са в вузе и библиографической деятельностью библиотек. Именно возможности гипертекстовых технологий наилучшим образом призваны содействовать формированию у студентов представлений о мире знаний во всем его многообразии. Гипертекстовая учебная информация, создаваемая в библи-отечно-информационной среде, создает потребность в качественно ином образовании, в том числе с использованием гипертекстов. Последовательное накопление в этом направлении знаний по дисциплине «Библиографическая деятельность библиотеки» позволит в дальнейшем перейти к обобщению материала по взаимодействию в гипертекстовом режиме разделов дисциплины и выявлению для них некоторой общей знаниевой основы предмета даже в условиях ги-пертекстуализации культуры и образования [2, с. 4].
Качественному изучению студентами дисциплины «Библиографическая деятельность библиотеки» способствует сейчас и дуальная система профессиональ-
ного образования. В подготовке выпускников по направлению «Би-блиотечно-информационная деятельность» принимают участие специалисты библиотек области непосредственно на базе инфор-мационно-библиографическо-го отдела Белгородской государственной универсальной научной библиотеки и других библиотек области. Они проводят занятия, мастер-классы, организуют экскурсии и все виды практик, реализуют практические, творческие, курсовые и дипломные работы. Получившая признание дуальная система профессионального образования позволяет совмещать теоретическую и практическую подготовку, свидетельствует о согласованном взаимодействии, в этой системе студент переходит в активного потребителя учебной информации, включается в процесс библиографической деятельности как будущий специалист. Это дает основания как для формирования структуры дисциплины, так и повышения качества профессиональной подготовки специалиста.
Литература
1. Сагитова Л.К., Шадрина В.Н. Краеведческий компонет в учебно-исследовательской деятельности кафедры // Образование и общество. 2014. № 4. С.118-120.
2. Склярова Е.А. Гипертекстуали-зация библиотечно-информацион-ной образовательной среды. Казань, 2011.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки «Библиотечно-информаци-онная деятельность (квалификация (степень) "бакалавр")». URL: http: // zhurnal.mipt.rssi.ru.
4. Шадрина В.Н. Гипертекстуали-зация библиотечно-образовательной деятельности как условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов // Пути модернизации научно-исследовательской и образовательной деятельности в сфере культуры и искусства: материалы 3-й Междунар. науч.-прак-тич. конференции (Краснодар, 5 апреля 2013 года). М., Краснодар, 2013. С.182-187.
УДК 378. 1
О.А. Брель,
Кемеровский государственный университет
Применение мультимедийных технологий в профессиональном туристском образовании
Повышение качества подготовки кадров является основной задачей развития системы высшего профессионального образования на современном этапе. Не исключением является и туристское образование, актуальность которого стремительно возрастает в связи с активным развитием туристской индустрии в нашей стране.
Современный компетентност-ный подход в профессиональном туристском образовании на-
правлен на формирование целого ряда компетенций у обучающихся, необходимых для их академической подготовки и осуществления будущей профессиональной деятельности. Важными в этом перечне являются компетенции в области современных информационных и коммуникационных технологий. Например, студент должен обладать способностью к реализации туристского продукта с использованием информацион-
ных и коммуникативных технологий; владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством обеспечения информацией в туристской деятельности и быть готовым работать в глобальных компьютерных сетях [3]. В связи с этим необходим поиск новых методов, приемов и технологий преподавания дисциплин с использованием
© Брель О.А., 2015 88
Рассматривается роль современных мультимедийных технологий в профессиональном туристском образовании. Подчеркивается актуальность использования мультимедиа в контексте компетентностного подхода в туристском образовании. Приводятся результаты опроса преподавателей и студентов вузов, обучающихся на туристских специальностях и направлениях, которые отражают различные аспекты использования мультимедиа в обучении. Освещаются преимущества и недостатки применения мультимедийных технологий в образовательном процессе вуза.
Ключевые слова: мультимедийные технологии, туристское образование, качество образования.
The article aimed at showing the value of modern multimedia technologies in professional tourist education. The relevance of multimedia use in the context of competence-based approach for tourist education is emphasized in the article. The paper reports the results of a teachers' and students' survey, who're enrolled in the tourist occupations and areas and reflect different aspects of the multimedia use in education. Advantages and shortcomings of multimedia technologies' application in educational process are revealed.
Key words: multimedia technologies, tourist education, quality of education.
современных средств обучения. Одной из таких образовательных технологий является использование мультимедиа в преподавании вузовских дисциплин.
Многие туристские дисциплины, такие как «География туризма», «Рекреационно-туристское страноведение», «Туристские ресурсы регионов», «Историко-культурное наследие стран и регионов», «Курортология» и др., достаточно трудно преподавать без наглядного представления информации. Практически невозможно показать «на пальцах» огромный объем картографического материала, не всегда доступного на бумажных носителях, большинство туристских объектов, достопримечательностей, уникальных природных явлений в разных регионах мира. Поэтому большое значение в преподавании дисциплин по направлению подготовки «Туризм» имеют различные способы визуализации информации и формирования образного мышления у будущих специалистов сферы туризма, что позволяет облегчить восприятие и усвоение большого объема информации (турист-ско-географических номенклатур, статистических данных, научных фактов).
Мультимедийные технологии предоставляют широкие возможности для разработки и чтения лекционных курсов в новом нетрадиционном виде. Информация предоставляется студентам в наглядной и образной форме с помощью иллюстраций, видеофрагментов, анимации и гипертекста. Контекстное меню позволяет перейти к нужному слайду, вернуться к просмотренным слайдам, переходить к вопросам и заданиям для проверки усвоения текущего материала, знакомить с определениями туристских терминов и понятий, проводить контрольное тестирование по пройденным темам.
Кроме того, при чтении лекций можно использовать интерактивные ссылки на интернет-ресурсы,
поисковик по ключевым словам, средства анимации: всплывающие объекты, перемещение, цветовые эффекты и др. [2].
Мультимедиа дает возможность демонстрировать в ходе лекции на экране изображения объектов: статичных и динамичных, плоских и объемных. С применением мультимедиа возможен переход от одних объектов к другим в любой последовательности, можно наложить их друг на друга, увеличить фрагменты, а также компоновать на одном экране несколько сюжетов, что позволяет сопоставлять и сравнивать представляемые туристские объекты.
Использование мультимедийных технологий дает возможность, например, совмещать показ видеофильмов о конкретных туристских объектах с текстовыми комментариями и статистическим материалом, сопровождать демонстрацию аудиальными средствами обучения (словесное описание объекта со звуковыми эффектами). С использованием мультимедийной аппаратуры у преподавателей отпадает необходимость приносить на лекции рулоны карт и других наглядных пособий и тратить время на их развешивание и закрепление. Значительную часть наглядного материала можно хранить в циф-
ровом виде и при необходимости выводить на большой экран.
Широкие возможности мультимедиа предоставляет не только в демонстрации различных туристских объектов, достопримечательностей в конкретных странах и регионах нашей страны, особенностей туристских дестинаций в лекционных курсах, но и при выполнении практических работ. Так, например, в преподавании дисциплины «География туризма» на практических занятиях предусмотрено составление визитной карточки страны, поэтому давать обучающимся весь материал только на бумажных носителях становится неэффективно и очень неудобно, тогда как мультимедиа позволяет отразить этот материал в более наглядном, объемном, динамичном виде. Кроме того, в работах по сравнительному анализу развития туризма в разных странах мира необходимо составлять достаточно объемные таблицы с целым рядом пунктов и характеристик. Объяснить и наглядно отобразить такой объем информации с использованием бумажных носителей, мела и обычной доски очень проблематично, а тем более многократно воспроизвести, когда занятие проходит несколько раз в разных студенческих группах. Объяснение этого материала
с применением мультимедиа в режиме презентации позволяет не только отразить ход и логику выполнения практической работы, но и одновременно научить студентов сравнивать и анализировать разные статистические данные, демонстрировать цифровой материал, строить графики, диаграммы, демонстрировать карты регионов, туристские маршруты, объекты, достопримечательности, необходимые для полной характеристики туристской территории и др. Появляется возможность неоднократно демонстрировать материал студентам, которые не усвоили его с первого раза. При работе с мультимедийными курсами улучшается восприятие информации, в результате чего повышается уровень усвоения и запоминания материала.
Усиление наглядности изучаемого материала в практической деятельности студентов активизирует их познавательные возможности и повышает мотивацию обучения. Видео- и фотоматериалы развивают образное мышление, формируют полноценные общие и единичные представления об объектах и явлениях, прежде всего географических, что необходимо для будущей профессиональной деятельности, так как без знаний географии невозможно стать квалифицированным специалистом в сфере туризма (уметь ориентироваться по географическим картам, знать географическую номенклатуру страны и туристские маршруты, природные особенности туристской дестинации, пригодность климата для конкретного вида туризма и конкретной целевой аудитории и др.).
Необходимо отметить, что разработка мультимедийных лекций и практических занятий в режиме презентации - это процесс трудоемкий, требующий от преподавателя дополнительных затрат времени и энергии. Но затраты оправдывают себя, так как разработанный мультимедийный курс
может использоваться многократно и требовать лишь определенных дополнений, изменений и уточнений, если это необходимо.
Значительные преимущества мультимедиа имеет также в использовании средств обучения, основным из которых традиционно является учебник. Мультиме-дииный учебник - это средство обучения нового поколения, сочетающее в себе элементы разных видов компьютерных программ и целый ряд функций [1]. Одна из важных функций мультимедиа-учебников - организация самостоятельной работы студентов. Студенты имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающие, тренировочные, итоговые) и тестовых заданий, вести учет результатов. При этом студенты могут дополнительно использовать информацию из учебной и научной литературы, атласа и других средств обучения.
Большое значение имеет применение мультимедийных технологий и при защите курсовых и выпускных квалификационных работ. Оформление презентаций докладов с использованием программы РошегРоШ уже стало традиционным в большинстве образователь-ныхучреждений.
Кроме того, на современном этапе развития высшего профессионального туристского образования актуальным становится проведение вебинаров, телемостов с профессионалами этой сферы деятельности, работодателями, зарубежными вузами и др., а также дистанционных лекций и мастер-классов ведущими специалистами индустрии туризма. Все эти возможности в полной мере предоставляют современные мультимедийные технологии.
Нами был проведен опрос среди преподавателей и студентов, обучающихся на туристских специальностях и направлениях под-
На конференциях 13%-
Другое 7%
На лекциях
V
На защитах курсовых, выпускных арбот 32%
1
к
На практических и семинарских занятиях 9%
Рис. 1. Использование мультимедийных технологий в учебном процессе вуза (по мнению студентов)
готовки в вузах Кемеровской области. Одной из задач исследования было выявление уровня информированности студентов об использовании мультимедийных технологий в процессе обучения в вузе. На вопрос: «Где в вашем обучении наиболее часто используются мультимедийные технологии?», студенты ответили следующим образом (рис. 1).
Как показали результаты исследования, наиболее часто мультимедийные технологии студенты используют на лекционных занятиях (39%) и на защитах курсовых и выпускных квалификационных работ (32%).
Ввиду того, что лекция-презентация (слайд-шоу) является самым популярным методом, где применяются мультимедийные технологии в вузах, мы предложили студентам и преподавателям назвать основные преимущества и недостатки этого метода. Результаты опроса студентов представлены в табл. 1, а преподавателей - в табл.2.
Необходимо отметить, что некоторые критерии, которые преподаватели считают преимуществами, студенты отнесли к недостаткам. Так, преподаватели считают, что лекция-презентация позволяет развивать у студентов все каналы восприятия и запоминания информации, зрительную и механическую память, образное и логиче-
Таблица 1
Преимущества и недостатки использования мультимедийных технологий в образовательном процессе (по мнению студентов)
Преимущества Недостатки
1. Наглядность, визуально представленный материал лучше запоминается 2. Более интересная форма учебного занятия 3. Использование видеоматериалов, которые позволяют переключиться с одной деятельности на другую 4. Возможность эмоциональной разгрузки 5. Возможность виртуально побывать во многих уголках мира, увидеть туристские регионы, страны и достопримечательности не выходя из аудитории 6. Возможность копирования материалов и использования их для подготовки к экзаменам и зачетам 1. Нужно одновременно смотреть, слушать и записывать, что не всегда позволяет хорошо усвоить материал 2. Быстрый темп работы на лекции (быстрая смена слайдов не всегда позволяет успевать записывать необходимую информацию) 3. Несинхронизированность слайдов с текстом лекции (на слайдах одно, преподаватель говорит о другом, а студенту не понятно, что конкретно записывать) 4. Сокращение взаимодействия и живого общения с преподавателем
Таблица 2
Преимущества и недостатки использования мультимедийных технологий в образовательном процессе (по мнению преподавателей)
Преимущества
1. Широкие возможности, предоставляемые программой разработки презентаций PowerPoint
2. Повышение эффективности усвоения материала за счет наглядных методов обучения (большого количества иллюстраций, карт, схем, таблиц, фотографий и др.)
3. Возможность передачи большего объема материала, чем при традиционной форме проведения лекции
4. Развитие у студентов всех каналов восприятия и запоминания информации (зрительного, слухового, образного, механического и др.), визуально-образного мышления
5. Четкое структурирование материала и экономия времени на учебном занятии (не нужно каждый раз писать формулы, делать рисунки на доске)
6. Возможность отображения объектов в 3D-проекции (в динамике)
7. Возможность демонстрации видеоматериалов (фильмов, роликов и др.).
8. Возможность проведения виртуальных экскурсий по странам и регионам нашей страны и показа туристских объектов в любой точке планеты
9. Предоставление материалов студентам для самостоятельной работы (возможность копирования)
10. Возможность своевременной корректировки и добавления информации по мере ее обновления и др.
Недостатки
1. Требуют больших затрат времени для подготовки к занятию (подбор, поиск и оформление материала)
2. Необходимость постоянно обновлять материалы, так как они устаревают, становятся неактуальными
3. Низкое качество конспектов лекций у студентов из-за их неумения вычленять главное в предоставляемой информации
4. Необходимость подстраиваться под разный темп работы студентов (регулировать скорость смены слайдов)
5. Очень трудно учесть особенности усвоения материала студентами, отличающимися каналами восприятия информации (аудиалы, визуалы, кинестетики)
6. Могут возникнуть проблемы с техническими средствами обучения, которые не всегда может решить сам преподаватель.
7. Привыкание к этой форме проведения лекционного занятия и в связи с этим сложности в подаче материала в традиционном виде в случае недоступности компьютера и проектора для демонстрации лекции
ское мышление и др. Студенты же, в свою очередь, отмечают, что зачастую сложно одновременно слушать преподавателя, смотреть на слайды и конспектировать информацию в тетрадь, а если лектор ведет занятие в форме диалога, то еще и отвечать на вопросы. Переключаясь с одной формы восприятия материала на другую, по мнению студентов, можно пропустить важную информацию.
Учитывая перечисленные достоинства и недостатки лекций с использованием мультимедийных технологий, студентам было предложено определить предпочтение той или иной формы лекционных занятий. Необходимо было сделать выбор между традиционными лекциями (без использования презентации), лекциями-презентациями и комбинированными лекциями (часть материала предоставляется на слайдах, часть дается в традиционной форме, включая живое общение-диалог с преподавателем). Результаты исследований показали, что большинство студентов отдали предпочтение комбинированным лекциям (рис. 2).
Это подтверждают и мнения преподавателей, которые отмечают, что «золотая середина» в применении мультимедийных технологий позволяет добиваться от студентов более высокого качества конспектов лекций и лучшей подготовки к практическим занятиям, промежуточным и итоговым формам контроля.
Итак, несмотря на выявленные недостатки, преимуществ у мультимедийных технологий гораздо больше. Но необходимо помнить, что применение мультиме-дииных технологий в туристском образовании по принципу «чем больше, тем лучше», не является оправданным. Всего должно быть в меру, мультимедийные технологии должны сочетаться с другими инновационными технологиями и традиционными методами обучения, тогда это будет способство-
% 60 50
54
40 -30 -20 10
Рис. 2. Предпочтения студентов к определенной форме лекционных занятий (с использованием или без использования мультимедиа)
вать повышению эффективности образовательного процесса и качества подготовки специалистов.
Таким образом, использование мультимедийных технологий в туристском образовании позволяет: - создавать и демонстрировать анимационные файлы достопримечательностей, природных процессов и явлений, традиций и обрядов народов разных стран мира с сопровождением картографическими и фотографическими материалами;
- создавать текстовые файлы о туристских маршрутах, странах, объектах, природных процессах и явлениях;
- использовать звуковые эффекты уникальных природных процессов и явлений с сопровождением рассказа преподавателя;
- создавать мультимедийные презентации и использовать их в учебном процессе, при оформлении докладов, защите курсовых, выпускных квалификационных работ, диссертационных исследований;
- разрабатывать и создавать электронные учебно-методические пакеты, включающие в себя курсы лекций, практические занятия и задания для самостоятельной работы студентов;
- разрабатывать и проводить виртуальные экскурсии, позволяющие за небольшой промежуток времени посетить большое количество достопримечательностей в разных уголках нашей планеты;
- читать лекции и доклады, проводить мастер-классы, веби-нары в системе презентации звука, текста, карты, рисунков, фото-
графий и видеофрагментов, в том числе и дистанционно.
В туристском образовании у мультимедийных интерактивных средств обучения большое будущее, так как они позволяют преподавателю и студентам управлять потоком информации, акцентируя внимание на наиболее интересных, значимых или сложных моментах изучаемого материала, делать подачу информации более интересной и запоминающейся.
Литература
1. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. М., 2003. С. 35-48.
2. ТомилинА.К. Разработка и методика использования мультимедийных лекций // Высшее образование сегодня. 2014. № 9. С. 3-6.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 «Туризм (квалификация (степень) "бакалавр")». Режим доступа: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/96991.
УДК 378.1, 004.4
В.И. Токтарова, А.А. Пантурова, Марийский государственный университет
0
Педагогическое проектирование сценария обучения в электронной информационно-образовательной среде на основе
познавательных стилей*
В настоящее время в связи с динамичным развитием системы образования и информационных технологий электронное обучение (е-!еагп1пд) претерпевает значительные изменения. Формирование механизмов опережающего обновления содержания образо-
вания, создание высокотехнологичной информационно-образовательной среды рассматриваются как стратегические задачи реализации электронного обучения и являются показателями эффективности реализации государственной программы Российской
Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы».
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» большое внимание уделяется созданию условий для функционирования электронной информационно-образователь-
* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации для молодых российских ученых, проект № МК-1634.2014.6.
© Токтарова В.И., Пантурова А.А., 2015