Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
25
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проект / проектная технология / обучение / практико-ориентированное / профессиональный стандарт / компетенции / сервис / туризм. / project / project technology / training / practice-oriented / professional standard / competencies / service / tourism.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Куценко Е.И.

В статье рассматриваются возможности реализации практико-ориентированного обучения на основе проектной технологии как ключевой характеристики профессиональной подготовки обучающихся высшего учебного заведения путем формирования профессионализма, компетентности, профессиональной мобильности и умений адаптироваться к быстро меняющимся условиям, сформированных универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Рассматривается опыт реализации практико-ориентированного проекта для обучающихся направлений подготовки сервис и туризм на основе профессионального погружения как прикладного знакомства с профессией, в ходе которого моделируются реальные задачи конкретного вида профессиональной деятельности. Мероприятия проекта разработаны на основе трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт «Специалист по организации и предоставлению туристских услуг». Методологическую базу исследования составляют идеи практико-ориентированного и проектного обучения обучающихся в высшем учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT TECHNOLOGY AS A FORM OF IMPLEMENTATION OF PRACTICE-ORIENTED LEARNING

The article discusses the possibilities of implementing practice-oriented training based on project technology as a key characteristic of the professional training of students of a higher educational institution, through the formation of professionalism, competence, professional mobility and the ability to adapt to rapidly changing conditions, the formation of universal, general professional and professional competencies. The experience of implementing a practice-oriented project for students studying service and tourism based on professional immersion as an applied acquaintance with the profession, during which real tasks of a specific type of professional activity are modeled, is considered. Project activities are developed on the basis of labor functions included in the professional standard «Specialist in the organization and provision of tourism services». The methodological basis of the study consists of the ideas of practice-oriented and project-based training for students in a higher educational institution.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ»

— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Научная статья

https://doi.org/10.23672/SAE.2023.11.11.014 УДК 330

ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Куценко Е.И.

Оренбургский государственный университет

Аннотация. В статье рассматриваются возможности реализации практико-ориентированного обучения на основе проектной технологии как ключевой характеристики профессиональной подготовки обучающихся высшего учебного заведения путем формирования профессионализма, компетентности, профессиональной мобильности и умений адаптироваться к быстро меняющимся условиям, сформированных универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Рассматривается опыт реализации практико-ориентированного проекта для обучающихся направлений подготовки сервис и туризм на основе профессионального погружения как прикладного знакомства с профессией, в ходе которого моделируются реальные задачи конкретного вида профессиональной деятельности. Мероприятия проекта разработаны на основе трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт «Специалист по организации и предоставлению туристских услуг». Методологическую базу исследования составляют идеи практико-ориентированного и проектного обучения обучающихся в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: проект, проектная технология, обучение, практико-ориентированное, профессиональный стандарт, компетенции, сервис, туризм.

PROJECT TECHNOLOGY AS A FORM OF IMPLEMENTATION OF PRACTICE-ORIENTED LEARNING

Ekaterina I. Kutsenko

Orenburg State University

Abstract. The article discusses the possibilities of implementing practice-oriented training based on project technology as a key characteristic of the professional training of students of a higher educational institution, through the formation of professionalism, competence, professional mobility and the ability to adapt to rapidly changing conditions, the formation of universal, general professional and professional competencies. The experience of implementing a practice-oriented project for students studying service and tourism based on professional immersion as an applied acquaintance with the profession, during which real tasks of a specific type of professional activity are modeled, is considered. Project activities are developed on the basis of labor functions included in the professional standard «Specialist in the organization and provision of tourism services». The methodological basis of the study consists of the ideas of practice-oriented and project-based training for students in a higher educational institution.

Keywords: project, project technology, training, practice-oriented, professional standard, competencies, service, tourism.

Введение. Актуальность темы исследования обусловлена возрастающими требованиями со стороны работодателей к содержанию и качеству подготовки специалистов в области сервиса и туризма. Выпускник высшего учебного заведения, в условиях жесткой конкуренции на рынке труда, может быть сегодня успешным в профессиональном плане, если будет обладать профессионализмом, компетентностью, профессиональной мобильностью, умением адаптироваться к быстро меняющимся условиям, сформированными универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями.

Обсуждение. Целью практико-ориентированного (дуального) обучения обучающихся является развитие компетенций и познавательных потребностей, поиск новых идей, повышение эффективности образовательного процесса, получение и накопление новых навыков и умений, максимальное приближение обучающихся к будущей профессиональной деятельности, приобретение необходимых умений и опыта практической работы по специальностям и профессиям в рамках реализации образовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования [5].

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

К наиболее распространенным направлениями в определении понятия «практико-ориентирован-ное обучение» относят подходы, которые различаются степенью охвата элементов образовательного процесса:

- связь с формированием опыта практической деятельности обучающихся при погружении их в среду, близкую к профессиональной;

- использование профессионально-ориентированных технологий обучения и методик моделирования профессиональной деятельности;

- практико-ориентированное обучение направлено на приобретение опыта практической деятельности с целью достижения учебных целей [4].

Сущность практико-ориентированного обучения заключается:

- в построении учебного процесса на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов содержания;

- в приобретении новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем;

- в эмоциональном и познавательном насыщении творческого поиска обучающихся высшего учебного заведения.

К трудовым функциям (функциональной карты вида профессиональной деятельности), входящим в профессиональный стандарт «Специалист по организации и предоставлению туристских услуг», относятся:

- работа с заказами клиентов по формированию экскурсионных (туристских) групп;

- вспомогательная деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта;

- организация досуга туристов (или анимация обслуживания туристов);

- разработка и эксплуатация туристских маршрутов;

- формирование, продвижение и реализация туристского продукта;

- руководство и обслуживание туристской группы;

- руководство структурным подразделением туристской организации [1].

Соответственно, для работодателя профессиональный стандарт «Специалист по организации и предоставлению туристских услуг» представляет собой основу по определению требований, предъявляемых к квалификации работника с учетом выполняемых трудовых функций, обу-

словленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Необходимость соответствия получаемого образования требованиям производства: компетенций, получаемых молодыми специалистами в высших учебных заведениях, запросам работодателей определяет пересмотр подходов, методов организации образовательного процесса путем внедрения элементов дуального обучения.

К практико-ориентированным технологиям обучения относятся:

- технология критического мышления;

- интерактивные технологии обучения;

- проектные и исследовательские технологии;

- технология проблемного обучения;

- информационно-коммуникационные технологии и др.

Определение понятия «проект» раскрывает характеристики проекта - ограниченное во времени, целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, с возможными ограничениями расходования ресурсов и со специфической организацией. Являясь конечной точкой реализации проектного подхода, любой проект основывается на определенной идеи и направлен на решение конкретной задачи (проблемы) [3].

В Оренбургском государственном университете кафедрой управления персоналом, сервиса и туризма осуществляется подготовка бакалавров по направлениям «Управление персоналом», «Сервис» и «Туризм».

Практико-ориентированный подход в профессиональной подготовке обучающихся ФГБОУ ВО Оренбургского государственного университете на кафедре управления персоналом, сервиса и туризма реализуется в различных направлениях образовательного процесса, где проектная деятельность является приоритетной. В первую очередь, это организация взаимного сотрудничества между вузом и работодателями. В рамках направлений подготовки бакалавров по направлениям Сервис, Туризм взаимодействие осуществляется в следующих формах:

- организация и проведение учебных, производственных практик, где особое место занимает проектно-технологический тип практики;

- привлечение представителей работодателей или их объединений к проведению государственной итоговой аттестации по программам бакалавриата, магистратуры;

- участие обучающихся в научной и научно-методической работе конференций различного уровня;

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

- темы курсовых работ и выпускных квалификационных работ могут быть предложены предприятием (организацией), деятельность которых соответствует профессиональным компетенциям, осваиваемым в рамках образовательных программ и др. [2].

Одной из самых значимых и важных категорий в системе интеграционного взаимодействия вузов и субъектов рынка труда в настоящее время являются предприятия-работодатели. Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают построение вариативной части образовательных программ с ориентацией на запросы работодателей и также ориентируют вузы на привлечение работодателей в систему подготовки кадров на протяжении всего учебного процесса:

- при формировании профессиональных компетенций, на основе которых разрабатываются профессиональные стандарты;

- при разработке государственных образовательных стандартов на основе профессиональных стандартов;

- при реализации государственных образовательных стандартов, направленных на получение обозначенных профессиональных компетенций;

- при определении степени сформированности профессиональных компетенций в рамках выбранной специальности, направления подготовки [6].

В ФГБОУ ВО ОГУ на кафедре управления персоналом, сервиса и туризма в рамках практико-ориентированного обучения на основе проектных технологий запущен проект «Профи.Тур», который направлен на формирование практико-ориентированных технологий обучения, способствующих образованию у обучающихся значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и опыта, обеспечивающих в дальнейшем качественное выполнение профессиональных обязанностей. Целевая аудитория проекта - обучающиеся кафедры управления персоналом, сервиса и туризма ФГБОУ ВО Оренбургского государственного университета направлений подготовки бакалавров: 43.03.01 Сервис, 43.03.02 Туризм с первого по четвертый курс обучения (очная форма).

Задачи проекта:

- профессиональное погружение как прикладное знакомство с профессией, в ходе которого моделируются реальные задачи конкретного вида профессиональной деятельности и осуществляются пробы по их разрешению;

- формирование у обучающихся мотивации на обучение и осознанной необходимости в приоб-

ретении профессиональных компетенций в процессе всего времени обучения в университете;

- овладение навыками практической деятельности в ходе решения комплекса профессиональных задач и обобщения полученных результатов;

- приведение результатов обучения в соответствие с постоянно меняющимися требованиями рынка труда;

- участие работодателей в процессе профессиональной подготовки обучающихся и др.

В рамках проекта «Профи.Тур» разработаны мероприятия на основе трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт «Специалист по организации и предоставлению туристских услуг».

Проект предполагает реализацию следующих направлений деятельности:

1. Производственно-тематические экскурсии (ООО «Аэро-Тур» (ТурКлуб); ООО ТО «Тревел зон»; Центр развития туризма Оренбургской области; ООО «Планета Туризма Плюс»; ООО «Наш городок»; ПК «Оренбургские пуховницы»; ГАУК «Оренбургский Губернаторский Историко-Краеведческий Музей»; АНО «Туристско-информационный центр Оренбургской области»; АНО «Музей В.С. Черномырдина» и др.). Посещение обучающимися организаций по профилю подготовки позволяет развивать познавательные способности (внимание, восприятие, наблюдательность, мышление, воображение), познакомить с современными организациями и профессиями направления подготовки 43.03.01 Сервис, 43.03.02 Туризм, востребованными на рынке труда, показать реальные рабочие места и условия, а также возможности по дальнейшему трудоустройству. Во время экскурсии обучающиеся могут представить себя в условиях организации, что усиливает их мотивацию к изучению специальных дисциплин, способствует получению новых знаний и формированию профессиональных компетенций.

2. Интеллектуальные игры и образовательные квизы (инновационные игровые образовательные технологии, применяемые в процессе преподавания дисциплин профиля подготовки), позволяющие обучающимся закрепить пройденный материал по дисциплинам учебного плана направления подготовки 43.03.01 Сервис, 43.03.02 Туризм в игровой форме и стимулировать познавательную деятельность, активизировать их интерес к направлению подготовки, оценить уровень сформированности профессионального самоопределения. Интеллектуальная игра «Мы туристы или путешествие без рюкзака»; Образовательный квиз «Туризм и гостеприимство»; Интеллектуальная игра «РЯО-туризм знаю все»; Образовательный квиз «Технология продаж и продвижения турпродукта»; Туристско-краеведческий квиз «Родной край»; Образовательный квиз «Туризм и гостеприимство» и др.

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Интерактивные технологии предполагают коллективную работу обучающихся в группе, часто с участием преподавателя, требуют глубокой проработки теоретического материала, привлечения дополнительной информации, формирования аргументов и выводов. Задания квиза являются проблемно-ориентированными и позволяют сформулировать упражнения для комплексной проверки знаний обучающихся по дисциплинам направлений подготовки. Интеллектуальные игры позволяют не только усовершенствовать знания, но и развить навыки критического и аналитического мышления, а также умения проводить аналогии между теоретическим знанием и действительностью.

3. Мастер-классы и тренинги (Мастер-класс «Оформление и бронирование заказов клиентов»; Мастер-класс «Комплектование туристской группы»; Мастер-класс «Особенности управления деятельностью предприятий индустрии туризма»; Тренинг «Продажа туристических услуг»; Тренинг «Эффективное общение с клиентами»; Тренинг «Работа с возражениями в офисе турагентства»; Мастер-класс «Создание экскурсионного маршрута по историческим местам»; Мастер-класс «Продвижение турпродукта» и др.). Являясь одной из форм практико-ориентированного обучения, мастер-класс представляет собой современную технологию проведения обучающих тренинг-семинаров для отработки практических навыков и умений с целью повышения профессионального уровня, развития творческих и личностных компетенций обучающихся высшего учебного заведения, обмена передовым опытом, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

По итогам участия в проекте «Профи.Тур», обучающиеся сдают зачет. При успешной сдаче зачета обучающийся получает сертификат, возможность прохождения практики и последующее трудоустройство в компаниях-партнерах проекта. Реализация комплекса уникальных мероприятий в рамках проекта «Профи.Тур» позволит обеспечить формирование конкурентоспособного специалиста, обладающего достаточным уровнем развития компетенций, способного быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям на предприятии. Результатом применения практико-ориентированной технологии в процессе обучения обучающихся становится выпускник, который наделен способностью результативно применять в практической деятельности освоенные компетенции.

Результаты. Учитывая современный опыт, новые теоретические разработки и практические результаты, достигнутые обучающимися кафедры управления персоналом, сервиса и туризма при подготовке к профессиональной деятельности, можно утверждать, что применяемые формы практико-ориентированного обучения закладывают фундамент профессиональных знаний, умений и навыков, прививают стремление к совершенствованию в профессии, способствуют формированию ориентирующих основ профес-

сиональной деятельности в производственной среде.

Планируемые результаты реализации проекта «Профи.Тур»:

- усиление практической составляющей в ходе обучения обучающихся за счет использования практико-ориентированных инструментов обучения;

- формирование у обучающихся знаний, умений и навыков, сохранении в памяти и воспроизведении фактов науки, понятий, правил, законов, теорий на практике;

- обеспечение обучающимися взаимосвязи системы теоретических знаний по изучаемым дисциплинам учебного плана обучающихся направлений подготовки бакалавров Сервис, Туризм и практического опыта;

- апробирование в ходе изучения дисциплин на лекционным занятиях по направлениям подготовки бакалавров Сервис, Туризм полученные знания на практике;

- повышение уровня профессионализма обучающихся, компетентности, умения адаптироваться к быстро меняющимся условиям внешней среды современных хозяйствующих субъектов экономики сферы сервиса и туризма;

- формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся;

- формирование конкурентоспособных выпускников кафедры управления персоналом, сервиса и туризма ФГБОУ ВО Оренбургского государственного университета направлений подготовки бакалавров Сервис, Туризм на рынке труда.

Заключение. Реализация проекта позволит увеличить количество обучающихся, принимающих активное участие в проекте. В дальнейшем, планируется расширить применение контрольных инструментов реализации проекта, к примеру, формирование и широкое применение практико-ориентированных технологий современного образования требует также разработки практико-ориентированных заданий для промежуточного контроля знаний, которые позволяют не только актуализировать изученный материал, корректировать применяемые методы, но и формируют готовность к профессиональной деятельности в соответствии с требованиями соответствующих профессиональных стандартов.

Планируется систематизация полученного в ходе реализации проекта теоретического и практического материала. Ожидаемые результаты от реализации проекта рассчитаны на долгосрочную перспективу. Реализация разработанных работ в рамках проекта «Профи.Тур» останется ключевым направлением применения практико-ориентированных технологий в будущем, ведь

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

данный проект позволит внедрить практико-ориентированный подход в процесс обучения обучающихся, который обеспечит формирование значимых для будущей профессиональной дея-

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Литература:

тельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение трудовых функций по направлению подготовки бакалавров Сервис и Туризм.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

1. Профессиональный стандарт «Специалист по организации и предоставлению туристских услуг». URL : https://russiatourism.ru/ upload/iblock/400/profstandart_tourism.pdf (дата обращения 05.10.2023).

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) «Об образовании в Российской Федерации». URL : https://sh-kumakskaya--solileckij-r56.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/GIA_11/273-fz.pdf (дата обращения 05.10.2023).

3. Kilpatrick W.H. The Project Method: The Use of the Purposeful Act in the Educative Process / W.H. Kilpatrick // Tearhers College Columbia University. 1929. 24 p.

4. Августова Ю.В. Историко-педагогический аспект развития практико-ориентированного образования в отечественной педагогике / Ю.В. Августова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер. № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2020; Перм. гос. гума-нит.-пед. ун-т. Пермь, 2020. Вып. 1. С. 95-100.

5. Куценко Е.И. Опыт применения практико-ориентированного подхода в процессе обучения студентов направления подготовки «Управление персоналом» / Е.И. Куценко // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: сб. материалов Всерос. науч.-метод. конф., Оренбург / Оренбург. гос. ун-т. Оренбург : ОГУ, 2023. С. 812-816.

6. Струзберг Г.В. Интеграционное взаимодействие вузов с субъектами рынка труда / Г.В. Струзберг, Ю.Н. Никулина // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всерос. науч.-метод. конф. (с междунар. участием). М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Оренбургский. гос. унт». Электрон. дан. Оренбург, 2015. С. 1445-1450.

References:

1. Professional standard «Specialist in the organization and provision of tourist services». URL : https://russiatourism.ru/upload/iblock/400/profstandart_ tourism.pdf (date of the application 05.10.2023).

2. Federal Law of December 29, 2012 № 273-FZ (as amended on October 7, 2022) «On Education in the Russian Federation». URL : https://sh-kumakskaya--solileckij-r56.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/ GIA_11/273-fz.pdf (date of the application 05.10.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Kilpatrick W.H. The Project Method: The Use of the Purposeful Act in the Educative Process // Tearhers College Columbia University. 1929. 24 p.

4. Avgustova Yu.V. Historical and pedagogical aspect of the development of practice-oriented education in domestic pedagogy / Yu.V. Avgustova // Bulletin of the Perm State Humanitarian Pedagogical University. Ser. № 3. Humanities and social sciences. Perm. state humanit.-ped. univ. Perm, 2020. Vol. 1. P. 95-100.

5. Kutsenko E.I. Experience of applying a practice-oriented approach in the process of teaching students in the field of training «Personnel Management» / E.I. Kutsenko // University complex as a regional center of education, science and culture: collection. materials Vseros. scientific method. conf. Orenburg. state univ. Orenburg : OSU, 2023. P. 812-816.

6. Struzberg G.V. Integration interaction of universities with labor market subjects / G.V. Struzberg, Yu.N. Nikuli-na // University complex as a regional center of education, science and culture: materials of the All-Russian Federation. scientific method. conf. (with international participation). Ministry of Education and Science of Russia. Federation, Feder. state budget. education institution of higher education prof. education Orenburg. state univ». Orenburg, 2015. Р. 1445-1450.

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Куценко Екатерина Ивановна

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры управления персоналом,

сервиса и туризма,

Оренбургский

государственный университет кеЮ5@та1!.ги

ОЯСЮ 0000-0002-5860-542Х

об авторе

Ekaterina I. Kutsenko

Candidate of Economic Sciences,

Associate Professor,

Associate Professor of the Department

of Personnel Management, Service and Tourism,

Orenburg State University

ORCID 0000-0002-5860-542X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.