Научная статья на тему 'Проектная технология на уроках английского языка'

Проектная технология на уроках английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
946
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / МЕТОДИКА / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ПРОБЛЕМЫ / ТЕХНОЛОГИЯ / КОММУНИКАТИВНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ / ГРУППОВАЯ РАБОТА / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ПЛАН / ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухамеджанова Ситорабегим Джамолитдиновна

В статье рассматриваются основы метода проектов, которые являются развитием познавательных навыков учащихся. Данный метод развивает умение самостоятельно конструировать свои знания студентам. А также ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектная технология на уроках английского языка»

всего является избыточной, что можно видеть на многих речевых примерах. Если пишут или говорят: Minka aber war viele Tage krank, то не добавляют nicht gesund; в предложении Die Stadt war groß не уточняют nicht klein.

3-й тип упражнений: противопоставленные в речи антонимы.

Когда в речи необходимо отметить какое-либо существенное различие, развитое до предела, обозначить взаимопротивоположные явления, процессы, предметы, свойства, часто употребляют антонимы, например, Die Friedens- kämpfer in Westberlin haben auch schon Freunde, die verhaftet waren, befreit. В этих предложениях кратко и в то же время весьма контрастно обозначены такие взаимопротивоположные действия объективной реальности, как лишение человека свободы (verhaften) и возвращение ему свободы (befreien), и такие устремления, как ненависть к войне (den Krieg hassen) и борьба за мир (für den Frieden kämpfer). Употребление в речи противопоставленных антонимов является систематическим, поэтому, видимо, на это явление и обратили внимание в свое время ученые. Например, предложения, заимствованные из произведений Г. Гейне:

Aus meinen großen Schmerzen mach' ich die kleinen Lieder...

Или: Es ist eine alte Geschichte, doch bleibt sie immer neu...

Wir haben aber weder Zeit zur Freude noch zur Trauer.

Es gibt zwei Sorten Ratten: die hungrigen und die satten.

Die satten bleiben vergnügt zu Haus', die hungrigen aber wandern aus.

Список литературы

1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 143 с.

ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Мухамеджанова С.Д.

Мухамеджанова Ситорабегим Джамолитдиновна - преподаватель английского языка,

кафедра иностранных языков, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются основы метода проектов, которые являются развитием познавательных навыков учащихся. Данный метод развивает умение самостоятельно конструировать свои знания студентам. А также ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление.

Ключевые слова: проект, методика, английский язык, проблемы, технология, коммуникативность, информационный, групповая работа, презентация, план, заключение.

Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность учащихся с учетом их личных интересов.

В настоящее время проектная методика широко применяется в современной мировой методике преподавания английского языка, так как она позволяет органично интегрировать знания учащихся из различных областей для решения заданной практической проблемы, стимулируя при этом развитие творческих способностей личности учащегося. Проект вытекает и развивается из конкретной ситуации. Такая ситуация возникает в процессе работы над какой-либо учебной темой.

Проект - это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Основная задача педагога в обучении английскому языку заключается в стимулировании творческого потенциала учащихся наряду с развитием навыков владения определенными языковыми средствами.

Метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно преобразовать уроки английского языка в дискуссионное, исследовательское занятие, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учашдхся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.

Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, естественно, влечёт за собой повышенную мотивированную активность учащегося.

В основе проекта лежит конкретная проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание английского языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями.

Преподаватель иностранного языка обучает способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам.

По мнению Е.И. Пассова, автора коммуникативного метода, коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком. Практическая речевая направленность есть не только цель, но и средство, где и то, и другое диалектически взаимообусловлено. Чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого учащимися. [5, 208]

Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции — формирования и формулирования этих мыслей. Новые тенденции в развитии нашего общества способствовали распространению проекта как формы групповой деятельности учащихся. В ней учащийся выступает как индивид, способный не только оценивать действительность, но и проектировать какие-то необходимые изменения для улучшения жизни.

Преимущества проектной технологии сводятся к следующему.

1. В условиях проекта учебный процесс выходит за узкие рамки языковых аспектов в область личностных отношений и интересов, когда создаются ситуации, в которых учащиеся сосредотачивают свое внимание не столько на языковой форме высказывания, сколько на его содержании.

2. В ходе выполнения проектной деятельности учащийся активен, он проявляет творчество и самостоятельность и не является пассивным исполнителем воли преподавателя. Таким образом, проектная технология позволяет исключить формальный характер изучения и активизирует их взаимодействие для достижения практического результата изучения языка.

3. Меняются функциональные обязанности учащегося и преподавателя. Первый активно участвует в выборе, организации и конструировании содержания обучения иностранному языку и конкретного урока; второй выступает в роли советчика, помощника, участника игр и занятий.

Проектная технология имеет большую общеобразовательную ценность, поскольку направлена на формирование учащихся социальной компетенции, то есть способности самостоятельно действовать в социальных ситуациях, на развитие чувства ответственности за конечный результат, умения публично выступить и аргументировано проводить презентацию данного результата.

Список литературы

1. ПассовЕ.И. Урок иностранного языка. М.: Просвещение. 198. Ст. 223.

2. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе, 1991. № 3.

3. Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ, 2002. № 3. Ст. 39-41.

4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ, 1991. № 2. Ст. 3-10.

5. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Пособие для преподавателей иностранного языка. М.: Просвещение, 1985. Ст. 208.

ИНТЕРНЕТ: НА ПОЛЬЗУ ИЛИ ВО ВРЕД Мустафаева М.А.

Мустафаева Мавлуда Анваровна - преподаватель английского языка, кафедра иностранных языков, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статье рассматривается использование интернета учащимися и студентами. В статье говорится о пользе или вреде интернета для молодежи Узбекистана. Ключевые слова: интернет, виртуальная реальность, идеология.

Сегодня мы все чаще встречаем молодых людей, которые ни на минуту не отрывают глаз от сотового телефона. Заходя в общественный транспорт, юноши и девушки, надев наушники, включают музыку, открывают Интернет странички и полностью уходят в мир виртуальной реальности. Для кого-то это продолжается дома, во время отдыха, и драгоценные минуты общения с родными и близкими заменяет переписка со знакомыми, а порой и малознакомыми людьми. Еще больше соблазнов предлагают компьютеры: социальные сети, различные сайты, на которых молодежь засиживается в течение многих часов.

Надо разобраться в том, где границы использования Интернета современными подростками и молодежью, каковы его преимущества и возможные угрозы.

Включая компьютер или телефон, и входя в Интернет, молодежь попадает в привлекательную среду. Здесь можно найти самую разнообразную информацию и «задать» любой вопрос. Однако некоторые недобросовестные учащиеся и студенты забывают о том, что Интернет - всего лишь дополнительное средство получения полезных фактов и данных, и чтобы не тратить время на подготовку рефератов, курсовых и выпускных квалифицированных работ, скачивают их с сайтов, что вызывает негодование преподавателей и понижение уровня успеваемости молодых людей. Более того, помимо образовательных ресурсов, электронных книг, научных статей и новостей, Всемирная сеть предлагает и многое другое. Через Интернет-ресурсы и социальные сети могут распространяться идеи, несущие в себе антисоциальный, деструктивный характер, пропагандирующие противоправные модели поведения, жестокость, грубость и другое. Более того, сегодня в мире усиливается борьба идеологий, наблюдается стремление к завоеванию умов молодого поколения, формированию у него ложных целей, приоритетов и жизненных принципов.

Данные вопросы является в настоящее время весьма актуальными и ставят перед работниками системы непрерывного образования новые задачи. Студенты на втором курсе осваивают дисциплину «Информационно - психологическая безопасность в свободных информационных пространствах». Во время занятий они узнают о том, что, в соответствии с законодательством Республики Узбекистан, представляют собой информационная безопасность личности, общества, государства, у них формируется медиакультура, которая включает в себя культуру передачи информации и ее восприятия, являясь показателем развития личности, способности ее воспринимать, анализировать, оценивать то, что предлагают многочисленные средства массовой информации, интернета и т.д. [1].

В годы независимости в нашей стране проделана и продолжается работа по обеспечению действенной защиты от информационно - психологических атак, совершенствованию правовых основ информационной системы и ресурсов, повышению эффективности духовно-нравственного воспитания молодежи, формирования собственного мировоззрения и четких жизненных ориентиров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.