Научная статья на тему 'Технологии проблемно ориентированного обучения в профессиональном туристском образовании'

Технологии проблемно ориентированного обучения в профессиональном туристском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОБЛЕМНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TOURIST EDUCATION / МЕТОД ПРОЕКТОВ / PROJECT METHOD / PROBLEM BASED LEARNING TECHNOLOGIES / PROBLEM BASED LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брель Ольга Александровна

Рассматривается роль современных технологий проблемно ориентированного обучения в профессиональном туристском образовании. Подчеркивается важность проблемно ориентированного обучения в развитии творческих способностей обучающихся. Особое внимание уделяется технологии проектной деятельности (методу проектов) как одному из видов проблемно ориентированного обучения в профессиональной подготовке специалистов сферы туризма. Описывается опыт внедрения метода проектов в образовательный процесс на разных ступенях профессионального туристского образования.The article examines the role of modern technologies problem based learning in professional tourism education. Emphasizes the importance of problem based learning in the development of creative abilities of the students. Special attention is paid to technology project work (project method) as a form of problem based learning in the professional training of specialists in the sphere of tourism. Describes the experience of implementation of a method of projects in educational process at different stages of professional tourism education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брель Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии проблемно ориентированного обучения в профессиональном туристском образовании»

УДК 378.1

О.А. Брель,

Кемеровский государственный университет

Технологии проблемно ориентированного обучения в профессиональном туристском образовании

Инновационные процессы, происходящие в настоящее время на мировом туристском рынке и в нашей стране, требуют от образовательных учреждений подготовки высококвалифицированных специалистов новой формации и предоставления им качественного профессионального туристского образования.

Для этого необходимо использовать новые технологии и методики обучения. Разумное сочетание традиционных методов обучения и инновационных образовательных технологий способствует развитию профессиональных интересов обучающих-

Кемеровский государственный университет

ся и эффективной их подготовке к практической деятельности.

Среди таких инновационных образовательных технологий можно выделить технологии проблемно ориентированного обучения (от англ. PBL - Problem Based Learning), которые помогают развивать творческие способности обучающихся, создавать конкурентный туристский продукт и продвигать его на рынке, приобретать навыки работы в коллективе, устанавливать социально-эмоциональные контакты с будущими клиентами и др.

Под проблемно ориентированным обучением мы понимаем си-

стему методов и приемов организации деятельности обучающихся путем создания проблемных ситуаций, обеспечивающих включение механизмов мышления и поведения, направленных на решение поставленной учебной проблемы. Таким образом, основная идея технологий проблемно ориентированного обучения заключается в том, что отправной точкой обучения является проблема, которую обучающиеся должны решить. При этом главным является не просто решение выдвинутой проблемы, а вовлечение студентов в процесс поиска знаний, которые им необходимы для разрешения этой проблемы.

Использовать технологии проблемно ориентированного обучения можно в любой отрасли науки. Не являются исключением туризм и туристское образование, где особенно актуально внедрение в программу обучения студентов методов и технологий проблемно ориентированного обучения. При этом нужно учитывать, что для достижения наибольшей эффективности этой технологии необходимо пересмотреть организацию образовательного процесса, уделяя особое внимание включению элементов проблемно ориентированного обучения в различные виды деятельности обучающихся, что предполагает внесение изменений в план проведения занятий, а также в методику оценивания знаний. Тем не менее реальное построение этой техно-

© Брель О.А., 2015 22

ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА БРЕЛ Ь

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой геологии и географии Кемеровского государственного университета. Сфера научных интересов: педагогика, высшее профессиональное образование, профессиональное туристское образование, рекреационная география и туризм. Автор более 60 публикаций

Рассматривается роль современных технологий проблемно ориентированного обучения в профессиональном туристском образовании. Подчеркивается важность проблемно ориентированного обучения в развитии творческих способностей обучающихся. Особое внимание уделяется технологии проектной деятельности (методу проектов) как одному из видов проблемно ориентированного обучения в профессиональной подготовке специалистов сферы туризма. Описывается опыт внедрения метода проектов в образовательный процесс на разных ступенях профессионального туристского образования.

Ключевые слова: технологии проблемно ориентированного обучения, проблемно ориентированное обучение, туристское образование, метод проектов.

The article examines the role of modern technologies problem based learning in professional tourism education. Emphasizes the importance of problem based learning in the development of creative abilities of the students. Special attention is paid to technology project work (project method) as a form of problem based learning in the professional training of specialists in the sphere of tourism. Describes the experience of implementation of a method of projects in educational process at different stages of professional tourism education.

Key words: problem based learning technologies, problem based learning, tourist education, project method.

1 f l 1

логии будет существенно отличаться в зависимости от вуза и от направлений подготовки, на которых внедряются эти технологии. Существует целый ряд подходов к использованию технологий проблемно ориентированного обучения в вузах. Достаточно интересной, на наш взгляд, кажется классификация М. Савин-Бадена, который систематизирует эти технологии, выделяя проблемно ориентированное обучение для:

- овладения знаниями;

- междисциплинарного понимания и осмысления;

- межотраслевого обучения;

- профессиональной деятельности;

- формирования критических компетенций [1].

Выбор технологии зависит как от уровня профессионального образования (бакалавр, магистр), так и от поставленной цели. В любом случае перед обучающимися ставится проблема, взятая из реальной жизни, и предлагается инструментарий для ее решения. В ходе решения этой проблемы студенты узнают, чего им не хватает для достижения цели с помощью тех или

иных инструментов, и что необходимо восполнить самостоятельно. То есть обучающиеся должны прийти к пониманию не только того, какие знания имеются у них для решения этой проблемы, но и каких знаний им не хватает, определить разрыв между реальными знаниями и знаниями, необходимыми для поиска решения. Кроме того, они должны думать, как получить недостающие знания, поделиться ими с участниками группы и включиться в совместный процесс поиска решений поставленной проблемы. Это существенно отличается от традиционного построения образовательного процесса, где на основе конкретной предложенной теории приводятся доказательства и объяснения. В технологиях проблемно ориентированного обучения используется обратное движение от проблемы к теории, что способствует переходу студентов из состояния пассивного слушателя в положение активного творца и исследователя.

При реализации технологий проблемно ориентированного обучения в профессиональном туристском образовании необхо-

димо учитывать, что выдвигаемая преподавателем учебная (научная) проблема должна быть:

- актуальной проблемой из реальной жизни, адаптированной для образовательных целей и связанной с направлением и профилем подготовки обучающихся;

- интересной, имеющей большую практическую значимость в туристской деятельности;

- четко сформулированной и комплексной, включающей несколько взаимосвязанных событий, ситуаций,явлений.

Роль и функции преподавателя заключаются в организации работы студентов: сопровождение обучающихся, наблюдение за ними, реагирование на их идеи, высказывание им конкретных замечаний. Но при этом преподаватель не должен предлагать готовые решения и навязывать собственные идеи обучающимся.

Неотъемлемой частью технологий проблемно ориентированного обучения является работа обучающихся в малых группах, даже если конечным результатом является защита студентом выпускной квалификационной работы или индивидуального проекта. Все индивидуальные защиты должны быть частью общегруппового проекта, во главе которого лежит основное решение поставленной проблемы. А индивидуальные проекты и выпускные (дипломные) работы должны раскрывать эту проблему более подробно, освещать ее прикладные аспекты и др.

Работа над проектами и выработка стратегии решения проблемы занимают достаточно много времени. В связи с этим применение технологий проблемно ориентированного обучения подразумевает затраты не только учебного времени, но и внеаудиторного. Кроме того, эту проблему нужно решить во время освоения студентами ряда дисциплин. То есть занятие в микрогруппах должно быть запланировано при подго-

товке рабочих программ дисциплин, например на отдельных семинарских занятиях, на которых предусмотрено освоение тех или иных компетенций, способствующих решению поставленной проблемы.

В рамках проблемно ориентированного обучения могут реали-зовываться различные типы проектов. Это определяется целевой установкой, особенностями изучаемых дисциплин, уровнем подготовки аудитории. В настоящее время в профессиональном туристском образовании в вузах наиболее оптимальными считаются четыре типа проектов: информационные, творческие, исследовательские и прикладные.

Информационные проекты наиболее просты в осуществлении, так как носят ознакомительно-ориентировочный характер и направлены прежде всего на поиск, анализ и предоставление конкретной информации по заданной теме (проблеме). Такие проекты

могут быть использованы в любой туристской дисциплине с целью ознакомления обучающихся с отдельной темой или дисциплиной в целом. Итогом этого проекта чаще всего является презентация результатов с использованием мультимедиа или других средств наглядности. Информационные проекты в силу своей доступности и малозатратности по времени могут с успехом использоваться на всех уровнях профессионального туристского образования.

Так, в своей практической деятельности мы применяем информационные проекты в процессе преподавания целого ряда дисциплин в вузе. Приведем пример, используя дисциплину «География туризма», которая преподается бакалаврам по направлению подготовки «Туризм». Одной из тем в ее содержании является «Туристская типология стран мира по Всемирной туристской организации». В рамках этой темы студенты не просто знако-

мятся с типами стран по уровню развития туризма, но и получают задание: на примере отдельно взятой страны разработать конкретный проект (в зависимости от полученного задания) и презентовать его аудитории с применением методического приема «рекламное бюро». Проект должен обязательно включать SWOT-анализ (от англ. Strengths, Weaknesses, Opportunities and Threats), который заключается в выявлении сильных и слабых сторон страны в развитии туризма, возможностей и угроз, а также в поиске путей повышения эффективности развития туринду-стрии в целом или отдельного вида туризма, определенного туристского региона страны. Кроме того, проект может включать и другие аспекты. Суть приема «рекламное бюро» заключается в умении преподнести свой проект (в нашем случае, свою страну) в наиболее привлекательном виде, сделав акцент на преиму-

Студенты знакомятся с технологиями проблемно ориентированного обучения

ществах и приглушив недостатки туристского объекта; разрекламировать его так, чтобы туристы захотели поехать именно туда. При этом необходимо так грамотно и корректно предупредить о слабых сторонах этого местечка и потенциальных угрозах, чтобы не оттолкнуть, не напугать туриста, а в будущем - не потерять клиента.

Студенты работают в группах по 4-5 человек. Им предлагаются путеводители по странам,туристские справочники, рекламные туристские проспекты, статьи, журналы. Кроме того, у каждой группы имеется доступ к компьютеру и возможность выхода в Интернет. Работа рассчитана на 6 академических часов. Как правило, студенты работают над проектом и во внеаудиторное время, разделяя обязанности внутри группы, каждый из них выполняет отдельную часть задания, ищет конкретный материал. На аудиторных занятиях группа объединяет добытые материалы,знания и решения в одну общую идею (комплекс идей), вырабатывает стратегию защиты проекта, готовит его презентацию. Приведем несколько примеров практико-ориенти-рованных заданий по дисциплине «География туризма».

1. Выявите факторы, которые послужат катализатором развития туризма в странах, относящихся по классификации Всемирной туристской организации к периферийной зоне в состоянии стагнации (на примере любой страны из этой группы стран, на выбор).

2. Используя знания по географии России и других стран, объясните, какое влияние оказывает большая территория на развитие туризма в стране - благоприятствует или затрудняет развитие этой отрасли?

3. Охарактеризуйте современное состояние туриндустрии в странах, относящихся к зоне интенсивного развития туризма (на примере любой страны из этой

группы стран, на выбор). Какие тенденции вы можете выявить?

Творческие проекты направлены на развитие креативного мышления обучающихся, поиск нестандартных, инновационных путей решения проблемы. Хотя они в основном ориентированы на практическую реализацию результатов, но способствуют и развитию самостоятельности в принятии решений, приобретению опыта работы в коллективе, учат находить и принимать решения в нестандартных жизненных ситуациях. Они готовят обучающихся к работе с исследовательскими проектами, предоставляя возможность находить решение проблемы в более свободной, креативной форме. Этот тип проектов также может применяться на всех уровнях туристского образования, начиная с довузовского.

Достаточно успешным считаем внедрение творческих проектов в работу туристско-краевед-ческих клубов для школьников, функционирующих на базе вузов в системе довузовской подготовки. Наш опыт организации клубной туристско-краеведче-ской работы позволяет привести пример применения творческих проектов в рамках клуба «Гео&Гео», созданного на базе Кемеровского государственного университета для школьников образовательных учреждений Кемеровской области. В клубе занимаются учащиеся 9-11-х классов, проявляющие интерес к туристско-краеведческой деятельности. Занятия в вузе проходят один раз в неделю, у школьников есть доступ к литературе, справочникам, компьютерам с выходом в Интернет. Учащимся предлагается разработать творческий экскурсионно-туристский проект на тему «Лучшее путешествие по родному краю», целью которого является повышение туристской привлекательности региона. В ходе работы над про-

ектом школьники не только учатся работать в группах, презентовать свои идеи, но и больше узнают о своей малой родине в процессе поиска решения поставленной перед ними задачи. Проект направлен также на развитие творческого мышления обучающихся, формирование положительных чувств к родному краю, туристско-краеведческой грамотности и др. К работе со школьниками привлекаются не только преподаватели, но и студенты, которые обучаются на направлениях, связанных с туризмом и географией, что способствует усилению эффективности профориентационной работы. Обязательным условием представления проекта является его креативность и неординарность, чтобы проект был уникален и не похож на другие, уже существующие в регионе. Как показала практика, представление подобных проектов возможно не только в форме мультимедиа-презентации, но и в виде стендов, агитбригад, экскурсионных буклетов, рекламных проспектов и др.

Исследовательские проекты являются наиболее сложными и трудоемкими, они предполагают деятельность обучающихся, направленную на осмысление и решение наиболее значимой, актуальной проблемы в сфере туристской индустрии, и предусматривают возможность практической реализации результатов. Исследовательские проекты требуют соблюдения всех основных этапов научного процесса в решении поставленных задач и являются основой выпускной квалификационной (дипломной) работы обучающегося.

Прикладные проекты представляют собой синтез всех вышеописанных проектов и направлены на развитие и совершенствование практических навыков и умений обучающихся. Реализация такого рода проектов предполагает соответствующий уро-

вень теоретическом и практической подготовки обучающихся и наличия у них исследовательских навыков, четкого обозначения будущего результата познавательной, исследовательской и профессиональной деятельности обучающихся. Прикладные проекты предусматривают их рецензирование, презентацию и демонстрацию путей внедрения приобретенных знаний и умений в практику не только коллегам по проектному коллективу, преподавателям, но и работодателям, представителям бизнеса и власти с целью их дальнейшей практической реализации. Именно практическая реализация результатов является главной целью прикладных проектов.

Успешным опытом считаем внедрение в образовательный процесс исследовательских и прикладных проектов в рамках технологий проблемно ориентированного обучения, который мы

Занятия по спортивному ориентированию

переняли у коллег и партнеров по проекту «ТЕМПУС» из Ольборгско-го университета (Дания).

TEMPUS (от англ. Trans-European Mobility Programme for University Studies) - это программа трансъевропейской мобильности в области университетского образования. Она способствует развитию сотрудничества в сфере высшего образования между высшими учебными заведениями в государствах - членах Европейского союза и странах-партнерах. Эти виды проектов мы используем при подготовке магистров, а также в программах дополнительного профессионального образования. Приведем несколько наиболее успешных тематик, которые легли в основу исследовательских проектов магистров по направлению подготовки «Туризм», обучающихся по программе дополнительного профессионального образования «Рекреационная география и туризм».

1. Разработка инновационных механизмов привлечения клиентов в туристскую фирму (на примере конкретного туристского предприятия).

2. Создание и продвижение фирменного стиля туристской фирмы и его влияние на имидж туристского предприятия (на конкретном примере).

3. Инновационные подходы к изменению тактики продвижения туристских услуг с целью привлечения клиентов.

4. Особенности организации питания туристов в гастрономических турах и анализ их впечатлений от кухни конкретной дести-нации.

Подобного рода проекты рассчитаны на длительное время (2-4 семестра). Их конечным результатом может стать выпускная квалификационная работа.

Необходимо отметить, что кроме проектной деятельности в подготовке специалистов сферы туризма нами достаточно успешно применяются кейс-технологии, портфолио-технологии и другие технологии проблемно ориентированного обучения.

Таким образом, несмотря на энергозатратность и сложность разработки и внедрения,техноло-гии проблемно ориентированного обучения в профессиональном туристском образовании дают целый ряд преимуществ, главные из которых - это предоставление обучающимся возможности научиться учиться, достигать цели самостоятельно, взаимодействовать со сложными реальными повседневными ситуациями, находить решение проблемы, развивать ключевые компетенции, необходимые в дальнейшей профессиональной деятельности в сфере туризма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Savin-Baden M. Problem-based Learning in Higher Education: Untold Stories. SRHE and Open University Press, Buckingham, 2000. 160 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.