УДК 378
О. Н. Игна
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ
Рассматриваются особенности реализации проектной технологии в профессионально-методической подготовке учителя. Названы ведущие принципы реализации данной технологии, основы формирования тематики, проблематики учебных методических проектов. Представлены классификации учебных методических проектов, а также критерии их оценки.
Ключевые слова: учебный методический проект, проектная технология, профессионально-методическая подготовка учителя.
Ключевыми технологиями профессионально-методической подготовки учителя выступают за-дачная, имитационная, проектная технологии и технология мастер-класса [1—5].
Проектная технология - «совокупность последовательно выполняемых действий по инициации, разработке и реализации проектов исполнителями, а также управлению проектами» [6, с. 24]. Причисление к технологии обусловлено прагматической направленностью проекта на результат, необходимостью соблюдения определенной этапизации при его подготовке и реализации, «осязаемостью» и наглядностью полученных результатов. Объектами педагогического проектирования выступают педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации.
Основные функции проектной технологии в вузовской профессиональной подготовке: активизация учебной и исследовательской деятельности студентов, оптимизация и совершенствование профессиональной подготовки, актуализация профессиональных знаний и умений, обеспечение гибкого перехода от координируемой квазипрофессиональной к самостоятельной профессиональной деятельности, индивидуализация образовательного процесса, апробация научно-исследовательских работ.
Согласно требованиям к результатам освоения будущими учителями основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры, проектная деятельность входит в состав их профессиональных компетенций. Согласно современному Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» выпускник-бакалавр должен решать следующие профессиональные задачи в области проектирования: проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности; проектировать элективные курсы с использованием последних достижений наук; владеть способами проектной и инновационной деятельности в образовании.
Выпускник магистратуры по данному направлению подготовки в области проектной деятельности должен иметь следующие профессиональные компетенции: готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов; способность проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе на основе информационных технологий и применения зарубежного опыта; готовность проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения. При этом проектная технология опосредованно способствует развитию и других компетенций, сформулированных во ФГОС: общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных.
Охарактеризуем потенциал реализации проектной технологии в профессиональной методической подготовке учителя. При частом упоминании в научно-педагогических трудах проектной деятельности и проектной технологии среди «рекомендуемых» эффективных видов технологий профессиональной вузовской подготовки, в том числе профессиональной педагогической подготовки (В. А. Далингер, Г. А. Забелина, Л. А. Иванова, М. Л. Лавров, Р. С. Рафикова, А. А. Сараева, А. В. Самохвалов, Л. Г. Смышляева, Л. А. Сивиц-кая, Е. А. Снигирёва, В. В. Черных, Ю. Г. Шихва-гер), возможности ее практической реализации в процессе профессиональной методической подготовки учителя пока не описаны. Большинство научных исследований касаются в основном использования метода проектов в обучении отдельным дисциплинам, в творческом развитии и развитии проектной культуры студентов. В них проектная деятельность, как правило, выступает объектом изучения будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: от уровня разработки плана-конспекта урока до уровней программы обучения и методических рекомендаций. В то же время сегодняшний учитель, которого в вузе в той или иной степени подготовили к организации и коор-
Вестник ТГПУ (ТБРиБиПеПп). 2014. 10 (151)
динации проектов в деятельности ученика, сам не обладает или недостаточно обладает опытом проектной деятельности.
В профессионально-методической подготовке учителя проектная технология представляет собой одновременно: 1) технологию подготовки, позволяющую закреплять, применять и контролировать профессиональные общепедагогические, предметные и методические знания, навыки, умения; 2) научно-методически обоснованный учебно-профессиональный педагогический эксперимент.
Поскольку проектная технология носит здесь не только исследовательский, методический, но и учебный характер, логично дать определение и указать существенные признаки учебного проекта. Учебный проект - дидактическое средство, которое позволяет обучать целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы [7]; связующее звено в системе: основы наук, практика, самостоятельная итоговая творческая работа студента, выполненная под руководством преподавателя [8].
Учебный проект отличает инструментальная направленность, изначальная формулировка (поиск) решаемой проблемы (проблем); групповое распределение задач, подлежащих решению; координированное взаимосвязанное выполнение комплекса работ (решение задач); прохождение определенных стадий от замысла (постановки проблемы) до презентации; управление со стороны преподавателя (координатора); самостоятельная работа обучаемых; регламентация по времени; отсутствие стандартной организации выполнения проекта; интегрированность знаний; преобразовательный характер деятельности; уникальность (отсутствие абсолютно точного аналога).
Основными принципами реализации проектной технологии в профессионально-методической подготовке являются:
- интегративный характер проектов (интеграция всех видов профессиональной педагогической подготовки);
- ориентация на педагогический и культурно-просветительский аспекты профессиональной деятельности;
- соответствие требованиям ФГОС к проектной деятельности выпускника;
- возможность апробации реализуемых студентами индивидуальных и групповых педагогических, методических научно-исследовательских работ (осуществляемых в рамках курсовых, выпускных квалификационных работ и пр.);
- личностная и профессиональная заинтересованность всех участников проектной деятельности
(«заказчиков», организаторов, координаторов, исполнителей, соисполнителей);
- высокий уровень научно-методического обоснования проекта;
- равная ответственность за качество проработки, выполнения проекта координатора и исполнителей проекта.
В отличие от школьного проекта и вузовского учебного проекта, выполняемого в рамках изучения определенной дисциплины, реализация проектной технологии методического характера не имеет целью полностью соответствовать содержанию методических дисциплин. Здесь уже не стоит ограничиваться только узкопредметными (узкодисциплинарными) или социальными проектами, поскольку их выполнение возможно в рамках педагогических и специальных дисциплин. В методической подготовке проекты уже носят надпредмет-ный, метапредметный характер.
Формирование тематики, поиск идей для реализации проектной технологии в основном осуществляется на основе учета: 1) требований ФГОС высшего профессионального образования к проектной деятельности и проектным умениям учителя; 2) научно-образовательной политики и приоритетов педагогического вуза; 3) потребностей и запросов потенциальных работодателей (образовательных учреждений). Требования ФГОС по проектной деятельности педагога были перечислены выше. Что касается других оснований, то, как показывает практика, мотивы и идеи для выполнения проектов регулярно и «естественным образом» возникают в вузовской образовательной среде. Это конкурсы профессионального мастерства старшекурсников, олимпиады, обобщение результатов прохождения практик, инициативные предложения от образовательных учреждений, являющихся партнерами вуза, инициативные предложения студенческих научных обществ, факультетские масштабные мероприятия. Студенты-старшекурсники (а методическая подготовка как раз приходится на старшие курсы) в большинстве своем социально активны, инициативны, мотивированы на учебу и профессиональное развитие. Многие из них уже работают в образовательных учреждениях и активно вовлекаются администрацией данных учреждений в инновационную деятельность, в том числе проектную.
При определении проблем, тем проектов необходимо учитывать: инновационные тенденции в науке и образовании; приоритеты образовательных инициатив регионального, государственного масштаба; приоритеты образовательной и научной стратегии факультета, университета; потребности образовательных площадок города и региона, учебных площадок; программы научно-исследова-
тельских и педагогических практик студентов. Речь идет не столько о заранее планируемом проекте, сколько о реагировании в соответствии «требованиям времени» посредством проекта.
Что касается видов проектов, то подходы к их классификации могут быть различными. Например, на основе изучения предлагаемых в научно-педагогической литературе группировок, видов проектов (Н. В. Белоусова, О. В. Нартова, Е. С. По-лат, К. Л. Свечников) и с учетом специфики профессионально-методической подготовки учителя проекты могут быть обобщены в следующей их «видовой» классификации:
- по длительности реализации: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;
- по степени сложности: простые, средней степени сложности, сложные;
- по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, обучающие экспериментальные, поисковые, творческие;
- по особенностям структуры и степени творчества: с четкой структурой (исследовательские, обучающие экспериментальные), без детальной структуризации (творческие), с открытой структурой (ролевые, игровые);
- по масштабности (количеству вовлеченных участников): индивидуальный, групповой, факультетский, университетский, внеуниверситетский (городской, областной и т. д.);
- по способу взаимодействия участников в проектной деятельности: непосредственное, дистанционное, телекоммуникационное;
- по степени координации: жестко координируемый, частично координируемый, скрыто координируемый, явно координируемый;
- по связи с содержанием методической подготовки: непосредственно связанный (как продолжение аудиторной работы в рамках методических дисциплин), опосредованно связанный;
- по степени завершенности: полностью завершенный проект; реализуемый проект (такой вариант возможен, если проект продолжителен по времени, объемен, студенты при этом являются соисполнителям «внешнего», не ими инициированного проекта, и, реализовав свои задачи, готовы к презентации результатов).
Возможен и другой, «упрощенный» подход к классификации проектов, используемых в профессионально-методической подготовке, где определяющими могут быть вид приоритетный вид деятельности или результат выполнения проекта:
- проект-продукт (конструктивно-практический проект) - разработка программ, методических пособий;
- проект-исследование;
- проект-обучающий эксперимент;
- проект-экспертиза (оценочный проект);
- творческий проект (игра, праздник, мероприятие);
- информационный проект;
- социально-методический проект.
Для профессионально-методической подготовки особо значимы следующие критерии оценки проекта, распределенные в соответствии с укрупненными этапами проектной технологии:
1) Этап подготовки:
- теоретико-практическая значимость, актуальность проблемы (проблем);
- комплексность решаемой проблемы;
- ориентация на продуктивность;
- интеграция предметной и методической составляющей подготовки учителя;
- научно-методическое обоснование формулировки, выбора темы проекта;
- степень самостоятельности формулировки, выбора темы проекта студентами;
- потенциал поисковой, исследовательской, экспериментальной деятельности;
- адекватность распределения задач между участниками (исполнителями);
- наличие научной и/или образовательной площадки для выполнения и реализации проекта.
2) Этап выполнения (реализации):
- согласованность проектной деятельности;
- корректность и адекватность используемых методов исследования и обработки его результатов;
- авторский вклад в решение задач (вклад всех участников проекта);
- качество отбора, сбора необходимых материалов, данных и качество их обработки;
- связь теоретического и практического аспектов профессиональной методической подготовки;
- гибкость решения незапланированных, непредусмотренных задач;
- рациональность и степень глубины решения промежуточных и итоговых задач.
3) Этапы презентации и обсуждения:
- аргументированность и лаконичность результатов проекта;
- новизна и актуальность полученных промежуточных и итоговых результатов;
- востребованность результатов проекта в теории и практике образовательного процесса;
- значимость процесса и результатов проектной деятельности для ее исполнителей, участников;
- культура оформления результатов и презентации проекта;
- потенциал для внедрения и дальнейшего исследования;
- объективность оценки полученных достижений, результатов;
- качество коллективной рефлексии.
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2014. 10 (151)
На этапе выполнения (реализации) проекта, несмотря на его самую большую продолжительность, как можно заметить, критериев оценки несколько меньше. Это объясняется спецификой технологии:
большая часть работы над проектом осуществляется студентами самостоятельно, а потому качество процесса работы над проектом каждого студента проанализировать и оценить затруднительно.
Список литературы
1. Игна О. Н. Имитационная (моделирующая) технология в профессиональной методической подготовке учителя иностранного языка // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 9 (111). С. 186-189.
2. Игна О. Н. Методические задачи в профессиональной подготовке учителя: содержание и классификации // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 7 (85). С. 20-23.
3. Игна О. Н. Технологизация как современная тенденция языкового профессионально-педагогического образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып.1. (91). С. 135-140.
4. Игна О. Н., Фельде О. Л. Учебные методические задачи в обучении анализу урока студентов педвуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 1 (129). С. 42-47.
5. Фельде О. Л. К вопросу о профессионально-методической подготовке учителя иностранного языка в педагогическом вузе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 8 (86). С. 28-31.
6. Белоусова Н. В. Проектная технология как средство реализации новшеств в процессе инновационного развития образовательного учреждения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 26 с.
7. Степанян И. К. Педагогические условия повышения квалификации преподавателей вузов средствами проектных технологий в системе дополнительного профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011. 24 с.
8. Сараева А. А. Проектная деятельность как необходимый компонент профессиональной подготовки будущего учителя // Материалы междунар. заоч. науч. конф. «Актуальные вопросы современной педагогики» (г. Уфа, июнь 2011 г.). Уфа: Лето, 2011. С. 114-117.
Игна О. Н., кандидат педагогических наук, доцент, декан, докторант. Томский государственный педагогический университет. Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 15.09.2014.
O. N. Igna
PROJECT TECHNOLOGY IN PROFESSIONAL-METHODICAL TRAINING OF TEACHERS
According to the new educational standards project activity is a part of the professional competencies of teachers. Project technology is one of the most significant technologies of professional-methodical training of the teacher. This article discusses the features of the implementation of project technology in professional-methodical training of the teacher. Main principles of implementation of this technology, basis for the formation of subjects, issues of educational methodical projects are named. The paper presents the classifications of educational methodical projects, as well as its evaluation criteria. Important criteria for evaluating of the project are distributed according to the following stages of project technology: preparation stage, implementation stage, stages of presentation and discussion.
Key words: educational methodical project, project technology, professional-methodical training of the teacher.
References
1. Igna O. N. Simulation (modeling) technology in professional-methodical training of the foreign language teacher. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, no. 9 (111), pp. 186-189 (in Russian).
2. Igna O. N. Methodical tasks in professional teachers' training: content and classifications. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2009, no. 7 (85), pp. 20-23 (in Russian).
3. Igna O. N. Technologization as a modern tendency of language professional pedagogical education. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2010, no. 1 (91), pp. 135-140 (in Russian).
4. Igna O. N., Felde O. L. Teaching methodical tasks in training students of pedagogical university to analyze a lesson. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 1 (129), pp. 42-47 (in Russian).
5. Felde O. L. About professional and methodic training of the teachers of foreign language at pedagogical university. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2009, no. 8 (86), pp. 28-31 (in Russian).
6. Belousova N. V. Project technology as a means of implementing innovations in the process of innovation development of educational institution: authoref. Abstract of thesis candidate of ped. sci. Moscow, 2009. 26 p. (in Russian).
7. Stepanian I. K. Pedagogical conditions of training of university teachers by means of project technologies in the system of additional vocational training: authoref. Abstract of thesis candidate of ped. sci. Moscow, 2011. 24 p. (in Russian)
8. Sarayeva A. A. Project activity as a necessary component of professional training of the future teacher. Materials of the international scientific correspondence conference «Actual problems of modern pedagogy» (Ufa, June 2011). Ufa, Leto Publ., 2011. Pp. 114-117 (in Russian).
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected]