АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВОДИДАКТИКИ И ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИИ
УДК 378
О. Н. Игна
ИМИТАЦИОННАЯ (МОДЕЛИРУЮЩАЯ) ТЕХНОЛОГИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Описаны проблемы и способы реализации имитационной (моделирующей) технологии в методической подготовке учителя иностранного языка. Проанализированы задания современных практикумов. Предложены авторские задания, которые позволяют реализовать данную технологию в профессиональном педагогическом образовании.
Ключевые слова: учитель иностранного языка, методическая подготовка, имитационная технология.
Наиболее показательным критерием квалификации выпускника педагогического вуза выступает уровень его профессиональной методической подготовки, которая должна характеризоваться достижением «определенного уровня сформированности профессионально важных знаний, умений, навыков и качеств личности, позволяющих успешно осуществлять передачу социокультурного опыта обучаемым и создания условий для их развития и саморазвития» [1]. Однако на сегодняшний день в ряду недостатков методической подготовки учителя и теоретики и практики образовательного процесса отмечают ее излишнюю теоретизированность и ограниченность возможностей для развития творческого методического мышления. Что касается современной методической и в целом профессиональной подготовки учителя иностранного языка, то, несмотря на наличие научного обоснования подходов к их осуществлению (интегративно-рефлексивный (Е. Н. Соловова, 2004), интегративный (Е. Э. Сысоева), контекстный (Е. С. Семёнова), компетентност-ный (Н. С. Курникова)), описание конкретных технологий модернизации методической подготовки и тем более разработка на их основе соответствующего вузовского учебно-методического обеспечения представлены более чем скромно.
В данной публикации предпринята попытка рассмотреть возможности имитационной (моделирующей) технологии как одной из эффективных, но недостаточно часто используемых на практике основ реализации методической подготовки учителя в целом и учителя иностранного языка в частности. Специфика имитационной (моделирующей) технологии обучения заключается в «моделировании в учебном процессе различного рода отношений и условий реальной жизни» [2, с. 109]. Ее ана-
логовые названия, встречаемые в научно-педагогической литературе, - технология активного обучения и игровая технология (последнее встречается наиболее часто). Причина уподобления - наличие общих для каждой из обозначенных технологий обучения характеристик: возможность моделирования в учебном процессе взаимоотношений и условий различных видов деятельности, а также требование активности. Моделирование здесь базируется преимущественно на игре как одном из рефлексов саморазвития человека.
Для области профессионального образования термин «имитационная (моделирующая) технология» можно признать более подходящим в ряду названных аналогов, прежде всего потому, что методы этой технологии не ограничиваются только лишь игровыми. В. И. Загвязинский, например, характеризуя имитационную (моделирующую) технологию обучения, выделяет в ее составе как игровые методы (обучающие игры, организационно-деятельностные игры, ролевые, деловые, познавательно-дидактические игры), так и неигровые (анализ конкретных ситуаций и решение ситуаций).
Для уточнения понятия «имитация» как центрального терминообразующего компонента названия указанной технологии интерес представляет точка зрения А. М. Князева, согласно которой имитацию можно рассматривать как процесс приведения в действие модели путем манипулирования ее элементами; процесс моделирования систем и деятельности человека; деятельность по оптимизации средовой модели; саму модель [3, с. 36-37].
В конструировании модели будущего специалиста необходимо ориентироваться на Профессио-грамму, и, следовательно, имитации (моделированию) подлежат:
- единицы и виды реализуемой профессиональной деятельности;
- личностные и профессиональные качества;
- профессиональные знания и умения;
- профессиональные проблемы (задачи), которые должны решаться выпускником в ходе актуальной профессиональной деятельности.
Весьма важно учитывать те виды деятельности, которые представляют особую сложность с точки зрения студентов. Специально проведенное
О. Л. Фельде исследование, целью которого выступало определение трудностей, возникающих у студентов факультета иностранных языков (исследование проводилось на базе Томского государственного педагогического университета), позволило выявить, что наибольшие трудности вызывает составление отчетов об обучающей деятельности, затем следует анализ уроков и на третьем месте по сложности было названо составление тематических планов [4].
Очевиден факт, что разнообразие игр, разработанных для системы среднего образования, чрезвычайно велико. Их классификации, области и возможности применения в качестве основ обучения, воспитания и развития обучающихся, а также требования к использованию описаны в большом количестве научных педагогических и психологических трудов (П. И. Пидкасистый, М. В. Кларин, Н. В. Самоучкина, Г. К. Селевко, С. А. Шмаков, Д. Б. Эльконин и др.). Научно-практический интерес к игровым технологиям, особенно в условиях прогрессирования тенденции информатизации образовательной сферы, позволяющей существенно улучшить «видовое разнообразие» и качество игр, только возрастает. Игровую технологию, применяемую в образовательном процессе школы, всецело признают крайне эффективной, универсальной, легко воспроизводимой, подходящей для любой учебной дисциплины и решения практически всех воспитательно-развивающих задач.
Что касается профессионального педагогического образования, то значение игровой технологии для повышения эффективности подготовки студентов, в общем-то, также не оспаривается. Ее признают педагогическим феноменом, уникальной методической оболочкой [5]. Действительно, использование игропрактик в профессиональном образовании позволяет:
- дать представления о том, как связаны осваиваемые студентами новые знания с их будущей профессиональной деятельностью;
- преодолеть экстенсивность организации и процесса обучения;
- формировать способность к ориентировке в изменяющейся профессионально-практической деятельности;
- формировать способность эффективно действовать и быстро принимать оптимальные решения в условиях профессиональной среды.
Вместе с тем необходимо констатировать факт весьма ограниченного использования имитационной технологии именно в процессе методической подготовки учителя, хотя по временным рамкам она приходится как раз на интегративный «пик» профессионального вузовского становления будущего специалиста (3-й - 4-й курсы обучения). Весь потенциал методов имитационной технологии не находит здесь возможной реализации в полной мере, о чем свидетельствует анализ содержания учебной литературы по данному виду подготовки. Причины тому - невладение преподавателями и авторами-разработчиками игротехникой в целом; отсутствие соответствующих учебных материалов; недоверие преподавателей к игропрактике; недостаток научных исследований по данной проблематике; необходимость следования требованиям образовательного стандарта, в котором не предусматривается детальная конкретизация в описании «механизмов» и технологий профессиональной методической подготовки. В то же время разработано немало игр, подлежащих использованию при изучении таких учебных дисциплин, как «педагогика» и «психология» (деловые, ролевые, педагогические игры и пр.), применяемых согласно учебным планам до начала методической подготовки. Преемственность и системность реализации имитационной технологии на протяжении всего курса профессиональной вузовской подготовки учителя, таким образом, теряются.
В сфере профессионального педагогического образования, а в частности в методической подготовке учителя, в той или иной степени отдельные элементы имитационной технологии присутствуют. Они предназначены для вовлечения студентов в квазипрофессиональную педагогическую деятельность, моделирования возможных и типичных учебных, педагогических ситуаций, создания основ для саморазвития и рефлексии, коллективного взаимодействия и обсуждения профессиональных проблем.
Обобщим далее особенности содержания наиболее известных отечественных практикумов для методической подготовки учителя иностранного языка, изданных за последнее десятилетие, с точки зрения наличия в них заданий/игр, которые можно было бы отнести к элементам имитационной (моделирующей) технологии [6-9].
В результате обобщения данных, приведенных в таблице, нетрудно сделать вывод о превалировании неигровых методов в содержании названных пособий. Что касается игровых методов, то здесь стоит остановиться на учебно-ролевых играх, ко-
Методы имитационной (моделирующей) технологии Вид задания
Игровые методы учебно-ролевые игры
«творческие лаборатории» для обсуждения уроков
Неигровые методы «профессиональные» дискуссии
поиск альтернативных подходов к решению методических проблем
презентации комплексов упражнений для обучения иностранному языку
презентации отобранных учебников по иностранному языку
презентации подготовленных фрагментов урока
микро- и макроанализы видеоуроков
определение параметров ситуации и моделирование новой ситуации
торые широко представлены лишь в учебном пособии П. К. Бабинской «Практический курс методики преподавания иностранных языков» [7]. Студентам для участия в разыгрывании фрагментов уроков рекомендуются роли учеников, учителей, методистов, авторов учебников. В целом идеи для формулировок заданий к играм и постановка профессиональных задач целесообразны и небезынтересны. Ряд формулировок, тем не менее, содержит в себе дискуссионные противоречия. Например: «Вы - опытные учителя. Ваша задача - ...», «Вы -преподаватель психологии. Ваша задача - ...». Способен ли студент в полной мере «примерить на себя» роль опытного учителя и тем более психолога? Или, например, студентам предлагается поделиться на группы опытных и неопытных учителей для проведения игры. Насколько оправдано «вхождение в роль» неопытного, а значит, и не совсем умелого учителя? Предложение изначально, даже в целях реализации игры, моделировать и проигрывать слабое понимание профессиональных задач вряд ли способствует развитию профессиональных умений учителя.
В названном пособии П. К. Бабинской в качестве наиболее удачных в методическом, творческом и мотивирующем плане хотелось бы обозначить идеи некоторых учебно-ролевых игр, которые могут служить полноценными образцами для разработки модифицированных аналогов:
- заседание оргкомитета по проведению конкурса сценариев учебных видеофильмов;
- заседание представителей центра «Современные средства обучения иностранным языкам»;
- презентация и обсуждение рекомендаций по улучшению существующих учебников;
- презентация проектов «авторских» учебников.
При разработке учебно-ролевой игры для методической подготовки учителя иностранного языка обязателен учет следующих компонентов: количество и типы игровых ролей; соответствие предполагаемой имитационной деятельности видам профессиональной педагогической деятельности (анализ, планирование, реализация учебной деятельности); ориентация на развитие комплекса квалификационных умений учителя (согласно Профессиограмме);
специфика поставленной проблемы и результата игры; возможность рефлексии и обсуждения; наличие/отсутствие дополнительных вербальных и невербальных опор; роль преподавателя при проведении игры. Наряду с уже названными учебно-ролевыми играми можно предложить такие варианты:
- игра-соревнование на знание выражений классной лексики (умение среагировать методически адекватно и грамотно в языковом плане в предлагаемых педагогических и методических ситуациях, возникающих на уроке);
- защита перед методистами проектов сценарных уроков;
- проведение с учениками заседания разговорного клуба;
- заседание оргкомитета по проведению конкурса учителей иностранных языков;
- заседание оргкомитета по проведению в школе недели иностранных языков;
- защита проектов воспитательных мероприятий по иностранному языку на предложенную тему.
Роли учеников, методистов, членов жюри исполняют сами студенты, а преподаватель дает установки для проигрывания, также принимает участие в игре. Учебно-ролевые игры могут стать полноценным содержательным компонентом конкурсов и олимпиад по методике обучения иностранному языку среди студентов. И тогда их проведение выйдет за рамки семинарского занятия по дисциплине, получив статус факультетского мероприятия.
Помимо учебно-ролевых игр возможно применение блиц-игр. А. М. Князев рекомендует следующие их группы:
1. Исследовательские (участники за определенное время проверяют гипотезы, осуществляют поиск и накопление данных, делают выводы по результатам проделанной работы).
2. Дидактические (изучаются элементы теории и практики деятельности специалиста).
3. Рефлексивно-оценочные (осуществляется исследование деятельности, поиск затруднений, пе-ренормирование деятельности, оценка процесса и результата.
4. Диагностические (проводится диагностика деятельности, личности или группы в интересах получения каких-либо актуальных данных).
5. Мотивационно-побудительные (формируется интерес, азарт, мотивация, а также потребность относительно деятельности, явления, информации).
6. Психотехнические (осуществляется обучение или совершенствование умений специалиста в выполнении определенных действий, отражающих прямо или косвенно профессиональную деятельность) [3].
Отдельные игровые элементы могут содержаться и в учебных методических задачах, включаемых в содержание пособий по теории и методике обучения, что приближает данную основу профессиональной подготовки учителя к дидактическим, организационно-деятельностным и другим видам игр. Далее приводим примеры учебных методических задач, использование ко -торых может происходить в игровой, соревновательной форме:
- заполнение «белых пятен» (отсутствующих элементов) в готовом плане-конспекте урока;
- поиск языковых и методических ошибок в плане-конспекте урока;
- конкурс на лучший методический комментарий к отрывкам из научно-методической литературы 30-50-летней давности с позиции современных представлений о проблеме.
К неигровым методам имитационной технологии, которые должны использоваться более активно в методической подготовке учителя, отнесем:
- «мозговые атаки» по проблемам методики обучения;
- анализ возможных последствий ошибочных действий учителя;
- анализ ошибочных действий учителя и составление соответствующих методических рекомендаций;
- конкурс мастер-классов среди студенческих групп (например по наиболее эффективным способам запоминания лексики);
- обсуждение действий разных учителей в одной и той же учебной ситуации;
- планирование экспериментального обучения по определенной проблематике;
- разработка дидактических материалов, дополнительных средств обучения к основному учебному материалу;
- разработка проектов программ и пособий;
- разработка учебных материалов.
И, наконец, обобщая требования к реализации имитационной технологии в процессе методической подготовки, отметим необходимость активности как со стороны студентов, так и преподавателя; реализации возможности саморазвития на основе рефлексии; компрессии учебного времени и интенсификации профессиональной подготовки. Здесь также актуальны принципы системности использования и соблюдения всех этапов реализации технологии; учета индивидуальных интересов и потребностей каждого студента при групповой работе; взаимодействия и взаимооценки; проблемности и эвристичности содержания материала, подлежащего усвоению и отработке.
Список литературы
Кучугурова Н. Д. Профессионально-методическая подготовка учителя математики: дис. ... д-ра пед. наук. Ставрополь, 2002. 460 с. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2004. 192 с.
Князев А. М. Обучение и развитие личности в организации (технологический подход): учеб. пос. М., 2005. 185 с.
Фельде О. Л. К вопросу о профессионально-методической подготовке учителя иностранного языка в педагогическом вузе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 8 (86). С. 28-31.
Сайгушев Н. Я. Сайгушева Л. И., Валеев А. С. и др. Игровое моделирование в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 2. С. 114-122.
Соловова Е. Н. Практикум к базовому курсу методики обучения иностранным языкам: учеб. пос. для вузов. М.: Просвещение, 2004. 192 с. Бабинская П. К., Леонтьева Т. П., Андреасян И. М. и др. Практический курс методики преподавания иностранных языков: учеб. пос. для вузов. 2-е изд. Минск: ТетраСистемс, 2003. 288 с.
Мильруд Р. П. Курс методики преподавания английского языка / Р. П. Мильруд. Тамбов, 2001. 190 с. (Серия «Профессиональное развитие учителя»).
Игна О. Н. Современные отечественные практикумы для методической подготовки учителя иностранного языка // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 10 (88). С. 100-105.
Игна О. Н., кандидат педагогических наук.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: dsigna@yandex.ru
Материал поступил в редакцию 19.01.2011.
O. N. Igna
THE IMITATION (MODELING) TECHNOLOGY IN PROFESSIONAL METHODICAL TRAINING OF A FOREIGN LANGUAGE TEACHER
In the article problems and ways to implement of imitation (modeling) technology in professional methodical training of a foreign language teacher are described. Tasks in modern practical works are analysed. Author’s tasks are offered which let implement the given technology in professional pedagogical education.
Key words: a foreign language teacher, methodical training, imitation technology.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: dsigna@yandex.ru