав обучения.

Реализация дистанционного обучения иностранному языку направлена на способность самостоятельно получать и применять необходимую информацию, вычленять проблемы и находить пути их рационального решения, критически анализировать получаемые знания и использовать их для реализации новых задач. В таких условиях при проектировании дистанционного обучения иностранному языку на основной план выходит педагогическая и содержательная его организация.

Анализ актуальных исследований.

Дистанционное обучение иностранному языку раскрыто в трудах В.В. Кихтан, Е.С. Полат, С.В. Титова и др.

В научной литературе уделяется большое внимание таким вопросам как формирование коммуникативной компетенции студентов по иностранному языку. Активно изучается проблема модернизации дистанционного обучения иностранному языку в системе высшего профессионального образования, рассматривается применение инновационных методов в дистанционном обучении иностранному языку, в том числе метода проектов.

Аспекту проектной деятельности в обучении иностранному языку посвящены работы Ф.Р.Мирзоевой, НЮ.Па-хомовой, О.Ю.Щербаковой, Н.Ф. Яковлевой и др. Исследователь М. Б. Романовская рассматривает метод проектов в контексте профильного обучения, В. В. Малая исследует этот метод в обучении как средство развития творческих способностей [3; 6].

Целью статьи - представить особенности применения метода проектов в дистанционном обучении иностранному языку студентов высшей школы.

Изложение основного материала. По сравнению с традиционным, дистанционное обучение имеет ряд существенных преимуществ. Благодаря модернизации процесса обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий и принципиально новому программно-методическому обеспечению дистанционное обучение:

- позволяет в значительной степени оптимизировать учебный процесс за счет активации самостоятельной работы студентов;

- расширяет возможности предъявления учебного материала и обеспечивает максимальную визуализацию учебного материала средствами мультимедиа;

- оптимизирует темп работы студента и обеспечивает возможность индиви-

©

дуализации и дифференциации обучения [2; 7; 8].

Необходимо отметить, что дистанционное обучение имеет определенные признаки:

- удаленность субъектов обучения в пространстве и времени,

- обучение происходит без непосредственного контакта с преподавателем;

- высокая степень самостоятельности студента в определении - объема, последовательности процесса освоения знаний, умений и навыков;

- гибкость, благодаря которой обучающиеся работают в удобное - для себя время, в удобном месте и в удобном темпе;

- экономическая эффективность;

- ориентация на пользователя и доступность;

- специализированный контроль над качеством образования [1].

Одной из основных задач дистанционного обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции. Эффективному развитию этой компетенции способствует метод проектов т.к. использование обозначенного метода облегчает и ускоряет овладение знаниями студентов, активизирует процесс их усвоения, иностранный язык для студентов является средством познания, способом выражения собственных мыслей.

Общий анализ актуальности и практики применения метода проектов в дистанционном обучении дан Дж.У. Томасом [12]. Другие исследователи Д.Л. Фрайд-Бус и А. Кавлу излагают практические примеры проектов для изучения английского языка как иностранного. Автор А. Кавлу считает, что проектная деятельность способствует развитию критического мышления студентов и умению работать в команде [10]. Исследователь Д.Л. Фрайд-Бус говорит о методе проектов как «о большом спектре педагогических возможностей, которые позволяют способствовать более тщательному усвоению изучаемого материала, плани-

рованию учебной деятельности, а также формировать навыки практического применения изучаемого языка» [11].

В педагогике разработкой метода проектов при обучении иностранному языку занималась Е.С. Полат. Автор утверждает, что проекты составляют основную важность при обучении иностранному языку, т.к. именно они ведут к решению сложных задач для методики преподавания иностранного языка [5].

По мнению исследователя Е.С.Полат, метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы [5].

Исследователь Е.С. Полат понимает метод проектов как определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную либо групповую, которая предусматривает не несложно достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата [5].

Одной из основных задач при дистанционном обучении иностранному языку является развитие речевой деятельности как средства межкультурного и профессионального взаимодействия.

При использовании метода проектов преподаватель делает акцент на активную мыслительную деятельность студентов, что требует владения определенным количеством языковых средств.

Применение метода проектов в изучении иностранного языка дистанционно способствует решению студентами действительно интересных, практически-значимых и доступных проблем с учетом лингвокультурных особенностей дисциплины.

CD

В основе метода проектов всегда лежит какая-то проблема области изучения иностранного языка, студенты должны владеть не только языком, но и иметь широкие познания по разнообразным дисциплинам, что поможет им быстро и эффективно решить любую проблему. Помимо всего этого, студентам высшей школы необходимо обладать также интеллектуальными (умение работать с информацией, текстом, умение анализировать что-либо, делать выводы и т.д.), творческими (умение выдвигать идеи, находить несколько решений к одной проблеме и т.д.) и коммуникативными (умение ведения дискуссии, защищать и аргументировать свою точку зрения, точно и кратко излагать свои мысли и т.д.) навыками.

Существуют различные типы проектов: объектно-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, практико-ориентированные и т.д.

В области обучения иностранному языку выделяют следующие типы проектов: игровые-ролевые, конструктивно-практические, профессионально ориентированные, издательские, информационные, сценарные и т.д.

В дистанционном обучении иностранному языку зачастую преподаватели вынуждены иметь дело со смешанными типами проектов, в которых присутствуют признаки творческих, исследовательский, проектно-ориентированных работ.

Опишем опыт преподавания иностранного языка в институте железнодорожного транспорта Донецкой Народной Республики (ДНР) на основе организации проектной деятельности. Для студентов первого курса наиболее распространенным является метод творческих проектов, который осуществляется в написании сочинений на изучаемые темы, составление монологов, диалогов по заданной теме.

Отметим, что для дистанционного обучения иностранному языку преимущественно было отдано примению веб-квеста. Этот тип проекта позволяет дистанционно управлять процессом обучения иностранному языку, обеспечивая студентов необходимым учебным мате-

риалом, дополнительными коммуникациями и информацией. Веб-квест относится к числу инновационных лингводидакти-ческих средств, которое эффективно применяется в процессе иноязычной подготовки студентов.

Что касается последовательности работы над проектом, то в проектной методике эту последовательность кратко формулируют как «пять П»: проблема, планирование, поиск (информации и решение проблем), продукт, презентация [4].

Как роказывает опыт дистанционного обучения иностранному языку, метод проектов способствует формированию умений и навыков творческого характера, умению применять знания в усложненной ситуации; метод проектов считается эффективным этапом в формировании критического мышления.

При проектной деятельности студент имеет возможность самостоятельно планировать и реализовывать работу, в которой сочетается речевое общение и интеллектуально-эмоциональный контекст деятельности. Подготовка метода проектов дистанционного обучения иностранному языку особенно эффективна на заключительном этапе в работе над развитием умений и навыков во всех видах коммуникативной компетенции студентов.

Собственный опыт преподавания иностранного языка дистанционно в институте железнодорожного транспорта ДНР предоставляет нам возможность сделать акцент на последовательности определенных действий при организации проектной деятельности:

1. Предварительное определение выполнения проектной деятельности: индивидуальная, парная или групповая.

2. Проведение консультации в онлайн режиме преподавателя со студентами (такую возможность предоставляют платформы Zoom, Webinar).

3. Составление студентами плана работы над проектом (подробное описание последовательности действий) и предоставление преподавателю на проверку подготовленного материала (для осу-

®

ществления данного действия мы использовали платформу Moodle).

4. Практическая реализация проекта студентами в онлайн режиме.

5. Осуществление корректировки работы студентов.

6. Проведение презентации результатов проектной деятельности в режиме онлайн конференции.

Мы в дистанционном обучении иностранному языку использовали парную или групповую проектную деятельность. Для этого были созданы микрогруппы по интересам, осуществляли распределение ролей и заданий в соответствии с уровнем знаний, желаемой практической деятельностью в проекте.

Защита проекта осуществлялась на одном из последних занятий по иностранному языку. Тип самого проекта студенты выбирают самостоятельно, это может быть видеопоказ, реклама, виртуальная экскурсия, телепередача и т.д.

Студентами реализовывались защиты проектов в платформе дистанционного обучения Zoom, в устной форме, при этом, помимо языкового материала, мы учитывали содержание выступления, грамотность, наличие наглядной части, оформление работы, умение реагировать на вопросы оппонентов защиты и т.д.. Конечно же, в проектной деятельности возникали определенные сложности, такие как большие временные затраты, разный уровень коммуникативной компетенции студентов, но все они преодолевались при результативности деятельности.

Как показала практика, метод проектов в дистанционном обучении иностранному языку способствует более эффективному развитию коммуникативной компетенции, мотивирует студентов к речевой деятельности, формирует творческое мышление. Большая часть студентов активно участвовала в учебном процессе, уровень умений говорения на иностранном языке студентов значительно улучшился. Следует отметить, что проектная деятельность развивает у студентов способности к рефлексии.

Несмотря на ряд преимуществ, мы столкнулись с трудностями, которые следовало решать в процессе подготовки проектной деятельности. Одной из самых сложных задач в процессе дистанционного обучения иностранному языку для нас оказалась организация работы студентов в проекте. Инструкции по осуществлению проектов должны быть четко сформулированные преподавателем. Следует заранее уделить время развитию у студентов способности работать в группах, применяя необходимые для этого упражнения.

Также возникли сложности лингвистического характера. У студентов не хватало словарного запаса, им было тяжело читать слова технического направления, имена собственные, с которыми они не сталкивались.

С дидактической точки зрения организация проектной деятельности способствует реализации дифференцированного подхода в обучении, учёту индивидуальных способностей и возможностей каждого участника проекта. Создается комфортная образовательная среда, в которой не только прирожденные лидеры берут на себя инициативу внутри команды, но и студенты интровертного типа тоже не остаются в стороне и вносят свой вклад в общее дело. Все участники проекта несут ответственность за результат собственного обучения и за успех проекта в целом [9].

Выводы. Исходя из этого можно сделать вывод, что применение метода проектов в дистанционном обучении иностранному языку способно сделать учебный процесс для студентов личностно значимым, развивает творчество, инициативу, позволяет варьировать способы выполнения задания. При правильной организации дистанционного обучения иностранному языку с применением метода проектов студентам предоставляются широкие возможности в формировании коммуникативной компетенции, развитии аналитических умственных способностей и самостоятельности.

1. Дмитриев М.Е. Отношение к дистанционному образованию в педагогической среде вуза / М.Е.Дмитриев, Л.М.Дмитриева,

А.Е.Сережкина //Научный альманах. - 2016. -№ 8. - С. 113-116.

2. Кихтан В.В. Изучение иностранного языка с использованием дистанционных технологий /М.Е.Дмитриев //Преподаватель высшей школы в XXI веке. - 2008. - №6(2). - С. 134-149.

3. Малая В.В. Метод проектов как средство развития творческих способностей студентов туристского вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 /Малая Вера Васильевна ; [Место защиты : Российская международная академия туризма]. - Москва, 2003. - 28 с.

4. Орлова Л.Г. Использование проектного метода при обучении иностранному языку / Л.Г.Орлова, Е.С.Корнилова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально экономических наук. - 2019. - № 8 (13). - С. 43-47.

5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.ВМоисеева, А.Е.Петров. — Москва: Издательский центр «Академия», 2005. - 272 с.

6. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе / М.Б.Романовская. - Москва : Педагогический Поиск, 2006. -160 с.

7. Скафа Е.И. Информационно-коммуникационные технологии как средство управления геометрическим образованием школьников // Е.И.Скафа, А.А.Ганжа // Дидактика математики: проблемы и исследования: Международ. сборн. науч. работ. - 2020. -Вып.51. - С. 83-91.

8. Титова С.В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков /

C.В. Титова. - Москва: МГУ, 2003. - 267 с.

9. Щекочихина Е.В. Эффективность использования проектной методики в обучении иностранному языку в неязыковом вузе / Е.В.Щекочихина // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 4 (135). - С. 35-39.

10. Fried-Booth D. L.(2002). Project Work /

D. L. Fried-Booth // Resource Books for Teachers. - Oxford: Oxford University Press, 127p.

11. Kavlu A. Implementation of Project Based Learning (PBL) in EFL (English as a Foreign Language) Classroomsin Fezalar Educational Institu-tions(Iraq) / A. Kavlu // International Journal of Social Sciences & Educational Studies. - 2017. -Vol.4. - № 2. - P. 67-79.

12. Thomas J.W. (2000). A Review of Research on Project-Based Learning / J.W.Thomas // San Rafael. - California: The Autodesk, 45 p.

PROJECT METHOD IN DISTANCE LEARNING STUDENTS FOREIGN LANGUAGE

Kozlenko Nataliya,

Donetsk Institute of Railway Transport

Abstract. Urgency of an issue is driven by the trend development of the distance learning which conditioned the development of the teaching foreign languages. The purpose of the article is a reveal the benefits of the method of project in the distance learning of the foreign languages. In this article is numberd some advantages in the distance learning of the foreign languages and detected the method of project as a solution interesting, practically significant and approschable problems. Point to the fact that besides the benefits, in this article stages of work are indicated with method ofproject in the distance learning of foreign languages. Thanks to the fact that the method of project to open up opportunities to students who can plan work and take the creative potencial and flex one's creativity. The article presents the experience of organizing project activities of students of one of the technical universities of the Donetsk People's Republic.

Keywords: distance learning, the method of project, foreign language, student.

For citation: Kozlenko N. (2021). Method of projects in distance learning students a foreign language. Didactics of Mathematics: Problems and Investigations. No. 54, pp. 7-12. (In Russ., abstract in Eng.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI: 10.24412/2079-9152-2021-54-7-12.

Статья представлена профессором Е.И. Скафой.

Поступила в редакцию 12.07.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.